Программа дисциплины сдм. 06 Семиотика, нарратология, дискурсный анализ



Скачать 143.96 Kb.
Дата02.04.2016
Размер143.96 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



(ТГПУ)

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


СДМ. 06 Семиотика, нарратология, дискурсный анализ



  1. Цели и задачи дисциплины. Курс основывается на уже имеющихся теоретических представлениях о специфике гуманитарных наук. Целью дисциплины является более глубокое изучение современных методологических подходов в области литературоведческого анализа художественного текста, что отвечает требованиям, предъявляемым специалисту-филологу. Задачи:

  • сформировать систематическое представление о семиотическом подходе как одной из современных технологий филологического анализа, обозначить области его применения;

  • ознакомить студентов с выдающимися тео­ретическими позициями современной нарратологии (теории повествова­ния) и предложить возможные варианты решения некоторых спорных вопросов.

  • сформировать представление о дискурсе как коммуникативном феномене, обосновать социокультурные факторы формирования и функционирования дискурсов;

  • познакомить с историей возникновения и развития, с основными теоретическими концепциями означенных дисциплин гуманитарного знания;

  • развить навыки самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

  • дать определения основных понятий и категорий семиотики, нарратологии, дискурсного анализа.

  1. Требования к уровню освоения дисциплины. В результате освоения курса учащиеся магистратуры должны:

  • иметь представление об истоках семиотики как современного научного подхода в области гуманитарного знания, использовать техники семиотического анализа на материале художественной литературы.

  • осмыслить нарратив как самостоятельный объект современного гуманитарного исследования; использовать знания о законах повествования при анализе художественного текста и других объектов нарративного исследования.

  • уметь анализировать определенный фрагмент художественного дискурса с точки зрения актуализации в нем ценностных, коммуникативных установок автора и адресата;

  • знать основные теоретические работы по семиотике; нарратологии, дискурсному анализу.

  1. Объем дисциплины и виды учебной работы.

    Виды учебной работы

    Всего часов

    Семестр

    Общая трудоемкость дисциплины




    12

    Аудиторные занятия

    24

    Лекции

    24

    Практические занятия




    Самостоятельная работа

    26

    Вид итогового контроля

    зачет

  2. Содержание дисциплины






Названия разделов

Лекции

1

Нарратология как особая литературоведческая дисциплина

2

2

Множественность теорий нарратива

2

3

Историческая поэтика нарратива

2

4

Жанровый спектр нарратологических исследований

2

5

Семиотика как наука

2

6

Знак как основное понятие семиотики

2

7

Знаковые процессы и системы

2

8

Семиотика культуры

2

9

Текст как знаковая система

2

10

Теория дискурса как проблема

2

11

Типология дискурсов с точки зрения неориторики

2

12

Литература в системе коммуникативной деятельности

2




  1. Лабораторный практикум не предусмотрен.

  2. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Рекомендуемая литература

а) Основная литература.

Учебники и справочные издания.

  1. Современная литературная теория. Антология / Сост. И.В. Кабанова. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 344 с.

б) Дополнительная литература

Научные издания.

  1. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека. – 2-е изд., испр. / Н. Д. Арутюнова. – М.: «Языки русской культуры», 1999. - 896 с.

  2. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика, поэтика./ Пер. с франц. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г.К. Косикова. - М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 616 с.

  3. Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. Т.1 Философская эстетика 1920-х гг. / М.М. Бахтин; ред. тома С.Г. Бочаров, Н.И. Николаев; ИМЛИ им. М. Горького Российской АН. – М.: Изд-во «Русские словари», «Языки славянской культуры», 2003. – 957 с. – С. 69-263.

  4. Бахтин, М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. Т.5. Работы 1940-1960-х гг. / М.М. Бахтин; ред. тома С.Г. Бочаров, Л.А. Гоготишвили; ИМЛИ им. М. Горького Российской АН. – М.: Изд-во «Русские словари», 1997. – 731 с. – С. – 159-286.

  5. Бремон, К. Логика повествовательных возможностей // Семиотика и искусствометрия. - М.: Мир, 1972. - С. 108-135.

  6. Бройтман, С.Н. Историческая поэтика: Учебное пособие. / С.Н. Бройтман. - М.: Изд-во РГГУ, 2001. – 320 с.

  7. Греймас А.-Ж. Структурная семантика: поиск метода. / Пер. с фр. Л. Зиминой. - М.: Академический проект, 2004. – 368 с.

  8. Деррида Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля. /Пер. с фр. С.Г. Кашина, Н.В. Суслов. - СПб.: «Алетейя», 1999. – 208 с.

  9. Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида ; пер. с фр. под ред. В. Лапицкого. - СПб. : Академический проект, 2000. – 428 с.

  10. Женетт, Ж. Фигуры : Работы по поэтике: В 2 тт. / Ж. Женетт ; пер. с фр. Е. Васильевой [и др.]. - М. : Издательство имени Сабашниковых. - 1998. – 470 с.

  11. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 2001.

  12. Зверева Г.И. Реальность и исторический нарратив // Одиссей. Человек в истории. М., 1996. С.11-24.

  13. Ильин, И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. / И.П. Ильин. - М.: Интрада, 1996. - 255 с.

  14. Лотман Ю.М. Семиосфера. / Ю.М. Лотман; ред. Н.Г. Николаюк, Т.А. Шпак. - СПб.: «Искусство – СПБ», 2000. – 704 с.

  15. М. Бахтин: pro et contra. Творчество и наследие М. Бахтина в контексте мировой культуры. Антология. Т. 2. /Сост., комм. И.Г. Исупов; ред. С.Н Казаков; библиография О.Ю. Осьмухиной, Т.Г Юрченко, О.Е. Осовского, Н.Б. Панковой. - СПб.: Изд-во Русского Христианского гуманитарного института, 2002. – 712 с.

  16. Манн Ю.В. Автор и повествование // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. Сборник статей. / РАН, ИМЛИ им. М. Горького; отв. ред. П.А. Гринцер. - М.: Наследие, 1994. – 508 с. - С. 431-480.

  17. Мечковская, Н.Б. Семиотика. Язык. Природа. Культура: Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов филол., лингв. и переводовед. фак. высш. учеб. заведений / Н.Б. Мечковская. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 432 с.

  18. Миловидов, В.А. От семиотики текста к семиотике дискурса: Пособие по спецкурсу / В.А. Миловидов. - Тверь.: Твер. гос. ун-т, 2000. – 98 с.

  19. Миловидов, В.А. Текст, контекст, интертекст. Введение в проблему сравнительного литературоведения: Пособие по спецкурсу / В.А. Миловидов. - Тверь: Тверской гос. ун-т, 1998. – 84 с.

  20. Падучева, Е.В. Семантика нарратива // Падучева Е.В. Семантические исследования. Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива./ Е.В. Падучева. - М.: Шк. «Языки русской культуры», 1996. -464 с. - С.193-418.

  21. Почепцов, Г.Г. Русская семиотика: идеи, методы, персоналии, история. / Г.Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук Ваклер, 2001. – 763 с.

  22. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): Концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. / А.В. Дранов, И.П. Ильин, А.С. Козлов и др.; сост. и науч. ред. И.П. Ильин, Е.А. Цурганова; Российская АН ИНИОН. - М.: Интрада, 1996. – 320 с.

  23. Тюпа, В.И. Модусы художественности // Дискурс'5-6. Новосибирск, 1998. С. 163-173.

  24. Тюпа, В.И. Нарратология как аналитика повествовательного дискурса («Архиерей» А.П. Чехова). / В.И. Тюпа. - Тверь: Твер. гос. ун–т, 2001. – 58 с.

  25. Тюпа, В.И. Художественный дискурс (введение в теорию литературы). / В.И. Тюпа. - Тверь: Тверской гос. ун-т, 2002. – 80 с.

  26. Шмид, В. Нарратология. / В. Шмид. - М.: Языки славянской культуры, 2003. – 312 с.

  27. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию./ Пер. с итальянского В. Резник, А. Погоняйло. - СПб.: Symposium, 2004. – 544 с.

  28. Эпштейн, М.Н. Постмодерн в русской литературе: Учебное пособие для вузов. / М.Н. Эпштейн. – М: Высшая школа, 2005. – 495 с.

  29. Якобсон, Р. К вопросу о зрительных и слуховых знаках // Семиотика и искусствометрия. М., 1972. С. 82 - 87.

Периодические издания

  1. Philologica. Двуязычный журнал по русской и теоретической филологии (Москва – Лондон)

  2. Thesis. Теория и история экономических и социальных институтов и систем

  3. Атлантика. Atlantica. Записки по исторической поэтике. (Москва)

  4. Диалог. Карнавал. Хронотопы. Журнал исследований о М.М. Бахтине (Витебск, Беларусь).

  5. Дискурс (Новосибирск – Москва)

  6. Журнал «Зеленая лампа» // green_lamp@mail.ru

  7. Критика и семиотика (Новосибирск)

  8. Логос (Москва)

  9. Начала. Религиозно-философский журнал (Москва)

  10. НЛО («Новое литературное обозрение») (Москва)

  11. Риторика. (Москва)

  12. Русский текст. Российско-американский журнал по русской филологии (С.-Петербург – Lawrence, Kansas, USA)

  13. Филологический дискурс: Вестник филологического факультета ТюмГУ. Вып. 3.

  14. Филологические прогулки по современности. Тюмень: Изд-во ТюмГУ. 2002.

6.2. Средства обеспечения дисциплины: интернет, книжный и периодический фонд библиотеки ТГПУ. Электронные версии работ известных отечественных и зарубежных лингвистов, философов, лингвокультурологов, электронные версии материала для анализа: тексты, образное содержание которых эксплицирует языковую / дискурсивную картину мира.

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины: компьютеры, телевизор, принтер, сканер, ксерокс.

8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

    1. методические указания для студентов

      1. Материалы по организации самостоятельной работы

  • Темы для самостоятельного изучения

  1. Круг основных проблем современной нарратологии (в трудах Р. Барта, Л. Долежела, Ж. Женетта, М. Баль, В. Шмида, Дж. Принса, П. Рикера и др.). Вопросы «пер­спективологии» (коммуникативной структуры нарратива, повествователь­ных инстанций, точки зрения, соотношения текста нарратора и текста пер­сонажа) и сюжетологии (нарративные трансформации, роль вневременных связей в нарративном тексте). Соотношение понятий повествование – рассказ - история. Проблема сегментации нарратива, методика аналитического членения повествовательных текстов. Нарратив в контексте риторики и поэтики.

  2. Семиотическая теория: история, имена, концепции. Основные принципы семиотики: сокращение текста, минимизация исходного набора знаков, упорядочивание, компенсация. Семиотические идеи Ч.С. Пирса. Основы семиологии, или науки о знаках Ф. де Соссюра Делимитация (членение) знаков и текстов. Манифестация и дифференциация знаков. Гипотеза Сэпира – Уорфа. Основы семиотического анализа в трудах формалистов (В.Я.Пропп, Ю.Н.Тынянов, Б.М.Эйхенбаум). Пражский лингвистический кружок. Невербальные символьные системы (жесты, языки животных) в трудах американской школы семиотики. Структурные методы анализа социальных и культурных явлений (А.Греймас, К.Леви-Стросс, О.М. Фрейденберг, М. Бахтин, У.Эко и др.). Примеры семиотического анализа текстов разных предметных областей, жанров и стилей. Тартуско-Московская школа семиотики (Ю.М. Лотман, Б. Успенский, В.В. Иванов, В.Н.Топоров и др.). Структурное и математическое изучение литературных произведений. Проблемы компьютеризации процедур семиотического анализа. Прикладное значение при исследовании и проектировании знаковых систем, используемых в процессах передачи и обработки информации.

  3. Динамика дискурсивных процессов в современной России. Дискурсивное пространство современного российского общества. Приватность и публичность как два полюса интенсивной дискурсивной практики; их взаимодействие и смешение. Маргинальные дискурсы улицы и площади. Проявления маргинальности в сфере приватных и публичных дискурсов. Гражданское общество как классическая дискурсивная формация. Проблемы нормализации и гуманизации дискурсивного пространства российского общества.

  • Рефераты, курсовые работы: не предусмотрены

  • Вопросы и задания для самопроверки – Приложение№1

      1. Материалы по организации контроля

  • Примерный перечень вопросов к зачету - Приложение №2

    1. Методические рекомендации преподавателю

В рамках курса основным принципом работы магистров является обучение навыкам междисциплинарного анализа. Предметом исследования является картина мира, воплощенная как в отдельном тексте (в т.ч. художественном), так и совокупности текстов, объединяемых на основе автора, эпохи, издания, источника информации. Особое значение для выявления специфики формирования картины (картин) мира имеет обращение к различным дискурсивным практикам, реализующим миромоделирующий потенциал через коммуникативные приемы: стратегии и тактики, речевые жанры, стилистические средства и др. В связи с этим актуальным становится обращение к широкому культурному и социальному контексту. Работа предполагает формирование широкой эрудиции, понимание связи разных направлений гуманитарной мысли. Контроль за уровнем и качеством освоения дисциплины предполагает зачет в конце семестра.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050300.68 Филологическое образование, квалификация степень - магистр филологического образования (литературное образование)


Программу составила к.филол.н., доцент О.Н. Русанова



Приложение 1
Вопросы и задания для самопроверки


  1. Выявить особенности воплощения дискурсивной картины мира в печатном СМИ (уровень образного воплощения, жанрового содержания, реализации коммуникативного взаимодействия автора адресата).

  2. Выявить особенности воплощения картины мира в дискурсе регионального / общероссийского радио (уровень образного воплощения, жанрового содержания, реализации коммуникативного взаимодействия автора адресата).

  3. Проанализировать несколько изданий местных печатных СМИ, определив роль метафоры в построении образа (города / управленца-хозяина, мира / противостояния / жителей).

  4. Определить способы воплощения оценки в тексте (художественном, публицистическом, рекламном).

  5. Современное рок-творчество как дискурсивная практика.

  6. Политическая картина мира и дискурсивные механизмы ее формирования.

  7. Дискурсивные механизмы формирования радио-дискурса.

  8. Дискурсивные механизмы формирования Интернет-дискурса.

  9. Дискурсивные механизмы формирования массово-информационного дискурса (на примере популярных телевизионных передач).


Приложение 2

Перечень вопросов к зачету:

  1. Нарратология как особая литературоведческая дисциплина: специфика исследовательской позиции. Предмет и объект нарратологического исследования.

  2. Вклад классической гуманитарной науки в развитие идей нарратологии (В.Я. Пропп, О.М. Фрейденберг, М.М. Бахтин). Теории повествования в работах русской формальной школы.

  3. Типологии техники повествования в англо-американской и немецкоязычной традиции.

  4. Структурализм и нарратология: преемственность и новаторство подходов.

  5. Коммуникативная структура нарратива.

  6. Повествование - рассказ - история. Автор и герой как повествователь­ные инстанции.

  7. Проблема сегментации нарратива. Факт, событие, интрига. Мотивно-тематическая структура повествования.

  8. Функции и типы повествователя.

  9. Историческая поэтика нарратива: античность, древняя и средневековая словесность, эпоха нового времени, нарративные стратегии XX века.

  10. Нарративные стратегии религиозного дискурса, дискурсов воспитания и образования, науки, публицистики, политики.

  11. Нарративные схемы в современной культурной ситуации (реклама, политический миф, террор).

  12. Анализ художественного произведения с позиции нарратологии (на выбор).

  13. Проблема авторской персонализации и индентификации в медиа. Медиа и нарративная трансляция культурных стереотипов.

  14. Предмет и задачи семиотики. Место семиотики в кругу других наук. Основные принципы семиотики.

  15. Знак: семантика – синтактика – прагматика. Виды знаков. Классификации. Невербальные символьные системы (жесты, языки животных)

  16. Явление семиозиса. Понятие кода.

  17. Знаковые системы. Виды парадигматических отношений. Свойства знаковых систем. Понятие первичной и вторичной моделирующих систем.

  18. Текст как знаковая система.

  19. Взаимодействие знаковых систем. Контекст, интертекст, метатекст, текст в тексте, гипертекст.

  20. Московско-Тартуская семиотическая школа как особый культурный феномен.

  21. Структурное и математическое изучение литературных произведений.

  22. Культура как знаковая система. Языки культуры. Искусство как семиотическая система.

  23. Понятие дискурса. Структура ситуации речевого общения.

  24. Объект и предмет дискурсного анализа как теоретическая проблема.

  25. «Французская школа» дискурсного анализа: круг теоретических идей и представлений.

  26. Проблема субъекта коммуникации в контексте философской логики в англоязычных странах.

  27. Развитие идей русской формальной школы в Европе и современной России. Система речевых жанров М.М. Бахтина.

  28. Проблема типологии дискурсов.

  29. Анализ дискурсивных практик в сфере публичной коммуникации (политика, образование, наука, религия, искусство).

  30. Язык – речевая деятельность – дискурс. Развитие идей Ф. де Соссюра.

  31. Теория повествовательных дискурсов в историческом аспекте.

  32. Дискурс и литературоведение. К проблеме взаимовлияния.

  33. Художественный текст с точки зрения теории эстетической коммуникации.

  34. Автор, текст и читатель. Литературное произведение как диалог.

  35. Типы коммуникативного сознания. Общая характеристика.

  36. Основные методы дискурсного анализа.

  37. Прагматика межкультурной, межнациональной коммуникации.

  38. Принципы агональной коммуникации. Агональные дискурсы современной культуры: дискурсы масс-медиа, власти, сектантских движений и др.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница