Программа основного



страница1/28
Дата07.07.2016
Размер5.76 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №24»

муниципального образования «Мирнинский район»

Республики Саха (Якутия)
Принято

педагогическим советом

протокол №7

от «22» мая 2015г.

Утверждаю

и.о.директора МБОУ «СОШ №24»

Пеньковская Л.Н.

Приказ №177 от «09» июня 2015г.



Основная образовательная

программа основного

общего образования

(ФГОС ООО)

2015 г.

Содержание

Общие положения…………………………………………………………………………… 5

1.Целевой раздел……………………………………………………………….…………… 7

1.1.Пояснительная записка……………………………………………………….………… 7

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования……………………………………………… 11

1.2.1.Общие положения…………………………………………...……………………… 11

1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты………………. 14

1.2.3 Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных

программ………………………………………………………………………………..…… 17

1.2.3.1.Программа формирования универсальных учебных действий

обучающихся…………………………………………………………………………..…… 17

1.2.4. Формирование ИКТ- компетентности обучающихся…………………………..… 22

1.2.5. Формирование основ учебно-исследовательской и проектной

деятельности ………………………………………………………………….…………… 27

1.2.6. Стратегии смыслового чтения и работы с текстом (работы с информацией)……………………………………………………………………………… 30

1.2.7.Русский язык……………………...……………………………...…………………… 34

1.2.8.Литература……………………………………………………..……………………… 40

1.2.9.Иностранный язык (английский)…………………………………………..………... 42

1.2.10. История России. Всеобщая история……………………………………..………… 46

1.2.11. Обществознание………………………………………………………….…………. 50

1.2.12.География……………………………………………………..……………………… 55

1.2.13.Математика. Алгебра. Геометрия………………………………………..…………. 61

1.2.14.Информатика……………………………………………………………..………….. 65

1.2.15. Физика…………………………………………………………………….…………. 83

1.2.16. Биология………………………………………………………………....…………. 85

1.2.17. Химия………………………………………………………………….………………93

1.2.18.Изобразительное искусство…………………………………………..……………100

1.2.19. Музыка……………………………………………………………….....…………. 103

1.2.20. Технология………………………………………………………………………… 104

1.2.21. Черчение ……………………………………………………………………………106

1.2.22. Физическая культура………………………………………….…………………….107

1.2.22. Основы безопасности жизнедеятельности……………………………….……… 111

1.2.24. Якутская национальная культура ……………………………………………….. 114

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования…………………………. 116

1.3.1.Общие положения………………………………………………………………...… 116

1.3.2.Оценка личностных результатов………………………………………………...… 117

1.3.3.Оценка метапредметных результатов……………………………………………… 118

1.3.4.Оценка предметных результатов…………………………………………………... 120

1.3.5. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений………………………………………………………………………………… 121

1.3.6. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему общему образованию………………….……………………………………… 122

1.3.7.Оценка результатов деятельности образовательного учреждения……………… 123

2.Содержательный раздел…………………………………………………………………. 123

2.1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования………………………………..……………………………………… 123

2.2.Программы отдельных учебных предметов и курсов.………………………….…… 131

2.2.1.Общие положения………………………………………………………………...… 131

2.2.2. Основное содержание учебных предметов на ступени основного общего образования……………………………………………………………………………….. 132

2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования……………………………………………………………………………… 184

2.3.1. Цель и задачи воспитания и социализации обучения………………...………… 185

2.3.2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся………………………………..…………………………………………… 186

2.3.3. Принципы и особенности организации содержания воспитания и

социализации обучающихся………………………………………………..…………… 187

2.3.4. Основное содержание воспитания и социализации обучающихся……….………………………………………………………………..…… 189 2.3.5. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися…………………………………………...………………………………… 195

2.3.6. Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами…………………………………………………………………………………..195 2.3.7. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся……………………………………………..……………………………… 196 2.3.8. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни……………………………………………………………... 197

2.3.9. Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся………………….. 199 2.3.10. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся……………………………………………………..………………………. 201 2.3.11. Мониторинг эффективности реализации образовательным учреждением программы воспитания и социализации обучающихся………………………………………...…………………………………… 204 2.3.12. Методологический инструментарий мониторинга воспитания и Социализации обучающихся………………………………………...…………………………………… 205 2.3.13.Реализация программы воспитания и социализации на текущий год………………………………………………………………………..…………………206 2.4. Программа коррекционной работы…………………………………………………206 3. Организационный раздел…………………………...………………………………… 224

3.1.Примерный учебный план основного общего образования……………………… 224 3.2.Система условий реализации основной образовательной программы……………..229 3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образовании……………………………………………..…………… 230 3.2.2.Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования……………………………………………….…………..…………………….232 3.2.3. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования …………………………………….……………………..251 3.2.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы……..…………………………………………………………………………….252 3.2.5.Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования……………………………………………….252
Приложения:


  1. Кадровое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования (Приложение 1);

  2. Курсы повышения квалификации (Приложение №2);

  3. Аттестация педагогических работников (Приложение №3);

  4. План работы школы на 2015-2016 учебный год (Приложение №4);

  5. План работы кафедр на 2015-2016 учебный год (Приложение №5);

  6. Протокол проведения педсоветов (Приложение №6);

  7. Дорожная карта ФГОС ООО за 2013-2016 годы (Приложение №7);

  8. Перечень материально-технического оснащения (Приложение №8);

  9. Учебно-методическое оснащение (Приложение №9);

  10. Информационно-методическое оснащение (Приложение №10);

  11. План воспитательной работы школы на 2015-2016 учебный год (Приложение №11);

  12. Программы отдельных учебных предметов и курсов (Приложение 12)


Общие положения
Образовательная программа основного общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования.

Образовательная программа основного общего образования разрабатывается с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.

Основная образовательная программа является программой развития данного образовательного учреждения.

Образовательная программа содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.


1. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

1.1.Пояснительная записка.

1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

1.2.1. Общие положения.

1.2.2. Ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты.

1.2.3 Программа формирования универсальных учебных действий обучающихся.

1.2.4. Программа формирования ИКТ-компетентности школьников.

1.2.5. Программа формирования основ учебно-исследовательской и проектной деятельности.

1.2.6. Программа формирования планируемых результатов стратегий смыслового чтения и работы с текстом (работы с информацией).

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

1.3.1. Общие положения.

1.3.2. Оценка личностных результатов.

1.3.3. Оценка метапредметных результатов.

1.3.4. Оценка предметных результатов.

1.3.5. Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений и портфель достижений как инструменты динамики образовательных достижений.

1.3.6. Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от основного к среднему общему образованию.

1.3.7. Оценка результатов деятельности образовательного учреждения.

2. Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе:

2.1. Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования.

2.2. Программы отдельных учебных предметов и курсов. Приложение № 1.

2.2.1 Программы отдельных учебных предметов, курсов. Общие положения.

2.2.2. Основное содержание учебных предметов на ступени основного общего образования.

2.3. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования.

2.3.1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся.

2.3.2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся.

2.3.3. Основное содержание воспитания и социализации обучающихся.

2.3.4. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися.

2.3.5. Этапы организации социализации обучающихся, совместной деятельности образовательного учреждения с предприятиями, общественными организациями, системой дополнительного образования, иными социальными субъектами.

2.3.6. Основные формы организации педагогической поддержки социализации обучающихся.

2.3.7. Организация работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни.

2.3.8. Деятельность образовательного учреждения в области непрерывного экологического здоровьесберегающего образования обучающихся.

2.4. Программа коррекционной работы.

3. Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

3.1. Примерный учебный план основного общего образования.

3.2. Система условий реализации основной образовательной программы.

3.2.1. Описание кадровых условий реализации основной образовательной программы основного общего образования.

3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования.

3.2.3. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования.

3.2.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы.

3.2.5. Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования.

МБОУ «СОШ №24» обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса основного общего образования:

- с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы основного общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом образовательного учреждения;

- с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в основной школе.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения всеми детьми основной образовательной программы основного общего образования в Уставе МБОУ «СОШ №24».



1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

В соответствии со статьей 12 п.1. Закона РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 года официальным нормативным документом в школе, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является образовательная программа, которая определяет содержание образования определённых уровня и направленности.

Основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО) МБОУ «СОШ №24» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы. ООП ООО определяет содержание и организацию образовательного процесса на уровне основного общего образования и направлена на решение задач формирования общей культуры личности, в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями, развитие способностей каждого обучающегося, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

В соответствии с положениями Закона РФ «Об образовании» статья 12. п.5. основная образовательная программа основного общего образования самостоятельно разрабатывается с учётом своей специфики и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Основная образовательная программа основного общего образования является нормативным документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №24» муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия), который, с одной стороны, формирует социальный заказ общества, а с другой – показывает возможности, приоритетные ценности, цели, особенности содержания, организации, научно-методического обеспечения образовательного процесса, реализующие данный социальный заказ.

Миссия школы в контексте социальной деятельности на ступени основного общего образования — создание условий для позитивной адаптации, социализации и интеграции ученика к нынешней и будущей жизни, подготовка выпускника школы к успешной жизнедеятельности в постоянно меняющихся условиях социокультурной среды при условии сохранности его здоровья.

Потребности обучающихся выявляются по результатам опросов, анкетирования, экспертных оценок педагогов. Ожидания родителей определяются в результате бесед, социологических исследований, анкетирования. Учитывая состояние здоровья своих детей, родители заинтересованы не только в получении ребенком прочных знаний по учебным предметам, но и в том, чтобы в школе применялись здоровьесберегающие технологии, чтобы особое внимание уделялось психологической и педагогической поддержке детей. Дети должны активно участвовать во внеклассных и внешкольных мероприятиях, в спортивных соревнованиях, спортивных играх, т.е. самореализовываться.

Основные направления работы школы, которые обеспечивают осуществление концептуальных идей:

- «Информатизация школы»;

- «Психолого-педагогическое сопровождение участников ООП ООО по духовно-нравственному развитию учащихся»;

- «Методическая культура педагогов»;

- «Одаренные дети»;

- «Охрана здоровья участников образовательного процесса школы»;

- «Духовно-нравственное воспитание учащихся».
Нормативная основа создания и реализации основной образовательной программы основного общего образования:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года;

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года);

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Министерства образования и науки РФ;

- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг;

- Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р;

- Государственная программа «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012-2016 годы»;

- Комплексная программа «Развитие муниципальной системы образования Мирнинского района Республики Саха(Якутия) на 2012-2016 гг.»;

- Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении»;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

- «Примерная основная образовательная программа основного общего образования», решение Федерального учебно-методического объединения по общему образования (протокол №1/15 от08.04.2015г.);

- Основная школа, подготовленная Институтом стратегических исследований в образовании РАО. —М. : Просвещение, 2011г.;

- Устав МБОУ «СОШ №24».

Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.



Целями реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:

- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

- становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости;

- создание необходимых условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия; сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка; развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой, формирование способности к социальной адаптации, активной гражданской позиции, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться, потребности в непрерывном самообразовании.



Достижение поставленных целей при разработке и реализации школой основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

- обеспечить соответствие основной образовательной программы требованиям Стандарта;

- обеспечить преемственность начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- обеспечить доступность получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- установить требования к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы;

- обеспечить индивидуализированное психолого-педагогическое сопровождение каждого обучающегося;

- формировать образовательный базис основанного образования не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, создать необходимые условия для её самореализации;

- обеспечить эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействие всех его участников;

- обеспечить взаимодействие образовательного учреждения с социальными партнёрами при реализации основной образовательной программы;

- выявлять и развивать способности обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

- организовывать интеллектуальные и творческие соревнования, проектную и учебно-исследовательскую деятельность;

- привлекать обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

- включать обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия;

- организовывать социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональную ориентацию обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования;

- создать условия для формирования мотивации учебной деятельности учащихся основной школы;

- создать условия для достижения обучающимися высоких личностных, метапредметных и предметных результатов;

- создать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья и безопасности обучающихся;

- создать условия для успешного развития детей из социально неблагополучных семей;

- воспитывать гражданственность, трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, семье, Родине, к малой родине, к окружающей природе.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного состава;

- формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на достижение цели и основного результата образования, развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

- учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, спортивно одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей, связанных:

- с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;

- с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;

- с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;

- с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;

- с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.


Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:

— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;

— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;

— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания,

сопротивления и протеста);

— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).

Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.

Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница