Рабочая программа составлена в соответствии с фгос впо по направлению подготовки 220400. 62 «Управление в технических системах»



Скачать 310.63 Kb.
Дата06.06.2016
Размер310.63 Kb.
ТипРабочая программа
ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ







УТВЕРЖДАЮ

Директор филиала в г. Кыштыме

___________И.М. Балахонова

(подпись)

___ ____________ 2014 г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
итоговой государственной аттестации выпускников
к ООП от 02.04.2014 № 07-204/01-307в

по направлению220400.62 Управление в технических системах
степень бакалавр
форма обучения заочная
кафедра-разработчик Радиотехника
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 220400.62 «Управление в технических системах», утвержденным приказом Минобрнауки от 22.12.2009 № 813.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Радиотехника» протокол № 4 от 17 апреля 2014 г.
И.о. зав. кафедрой разработчика, Ю.Е. Калугин

к. пед. н, доцент


Ученый секретарь кафедры Т.В. Киселева

Старший преподаватель


Разработчик программы Ю.Е. Калугин

к. пед. н, доцент


Кыштым 2014


1. Общие положения

1.1. Цель и структура ИГА

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) и основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО), разработанной в университете.

Итоговая государственная аттестация (ИГА) выпускников по направлению подготовки 220400.62 «Управление в технических системах» включает:

защиту выпускной квалификационной работы.

1.2. Виды и задачи профессиональной деятельности выпускника

Основной образовательной программой по направлению подготовки 220400.62 «Управление в технических системах» предусматривается подготовка выпускников к следующим видам профессиональной деятельности:

проектно-конструкторской;

производственно-технологической;

научно-исследовательской;

организационно-управленческой;

монтажно-наладочной;

сервисно-эксплуатационой.


Выпускник должен решать следующие профессиональные задачи

в соответствии с видами профессиональной деятельности:

Проектно-конструкторская деятельность:

участие в подготовке технико-экономического обоснования проектов со-здания систем и средств автоматизации и управления;

сбор и анализ исходных данных для расчета и проектирования устройств и систем автоматизации и управления;

расчет и проектирование отдельных блоков и устройств систем автоматизации и управления в соответствии с техническим заданием;

разработка проектной и рабочей документации, оформление отчетов по законченным проектно-конструкторским работам;

контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам.





Производственно-технологическая деятельность:

внедрение результатов разработок в производство средств и систем автоматизации и управления;

участие в технологической подготовке производства технических средств и программных продуктов систем автоматизации и управления;

участие в работах по изготовлению, отладке и сдаче в эксплуатацию си-стем и средств автоматизации и управления;

организация метрологического обеспечения производства;

обеспечение экологической безопасности проектируемых устройств и их производства.


Научно-исследовательская деятельность:

анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования;

участие в работах по организации и проведению экспериментов на действующих объектах по заданной методике;

обработка результатов экспериментальных исследований с применением современных информационных технологий и технических средств;

проведение вычислительных экспериментов с использованием стандартных программных средств с целью получения математических моделей процессов и объектов автоматизации и управления;

подготовка данных и составление обзоров, рефератов, отчетов, научных публикаций и докладов на научных конференциях и семинарах, участие во внедрении результатов исследований и разработок;

организация защиты объектов интеллектуальной собственности и результатов исследований и разработок как коммерческой тайны предприятия.


Организационно-управленческая деятельность:

организация работы малых групп исполнителей;

участие в разработке организационно-технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет) и установленной отчетности по утвержденным формам;

выполнение работ по сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов;

профилактика производственного травматизма, профессиональных заболеваний, предотвращение экологических нарушений.

Монтажно-наладочная деятельность:

участие в поверке, наладке, регулировке, оценке состояния оборудования и настройке технических средств и программных комплексов автоматизации и управления на действующем объекте;

участие в сопряжении программно-аппаратных комплексов автоматизации и управления с объектом, в проведении испытаний и сдаче в эксплуатацию опытных образцов аппаратуры и программных комплексов автоматизации и управления на действующем объекте.


Сервисно-эксплуатационная деятельность:

участие в поверке, наладке, регулировке и оценке состояния оборудования и настройке аппаратно- программных средств автоматизации и управления;

профилактический контроль технического состояния и функциональная диагностика средств и систем автоматизации и управления;

составление инструкций по эксплуатации аппаратно-программных средств и систем автоматизации и управления и разработка программ регламентных испытаний;

составление заявок на оборудование и комплектующие, подготовка технической документации на ремонт оборудования.

1.3. Трудоемкость ИГА


Общая трудоемкость ИГА составляет 12 зачетных единиц или 432 часа.

2. Государственный экзамен


Учебным планом направления 22040000.62 «Управление в технических системах» не предусмотрен.

3. Выпускная квалификационная работа

3.1. Перечень компетенций, формируемых в ходе выполнения и защиты выпускной квалификационной работы


В ходе выполнения и защиты выпускной квалификационной работы формируются общекультурные компетенции:

способностью владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

способностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);

способностью владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

способностью владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

профессиональные компетенции:

способностью владеть основными приемами обработки и представления экспериментальных данных (ПК-5);

способностью собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-техническую информацию по тематике исследования, использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии (ПК-6);

Компетенции по видам деятельности:

проектно-конструкторская деятельность:

готовностью участвовать в подготовке технико-экономического обоснования проектов создания систем и средств автоматизации и управления (ПК-8);

способностью осуществлять сбор и анализ исходных данных для расчета и проектирования систем и средств автоматизации и управления (ПК-9);

способностью производить расчеты и проектирование отдельных блоков и устройств систем автоматизации и управления и выбирать стандартные средства автоматики, измерительной и вычислительной техники для проектирования систем автоматизации и управления в соответствии с техническим заданием (ПК-10);

способностью разрабатывать информационное обеспечение систем с использованием стандартных СУБД (ПК-11);

способностью разрабатывать проектную документацию в соответствии с имеющимися стандартами и техническими условиями (ПК-12);

производственно-технологическая деятельность:

готовностью к внедрению результатов разработок средств и систем автоматизации и управления в производство (ПК-13);

способностью проводить техническое оснащение рабочих мест и размещение технологического оборудования (ПК-14);

готовностью к участию в работах по изготовлению, отладке и сдаче в эксплуатацию систем и средств автоматизации и управления (ПК-15);

научно-исследовательская деятельность:

способностью осуществлять сбор и анализ научно-технической информации, обобщать отечественный и зарубежный опыт в области средств автоматизации и управления, проводить анализ патентной литературы (ПК-18);

способностью выполнять эксперименты на действующих объектах по заданным методикам и обрабатывать результаты с применением современных информационных технологий и технических средств (ПК-19);

способностью проводить вычислительные эксперименты с использованием стандартных программных средств с целью получения математических моделей процессов и объектов автоматизации и управления (ПК-20);

готовностью участвовать в составлении аналитических обзоров и научно-технических отчетов по результатам выполненной работы, в подготовке публикаций по результатам исследований и разработок (ПК-21);

способностью внедрять результаты исследований и разработок и организовывать защиту прав на объекты интеллектуальной собственности (ПК-22);

организационно-управленческая деятельность:

готовностью участвовать в разработке технической документации и установленной отчетности по утвержденным формам (ПК-24);

монтажно-наладочная деятельность:

готовностью участвовать в разработке и изготовлении стендов для комплексной отладки и испытаний программно-аппаратных управляющих комплексов (ПК-27);

сервисно-эксплуатационная деятельность:

способностью настраивать управляющие средства и комплексы и осуществлять их регламентное эксплуатационное обслуживание с использованием соответствующих инструментальных средств (ПК-29);

готовностью осуществлять проверку технического состояния оборудования, производить его профилактический контроль и ремонт заменой модулей (ПК-30);

готовностью производить инсталляцию и настройку системного, прикладного и инструментального программного обеспечения систем автоматизации и управления (ПК-31);

способностью разрабатывать инструкции по эксплуатации используемого технического оборудования и программного обеспечения для обслуживающего персонала (ПК-32).



3.2. Перечень компетенций, освоение которых проверяется при защите выпускной квалификационной работы


В ходе выполнения и защиты выпускной квалификационной работы формируются общекультурные компетенции:

способностью владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

способностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9);

способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);

способностью владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);

способностью владеть одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного (ОК-14);

профессиональные компетенции:

способностью владеть основными приемами обработки и представления экспериментальных данных (ПК-5);

способностью собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-техническую информацию по тематике исследования, использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии (ПК-6);

Компетенции по видам деятельности:

проектно-конструкторская деятельность:

готовностью участвовать в подготовке технико-экономического обоснования проектов создания систем и средств автоматизации и управления (ПК-8);

способностью осуществлять сбор и анализ исходных данных для расчета и проектирования систем и средств автоматизации и управления (ПК-9);

способностью производить расчеты и проектирование отдельных блоков и устройств систем автоматизации и управления и выбирать стандартные средства автоматики, измерительной и вычислительной техники для проектирования систем автоматизации и управления в соответствии с техническим заданием (ПК-10);

способностью разрабатывать информационное обеспечение систем с использованием стандартных СУБД (ПК-11);

способностью разрабатывать проектную документацию в соответствии с имеющимися стандартами и техническими условиями (ПК-12);

производственно-технологическая деятельность:

готовностью к внедрению результатов разработок средств и систем автоматизации и управления в производство (ПК-13);

способностью проводить техническое оснащение рабочих мест и размещение технологического оборудования (ПК-14);

готовностью к участию в работах по изготовлению, отладке и сдаче в эксплуатацию систем и средств автоматизации и управления (ПК-15);

научно-исследовательская деятельность:

способностью осуществлять сбор и анализ научно-технической информации, обобщать отечественный и зарубежный опыт в области средств автоматизации и управления, проводить анализ патентной литературы (ПК-18);

способностью выполнять эксперименты на действующих объектах по заданным методикам и обрабатывать результаты с применением современных информационных технологий и технических средств (ПК-19);

способностью проводить вычислительные эксперименты с использованием стандартных программных средств с целью получения математических моделей процессов и объектов автоматизации и управления (ПК-20);

готовностью участвовать в составлении аналитических обзоров и научно-технических отчетов по результатам выполненной работы, в подготовке публикаций по результатам исследований и разработок (ПК-21);

способностью внедрять результаты исследований и разработок и организовывать защиту прав на объекты интеллектуальной собственности (ПК-22);

организационно-управленческая деятельность:

готовностью участвовать в разработке технической документации и установленной отчетности по утвержденным формам (ПК-24);

монтажно-наладочная деятельность:

готовностью участвовать в разработке и изготовлении стендов для комплексной отладки и испытаний программно-аппаратных управляющих комплексов (ПК-27);

сервисно-эксплуатационная деятельность:

способностью настраивать управляющие средства и комплексы и осуществлять их регламентное эксплуатационное обслуживание с использованием соответствующих инструментальных средств (ПК-29);

готовностью осуществлять проверку технического состояния оборудования, производить его профилактический контроль и ремонт заменой модулей (ПК-30);

готовностью производить инсталляцию и настройку системного, прикладного и инструментального программного обеспечения систем автоматизации и управления (ПК-31);

способностью разрабатывать инструкции по эксплуатации используемого технического оборудования и программного обеспечения для обслуживающего персонала (ПК-32).


3.3. Вид выпускной квалификационной работы

Выпускная квалификационная работа выполняется в форме бакалаврской работы.


3.4. Требования к содержанию, структуре и объему выпускной квалификационной работы


Объем бакалаврской работы составляет 50-70 листов текста без приложений.

В ходе выполнения ВКР бакалавррешает конкретную техническую задачу, входящую в перечень задач профессиональной деятельности бакалавра, подготавливаемого по направлению 220400.62«Управление в технических системах».



Содержание ВКР определяется содержанием указанных задач, приведенным в ФГОС направления 220400.62 «Управление в технических системах». Результаты ВКР представляются в виде пояснительной записки, графических материалов и программной документации, которые оформляются в соответствии с «Методическими рекомендациями по подготовке к ИГА по направлению 220400. 62». За все сведения, изложенные в пояснительной записке и в докладе при защите, нравственную и юридическую ответственность несет только автор работы.

При выполнении ВКР разрабатывается и оформляется совокупность технической документации необходимой и достаточной для обоснования и разъяснения путей решения и практической реализации технической, математической или программной задачи, поставленной в техническом задании на ВКР. В соответствии с этим ВКР должна представлять законченный комплекс технической документации, на основании которого можно практически реализовать (в том числе промышленными методами) предложенное в проекте решение поставленной задачи (проблемы). Решение поставленной задачи оформляется в виде текстовой, программной и графической документации. В зависимости от решаемой задачи ВКР должен представлять законченный технический проект (при проектировании устройств и систем автоматики или составных частей АСУ ТП), или законченный программный комплекс (при разработке программного обеспечения систем управления техническими агрегатами, техническим оборудованием, техническими объектами и системами).

ВКР должен содержать необходимую и достаточную для обоснования и разъяснения путей решения и практической реализации задачи, поставленной в техническом задании, текстовую, программную и графическую документацию.

Структура ВКР, таким образом, состоит из следующих документов:

1) пояснительная записка;

2) графические материалы;

3) программная документация.

Пояснительная записка и программная документация представляют собой документы в виде сброшюрованных листов формата А4.

Графические материалы выполняются либо в виде листов формата А1, либо в виде, позволяющем демонстрировать их с помощью проекционной аппаратуры.

Объем пояснительной записки, программной документации и графических материалов указан ниже.

Пояснительная записка имеет следующую структуру:


    • титульный лист;

    • задание на выполнение ВКР, подписанное руководителем, консультантом, студентом и утвержденное заведующим кафедрой;

    • аннотацию;

    • оглавление;

    • вводную часть (введение);

    • основную часть, состоящую, как правило, из 2–4 глав;

    • заключение, содержащее все основные результаты и выводы по работе;

    • список использованной при выполнении работы литературы;

    • приложения.

Программные документы, в общем случае, не являются обязательными. Их наличие определяется типом ВКР. Различают ВКР, посвященные разработке устройств и систем автоматики, и ВКР, посвященные разработке программного обеспечения систем управления техническими объектами или комплексами.

В случае выполнения ВКР,посвященных разработке устройств и систем автоматики, программные документы представляют собой оригинальные программы расчётов с использованием стандартного программного обеспечения, программы для программируемых микроконтроллеров, программы для прошивки программируемых запоминающих устройств (ПЗУ). Эти программные документы включаются в пояснительную записку.

Если же ВКР посвящена разработке программного обеспечения систем управления техническими объектами или комплексами, то при ее выполнении разрабатывается и представляется не менее трех самостоятельных программных документов. Состав и вид этих программных документов диктуются необходимостью разработки проектируемого изделия, сложностью разрабатываемых программ и задаются в техническом задании на выполнение ВКР. Наиболее распространенными и необходимыми при разработке программного обеспечения управляющих систем, проектировании и эксплуатации систем управления являются следующие программные документы:

- формуляр (ГОСТ19.501–78);

- описание применения (ГОСТ19.502–78);

- руководство системного программиста (ГОСТ19.503–79);

- руководство программиста (ГОСТ19.504–79);

- руководство оператора (ГОСТ19.505–79);

- описание языка (ГОСТ19.506–79);

- руководство по техническому обслуживанию (ГОСТ19.508–79);

- условные обозначения и правила выполнения схем алгоритмов, программ данных и систем (ГОСТ19.701–90).

Структура, содержание и объем каждого программного документа регламентируются соответствующими стандартами ЕСПД (для перечисленных выше программных документов; соответствующий стандарт указан в скобках). Каждый программный документ оформляется в соответствии с требованиями указанных стандартов, выполняется самостоятельным документом (отдельной брошюрой), имеет самостоятельную нумерацию страниц и приводится в ведомости пояснительной записки с указанием его наименования и обозначения.



Графические материалы должны отвечать следующим требованиям.

ВКР должна содержать объем графических материалов необходимый и достаточный для разъяснения, понимания и решения (аппаратурной реализации) технической проблемы, поставленной в техническом задании. По содержанию графические документы условно можно разделить на документы, предназначенные для обоснования и разъяснения путей решения поставленной технической проблемы (параметры технического задания, математические и динамические модели, рисунки, фотографии, диаграммы, графики, таблицы и др.), и рабочие документы технического проекта (структурные, функциональные, принципиальные схемы, схемы соединений и подключений, схемы автоматизации, схемы алгоритмов и программ и др.схемы; конструкторские чертежи, чертежи общего вида, сборочные чертежи, чертежи деталей и др.чертежи).

Графические документы, предназначенные для обоснования и разъяснения решения технической задачи, могут оформляться в виде плакатов (математические и динамические модели, рисунки, фотографии, диаграммы) за исключением тех документов, оформление которых регламентируется соответствующими стандартами (таблицы, временные диаграммы, графики и др.).

Графические документы, определяющие существо решения технической задачи и являющиеся основной частью технического проекта, подлежат обязательному выполнению и оформляются с соблюдением требований стандартов соответствующих систем стандартов.

Все графические документы выполняются на форматах, регламентируемых ГОСТ 2.301–68, являются самостоятельными документами проекта, имеют основную надпись для графических документов (включая плакаты, на которых последняя помещается в правом нижнем углу обратной стороны листа) и вносятся в ведомость документов проекта с указанием их наименований и обозначений.

Общий объем графических материалов для любого типа ВКР должен быть не менее 4 листов формата А1.



3.5. Примерная тематика и порядок утверждения тем выпускных квалификационных работ


Тематика ВКР должна быть направлена на решение профессиональных или научно-исследовательских задач. Тематика ВКР по направлению 220400.62 «Управление в технических системах» охватывает вопросы, связанные с автоматизацией разнообразных технических процессов в промышленности, в сфере сельскохозяйственного производства, на транспорте, в сфере обслуживания и т.д. При автоматизации указанных процессов может выполняться, в частности, разработка устройств и систем автоматики, разработка АСУ ТП и их составных частей, разработка устройств и систем вычислительной техники, разработка комплексов технических средств автоматизации, разработка автоматизированных информационно-управляющих систем, разработка новых принципов построения технических систем автоматизации и составляющих их устройств.

  1. Автоматизированная система управления процессом технологической обработки промышленного изделия.

  2. Автоматизированная система управления технологическим процессом на основе SCADA.

  3. Автоматизированная система вентиляции и кондиционирования производственного помещения.

  4. Автоматизированная система управления климатическими параметрами офисных помещений.

  5. Подсистема диспетчеризации интеллектуального управляющего комплекса энергоснабжения зданий и сооружений.

  6. Автоматизированная информационная система учета автотранспорта промышленного предприятия.

  7. Автоматизированная система учета и обработки заявок пользователей локальной вычислительной сети.

  8. Автоматизированная информационная система диагностики ресурса промышленного изделия.

  9. Автоматизированная система диспетчеризации насосных станций водопровода.

  10. Автоматизированная система взвешивания транспортного средства.

  11. Автоматизированное рабочее место управления погрузочно-разгрузочными работами.

  12. Многоканальная система автоматического контроля параметров технологического процесса.

  13. Система автоматического управления положением спутниковой антенны.

  14. Система стабилизации продольного движения самолета.

  15. Микропроцессорная система автоматического регулирования температуры изделия.

  16. Микропроцессорное устройство контроля параметров движения транспортного средства.

  17. Система автоматического пожаротушения производственного помещения.

  18. Микропроцессорный блок управления компрессорной установкой.

  19. Микропроцессорная система автоматического управления воздушно-тепловой завесой.

  20. Модернизация блока управления автоматической технологической линией.

  21. Система автоматического управления резервуарным парком хранения жидкости.

  22. Информационные сети и телекоммуникации.

  23. Информационная сеть беспроводного широкополосного доступа.

  24. Прибор охраны объектов жилого фонда по каналу GSM.

  25. Система видеонаблюдения производственного помещения.

  26. Модернизация программно-технического комплекса телемедицины медицинского учреждения.

  27. Разработка ОРС-драйвера устройства ввода-вывода для SCADA-системы.

  28. Модернизация автоматической банковской системы.

  29. Локальная вычислительная сеть учебного учреждения.

  30. Цифровой вентильный сервопривод.

  31. Модернизация автоматизированного асинхронного электропривода токарного станка.

  32. Модернизация системы ЧПУ многоцелевого обрабатывающего станка.

Студент имеет право выбора темы ВКР, согласующейся с требованиями ФГОС по направлению 220400.62 «Управление в технических системах».ВКР также могут основываться на обобщении выполненных курсовых работ и подготавливаться к защите в завершающий период теоретического обучения.

Утверждение примерных тем ВКР производится не позднее начала октября текущего учебного года. Студент пишет заявление на имя заведующего кафедрой с указанием выбранном темы и Ф.И.О. руководителя ВКР не позднее, чем за неделю до заседания кафедры, на котором будет рассмотрены и утверждены темы ВКР.

Темы ВКР, выбранные студентами выносятся на обсуждение на заседании кафедры, утверждаются решением кафедры и передаются на утверждение заведующему кафедрой не менее чем за две недели до издания приказа ректора.

Представление по темам ВКР, утвержденное заведующим кафедрой, является основанием для издания приказа ректора университета об утверждении тем и руководителей ВКР.

Для выполнения ВКР студенту решением кафедры назначается руководитель из числа ведущих и имеющих соответствующее образование или квалификацию специалистов предприятий и организаций, преподавателей и научных сотрудников университета и других вузов.

Руководитель работы составляет и визирует задание на ВКР. Задание на ВКР оформляется в соответствии с методическими рекомендациями. В задании формулируется тема работы, определяется срок представления законченной работы на кафедру для защиты, содержатся необходимые исходные данные и перечень обязательных вопросов, подлежащих разработке. Объем приводимых в задании исходных данных должен позволять определять степень соответствия ему выполненной работы.

Студент принимает задание к исполнению, ставя на нем свою подпись.

3.6.Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы


Требования к ВКР определены в следующем документе:

Управление в технических системах: Методические указания по подготовке к итоговой государственной аттестации [Электронный ресурс] / Составитель: М.Б. Меренков. – электрон. текстовые данные. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2014. – 12 с. URL: http:// kf.susu.ac.ru/ images/document/iga220400.pdf

Выполнение ВКР по утвержденной теме начинается с подробного обзора известных способов реализации сформулированного задания. Затем проводится обоснованная оценка возможности их использования для выполнения задания. По результатам проведенного анализа принимается решение либо о доработке наиболее эффективного известного технического решения либо о разработке новых технических подходов для выполнения задания.

Более подробные методические рекомендации при выполнении ВКР состоят в следующем.

Выполнение ВКР начинают с выбора и обоснования принципа построения (алгоритма функционирования) проектируемого устройства или системы автоматики на основе краткого обзора литературных источников по рассматриваемой технической проблеме. При анализе известных технических решений необходимо отмечать их достоинства и недостатки и пути преодоления последних. Анализ и выбор технической реализации устройства или системы автоматики должны сопровождаться необходимыми математическими выкладками, рисунками функциональных и принципиальных схем, графиками.

При разработке функциональных схем устройств и систем автоматики нужно аргументировано обосновывать применение отдельных функциональных узлов, блоков, приборов. Желательно при этом получить аналитическую зависимость выходного сигнала от входного как функцию функциональных зависимостей отдельных составных частей устройства или системы. На основе полученной аналитической зависимости определяются технические возможности обеспечения требуемых показателей качества изделия, заданных в техническом задании, а также назначаются требования к основным показателям качества составных частей системы, т.е. разрабатывается техническое задание на проектирование узлов, блоков и приборов, входящих в состав проектируемого устройства или системы и обосновываются способы их технической реализации. Для того чтобы обоснованно назначить требования к составным частям системы автоматики необходимо получить ее математическую модель, которая устанавливает связи между основными показателями качества и схемными параметрами (петлевым коэффициентом, несущей частотой, коэффициентом заполнения и другими параметрами) устройства или системы автоматики. На основе соотношений математической модели выбираются основные схемные (обоснование алгоритма функционирования) и разработка функциональной схемы с последующим назначением технических требований к аппаратурной реализации их составных частей по существу являются этапом внешнего проектирования.

Отыскание путей аппаратурной реализации назначенных технических требований к составным частям проектируемого устройства является этапом внутреннего проектирования, осуществляемого в процессе разработки принципиальной схемы устройства и расчёта её составных частей. Разработка принципиальной схемы проектируемых устройств и систем автоматики, при заданных требованиях к показателям качества их составных частей, сводится к выбору схем типовых узлов и блоков, расчёту их показателей качества и согласованию параметров электрических схем. Разработка новых, оригинальных узлов и блоков производится лишь в том случае, когда существующие изделия не обеспечивают требуемые показатели качества или же предлагаемое решение даёт неоспоримые преимущества по точности, надёжности, стоимости, массогабаритным показателям.

Помимо выбора и расчёта основных, функциональных узлов и блоков, при разработке принципиальной схемы системы автоматики производится проектирование ряда вспомогательных и сервисных систем и устройств, таких как схема управления устройством; источники питания; устройства включения и выключения системы; устройства индикации контроля ее функционирования; устройства защиты от перегрузок и случайных включений и др. Основное назначение этих сервисных устройств обеспечение простоты эксплуатации и обслуживания проектируемого устройства или системы, повышение их надёжности и живучести.

При расчёте принципиальных схем узлов и блоков устройства определяются численные значения навесных элементов, исходя из условий получения требуемой функциональной зависимости, рассчитываются предельные токи и напряжения активных и пассивных элементов схемы, по которым выбираются номинальные значения их электрических параметров, а также мощностные и предельно допустимые характеристики этих элементов. Расчёт принципиальной схемы узла или блока рационально начинать с приведения (при необходимости с получения) его аналитической функциональной зависимости, в которой численные значения навесных элементов (первичных параметров) являются аргументами. Исходя из требуемого численного значения функциональной зависимости и допуска на её отклонение (точности) рассчитываются номинальные значения первичных параметров и их точность. По завершению расчёта принципиальной схемы необходимо провести оценку показателей качества спроектированных устройства или системы: точности, устойчивости, надежности.

На основе результатов расчёта принципиальной схемы и расчёта точности спроектированного устройства или системы разрабатывается перечень элементов принципиальной схемы, который оформляется как самостоятельный документ и, следовательно, имеет на первом листе основную надпись для текстовых документов.

На основе принципиальных схем составных частей системы разрабатывается конструкция отдельных устройств и функциональных блоков системы, и разрабатываются конструкторские чертежи этих блоков (печатных плат, лицевых панелей, крейтов и др.).

Для сборочных чертежей соответствующих устройств и блоков разрабатываются спецификации, которые при необходимости оформляются самостоятельными текстовыми документами с основной надписью для текстовых документов и включаются в ведомость документов пояснительной записки.

На основе конструкторской документации (сборочных чертежей, чертежей деталей и спецификаций) разрабатывается технология промышленного изготовления спроектированных устройств; прорабатываются вопросы техники безопасности и живучести системы при ее эксплуатации. В результате решения указанных задач разрабатывается инструкция по эксплуатации, спроектированной системы.

По результатам технического проектирования производится оценка технико-экономических показателей спроектированного изделия, и даются рекомендации об его практической реализации и области применения в промышленности или в других отраслях народного хозяйства.

Обоснование принятого технического решения излагается в пояснительной записке, программной документации и графических материалах.

Титульный лист считается первым листом пояснительной записки. На титульном листе должны быть поставлены все необходимые подписи, получаемые в следующем порядке: студент, консультант(ы), руководитель, нормоконтролер, заведующий кафедрой, рецензент.

Задание на выполнение ВКР оформляется по форме, приведенной в Методических рекомендациях.

Аннотация объемом не более 500 знаков, оформляемая на одной странице, должна отражать основное содержание работы. В тексте аннотации должны содержаться сведения, раскрывающие сущность выполненной работы, а также краткие выводы об особенностях, эффективности, возможностях и областях применения полученных результатов.В аннотации приводится библиографическое описание ВКР с указанием сведений об объеме пояснительной записки, количестве иллюстраций, таблиц, наименований использованной литературы, количестве приложений. Аннотация оформляется по форме, приведенной в методических рекомендациях.

В оглавлении последовательно перечисляются заголовки основных частей (разделов и подразделов) пояснительной записки и приложений с указанием номеров страниц, на которых они помещены.

Во введении необходимо:

1)показать актуальность темы работы, современность разрабатываемой темы, предметную область разработки;

2) провести анализ состояния разрабатываемого вопроса, что требует фактического знакомства с литературными источниками по разрабатываемой теме, их критического осмысления; при этом обзор литературы должен показать умение бакалавра систематизировать источники, выделять существенное, находить положительные и отрицательные моменты известных методов, алгоритмов, систем и т.п; анализ литературных источников необязательно должен проводиться в хронологическом порядке их публикации; по результатам обзора (анализа) необходимо выполнить логически плавный переход к конкретизации цели работы;

3) сформулировать цель и конкретные задачи разработки с учетом требований задания; цель ВКР должна определять новизну темы работы, а сформулированные задачи должны определять содержание последующей основной части соответствующей квалификационной работы.

Основная часть должна состоять из одной или нескольких (обычно 2 – 3) глав, разбитых на параграфы (подразделы), и содержать изложение результатов разработки. В основной части последовательно излагается содержание выполненной работы, обосновываются выбранные или принятые решения, приводятся все необходимые расчеты. Последовательность изложения материала определяется автором, но рекомендуется придерживаться следующей схемы:

‒ обзор отечественной и зарубежной литературы по теме, анализ положительных и отрицательных сторон известных методов; предметом анализа должны быть полученные результаты, новые идеи, содержащиеся в литературе, возможные пути решения поставленной задачи; анализ проводится с обязательным указанием источников, где описаны или содержатся анализируемые материалы; ссылки допускаются только на те источники, которые проработаны лично автором обзора; на основе такого обзора конкретизируется постановка задачи, являющаяся подробным и обоснованным заданием для выполнения дальнейшей работы.

‒ теоретический (аналитический) раздел, содержащий выбор метода, методики, алгоритма решения задачи;

‒ проектная часть основного раздела должна содержать описание предложенных и разработанных автором методов, алгоритмов и теоретических результатов.

Каждая глава (раздел или подраздел) основной части должны заканчиваться выводами и/или анализом полученных результатов. В случае использования известных методов (алгоритмов) для решения поставленной задачи ссылки на первоисточники обязательны.

Заключение должно содержать итоговую оценку результатов работы с точки зрения их соответствия требованиям задания. Здесь логически последовательно излагаются все теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате разработки темы. Также здесь могут быть намечены пути и цели дальнейшей работы.

Выводы пишутся тезисно (кратко, четко, с представлением о содержании, значимости и эффективности разработки), по всем этапам разработки темы.

Список литературы должен содержать библиографические описания всех использованных источников, на них в тексте записки обязательно должны быть необходимые ссылки.

В приложениях пояснительной записки помещается вспомогательный материал, который при включении в основную часть загромождает текст.

При оформлении программных документов необходимо руководствоваться стандартами ЕСПД, перечень которых приведен в п.3.4.

При оформлении графического материала необходимо использовать стандарты ЕСКД и требования, изложенные в методических рекомендациях.

При оформлении ВКР, связанных с разработкой автоматизированных систем управления необходимо использовать единую систему стандартов автоматизированных систем управления (ГОСТ 24.101–80; ГОСТ 24.102–80; ГОСТ 24.205–80; ГОСТ 24.206–80; ГОСТ 24.302–80… ГОСТ 24.303–80).

3.7. Порядок представления выпускной квалификационной работы в государственную аттестационную комиссию


Допуск к защите выпускной квалификационной работы производится выпускающей кафедрой не позднее, чем за две недели до начала работы государственной аттестационной комиссии на основании предварительной защиты работы. Работа должна быть предоставлена на кафедру не менее чем за два дня до предварительной защиты ВКР. Полностью готовая работа, прошедшая предварительную защиту, с отзывом и рецензией, сдается на кафедру не менее чем за два дня до начала работы государственной аттестационной комиссии.

По решению кафедры на данном этапе назначается рецензент, являющийся специалистом в данной области и не являющийся сотрудником или преподавателем данной кафедры.

В государственную аттестационную комиссию до защиты выпускной квалификационной работы представляются следующие документы: приказ ректора об утверждении темы выпускной квалификационной работы; распоряжение декана о допуске студента к итоговой аттестации; отзыв руководителя с рекомендациями; рецензия на выпускную квалификационную работу; учебная карточка и зачетная книжка студента о результатах освоения ООП.Дополнительно в государственную аттестационную комиссию могут быть представлены другие материалы, характеризующие научную и практическую ценность выполненной работы: копии статей, тезисов выступлений на конференциях, макеты, программные продукты и т.п.

Готовность работы подтверждается наличием подписей на титульном листе пояснительной записки ВКР: 1) автора-студента, 2) руководителя ВКР, 3) нормоконтролера, 4) заведующего кафедрой, 5) рецензента; на иллюстрационных материалах к пояснительной записке (плакатах, альбомах, макетах и других видах иллюстративного материала к докладу): 1) автора-студента, 2) руководителя ВКР, 3) нормоконтролера, 4) заведующего кафедрой; в задании на ВКР: 1) автора-студента, 2) руководителя ВКР, 3) заведующего кафедрой.

В отзыве и рецензии дается оценка того, насколько студенту удалось разрешить задачи работы, и на основании этого выразить свое мнение о его подготовленности к практической деятельности. В рецензии отражается соответствие заданию на работу, устанавливается соответствие работы современному уровню развития, степень использования опыта и данных передовых предприятий и организаций отрасли и новейших достижений, материалов отечественной и иностранной информационной базы, в том числе литературной.

Отдельно оценивается оригинальность решений, качество и тщательность выполнения ВКР. Обязательно отмечаются выявленные грубые ошибки в работе, если таковые имеются.

Период непосредственной подготовки к защите включает написание текста доклада для защиты ВКР, предварительную защиту и корректировку текста доклада

3.8. Порядок защиты выпускной квалификационной работы


Защита выпускных квалификационных работ проводится на открытых заседаниях Государственных аттестационных комиссий с участием не менее половины её членов. Персональный состав ГАК утверждается приказом ректора университета.

В начале процедуры защиты выпускной квалификационной работы секретарь ГАК представляет студента и объявляет тему работы, передает председателю ГАК пояснительную записку и все необходимые документы, после чего студент получает слово для доклада. На доклад отводится 5–7, не более 10 минут. По завершению доклада члены ГАК имеют возможность задать вопросы студенту. Вопросы членов ГАК и ответы студента записываются секретарем ГАК в протокол. Далее секретарь зачитывает отзыв руководителя студента и рецензию на ВКР.

Студенту предоставляется возможность ответить на замечания руководителя и рецензента.

Члены ГАК в процессе защиты на основании представленных материалов и устного сообщения автора дают предварительную оценку ВКР и подтверждают соответствие полученного автором ВКР образования требованиям ГОС.

Членами ГАК оформляются документы – «Оценочные листы» по каждой ВКР с внесением в них критериев соответствия, а также выставляется рекомендуемая оценка по 4-х бальной системе, принятой в высшей школе. ГАК на закрытом заседании обсуждает защиту ВКР и суммирует результаты всех оценочных средств:

– государственного квалификационного экзамена;

– заключение членов ГАК на соответствие;

– оценку ВКР, выставленную членами ГАК.

ГАК оценивает ВКР и принимает общее решение о присвоении выпускнику соответствующей квалификации и выдаче ему диплома.

Выпускники, не прошедшие по неуважительной причине отдельных видов аттестационных испытаний или получившие оценки «неудовлетворительно» по одному или нескольким итоговым аттестационным испытаниям, должны быть отчислены из университета, но имеют право восстановления по их заявлению для повторного прохождения этих итоговых аттестационных испытаний. Повторные итоговые аттестационные испытания для указанной категории лиц назначаются в филиале ЮУрГУ не ранее, чем через год и не более чем через пять лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые. Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться более двух раз.

Недопуск студента к защите ВКР приравнивает его к лицам, не прошедшим одно из аттестационных испытаний в установленные сроки.

3.9. Критерии оценивания соответствия уровня подготовки студента требованиям ФГОС ВПО на основе выполнения и защиты выпускной квалификационной работы


Оценка «отлично» выставляется

Актуальность, теоретическая, практическая значимость темы исследования — тема очень актуальна, высокая теоретическая и практическая значимость темы исследования.

Соответствие содержания работы заданию — ВКР полностью соответствует заданию.

Степень самостоятельности — ВКР выполнена полностью самостоятельно.

Общий уровень работы — превосходный.

Недостатки: — либо отсутствуют, либо несущественны, либо есть в наличии, но выпускник может аргументировано защитить свою работу.

Оценка научного руководителя — отлично.

Отзыв рецензента — отлично.

Большинство членов комиссии оценили работу на отлично.
Оценка «хорошо» выставляется

Актуальность, теоретическая, практическая значимость темы исследования — тема актуальна или очень актуальна, теоретическая и практическая значимость темы исследования — хорошая или высокая.

Соответствие содержания работы заданию — ВКР полностью соответствует заданию.

Степень самостоятельности: ВКР выполнена полностью самостоятельно.

Общий уровень работы — высокий.

Недостатки: — есть в наличии, но выпускник понимает как их исправить .

Оценка научного руководителя – не ниже хорошо.

Отзыв рецензента — не ниже хорошо.

Большинство членов комиссии оценили работу на хорошо и отлично.

Оценка «удовлетворительно» выставляется

Актуальность, теоретическая, практическая значимость темы исследования — тема актуальна, теоретическая и практическая значимость темы исследования — хорошая.

Соответствие содержания работы заданию — ВКР не полностью соответствует заданию.

Степень самостоятельности: ВКР выполнена частично самостоятельно.

Общий уровень работы — удовлетворительный.

Недостатки: — есть в наличии, но выпускник не всегда может объяснить пути их устранения.

Оценка научного руководителя – не ниже удовлетворительно.

Отзыв рецензента — не ниже удовлетворительно.

Большинство членов комиссии оценили работу на удовлетворительно.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется

Актуальность, теоретическая, практическая значимость темы исследования — тема не актуальна, теоретическая и практическая значимость темы исследования — невысокая.

Соответствие содержания работы заданию — ВКР не полностью или не соответствует заданию.

Степень самостоятельности: ВКР выполнена не самостоятельно.

Общий уровень работы — неудовлетворительный.

Недостатки: — есть существенные недостатки, ошибки, выпускник не может объяснить пути их устранения.

Оценка научного руководителя – любая.

Отзыв рецензента — любая.



Большинство членов комиссии оценили работу на неудовлетворительно.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница