Программа учебной дисциплины



Скачать 414.65 Kb.
страница1/5
Дата06.06.2016
Размер414.65 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5

Программа учебной дисциплины

«Экология»

в блоке естественнонаучных дисциплин

федеральной компоненты

с учетом профилизации по

техническому, гуманитарному и сельскохозяйственному направлениям

Представляемая программа учебной дисциплины «Экология» в блоке естественнонаучных дисциплин федеральной компоненты составлен с учетом возможности выбора одного из трех вариантов: базового (100 ак.час), промежуточного (130 ак.час) и продвинутого (150 ак.час).

Являясь комплексной междисциплинарной учебной дисциплиной, «Экология» по современным представлениям обязательно включает пять разделов, вне зависимости от профиля вуза и факультета, а именно: биологический, демографический, ресурсный, производственный и гуманитарный. Содержание указанных пяти разделов является обязательным минимумом знаний по экологии и заключено в базовый вариант (модуль) общей трудоемкостью 100 ак.час.

«Промежуточный вариант» по трудоемкости (130 ак.час.) и глубине освоения учебной дисциплины«Экология» включает возможность более полного изложения вопросов антропогенного воздействия на окружающую среду, экологической безопасности, охраны природы с учетом профиля вуза. Предлагается примерное содержание дополнительных к базовому блоку разделов, подразделенное в общем виде на три группы, а именно: технические, гуманитарные, сельскохозяйственные специальности. Перечисленные темы должны быть обязательно разобраны на занятиях.

Изучение дополнительных тем, а также углубленный анализ содержания и методов экологического управления возможно в «продвинутом варианте» освоения учебной дисциплины «Экология» общим объемом 150 ак.час. Дополнительные 20 ак.час. целесообразно планировать с учетом профиля вуза, а содержание занятий должно быть разработано по усмотрению учебного заведения.

Базовый вариант изложения «Экологии» (вариант 1) включает все разделы, необходимые для логически целостного анализа сути экологического кризиса и методов обеспечения экологической безопасности.

Обязательная часть в содержании минимальной экологической подготовки начинается с обсуждения вопросов: 1) устойчивости биосферы, 2) характеристики возрастания антропогенного воздействия на природу. Продолжаться ответами на вопросы: 3) «на какой период хватит основных природных ресурсов» и «как снизить негативный эффект столь мощного хозяйственного воздействия на биосферу». Завершаться подробным рассмотрением разработанных в последние два-три десятилетия способов достижения устойчивого развития, которые требуют специальной подготовки кадров и в то же время должны быть известны каждому гражданину.

Этой логике анализа экологических проблем соответствует выделение пяти разделов:


  1. Условия устойчивого существования жизни на Земле.

  2. Экологические последствия роста численности человечества и потребления природных ресурсов.

  3. Экологические последствия увеличения разнообразия и количества отходов (загрязнения окружающей среды).

  4. Организационные, правовые и экономические средства предотвращения экологического кризиса.

  5. Принципы устойчивого развития человечества.

Промежуточный вариант изложения «Экологии» (вариант 2) позволяет ряд разделов рассмотреть не только обзорно, но и более детально и доказательно, что должно соответствовать выбранному вузом генеральному направлению подготовки высококвалифицированных творческих специалистов, способных мыслить самостоятельно. Этому уровню изучения соответствуют ряд вопросов в четырех из пяти разделов, такие как: геохимические циклы в биосфере, рассмотрение более развернутой номенклатуры природных ресурсов, используемых человечеством, более подробное изучение процессов разнообразных загрязнения окружающей среды.

Продвинутый вариант изложения «Экологии» (вариант 3) позволяет студентам наиболее комплексно и полно изучить все основные разделы курса и подойти к углубленному анализу приемов экологической политики, включая актуальный раздел международного сотрудничества.

Выбрав промежуточный или продвинутый вариант вуз вправе по своему усмотрению расширять ряд разделов или добавлять новые с учетом своего профиля и специализации. Базовый вариант не предполагает этой возможности, так как даже поверхностное знакомство с главными положениями современной экологии, ограниченными логически целостным дидактическим ядром программы курса, занимает все отведенное время.


Ниже приводится содержание учебной дисциплины «Экология» для каждого из трех уровней.

Вариант 1 (базовый уровень)



1.     Общие вопросы экологии

    1. Предмет и задачи экологии как науки

    2. Возникновение и развитие экологии

    3. Методы экологии

2.     Биосфера

    1. Многообразие растительного и животного мира

    2. Границы биосферы, её структуры и функции

    3. Потоки энергии в биосфере

3. Биоэкология

3.1 Аутэкология (экология особей)

3.1.1. Экологические факторы и их классификация

3.1.2. Абиотические факторы и их воздействие на организмы

3.1.3. Биотические факторы

3.1.4. Лимитирующий фактор. Закон минимума Либиха и закон толерантности Шелфорда

3.1.5. Экологические функции почв

3.1.6. Биотоп

3.1.7. Опасность сокращения биологического разнообразия и способы


сохранения биоразнообразия

3.1.8. Особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники, нацпарки)



3.2 Демэкология (экология популяций)

3.2.1. Вид, ареал вида

3.2.2. Популяции и их характеристики

3.2.3. Динамика численности популяции



3.3 Синэкология (экология сообществ)

3.3.1. Экосистема и её компоненты

3.3.2. Развитие экосистемы

3.3.3. Пищевые цепи и сети



3.4. Экология человека

3.4.1. Человек и среда его обитания

3.4.2. Антропоэкосистемы

3.4.3. Общественное здоровье и его уровни

3.4.4. Образ жизни и качество жизни населения

4. Рост народонаселения Земли

4.1. Возможность перенаселения

4.2. Закономерности изменения смертности и рождаемости

4.3. Демографический переход и его причины

4.4. Прогнозы дальнейшего изменения численности населения Земли

5. Ограниченность природных ресурсов, необходимых для человечества


    1. Возобновимые и невозобновимые ресурсы; ресурсы и резервы

    2. Пищевые ресурсы

    3. Водные ресурсы

    4. Минеральные ресурсы

    5. Энергетические ресурсы

6. Загрязнение окружающей среды, как результат интенсификации производства продуктов потребления

6.1. Краткая история загрязнения окружающей среды

6.2. Понятие «загрязнения» окружающей среды

6.2.1. Типы загрязнения

6.2.2 Основные источники загрязнения

6.3. Особенности, виды, источники загрязнения атмосферного воздуха, в том числе глобальные проблемы:

6.3.1. «Кислотные дожди» и проблема трансграничных переносов

6.3.2. Проблема истощения озонового слоя атмосферы Земли

6.3.3. «Парниковый эффект»

6.3.4. Способы очистки газообразных выбросов

6.4. Особенности, виды, источники загрязнения воды

6.4.1. Загрязнение поверхностных пресных вод

6.4.2. Загрязнение грунтовых вод

6.4.3 Способы очистки сточных вод



6.5. Твердые бытовые отходы и способы их утилизации, в том числе:

6.5.1. Вторичное использование твердых отходов



6.6. Радиоактивное загрязнение, в том числе:

6.6.1. Опасность радонового загрязнения

6.6.2. Радиоактивное загрязнение от антропогенных источников

6.6.3. Последствия аварий на АЭС, Чернобыльская катастрофа

6.6.4. Проблема утилизации, захоронения радиоактивных отходов.

7. Глобальный экологический кризис и задача сохранения условий для устойчивого развития человечества, в том числе:

7.1. Экологические кризисы в истории человечества

7.2. Основные причины современного экологического кризиса

8. Организационно-правовые меры обеспечения устойчивого развития (экологическая политика), в том числе:

8.1. Экологическое законодательство: Конституция. Закон об охране окружающей природной среды (1991, 2002)

8.2. Экономические и организационные методы уменьшения нежелательных последствий человеческой деятельности

8.3. Учет состояния имеющихся природных ресурсов (кадастры)

8.4. Экологический мониторинг различных форм антропогенного воздействия

8.5. Экологическая экспертиза и Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)

8.7. Экологический менеджмент

8.6. Нормирование допустимого воздействия на окружающую среду и человека

8.8. Экологический аудит

9. Концепция «устойчивого развития человечества»

9.1. Суть концепции устойчивого развития

9.2 Экологическое образование и просвещение, экологическая культура, в том числе:

9.3. Роль населения в решении экологических проблем






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница