Реализация функций общения при дистанционном обучении



Скачать 51.54 Kb.
Дата09.07.2016
Размер51.54 Kb.
Абылайхан С.М.

Карагандинский государственный университет им. Е.А. Букетова

Караганда, Казахстан

saltok_jan@mail.ru



РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИЙ ОБЩЕНИЯ

ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ
В ХХI веке человек столкнулся с массой новых для него проблем: миграция, эмиграция, необходимость быстро адаптироваться в новых, совершенно непривычных для него условиях, необходимость четко ориентироваться, быстро принимать решения и т.д. Чтобы достойно жить в современном обществе необходимо иметь возможность получить нужное образование, своевременно сменить работу, повысить квалификацию в избранной области. Но такое образование можно получить не везде и не каждый человек имеет достаточно средств, чтобы, покинув семью, привычную работу, оплатить транспортные расходы, проживание по месту учебы.

Дистанционное обучение – обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно.

Дистанционное обучение, индивидуализированное по самой своей сути, не должно вместе с тем исключать возможностей коммуникации не только с преподавателем, но и с другими партнерами, сотрудничества в процессе разного рода познавательной и творческой деятельности [1].

О роли общения в обучении говорили многие исследователи: А.А. Бодалев, В.С. Грехнев, В.А. Кан-Калик, Л.А. Петровская и др. Они выделяют 5 основных функций общения: прагматическая, реализуемая в процессе совместной деятельности; формирующая, изменяющая и формирующая психический облик студента; функция подтверждения, способствующая самопознанию и самоутверждению студента; поддержание межличностных отношений; внутриличностная функция общения, реализуется в общении человека с самим собой, то есть это рефлексия.

Таким образом, нельзя недооценивать роль общения в обучении.

Целями стимулирования общения в дистанционном обучении являются: улучшение психологического комфорта студента при обучении на дистанционном курсе; улучшение мотивации познавательной деятельности; присвоение способов деятельности, принятых в группе; развитие критического мышления и инициативности; улучшение саморегуляции деятельности за счет регулярного применения самоконтроля и взаимоконтроля; повышение эффективности обучения.

Зарубежные исследователи (Дж. Диз, Р.Д. Шан и др.) выделяют следующие механизмы общения, задействованные в дистанционном курсе: перцептивный (отвечающий за восприятие друг друга); интерактивный (отвечающий за организацию взаимодействия); коммуникативный (отвечающий за обмен информацией) [2].

В дистанционном обучении осуществляются различные виды взаимодействия.

При взаимодействии преподавателя с группой основным является постановка целей и анализ результатов деятельности студентов.

При осуществлении взаимодействия преподавателя со студентом, преподаватель осуществляет руководство действиями отдельного студента, дает советы, рекомендации, анализирует результаты деятельности.

При взаимодействии студента с преподавателем, когда обучаемый осуществляет запрос, сообщающий преподавателю, в каком именно знании он сейчас нуждается, здесь происходит осознание студентом своего незнания, вычленение его как отдельной категории. Формулируя, в чем он испытывает трудность, студент учится предвидеть возможные трудности других в усвоении данного материала. Студент учится самостоятельно ставить проблему. Кроме того, при общении по данной схеме студент может представлять результаты своего труда.

Взаимодействие студента с другими студентами при дистанционном обучении вначале возникает стихийно. Как правило, первыми вступают в контакт наиболее активные участники дистанционного курса.

Сотрудничество с референтными партнерами, т.е. при взаимодействии группа-группа является необходимым условием инициативности студента в действиях, формирующих способность к рефлексии. В учебной деятельности сотрудничество с сокурсниками является существенным моментом присвоения понятий. У студентов, участвовавших в групповой работе, рефлексивные способности формируются значительно более эффективно, чем у студентов, осваивавших понятия самостоятельно или только в ходе общего обсуждения. Студенты отстаивают собственную точку зрения и изучают возможные варианты интерпретации информации. Студент учится ставить проблему, планировать пути ее возможного решения и непосредственно осуществлять решение.

На начальных стадиях дистанционного курса используются три первых варианта, когда координатор общается с группой и с каждым студентом в отдельности. Однако для наибольшей эффективности курса необходимо, чтобы студенты начали общаться между собой, чтобы началось развитие группы, которое психологи называют динамикой группы. Под групповой динамикой психологи понимают «совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в малой группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие» [3].

Важнейшими из таких процессов являются: процесс образования малой группы; развитие группы, т.е. прохождение определенных стадий; процессы групповой сплоченности; распределение ролевых позиций и выделение лидеров; нормообразование, т.е. выработка групповых мнений, правил и ценностей; групповое принятие решений; разрешение внутригрупповых противоречий.

Для запуска вышеназванных процессов формирования группы можно использовать следующие средства.

Для механизма перцепции на этапе формирования группы каждый студент создает свою личную страничку, которая поможет остальным членам группы и координаторам составить впечатление о человеке. В этой своеобразной визитной карточке используются четыре элемента: фотография (она не должна быть официальной), описание профессиональных интересов, хобби и электронный адрес. После представления всех участников группы (в том числе координаторов, которым обязательно нужно иметь такие визитные карточки), начинается непосредственно взаимодействие.

Данные страницы дают возможность найти общие интересы различных студентов, которые и послужат исходной точкой для запуска интерактивного механизма. Для организации подобного взаимодействия можно давать студентам задания, направленные одновременно на овладение техническими возможностями используемых средств обучения и на контакт со студентами.

Для запуска механизма коммуникации необходимо использование групповых форм работы.

Для общения телекоммуникационные сети представляют возможности использования электронной почты, списков, рассылок, форума, чата, доски объявлений, видеоконференции.



Таким образом, необходимо уделять особое внимание осуществлению общения при дистанционном обучении, т.к. познавательное и творческое сотрудничество положительным образом скажется на эффективности усвоения знаний обучаемыми.
Список использованной литературы:

  1. Дистанционное обучение: Учеб. пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 192 с.

  2. Андрианова Г.А. Виды учебной деятельности школьников в дистанционном обучении / Интернет-журнал «Эйдос». – 2004. – 16 мая.

  3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 375с.

Каталог: conf -> ek2010 -> sbornik
conf -> Информация о результатах контрольного мероприятия
conf -> Научный совет ран по проблемам физиологии
conf -> Принципы совершенствования государственной кадастровой оценки земель поселений с населением свыше 10 000 человек
conf -> Рассмотрим мнения исследователей М. К. Касвинова, Е. Д. Черменского и А. Я. Авреха
conf -> Нанесение жаропрочных эрозионностойких покрытий сваркой взрывом
sbornik -> Состояние и проблемы нормативно-правового регулирования дистанционного обучения
sbornik -> Современные технологии и компоненты учебно-методических комплексов для высшей школы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница