Программа текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине оп. 04 Физическая и коллоидная химия для специальности 18. 02. 01 «Аналитический контроль качества химических соединений»



страница1/5
Дата01.08.2016
Размер0.88 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5
Министерство образования Оренбургской области

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Нефтегазоразведочный техникум» г. Оренбурга









СОГЛАСОВАНО

на заседании цикловой комиссии

Протокол №___ от «___»_________20___г

Председатель __________________



УТВЕРЖДАЮ

Директор ГАПОУ НГРТ г. Оренбурга

________ А.Н. Садчиков

«___»____________20___г.




Программа
текущего контроля и промежуточной аттестации

по дисциплине ОП.04 Физическая и коллоидная химия

для специальности 18.02.01 «Аналитический контроль качества химических соединений»

форма обучения: очная


вид подготовки: базовая

Содержание




Пояснительная записка

Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы






Содержание дисциплины




Текущий контроль




Промежуточная аттестация




Контроль и оценка результатов освоения дисциплины




Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы




Лист ознакомления обучающихся




Приложение






Пояснительная записка

Программа текущего контроля и промежуточной аттестации (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 18.02.01 Аналитический контроль качества химических соединений.

Организация разработчик: ГАПОУ НГРТ г. Оренбурга.

Разработчики: преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ НГРТ г. Оренбурга Левина М.В.

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

- федеральный закон «Об образовании в РФ» от 21 декабря 2012 года №273;

- федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС СПО) по специальности среднего профессионального образования 18.02.01 Аналитический контроль качества химических соединений - «Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации обучающихся в ГАПОУ НГРТ г. Оренбурга;

- рабочая программа ГАПОУ НГРТ г. Оренбурга по дисциплине ОДп. 04 Физическая и коллоидная химия;

- учебный план ГАПОУ НГРТ г. Оренбурга по 18.02.01 Аналитический контроль качества химических соединений;

- календарный график учебного процесса по специальности 18.02.01 Аналитический контроль качества химических соединений.



Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы


    1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 18.02.01 «Аналитический контроль качества химических соединений».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована

в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке выпускников по специальности 18.02.01 «Аналитический контроль качества химических соединений».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: профессиональный цикл


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

уметь:


  • выполнять расчёты электродных потенциалов, электродвижущей силы (э.д.с.) гальванических элементов;

  • находить в справочной литературе показатели физико – химических свойств веществ и их соединений;

  • определять концентрацию реагирующих веществ и скорость реакций;

  • строить фазовые диаграммы;

  • производить расчёты: параметров газовых смесей, кинетических параметров химических реакций, химического равновесия;

  • рассчитывать тепловые эффекты и скорость химических реакций;

  • определять параметры каталитических реакций.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

знать:


  • закономерности протекания химических и физико – химических процессов;

  • законы идеальных газов;

  • механизм действия катализаторов;

  • механизмы гомогенных и гетерогенных реакций;

  • основы физической и коллоидной химии, химической кинетики, электрохимии, химической термодинамики и термохимии;

  • основные методы интенсификации физико – химических процессов;

  • свойства агрегатных состояний веществ;

  • сущность и механизм катализа;

  • схема реакций замещения и присоединения;

  • условия химического равновесия;

  • физико — химические свойства сырьевых материалов и продуктов;

  • физико – химические методы анализа веществ, применяемые приборы.

В результате освоения дисциплины продолжают формироваться следующие общие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

OK 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения задания.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


В результате освоения дисциплины формируются знания о профессиональной компетенции:
ПК 2.1. Обслуживать и эксплуатировать оборудование химико-аналитических лабораторий.
А также формируются элементы профессиональных компетенций:

ПК 2.2. Подготавливать реагенты и материалы, необходимые для проведения анализа.

ПК 2.3. Обслуживать и эксплуатировать коммуникации химико-аналитических лабораторий.

ПК 2.4. Проводить качественный и количественный анализ неорганических и органических веществ химическими методами.

ПК 2.5. Проводить качественный и количественный

анализ неорганических и органических веществ физико-химическими методами.

ПК 2.6. Проводить обработку результатов анализов

с использованием аппаратно-программных комплексов.

ПК 2.7. Работать с химическими веществами и оборудованием с соблюдением техники безопасности и экологической безопасности.

ПК 3.1. Планировать и организовывать работу персонала производственных подразделений.

ПК 3.2. Организовывать безопасные условия труда и контролировать выполнение правил техники безопасности, производственной и трудовой дисциплины, правил внутреннего трудового распорядка.

ПК 3.3. Анализировать производственную деятельность

подразделения.

ПК 3.4. Участвовать в обеспечении и оценке экономической эффективности работы подразделения.


Выписка из учебного плана


Индекс дисциплины и курсов

Наименование дисциплины

Форма промежуточной аттестации

Учебная нагрузка обучающихся

(час)


Курс

2


Самостоятельная работа

Всего занятий

в том числе

Семестры

ЛПЗ**

3

4

ОП.04

Физическая и коллоидная химия

ДЗ*

35

70

30

28

42(дз)

* - дифференцированный зачёт;

** - лабораторные и практические занятия.

Планирование текущего контроля и промежуточной аттестации


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Методы текущего контроля и оценки результатов

Дифференцированный зачёт




1

Раздел 1 Физическая химия

Устный опрос, письменный опрос (карточки заданий), тестирование по темам раздела

2

Раздел 2 Коллоидная химия


Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Физическая химия:

Тема 1. Введение: предмет физической и коллоидной химии. Значение физической и коллоидной химии в биологической и химических науках. Роль физической и коллоидной химии в выполнении работ по химизации сельского хозяйства и защиты окружающей среды.

Тема 2. Агрегатные состояния вещества: состояния вещества, газообразное, жидкое, твердое. Законы идеальных газов. Уравнение состояния идеального газа. Кинетическая теория газов. Скорость молекул и закон распределения скоростей. Реальные газы. Уравнение Ван-дер-Ваальса. Твердое состояние. Кристаллические системы. Различные типы решеток. Аморфное состояние. Жидкое состояние.

Тема 3. Химическая термодинамика и термохимия: система и внешняя среда. Изолированная, закрытая и открытая системы. Обмен энергией и веществом между системой и внешней средой. Различные формы энергии. Параметры состояния. Обратимые и необратимые превращения. Функции состояния. Первый закон термодинамики. Закон сохранения энергии. Внутренняя энергия. Процессы при постоянном объеме. Процессы при постоянном давлении. Энтальпия. Приложение первого закона термодинамики к хими-ческим процессам. Тепловой эффект реакции. Стандартное состояние. Термохимия. Закон Г. И. Гесса. Реакции образования. Энтальпия образования. Определение теплоты реакций из энтальпий образования. Второй закон термодинамики. Энтропия, ее изменение в обратимых и необратимых процессах. Энтропия изолированной, закрытой и открытой системы. Энтропия Вселенной. Энтропия в биологических системах. Изменение энтропии при синтезе органического вещества зеленым листом растений. Статистическая интерпретация энтропии. Формула Больцмана. Третий закон термодинамики. Абсолютная энтропия Расчет абсолютной энтропии чистых веществ. Энтропия и структура вещества. Свободная энергия при постоянном давлении (энергия Гиббса). Полезная работа (энергия Гельмгольца). Свободная энергия и направление химических реакций. Стандартная свободная энергия образования соединений.

Тема 4. Химическая кинетика и катализ: скорость химических реакций в газах и растворах: Средняя и мгновенная скорость химических реакций, Влияние концентрации на скорость реакций. Порядок и молекулярность реакций. Элементарные моно-, би- и тримолекулярные реакции. Определение порядка реакции. Количественные соотношения между скоростью реакции и концентрацией реагентов. Константа скорости химической реакции. Влияние температуры на скорость реакции. Правило Вант-Гоффа и уравнение Аррениуса. Теория Аррениуса. Активированный комплекс. Энергия активации. Определение энергии активации. Катализ и его значение в современной химической технологии. Основные принципы катализа (неизменность положения равновесия, участие катализатора в химической реакции, снижение энергии активации и избирательность действия). Классификация каталитических процессов. Гомогенный катализ. Гетерогенный катализ. Роль неоднородности поверхности в катализе. Роль адсорбции в гетерогенно-каталитических реакциях. Теории каталитических процессов. Ферментативный катализ, его особенности и значение в биологических процессах.

Тема 5. Фотохимические реакции: фотохимические, темновые и радиационно-химические реакции. Законы Гротгуса-Дрепера и Ламберта-Бера. Возбуждение, ионизация и диссоциация молекул при взаимодействии света с веществом. Энергия поглощенных квантов. Закон фотохимической эквивалентности Эйнштейна. Понятие о квантовом выходе. Сенсибилизированные реакции. Синтез органического вещества растениями под воздействием хлорофилла как сенсибилизатора. Работы К. А. Тимирязева. Значение фотосинтеза.

Тема 6. Химическое равновесие: равновесное состояние. Истинное устойчивое химическое равновесие и изменение термодинамических функций. Динамический характер равновесия. Влияние внешних условий на равновесие, принцип Ле-Шателье. Изменение свободной энергии химической реакции между идеальными газами в зависимости от парциальных давлений этих газов. Константа химического равновесия и связь ее с изменением свободной энергии.

Тема 7. Растворы неэлектролитов: определение понятия «раствор». Способы выражения состава растворов. Разбавленные растворы. Понижение давления насыщенного пара растворителя над раствором. Температура замерзания разбавленных растворов. Криоскопия. Законы Рауля. Применение криоскопического метода для определения концентрации раствора и молекулярной массы растворенного вещества. Температура кипения разбавленных растворов. Эбулиоскопия. Осмос. Осмотическое давление разбавленных растворов. Закон Вант-Гоффа. Биологические процессы и осмос. Определение осмотического давления растворов с помощью криоскопии.

Тема 8. Растворы электролитов: возникновение ионов в растворах. Процессы сольватации (гидратации). Слабые и сильные электролиты. Теория Аррениуса. Развитие теории сильных электролитов в работа Дебая и Хюккеля. Активность, коэффициент активности, ионная сила раствора. Развитие понятия кислоты и основания. Сила кислот и оснований. Количественное определение кислотности водных растворов. Понятие рН , рОН и рК растворов. Расчет рН кислых и щелочных растворов. Буферные системы, их состав и механизм буферного действия. Расчет рН буферных систем. Буферная емкость, влияние на нее различных факторов. Природные буферные системы. Проводники первого и второго рода. Удельная электропроводность, зависимость от разбавления. Эквивалентная электропроводность, Эквивалентная электропроводность при бесконечном разбавлении. Применение закона действующих масс к слабым электролитам. Закон разбавления Оствальда. Скорости движения ионов. Закон независимости движения ионов (закон Кольрауша). Подвижность ионов. Практическое применение электропроводности. Определение степени и константы диссоциации слабых электролитов, определение коэффициента электропроводности сильных электролитов. Определение растворимости труднорастворимых солей, кондуктометрическое титрование. Применение электропроводности для определения влажности сельскохозяйственных продуктов и почв, а также динамики солевого режима почв.

Тема 9. Электрохимические процессы: возникновение потенциала на границе раздела фаз. Двойной электрический слой и его строение; влияние концентрации, заряда металла и температуры. Уравнение Нернста. Электродные потенциалы и ЭДС гальванических элементов. Нормальный (стандартный) потенциал. Водородный электрод. Ряд напряжений. Хлорсеребряный, каломельный электроды. Электроды индикаторные (измерительные) и вспомогательные (сравнения). Окислительно-восстановительные электроды и цепи. Окислительно-восстановительный потенциал почв, его измерение. Измерение электродвижущих сил. Диффузионный потенциал. Потенциометрический метод измерений рН. Стеклянный электрод с водородной функцией. Потенциометрическое титрование. Стеклянные электроды с другими функциями. Мембранные электроды с различными функциями. Биологические мембраны, их роль в жизни растений и животных.

Тема 10. Поверхностные явления: свободная энергия системы и величина поверхности. Поверхностное натяжение жидкостей и твердых тел. Способы уменьшения свободной энергии системы. Физическая и химическая адсорбции. Адсорбция на поверхности раздела твердое тело-газ и твердое тело-раствор. Изотерма адсорбции, уравнение Фрейндлиха, Ленгмюра, БЭТ-изотерма. Адсорбция на границе раздела жидкость-газ, раствор-газ. Уравнение Гиббса. Поверхностно- активные и поверхностно- неактивные вещества. Ориентация молекул в поверхностном слое. Гидрофильные и гидрофобные поверхности. Смачивание.  Краевой угол смачивания. Уравнение Лапласа. Поверхностное натяжение на границе раздела трех фаз. Коэффициенты растекания. Адсорбция электролитов. Правило Фаянса-Пескова. Обменная адсорбция. Уравнение Никольского. Адсорбционные процессы в почвах, растениях.

 Раздел 2. Коллоидная химия

Тема 11. Коллоидные системы и их свойства: возникновение, предмет и значение коллоидной химии. Коллоидные системы и их получение. Дисперсная фаза и дисперсная среда. Природа коллоидных систем. Гетерогенные высокодисперсные системы и высокомолекулярные соединения. Вязкость растворов ВМС; зависимость от рН среды. Изоэлектрическое состояние. Нарушение устойчивости растворов. Расслоение, высаливание, коацервация. Лиотропные ряды. Растворы полиэлектролитов. Коллоидные электролиты.

Тема 12. Гели. Студни. Полуколлоиды Процессы структурообразования в растворах ВМС. Получение студней и гелей. Застудневание. Свойства студней. Синерезис. Полуколлоиды. Коллоидные поверхностно-активные системы. Белковые, белково-коллоидные и другие мембраны и их роль в живом организме. Тиксотропия.



Текущий контроль
Текущий контроль предназначен для проверки качества усвоения материала по изученной теме, стимулирования своевременной учебной работы студентов и получения обратной связи для планирования и осуществления корректирующих и предупреждающих действий, а также, при необходимости, и коррекции методики проведения занятий.

Текущий контроль проводится в форме: устного и письменного опроса; оценивания лабораторных и практических занятий, выполнение тестов.

Объектом оценки при текущем контроле могут выступать:

- письменные и устные ответы обучающихся;

- лабораторные и практические занятия;

- доклады, рефераты; сообщения.

Результаты текущего контроля оцениваются по стандартной шкале: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно. И регистрируются в журнале учета теоретического обучения (в журнале производственного обучения - при наличии).

Положительная оценка («3», «4», «5») выставляется, когда студент показал владение основным программным материалом. Оценка «5» выставляется при условии безупречного ответа либо при наличии 1-2 мелких погрешностей, «4» - при наличии 1-2 недочетов. Неудовлетворительная оценка («1», «2») выставляется в том случае, когда студент показал неусвоенные основного программного материала.

При оценке знаний необходимо учитывать основные качественные характеристики овладения учебным материалом: имеющиеся у студентов фактические знания и умения, их полноту, прочность, умение применять на практике в различных ситуациях, владение терминологией и специфическими способами обозначения и записи.

Результат оценки зависит от наличия и характера погрешностей, допущенных при устном ответе или в письменной работе. Среди погрешностей можно выделить ошибки, недочеты и мелкие погрешности.

Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что студент не овладел основными знаниями и умениями, и их применением.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или отсутствии знаний, которые в соответствии с программой не считаются основными. Недочетом также считается погрешность, которая могла бы расцениваться как ошибка, но допущена в одних случаях и не допущена в других аналогичных случаях. К недочетам относятся погрешности, объясняемые рассеянностью или недосмотром, небрежная запись.

К мелким погрешностям относятся погрешности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Вопрос об отнесении погрешности к ошибкам, недочетам или мелким погрешностям решается преподавателем в соответствии с требованиями к усвоению материала на данном этапе обучения.

Если одна и та же ошибка (недочет) встречается несколько раз, то это рассматривается как одна ошибка (один недочет). Зачеркивания и исправления ошибкой считать не следует.

Промежуточная аттестация
Итоговый контроль обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям, соответствующим ОПОП СПО дисциплины ОП.04 «Физическая и коллоидная химия» для специальности 18.02.01 «Аналитический контроль качества химических соединений» в виде дифференцированного зачета.

Контрольно-измерительные материалы ОП.04 «Физическая и коллоидная химия» составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 18.02.01 «Аналитический контроль качества химических соединений» в виде дифференцированного зачета.

Цель контрольно-измерительных материалов выявить полноту и глубину усвоения системы знаний, а также формирование познавательных умений студентов (компетенции).

Практико-ориентированный контрольно-измерительный материал для оценки качества освоения основной профессиональной образовательной программы за семестр представлен в приложении.



Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)



Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знает:

- закономерности протекания химических и физико – химических процессов;

- законы идеальных газов;

- механизм действия катализаторов

- механизмы гомогенных и гетерогенных реакций;

- основы физической и коллоидной химии, химической кинетики, электрохимии, химической термодинамики и термохимии;

- основные методы интенсификации физико – химических процессов;

- свойства агрегатных состояний веществ;

- сущность и механизм катализа;

- схемы реакций замещения и присоединения;

- условия химического равновесия

- физико – химические методы анализа веществ, применяемые приборы

- физико – химические свойства сырьевых материалов и продуктов.

Умеет:

- выполнять расчёты электродных потенциалов, электродвижущей силы (э.д.с.) гальванических элементов;

- находить в справочной литературе показатели физико – химических свойств веществ и их соединений;

- определять концентрацию реагирующих веществ и скорость реакций;

- строить фазовые диаграммы;

- производить расчёты: параметров газовых смесей, кинетических параметров химических реакций, химического равновесия;

- рассчитывать тепловые эффекты и скорость химических реакций;

- определять параметры каталитических реакций.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.


1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью студента в процессе освоения программы.


2.Текущий контроль в форме:

-выполнения практической и лабораторной работы, отчета о работе;

- тестирования;

- контрольной работы;

- домашней работы;

- решение задач,

-взаимоконтроля;

-устного опроса;

-отчета по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление химического пособия, конспекта, презентации, буклета, информационного сообщения, реферата, доклада).

3.Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница