Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки»



Скачать 348.73 Kb.
Дата07.03.2016
Размер348.73 Kb.
ТипПрограмма дисциплины



Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста





Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Общеуниверситетский факультатив
МАЙНОР «МЕДИА И МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ!
Программа дисциплины

«Новостная грамотность: новость как объект манипуляции»

Автор программы:



Шомова С.А., доктор политических наук, профессор

Одобрена на заседании департамента медиа «___»____________ 2015 г

Руководитель департамента _______________________И.В. Кирия

Утверждена УС факультета коммуникаций, медиа и дизайна «___»_________2015 г.

Ученый секретарь _____________________

Утверждена Проректором НИУ ВШЭ «___»_____________2015 г.

Проректор Рощин С.Ю. ________________________


Москва, 2015


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов различных направлений подготовки, выбравших майнор «Меди аи массовые коммуникации» и изучающих дисциплину «Новостная грамотность: новость как инструмент манипуляции».



Программа разработана в соответствии с учебными планами новой образовательной модели бакалавриата, введенной в НИУ ВШЭ в 2014 году:

2 Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Новостная грамотность: новость как инструмент манипуляции» являются:

  • изучение основных понятий и ведущих компонентов феномена медиаграмотности и одного из его важнейших современных направлений – новостной грамотности;

  • знакомство с новостью как гносеологическим, коммуникативным и журналистским феноменом;

  • осмысление специфических характеристик новостных материалов медиа, отличающих их от материалов других типов современной журналистики, рекламы, PR, пропаганды и иных элементов информационного пространства;

  • овладение методиками оценки источников новостей;

  • освоение технологий анализа новостных материалов различных СМИ;

  • выработка навыков критического мышления по отношению к продукции современных медиа.

3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

    знать: основные требования, предъявляемые к текстам СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники информации, разграничение фактов и оценок, плюрализм мнений и точек зрения, баланс интересов) и понимать важность их соблюдения; знать специфику журналистского текста, его отличие от других текстов медиапространства (рекламы, пропаганды, Паблик Рилейшнз и т.д.);

    уметь использовать основы гуманитарных знаний при подготовке и анализе материалов современных медиа; уметь осуществлять познавательную деятельность, основываясь на философских и общенаучных принципах и методах анализировать явления социальной реальности;

    владеть приемами оценки достоверности источников информации и анализа текстов СМИ.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по Единому классификатору компетенций НИУ ВШЭ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной

СК-Б1

Владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

Лекционные и семинарские занятия, дискуссии, решение кейсов, индивидуальная и групповая работа над проектами

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать

информацию из различных источников, необходимую для решения профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)



СК-Б6

Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, владением навыками работы с компьютером как средством управления информацией; способностью работать с информацией в средствах медиа и глобальных компьютерных сетях

Семинарские занятия, подготовка презентации и отчета по итогам групповой работы над проектом

Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность


СК-Б 10

Способен применять базовые навыки владения новостной грамотностью в повседневной, исследовательской и профессиональной деятельности

Тренинги, деловые игры, подготовка презентаций, написание эссе и курсовых работ

Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию

СЛК–Б3

Способен критически оценивать материалы современных медиа, выбирать качественные источники информации, отличать новостной текст от рекламных, пропагандистских и иных материалов современного медиапространства

Лекционные и семинарские занятия, дискуссии, анализ материалов СМИ, решение кейсов, индивидуальная и групповая работа над проектами

Способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе.

СЛК–Б6

Способен противостоять манипуляционным технологиям современных медиа, приемам информационных войн

Лекционные и семинарские занятия, дискуссии, анализ материалов СМИ, решение кейсов, индивидуальная и групповая работа над проектами



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


    Майнор входит в основную часть образовательной программы новой модели бакалавриата НИУ ВШЭ.

5Тематический план учебной дисциплины







Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Новости в социуме: историческая ретроспектива

8

4







4

22

Новости в современном социуме: закономерности производства, распространения и потребления

6

2







4

33

Новость в современном коммуникационном пространстве

6

2







4

44

Новость и ее «соседи» по медиапространству (проблема идентификации новостного сообщения)


10

4







6

55

Новостные драйверы: что делает информацию новостью? Игра «Я – редактор»

12





44



8


66

Новость «в окружении» рекламы, пропаганды, PR, «сырой» информации

14





66



8


77

Журналистика новостей и журналистика мнений

6

2







4

78

Сбалансированные и честные новости: профессиональный миф или объективная реальность?


6

2







4

99

Власть изображения эмоций: анализ аудиовизуальных текстов

10

6







4

110

Методики оценки источников информации

8

4







4

111

Фейк или не фейк? Проблема верификации новостных сообщений современных СМИ


8

4







4

112

Методы деконструкции сообщений печатных СМИ

16





66



10


113

Особенности анализа и деконструкции радиосообщений

16





66



10


114

Методы деконструкции телевизионных новостных материалов

16





66



10


115

Специфика деконструкции сообщений новых медиа

16





66



10


116

Кино и медиаграмотность. Как кино используется в пропаганде?

16





66



10


117

Что такое «власть информации» и кому нужна «свобода слова»?

16





66



10






Итого:


190


30

446





114


6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

2 год

Департамент медиа

Параметры **

1

2

3

4

1

2

3

4

Текущий


Контрольная работа




х






















письменная работа 60 минут































Эссе




х






















3-4 тыс. слов

Реферат































Коллоквиум































Домашнее задание

х

























доклад на семинарском занятии с презентацией

Промежу­точный

Зачет




х

























Экзамен































Итоговый

Зачет

































Порядок формирования оценок по дисциплине



При преподавании дисциплины используется накопительная система оценок. Контроль знаний студентов включает в себя несколько позиций, а именно:

  • зачет в традиционной форме (письменной или устной) либо в форме деловой игры «Дублер», предполагающий мини-выступление студента по выбранной теме курса (оценка по10-бальной шкале);

  • домашняя работа, написанное в форме эссе либо выполненное в виде творческого задания по поручению преподавателя (оценка по10-бальной шкале);

  • контрольная работа (оценка по 10-бальной шкале);

  • подготовка и презентация докладов на мини-конференциях, участие в тренингах во время семинарских занятий (оценка по10-бальной шкале);

  • посещаемость занятий и активное участие в работе на них (от 0 до 2 баллов)

Итоговая оценка, выставляемая в ведомость, рассчитывается по формуле:


Ои = 0,4*Оз + 0,2*Од/з + 0,1*Ок/р+0,1*Од + П,

где Ои – итоговая оценка по 10-бальной шкале,



Оз – оценка за зачет по 10-бальной шкале,

Од/з – оценка за домашнее задание (эссе, творческое задание, подготовку и презентацию докладов и т.д.) по 10-бальной шкале,

Ок/р – оценка за контрольную работу по 10-бальной шкале,

Од – оценка за работу на семинарских занятиях (участие в тренингах и деловых играх) по 10-бальной шкале,

П – балл за посещаемость занятий; данная переменная может принимать значение от 0 до 1 баллов:

2 балла ставится, если студент посетил 95-100 процентов занятий;

1 балл ставится, если студент посетил больше 80, но менее 95 процентов занятий;

0 баллов ставится, если пропущено больше 10 процентов занятий.



7Содержание дисциплины



Тема 1. Новости в социуме: историческая ретроспектива

Лекция, 4 часа

Информация как необходимая составляющая функционирования социума. Новости в примитивных обществах до появления письменности. Новости в Древнем мире. Формы официальных сообщений в Древнем Риме. Появление первых печатных новостей (Китай, VIII в.). Изобретение книгопечатания в Европе и его влияние на распространение новостей. Первые газеты в Европе, Северной Америке, России. Изобретение фотографии и её влияние на развитие новостной журналистики. Первые фоторепортажи.

Скачок в скорости распространения новостей в XIX веке: изобретение телеграфа и телефона. Появление первых информационных агентств. Изобретение кинематографа и появление кинохроники как способа распространения новостей. Изобретение радио и создание массового радиовещания как следующий качественный скачок в истории распространении новостей. Появление телевидения и телевизионных новостей.

Создание интернета и возникновение сетевого способа распространения новостей. Общие тенденции в истории развития новостной журналистики: переход от устной к письменной форме, возникновение печатной формы и её визуализация, рост скорости передачи новостей, переход к аудиовизуальной форме представления социальной информации, возникновение симультанного распространения массовой информации в устной, аудиовизуальной и мультимедийной формах, возникновение "гражданской журналистики" (или параллельной журналистики). Информационные революции в истории общества.


Тема 2. Новости в социуме: закономерности производства, распространения и потребления

Лекция, 2 часа
Категории "новость" и "новизна" в социогуманитарном знании. Их сущность и типология. Понятие «нового» и возможные подходы к нему в различных научных дисциплинах.

Производство новостей СМИ в системе отношений "власть - бизнес - общество". Власть информации. Обыденность информации и проблемы в работе с нею. Распространение новостей как средство управления социальными процессами. Социально-психологические эффекты, возникающие при распространении новостей. Элементы в информационной деятельности СМИ, вызывающие негативные реакции общества. Новости в СМИ как катализатор социальных конфликтов.

Манипуляция и ее основные приемы. Манипуляционные технологии в современных медиа. Новость как объект манипуляции: преимущества новостного текста и его риски.

Закономерности новостного медиапотребления: какие новости предпочитают зрители, слушатели, читатели. Социальные стереотипы в восприятии новостей в СМИ. Социально-демографические закономерности обращения аудиторий к новостям СМИ.

Новостная грамотность (The News Literacy) как современное направление развития медиазнания; цель, задачи и специфика курса. Комплекс проблем новостной грамотности в общей структуре вопросов медиаграмотности.

Тема 3. Новость в современном коммуникационном пространстве

Лекция, 2 часа

Понятие новости в мире современных медиа. Новостная журналистика и ее особенности. Разнообразие вариантов определения журналистской новости и типологические подходы к сущности понятия. Кто решает, что событие – это «новость»? Качества, делающие информацию новостью (новостные драйверы). Роль редактора в присвоении событию статуса новости. Влияние аудитории на рождение новости и ее жизненный цикл. Иные факторы, определяющие «новость» в мире современных СМИ.



Тема 4. Новость и ее «соседи» по медиапространству (проблема идентификации новостного сообщения)

Лекция, 4 часа

Умение ориентироваться в информационном пространстве как важная часть новостной грамотности. Как отличить новостное сообщение от ближайших «соседей» по информационным «окрестностям»? Важнейшие маркеры, помогающие идентифицировать новость. Новость и иные типы сообщений в современных СМИ. Новость и продукция инфотейнмент. Новость и реклама. Новость и пропаганда. Новость и сообщения Паблик Рилейшнз. Новость и «сырая» информация (непроверенные сообщения сайтов сети Интернет, информация блогов и т.д.). Что делает журналиста журналистом, а информацию – новостью?


Тема 5. Новостные драйверы: что делает информацию новостью?

Семинар-деловая игра, 4 часа

Факторы, определяющие новость. Понятие новостного драйвера. Основные новостные драйверы, превращающие информацию в новость (участие в событии известных людей, важность для публики, наличие конфликта, эксклюзивность информации, приближенность во времеи и пространстве и т.д.)



Семинар проходит в виде деловой игры «Я – редактор».


Тема 6. Новость «в окружении» рекламы, пропаганды, PR, «сырой» информации

Семинар-конференция, 6 часов

Виды современного медиатекста. Новостной журналистский текст и его принципиальные отличия от других текстов современных медиа. Понятие и разновидности пропагандистского текста. Понятие и разновидности рекламного текста. Понятие и разновидности PR-текста. Приемы идентификации новостного текста в современных медиа.



Семинар проходит в традиционной форме либо в форме мини-конференции, на которой студенты представляют подготовленные заранее доклады с презентациями.

Тема 7. Журналистика новостей и журналистика мнений

Лекция, 2 часа

Понятие «журналистики мнений». Основные характеристики, отличающие журналистику мнений, и маркеры, позволяющие идентифицировать ее сообщения. Каким условиям должно отвечать «мнение», чтобы оставаться в рамках качественной журналистики? Критерии, отличающие данные типы сообщений: цели, система доказательств, эмоции, тональность сообщения и т.д. Журналистика мнений vs новостной журналистики: «плюсы» и «минусы». Методы качественной интерпретации, анализа и идентификации материалов СМИ, относящихся к журналистике мнений.


Тема 8. Сбалансированные и честные новости: профессиональный миф или объективная реальность?

Лекция, 2 часа

Проблема сбалансированности информации в новостном сообщении. Сбалансированность и честность сообщения: различные подходы к дефиниции понятий. Влияние сознательных и подсознательных предубеждений на степень сбалансированности и честности новостного материала. Предубеждения (предвзятость) аудитории, предубеждения СМИ, предубеждения журналиста: возможно ли их избежать и реально ли обнаружить в тексте сообщения? Возможные методы оценки уровня сбалансированности журналистского материала.


Тема 9. Власть изображения эмоций: анализ аудиовизуальных текстов

Лекция, 6 часов

Сила визуального образа. Визуальный образ новости и его возможности. Матрица деконструкции аудиальных и визуальных текстов. Факторы, способные понизить степень достоверности аудиовизуального сообщения.

Как воздействует на потребителя изображение? Лучшие фото- и видеорепортажи. Развлечения и «сценарии жизни». Эмоция как инструмент манипуляции. Методы манипулирования аудиовизуальным контентом современных медиа.


Тема 10. Методики оценки источников информации

Лекция, 4 часа

Понятие источника информации. Виды источников информации в журналистском сообщении. Признаки качественной работы с источниками в новостном материале (независимость, множественность, информированность и другие характеристики источников новости). Способы оценки и интерпретации качества источников информации в новостном сообщении (методика «I’M VAIN»). Специфика применения методики к оценке источников информации разных видов.


Тема 11. Фейк или не фейк? Проблема верификации новостных сообщений современных СМИ

Лекция, 4 часа

Правда как философская категория и понятие теории журналистики. Этические кодексы журналиста о правдивости информации. «Что не проверено – то наврано»: почему иногда журналисты нарушают законы тщательной проверки информации. Понятие фейка и сложности его вывления. Факторы, затрудняющие проверку информации. Виды доказательств, подтверждающие правдивость и достоверность журналистского сообщения (прямые и непрямые доказательства, степень незаинтересованности источника и т.д.). В поисках истины: этапы процесса верификации новостного материала.



Тема 12. Способы анализа, декодирования и деконструкции новостных сообщений современных СМИ

Аналитический семинар, 6 часов

Новостная грамотность как ключ к качественной интерпретации и оценке новостных сообщений СМИ. Контекст, в котором живет новость. Схема анализа новостного материала. Основные этапы деконструкции новости. Специфика применения методики деконструкции к новостям различных СМИ.



Форма проведения семинара – анализ кейсов и демонстрация матрицы деконструкции сообщений СМИ.
Тема 12. Методы деконструкции сообщений печатных СМИ

Семинар-тренинг, 6 часов

Специфика работы со схемой деконструкции новостей применительно к сообщениям печатных СМИ. Оценка содержания и структуры новостного материала, его контекста, качества источников информации, степени сбалансированности материала, и иные способы оценки новости. Анализ материалов печатных СМИ.



Семинар проводится в тренинговой форме и включает анализ кейсов.

Тема 13. Особенности анализа и деконструкции радиосообщений

Семинар-тренинг, 6 часов

Специфика работы со схемой деконструкции новостей применительно к радиосообщениям. Плюсы и минусы радио как источника информации. Радио как вторичная речевая культура; его дополнительные возможности воздействия на аудиторию и влияние этих возможностей на эффективность новостных сообщений. Оценка содержания и структуры новостного материала радио, его контекста, качества источников информации, степени сбалансированности материала и иные способы оценки новости. Анализ новостных радиоматериалов.



Семинар проводится в тренинговой форме и включает анализ кейсов.

Тема 13. Методы деконструкции телевизионных новостных материалов

Семинар-тренинг, 6 часов

Плюсы и минусы телевидения как источника новостной информации. Специфика телевизионных новостей. Оценка содержания и структуры новостного телевизионного материала, его контекста, качества источников информации, степени сбалансированности материала и иные способы оценки новости. Анализ новостных сообщений телевидения.



Семинар проводится в тренинговой форме и включает анализ кейсов.
Тема 14. Специфика деконструкции сообщений новых медиа

Семинар-тренинг, 6 часов

Проблема достоверности информации в новых медиа. Кризис аутентичности и феномен анонимности источников новости в блогосфере, социальных сетях и т.д. Проблемы надежности, информированности, авторитетности, незаинтересованности источников новостей в Интернете. Специфика применения модели деконструкции новостей к сообщениям сети Интернет. Анализ новостных материалов социальных медиа.



Семинар проводится в тренинговой форме и включает анализ кейсов.
Тема 15. Кино и медиаграмотность. Как кино используется в пропаганде?

Аналитический семинар, 6 часов

Кинематограф в современном медиапространстве. Специфика документального кино. Манипулятивные возможности образа в документальном кинематографе. Методы воздействия на зрителя. Что такое нарративы и как они связаны с образами повседневной реальности, образом будущего и идеологией? Пропагандистские возможности документального кино.



Форма проведения семинара – анализ произведений документального кино.
Тема 16. Что такое «власть информации» и кому нужна «свобода слова»?

Аналитический семинар, 6 часов

Подходы к пониманию свободы слова и свободы СМИ. Как «свобода слова» связана с основными правами человека?

Власть информации: почему из-за информации люди готовы убивать и рисковать жизнью?

Семинар проводится в традиционной форме либо в виде мини-конференции, на которой студенты представляют подобранные дома кейсы и анализируют их вместе со всей группой.

8Образовательные технологии


В преподавании курса, помимо традиционных для российской высшей школы лекционных и семинарских занятий (с использованием наглядных презентаций, осуществляемых с помощью компьютерного оборудования и проектора), применяются активные методы обучения: тренинги, деловые игры, мини-конференции, решение практических задач и кейсов. Так, среди домашних заданий обязательным является социальный эксперимент «Blackout» («Зона затемнения»): студентам предлагается обойтись без любых новостей в течение 24 часов. Подобное упражнение помогает не только лучше осознать роль медиа в жизни современного человека, но и осмыслить собственную степень «зависимости» от новостных сообщений, а также проанализировать типы и виды новостной информации, наиболее привлекательные для каждого конкретного студента.

В ходе семинаров проводятся деловые и ролевые игры («Я – редактор», «Дублер»), на каждом практическом занятии решаются кейсы по анализу и деконструкции новостных сообщений. Как минимум одно из практических занятий проходит в форме мини-конференции, на которой студенты группы выступают с презентационными докладами по остро актуальным проблемам новостной грамотности.



9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


9.1. Примеры вопросов и заданий для контрольных работ и аналитических тренингов на семинарах:

1) Приведите различные варианты определений журналистской новости.

2) Объясните действие методики «I’M VAIN» и проиллюстрируйте ее работу на конкретных примерах.

3) Проанализируйте источники информации в раздаточном материале (текстах печатных СМИ) и оцените их с точки зрения достоверности/неангажированности/авторитетности/информированности.

4) Перечислите 11 новостных драйверов, существующих в современных медиа.

5) Сбалансированность и честность новостного материала: объясните разницу понятий.

6) «Плюсы» и «минусы» журналистики мнений.

7) Новость и «сырая информация»: в чем разница?

8) Перечислите маркеры, позволяющие отличить новость от рекламы, пропаганды, текстов Паблик Рилейшнз.

9) Проведите деконструкцию новостного видеосюжета и оцените особенности его контекста, качество источников информации, степень сбалансированности материала и т.д.



10) Проанализируйте предложенные сообщения блогосферы и оцените их достоверность/авторитетность/незаинтересованность и т.д. с точки зрения News Literacy.
9.2. Пример домашнего задания: Подготовка докладов на мини-конференцию

Каждый студент (в группе с коллегами) должен  подготовить к одному из семинаров домашнее задание в виде доклада и презентации по одной из тем курса. На выбор предлагаются 4 темы: "Новостные драйверы: что делает информацию новостью?"; "Факт и его отражение в мнениях журналистов"; "Реклама, похожая на новость. PR, похожий на новость"; "Инфотеймент и "сырая информация": развлечение vs новость".
Первая тема предполагает обсуждение различных типов новостной информации, проиллюстрированное примерами. Вторая тема связана с анализом интерпретацией события или факта, предложенных различными колумнистами. Третья тема акцентирует внимание на осмыслении маркеров, позволяющих отличить рекламные и PR-сообщения от подлинной новости. Четвертая тема ставит главной задачей поиск в российских медиа разнообразных примеров инфотеймента и "сырой информации", выдающих себя за новость.

10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Единого базового учебника по дисциплине не существует. Основным учебно-методическим подспорьем для студентов по данному курсу является лекционный материал.
Дополнительная литература по курсу

Издания после 2009 года

(преимущественно имеются в наличии в библиотеке НИУ ВШЭ)

  1. Амзин А. А. Новостная интернет-журналистика. – М. Аспект Пресс, 2012.

  2. Вирен Г.В. Современные медиа: Приемы информационных войн. – М., Аспект Пресс, 2013.

  3. Герасимов В. В. Технология новостей от Интерфакса. - М. Аспект Пресс, 2011.

  4. Кара-Мурза С. Г. Власть манипуляции. – М. Академический Проект, 2009.

  5. Лозовский Б. Н. Кто и как манипулирует журналистами? Манипулятивные технологии влияния на средства массовой информации. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2011.

  6. Мельник Г. С. Деловая журналистика. - СПб. Питер, 2010.

  7. Монро Е. Строим новость. М.: Анри, 2011 // http://www.internews.kz/sites/default/files/stroim_novost.pdf

  8. Никитенкова М. А. Информационная инфраструктура США: государство и рынок. – М.: Академия, 2009.

  9. Столяров А. В. Информационная свобода и информационное насилие. – М. Изд-во МГУ, 2012.

  10. Тертычный, А. А. Аналитическая журналистика. – М. Аспект Пресс, 2010.

  11. Федотова, Л. Н. Общественное мнение и журналистика. – М. Изд-во Моск. ун-та, 2011.

  12. Цвик, В. Л. Телевизионная журналистика. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2009.


Книги более ранних лет издания

(преимущественно имеются в наличии в библиотеке НИУ ВШЭ)

  1. Афанасьева, О. В. Право граждан на информацию и информационная открытость власти: концептуальные вопросы правового регулирования. - М.: Научная книга, 2004.

  2. Беспалов П. В. Информационная политика. - М.:РАГС, 2003

  3. Беспалова А. Г. История мировой журналистики. - Ростов-на-Дону, 2004.

  4. Васильева Л. А. Делаем новости! - М.: Аспект Пресс, 2003.

  5. Вирилио П. Информационная бомба: стратегия обмана. - М.: Фонд научных исследований "Прагматика культуры", 2002.

  6. Гаврилов К. В. Как делать сюжет новостей и стать медиатворцом. - М.: Амфора, 2007.

  7. Грабельников А. А. Массовая информация в России: от первой газеты до информационного общества. - М.: Изд-во РУДН, 2001.

  8. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - СПб. Речь, 2003.

  9. Есин Б. И. История русской журналистики (1703-1917). - М. Флинта, 2006.

  10. Засурский, Я. Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2004. - М. Изд-во Моск. ун-та, 2004.

  11. Информационная политика: в контексте социальной информациологии. - М.: РАГС, 2007.

  12. Калмыков А. А. Интернет - журналистика. - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

  13. Киви Б. Гигабайты власти. - М.: Бестселлер, 2004.

  14. Ким М. Н. Новостная журналистика. - СПб. Изд-во Михайлова В. А., 2005.

  15. Кихтан В. В. Информационные технологии в журналистике. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

  16. Ключи к эфиру. Радиожурналист и политика. - М.: Аспект-Пресс, 2007.

  17. Костюков Л. В. Журналистика мнений: вид изнутри и немного сбоку. - М.: Ин-т журналистики и лит. творчества (ИЖЛТ), 2004.

  18. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917-2000). - М.: Флинта, 2006.

  19. Кэрролл В. М. Новости на TV. – М. Мир, 2004.

  20. Таггл К. А. Новости в телерадиоэфире. – М.: ГИТР, 2006.

  21. Орлова, В. В. Глобальные телесети новостей на информационном рынке. - М.: РИП-холдинг, 2003.

  22. Панарин И. Н. Информационная война. – М.: Городец, 2004.

  23. Почепцов Г. Г. Информационные войны. – Киев Ваклер, 2001.

  24. Почепцов Г.Г. Информация & Дезинформация. – Киев: 2001.

  25. Почепцов Г.Г. Психологические войны. – М.: "Рефл-бук", 2002.

  26. Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения повседневное использование и злоупотребление. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК :НеваМ. :ОЛМА-Пресс, 2002.

  27. Расторгуев С. П. Философия информационной войны. – М., 2001.

  28. Расторгуев С. П. Информационная война. Проблемы и модели. - М.: Гелиос АРВ, 2006.

  29. Сапунов В. И. Зарубежные информационные агентства. – СПб. Изд-во Михайлова В. А., 2006.

  30. Социальная организация производства новостей и представления журналистов. 2006.

  31. Телевизионная журналистика. - М. Изд-во Моск. ун-та, 2005.

  32. Уайт, Т. Производство эфирных новостей. - М.: ГИТР, 2007.

  33. Цвик, В. Л. Телевизионные новости России. - М. Аспект Пресс, 2002.

  34. Цвик, В. Л. Телевизионная служба новостей. - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

  35. Цуладзе, А. М. Политические манипуляции, или Покорение толпы. - М.: Книжный дом "Университет", 1999.

  36. Шостак М.И. Журналист и его произведение. – М.: Гендальф, 1998.

  37. Эко У. О прессе. / В кн.: Пять эссе на темы этики. – СПб., 1998.

Книги на иностранных языках

  1. Aamidor A., Kuypers J.A., Wiesinger S. Media smackdown: deconstructing the news and the future of journalism / Abe Aamidor, Jim A. Kuypers, and Susan Wiesinger. - New York : Peter Lang, 2013.

  2. Agenda setting in a 2.0 world : new agendas in communication / edited by Thomas J. Johnson. - New York ; Abingdon, Oxon : Routledge, 2013.

  3. Biedrzycki, David. Breaking news : bear alert. - Watertown, MA : Charlesbridge, 2014.

  4. Grabe M. E., Bucy E. P. Image bite politics: news and the visual framing of elections. 2009.

  5. De Botton, Alain. The news : a user’s manual /. - New York : Pantheon Books, 2014.

  6. Hartley J. Understanding News. – London – N.Y.: Routledge, 1982.

  7. Madianou M. Mediating the nation: news, audiences and the politics of identity. 2005.

  8. Mass media / Margaret Haerens and Lynn M. Zott, book editors. - Detroit : Greenhaven Press, 2014.

  9. Meyers M. African American women in the news: gender, race, and class in journalism. 2013.

  10. News and sexuality : media portraits of diversity / edited by Laura Castañeda and Shannon B. Campbell. 2006.

  11. O'Flynn C. News where you are: a novel. 2010.

  12. Propaganda. / Ed. by Jackall R. – New York University Press, 1995.

  13. Tester K. Media, Culture and Morality. – London – N.Y.: Routledge, 1994.

Приложение

Методические рекомендации по формированию оценок по дисциплине

Данные методические рекомендации составлены на основании Положения об организации контроля знаний, утвержденного УС НИУ ВШЭ от 24.06.2011, протокол №26.



  1. Структура оценки по дисциплине согласно положению об организации контроля знаний:

































  1. Таблица 1. Формирование оценки по дисциплине: если дисциплина читается 1 этап (модуль)


  2. Элемент оценки

    Накопленная оценка

    Итоговая оценка за экзамен/ зачет

    Результирующая оценка
    за дисциплину
    (Выставляется в диплом)

    Текущий контроль

    Аудиторная работа (Лекции, практические занятия, семинарские занятия)

    Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

    Действия преподавателя

    1

    Выставление оценки
    в 10-балльной системе
    по каждой форме текущего

    контроля (эссе, контрольная работа, домашнее задание, реферат, коллоквиум)



    Выставление оценки Оауд по 10-балльной

    шкале за аудиторную работу студента.

    ВАЖНО: в НИУ ВШЭ в рамках аудиторной работы

    не оценивается посещение лекций, семинарских занятий и практических занятий, а только работа студента.

    (Оценка выставляется только при решении преподавателя оценивать данный вид деятельности студента)



    Выставление оценки Осам.работа по 10-балльной

    шкале за аудиторную работу студента.



    (Оценка выставляется только при решении преподавателя оценивать данный вид деятельности студента)

    Выставление оценки за итоговый контроль (зачет/экзамен) в 10 балльной системе

    1

    Определение весов q1 и q2 (ВНИМАНИЕ, Сумма удельных весов должна быть равна единице: ∑qi = 1, при этом, 0,2 ≤ qi 0,8)

    2

    Определение весов ni (ВНИМАНИЕ, сумма ni =1)

    2

    Орезульт =

    q1·Оитог.контроль + q2·Онакопленная


    3

    Расчет оценки за текущий контроль Отекущий = n1·Оэссе + n2·Ок/р + n3·Ореф + n4·Окол + n5·Одз

    Определение весов k1 k2 k3 (ВНИМАНИЕ, сумма ki =1, в случае, если преподаватель не учитывает аудиторную и самостоятельную внеаудиторную работу студентов, то k2 и k3 равны 0 (нулю), а k1=1).










    Расчет накопленной оценки

    Онакопленная= k1* Отекущий + k2* Оауд + k3* Осам.работа

    Что получается в результате

    Онакопленная*

    Оитог.контроль

    Орезультирующая*
    Формирование оценки по дисциплине, если она читается несколько этапов (модулей) поясним на примере дисциплины читаемой 3 этапа (таблица 2).

Таблица 2.Формирование оценки по дисциплине: если дисциплина читается несколько этапов (модулей)





Промежуточная оценка
за 1 этап

Промежуточная оценка
за 2 этап

Накопленная оценка 3 (за 3 тап)

Итоговая оценка
за экзамен/ зачет

Результирующая оценка
за дисциплину

(Выставляется


в диплом)

Элемент оценки

Накопленная
оценка 1

Оценка за экзамен/ зачет

(по окончанию этапа 1) (ВАЖНО!


Не является блокирующей)

Накопленная
оценка2

Оценка за экзамен/ зачет

(по окончанию этапа 2)



(ВАЖНО!
Не является блокирующей)

Текущий контроль

Аудиторная работа

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

Текущий контроль

Аудиторная работа

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

Текущий контроль

Аудиторная
работа

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов

Действия
преподавателя

действия преподавателя в рамках каждого этапа соответствуют действию преподавателя
по формированию оценки,
если дисциплина читается один этап (модуль) (таблица 1)

действия преподавателя в рамках каждого этапа соответствуют действию преподавателя
по формированию оценки,
если дисциплина читается один этап (модуль) (таблица 1)

действия
преподавателя
(таблица 1)

Выставление оценки за итоговый контроль (зачет/экзамен) в 10 балльной системе

Определение весов q1 и q2 (ВНИМАНИЕ, Сумма удельных весов должна быть равна единице: ∑qi = 1, при этом, 0,2 ≤ qi 0,8)

Орезульт итог =

q1·Оитог.контроль +

q2·Онакопленная

Результат

этап

Опромежуточная 1*

Опромежуточная 2*

Онакопленная 3*

Оитог.контроль

Орезультирующая Итог*

ИТОГ

Онакопленная Итоговая=промежут 1+ Опромежут 2+ Онакопленная 3):кол-во модулей

Среднее арифметическое от суммы оценок.
* способ округления оценки должен быть указан в программе учебной дисциплины




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница