Рабочая программа учебная дисциплина б 3 История музеев мира Направление подготовки



страница1/3
Дата30.07.2016
Размер0.49 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Факультет культуры и искусств

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета культуры и искусств

_______________ /____________/

(подпись/ Ф.И.О.)

«_____»______________20__ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебная дисциплина

Б.3.3 История музеев мира

Направление подготовки



072300.62 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Кафедра социально-культурных технологий


Курс 2 семестр 3, 4
Форма обучения:очная


Программа разработана

Обидина Ю.С., д-р и. н., доцент




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)







Рецензент(ы)

_____________________________________________________________________________



(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)

Йошкар-Ола

2012


Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии

факультета культуры и искусств







Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры социально-культурных технологий

протокол заседания №____ от




протокол заседания №___ от

«____»_____________ 20___г.




«____»_____________20___г.



















(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой)

СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой социально-культурных технологий

протокол заседания №____ от «__»___________20___г_____________________________________________________

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)

Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер изменения






































Пояснительная записка

1. Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины (модуля) История музеев мира – дать представление об основных этапах становления музея как социокультурного института, процессе развития музейного дела с древнейших времен до современности.

Задачами курса является ознакомление студентов с историей крупнейших музеев мира, международным и отечественным опытом работы по формированию музейных собраний в системе музейного дела, наиболее оптимальными способами использования музейных предметов.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина (модуль) «История музеев мира» является дисциплиной базовой части профессионального цикла (Б.3), входящей вместе с дисциплиной «Основы музеологии2 в «Музейный модуль». Содержание курса связано с проблематикой курсов «Историяя искусства», «История культуры».



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) История музеев мира

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- владение культурой мышления, способностью к обобщению,  анализу, восприятию информации, постановке  цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-5).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

- способность применять теоретические основы и инструментарий (методы) историко-культурного и музеологического знания в исследованиях современного музея и объектов культурного и природного наследия (ПК-1);

- способность  понимать, изучать и критически анализировать научную информацию по тематике исследования используя адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации и представлять результаты исследований (ПК-2);    

- готовность к применению современных методов исследований в ведущих направлениях музейной деятельности и сохранения культурного наследия (ПК-3);

- быть готовым к использованию современного знания о культуре в музейной деятельности и организационно-управленческой работе (ПК-5);

- готовность к участию в разработке культурно-образовательных программ в системе музейных учреждений, культурных центров, экскурсионных и туристических фирм (ПК-17).

В результате освоения дисциплины История музеев мира обучающийся должен:



Знать:

- этапы и особенности развития музеев мира;

- основные предпосылки, необходимые условия и составляющие процесса становления музеев;

- историю и особенности функционирования музеев, созданных на основе памятников древности;

- изменение статуса музея в зависимости от эпохи;

- типологию музеев в их исторической динамике;

- коллекции и шедевры наиболее значимых музеев Европы и Америки.

Уметь:

- на конкретном историческом и современном материале проследить становление и развитие музеев мира;

- ориентироваться в деятельности ведущих музеев мира, их специфике, разнообразии форм культурных контактов;

- использовать проектный метод для актуализации материала;

- творчески и эффективно использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.

Владеть:

- теоретическими знаниями по истории музейного дела;

- навыками создания проекта «История крупнейшего мирового музея» (в виде электронной презентации и печатного издания).

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) История музеев мира

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц 180 часов





п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работы студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа




I

Возникновение и развитие музея как социокультурного института

3-4







3







Зачет (3 семестр)

экзамен (4 семестр)



I.1

Музей в парадигме античной культуры




1




1







Контрольное собеседование

I.1.1.

Предмузейное собирательство в Древней Греции




2




1







Контрольное собеседование

I.1.2.

Протомузейное коллекционирование в эпоху эллинизма




3




1







Контрольное собеседование

I.1.3.

Частные и общественные собрания в эпоху Древнего Рима




4




2







Контрольное собеседование

I.2.

Собирательство в Средние века




5




1







Контрольное собеседование

I.2.1.

Собрания церковных сокровищниц




6




1







Контрольное собеседование

I.2.2.

Сокровищницы светских средневековых правителей




7




1







Контрольное собеседование

I.2.3.

Частное коллекционирование




8




1







Контрольное собеседование

I.3.

Становление музея как социокультурного института. Развитие музеев мира




9




2







Контрольное собеседование

II.

История музейного дела в России




10




1







Контрольное собеседование

II.1.

Протомузейный этап отечественной культуры




11




1







реферат

II.2.

Появление музеев в России в XVIII в.




12




1







реферат

II.3.

Развитие музейного дела как особой сферы культурной деятельности в XIX в.




13




2







реферат

II.4.

Формирование государственной музейной сети. Музеи советской эпохи.




14




2







реферат

II.5

Новые тенденции музейной деятельности начала XXI в.




15




2







реферат

III

Классификация и типология музеев




16-18




2







презентация

IV

Основные направления музейной деятельности




1-3










37

презентация

IV.1.

Научно-исследовательская работа музеев




4-6







4




презентация

IV.2.

Фондовая работа музеев. Современная организация музейных фондов




7-8







4




реферат

IV.2.1.

Комплектование музейных фондов




9-10







6




реферат

IV.2.2.

Учет музейных фондов




11-13







4




реферат

IV.2.3.

Хранение музейных предметов




14







6




презентация

IV.3

Экспозиционная работа музеев




15







6




презентация

IV.4.

Культурно-образовательная и рекреационная работа музеев




16







6




презентация

IV.4.1.

Музейная социология и педагогика




17







4




презентация

IV.4.2.

Экскурсионная работа и другие формы культурно-образовательной работы в музеях




18










37

презентация




Всего







180

24

46

74





Содержание учебной дисциплины

Введение. Предмет, задачи и структура курса. Этапы становления музея как социокультурного института.

Музеи и античный мир. Понятие «мусейон». Академия Платона в Афинах. Ликей Аристотеля. Вотивные дары как первые опыты коллекционирования. Пинакотеки.

Александрийский мусейон и Александрийская библиотека. Мусейон и библиотека в Пергаме. Птолемеи и Атталиды – первые коллекционеры античного мира.

Военные трофеи как основа коллекционирования в Древнем Риме. Частное коллекционирование. Складывание художественного рынка. Загородные виллы как места размещения частных коллекций. Появление специальных архитектурных сооружений для демонстрации публичных коллекций. Появление консервации.

Рассеяние художественных собраний античного мира в эпоху Средневековья. Перемещение искусства в храм. Раннехристианские церкви. Богослужебная утварь. Появление церковных сокровищниц. Крестовые походы и реликвии. Коллекции церкви.

Сокровищницы светских средневековых правителей. Сокровищница Карла Великого в Ахенской капелле. Коллекции Николо Кресченти (XIв.), Генри Винчестерского (XII в.), Джордано Орсини (XII в.). Жан Беррийский как представитель нового типа европейского частного коллекционера.

Эпоха возрождения - период становления музея как социокультурного института. Бурный расцвет коллекционирования. Формирование первичных музейных форм: галерея, кунсткамера, мюнцкабинет, студиоло, антикварий. Галерея Уффици. Великие географические открытия – новый виток коллекционирования. Формирование музейной потребности. Возникновения феномена публичного музея. Строительство специальных музейных зданий. Старейший публичный музей в Европе – Базельский художественный музей в Швейцарии. Первый публичный учебный музей – музей Ашмола. Британский музей – публичный музей национального масштаба.

XVIII век – переломная веха в истории музеев. Появление новых профильных групп музеев. Зарождение музеографии. Выработка принципов описания коллекций. Этикетажа, построения экспозиций. Зарождение движения за открытие музеев для широкой публики.

Организация национальных музеев в XIX в. венгерский национальный музей в Будапеште. Национальный музей в Праге. Музей Прадо в Испании. Лондонская Национальная галерея.

Протомузейный этап отечественной культуры. Великокняжеские сокровищницы, культурные сады, «аптекарские огороды», арсеналы, зверинцы.

Петербургская кунсткамера. Становление Эрмитажа. Развитие частного коллекционирования. Формирование музеев военно-исторического профиля. Появление первых учебных музеев. Музеи «местного края».

Начало XIX в. – новый этап в развитии отечественного музейного дела. Становление общероссийских центральных музеев. Государственный исторический музей (ГИМ). Деятельность Русского географического общества.

Формирование государственной музейной сети. Музеи советской эпохи. Решение проблемы охраны памятников. Создание подотделов по музейному строительству. Национализация музейных ценностей. Формирование законодательной базы по вопросам охраны памятников истории и культуры. Просветительская функция музеев.

Первый музейный съезд и его итоги. Потери отечественных музеев в годы Великой Отечественной войны. Выдвижение на первый план фондовой и учетно-хранительской функции музеев. Проблемы комплектации фондов современными материалами.

Вопросы унификации музейных форм учета и учетной документации. «Инструкция по обработке и хранению художественных фондов. Новое направление в оформительском искусстве музеев. Новые формы работы с населением.

Новые тенденции в музейной деятельности начала XXI в. Процесс формирования отечественной законодательной базы в 90-е гг. ХХ в. Принятие федерального закона «О Музейном фонде и музеях в РФ» (1996). Работа с нематериальным культурным наследием. Появление экомузеев.

Классификация и типология музеев. Системы классификации музеев: типы музеев по общественному назначению, типы музеев по характеру хранимого наследия. Группы музеев по принадлежности к определенному собственнику, группы музеев по масштабу деятельности (административно-территориальному признаку), группы музеев по статусу, группы музеев по профилю. Школьные музеи.



Тематический план лекций:


п/п

Темы лекций

Кол-во часов

Формы текущего контроля успеваемости

1

2

3




1

Введение. Предмет, задачи и структура курса. Этапы становления музея как социокультурного института.

3




2

Музей в парадигме античной культуры

1




3

Предмузейное собирательство в Древней Греции

1




4

Протомузейное коллекционирование в эпоху эллинизма

1

Контрольное собеседование

5

Частные и общественные собрания в эпоху Древнего Рима

2

Контрольное собеседование

6

Собирательство в Средние века

1

Контрольное собеседование

7

Собрания церковных сокровищниц

1

Контрольное собеседование

8

Сокровищницы светских средневековых правителей

1

Контрольное собеседование

9

Частное коллекционирование

1

Контрольное собеседование

10

Становление музея как социокультурного института. Развитие музеев мира

2

Контрольное собеседование

11

Протомузейный этап отечественной культуры

1

реферат

12

Появление музеев в России в XVIII в.

1

реферат

13

Развитие музейного дела как особой сферы культурной деятельности в XIX в.

2

реферат

14

Формирование государственной музейной сети. Музеи советской эпохи.

2

реферат

15

Новые тенденции музейной деятельности начала XXI в.

2

реферат

16

Классификация и типология музеев

2

реферат




Всего

24




Каталог: units -> fki -> kafskt -> files
units -> Краткое содержание лекций (5 семестр) № п/п Темы лекции, краткое
units -> Рабочая программа учебная дисциплина
units -> Рабочая программа учебная дисциплина
units -> Рабочая программа учебная дисциплина История средних веков
units -> Аннотации примерных программ учебных дисциплин Аннотация примерной программы учебной дисциплины б 9 «История и методология прикладной математики»
units -> Оценочные средства по учебной дисциплине б 18 Дизайн предметов труда и интерьера Направление подготовки
units -> Практикум по дизайну Направление подготовки


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница