Рабочая программа учебная дисциплина История средних веков



страница1/7
Дата16.06.2016
Размер0.95 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7
ФГБОУВПО «Марийский государственный университет»

Историко-филологический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета/директор института

___________________________

___________________________

(подпись, Ф.И.О. )

«_____»______________20_ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебная дисциплина ____История средних веков______________________________

____________________________________________________________________________________________

(наименование)

Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование
Профиль подготовки: История и обществознание ____________________________________________________________________________-
Квалификация (степень) выпускника

_____________________________________________________________________________________________

Кафедра _____всеобщей истории_______________________________________________________________

(название)

Курс ____2_______ семестр ______3,4_____ форма обучения _______________дневная___________________





Программа разработана

К.и.н., доцент Ларионов В.Л.




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора программы)

Рецензенты






(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)





Йошкар-Ола

2012 г.


Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии/ учебно-методического совета)




Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры


___________________________________


(назв. факультета/института, специальности)




(название кафедры)

протокол заседания №____ от




протокол заседания №___ от

«____»_____________ 20__г.




«____»_____________20__г.










(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедро,)



СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой __________________________________

________________________________________________________________________

(название кафедры)

протокол заседания №__ от «__»___________200__г ___________________________

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)




  1. Цели освоения дисциплины

Программа дисциплины «История средних веков» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и относится к вариативной части профессионального цикла по направлению 050100.62 Педагогическое образование.

Предлагаемый курс призван создать у студентов целостное восприятие истории как единой познавательной системы. Он преследует следующую цель –изучение исторических процессов и тенденций социально-экономического развития стран Европы, Азии и Америки от падения Западной Римской империи до конца середины XVII в.

Для достижения поставленной цели определяются следующие задачи:

- выявить соотношение формационного и цивилизационного подходов в изучении стран Западной Европы, Азии и Америки;

- выявить общее и особенное в истории и культуре европейских стран в период истории средних веков;

- проанализировать узловые проблемы истории средних веков изучения стран Европы, Азии и Америки в отечественной историографии;

В результате усвоения программы курса студент должен:


  • владеть системой знаний об основных этапах Новой истории стран Европы и США;

  • в рамках исследования соотношения формационного и цивилизационного подходов к изучению истории Нового времени выявлять общие закономерности и особенности экономического, политического и культурного развития стран Европы и Америки;

  • знать важнейшие историографические проблемы истории стран Европы и Америки, овладеть методами решения исследовательских задач с различных теоретико-методологических позиций;

  • уметь самостоятельно работать с источниками и научной литературой;

  • уметь грамотно анализировать конкретные научные проблемы и отстаивать свою точку зрения на спорные исторические проблемы;

  • уметь связно и грамотно излагать материал перед аудиторией;

  • работать с научной литературой, уметь проводить сравнительный анализ различных исследовательских гипотез и концепций;

  • уметь работать с историческими картами;

  • иметь представление о теоретических разработках и новых методологических подходах к изучению основных проблем истории средних веков стран Европы, Азии и Америки;

  • владеть на практике понятийным и терминологическим материалом;

  • иметь представление о развитии материальной и духовной культуры народов; их повседневную жизнь, обычаи и традиции.



Формы работы студентов:

- лекции, в ходе которых рассматриваются основные теоретические вопросы исторического развития стран Европы, Азии и Америки в период истории средних веков;

- практические (семинарские) занятия, где осуществляется групповая форма работы при активном участии студентов. В процессе критического анализа источников и специальной литературы формируются историческое мышление, умение самостоятельно анализировать фактический материал, выявлять обусловленность исторических событий и явлений объективными и субъективными факторами на определенной территории;

- внеаудиторная самостоятельная работа, направленная на самостоятельное изучение тем курса, не вынесенных на лекционные и семинарские занятия, а также предусматривающая знакомство и работу с новой научной литературой.


Виды контроля:

- текущий контроль: практические (семинарские) занятия, контрольные и самостоятельные работы, конспектирование научных статей и монографий, выступления с сообщениями и докладами и рефератами в течение семестра;

- итоговой контроль: экзамен в III, IV семестрах.

Результирующая оценка складывается из общей оценки работы студента на семинарах, внеаудиторной самостоятельной работе, на экзамене.




Содержание.

Рабочая программа



  1. Тематический план изучения учебной дисциплины…………………………..…7

  2. Программа лекционных занятий………………………………………………..…13

  3. Программа семинарских занятий…………………………………………………38

  4. Методические рекомендации к выполнению практических занятий………….48

  5. Программа самостоятельной работы…………………………………………….. 49

  6. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы ……52

  7. Формы промежуточного и текущего контроля…………………………………..53

  8. Перечень тем курсовых и дипломных работ……………………………………..54

  9. Учебно-методическое обеспечение рабочей программы……………….……….61

УММ

.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата:

Данная дисциплина относится к Вариативной части Профессионального цикла Б.3. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения, компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины по ФГОС ВПО.


  • способен логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

  • готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

  • владением одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности (ОК-10);

  • готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

В результате освоения дисциплины «Педагогика» студент должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

  • владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

в области педагогической деятельности:


4. Тематический план изучения учебной дисциплины.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 12 зачетных единиц, 432 часа. Форма контроля – экзамен, 3,4 семестр.





п/п раздела


п/п темы

Наименование

разделов и тем

Количество часов по

учебному плану


Всего


В том числе

Аудиторная нагрузка

Самостоятельная

работа

Лекции

Практические (семинарские) занятия

Лабораторные занятия

1

1

Кризис рабовладельческого строя и зарождение элементов феодализма в Римской империи. Кризис Поздней Римской империи и попытки выхода из него. Различные виды аренды. Патронат и коммендация. Эволюция колоната. Христианизация империи.

6

2







4




2

Общественный строй варваров. Хозяйственный строй варваров. Социально-экономическая структура. Эволюция общины. Формы землепользования и собственности на землю. Военная демократия.


18

2

6




10




3

Великое переселение народов и образование варварских королевств. Причины Великого переселения народов. Передвижение германских народов. Падение Римской империи. Образование варварских королевств.



18

4

4




10




4

Франкское государство Меровингов. Политическая история франков до V в. Завоевание Галлии франками. Хлодвиг. Общественный строй франков по данным «Салической правды».

Королевская власть и организация управления. Ослабление королевской власти в VI в



20

2

6




12




5

Франкское государство Каролингов. Бенефициальная реформа Карла Мартелла. Ее результаты и значение. Правление Пипина Короткого. Образование папского государства. Завоевания Карла Великого и образование империи. Организация управления. Распад империи. Мифологизация образа императора.

Развитие феодальных отношений во Франкском государстве.

Крупная феодальная вотчина Каролингской эпохи


20

2

8




12




6

Германия, Италия IX-XI вв. Особенности процесса феодализации в Германии и Италии. Политическая раздробленность Италии. Образование священной Римской империи и «германской нации». Германия при саксонской династии. Внутренняя и внешняя политика Оттонов

16

2

4




10




7

Византия в VI-IX вв. Особенности исторического развития Восточной Римской империи. Экономика и аграрный строй. Государство и церковь. Внутренняя и внешняя политика Юстиниана I.

Славянские вторжения. Кризис Византийской империи в VII в.

Аграрные отношения по данным «Земледельческого закона».

Византийская община в VII-VIII вв. Исаврийская династия. Иконоборческое движение. Восстание Фомы Славянина.

Византия во второй половине IX-XI вв. Македонская династия. Борьба с арабами. Русско-византийские отношения


22

4

6




12




8

Арабы в VI-XI вв. Домусульманская Аравия. Возникновение ислама и объединение арабов. Арабские завоевания при первых халифах.

Халифат Омейядов. Халифат Аббасидов



16

2

4




10




9

Крестовые походы. Причины и цели крестовых походов. Основные участники. I крестовый поход, II и III крестовый походы. IV крестовый поход. Результаты и значение крестовых походов

24

4

6




14




10

Франция XI- XV вв.. Внутренняя колонизация. Города в XI-XIII вв. Политическая раздробленность. Начало и развитие процесса централизации. Государственное устройство в XIII вв. Альбигойские войны. Генеральные штаты. Столетняя война. Парижское восстание. Жакерия. Реформы Карла V. Налоговая и военные реформы Карла VII. Завершение политического объединения Франции во второй половине XV в. Людовик XI

22

4

6




12




11

Англия XI-XII вв. Нормандское завоевание Англии. Завершение процесса феодализации. Аграрный строй и положение крестьянства в XI-XII вв. Развитие городов. Социально-политическая история Англии в конце XI-XII вв. Внешняя политика

18

4

4




10




12

Англия в XIII веке. Экономическое положение. Политическое развитие. Великая хартия Вольностей. Баронская олигархия. Гражданская война 1263-1267 гг. Возникновение сословной монархии.


14

2

4




8




13

Германия в XI-XV вв. Социально-экономическое развитие. Немецкая экспансия на Восток. Итальянская политика германских императоров. Укрепление самостоятельности территориальных князей. Развитие городов, сельского хозяйства. Политическая история страны. Союзы городов и князей. Обострение политической борьбы в империи

12

2

2




8




14

Испания в XI-XV вв. Реконкиста. Объединение Кастилли с Арагоном и образование единого Испанского королевства.


16

2

2




12



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница