Рабочая программа Межфакультетского учебного курса Духовно- эзотерические школы ХХ в



Скачать 173.11 Kb.
Дата31.07.2016
Размер173.11 Kb.
ТипЗадача
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова
Социологический факультет

Автандилян Е.А.

Рабочая программа

Межфакультетского учебного курса

Духовно- эзотерические школы ХХ в.

Москва – 2015

Рецензенты:

Н.Г. Осипова, доктор социологических наук, профессор, заведующая кафедрой современной социологии социологического факультета МГУ,

С.В. Трофимов, кандидат социологических наук, доцент кафедры современной социологии социологического факультета МГУ

Программа одобрена на заседании Ученого совета социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова от « » 2015 года, протокол №



  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (КУРСА).


Цель курса – дать студентам базовые знания об основных духовных и эзотерических школах ХХ в. для поиска и выработки собственной системы духовных ценностей, осмысленной жизни и деятельности; для понимания влияния различных направлений и школ подобного рода на ход человеческой истории, на мировоззрение и поведение людей, на процессы, происходящие в современном мире. Общая цель курса - подготовка энциклопедически образованных, всесторонне развитых студентов, владеющих методами научного анализа духовных традиций.

Творчество представителей духовных и эзотерических школ ХХ в. рассматривается в непосредственной связи с социальным и культурно-историческим контекстом; исследуется взаимовлияние их идей в т.ч. на социально – политические процессы, характерные для общественного устройства соответствующего периода.



Задача курса – дать студентам непрофильные знания и навыки научного исследования в области социологии духовной жизни: истории духовных и эзотерических учений. Студенты знакомятся с широко известными духовными учениями и школами в исторической ретроспективе: Исихазм (мистика православия), учение суфиев (мистиков ислама), буддийская и индуистская Тантра, Дзогчен (тибетское учение об осознавании), Каббала. Основное внимание уделено новым направлениям, возникшим относительно недавно, в ХХ веке, – учения и школы Г. Гурджиева, Д. Кришнамурти, П. Йогананды, С. Вивекананды, Р. Махарши, Бабаджи, Раджниша, (Ошо), К. Кастанеды и др.

В число задач курса «Духовно- эзотерические школы ХХ в.», помимо выработки научного подхода к анализу данных направлений и увеличения своего культурологического «багажа», входит выработка у студентов способности самостоятельно прикоснуться к самой сути духовных традиций, что может способствовать гармоничному развитиию их личности.

Данная проблематика может изучаться с точки зрения различных наук, – социологии, философии, религиоведения, культурологии, психологии и др., что определяет ее актуальность как межфакультетского курса.


  1. В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ОБУЧАЮЩИЙСЯ ДОЛЖЕН:


знать:

- базовые понятия различных духовных традиций, как древних, так и современных;

- основные этапы развития духовных и эзотерических школ, способы воздействия содержащихся в них идей и концепций на развитие общества и человека;

- смысл и значение учений наиболее выдающихся представителей духовных и эзотерических школ, их личный жизненный путь как практическое воплощение выдвинутых ими идей и учений;


уметь:

- формировать собственную модель внутреннего духовного развития;

- логично и аргументировано излагать свою точку зрения по различным социально значимым проблемам; использовать понятийно-категориальный аппарат изучаемых школ в профессиональной деятельности;

- искать и находить в изучаемых духовных учениях ответы на мировоззренческие вопросы, возникающие в общественной жизни;


владеть:

- языком символики данных духовных и эзотерических школ,

- навыками работы с литературой и анализа первоисточников ;

- способностью творческого усвоения приобретенных знаний, возможностью применения их в собственной жизни.


3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
-способность к творчеству, порождению инновационных идей, формированию собственных гипотез (СК-1)

- способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК - 2)

- способность к междисциплинарному взаимодействию и умению сотрудничать с представителями других областей знания в ходе решения научно – исследовательских и прикладных задач (СК - 6)

- способность анализировать, синтезировать и критически осмысливать информацию на основе комплексных научных методов (СК – 7)




  1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Дисциплина «Духовно - эзотерические школы ХХ в.» является дисциплиной по выбору, - Межфакультетским учебным курсом, который предназначен для студентов Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. Лекционный курс рассчитан на 32 ак. часа, 2 зачетные единицы. Лекции (ЛК)-30 часов, контролируемая самостоятельная работа (КРС) – 2 часа, самостоятельная работа студентов (СРС)-32 часа. Итоговый контроль – зачет. Курс читается в весеннем семестре (нечетный семестр).


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Распределение часов по разделам, темам и видам занятий




п/п

Тема

Неделя семестра

Всего часов

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)





ЛК

ПЗ

КСР

СРС

1

Духовные и эзотерические школы как социально-

культурный феномен. Историческая ретроспектива духовно-эзотерических учений (общий обзор).



2

2

2










.

2

ХХ в. Россия: Учение Г.И. Гурджиева – связь с суфизмом. «Четвертый путь». Сотрудничество с П.Успенским. Основные идеи учения Блаватской.


3

2

2













3

ХХ в. Индия: Учения Дж. Кришнамурти Свами Йогананды и СвамиВивекананды;

4

2

2













4

ХХ в. Индия. Учение Бабаджи о Санатан – Дхарме как сути всех религий. Махаватара – «учитель учителей».

5

2

2













5

ХХ в. Индия. Учение Шри Раджниша (Ошо) о духовном просветлении.

6

2

2













6

ХХ в. Мексика. Школа К.Кастанеды в традиции Д. Хуана Матуса.


7

2

2













7

ХХ в. Индия, США. Школы современной адвайты в традиции Р. Махарши.

8

2

2
















8

Исихазм (православие). «Институт старчества» как традиция духовного подвижничества и наставничества.

9

2

2
















9

Суфизм (ислам);

великие представители и уителя; суфийские ордены. Суфизм в Крыму.



10

2

2
















10

Индуистская и Тибетская Тантра как «ускоренный» и опасный путь развития.

11

2

2
















11

Дзогчен (буддизм) – учение о высшем осознавании. «Не-постепенный путь» в традиции дзен-буддизма. Индия, Китай, Япония.

12

2

2
















12

Каббала (иудаизм). Тора как универсальная методология творения

13

2

2
















13

Сравнительный анализ духовных и эзотерических школ ХХ в. Трудности и опасности в обучении и практике.

14

2

2
















14

Подведение итогов курса, защиты самостоятельных мини - исследований

15

2

2







32

Проведение мини-исследования по материалам первоисточников, Презентация анализа и собственных результатов.




15

Зачет

16










2



















64

30




32



















всего

ЛК

ПЗ

КСР

СРС




5.2. Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Духовные и эзотерические школы как социально-культурный феномен и отражение конкретного периода в развитии общества.

Историческая ретроспектива эзотерико-мистических учений.


Возникновение эзотерических (внутренних) и мистических направлений и школ в рамках традиционных мировых религий: Исихазм (православие), Суфизм (ислам), Тантра (Индуизм и тибетский буддизм), Каббала (иудаизм) – их краткая характеристика и общий обзор.

Трансформации восприятия духовно-эзотерических школ в XX веке.
Тема 2. ХХ в. Россия: Учение Г.И. Гурджиева – связь с суфизмом.

- Г.И. Гурджиев – российский мистик и духовный учитель начала ХХ в.,

путь ученичества, связь с суфизмом, сотрудничество с П. Успенским, «четвертый путь» как особый метод внутреннего развития («осознавание»). «Институт гармоничного развития человека» в Париже, популяризация идей Гурджиева П. Успенским.

Основные идеи учения Блаватской.
Тема 3: ХХ в. Индия: Учение Дж. Кришнамурти, Свами Йогананды и Свами Вивекананды;

- Учение Дж. Кришнамурти о единстве и не-постепенном пути к просветлению;

- Свами Йогананда о высшем духовном состоянии человека – «самадхи»;

- Свами Вивекананда о различных видах йоги как разных путях к достижению духовного освобождения;
Тема 4: ХХ в. Индия. Учение Бабаджи о Санатан – Дхарме как сути всех религий. Махаватара – «учитель учителей».

- Санатан – Дхарма – «вечная религия», или «вечный путь» - нравственно – духовная основа всех мировых религий;

- учение об Аватарах, Махаватар как воплощение высшей духовной божественной энергии в человеческом теле;

- Учение Бабаджи: Истина – Простота – Любовь;

- Карма йога как путь бескорыстных действий – послание человечеству в современную эпоху;

- Свами Йогананда («Автобиография йога») и другие источники о роли и миссии Бабаджи, индийское учение о реинкарнации и воплощениях Аватара.


Тема 5: ХХ в. Индия. Учение Шри Раджниша (Ошо) о духовном просветлении. «Не-постепенный путь».

- Раджниш – профессиональный индийский философ и духовный учитель середины ХХ века;

- краткая автобиография - описание высших духовных состояний;

- создание общины, эксперимент в США по созданию идеального мини-сообщества;

- суть учения – «не-постепенный» путь, возможность мгновенной духовной реализации «здесь и сейчас», критика догматизма основных религий.
Тема 6: ХХ в. Мексика. Школа К.Кастанеды в традиции Д. Хуана Матуса. Сравнительный анализ духовных и эзотерических школ ХХ в.

- Эзотерическая традиция шаманов древней Мексики, поворот современных «магов» линии Дона Хуана Матуса от практических, эгоистических целей к освобождению от привычных паттернов человеческого поведения и внутреннему развитию;

- «Путь знания» как способ раскрытия внутреннего потенциала человека;

- Понятие «бенефактора» («благодетеля») для ученика и сравнение с духовным наставничеством в России («старчество») и феноменом индийского «гуру» – сходство и различие;

- Четыре основных врага на пути знания.

Тема 7. Школы современной адвайты в традиции Р. Махарши.

- Линия духовной преемственности – цепочка учителей (гуру) ХХ – ХХI вв., идущая от Р. Махарши: Н. Махарадж, Р.Балсекар, Ш. Пунджаджи, Рам Цзы;

- суть их учений, сходство и различие в методах поиска и достижения Истины.
Тема8. Исихазм (православие)

– Основы исихазма (от греческого «исихия» - «внутреннее молчание»).

- Молитвенная практика как достижение высшей формы любви;

- Великие представители : Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский;

- «Институт старчества» (духовного наставничества), - как уникальный феномен российского духовного подвижничества; Оптина пустынь и ее старцы. Старцы в современном православии. Гносеология молитвы как путь духовного пробуждения.

- Основные идеи книги «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», выражающей суть «внутренней молитвы».



Тема 9. Суфизм (ислам);

- Великие представители: Джелалетдин Руми, Омар Хайям, Бахауддин Накшбанд, Хазрат Инайят Хан и др.;

- Суфийские ордены, их роль в становлении внутреннего (эзотерического)

духовного пути развития человека в рамках ислама («тарикат»).

- Суфийские притчи как метод «непрямого» обучения ученика, - воздействие на его сознание посредством языка символов и метафор.

- Универсальный принцип- «отшельник на базарной лощади» как реализация внутренней аскезы при сохранении социальной активности.

- Суфизм в Крыму.


Тема 10. Индуистская и Тибетская Тантра как «ускоренный» и опасный путь развития.

- Индуистская и Тибетская Тантра как путь трансформации энергии, как преобразование «негативных» энергий и привычек в «топливо» для духовного роста;

- Великие представители – индийский мастер йоги и тантры Горакнатх, плеяда Тибетских мастеров: Тилопа – Наропа – Марпа – Миларепа.

- Тексты – «Вигьяна Бхайрава тантра», «Шива - самхита».

- Современные учения высшей тантры – учение Дзогчен.
Тема 11. Дзогчен (буддизм) – учение о высшем осознавании; «Не-постепенный путь» в традиции дзен-буддизма.

- Намкай Норбу Ринпоче – современный учитель Дзогчен, янтра - йога, суть учения о высшем осознавании,

- Феномен реализации «радужного тела» (дематериализации тела в момент смерти);



- «Не-постепенный путь» в традиции дзен-буддизма (Китай, Япония).

- Метод обучения посредством коанов.

- Патриархи Дзен

Тема 12. Каббала (иудаизм) – каждый «сам себе Моисей»;

- Тора как универсальная методология творения (чего угодно из чего угодно, в том числе из ничего);

- Поиск ответа на вопросы:

- "Зачем Бог создал мир?",

- «Какова цель творения?»,

- «Как соотносятся мир и свобода воли человека?».

- Роль и предназначение человека согласно Торе.

Тема 13. Сравнительный анализ духовных и эзотерических школ ХХ в.

Основные общие черты и различие духовных и эзотерических школ ХХ века. Молитва оптинских старцев, зикр у суфиев, мантра йога в индуизме – общие принципы воздействия на сознание человека через раскрытие сердца.


6. Образовательные технологии

Преподавание дисциплины «Духовные и эзотерические школы ХХ в.» включает следующие образовательные технологии:

- проведение аудиторных занятий с использованием мультимедийных технологий;

- использование проблемно-ориентированного подхода посредством проведения семинаров – развернутых бесед, семинаров-диспутов, проблемного семинара.

- проведение «мини – конференций» с подготовкой презентаций, выступлениями от имени конкретных учителей изучаемых духовных школ, и организацией дискуссии (в т.ч. в виде полемики между сторонниками двух противоположных концепций) самими студентами в качестве модераторов.


  1. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины «Духовно- эзотерические школы ХХ в.», предполагает использование для чтения лекций специализированных аудиторий, оснащенных компьютером и LCD-проектором, интерактивной доской.
Необходима аппаратура, позволяющая качественное воспроизведение текстовых и видео фрагментов для аудирования.
Учебно-вспомогательные аудитории:

- научная библиотека МГУ,

- библиотека социологического факультета МГУ,

- компьютерный класс.





  1. Оценочные средства итогового контроля освоения дисциплины

Итоговое собеседование и проведение мини-исследования по анализу первоисточников: итоговая письменная работа, представляющая отчет (по упрощенной схеме) о проведении социологического мини – исследования (контент - анализ) по выбранной студентами теме.

Итоговая оценка: выставляется на основании суммарного учета всех контрольных мероприятий и оценки, полученной на итоговом собеседовании.
8.1. Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине

1. Духовно-эзотерические учения как социальный феномен и отражение конкретного периода в развитии общества.
2. Трансформации восприятия духовно-эзотерических школ в XX веке. 
3. Возникновение эзотерических (внутренних) и мистических направлений и школ в рамках традиционных мировых религий.
4. Основы исихазма, известные представители, гносеология молитвы как пути духовного роста. Основные идеи книги «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу», выражающей суть «внутренней молитвы».
5. Тарикат как путь суфия. Суфийские ордены в исламе и основные представители. Суфийские притчи как метод «непрямого» обучения ученика, - воздействие на его сознание посредством языка символов и метафор. Универсальный принцип- «отшельник на базарной лощади» как реализация внутренней аскезы при сохранении социальной активности. Суфизм в Крыму.

6. Индуистская и Тибетская Тантра как «ускоренный» и опасный путь развития. Яркие представители – Горакнатх, Тилопа – Наропа – Марпа - Миларепа, тексты - «Вигьяна Бхайрава тантра», «Шива - самхита».
7. Каббала (иудаизм) – каждый «сам себе Моисей». Тора как универсальная методология творения . Роль и предназначение человека согласно Торе.

8. Учение Г.И. Гурджиева – связь с суфизмом., «четвертый путь» как особый метод внутреннего развития . «Институт гармоничного развития человека» в Париже. Основные идеи учения Блаватской.

9. Учения Дж. Кришнамурти, Свами Йогананды и Свами Вивекананды.

10. Учение Бабаджи о Санатан – Дхарме как сути всех религий. Махаватара – «учитель учителей».

11. Дзогчен (буддизм) – учение о высшем осознавании. «Не-постепенный путь» в традиции дзен-буддизма (Китай, Япония). Патриархи дзен.

12. Мексика. Школа К.Кастанеды в традиции Д. Хуана Матуса. Общая характеристика, особенности «пути знания» и четыре врага на этом пути.

13. Учение Шри Раджниша (Ошо) о духовном просветлении. Его жизненный путь. Эксперимент в США.
14. Школы современной адвайты в традиции Р. Махарши.

15. Основные общие черты и различие духовных и эзотерических школ ХХ века. Трудности и опасности в обучении и практике.
9. Литература:

- Колесова В. В. Жизнь и житие Сергия Радонежского М.: Сов. Россия, 1991

- Подвиг старца Серафима. М.1999

- Дивеевские предания. М.1996

- Жить – не тужить. Простые советы оптинских старцев. «Неугасимая лампада».2013.

- Собрание писем Оптинского старца Амвросия. Изд .Оптина Пустынь.2012


- Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. М. 1993

-Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. М.Сфера.1998

- Парамахамса Йогананда. Автобиография йога.

- Парамахамса Йогананда. Как разговаривать с богом.

- Бхагавад Гита. М.1995

- Свами Сатьяшварананда Гири Лахири Махасайя — Путеводная звезда Крийя-йоги. М: Изд-во "Лотос", 1999.

- Учение Бабаджи. М. 2012

- К. Кастанеда. Собр. Соч. в 12 тт.

- Свами Вивекананда. Четыре йоги. М. Изд. «Прогресс-академия». 1993

- Свами Вивекананда. Джняна йога. Спб. 1914

- Давид Фроули – Тантрическая йога и Мудрость Богинь. Духовные секреты аюрведы. Киев Ника-Центр 2006

- Тендзин Вангьял Ринпоче – Исцеление формой, энергией и светом.


Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене.

Спб., изд. «Уддияна», 2003

- Бонни Гринвел. Энергии трансформации:путеводитель по кундалини. Киев: "София", 1996.

- Нисаргадатта Махарадж «Я есть то». М.

- Шри Пунджаджи «Истина есть»

- Рамана Махарши. Собр. Соч.

- Рамеш Балсекар. От сознания к сознанию. М.: Иад-во «Ганга»,

2005


- Рамеш Балсекар. Знаки на пути от Нисаргадатты Махараджа М: Изд-во "Либрис", 1998

- Ферштайн Георг. Энциклопедия йоги. М. Фаир-пресс. 2002.

- Роберт Е. Свобода. Агхора. По левую руку Бога

- Роберт Е. Свобода. Закон Кармы

- Роберт Е. Свобода. Кундалини.

- Чогьял Намкай Норбу - Рождение, жизнь и смерть cогласно тибетской медицине и учению Дзогчен. СПб.: Изд-во «Шанг Шунг», 2010

- Чогял Намкай Норбу Ринпоче - Кукушка состояния присутствия. СПб.: Изд-во «Шанг Шунг», 2010

- Чогял Намкай Норбу Ринпоче. Кристалл и путь света. Сутра, Тантра и Дзогчен. Спб.: Сангелинг,1998













- Шри Юктешвар Гири.Святая наука.М"Прометей"-Вэритас.1991

- Радхе Шиам. Я- Гармония. Книга о Бабаджи. М: Ассоциация «Мир через культуру». 1992


- Гаура Дэви. Небеса на земле. М. 2005

- Великий йог Тибета Миларепа. Самара. «Агни».1994



- Babaji and the 18 Siddha Kriya Yoga Tradition. Babaji Kriya Yoga Order of Acharya USA, Inc. 2001.

.
Каталог: uploads -> attachments
attachments -> Испанский язык с любовью Caridad Bravo Adams. Corazón salvaje
attachments -> Программа дисциплины «Христианская мысль XX века: между секулярностью и постсекулярностью»
attachments -> Ы и темы курса
attachments -> Программа межфакультетского курса на тему Социология и социальная философия К. Маркса и Ф. Энгельса: основные идеи и их развитие, трудности и антиномии, объяснительный потенциал в условиях XXI века
attachments -> Программа межфакультетского курса «стиль современного города: глобализация и национальные особенности»
attachments -> Актуальный русский консерватизм: философия, история, эстетика, политика
attachments -> Семинар Аудитория: 2046 Преподаватель Майнулов Константин Евгеньевич
attachments -> Межфакультетский курс «Арабская весна»: причины, проявления и предварительные итоги
attachments -> Vicente Blasco Ibáñez La pared y otros cuentos Висенте Бласко Ибаньес Стена и другие рассказы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница