Рассмотренно



Скачать 241.38 Kb.
Дата28.02.2016
Размер241.38 Kb.


РАССМОТРЕННО

МО учителей химии, биологии, географии

МАОУ «СОШ № 12 с УИОП»

г. Стерлитамак РБ

пр. № ____от «____» ______ 2015г.

__________ А.Ю. Боровикова




УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «СОШ № 12 с УИОП»

г. Стерлитамак РБ

____________ Е.Н. Маркелова

Приказ № _________

от «______»___________ 2015г.


Демонстрационный вариант

контрольно-измерительных материалов

для проведения промежуточной аттестации

по географии за курс 8 класса

2014-2015 учебный год
Информация к экзаменационной работе

На выполнение экзаменационной работы по географии отводится 2 урока (90 минут). Экзаменационная работа состоит из 30 заданий.

Советы и указания по выполнению работы. Работа содержит 17 заданий с выбором одного верного ответа из четырёх предложенных. Для заданий с выбором ответа в бланке ответов № 1 запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, справа от номеров соответствующих заданий, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждый символ (буква, цифра) пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Работа содержит 22 задания с кратким ответом (из них 3 задания, требующих записи ответа в виде слова или сочетания, и 19 заданий, требующих записи ответа в виде числа или последовательности цифр). Ответы на эти задания укажите сначала на листах черновой работы, а затем перенесите в бланк ответов №1.

Ответы на задания с кратким ответом следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Каждый символ пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными образцами. Если в задании в качестве ответа требуется указать последовательность цифр, то при переносе ответа на бланк следует указать только эту последовательность, без запятых, пробелов и прочих символов. Если ответ на задание имеет единицу измерения, то при переносе ответа на бланк следует записать только полученное число. Единицы измерения в ответе указывать не надо.

Работа содержит 3 задания (14, 20, и 23), на которые следует дать полный развёрнутый письменный ответ. Ответы на эти задания записываются на бланке № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ на него.

При выполнении работы разрешается использовать географический атлас, линейку, транспортир и непрограммируемый калькулятор.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Оценивание работы: Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Для успешного прохождения промежуточной аттестации необходимо набрать не менее 12 баллов. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Желаем успеха!
1. В каком океане средняя температура поверхностных вод больше?

1) Тихом 2) Атлантическом

3) Севером Ледовитом 4) Индийском

2. С какими из перечисленных стран Россия имеет сухопутную границу?

1) Эстония и Грузия 2) Швеция и Армения

3) Болгария и Молдавия 4) Турция и Иран

3. На какой из перечисленных территорий горные ледники занимают большие площади?

1) Сихотэ – Алинь 2) Алтай

3) Кавказ 4) Урал
4. Для режима какой из перечисленных рек России характерно весеннее половодье летом, а осенью возможны ливневые паводки?

1) Зея 2) Амур

3) Волга 4) Анадырь
5. В честь С.И. Челюскина назван…

1) остров 2) горный хребет

3) мыс 4) пролив
6. Группа зарубежных туристов своими глазами хочет увидеть хрупкую природу Заполярья. Какой заповедник им необходимо для этого посетить?

1) Окский 2) Лазовский

3) Таймырский 4) Буреинский



Задания 7, 8 выполняются с использованием приведённого ниже графика

7. Определите количество атмосферных осадков, выпадающих в пункте В в ноябре. Ответ внесите в бланк №1 (значение в мм), словами кажите вид осадков.



8. Определите годовую амплитуду температур воздуха в пункте В. Ответ внесите в бланк №1 (значение в 0С).



9. В какой из перечисленных частей России средняя плотность населения наибольшая?

1) северной 2) южной

3) северо-западной 4) восточной
10. В каком климатическом поясе находится часть территории Австралии, показанной на карте штриховкой?
1) экваториальном 2) умеренном

3) субэкваториальном 4) тропическом


11. Установите соответствие между рекой и цифрой, которая обозначена на карте. Перенесите полученную последовательность цифр в бланк №1, где соответствие определяется таким образом: А - …, Б - …, В - … (вписываются только цифры)






РЕКА




ЦИФРА

А)

Амазонка




1

Б)

Нил




2

В)

Янцзы




3










4










5

12. Какой из океанов загрязнен в наименьшей степени?

1) Атлантический 2) Южный

3) Тихий 4) Северный Ледовитый
13. О каком природном явлении говорится в следующем описании?

Густым белым безмолвием он висел над землей, мягко окутывая холмы и лес, погружая все живое в таинственную пелену. Жители деревни, которые в это мрачное осеннее утро оказались на воздухе спешили вернуться домой.

1) Туман 2) Снег 3) Град 4) Гололед


Задания 14 – 15 выполняются с использованием текста, приведенного ниже

В 1888 году ожил вулкан Бандай - Сан в Японии, уничтоживший 11 деревень; в 1951 году 5000 человек стали жертвами вулкана Лемингтон в Новой Гвинее. Наконец, в 1956 году произошло самое сильное извержение XX в. - взрыв считавшегося потухшим вулкана Безымянного на Камчатке.
14. Почему в Японии, Новой Гвинее и на Камчатке происходят извержения вулканов? Обоснованный ответ запишите на отдельном бланке №2, указав сначала номер задания?
15. На территории какого из перечисленных государств наиболее вероятны извержения вулканов?

1) Япония 2) Белоруссия

3) Австралия 4) Великобритания
16. Какой из городов имеет наибольшую численность населения

1) Самара 2) Новосибирск

3) Казань 4) Санкт - Петербург
17. Определите, какой город имеет географические координаты 19° с.ш. и 99° з.д. Перенесите название города в бланк №1, буквы вносите в каждую клеточку в соответствии с образцом.


Задания 18-21 выполняются с использованием приведенной ниже карты

18. Определите по карте расстояние на местности по прямой от школы до дома лесника. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами в бланк №1 (вносится только цифра).
19. Определите по карте азимут, по которому надо идти от точки от школы до дома лесника. Ответ запишите цифрами в бланк №1 (вносится только цифра).

20. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для тренировок школьной горнолыжной секции. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов. Обоснованный ответ запишите на отдельном бланке №2.

21. Карты какого географического района России необходимо выбрать, чтобы определить местоположение Красноярского края?

1) Европейский Север 2) Восточная Сибирь

3) Урал 4) Дальний Восток
22. Во время экскурсии учащиеся сделали схематическую зарисовку залегания горных пород на обрыве в карьере



  1. известняк 2) суглинок с вулканами

3) кварц 4) гранит

Расположите показанные на рисунке слои горных пород в порядке увеличения их возраста (от самого молодого до самого древнего). Запишите получившуюся последовательность цифр в бланк №1 (вносятся только цифры).


23. Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя горизонтальный масштаб – в 1 см 50 м и вертикальный масштаб – в 1 см 10 м. Укажите на профиле знаком «×» местоположение дороги.



24. Определите, сколько времени будет в Южно-Сахалинске (VIII часовая зона), когда в Кургане (III часовая зона) - 10 часов утра? Ответ запишите цифрами.
25. В каком из обозначенных буквами на карте России пунктов средние температуры января самые низкие?

1) А 2) В 3) С 4) D


26. Установите соответствие между каждым из природных ресурсов и видом, к которому он относится.




ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ




ВИДЫ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

1)

энергия Солнца

А)

неисчерпаемые

2)

медные руды

Б)

исчерпаемые возобновимые

3)

каменный уголь

В)

исчерпаемые невозобновимые

4)

лесные







Создайте в черновике таблицу по образцу (смотри ниже) и запишите в нее буквы, соответствующие выбранным ответам. Перенесите последовательность букв в бланк №1.

1

2

3

4













27. Расположите регионы России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год. Запишите получившуюся последовательность цифр.

1) Камчатский полуостров

2) Калининградская область

3) Республика Башкортостан


28. Православие исповедует большинство верующих

1) тувинцев 2) карелов

3) татар 4) чувашей
29. В каком из городов 23 сентября (день осеннего равноденствия) солнце раньше всего по московскому времени поднимется над горизонтом?

1) Санкт – Петербург 2) Рязань

3) Астрахань 4) Тамбов

30. Определите регион России по его краткому описанию.

Эта республика имеет выход к побережью внутреннего моря – озера. По суше граничит с двумя зарубежными странами. Большую часть ее территории занимают горы. Сельские населенные пункты в горах называют аулами. В общей численности населения доля сельских жителей – около 60%. Население характеризуется многонациональным составом: здесь проживает более 130 народностей, наиболее многочисленными из которых являются аварцы и даргинцы.

В бланк ответов №1 впишите только название республики

(согласно образцу)



СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

За выполнение каждого из заданий с выбором ответа выставляется 1 балл, при условии, если обведен (отмечен) только один номер верного ответа. Если обведены (отмечены) и не перечеркнуты ДВА и более ответов, в том числе и правильный, то ответ НЕ ЗАСЧИТЫВАЕТСЯ.



задания

Ответ

1

1

2

1

3

3

4

3

5

3

6

3

7

40, снег

8

32

9

2

10

4

11

135

12

4

13

1

15

1

16

4

21

2

22

2134

25

3

28

4

29

3

За выполнение каждого из заданий с кратким ответом выставляется 1 балл, при условии, если записаны только соответствующие эталону ЧИСЛО, последовательность БУКВ или ЦИФР, СЛОВО или СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

задания

Ответ

17

Мехико

18

560, 570, 580

19

330, 340

24

5

26

АВВБ

27

132

30

Дагестан


Критерии оценивания заданий с развернутым ответом

14. Почему в Японии, Новой Гвинее и на Камчатке происходят извержения вулканов? Обоснованный ответ запишите на отдельном листе, указав сначала номер задания?

Элементы содержания верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)



Баллы

В ответе извержение вулканов объясняется положением территории на границе литосферных плит или в пределах Тихоокеанского огненного кольца.

Например:

* Япония, Новая Гвинея и Камчатка находится в зоне контакта литосферных плит.

* Указанные территории - часть Тихоокеанского огненного кольца, где землетрясения и вулканизм частые явления.


2

В ответе извержение вулканов объясняется расположением указанных территорий в пределах сейсмического пояса или на островной дуге.

Например:

* На карте видно, что здесь - сейсмический пояс.

*Япония, Новая Гвинея и Камчатка находятся в сейсмическом поясе, где часто происходят землетрясения.

*Здесь область развития океанической коры.



1

В ответе ничего не говорится, ни о сейсмических поясах, ни о литосферных плитах, ни о положении в пределах Тихоокеанского огненного кольца.

Например:

* Здесь часты землетрясения.

*Здесь есть действующие вулканы.


0







Максимальный балл

2

20. Оцените, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 и 3, наиболее подходит для тренировок школьной горнолыжной секции. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.

Элементы содержания верного ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)



Баллы

1) как более удачное место назван участок 3

2) в ответе говорится, что склон в пределах участка 3 достаточно крутой



ИЛИ

в пределах участка 2 очень пологий

3) в ответе говорится, что склон в пределах участка 3 не имеет препятствий

ИЛИ

что участок 3 находится в лесу






Указания к оцениванию




Ответ включает все три названных выше элемента

2

Ответ включает два (1-й и 2-й или 1-й и 3-й) из названных выше элементов

1

Ответ включает один (любой) из названных выше элементов

ИЛИ

все вышеперечисленные элементы отсутствуют



0

Максимальный балл

2


23. Постройте профиль рельефа местности по линии А – В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя горизонтальный масштаб – в 1 см 50 м и вертикальный масштаб – в 1 см 10 м. Укажите на профиле знаком «×» место положение шоссе (дороги).

1) горизонтальный масштаб профиля равен 1: 5 000 (длина горизонтальной линии основы профиля равна 80 ± 2 мм) и расстояние на рисунке в ответе от правой вертикальной оси до шоссе (дороги) – 38 ± 2 мм

2) форма профиля в основном совпадает с эталоном

3) на участке 1 склон круче, чем на участке 2






Указания к оцениванию




Ответ включает все три названных выше элемента

2

Ответ включает один (1-й)

ИЛИ

два (любых) из названных выше элементов



1

Ответ включает один (2-й или 3-й) из названных выше элементов

ИЛИ

все вышеперечисленные элементы отсутствуют



0

Максимальный балл

2


Кодификатор элементов содержания

для проведения промежуточной аттестации по ГЕОГРАФИИ

за курс 8 класса

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся 8-х классов по географии (далее - кодификатор) является одним из документов, определяющих структуру и содержание мониторингового исследования знаний обучаемых. Он составлен на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).

1. Элементы содержания экзаменационной работы, проверяемые обучающихся в 8-х классах общеобразовательных организаций по географии

Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания основных образовательных программ Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089).



В первом и втором столбцах таблицы указаны коды содержательных блоков, на которые разбит учебный курс. В первом столбце обозначены коды разделов (крупных содержательных блоков). Во втором столбце указан код элемента содержания (темы), для которого создаются проверочные задания.

Код раздела

Код элемента

Элементы содержания, проверяемые в ходе экзамена

1




ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ



1.1

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)



1.2

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия

2




ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК



2.1

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли




2.2

Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка



2.3

Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли



2.4

Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.



2.5

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Условия образования почв разных типов



2.6

Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные

3




МАТЕРИКИ, ОКЕАНЫ, НАРОДЫ И СТРАНЫ



3.1

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле



3.2

Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы



3.3

Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы

4




ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ



4.1

Влияние хозяйственной деятельности людей на природу



4.2

Основные типы природопользования



4.3

Стихийные явления в литосфере, гидросфере, атмосфере

5




ГЕОГРАФИЯ РОССИИ



5.1

Особенности географического положения России



5.1.1

Территория и акватория, морские и сухопутные границы



5.1.2

Часовые пояса



5.1.3

Административно-территориальное устройство России



5.2

Природа России



5.2.1

Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа



5.2.2

Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота



5.2.3

Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны




5.2.4

Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв



5.2.5

Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность



5.3

Население России



5.3.1

Численность, естественное движение населения



5.3.2

Размещение населения. Основная полоса расселения



5.3.3

Народы и основные религии России



5.3.4

Городское и сельское население. Крупнейшие города




5.4

Россия в современном мире

2. Требования к уровню подготовки учащихся 8–х классов по географии, освоение которых проверяется экзаменационной работой

Перечень требований к уровню подготовки учащихся 8-х классов основной школы, достижение которых проверяется мониторинговой работой по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.



В первых двух столбцах таблицы приведены коды требований, в третьем - требования к уровню подготовки выпускников, соответствующие этим кодам.

Код раздела

Код контролируемого требования (умения)

Требования (умения), проверяемые заданиями экзаменационной работы

1

Знать / понимать:



1.1

основные географические понятия и термины;



1.2

различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;



1.3

результаты выдающихся географических открытий и путешествий;



1.4

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их изменение в результате деятельности человека;



1.5

географическую зональность и поясность;



1.6

географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;



1.7

специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;



1.8

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений

2

Уметь:



2.1

определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;



2.2

выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;



2.3

описывать существенные признаки географических объектов и явлений;



2.4

объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;



2.5

составлять краткую географическую характеристику разных территорий;




2.6

приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания, а также крупнейших регионов и стран мира;



2.7

находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;




2.8

анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;




2.9

представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости

3

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:



3.1

определения поясного времени;



3.2

чтения карт различного содержания;



3.3

решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию


Шкала оценивания

за выполнение заданий экзаменационной работы

по ГЕОГРАФИИ обучающихся 8-х классов

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»


Общий балл

0 – 11

12-19

20 - 27

28-33



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница