Психология и педагогика



страница1/4
Дата31.07.2016
Размер0.73 Mb.
  1   2   3   4



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Волжская государственная инженерно-педагогическая академия

Кафедра психологии
Н.С. Татарникова

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

КОМПЛЕКТ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Н. Новгород 2009

ББК 74. 200. 50

УДК 317. 124: 574

Рекомендовано к изданию решением заседания

кафедры психологии ВГИПА
Рецензент:

Е.Н. Дмитриева, к.пед.н., доцент зав. кафедрой психологии и педагогики НГЛУ им. Н.А. Добролюбова

Татарникова Н.С. Психология и педагогика: комплект методического обеспечения. Н.Новгород: ВГИПА, 2009г

Методические материалы предназначены для студентов обучающихся по специальности «Менеджмент организации», «Финансы и кредит».

Учебное издание содержит учебную программу, примерные планы семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, тесты, опросники, темы контрольных работ, вопросы к зачету, а также библиографический список.

Введение
Курс «Психология и педагогика» в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования относится к разделу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин федерального компонента.

Цель преподавания данного курса – дать студентам систематизированные знания по психологии и педагогике и выработать умение применять их в практической деятельности.

В целях формирования у студентов общего представления об изучаемой дисциплине их вниманию предлагается программа.

Обучение построено на сочетании аудиторных занятий и самостоятельной работы. Аудиторные занятия состоят из лекций, семинаров и консультаций. В лекциях даются основы теоретических знаний по дисциплине, раскрываются наиболее сложные вопросы.

На семинарах проверяется степень усвоения студентами теории психологии и педагогики по определенным вопросам, а также вырабатываются практические навыки в решении конкретных жизненных ситуаций.

Самостоятельная работа предполагает подготовку к семинарским занятиям (усвоение лекционного материала, учебной и научной литературы, указанных к каждой теме курса, изучение тем, не освещенных на лекциях, написание контрольных работ, подготовку докладов для студенческих конференций и «круглых столов»).

Каждая тема снабжена перечнем литературы и нормативных актов, необходимым для ее глубокого изучения. Этим же перечнем студент может воспользоваться при подготовке докладов и при написании контрольных работ. Однако он не должен ограничиваться приведенными источниками, но осуществлять самостоятельный поиск научной литературы.

Планы семинарских занятий содержат перечень вопросов, по которым студенты обязаны подготовиться, уяснить понятия, которые указаны в плане семинарского занятия, ответить на вопросы для самоконтроля. Итоговой формой контроля является экзамен, имеющий целью проверку теоретических знаний студентов по психологии и педагогике, умения самостоятельно работать с учебной и научной литературой, а также с другими источниками.

В результате изучения данного учебного курса студенты должны знать:


  • предмет, задачи и основные методы педагогики и психологии;

  • основные категории психологии и педагогики;

  • цели, задачи образования и воспитания;

  • структуру и свойства личности;

  • сущность основных психических процессов;

  • сущность индивидуального подхода и педагогической технологии воспитания;

  • сущность межличностного конфликта;

  • средства и методы психолого-педагогического воздействия на личность в профессиональной деятельности и в семье;

  • теоретические и методические основы самопознания и самовоспитания;

и уметь:

  • использовать современные методы психологии и педагогики в профессиональной деятельности и в семейной жизни;

  • владеть методами психолого-педагогической саморегуляции;

  • эффективно обучать и воспитывать, убеждать и побуждать к профессионально корректным действиям и поведению в процессе совместной деятельности;

  • владеть корректирующими приемами психолого-педагогического воздействия на личность в профессиональной деятельности и в семье.

Содержание и методика проведения учебных занятий соответствует концепции учебного процесса в гуманитарном институте.

I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА КУРСА


Целью дисциплины является «Психология и педагогика» дать студентам систематизированные знания по психологии и педагогике и выработать умение применять их в практической деятельности.

Задачи дисциплины:

- освоить основы теоретических знаний по дисциплине;

- выработать практические навыки в решении конкретных жизненных ситуаций;

- понять сущность основных психических процессов;

- освоить средства и метода психолого-педагогического воздействия на личность в профессиональной деятельности и в семье;

- освоить теоретические основы самопознания и самовоспитания.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

После изучения данной дисциплины студент должен:

- Знать: предмет и задачи педагогики и психологии; основные категории; цели, задачи воспитания образования; структуру и свойства личности; сущность индивидуального подхода; сущность межличностного конфликта; сущность педагогической технологии воспитания.

- Владеть навыками: использования знаний психологии в профессиональной деятельности и в семейной жизни; методами психолого-педагогической саморегуляции; владеть корректирующими приемами психолого-педагогического воздействия на личность;



СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




Тематический план

п/п

Раздел дисциплины

1.

Педагогика как наука о человеке. Основные педагогические категории

2.

Воспитание как педагогическое явление

3.

Целеполагание в педагогике

4.

Воспитание как общественное явление и воспитательный процесс

5.

Права человека – общечеловеческие ценности

6.

Основы семейного воспитания

7.

Дидактика как теория обучения

8.

Психология как наука. Предмет и задачи психологии

9.

Психология личности. Структура и свойства личности

10.

Познавательные психические процессы

11.

Эмоциональные психические процессы

12.

Психические состояния человека

13.

Научно-исследовательские методы психологии и педагогики

14.

Психика и организм, сознание и подсознание

15.

Волевые психические процессы. Развитие и формирование воли у человека

16.

Общение. Коммуникация, взаимопонимание и взаимодействие в общении людей

17.

Межличностные отношения в группе


Тема 1.

Педагогика как наука о человеке. Основные педагогические категории

Предмет педагогической науки. Понятие воспитание как предмет педагогики. Воспитание как социальная категория. Исторический характер воспитания. Классовый характер воспитания. Задачи педагогической науки. Система педагогических наук. Связь педагогической науки с другими науками. Основные педагогические категории: воспитание, образование, обучение. Категории, обозначающие внутренние состояния и действия: самовоспитание, самообразование, самообучение, самоформирование. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, обучения и самообучения. Воспитательные отношения как разновидность отношений людей между собой, направленных на развитие человека посредством воспитания, образования. Перспективы развития педагогической науки. Педагогический центризм, антропологический центризм, космоцентризм.



Вопросы и задания для самоконтроля:

  1. Что изучает педагогика?

  2. Дайте определение понятию воспитание.

  3. Почему воспитание носит классовый характер?

  4. Назовите основные задачи педагогической науки?

  5. Что является предметом педагогики?

  6. Покажите связь педагогической науки с другими науками.

  7. Каковы перспективы развития педагогической науки?


Тема 2.

Воспитание как педагогическое явление

Понятия «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание». Сущность воспитания и его особенности. Воспитание как формирование и развитие личности. Показатели и критерии воспитанности. Характеристика закономерностей воспитания. Характеристика принципов воспитания. Педагогическая технология воспитания как мастерство воздействия, взаимодействия, стимулирования и торможения детской деятельности. Аргументированное убеждение, взаимодействие развитием интереса. Педагогическая технология общения. Педагогическая технология предъявления требования. Технология организации групповой деятельности. Технология создания ситуации успеха.


Вопросы и задания для самоконтроля:

  1. Педагога смущает грубое и вульгарное поведение девочек в группе. Он хотел бы, чтобы его ученицы имели красивые манеры, изящные движения, добрые слова и доброжелательность в общении с людьми. Что можно посоветовать педагогу в достижении задуманной цели?

  2. Представьте мысленно педагогически запущенного ученика, воспитанием которого никто не занимался. Как вы считаете, будет ли специфика в использовании методов воспитания в данной неблагоприятной ситуации?

  3. Как зависит всестороннее развитие личности от использованных средств воспитания?

  4. Каковы особенности средств воспитания в совместной деятельности воспитателя и воспитанников?

  5. В чем различие общих и специальных средств воспитания?

  6. Перечислите наиболее важные средства воспитания подростков?

  7. Какие средства необходимы для воспитания антиципации?

  8. Сформулируйте обоснованный ответ на вопрос: может ли внешняя культура человека не соответствовать внутренней?


Тема 3.

Целеполагание в педагогике

Понятие цели воспитания. Проблема государственных т.е. официальных, закрепляемых законодательством целей воспитания. Проблема целеполагания как предмет философского, политологического, психологического рассмотрения. Иерархия целей воспитания и образования. Траектория движения к цели через комплекс решаемых задач: умственное воспитание, физическое воспитание, нравственное воспитание, правовое воспитание, трудовое воспитание, эстетическое воспитание. Образовательные стандарты как точки отсчета эффективности труда, качества продукции, мера прогресса. Образовательный госстандарт как инструмент контроля за соблюдением прав граждан на образование.



Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Приведите доказательства или опровержение правомерности всестороннего гармоничного развития личности как цели воспитания.

  2. Какой вопрос имеет постановка цели воспитания и образования (см. приложение № 1).

  3. Каково содержание понятия гуманизм.

  4. Дайте определение общечеловеческим ценностям.

  5. Попытайтесь провести самоанализ всесторонности своего развития и установите доминирующие его параметры

  6. Сформулируйте спектр задач своего саморазвития и докажите их осуществимость.

Тема 4.

Права человека - общечеловеческие ценности

Выдвижение проблемы общечеловеческих ценностей как свидетельство огромных преобразований духовной культуры и нравственности. Общечеловеческие ценности как формы общественного сознания. Демократические и гуманистические принципы воспитания и образования как побудительная сила развития общества. Ценность личности – предметная основа общечеловеческого. Понятие общечеловеческой цели как социальная установка. Всеобщая декларация прав человека ООН (1948г). Основное содержание Конвенции о правах ребенка (1989г). Отражение идей конвенции в законодательных актах РФ. Уважение к личности ребенка – основа общения «учитель – ученик».


Вопросы для самоконтроля:

  1. Когда и кем была принята Конвенция о правах ребенка?

  2. Что значит новая этика отношения к детству?

  3. Какие положения Конвенции новы для нашего сознания?

  4. В каких документах РФ отражены идеи Конвенции о правах ребенка?

  5. В чем вы видите взаимосвязь стиля общения « учитель – ученик»?


Тема 5.

Дидактика как теория обучения

Общее понятие о дидактике. Предмет и задачи дидактики. Основные дидактические концепции. Становление современной дидактической системы. Понятие и сущность обучения. Развивающее обучение. Законы и закономерности обучения. Принципы обучения как категории дидактики. Понятие и сущность содержания образования. Стандартизация образования. Стратегия развития вариативного образования в России. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования.



Вопросы для самоконтроля:

  1. Что является предметом дидактики?

  2. В чем состоят основные задачи дидактики?

  3. Какими категориями и понятиями оперирует общая дидактика?

  4. Назовите основные дидактические концепции?

  5. Охарактеризуйте черты современной дидактической системы: демократизм, гуманизация.

  6. Сравните два подхода к обучению: традиционный, при авторитаризме учителя, и новый, на основе сотрудничества учителя и ученика.


Тема 6.

Психология как наука. Предмет и задачи психологии.

Понятие о психологии. Становление взглядов на ее предмет. Методологические основы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания. Основные направления в психологии. Психология и научно-технический прогресс. Развитие взаимосвязей психологии и педагогики. Структура современной психологии. Методы психологии. Развитие психологии как самостоятельной науки.



Вопросы для самоконтроля

  1. Что изучает психология?

  2. Когда впервые появился термин «психология»?

  3. Что является предметом психологической науки?

  4. Дайте определение психики.

  5. Какова структура современной психологии?

  6. Психика человека и его душа – это одно и тоже?

  7. Что может дать изучение психологии специалисту?

  8. Перечислите известные вам разделы психологической науки.

  9. Какие отношения существуют между психологией и философией?


Тема 7.

Психологические теории личности. Структура и свойства личности

Отражение современного состояния проблемы личности в психологии. Основные понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность».

Сущность новообразования в человеке, которое определяется понятием «личность». Структура личности, соотношение тех уровней, которые ее образуют. Определение понятия «личность» в психологии. Определение категории «личность». Необходимые критерии оценки сформированности личности. Факторы и психологические механизмы формирования личности. Направленность и мотивационная сферы личности.
Вопросы для самоконтроля


  1. Что охватывает биологическая основа личности?

  2. Чем обусловливается социальное «измерение» личности?

3.Раскрой понятие структуры личности.

4.Каково соотношение понятий «человек», «индивид», «личность»?

5.Направленность личности: какова ее роль в жизнедеятельности человека?

6.Охарактеризуй устойчивое и неустойчивое в структуре личности.


Тема 8.

Познавательные психические процессы

Ощущения как простейшие психические процессы и как источник познания человеком окружающего мира. Восприятие как психический процесс, как совокупность ощущений. Внимание как психический познавательный процесс. Основные признаки внимания. Память как отражение прошлого опыта человека и как источник приобретения знаний и навыков. Основные процессы памяти: Запоминание, воспроизведение (репродукция), узнавание и забывание. Виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, логическая. Основные типы памяти. Воображение как познавательный психический процесс. Разновидности воображения. Мышление как познавательный психический процесс. Речь как познавательный психический процесс и как средство общения людей друг с другом.


Вопросы для самоконтроля

  1. Каково значение ощущений в жизни человека? Как они сформировались?

  2. В чем состоит специфика каждого вида ощущений?

  3. Чем отличается восприятие от ощущений?

  4. Что такое внимание? Каковы его признаки и свойства?

  5. Чем различаются «низшие» и «высшие» формы внимания?


Тема 9.

Эмоциональные психические процессы

Понятие о чувствах. Чувства и потребности человека. Физиологические и поведенческие компоненты эмоций. Формы переживания чувств. Эмоции положительного порядка. Эмоции (чувства) отрицательного порядка. Простые эмоции, сложные эмоции. Разновидность эмоций по форме протекания: настроения, собственно эмоциональные состояния, аффекты, страсть. Виды чувств и их формирование. Нравственные, интеллектуальные, эстетические чувства.


Вопросы для самоконтроля

  1. Что понимается под чувствами и что понимается под эмоциями?

  2. Что является источниками эмоций и чувств?

  3. Какова физиологическая основа чувств?

  4. Назовите три пары наиболее простых эмоциональных переживаний.

  5. Какие виды чувств можно выделить?

  6. Какие виды эмоциональных состояний вы можете назвать?

  7. Что вы понимаете под культурой чувств?

  8. Какие виды эмоций вы знаете?


Тема 10.

Научно-исследовательские методы психологии и педагогики

Психодиагностика как область психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. В. Вундт (1832-1920) как основатель экспериментальной психологии. А. Бине (1857-1911) как создатель самой популярной системы тестов для определения умственного развития детей.

Стандартизация методик. Термин надежность в психодиагностике. Валидность как критерий оценки качества методики. Традиционные (наблюдение, опрос, анкетирование, эксперимент) и нетрадиционные методы психодиагностики (тестирование). Методики изучения интеллектуальных способностей личности. Метод как путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. Метод наблюдения как один из основных методов в изучаемых науках. Стандартизированное, свободное, включенное внешнее и внутреннее наблюдение. Метод беседы. Метод тестирования. Эксперимент как один из основных методов научного познания. Три вида эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий.
Вопросы для самоконтроля


  1. На какие группы можно разделить методы психологического исследования?

  2. Чем сравнительный метод отличается от лонгитюдного?

  3. В чем состоит сущность метода наблюдения и что является предметом наблюдения?

  4. Какова технология использования метода беседы?

  5. Дайте определение теста. Что можно выявить с помощью теста?

  6. Какие психодиагностические методы вы знаете?



Тема 11.

Психика и организм, сознание и подсознание

Особенности связи между морфологией тела человека и его психикой. Особенности психологических различий мужчин и женщин. Мозг человека как главный отражатель объективного мира и как сложнейший орган, прошедший длительный путь эволюции. Эмоция как субъективное явление. Ощущения «как субъективный образ объективного мира». Мышление как опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами. Внутренний мир человека как субъективность, как предмет осмысления и предмет практического преобразования. Сознание как предмет пристального внимания многочисленных наук: философии, антропологии, нейрофизиологии, социологии, психологии, физиологии и др. Активность сознания. Интенциональность сознания. Способность к рефлексии как существенная характеристика человеческого сознания. Мотивационно – ценностный характер сознания. Самосознание как осознание себя, как сознание своей «самости». Три аспекта самопознания. Самопознание как основа самооценки и как основа развития постоянного самоконтроля и саморегуляции человека. Взаимоотношения сознательного и бессознательного.


Вопросы для самоконтроля

  1. Как различные типологии конституции человеческого тела влияют на психику?

  2. В чем заключаются психологические различия мужчин и женщин?

  3. Каков путь эволюции мозга человека?

  4. Назовите существенные характеристики человеческого сознания.

  5. В чем состоит связь самосознания с уровнем притязаний человека?


Тема 12.

Волевые психические процессы. Развитие и формирование воли у человека

Общее понятие о воле. Теории воли. Понятие «воля» в античности. Понимание воли в период средневековья. Новое мировоззрение - экзистенциализм и понятие воли. Трактовка воли И.П.Павловым. Представление воли человека психоаналитической психологией. Теологическое трактование воли. Материалистическое трактование воли. Волевая регуляция человеческого поведения. Побудительная и тормозная функции воли. Существенные фазы волевых процессов: возникновение побуждения и постановка цели, стадия обсуждения и борьба мотивов, принятие решения, исполнение. Волевое усилие как форма эмоционального стресса. Развитие воли у человека.


Вопросы для самоконтроля

  1. В каких типичных ситуациях человек проявляет свою волю?

  2. Дайте свое определение воли.

  3. Какие основные функции воли можно выделить?

  4. Какие две взаимосвязанные функции обеспечивает воля?

  5. Что Вы понимаете под волевой регуляцией поведения человека?

  6. Каковы первичные, вторичные, третичные волевые качества личности?

  7. В чем состоит сложность процесса принятия решения?


Тема 13.

Общение. Коммуникация, взаимопонимание и взаимодействие в общении людей

Понятие об общении. Общение как многоплановый процесс развития контактов. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Цель общения. Основные функции общения. Общение как восприятие людьми друг друга. Единство общения и деятельности. Многоплановый характер общения. Общение как межличностное взаимодействие. Межличностный конфликт. Общение как понимание людьми друг друга.


Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Воспроизведи определение общения, охарактеризуй его содержание.

  2. Какие виды человеческого общения вы можете назвать?

  3. Какова роль общения в психическом развитии человека?

  4. Какова роль различных видов общения в интеллектуальном развитии человека?

  5. Какие средства коммуникации вы знаете?



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница