Программа дисциплины Теоретические и методологические проблемы психологии личности для направления 080500. 68 «Менеджмент» подготовки магистра



Скачать 411.21 Kb.
страница1/3
Дата14.07.2016
Размер411.21 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3
Правительство Российской Федерации

Национальный исследовательский университет –


Высшая школа экономики


Факультет менеджмента

Программа дисциплины


Теоретические и методологические проблемы психологии личности
для направления 080500.68 «Менеджмент»

подготовки магистра

Автор: Моргунов Евгений Борисович

Рекомендовано секцией УМС Одобрена на заседании кафедры


Секция «Менеджмент» Управления человеческими ресурсами

Председатель Заведующий кафедрой

Н.Б.Филинов В.И.Кабалина

«___» __________________ 2013 г. «___» ___________________ 2013 г.

Утверждено УС факультета

менеджмента

Ученый секретарь

О.Н. Балаева
«___» __________________ 2013 г.

Москва, 2013


Пояснительная записка

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.68 «Менеджмент», обучающихся по программе подготовки магистров, изучающих дисциплину «Теоретические и методологические проблемы психологии личности».

Программа разработана в соответствии с:



  • ФГОС ВПО;

  • ГОБУ ВПО НИУ ВШЭ;

  • Образовательной программой 080500.68 «Менеджмент»

2. Цели освоения дисциплины

Программа дисциплины «Теоретические и методологические проблемы психологии личности» рассчитана на студентов, специализирующихся в сфере менеджмента. Дисциплина посвящена особенностям теорий личности и различиям и методическим последствиям этих различий в психодиагностике и взаимодействии с личностными особенностями подчиненных и коллег как одной из важных компетенций менеджера. Анализируются нормативные компоненты психологической концепции: онтологическая картина, принципы метода и принципы схематизации, обеспечивающие ее устойчивое развитие. Обсуждаются стадии становления и развития концепций личности: возникновение, оформление и различные формы экспансии. Рассматриваются ведущие течения в психологии личности в их связи с ведущими направлениями психологической науки. Формируются умения в проведении групповой дискуссии по психологической проблематике, а также даются навыки анализа групповой дискуссии.

Дисциплина предполагает помимо теоретических занятий семинарско-практические занятия. Семинарско-практические занятия имеют целью сформировать прочные умения организации научной дискуссии и участия в ней в ролях презентатора, диспутанта и эксперта. В процессе освоения дисциплины студенты получают возможность увидеть, как формировать убедительную дискуссионную позицию и подбирать аргументы для ее отстаивания, а также попрактиковаться в ходе проведение групповых дискуссий. Дисциплина ориентирована на баланс теоретической и практической работы, а также результативную дискуссию в области теории психологии.

В самостоятельную работу студента входит освоение теоретического материала по рекомендуемой учебной и научной литературе, подготовка к семинарско-практическим занятиям, активное ролевое участие в научной дискуссии, написание эссе, подготовка к экзамену.



Учебная задача дисциплины:

В результате изучения дисциплины студент должен:



  • знать нормативную структуру психологических концепций личности и уметь сравнивать ее с предъявляемой структурой конкретной концепции, делать выводы о предметно-структурных недостатках конкретной концепции и потенциалах ее развития;

  • знать специфику ведущих теорий личности, основные понятия психологии личности, владеть методами анализа психологических концепций, знать факторы, влияющие на выбор того или иного метода психологической диагностики;

  • иметь представление об этапах развития личности и кризисах личностного развития, проблемах личности, обусловленных тем или иным этапом ее становления;

  • уметь адекватно ориентироваться в целях и методах психологии личности, понимать стилистические различия в анализе характеристик человека в зависимости от научного предмета психологической концепции;

  • обладать навыками использования некоторого минимума практических приемов модерации научной дискуссии в группе.


Требования к студентам:

Студент должен обладать знаниями основ социологии и психологии, а также менеджмента в объеме бакалавриата. Кроме того, студент должен обладать навыками профессиональной социальной коммуникации.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:


  • Основные результаты по классическим и новейшим исследованиям личности.

  • Доминанты в формировании процессов личностного развития.

  • Принципы ведения научной дискуссии в психологии.

  • Особенности ведущих научных школ в рассмотрении характеристик личности.

Уметь:

  • Проводить оценивать сильные и слабые стороны психологических концепций личности.
  • Проводить собеседования, личные беседы.
  • Оценивать основные личностные черты в итоге беседы.
  • Применять убеждающую модель общения.

  • Использовать комплексные методы оценки личности.

Иметь навыки (приобрести опыт):

  • Проведения дискуссии и использования научной аргументации.

  • Распределения ролей при проведении научно-методических дискуссий.

  • Корректной интерпретации поведения в терминах личностных характеристик.

  • Проведения психодиагностики личностных черт.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Способен развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования

ОК-1

Может определить собственную позицию по заданной научной проблеме до детального знакомства с ней и после выполнения комплексного практического задания. Может самостоятельно найти и использовать для знакомства с проблемой источники информации

Работа с научной литературой, подготовленные обзор литературы по проблеме

Обладает навыками публичных деловых и научных коммуникаций

ОК-6

Умело использует аргументацию для убеждения сотрудников; умеет логично структурировать публичное выступление (презентацию), использует действенные аргументы.

Лекции, семинары, комплексные практические задания

Способен обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями; выявлять и формулировать актуальные научные проблемы

ПК-9

Демонстрирует умения постановки целей исследования и подбора методов, ведущих к получению научного результата, обобщать полученные в исследовании результаты и определять границы их доказанности

Презентация научной позиции, критический анализ заявленной научной позиции, участие в групповой дискуссии. Работа в группе, комплексные практические задания


4. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина преподается на первом курсе магистратуры и носит адаптационных характер. Она предназначена для магистрантов, не имевших в бакалавриате психологических дисциплин, по продолжительности превышающих два учебных семестр. Дисциплина тесно связана с дисциплинами цикла М.1. и М.2. Знания и умения, формируемые в рамках данной дисциплины, тесно связаны с такими дисциплинами как «Психология и педагогика», «Командообразование и методы групповой работы», «Технологии управления человеческими ресурсами».


5.Тематический план учебной дисциплины

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинары и практические занятия

1

Введение в предмет психологии личности

10

4

-

6

2

Структура научного предмета в психологии личности

10

4

-

6

3

Методические подходы и проблемы в исследованиях личности

16

4

4

8

4

Дифференциально-психологическая точка зрения на индивидуальность: исторические аспекты

10

2

2

6

5

Психодинамический подход в трактовке личности

10

2

2

6

6

Бихевиоризм: от отрицания категории «личность» к выявлению ее компонентов

10

2

2

6

7

Гуманистическая концепция личности: основные принципы и психотерапевтические практики

10

2

2

6

8

Культурно-историческая и деятельностная традиции в исследовании личности

10

4

-

6

9

Проблемы валидности метода в диспозициональных концепциях личности

10

2

2

6

10

Проблема периодизации в развитии личности

10

2

2

6

11

Когнитивная наука и концепции личности

10

2

2

6

12

Личность в организации и проблемы развития профессионализма

10

2

2

6

13

Основные дилеммы теории личности: перспективы интеграции

10

4

-

6




1 эссе, экзамен













Итого

136

36

20

80



6. Формы контроля знаний

Текущий контроль предполагает оценку работы студентов на практических занятиях и оценку за выполнение эссе. Как оценка эссе, так и оценка работы на семинарско-практических занятиях (ведение групповой дискуссии, участие в групповой дискуссии и ее обсуждении) осуществляется по 10 балльной шкале.

Подготовка эссе включает самостоятельную разработку групповой дискуссии с последующей ее проведением на семинарско-практическом занятии.

Итоговый контроль – устный экзамен. Билет к экзамену включает три открытых вопроса. Ответы на каждый из них оцениваются по 10 бальной шкале. Баллы по каждому из вопросов суммируются и вычисляется среднее арифметическое. Оценка по устному экзамену интерпретируется стандартно.



Результирующая оценка итогового контроля складывается из оценки за работу на семинарско-практических занятиях, оценки за эссе и оценки устного экзамена как округленная средневзвешенная оценка с учетом следующих оценок относительной важности:

Wсем. = 0,4; Wэссе = 0,2; Wэкз. = 0,4.

Оср.(окр.) = Осем. * Wсем.(0,4) + Оэссе * Wэссе(0,2) + Оэкз * Wэкз.(0,4)


Тип контроля

Форма контроля

1год

Параметры

1

2

3

4




Текущий


Контрольная работа

+










Кейс(20 минут)

+










Кейс (20 минут)




Домашнее задание

+










Комплексное практическое задание: эссе, презентация

Итоговый

Экзамен




+







Устный экзамен: подготовка 30 минут, ответ 10 минут.


7. Содержание программы
Тема 1. Введение в предмет психологии личности.

Отраслевое строение психологии. Связи психологии с другими социально-гуманитарными дисциплинами. Психология и менеджмент в контексте эволюции современной науки. Связь психологии с современными тенденциями в методологии науки. Фундаментальные и прикладные исследования, практическая психология личности: связи и противоречия. Предмет психологии личности. Основные вехи на пути формирования психологии личности.

Структура и ведущие темы психологии личности. Этапы в освоении учебной дисциплины. Требования к работе студента. Формы участия в семинарско-практических занятиях.
Основная литература

Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. – М., Издательство «Юрайт». 2012.

Корнилова Т.В. Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – М., Издательство «Юрайт». 2011.

Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. – М., Аспект Пресс. 2000.
Дополнительная литература


  1. Василюк Ф.Е., Зинченко В.П. и др. Методология психологии: проблемы и перспективы. – М., СПб., 2012.

  2. Артыков Д.Р. Принципы теоретического анализа генезиса психологической концепции. – Ташкент. 1982.

  3. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах. – М., МПСИ. 2007.

  4. Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. – М., Языки славянских культур. 2010.

  5. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М., Тривола. 1994.

  6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000.

  7. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.


Тема 2. Структура научного предмета в психологии личности.

Понятие и структура научного предмета. Истоки представлений об истине и эпистемологический оптимизм. Эволюция представлений об истине в методологии науки. Конвенциональные, позитивистские, вероятностные, дефляционные и постнеклассические представления об истине в современной методологии науки. Верификация и фальсификация как ведущие принципы исследования. Психология личности и концепции Т.Куна, К.Поппера, Ф.Лакатоша, Ф.Фейерабенда. Концепция Б. Латура и специфика психологического знания.

Теория, эксперимент и эмпирия как компоненты научного предмета. Язык и мета-язык. Словник мета-языка. Метапредмет. Область явлений. Онтологическая картина. Идеальный объект. Предмет изучения. Факторы развития концепции. Схема генезиса концепции. Стадии развития концепции.

Методологический редукционизм в теориях личности. Виды редукционизма: нейрофизиологический, информационный, логико-педагогический. Единицы анализа психики и личности. Требования к единице анализа: связность структуры, целостность в противоположности свойств, способность к развитию, выводимость жизнедеятельности человека.

«Понимающая» психология Э. Шпрангера, В. Дильтея: понимание – путь раскрытия душевной жизни личности; основные положения понимающей психологии; формы познания мира, типы понимания мира.

«Объясняющая» психология и ее методы. Эксперимент как норматив и метод научного познания.


Основная литература

Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. – М., Издательство «Юрайт». 2012.

Корнилова Т.В. Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – М., Издательство «Юрайт». 2011.

Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. – М., Аспект Пресс. 2000.
Дополнительная литература

  1. Василюк Ф.Е., Зинченко В.П. и др. Методология психологии: проблемы и перспективы. – М., СПб., 2012.

  2. Артыков Д.Р. Принципы теоретического анализа генезиса психологической концепции. – Ташкент. 1982.

  3. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах. – М., МПСИ. 2007.

  4. Зинченко В.П. Сознание и творческий акт. – М., Языки славянских культур. 2010.

  5. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М., Тривола. 1994.

  6. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: Исследование, оценка, обучение. 3-е изд. - М.: Издательство «Юрайт», 2011.

  7. Моргунов Е.Б. Личность и организация. – М., Тривола. 1996.

  8. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.


Тема 3.1. Методические подходы и проблемы в исследованиях личности.

Критерии различения психологических методов. Эмпирические и экспериментальные методы. Методы измерения и методы воздействия. Кратковременные и долговременные методы. Методы качественные и количественные. Измерение действий и измерение мнений.

Принципы проведения психологических исследований. Психологическое оборудование. Тахистоскоп и его модификации. Эволюция исследовательских стендов: от механических приспособлений до магнитно-резонансной томографии. Использование компьютеров в психологических исследованиях. «Облачные» технологии в психодиагностике.

Семинар 1. Метод наблюдения в психологии личности.

Метод наблюдения в структуре психологического исследования. Возможности и ограничения метода наблюдения. Гипотезы наблюдения. Объект и предмет наблюдения.

Отличия житейского и научного наблюдения. Цели наблюдения. Квалификация событий: единицы и категории наблюдения. Квантификация в наблюдении: event-sampling и time-sampling. Этапы наблюдения.

Принципы классификации видов наблюдения. Свободное и целенаправленное наблюдение, систематическое и несистематическое наблюдение, включённое наблюдение и наблюдение «со стороны», полевое и лабораторное наблюдение, лонгитюдное, периодическое и однократное наблюдение, стандартизированное и нестандартизированное наблюдение.

Сфера применения метода стандартизированного наблюдения. Основные достоинства и недостатки метода. Схемы стандартизированного наблюдения. Карты наблюдения.

Метод наблюдения процесса взаимодействия людей в дискуссии (Р. Бейлз): возможности и ограничения. Группа как объект наблюдения. Взаимодействие как единица анализа. Система категорий в методике Р. Бейлза. Форма протокола. Проблема согласованности результатов наблюдения. Способы первичной обработки результатов. Основные недостатки методики Р. Бейлза: операционально-технические и содержательные.

Самонаблюдение как одна из форм процесса самосознания. Особенности психологического метода самонаблюдения, его отличия от «житейского» самонаблюдения. Соотношение понятий «интроспекция» и самонаблюдения.

Метод самонаблюдения в исследовательской практике. Цели, задачи, гипотезы метода самонаблюдения. Формы фиксации результатов самонаблюдения. Дневниковые записи как вариант протокола самонаблюдения. Метод самонаблюдения в психотерапевтической практике.


Основная литература

Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. – М., Издательство «Юрайт». 2012.

Корнилова Т.В. Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – М., Издательство «Юрайт». 2011.

Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. – М., Аспект Пресс. 2000.


Дополнительная литература

  1. Василюк Ф.Е., Зинченко В.П. и др. Методология психологии: проблемы и перспективы. – М., СПб., 2012.

  2. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 11-е изд. СПб.: Прайм-Еврознак, 2005.

  3. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах. – М., МПСИ. 2007.

  4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб., Питер. 2000.

  5. Лэйхифф Дж. М., Пенроуз Дж.М. Бизнес-коммуникации: Стратегии и навыки. СПб., 2001.

  6. Моргунов Е.Б. Управление персоналом: Исследование, оценка, обучение. 3-е изд. - М.: Издательство «Юрайт», 2011.

  7. Организационное поведение. Хрестоматия./ Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара.: Бархах – М. 2006.


Тема 3.2. Методические подходы и проблемы в исследованиях личности. Эксперимент и вербальные методы.

Умозрительный и эмпирический эксперименты. Экспериментальные схемы в психологии личности. Схема генезиса психологических концепций личности: возникновение, оформление и направления предметно-методической экспансии.

Эксперимент как гипотетико-дедуктивный метод: соотношение теории и гипотезы.

Виды гипотез: рабочая гипотеза, экспериментальная гипотеза, конкурирующая гипотеза, альтернативная гипотеза, статистическая гипотеза.

Экспериментальный контроль. Типы переменных: зависимые, независимые и побочные переменные. Внешняя и внутренняя валидность. Конструктная и операциональная валидность. Угрозы валидности.

Соотношение формального и содержательного планирования. Интраиндивидуальные и межгрупповые схемы эксперимента. Доэкспериментальные методы, квазиэксперимент, эксперимент: гипотезы, переменные, схема протокола, планирование эксперимента. Типы экспериментальных планов в психологии: истинные экспериментальные планы и квази-экспериментальные планы. Типы переменных в квазиэксперименте и контроль за выводом.

Метод опроса в структуре психологического исследования. Метод опроса на этапе поискового исследования. Опрос как средство сбора первичных данных и контроля побочных переменных. Виды опроса: анкетирование и интервью. Правила и этапы составления опросников. Правила проведения опроса. Методы регистрации и анализа данных опроса.

Семинар 2. Психологическое тестирование.

Определение теста. Требования к тесту по А.Г.Шмелеву. Краткая история возникновения и развития метода тестов. Основные группы тестов. Личностные тесты как особая подгруппа тестов. Особенности проективных тестов. Тесты способностей и тесты достижений. Что кроме тестов позволяет проводить психодиагностику. Что такое стандартность условий проведения тестирования. Валидность теста: основные типы и процедуры определения. Надежность тестов и ее измерение.


Основная литература

Анастази А. и др. Психологическое тестирование. –М., Педагогика. (разные годы издания).

Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. – М., Издательство «Юрайт». 2012.

Корнилова Т.В. Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – М., Издательство «Юрайт». 2011.

Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. – М., Аспект Пресс. 2000.
Дополнительная литература

  1. Василюк Ф.Е., Зинченко В.П. и др. Методология психологии: проблемы и перспективы. – М., СПб., 2012.

  2. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. 11-е изд. СПб.: Прайм-Еврознак, 2005.

  3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб., Питер. 2000.

  4. Организационное поведение. Хрестоматия./ Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара.: Бархах. – М. 2006.


Тема 4. Дифференциально-психологическая точка зрения на индивидуальность: исторические аспекты

Краткая история исследования темперамента: гуморальные (Гиппократ, Гален), соматические (Э. Кречмер, У. Шелдон), психофизиологические (И.П. Павлов, Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов) и психологические теории (В.С. Мерлин).

Типы характера. Понятие от типе характера. Социальные типы характера Эриха Фромма. Акцентуация характера по Леонграду и Личко. Формирование характера.

Семинар 3. Психология индивидуальных различий.

Связь и различия понятий «темперамент», «характер» и «личность». Причины формирования индивидуальных различий. Наследственность и генетические особенности родственников как основы индивидуальности. Психобиографический подход к формированию индивидуальности. Пренатальный период формирования индивидуальности. Возрастные особенности формирования индивидуальности. Социальная среда как источник формирования инидвидуальности.


Основная литература

Первин Л., Джон О. Психология личности. Теория и исследования. – М., Аспект Пресс. 2000.

Психология личности. Хрестоматия/Под ред.Д.Я. Райгородского. Т.1., Т.2. – Самара. Изд-во «Бархах-М». 2006.

Психология личности. Хрестоматия. //Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. – М., 2009.


Дополнительная литература

  1. Анастази А. и др. Психологическое тестирование. –М., Педагогика. (разные годы издания).

  2. Василюк Ф.Е., Зинченко В.П. и др. Методология психологии: проблемы и перспективы. – М., СПб., 2012.

  3. Деркач А.А., Селезнева Е.В. Акмеология в вопросах и ответах. – М., МПСИ. 2007.

  4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб., Питер. 2000.

  5. Лэйхифф Дж. М., Пенроуз Дж.М. Бизнес-коммуникации: Стратегии и навыки. СПб., 2001.

  6. Моргунов Е.Б. Личность и организация. – М., Тривола. 1996.

  7. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Питер, 2000.

  8. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997.

  9. Brown,A. (1992) Group Work (3 ed.) Adlershot, HANTS: Ashgate.


Тема 5. Психодинамический подход в трактовке личности

Каталог: data -> 2013
2013 -> Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки «Журналистика»
2013 -> Инструментальная среда имитационного моделирования распределенных систем мобильных агентов
2013 -> Программа дисциплины концепции и концептуальный анализ в математике и гуманитарном знании
2013 -> "Применение инструментов конкурентной разведки для анализа конкурентоспособности компании"
2013 -> Программа учебной дисциплины «Психология»
2013 -> Сетевой образовательный клуб «Некрасовская республика»: самоорганизация, саморазвитие, сотворчество. «Некрасовская республика»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница