Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 00. 02. «Психофизиология»



Скачать 49.26 Kb.
Дата14.03.2016
Размер49.26 Kb.
ТипПрограмма
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 19.00.02. – «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»

по психологическим наукам


  1. Предмет и задачи психофизиологии

Определение психофизиологии. Место психофизиологии в системе

наук. Структура психофизиологии. Проблемы соотношения мозга и психики.Современные представления о соотношении психического и физиологического.



  1. История развития психофизиологии.

Роль античных и средневековых ученых в понимании материалистической природы психических процессов (Аристотель, Гиппократ, Клавдий Гален, Ибн-Сина и др.).Вклад западных исследователей в становлении общей и дифференциальной психофизиологии как науки (В. Вунд, Ф. Гальтон, Дж. Кеттелл и др.).Вклад в развитие психофизиологии отечественных ученых (И.П.Павлов, Л.А.Орбели, Л.С.Выготский, А.А.Ухтомский, Б.М.Теплов, П.К.Анохин и др.).

  1. Системные основы психофизиологии.

Функциональная система как физиологическая основа поведения. Системный подход к проблеме индивидуальности. Информационная парадигма.Межнейронное взаимодействие и нейронные сети. Системный подход к проблеме "мозг - психика"

  1. Основные методологические принципы психофизиологии. Методы психофизиологических исследований.

Общенаучные методологические принципы.Специфичные для психофизиологии принципы.

Современные методы исследования в психофизиологии. Методы изучения вегетативных реакций, используемые в психофизиологии.Регистрация импульсной активности нервных клеток. Электроэнцефалография. Позитивно-эмиссионная томография мозга. Ядерная магнитная резонансная интроскопия (ЯМРИ). Электроокулограмма (ЭОГ). Электромиография. Электрическая активность кожи.




  1. Применение психофизиологии для решения практических задач психофизиологии труда.

Методическое обеспечение психофизиологического аспекта прикладных исследований. Психофизиология профессионального отбора и профпригодности. Психофизиологические компоненты работоспособности. Психофизиологические детерминанты адаптации человека к экстремальным условиям деятельности.

  1. Передача и переработка сенсорных сигналов.

Обнаружение и различение сигналов.Передача и преобразование сигналов. Кодирование информации. Детектирование сигналов. Опознание образов. Адаптация сенсорных систем. Взаимодействие сенсорных систем. Механизмы переработки информации в сенсорной системе.

  1. Психофизиология сенсорных процессов.

Методы исследования сенсорных систем. Общие принципы организации сенсорных систем. Зрительная система.Слуховая система.Вестибулярная система. Кожная рецепция. Свойства тактильного восприятия. Температурная рецепция. Болевая рецепция.Мышечная и суставная рецепция.Передача и переработка соматосенсорной информации. Лемнисковый путь. Обонятельная система. Вкусовая система.

  1. Управление движениями.

Общие сведения о нервно-мышечной системе. Скелетные мышцы. Центральные аппараты управления движениями. Двигательные программы. Замысел движения. Координация движений. Типы движений. Выработка двигательных навыков. Схема тела и система внутреннего представления. Представления Н. А. Берштейна о физиологии активности и построения движения. Методы исследования двигательной активности человека, используемые в психофизиологии.

  1. Психофизиологияпамяти.

Временная организация памяти. Градиент ретроградной амнезии. Стадии фиксации памяти. Кратковременная и долговременная память. Спонтанное восстановление памяти. Восстановление памяти методом напоминания. Восстановление памяти методом ознакомления. Ретроградная амнезия для реактивированных следов памяти. Основное положение теории активной памяти. Организация активной памяти. Процедурная и декларативная память. Нейрофизиологические и нейробиологические механизмы памяти.

  1. Психофизиология эмоций.

Эмоциональное отражение потребности. Эмоция как отражение реальной потребности и вероятности ее удовлетворения.

Структуры мозга, реализующие подкрепляющую, переключающую, компенсаторно-замещающую и коммуникативную функции эмоций

Индивидуальные особенности взаимодействия структур мозга, реализующих функции эмоций как основу темпераментов. Влияние эмоций на деятельность и объективные методы контроля эмоционального состояния человека.

11.Психофизиология внимания.

Теории фильтра. Проблема внимания в традиционной психофизиологии. Проблема внимания в системной психофизиологии Психофизиологические концепции произвольного и непроизвольного внимания.



  1. Сон как особое функциональное состояние.

Биологическое значение сна.Стадии медленного сна и быстрый сон. Медленный сон. Быстрый сон. Потребность во сне. Депривация сна.

  1. Психофизиология сознания.

Основные концепции сознания. «светлое пятно». Повторный вход возбуждения и информационный синтез. Мозговая основа ощущений. Механизмы мышления. Сознание, общение и речь. Функции сознания.

  1. Психофизиология речевых процессов.

Неречевые формы коммуникации. Речь как система сигналов. Периферические системы обеспечения речи. Мозговые центры речи. Речь и межполушарная асимметрия. Развитие речи и специализация полушарий в онтогенезе. Электрофизиологические корреляты речевых процессов.

  1. Функциональная асимметрия полушарий.

Виды функциональной асимметрии и специализация полушарий головного мозга. Анализ влияния асимметрии на эмоции, особенности мыслительной деятельности и творческих способностей человека. Анатомические различия между двумя полушариями.

  1. Психофизиология бессознательного.

Индикаторы осознаваемого и неосознаваемого восприятия. Семантическое дифференцирование неосознаваемых стимулов. Временные связи (ассоциации) на неосознаваемом уровне. Обратные временные связи и бессознательное. Значение неосознаваемых стимулов обратной связи в когнитивной деятельности.Роль бессознательного при некоторых формах патологии.

  1. Психофизиология научения.

Подход к научению как процессу. Представление о нейрофизиологических механизмах научения. Специфика психофизиологического рассмотрения научения. Системная психофизиология научения. Проблема элементов индивидуального опыта. Фиксация этапов обучения в виде элементов опыта. Влияние истории научения на структуру опыта и организацию мозговой активности.

  1. Современные представления о стрессе и адаптации.

Стадии общего адаптационного синдрома (стресса). Стадия тревоги. Стадия резистентности. Стадия истощения. Роль нейроэндокринных механизмов в фазах стресса. Гипоталамо-гипофизарная-адренокортикальная система. Симпатоадреналовая система. Стрессовые гормоны. Катехоламины, глюкокортикоиды. Перераспределение резервов организма при стрессе.


  1. Психофизиология функциональных состояний.

Определение и роль функциональных состояний.

Классификация функциональных состояний человека. Структура и методические подходы к диагностике функциональных состояний. Виды функциональных состояний.



  1. Психофизиологическая характеристика посттравматических стрессовых расстройств.

Диагностика посттравматических стрессовых расстройств. Причины и симптоматика посттравматического стрессового расстройства.Профилактика.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница