Рабочая программа учебного курса по химии 9 класс (базовый уровень) Составитель



Скачать 250.81 Kb.
Дата02.04.2016
Размер250.81 Kb.
ТипРабочая программа

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя

общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных

предметов № 14 г. Химки

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ СОШ № 14 _____________________________

С.В. Вершинина

Приказ от «____» _______2014г № __________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса по химии

9 класс

(базовый уровень)

Составитель: Гаврилова Марина Николаевна

Фамилия, имя, отчество

Учитель химии первой квалификационной категории

Предмет, квалификационная категория

2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ, «Программы основного общего образования по химии 7-9 классы», автора О.С. Габриеляна, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. В учебном плане на химию в 9 классе выделено 2 часа.

Программа рассчитана на учебник Габриеляна О. С. Химия. 9 класс. — М.: Дрофа, 2013.

Изучение химии на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:



- освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В курсе 9 класса вначале обобщаются знания учащихся по курсу 8 класса, апофеозом которого является Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Кроме того, обобщаются сведения о химических реакциях и их классификации – знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, и способах управления химическими процессами. Затем рассматриваются общие свойства металлов и неметаллов. Приводятся свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов (простых веществ и соединений галогенов), как наиболее ярких представителей этих классов элементов, и их сравнительная характеристика. В курсе подробно рассматриваются состав, строение, свойства, получение и применение отдельных, важных в хозяйственном отношении веществ, образованных элементами 2 – 3 периодов.

Практические работы сгруппированы в блоки – химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков. Но и контроля качества их сформированности.

В связи с переходом основной школы на такую форму итоговой аттестации, как ОГЭ, в курсе предусмотрено время на подготовку к ней.



Содержание тем.


  1. Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Дать понятие о систематизации химических элементов, классификации их на металлы и неметаллы. Повторить основные, кислотные и амфотерные свойства оксидов и гидроксидов. Закрепить умение характеризовать свойства вещества.

Установить основу систематизации химических элементов. Ознакомить учащихся с периодическим законом, указывая на явление периодичности в изменении свойств элементов, расположенных в порядке возрастания их атомных масс. Познакомить с формулировкой и объяснить сущность периодического закона.

на основании знаний о закономерности строения атомов дать понятие о физическом смысле номера группы и периода, о причинах и характере изменения свойств химических элементов, простых и сложных веществ.

Ознакомить учащихся с теми возможностями, которые предоставляет периодическая система для характеристики элементов и их соединений. Развивать понятие о химическом элементе, характеризуя его по положению в периодической системе.




  1. Металлы

Ознакомить учащихся с положением металлов в периодической системе элементов, дать понятие о металличности как способности отдавать электроны, подчеркнуть сходство свойств металлов одних и тех же групп. Формировать общие аналогичные принципы описания строения и свойств металлов. Повторить понятие о металлической связи.

Ознакомить учащихся с важнейшими сплавами, их свойствами, применением. Развивать представления о важности применения сплавов металлов и неметаллов в технике, медицине и других областях жизни человека.

Формировать представления об общих свойствах металлов: взаимодействии их с кислородом, серой, галогенами на примере щелочных, щелочноземельных металлов, алюминия, некоторых металлов побочных групп.

Обобщить и систематизировать знания учащихся о строении, свойствах металлов и их соединений.



  1. Химический практикум

Развивать умение решать экспериментальные задачи, работать с оборудованием и химическими реактивами, делать выводы на основании выполненной работы.


  1. Неметаллы

Ознакомить учащихся с положением неметаллов в периодической системе. Общие свойства элементов – неметаллов, разнообразие форм простых веществ – неметаллов.

Галогены: изменение окислительно – восстановительных свойств галогенов. Кислород, важнейшие свойства и области применения. Простые и сложные вещества подгруппы серы; аллотропия. Серная кислота. Строение атома и молекулы азота, свойства подгруппы азота. Аммиак, его свойства. Азотная кислота и ее соли. Аллотропия фосфора, свойства фосфора, фосфорная кислота и ее соли, применение фосфора и его соединений. Минеральные удобрения. Подгруппа углерода. Строение атома и степени окисления углерода, аллотропия, химические свойства углерода. Оксиды углерода. Угольная кислота, карбонаты. Кремний и его соединения.

Обобщить и систематизировать знания учащихся о строении, свойствах неметаллов и их соединений.


  1. Химический практикум

Развивать умение решать экспериментальные задачи, работать с оборудованием и химическими реактивами, делать выводы на основании выполненной работы.


Тематическое планирование.



п/п




Темы разделов

учебного курса


Кол.

часов

Количество

уроков

к/р

лаб.

раб.

прак

раб.

1.

Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

9

1







2.

Металлы.

14

1







3.

Практикум «Свойства металлов и их соединений».

3







3

4.

Неметаллы.

26

1







5.

Практикум «Свойства металлов и их соединений».

4







4

6.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации.

12

1










Итого.

68

4




7


Требования к результатам освоения образовательной программы




п/п

Темы разделов

учебного курса

предметные

метапредметные

личностные

1.

2.

3.


4.

5.


Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

Металлы.


Свойства металлов и их соединений (химический практикум).

Неметаллы.

Практикум «Свойства металлов и их соединений».


Знать:

химические понятия:

химический элемент, атом; основные законы химии: Периодический закон.

Уметь:


-называть химические элементы по их символам; -объяснять:

физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп.

- характеризовать общие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов.

- объяснять и приводить примеры влияния некоторых факторов на скорость химических реакций.

Знать химические понятия:

окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

общие физические свойства металлов;

связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кристаллическая решётка).

Уметь


- называть соединения щелочных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);

- объяснять закономерности изменения свойств щелочных металлов в пределах главной подгруппы;

сходства и различия в строении атомов щелочных металлов;

характеризовать:

щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева

- объяснять закономерности изменения свойств щелочноземельных металлов в пределах главной подгруппы;

сходства и различия в строении атомов щелочноземельных металлов;

- характеризовать:

особенности строения атома железа по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III);

области применения железа.

- составлять молекулярные уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления – восстановления; уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов.

Уметь: характеризовать:

химические свойства металлов и их соединений;

составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений;

обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудованием;

использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами.

Знать химическую символику:

знаки химических элементов-неметаллов.

знаки химических элементов-галогенов, формулы простых веществ – галогенов

формулы галогеноводородов, галогеноводородных кислот.

строение атома серы по её положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов (кислорода и серы) в пределах главной подгруппы

Уметь:

- называть:



химические элементы-неметаллы по их символам;

- объяснять закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

- характеризовать:

неметаллы малых периодов на основе их положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

особенности строения атомов неметаллов;

связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами неметаллов – простых веществ;

- описывать химические свойства водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, графита, алмаза, кремния и их соединений с помощью естественного языка и языка химии.

- определять:

тип химической связи в соединениях неметаллов.

- описывать способы устранения жесткости воды и выполнять соответствующий им химический эксперимент.

- решать задачи по теме «Неметаллы».

- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием неметаллов и их соединений.


Уметь: характеризовать:

химические свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота, углерода, кислорода

составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота, углерода и кислорода.

обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудованием; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами.





Формирование УУД:

- РЕГУЛЯТИВНЫХ

ФОРМИРОВАТЬ:

1.Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать эффективные способы.

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

4.Умение правильно оценивать правильность выполнения учебной задачи.

5.Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществлять осознанно выбор в учебной и познавательной деятельности.


- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

ФОРМИРОВАТЬ:

1.Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.

2.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

3.Смысловое чтение.


- КОММУНИКАТИВНЫХ

ФОРМИРОВАТЬ:

1.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение.

2.Умение использовать речевые средства, владение устной и письменной речью.

3.Компетентности в использовании ИКТ.



Изучение школьного курса химии способствует развитию личностных качеств учащихся, таких, как:

ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  уважительное отношение к труду;

осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку;

коммуникативная компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Учащиеся должны уметь устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется (мотивами), выполнять корригирующую самооценку, заключающуюся в контроле за процессом изучения химии и внесении необходимых коррективов, соответствующих этапам и способам изучения курса химии.

Поурочное планирование






п/п

Темы урока

Кол.

часов

Дата

проведения

Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

1.

Характеристика химического элемента на основании его положения в Периодической системе Д.И.Менделеева.

1




2.

Амфотерные оксиды и гидроксиды.

1




3.

Периодический закон и Периодическая система Д. И.Менделеева.

1




4.

Химическая организация живой и неживой природы.

1




5.

Классификация химических реакций по различным основаниям.

1




6.

Понятие о скорости химической реакции.

1




7.

Катализаторы.

1




8.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

1




9.

Контрольная работа № 1 по теме «Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»

1




Металлы.

10.

Век медный, бронзовый, железный.

1




11.

Положение элементов – металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов.

1




12.

Физические свойства металлов. Сплавы.

1




13.

Химические свойства металлов.

1




14.

Металлы в природе. Общие способы их получения.

1




15.

Понятие о коррозии металлов.

1




16.

Общая характеристика элементов 1А группы.

1




17.

Соединения щелочных металлов.

1




18.

Щелочноземельные металлы.

1




19.

Соединения щелочноземельных металлов.

1




20.

Алюминий и его соединения.

1




21.

Железо и его соединения.

1




22.

Обобщение знаний по теме «Металлы».

1




23.

Контрольная работа № 2 по теме «Металлы».

1




Практикум «Свойства металлов и их соединений».

24.

Практическая работа № 1 «Осуществление цепочки химических превращений».

1




25.

Практическая работа № 2 «Получение и свойства соединений металлов».

1




26.

Практическая работа № 3 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению соединений металлов»

1




Неметаллы.

27.

Общая характеристика неметаллов.

1




28.

Общие химические свойства неметаллов. Неметаллы в природе и способы их получения.

1




29.

Водород.

1




30.

Вода.

1




31.

Галогены.

1




32.

Соединения галогенов.

1




33.

Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений.

1




34.

Кислород.

1




35.

Сера, ее физические и химические свойства.

1




36.

Соединения серы.

1




37.

Серная кислота как электролит и ее соли.

1




38.

Серная кислота как окислитель. Получение и применение серной кислоты.

1




39.

Азот и его свойства.

1




40.

Аммиак и его свойства.

1




41.

Соли аммония.

1




42.

Оксиды азота. Азотная кислота как электролит, ее применение.

1




43.

Азотная кислота как окислитель, ее получение.

1




44.

Фосфор. Соединения фосфора. Понятие о фосфорных удобрениях.

1




45.

Углерод.

1




46.

Оксиды углерода.

1




47.

Угольная кислота и ее соли. Жесткость воды и способы ее устранения.

1




48.

Кремний.

1




49.

Соединения кремния.

1




50.

Силикатная промышленность.

1




51.

Обобщение по теме «Неметаллы».

1




52.

Контрольная работа № 3 по теме «Неметаллы».

1




Практикум «Свойства металлов и их соединений».

53.

Практическая работа № 4 «Подгруппа кислорода»

1




54.

Практическая работа № 5 «Подгруппа азота»

1




55.

Практическая работа № 6 «Подгруппа углерода»

1




56.

Практическая работа № 7 «Получение, собирание и распознавание газов»

1




Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации.

57.

Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете строения атома.

1




58.

Периодический закон и Периодическая система Д. И. Менделеева в свете строения атома.

1




59.

Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

1




60.

Классификация химических реакций по различным признакам. Скорость химических реакций.

1




61.

Диссоциация электролитов в водных растворах. Ионные уравнения реакции.

1




62.

Окислительно- восстановительные реакции.

1




63.

Классификация и свойства неорганических веществ.

1




64.

Классификация и свойства неорганических веществ.

1




65.

Тренинг – тестирование по вариантам ГИА прошлых лет и демоверсии.

1




66.

Анализ выполненных работ.

1




67.

Итоговый урок.

1




68.

Резервный урок.

1





Учебно- методическое обеспечение.
1.О. С. Габриелян. Химия 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2013

2. Рабочие программы. Химия 7 – 9 классы: учебно- методическое пособие – М.: Дрофа, 2013

3. О. С. Габриелян. Рабочая тетрадь. Химия 9 класс. - – М.: Дрофа, 2013

4. О. С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В Яшукова. Настольная книга учителя. 8 класс. – М.: Дрофа, 2012

5. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия, 1995

6. Хомченко А. В. Экспериментальная экзаменационная работа. Химия. М., 2008

7. Хомченко Г. П., Севастьянова К. И. Окислительно-восстановительные реакции. М. : Просвещение, 1989

8. Хомченко И. Г. Решение задач по химии. М.: Просвещение, 1999.

9. Измайлов Н.А. Электрохимия растворов. М: Химия,1976

10. Тыльдсепп А.А., Корк В. А. Мы изучаем химию. М.: просвещение, 1988

11. Фиалков Ю. Я. Не только в воде. Л.: Химия, 1976

12. Фиалков Ю. Я. Необычные свойства обычных растворов. М.: Педагогика, 1978



13. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская «Химия 11 класс: Настольная книга для учителя». Часть 2 – М.: Дрофа, 2003 год.

14.О.С.Габриелян, П.В.Решетов, И.Г.Остроумова «Задачи по химии и способы их решения» - М.: «Дрофа», 2004год.
Каталог: uploads -> 1000 -> 940 -> section -> 49297 -> WorkProgram
1000 -> Ершова Юлия Сергеевна 2015-2016 уч год пояснительная записка Данная рабочая программа
1000 -> Рабочая программа по астрономии Классы 5-7
1000 -> П/п Мероприятия Страница
1000 -> Муниципальное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств «Гармония» г о. Власиха Московской области
1000 -> Урок литературы в 9 классе с применением технологии проблемно-диалогического обучения Комягина Г. П., учитель русского языка и литературы
1000 -> Виноградовой Оксаны Владимировны первая категория по мировой художественной культуре 11класс (базовый уровень) 2015-2016 учебный год
WorkProgram -> Методическое пособие для учителя: 6 и 7 годы обучения. М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2008
WorkProgram -> Программа по предмету «основы православной культуры»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница