«Реализация конфликта интересов в системе политического и государственного управления США и России



страница1/4
Дата22.07.2016
Размер0.62 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет Прикладной политологии

Кафедра Политического поведения


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему «Реализация конфликта интересов в системе политического и государственного управления США и России (сравнительный анализ)»

Студент группы № 441

Бабенко А.В.


Руководитель ВКР

Панфилова Е.А.

Москва, 2013

Содержание

№ страницы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……………………………….. 3-7


Глава 1. Конфликт интересов……………………………………………………...8-15

Глава 2. Реализация конфликта интересов в США начала XX в.………….16-31

Глава 3. Реализация конфликта интересов в России 1992-1997…………..32-51

Заключение…………………………………………………………………...53-57

Список использованной литературы………………………………………..58-62

Введение


В период 2008- 2012 года на волне антикоррупционных процессов, под руководством экс-президента Дмитрия Медведева, постепенно начали приниматься антикоррупционные законы, среди которых - закон об обязательной декларации доходов и имущества государственных чиновников. Произошёл ряд скандальных антикоррупционных дел против отдельных, власть предержащих, лиц - губернаторов, министра и т.д. Активизировалась деятельность блоггеров, практически самостоятельно расследовавших отдельные случаи правонарушений в данной области. Проблеме коррупции посвящено множество статей и заметок в различного рода, печатных изданиях.

В этой связи ключевым понятием, которое возникает при рассмотрении каждого отдельного коррупционного правонарушения является конфликт интересов. Подробному изучению данного термина посвящено настоящее исследование.

Конфликт интересов представляет собой ситуацию возникновения у государственного служащего нескольких возможных вариантов действия, следующих за «столкновениями» его интересов. При исполнении обязанностей, госслужащий имеет возможности исполнять их согласно требованиям его службы или согласно его собственным нуждам, интересам его близкого окружения - друзей, родственников, однокурсников и т.д.

Данная ситуация выбора при исполнении своих полномочий возникла, безусловно ранее, чем сам термин, определяющий её. В данном исследовании конфликт интересов исследуется на примере двух стран - США начала XX века и Российской Федерации в конце девяностых годов XX века.

В исследуемых случаях имел место конфликт интересов, достигший своей предельной стадии - «захвата государства»- воздействия бизнес - элит на политические круги, конкретно - на процесс принятия политических решений на уровне страны. Рассмотрим подробнее указанные определения на примере каждой из двух стран.

Начало двадцатого века в Америке часто именуется в литературе как период формирования и правления восьми семей. Под этим подразумевалось влияния, оказываемое данными семьями на процесс принятия политических решений на федеральном уровне. В число «восьми семей» входили известные американские магнаты, среди которых Рокфеллеры, Вандербильты, Морганы. «Семьи» были объединены, в том числе, и благодаря совместной бизнес-деятельности. Консолидированность способствовала осуществлению усиленного давления на органы государственной власти.

Показательным примером реализации конфликта интересов в случае США начала двадцатого века является пример Нельсона Олдрича- сенатора, возглавлявшего Финансовый Комитет в Сенате. Дочь сенатора, Эбби Олдрич была женой сына Джона Рокфеллера. Соответственно, автоматически у сенатора Олдрича возникает конфликт интересов, выраженный в столкновении интересов его близкого круга и «служебных» интересов, в осуществлении своих обязанностей. Решения, принятые Финансовым Комитетом Сената, в начале XX века могут быть свидетельством осуществления конфликта интересов в сторону создания благоприятного режима для бизнеса семьи Рокфеллеров.

В России, в конце двадцатого века, возникла ситуация влияния бизнес-кругов на процесс принятия политических решений . Падение Советского Союза, резкое разрушение прежней экономической системы , создание новой правовой системы, активизация политической жизни и некоторые другие условия, сделали возможным создания возможностей для соединения возможностей «капитала» и возможностей , полученных при условия занятия высокого политического статуса.

В России очевидными примерами возможного присутствия конфликта интересов является назначение на должность Министра по Внешним экономическим связям в 1991 году Петра Авена, который после ухода с занимаемого поста перешел в бизнес-структуры, позже стал партнером Михаила Фридмана, руководителя «Альфа- банка», которому, в свою очередь, был обеспечен «режим благоприятствования».

Другой пример реализации конфликта интересов является совмещение Владимиром Потаниным, поста заместителя Председателя Правительства с осуществлением деятельности на посту главы «Онэксим банка» и « Онэксим- груп». Для данных компаний был создан «режим благоприятствования» . Кроме того, ключевым вопросом смены экономической системы стала проблема приватизации. Залоговые аукционы были использованы объединёнными политическими и бизнес-кругами.

Данный период, после выборов Президента РФ 1996 года, был назван «Семибанкирщиной». Причина наименования- осуществление воздействия на органы государственной власти и на политическую жизнь страны со стороны семи влиятельных банкиров.

Важно отметить, что по правовым нормам изучаемых периодов, государственные служащие, осуществлявшие конфликт интересов, не совершали противозаконных деяний. Только с позиции современных правовых норм они оцениваются как нарушение должностных обязанностей. В изучаемые периоды данные деяния являлись скорее нормальной, распространённой и принятой нормой поведения.

Таким образом, были представлены некоторые примеры осуществления конфликта интересов в условиях смен экономических, политических систем. Но, важно отметить, что в обоих случаях, США и России, возникла ситуация «захвата государства»- ситуация доминирования конфликта интересов в политической системе отдельной страны, возникшей в результате отсутствия правового и административного регулирования, что стало способствующим фактором усиленного и консолидированного воздействия бизнес-элит на политическую систему отдельной страны.

Цель данного исследования- изучение реализации конфликта интересов в системе политического и государственного управления США и России (сравнительный анализ).

Цели исследования:


  1. Изучить конфликт интересов как форму коррупционного поведения

  2. Изучить конкретные примеры конфликта интересов на примерах двух изучаемых стран.

  3. Изучить сложившуюся политическую ситуацию в США начала XX века и России девяностых годов XX века.

  4. Изучить причины «усиленного» возникновения конфликта интересов и «захвата государства» в переходные периоды развития рассматриваемых стран.

Объект исследования - конфликт интересов. Предмет исследования-конкретные формы проявления конфликта интересов в двух изучаемых странах.

Гипотеза исследования - нестабильные периоды в развитии стран, характерной чертой которых является отсутствие достаточного правового и административного регулирования политической сферы, являются источником возникновения широкого распространения конфликта интересов, доведённого до степени «захвата государства».

В данной ситуации пример Соединённых штатов Америки будет полезным для применения в современной России, столкнувшейся с теми же проблемами, что и США начала XX века.

Методология включает в себя сравнительный анализ и ретроспективный анализ.

Используемые методы в исследовании: изучение биографий, исторической литературы, архивных документов , сравнение фактов и документов.

Структура исследования представляет собой поэтапный анализ конфликта интересов на примере США и Российской Федерации.

Первая глава посвящена изучению теории конфликта интересов, причин его возникновения и вариантов его проявления.

Вторая глава изучает проявление конфликта интересов на примере США начала двадцатого века.

Третья глава посвящена изучению российского примера осуществления конфликта интересов в нестабильный период развития.

Выводы работы включают обязательные рекомендации для современной России по существующим проблемам.

Глава Первая.

Конфликт интересов.

Данная глава посвящена исследованию термина «конфликт интересов». Исследуются теоретические аспекты данного понятия. Данная глава является вспомогательной для исследования примеров реализации конфликта интереса в США начала XX века и России конца XX века. После изучения конфликта интереса, будет рассмотрен термин «захват государства», ситуации, где конфликт интересов является одной их характерных черт и проявлений «захвата»; предельная форма реализации конфликта интересов.

Конфликт интересов является центральным понятием данного исследования. Термин «конфликт интересов» является социологическим концептом, так как его можно изучить только через поведение служебного лица и способ выполнения им социальной роли1.

Согласно нормативному определению, ФЗ от 25 декабря 2008 года, конфликт интересов рассматривается через призму «личной заинтересованности» лица, которая может повлечь за собой негативные последствия2. Данные последствия проявляются в недолжном и в недобросовестном исполнении своих служебных обязанностей. Другая сторона последствий проявляется в отношении граждан. Общественные интересы, интересы граждан РФ, в результате преследования личной выгоды служебным лицом, могут быть в значительной степени ущемлены. Таким образом, понятие «конфликт» включает такую характеристику, как противоречие. Конфликт подразумевает наличие некоторой конкуренции. В ситуации рассмотрения конфликта интересов, следует говорить о наличии конкуренции между «правильным» и «неправильным» выбором, выбирающий субъект – лицо, занимающее государственную должность. Объекты выбора - возможные действия субъекта- соответствующие его служебным обязанностям или несоответствующие его служебным обязанностям. Последние возникают по причине преследования лица, занимающего государственную должность, личных целей, выгод.

Необходимо исследовать более подробно структуру возникновения конфликта интересов. Так как последствия реализации конфликта интересов затрагивают, прежде всего, интересы общества.

Следует отличать причины возникновения конфликта интересов и условия для возникновения конфликта интересов. К основным видам причин возникновения конфликта интересов относятся объективные причины и субъективные причины3.

Объективные причины связаны с собственно структурой государственной службы, правовым обеспечением, выполнением и «прописанием» служебных обязанностей и технологической составляющей управленческого процесса.

Субъективные причины соотносятся с ментальными особенностями личности, занимающего государственную должность. Здесь главными причинами реализации конфликта интересов становится , во-первых, наличие высокого уровня потребностей лица, которые невозможно удовлетворить с помощью привилегий занимаемого поста. Во- вторых, особенность развития моральных качеств личности.

Для изучения последующих примеров реализации конфликта интереса в США и России, представляется важным тот факт, что особенно частой причиной возникновения конфликта интересов становится период избирательных кампаний и выборов4. Политик, в интересах обеспечения победы себе или своей партии, принимает помощь от групп интересов. Это может оказать воздействие на принимаемые им решения в случае победы.

Условия возникновения зависят от уровня степени развития государства, его политической и социально-экономической сфер. Данное утверждение подтверждается следующим примером. Наиболее частое и систематическое проявление конфликта интересов возникает в нестабильных, переходных ситуациях развития государства. К примеру, политическое и экономическое развитие США в начале двадцатого века; ситуация смены политической, экономической и социальной системы государства, в которой оказалось новое государство Российская Федерация в последнем десятилетии двадцатого века. В последней ситуации одним из важных механизмов перехода стала приватизация государственного имущества.

Приватизация является распространённым механизмом реализации конфликта интересов5. При процессе перехода собственности, из государственного в частный сектор экономики, автоматически возникает комплекс возможностей для проявления личной заинтересованности круга государственных лиц, принимающих решения относительно правил и принципов передачи активов. Возможными вариантами проявления здесь конфликта интересов здесь является воздействие на данных лиц со стороны участников конкурса на приобретение государственного имущества, в виде взятки, либо в виде выгодной должности на приватизируемом предприятии. Другой вариант связан с заинтересованностью о включении в список претендентов на участие в непосредственно конкурсе. То есть «вход» и «выход» являются наиболее возможными вариантами реализации конфликта интересов.

Особо следует рассмотреть непосредственно способы реализации конфликта интересов. Здесь можно выделить следующие основные типы6:

Ситуации, при которых непосредственное исполнение служебных обязанностей затрагивает родственников и близких людей служебного лица.

Ситуации, связанные с трудоустройством после выполнения служебных полномочий на предприятия, с которыми имелись отношения на служебной деятельности. И обратные ситуации, связанные с продолжением отношений с бывшим работодателем на государственной службе.

Ситуации, связанные с преодолением служебных запретов: использованием служебной информации, получением наград от иностранных государств.

Ситуации подкупа должностного лица подарками

Ситуация обладания «ценными бумагами, банковскими вкладами»

К основным способам решения конфликта интересов можно отнести правовые и неправовые формы решения; позитивные и негативные. К правовым относится чёткое правовое обеспечение и информирование о ситуации конфликта интересов, информирование со стороны служебного лица о возможном наличии у него конфликта интересов при отправлении своих обязанностей. К неправовым можно отнести соответствующее воспитание и обучение будущего служебного лица. К примеру7, в ряде стран есть некоторые методы, которые могут быть использованы. В Сингапуре, в вузы соответствующего профиля, производится чрезвычайно тщательный отбор абитуриентов, создаются условия для надлежащего образования будущих чиновников8.

Позитивным решением конфликта интересов можно условно считать такое решение, которое сохраняет принцип служения общественным интересам. Негативное решение конфликта интереса можно считать такое решение служебного лица, которое преследует личные выгоды и интересы служебного лица в ущерб общественным и государственным интересам.

Высшая степень реализации конфликта интересов происходит в ситуации. Подходящей под определение «захвата государства» 9. В определённой литературе более правильным переводом «state capture» считается «скупка государства», «узурпация государства», иногда - «приватизация государства» 10 .

Захват государства представляет собой систематические действия круга лиц (частных лиц, организаций), имеющих целью влияние на государственную политику, через воздействие на законодательную ветвь власти, одним из направлений деятельности которой является составление и принятие законов. Особенно стоит отметить, что инструментом воздействия на служебных лиц становится обещание и предоставление различных выгод, «личных благ» 11. Инструмент воздействия является однозначно нелегальным- может носить форму взятки, обещания занимания поста после государственной службы.

Захват государства характеризуется следующими принципами: закрытость воздействия и незаконность инструментов воздействия. Субъектами, осуществляющими негативное воздействие, могут быть: частные лица, представители общественных организаций, представители бизнес- структур.

Воздействие осуществляется на разные структуры государственной власти, не только на законодательную ветвь власти.

Не представляется однозначным факт, что российская приватизация середины девяностых подходит под определение захвата государства. Чертой захвата государства является осуществление воздействия на государственные институты с внешней стороны. Российский случай является спорным с той точки зрения, что личная заинтересованность и воздействия осуществлялись с внутренней стороны. Это одна версия. Общей чертой данных процессов является преследование государственных служащих частных интересов в ущемление общественных интересов12.

Захват государства возможен в переходных государствах. Был проведен опрос Всемирным Банком в конце девяностых годов двадцатого века в бывших странах коммунистического блока, с характерными экономическими параметрами (наличие централизованной экономики). Для данного типа государств характерны следующие черты:



  1. Низкий уровень правового обеспечения

  2. Низкий уровень контроля

  3. Формирование новых политических, экономических институтов

Наличие данных условий создаёт основу для создания нерегулируемых каналов воздействия на государственные органы.

В ситуации захвата государства конфликт интересов становится последствием осуществления незаконного воздействия на служебное лицо. Конфликт интересов - одна из основных форм проявления захвата государства. Перед служебным лицом открываются дополнительные возможности при отправлении своих служебных обязанностей. Способ решения данного конфликта интересов в условиях транзита государственного устройства остаётся без должного правового регулирования. Таким образом, у служебных лиц наиболее возможным способом решения конфликта интересов при транзите государства является «негативный» вариант - осуществление стремления к личной выгоде в ущерб общественным выгодам и интересам.

Отдельно следует рассмотреть особый тип субъекта, осуществляющего воздействие на государственную политику. Данный тип условно именуется «бароны - разбойники». В обеих рассматриваемых ситуациях – США начала XX века и РФ в последнем десятилетии XX века, данный тип проявляется достаточно отчётливо. Данный термин является переводом английского « robber barons»13. В западных источниках данный термин наиболее часто применяется по отношению к известным магнатам США конца XIX- начала XX века.

Термин «бароны - разбойники» также был использован западными журналистами по отношению к новым российским банкирам: Владимиру Потанину, Виноградову, Березовскому и другим14.

Глава Вторая

Реализация конфликта интересов в США начала XX века

В данной главе исследуются примеры конфликта интересов, осуществлённые в США, в начале двадцатого века. Структура главы следующая: исследование политико-экономической ситуации США начала двадцатого века. Определяются экономическое и правовое состояние основных институтов, временные рамки. Далее рассматриваются одиночные субъекты захвата государства, и их соединение в более узкий круг, воздействующий на государственные органы. Подробно изучается влияние представителей формирующихся «Восьми семей» через примеры реализации конфликта интересов.

Политико-экономическая ситуация. На рубеже XIX и XX века США находились в переходной экономической ситуации. Данный период именуется периодом первоначального накопления капитала, «примитивным капитализмом». Этап «накопления капитала» длился примерно три десятилетия, с окончания Гражданской войны в 1865 году и завершился в конце XIX-первом десятилетии XX века. Происходило усиленное экономическое развитие, бум в нескольких отраслях экономики, быстрые изменения в технологиях: усложнение и усовершенствование технологий15. Согласно общепринятой точке зрения, рассматриваемый временной период в экономических секторах создавались монополии: стальная, нефтеочистительная, угольная и другие. К примеру, в 1880-х годах корпорация Рокфеллера контролировала практически весь нефтеочистительный рынок16. Монопольный контроль (особенно над железными дорогами) вызывало недовольство мелкого и среднего бизнеса. Некоторые исследователи называют данный период «депрессией бизнеса». Тем не менее, среди современных западных экономистов, монополизированность отельных секторов экономики в США конца XIX века ставится под сомнение17.

Ключевой переменой в социальной жизни стал переход от аграрного общества к индустриальному обществу. К концу XIX века соотношение людей, принадлежащих к рабочему классу, стало примерно равным числу фермеров18. Создание монополий раскололо общество на две части. Средний и мелкий бизнес, фермеры, организованно выступали против монополистов. В данных условиях возникло движение «Прогрессистов», объединяющее «недовольные» слои общества - в том числе бедные слои общества и городское население. Кроме того, данный период был отмечен усиленным проявлением социального возмущения: в 1902-1903 гг. произошли многочисленные забастовки среди рабочих. В 1903 году прошло более 3000 забастовок.

Для данного этапа характерно практически отсутствие должного правового регулирования в отношении представителей крупного бизнеса. Первые антитрестовские законы были противоречивы и мало применялись19. Причина - в установившихся тесных связях между Властью и растущим бизнесом. В конце XIX века - начале XX века коррупцией были поражены городские власти, власти штатов и федеральный уровень. В последнюю четверть XIX века влияние бизнеса на власть стало очевидным. Главы государства открыто реализовывали конфликт интересов: Президент Гаррисон до и после окончания президентских полномочий был юридическим консультантом железнодорожных корпораций; Президент Кливленд после пребывания на посту президента становится юридическим консультантом газовых корпораций20.

В условии пассивности государства в отношении крупного Бизнеса, усилились позиции СМИ. Многочисленные факты о всепроникающей коррупции стали известны благодаря проводимым журналистским расследованиям. «Разгребателями грязи» расследовались истории создания крупного бизнеса, факты слияния Бизнеса и Власти.

Таким образом, при рассмотрении политических, экономических и социальных изменений, можно утверждать, что конец XIX –начало XX века был нестабильным периодом времени в развитии США. Политические институты, ослабленные коррупцией, недостаточно контролирующие экономическую ситуацию, имели потенциальную возможность стать объектом захвата со стороны более организованной силы.

Период двух президентских сроков Теодора Рузвельта 1901- 1904, 1905-1909, позволяет располагать довольно открытыми и известными общественности примерами реализации конфликта интересов и «захвата государства». Глава государства инициировал проведение расследований в отношении корпораций, публично открывал факты влияния Бизнеса на представителей Власти. Данная деятельность позволяет раскрыть масштабы влияния Бизнеса на власть накануне и в начале двадцатого века. Теодор Рузвельт предпринял попытку изменить расстановку сил в отношении Бизнес-Власть. До настоящего времени остается не выяснен вопрос, в чьих именно интересах действовал Президент - прогрессистов или корпораций, но он должен был найти политический компромисс. были координаты, в которых действовал Президент США, Теодор Рузвельт при вступлении на пост и которые влияли на способ решения им конфликта интересов.



«Бароны-разбойники» - формирование «Восьми семей». К концу XIX века элита США проходила стадию трансформации. Сохранялись старые локальные элитные группы, эмигрировавшие после 1840 из Германии банкиры: Леманы; Куны и Лебы ( связанные с немецкими банкирами Варбургами); Голдманы и Саксы21. Но после Гражданской войны возникли два главных института, сформировавших новый «Upper class»- инвестиционные банки и трастовые компании22. Данные механизмы были использованы «баронами-разбойниками» ( в некоторых источниках - «бароны-грабители», «пираты»). Данный термин обозначает предпринимателей, накопивших капитал специфическими и незаконными методами. «Бароны-разбойники»- обычный термин, который употребляется по отношению к американским предпринимателям конца девятнадцатого века. Джон Пирпойнт Морган и Джон Рокфеллер, основатели династий Морганов и Рокфеллеров, являются примерами «баронов - разбойников».

Основное отличие нового класса - контроль над всей экономикой государства23. Расширение влияния невозможно было осуществить без содействия политических кругов. Следствие - давление своих интересов и смешение элиты(данные П. Берча: при Кливленде Гаррисоне- 91,7%)24. Происходит постепенное расширение представителей бизнеса во власти. Формула конца XIX века становится фраза «политика-это бизнес» 25. «Захват государства» происходил постепенно.


Каталог: data -> 2013
2013 -> Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Журналистика»
2013 -> Инструментальная среда имитационного моделирования распределенных систем мобильных агентов
2013 -> Программа дисциплины концепции и концептуальный анализ в математике и гуманитарном знании
2013 -> "Применение инструментов конкурентной разведки для анализа конкурентоспособности компании"
2013 -> Программа учебной дисциплины «Психология»
2013 -> Сетевой образовательный клуб «Некрасовская республика»: самоорганизация, саморазвитие, сотворчество. «Некрасовская республика»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница