Программа «Управление образованием»



страница1/8
Дата06.06.2016
Размер1.03 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8


Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Институт образования
Магистерская программа «Управление образованием»

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
На тему: Сетевая модель взаимодействия учреждений среднего профессионального образования как условие подготовки востребованных специалистов для авиационной отрасли


________________

(подпись)

________________

(подпись)

Студент группы № 803-р

Соколова Э.Р.

Научный руководитель

к.э.н. К.В.Зиньковский

Москва, 2013 г.


Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 2

ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ 10

1.1.Требования к профессиональной подготовке специалистов среднего звена авиационной отрасли в условиях ФГОС СПО 10

1.2.Анализ кадровой потребности предприятий авиационной отрасли 18

1.3.Анализ требований работодателей к содержанию подготовки специалистов авиационной отрасли 23

1.4.Оценка ресурсного обеспечения ссуз авиационной отрасли для реализации подготовки квалифицированных специалистов в соответствии с требованиями работодателей 27

Выводы к первой главе 32

Глава 2 МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ. 35

2.1.Сетевое взаимодействие образовательных учреждений профессионального образования. 35

2.2. Анализ деятельности ресурсных центров и выбор модели организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений СПО авиационной отрасли 48

Выводы ко второй главе 80

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81

Список литературы 84

Приложения 89



ВВЕДЕНИЕ

В условиях современного экономического развития России профессиональное образование находится в состоянии реформирования. Все официальные правительственные документы: Федеральная программа социально-экономического развития, государственная программа развития образования, Федеральный закон «Об образовании» выделяют значимость профессионального образования и необходимость поиска новых форм как содержательного, так и организационного плана. Для этого необходимо расширять использование информационно-коммуникационных технологий с поиском новых технологий обучения, степень участия работодателей не должна носить формальный характер, а влиять на содержание, организацию и результаты образования, качество образования должно проверяться сообществами общественности и работодателей.



Профессиональное образование непрерывно связано с заказчиками кадров - работодателями. Одна из главных проблем в профессиональном образовании сегодня несбалансированность связей с главными потребителями образовательных услуг – работодателями. В связи с этим профессиональное образование не в состоянии решать проблемы, существующие на рынке труда: готовить специалистов, готовых обслуживать наукоемкое оборудование, и осваивать современные производственные технологии; осуществлять краткосрочное обучение и переобучение прикладным компетенциям, как выпускников, так и кадров предприятий, и незанятого населения. Существует разрыв между содержанием профессиональной подготовки (низкий уровень гибкости и адаптивности учебных программ) в учреждениях НПО и СПО и все более жесткими требованиями к специалистам, предъявляемыми со стороны работодателей. Это относится к структуре выпускаемых специальностей и профессий и качественному уровню подготовки выпускников. Сегодня в условиях реализации ФГОС СПО эта проблема взаимосвязи стоит как одна из приоритетных. Требования стандартов третьего поколения предполагают участие работодателей во всех элементах структуры профессиональной подготовки: содержании, организации производственной практики, независимой оценке качества выпускников, общественно-профессиональной аккредитации учебных заведений.

В стратегиях развития учебных заведений среднего профессионального образования стоят общие задачи: проектирование вариативной части основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) в соответствии с требованиями работодателей, а также программ профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования и приведение их в соответствие к потребностям регионального рынка труда.

Но, к сожалению, не все учебные заведения могут справиться с этой задачей самостоятельно. На это есть ряд объективных причин: недостаточно компетентный преподавательский состав, устаревшая материально-техническая база, слабая связь с работодателями. Например, выборочный анализ рабочих планов учебных заведений по ФГОС СПО, показал, что часы вариативной части отводятся на увеличение циклов общегуманитарных, социально-экономических, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин, а не на введение дополнительных профессиональных модулей под компетенции конкретных работодателей.

Таким образом, задачи стоящие перед профессиональным образованием в целом и профессиональным учебным заведением конкретно не всегда могут решиться самостоятельно на уровне управления ссуза. Причина этих затруднений в отсутствии механизмов социального партнерства с управленческими структурами, сообществами работодателей и другими представителями образовательных услуг.

Авиастроение является одной из высокотехнологичных отраслей, нуждающейся в повышении эффективности и конкурентоспособности в интересах развития российской экономики. За последние годы в управлении отраслью произошли существенные изменения, заложившие основы ее коренной модернизации. К числу этих изменений следует, несомненно, отнести формирование и начало реализации стратегии развития персонала как части общей стратегии развития отрасли.



Из анализа развития авиационной отрасли в России за период 2008-2012 годов сложились следующие объективные условия в части обеспечения потребности предприятий в рабочих кадрах:

  • стабильная загрузка на ряде предприятий (Комсомольск-на-Амуре авиационное производственное объединение, Иркутский авиационный завод, Новосибирское авиационное производственное объединение), появление ясной перспективы роста объемов производства на несколько лет вперед (производственные программы отрасли).

  • ограниченные возможности поиска и привлечения необходимых специалистов в рамках региональных рынков труда (Таганрог, Ульяновск, Новосибирск, Воронеж, Комсомольск-на-Амуре, Иркутск, Московская область).

  • отсутствие положительного имиджа отрасли – как работодателя, непрестижность в среде молодежи инженерных специальностей и рабочих профессий. Отсутствие информации у школьников городов и регионов о потребности в кадрах данных уровней и направлений подготовки.

  • неблагоприятная демографическая ситуация, уменьшение численности выпускников школ.

  • недостаточное для удовлетворения потребностей заводов количество учащихся и студентов учреждений начального и среднего профессионального образования регионов (Таганрог, Ульяновск, Новосибирск, Воронеж, Комсомольск-на-Амуре, Иркутск, Московская область, Казань).

  • отставание качества подготовки специалистов начального и среднего профессионального образования от уровня современных технологий, внедряемых в отрасли, отсутствие современной лабораторной базы и специализированной учебно-методической литературы.

  • низкое качество контингента учащихся и выпускников начального и среднего профессионального образования.

  • низкая мотивация у выпускников к работе по окончании учреждений начального и среднего профессионального образования.

  • высокая текучесть в категориях молодых рабочих и молодых специалистов.

Для обеспечения потребности в рабочих кадрах кадровую политику в отрасли необходимо проводить с учетом увеличения производительности труда, технического перевооружения; организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров; повышения качества подготовки рабочих кадров в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования; развития новых форм подготовки молодых рабочих по дефицитным профессиям; организации совместной работы по модернизации лабораторной базы с профильными образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования; унификации требований к качеству подготовки кадров с учетом потребностей отрасли; развития взаимодействия с учебными заведениями профессионального образования всех уровней профессионального образования. Это задачи общегосударственного масштаба и решаться должны как органами управления отрасли, так и образования. Координирующую функцию в кадровой политике авиастроительной отрасли осуществляет ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», которая объединяет предприятия. Взаимодействие предприятий авиационной отрасли с образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования в регионах выстраивалось с учетом их возможностей и потребностей и в некоторых регионах имеет установленные организационно-правовые формы социального партнерства: образовательный кластер (г. Новосибирск), образовательно-промышленный комплекс (г.Казань), региональный центр профессионального самоопределения (г. Иркутск). Учебные заведения, реализующие программы начального и среднего профессионального образования имеют разные материально-технические возможности. За счет победы в приоритетном национальном проекте «Образование» появилась современная учебно-лабораторная база, повысился уровень квалификации преподавательского состава в Иркутском авиационном техникуме, Казанском авиационно-техническом колледже, Воронежском авиационном техникуме, Новосибирский авиационно-технический колледж, Таганрогском авиационном колледже, Марийском радиотехническом техникуме. Авиационные ссузы, осуществляющие подготовку специалистов для отрасли и решающие одинаковые кадровые задачи находятся в разных позициях с точки зрения ресурсного обеспечения образовательного процесса. Таким образом, наблюдается разрыв между «продвинутыми» учебными заведениями и аутсайдерами.

Мы видим, что намечается противоречие между потребностью предприятий авиационной отрасли в высококвалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена и возможностями учебных заведений среднего профессионального образования спроектировать и реализовать подготовку востребованных кадров в условиях ФГОС СПО на основе требований работодателей.



Проблема исследования: как должно быть организовано взаимодействие средних специальных учебных заведений с максимальным использованием имеющихся ресурсов для подготовки квалифицированных специалистов в авиационной отрасли с учетом требований работодателей и ФГОС СПО.

Цель исследования: определить модель сетевого взаимодействия ссузов авиационной отрасли для повышения качества подготовки выпускников среднего профессионального образования.

Объект исследования: взаимодействие ссузов авиационной отрасли в условиях реализации ФГОС СПО.

Предмет исследования: модель сетевого взаимодействия ссузов авиационной отрасли.

Гипотеза исследования:

Подготовка квалифицированных специалистов среднего звена в области авиастроения в соответствие с потребностями рынка труда возможна только при сетевом взаимодействии образовательных учреждений профессионального образования.

Задачи исследования:

Определить требования работодателей к профессиональной подготовке специалистов СПО в авиационной отрасли. Определить спрос на специалистов авиационной отрасли. Оценить ресурсные возможности образовательных учреждений СПО для реализации профессиональной подготовки в соответствии с требованиями работодателей.

Изучить опыт сетевого взаимодействия образовательных учреждений для выбора основы сетевой организации деятельности ссузов авиационной отрасли.

Определить модель сетевого взаимодействия ссузов авиационной отрасли. Определить перечень профессиональных образовательных программ с учетом потребностей работодателей для их использования в сетевом режиме.



Теоретическую основу для исследования составили работы авторов по проблеме профессиональной подготовки квалифицированных специалистов среднего звена: С.Я.Батышева, В.И.Блинова, В.Демина, А.Волович, А.М.Новикова, Е.Ткаченко, Г.В Мухаметзяновой, Л.Г.Семушиной и др; при анализе возможностей сетевого взаимодействия была сделана опора на работы Т.В.Абанкиной, А.И. Адамского, А.В.Золотарева, А.Г. Каспржака, С.Г.Косарецкого, К.Г. Митрофанова, А.А. Пинского, A.M. Цирульникова, М.П. Черемных и др.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс следующих методов: теоретический анализ научной литературы и нормативно-правовых документов по проблеме исследования, маркетинговый анализ, изучение и обобщение педагогического опыта, анкетирование, экспертное оценивание, изучение документации и другие.

Содержание диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении раскрывается актуальность выбранной темы; дано ее обоснование; определяются цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования.

В первой главе «Подготовка квалифицированных специалистов для авиационной отрасли» изложены теоретические обоснования к компетенциям специалистов, требования работодателей в отрасли «Авиастроение» к количеству и качеству специалистов среднего звена, содержанию профессиональной подготовки. Здесь же проанализирована возможность подготовки квалифицированных сотрудников имеющимися средними профессиональными учебными заведениями страны.

Во второй главе «Модель сетевого взаимодействия учреждений среднего профессионального образования авиационного профиля» на основе анализа моделей сетевого взаимодействия была выбрана для ссузов авиационной отрасли модель межрегионального отраслевого ресурсного центра (МОРЦ), который создается на базе «продвинутого» учебного заведения как структурное подразделение. На основе анализа экспертных заключений и анкет сформирована структура распределенного МОРЦ, определены его участники и сформулированы их функции.




Каталог: data -> 2014
2014 -> Кандидат искусствоведения, доцент Е. Ю. Хлопина Примерные темы курсовых работ на 2014-2015 уч гг
2014 -> Учителя по формированию читательской грамотности в начальной школе
2014 -> Особенности машинной арифметики. Представление чисел в ЭВМ
2014 -> «Корпоративные практики по поддержке здорового образа жизни и устранению основных факторов риска хронических заболеваний»
2014 -> «Онлайн-версии российских разговорных радиостанций: соотношение оригинальных решений и зарубежных заимствований»
2014 -> Семинар нуга №1. 20. 02. 14 Общие черты перехода
2014 -> «Соответствие организационной структуры компании особенностям отрасли


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница