Рабочая программа по физике, математике цикла математический, естественнонаучный для специальности



Скачать 348.38 Kb.
страница1/2
Дата31.07.2016
Размер348.38 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дагестанская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе,

профессор Маммаев С.Н.



«____»___________2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ФИЗИКЕ, МАТЕМАТИКЕ .



цикла МАТЕМАТИЧЕСКИЙ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ___________
для специальности 060101 ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО .
факультет ЛЕЧЕБНЫЙ .
кафедра Биофизики, информатики и медаппаратуры
квалификация выпускника «Специалист»
курс 1

семестр 1

всего трудоемкость (в зачетных единицах/часах) 3/108
лекции 24 часа

практические (семинарские) занятия 22 часа

лабораторные занятия 26 часов

самостоятельная работа 36 часов

зачет 1 семестр


Махачкала 2014 г

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО 060101, с учетом рекомендаций примерной программы по специальности подготовки лечебное дело .


Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры

от «_____» ____________20___г. Протокол № _____

Заведующий кафедрой (Ризаханов М.А.)

подпись ФИО

Рабочая программа согласована:


1.Директор НМБ ДГМА ( Бекеева А.В.) .
2.УМО (Гаджимурадов М.Н.)

подпись ФИО

3.Зам. декана по__1__курсу_____________ (Савзиханов Р.Т.)

подпись ФИО

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании Совета факультета

от «____» _________________ 20___ г. Протокол № __________

Председатель СФ _____________________________(Рагимов Р.М.)

подпись ФИО



Составители:

Зав.кафедрой, профессор Ризаханов М.А. .

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)



доц.каф.биофизики, информ. и медапп. Магомедов М.А. .

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)




Рецензент:

зав.каф. общей и биол.химии, Нагиев Э.Р. .

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)




  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения учебной дисциплины «Физика, математика» является:

- формирование у студентов-медиков системных знаний о физических свойствах и физических процессах, протекающих в биологических объектах, в том числе человеческом организме, необходимых как для обучения другим учебным дисциплинам, так и для непосредственного формирования врача.

При этом задачами дисциплины являются:

- формирование современных естественнонаучных представлений об окружающем материальном мире;

- выработка у студентов методологической направленности, существенной для решения проблем доказательной медицины;

- формирование у студентов логического мышления, умение точно формулировать задачу, способность вычленять главное и второстепенное, умение делать выводы на основании полученных результатов измерений;

- в освоении студентами математических методов решения интеллектуальных задач, направленных на сохранение здоровья населения с учетом факторов неблагоприятного воздействия среды обитания;

- формирование у студентов экологического подхода при решении различных медико-биологических социальных проблем




  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (ООП) СПЕЦИАЛИСТА




    1. Требование к входным знаниям для изучения данной дисциплины.

Учебная дисциплина «Физика, математика» относится к математическому, естественнонаучному циклу дисциплин (С2), является базовой в обучении лечебному делу, необходимой для изучения химических и профильных дисциплин, которые преподаются параллельно с данным предметом или на последующих курсах. Освоение дисциплины «Физика, математика» должно предшествовать изучению дисциплин: нормальная физиология, биохимия, микробиология и вирусология, гигиена, общественное здоровье и здравоохранение, неврология, медицинская генетика, офтальмология, пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика и терапия, судебная медицина катастроф.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- школьный курс физики;

- школьный курс математики.



Знания математических методов решения интеллектуальных задач, основных законов физики.

Умения: излагать физические и математические законы и теоремы.

Навыки: решать физические и математические задачи.


    1. Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи

с последующими дисциплинами.




Наименование обеспечиваемых (последующих)дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

1

Нормальная физиология




+

+




+

+

2

Биохимия




+

+




+

+

3

Микробиология, вирусология







+




+

+

4

Гигиена

+

+

+

+

+

+

5

Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения

+







+




+

6

Неврология, медицинская генетика, нейрохирургия

+

+

+

+

+




7

Оториноларингология




+

+




+




8

Офтальмология




+

+

+

+




9

Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика

+




+

+




+

10

Онкология, лучевая терапия

+




+







+

11

Судебная медицина

+

+

+




+

+

12

Медицинская реабилитеция




+

+

+

+




13

Безопасность жизнедеятельности, медицина катастроф

+


+

+

+




+




  1. ТРЕБОВАНИЕ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




    1. Изучение данной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

- способностью и готовностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

- способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

- способностью грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, медико-техническую аппаратуру,

готовность применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач ОК-12;


- способностью и готовностью реализовать этические и диантологические

аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

- способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходже профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);

- способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанные на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

- способностью и готовностью проводить и интерпретировать результаты современных лабораторно-инструментальных исследований (ПК-5);

- способностью и готовностью проводить защиту населения при ухудшении радиационной обстановки (ПК-11);

- способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацмией в глобальных компьютерных сеиях, применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональныз задач (ПК-9);

- способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (Законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные квалификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27);

- способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);

- способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).





    1. В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН:
ЗНАТЬ:

- правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях с реактивами, приборами, животными;


- основные законы физики, физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека;

- математические методы решения и интеллектуальных задач и их применение в медицине

- физические основы функционирования медицинской аппаратуры,

устройство и назначение медицинской аппаратуры;

- физико-химическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном, клеточном, тканевом и органном уровнях.

УМЕТЬ.

- пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью интеренет для профессиональной деятельности;

- пользоваться физическим оборудованием;

- производить расчеты по результатам эксперимента, проводить элементарную статистическую обработку экспериментальных данных;

- прогнозировать направление и результат физико-химических процессов и химических превращений биологическ5и важных веществ.

ВЛАДЕТЬ;

- навыками пользование измерительными, вычислительными средствами, основами техники безопасности при работе с аппаратами.



- навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования пациентов.


  1. ОБЪЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет по ГОС ВПО 3 зачетных единиц/108 часов.

Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


1

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

72

72

Лекции (JI)

24

24

Практические занятия (ПЗ)

22

22

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

26

26

Самостоятельная работа студента (СРС),в том числе:

36

36

Расчетно-графические работы

18

18

Подготовка к текущему контролю (ПТК)

10

10

Подготовка к промежуточному контролю (ППК)

8

8

Вид промежуточной аттестации

зачет (3)

3

3

экзамен (Э)






Общая трудоемкость

час.

108

108

зач. ед.

3

3




  1. СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении

п/п

компетенции

Наименование

раздела учебной дисциплины


Содержание раздела

1

2

3

4

1

ОК-1

ПК-3


ПК-2

ОК-5



Элементы высшей математики

  1. Основные понятия математического анализа. Производные и дифференциалы. Правила интегрирования. Вычисления неопределенных и определенных интегралов. Методов решения дифференциальных уравнений первого порядка с разделяющими переменными.

2

ОК-1

ПК-2


ПК-5

ПК-9


ПК-32


Математика жидкостей, газов и твердых тел. Акустика


  1. Механические волны. Уравнение плоской волны. Параметры колебаний и волн. Энергетические характеристики. Дифракция и интерференция волн. Эффект Доплера и его использование в медицине.

  2. Акустика. Звук. Виды звуков. Сложный










тон и его акустический спектр. Волновое сопротивление. Объективные (физические) и субъективные










(физиологические) характеристики звука. Аудиометрия. Ультразвук. Физические основы применения ультразвука в медицине.

  1. Физические основы гемодинамики. Вязкость. Методы определения вязкости жидкостей (метод Стокса, метод Оствальда).

Стационарный поток, ламинарное и турбулентное течение. Формула Ньютона. Ньютоновские и неньютоновские жидкости. Формула Пуазейля. Число Рейнольдса. Гидравлическое сопротивление в последовательных, параллельных и комбинированных системах трубок. Разветвляющиеся сосуды.

  1. Механические свойства биологических тканей. Закон Гука.

3

ОК-1

ОК-2


ПК-9

ПК-31


ПК-32

Электричество и магнетизм

  1. Биологические клеточные мембраны и их физические свойства. Транспорт веществ через биологические мебраны. Уравнение Фика. Уравнение Ненста- Планка. Равновестный трансмембранный потенциал, уравнение Нернста. Стационарный потенциал Гольдмана-Ходжикана-Каца. Потенциал покоя. Потенциал действия.

  2. Электрический диполь. Токовый диполь. Электрическое поле токового диполя в неограниченной проводящей среде. Сердце – как токовый диполь.

  3. Физические процессы, происходящие в тканях организма под действием постоянного и переменного токов и электромагнитных полей. Полное сопротивление (импеданс) в электрических цепях. Закон Ома для переменных тока и напряжения. Емкостное и омическое сопротивление биологических тканей организма.

4

ОК-1

ПК-2


ПК-9

ПК-32


ПК-1

Основы медицинской электроники

  1. Основные понятия медицинской электроники. Безопасность и надежность медицинской аппаратуры. Особенности сигналов, обрабатываемых медицинской электронной аппаратурой и связанные с ними требования к медицинской электронике. Принцип действия медицинской электронной аппаратуры (генераторы, усилители, датчики).

5

ОК-1

ПК-2


ПК-9

ПК-32


Оптика.

  1. Геометрическая оптика. Явление полного внутреннего отражения света. Рефрактометрия. Волоконная оптика. Глаз – оптическая система. Микроскопия.

  2. Волновая оптика. Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных волн. Энергетические характеристики световых потоков: поток светового излучения и плотность потока (интенсивность). Дифракционная решетка. Разрешающая способность оптических приборов и глаза. Поляризация света. Поляризационная микроскопия. Оптическая активность. Поляриметрия.

  3. Взаимодействие света с веществом. Рассеяние света. Поглощение света. Закон Бугера-Ламберта-Бера. Оптическая плотность.

  4. Тепловое излучение. Характеристики и законы теплового излучения. Спектр излучения черного тела. Излучение Солнца.

6

ОК-1

ПК-2


ПК-9

ПК-14


ПК-32

ПК-27



Квантовая физика, ионизирующие излучения.

  1. Квантовая физика. схема электронных энергетических уровней атомов и молекул и переходов между ними. Спектрофотометрия. Люминесценция. Закон Стокса для фотолюминесценции. Спектры люминесценции. Спектрофлуориметрия. Люминесцентная микроскопия.

  2. Лазеры. Особенности лазерного излучения.

  3. Рентгеновское излучение. Взаимодействие рентгеновского излучения с веществом. Закон ослабления рентгеновского излучения.

  4. Радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Взаимодействие α-,β- и γ- излучений с веществом. Механизм действия ионизирующих излучений на организм человека.

  5. Дозиметрия ионизирующего излучения. Поглощенная, экспозиционная и эквивалентная дозы.


5.2. Название тем лекций и количество часов учебной дисциплины




Название тем лекций учебной дисциплины


Количество часов

1

Понятие о функции и аргументе.

Функциональная зависимость. Дифференциальное и интегральное исчисление. Дифференциальные уравнения. Методы решения дифференциальных уравнений первого порядка с разделяющимися переменными.



2


2

Метод моделирования. Основные принципы научного моделирования. Модели изучения численности популяции. Модель фармакокинетики

2


3

Физические методы, как объективный метод исследования закономерности, в живой природе. Значение физики для медицины. Механические колебания и волны. Типы колебаний. Параметры колебаний и волн. Сложные колебания. Теорема Фурье. Волновое уравнение плоской волны. Звук, ультразвук. Параметры УЗ. Физические процессы в тканях при воздействии ультразвуком. Ультразвук в медицине.

2

4

Вязкость. Методы определения вязкости жидкостей. Ламинарное и турбулентное течение. Формула Ньютона. Ньютоновские и неньютоновские жидкости. Формула Пуазейля. Число Рейнольдса. Гидравлическое сопротивление. Разветвляющиеся сосуды. Распределение гидравлического сопротивления, скорости кровотока, давления вдоль

системы кровообращения.


2



5


Сердечно-сосудистая система. Пульсовая волна. Модель кровотока в крупном сосуде.

Структура мышцы. Биомеханика мышцы. Уравнение Хилла. Электромеханическое сопряжение в мышцах.



2



6

\


Автоколебания в органах и тканях. Автоволны в однородных тканях. Трансформация ритма. Ревербераторы.

Электрические поля органов. Физические принципы электрокардиографии. Исследование электрической активности головного мозга.


2


7

Электромагнитные волны. Шкала электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Уравнение и график плоской бегущей электромагнитной волны. Энергетические характеристики. Телемедицина.

2


8

Естественные и искусственные источники электромагнитных излучений. Современная компьютерная томография. Взаимодействие электромагнитного (в том числе рентгеновского) излучения с организмом человека.

2


9

Виды собственных физических полей человека и их источники. Низкочастотные электрические и магнитные поля. Инфракрасное излучение. Термография. Электромагнитное оптическое излучение.

2


11

Квантовая природа света. Спектрофотомерия. Люминесценция. Разновидности люминесценции. Закон Стокса. Спектролюминесценции. Спектрофлуориметрия. Люминесцентная микроскопия.

2


12

Дозиметрия ионизирующего излучения. Поглощенная, экспозиционная и эквивалентная дозы. Радиационный фон. Способы защиты от ионизирующего излучения. Предельно допустимая доза ионизирующего излучения. Факторы радиационной безопасности.

2





итого

24


5.3. НАЗВАНИЕ ТЕМ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

а. лабораторный практикум




Наименование

Количество аудиторных часов

1

Снятие спектральной характеристики порога слышимости уха

2



2

Изучение механических свойств на модельных для тканей материалах (металлы, полимеры). Измерение коэффициента упругости и твердости

2

3


Определение вязкости жидкости методом Стокса медицинским вискозиметром.

3

4

Физические основы гальванизации. Изучение устройства и принципа действия аппарата гальванизации на модельной электрической схеме.


2

5

Физические основы УВЧ-терапии. Устройство и принцип УВЧ-терапии

2

6

Электрические свойства тканей. Определение дисперсий электропроводности на модельных для живых тканей электрических схемах.

3

7

Физические основы ЭКГ, ЭЭГ

3

8

Взаимодействие света с веществом. Поглощение света. Фотоэлектрокалорометрия.

2

9

Взаимодействие света с веществом. Рассеяние, поляризация света. Рефрактометрия. Поляриметрия.

3

10

Лазер. Изучение длины волны лазерного излучения и размеров эритроцитов

2

11

Радиоактивность. Дозиметрия.

3




Итого

26



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница