Проект Коммуникационного Плана в рамках Программы Развития Частного Сектора в Кыргызской Республике



Скачать 193.19 Kb.
Дата31.07.2016
Размер193.19 Kb.

Кыргызская Республика

Всемирный Банк



Проект по наращиванию потенциала для развития частного сектора



Проект Коммуникационного Плана

в рамках Программы Развития Частного Сектора в Кыргызской Республике
Введение
Правительство Кыргызской Республики определило своим главным приоритетом разработку стратегии развития частного сектора, а также планов действий по ее реализации, систему мониторинга и оценки. В рамках использования гранта Всемирного банка, Министерство экономики (МЭ) примет меры, которые приведут к укреплению координации и связи между государственными учреждениями, частным сектором и донорами, разработке стратегии развития частного сектора (СРЧС) и планов действий, включая план по коммуникациям.


  1. Цели и задачи коммуникационного плана.

План по коммуникациям (ПК) является составляющей частью Программы Развития Частного Сектора (ПРЧС) и разработан в рамках проекта Всемирного Банка и Министерства Экономики Кыргызской Республики (МЭ КР).

Основной целью плана по коммуникациям является обеспечение обмена информацией между государственными органами, частным сектором и донорами для эффективной реализации ПРЧС в КР.

Ключевыми задачами плана коммуникаций для эффективной реализации Стратегии развития частного бизнеса на 2014-2017гг. является:

  • Обеспечение всеобъемлющей и практичной информации о правилах, изменениях и процедурах ведения бизнеса при вступлении в Таможенный Союз;

  • Укрепление инвестиционного имиджа Кыргызской Республики;

  • Укрепление диалога и обмена информацией между частным сектором и Правительством КР.

  • Улучшение межведомственного диалога по вопросам частного сектора.

Коммуникационный план отображает этап разработки ПРЧС, координирование действий Правительства КР с представителями частного сектора и донорскими организациями. ПК направлен на вовлечение частного сектора, доноров и заинтересованных сторон в процесс разработки и реализации ПРЧС. На этапе принятия ПРЧС, ПК проинформирует заинтересованные и вовлеченные стороны о масштабе ПРЧС, планы действий и этапы реализации. План по коммуникациям подразумевает поддержку Правительства КР в создании открытых эффективных каналов связи и отношений с ключевыми партнерами как внутри так и за пределами КР, в том числе со СМИ, частным сектором и бизнес ассоциациями, группами гражданского общества, государственными органами, представителями Жогорку Кенеш КР, научными и деловыми кругами, аналитическими центрами, международными агентствами по развитию и заинтересованными партнерами в реализации ПРЧС.

  1. Анализ ситуации по существующим коммуникациям между частным сектором и Правительством КР в экономической области.

В Кыргызской Республике работает более 1200 различных организаций мелкого, среднего и крупного бизнеса, а также государственные и международные организации, чей мандат тесно связан с развитием экономики в Кыргызстане. В настоящий момент, с целью обмена информации, осуществляется сотрудничество со многими организациями. Установлены рабочие отношения с сотрудниками, ответственными за коммуникации в организациях, но, тем не менее, следует отметить недостаточность такого рода специалистов, особенно в государственных структурах. Коммуникации осуществляются главным образом через электронную почту (e-mail), телефон и факс. Используются следующие каналы информации и инструменты диалога между правительством и частным сектором:

  • Регулярная встреча Инвестиционного совета, где частный сектор и бизнес ассоциации могут напрямую высказать свои вопросы представителям Правительства;

  • Пресс-служба Министерства и Правительства КР;

  • Бюллетень пресс-службы МЭ;

  • Сайт МЭ;

  • Информационные рассылки бизнес ассоциаций для своих членов;

  • СМИ, которые освещают вопросы частного сектора;

  • Донорские проекты финансируют издание экономического справочника для журналистов, а также проводят тренинги по экономике для медиа представителей;

  • Система оценки регулятивного воздействия в государственных организациях.




  1. Обзор СМИ. Продвижение информации в СМИ для развития частного сектора.

В Кыргызстане зарегистрированы более 1500 СМИ. К изданиям, имеющим наибольшие тиражи и размещающим материалы информационно-аналитического характера, можно отнести газеты «Вечерний Бишкек», «Слово Кыргызстана», «Моя столица – новости», «Дело №», «Общественный рейтинг», «Деловой Кыргызстан», «Кыргыз Туусу» и др. Большинство печатных и электронных изданий выходят в столице страны – Бишкеке. В семи областях Кыргызской Республики функционируют местные телерадиокомпании, их материалы выпускаются на кыргызском, русском и узбекском языках (в местах компактного проживания). Интернет-сегмент представляют свыше 20 агентств. В северных регионах страны наиболее посещаемыми ресурсами являются местные информагентства «АКИ-пресс», «24 KG», «Кабар», «Вести.KG», «Komment.KG», «Gezitter.KG», «Kloop.kg» и др. Зарубежные СМИ представлены российскими, китайскими, корейскими, турецкими и узбекскими теле и радиопрограммами. Немногочисленные рейтинговые исследования, проводимые в республике, показывают, что лидирующие позиции в Кыргызстане сохраняют российские и национальные СМИ. К ним относят телепрограммы 1 канала, ВГТРК («РТР-планета»), НТВ, МТРК «Мир» (теле - и радиопередачи); радиостанции «Эхо Москвы», «Голос России», «Вести FM»; региональные выпуски газет «Аргументы и факты», «Российской газеты», «Комсомольской правды», «Московского комсомольца».

В общественном мнении и сознании населения Кыргызской Республики телевидение остается не только лидирующим каналом ежедневной оперативной информации о событиях в стране и мире, но и одним из важнейших источников коммуникации, предоставляющим наиболее надежную информацию. Первым источником информации телевидение назвали 89,5% респондентов, показатель важности составил - 87%, надежности - 86,2%. Интернет является основным источником информации у 6% опрошенных. Респонденты, отметившие данный факт являются в основном жителями города Бишкек. Очень низкие показатели наблюдаются по использованию таких средств коммуникации как радио и печатные СМИ (3,4% и 1,1% соответственно). Радио популярно в основном среди представителей более старшего поколения (4,0%). Экономическая тематика наиболее представлена в таких изданиях как «Вечерний Бишкек», «Слово Кыргызстана», НБТ, ОТРК, 5 канал, ИА «24kg, «АкиПресс», «Кабар», «Кыргыз Туусу».


Ключевыми СМИ согласно проведенных исследований являются:

  • Среди ТВ: ОТРК, ЭлТР, 5 канал, НТС, НБТ

  • Наиболее читаемые газеты: Вечерний Бишкек – 73.2 %; Супер Инфо- 35,3%, Дело №- 24,8%, Комсомольская правда- 21,8 %, Автогид-16,2 %

  • Доля прослушивания Радио: Кыргызстан обондору-25,4%; Европа Плюс- 13,93%; Ретро FM-8,6 %

  • Количество интернет-пользователей в Кыргызстане на конец 2013 года достигло 4,11 млн. человек, что на 17% выше показателя 2012 года - 3,5 млн. пользователей интернет-услуг. Такие данные приводит Государственное агентство связи по итогам коллегии ведомства. Анализ показывает, что разделение сегмента рынка услуг связи по объему услуг за 2013 год выглядит следующим образом: мобильная связь - 71%, Интернет – 17,9%, фиксированная связь – 5,7%, вещание – 3,4%, почтовая связь – 0,4%, другие – 1,6%. Популярными среди пользователей являются сайты информационных агентств «АкиПресс», ИА «24 kg», развлекательные ресурсы и социальные сети (около 800 000 пользователей) в социальных сетях Фейсбук, В контакте, Одноклассники, Мой Мир, но только в городах Бишкек и Ош.

Представители частного сектора не используют в полной мере сайт МЭ КР как источник для информации и не всегда получают информацию через рассылки пресс служб МЭ КР и Правительства КР (Приложение – Анализ СМИ в КР).

  1. Принципы коммуникации.

Для обеспечения открытости и эффективности коммуникации Правительства в рамках Стратегии развития частного бизнеса, Министерство экономики и другие вовлеченные ведомства следуют следующим принципам:

  • Открытость и достоверность в информации. МЭ и Правительство КР предоставляет своевременные и точные ответы на запросы информации и регулярно информирует о своей деятельности;

  • Планирование и прогнозирование коммуникаций. План по коммуникациям развития частного бизнеса принимается на 2014-2017гг. и будет регулярно пересматриваться и обновляться. В Плане будут предусмотрены необходимые для его исполнения ресурсы;

  • Равное отношение к СМИ и партнерам. Правительство поддерживает равные отношения со всеми партнерами и СМИ независимо от их страны происхождения, политических предпочтений и других факторов;

  • Диалог. Правительство в рамках формирования и реализации ПРЧС прислушивается ко всем заинтересованным сторонам для того, чтобы учесть интересы частного бизнеса, а также создает условия для эффективного диалога и обмена информацией;

  • Доступный язык информации. Ключевым аспектом информационных инструментов Правительства с частным сектором и партнерами является доступность, краткость, четкость и привлекательность информационных материалов;

  • Мониторинг и оценка. Все коммуникационные мероприятия имеют цель, четкий план действий и механизм оценки их эффективности.



  1. Целевые группы для коммуникаций.

  • Представители частного сектора (предприниматели, бизнес ассоциации);

  • ЖК КР , министерства и ведомства, вовлеченные в развитие частного сектора;

  • Инвесторы, ведущие бизнес в КР, а также потенциальные инвесторы из различных стран;

  • Донорские представительства;

  • Журналисты и исследователи экономического характера;

  • Представители гражданского общества, общественные организации.



  1. Каналы и инструменты коммуникаций для каждой целевой группы.

  • Создание специального раздела на сайте МЭ КР о деятельности частного сектора;

  • Тренинг для бизнес ассоциаций и СМИ по вопросам развития ПРЧС и другим актуальным вопросам;

  • Регулярная информация в ключевых СМИ о развитии частного сектора;

  • Горячая линия, возможно онлайн (вопросы - ответы);

  • Круглый стол, встречи различного формата для обсуждения проекта ПРЧС;

  • Тематические информационные кампании;

  • Информационные материалы для каждой из целевых групп.



  1. Межведомственный обмен информацией по вопросам развития частного сектора.

Общая координация за реализацией системы обмена информацией в рамках программы развития частного сектора на 2014-2017гг. будет осуществляться МЭ КР, управлением предпринимательской деятельностью. Осуществление взаимодействия и информационной координации между партнерами является одним из приоритетных направлений деятельности специалиста по обмену информацией.

Система обмена информацией

Система обмена информацией между партнерами позволит установить взаимодействие между партнерами, обеспечить координацию действий, повысить эффективность деятельности, а также объединить усилия в развитии частного сектора. Система обмена информацией, предлагаемая в данном документе, описывает возможные пути обеспечения широкого участия МЭ КР и его взаимодействия с национальными и международными партнерами в едином информационном пространстве. Предлагаемая система по обмену информацией будет предложена внедрению в министерствах и ведомствах, бизнес организациях, международных организациях и закреплена за специалистами, отвечающими за обмен информацией.

Ниже приведен алгоритм процесса обмена информацией и рекомендуемые организации для достижения цели и задач по обмену информацией.

Государственные структуры:

Министерство экономики КР,

Министерство сельского хозяйства и мелиорации КР,

Министерство здравоохранения КР,

Министерство транспорта и коммуникаций КР,

Министерство труда, миргации и молодежи КР,

Министерство культуры, информации и туризма КР,

Министерство энергетики и промышленности КР,

Национальный статистический комитет КР,

Государственное агентство связи при ПКР,

Государственное агентство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при ПКР,

Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве КР,

Государственное агентство антимонопольного регулирования при ПКР,

Государственная таможенная служба при Правительстве КР,

Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком при ПКР,

Государственная инспекция по метрологическому надзору при МЭ и антимонопольной политики КР,

Департамент лекарственного обеспечения и медицинской техники при МЗ КР.
Бизнес ассоциации:

Международный Деловой Совет,

Бишкекский Деловой Клуб,

Торгово Промышленная Палата,

Американская Торговая Палата в Кыргызстане,

Ассоциация агробизнесменов "Жер Азыгы",

Ассоциация в поддержку женщин-предпринимателей WESA,

Ассоциация Горных Гидов и Спасателей в Горах,

Ассоциация консультационных компаний,

Ассоциация международных автомобильных перевозчиков,

Ассоциация менеджеров КР,

Ассоциация микрофинансовых организаций,

Ассоциация молодых предпринимателей,

Ассоциация нефтетрейдеров,

Ассоциация операторов и перевозчиков такси,

Ассоциация операторов связи,

Ассоциация перевозчиков КР,

Ассоциация плодоовощных предприятий,

Ассоциация поставщиков (производителей и дистрибьютеров),

Ассоциация предприятий лёгкой промышленности "Легпром",

Ассоциация предприятий по переработке продуктов леса,

Ассоциация предоставителей селькохозяйственных услуг "Агро Консалтинг",

Ассоциация рынков, предприятий торговли и сферы услуг Кыргызстана,

Ассоциация производителей и экспортеров фасоли "Талас Ала-Тоо",

Ассоциация риэлторов,

Ассоциация Таможенных Брокеров,

Ассоциация Туризма Нарынской области,

Ассоциация Туризма Шёлкового Пути,

Ассоциация частных ветеринаров Баткенской области "Биос Эхо",

Ассоциация экспедиторов КР,

Ассоциация ювелиров КР,

Иссык-Кульский Деловой Клуб,

КСО Бизнес-сеть,

Нарынская ассоциация агробизнеса и промыслов,

Национальная Конфедерация Работодателей КР,

ОПП ТРК "Дордой",

Палата Налоговых Консультантов,

Союз водителей и владельцев транспорта,

Союз предпринимателей г.Каракол,

Союз текстиль,

Центр конкурентоспособности агробизнеса,

Ассоциация игорно-развлекательных комплексов,


Международные организации:

Всемирный Банк,

Азиатский Банк Развития,

ЮСАИД,


ПРООН,

Немецкое представительство по сотрудничеству- GIZ,

Международная финансовая корпорация – IFC,

Японское агентство по международному сотрудничеству - JICA



Регулярная электронная рассылка

Электронная почта является наиболее используемым средством коммуникации с партнерами. Должен быть сформирован значительный пакет адресов для единовременной рассылки информации, сформирован контактный лист адресатов.

Предполагается постоянная рассылка новостей в области различной информации касательно грантов, анонсов мероприятий, а также будет осуществлен ежемесячный мониторинг прессы по экономическим вопросам.

Электронный обзор событий должен выпускаться 1 раз в месяц либо поквартально на кыргызском/русском языке и предназначен для широкого информирования партнеров о событиях в частном секторе, отражая не только деятельность МЭ КР, но и партнеров также. Объем обзора событий варьируется в пределах 3-4 страниц и зависит от объема распространяемой информации. Обзор событий может состоять из следующих разделов: События МЭ КР; Региональные новости; События партнеров; Объявления, стратегии, лучшие образцы практик других стран.

Закрепленный специалист по обмену информацией несет полную ответственность за сбор, обработку, и редактирование информации, а также за информационное наполнение, корректность, и правильность предоставляемой на страницах обзора событий информации. Также необходимо будет осуществлять перевод на кыргызской язык. Сбор материала для электронного бюллетеня осуществляется в следующем порядке:

- разослать запрос всем партнерским организациям о предоставлении информации (проведенные мероприятия, события, анонсы, и т.п.) по электронной почте;

- присылаемые материалы редактировать и при необходимости обращаться к партнеру, предоставившему материал за уточнениями и дополнениями;

- по возможности запросить фотографии для размещения на веб-сайте;

- предварительно оформить бюллетень и передать на одобрение начальнику управления ПД МЭ КР.

Готовый обзор событий рассылается в конце каждого месяца по электронной почте всем заинтересованным партнерам, включая госучреждения, международные организации, бизнес ассоциации, НПО, и рассылается в твердой копии для тех, кто не имеет постоянного доступа к сети Интернета.


Календарь мероприятий это свод всех конференций, семинаров, форумов, заседаний и других событий, которые запланированы к проведению планируемых мероприятий. Календарь дает представление о времени и месте проведения мероприятия, его организаторах и участниках. Выпуску календаря предшествует предварительная работа по сбору необходимой информации от партнерских организаций путем рассылки нижеследующей формы (пример):
Календарь событий

ИЮНЬ 2014г.



Название

Мероприятия



Краткое описание

Дата, время

и место проведения



Основные участники

Контактная информация организаторов

1.

Семинар-тренинг по разработке СРЧС

подготовка

проекта ПРЧС с членами РГ

27-28 июня 2014г.

Иссыкульская область

Сотрудники МЗ КР, представители ЧС, консультанты

Управление ПД МЭ КР. Эрмек Ормотоев тел: (312) 620535/149

email;

arv_2012@mail.ru


После сбора данные уточняются, сводятся в единую матрицу и рассылаются всем вовлеченным партнерским организациям. Сбор информации начинается с 25 числа исходящего месяца и сводится в единую таблицу со всеми присланными активностями министерств и ведомств, бизнес ассоциациями. В первых числах нового месяца специалист управления ПД МЭ КР, отвечающий за обмен информацией рассылает календарь событий всем партнерам по электронной почте и передает его пресс службе МЭ КР для размещения на сайте министерства экономики www.mineconom.kg в специальный раздел по ПРЧС.

Информационный бюллетень МЭ КР.

Информационный бюллетень министерства экономики КР издается с декабря 2013 года и выходит один раз в квартал при технической поддержке проекта USAID на кыргызском и русском языках. Тираж составляет 2000 экземпляров и распространяется только среди специализированных организаций (партнеров МЭ КР). Бюллетень имеет модифицированный внешний вид журнала, имеющий качественно новый дизайн, информационное наполнение, средний объем и системы редактирования и распространения.


Веб-сайт МЭ КР- www.mineconom.kg

Доступ к информации на тему развития частного сектора должен быть организован через портал, представляющий «единую точку доступа» ко всем необходимым ресурсам, предоставляемым МЭ КР. На данном сайте необходимо будет создать отдельную станицу, посвященную стратегии развития частного сектора с целью внесения информации, ее обсуждения, наладить механизмы обратной связи, призванные «приблизить» общественность и партнерские организации к МЭ КР, осуществляющей общее управление и координацию мероприятий на экономическую тематику, а также проводить сбор мнений и дискуссии с участием широкого круга участников. Потребуется создать выход на популярные социальные сети.




  1. Рекомендации по улучшению коммуникаций по вопросам частного сектора.

С целью обеспечения всеобъемлющей и практичной информации о правилах, изменениях и процедурах ведения бизнеса при вступлении в Таможенный Союз:



  • запуск Сall центра/онлайн консультаций при участии соответствующих ведомств для ответа на вопросы относительно ТС;

  • усиление пресс службы МЭ (увеличение штата, возможность обучающего тура в другую страну);

  • регулярные публикации в СМИ с ответами на самые частные вопросы о ТС;

  • подготовка обобщающего документа с вопросами/ответами и основными изменениями в связи с вступлением в ТС для журналистов и бизнеса.

Для укрепления инвестиционного имиджа Кыргызской Республики:



  • обновление и перевод на разные языки инвестиционного портфолио Кыргызской Республики, а также его размещение в онлайн, на ресурсах иностранных представительств;

  • пресс туры журналистов из других стран;

  • Дни открытых дверей в посольствах КР за рубежом;

  • информационная кампания по продвижению КР за рубежом через ключевые мировые СМИ и мероприятия (после завершения части реформ).

Для укрепления диалога и обмена информацией между частным сектором и Правительством КР:



  • регулярные тематические встречи с представителями частного сектора на базе МЭ;

  • улучшение информации в регионах через местных партнеров;

  • пресс туры Министра Экономики в регионы;

  • создание пресс-клуба, на заседаниях которого журналисты смогут встречаться с экспертами и ведущими специалистами в экономической области, включая развитие предпринимательской деятельности и обсуждать наиболее важные вопросы;

  • улучшение информации по вопросам частного сектора на страницах веб-сайта МЭ, информационного бюллетеня и других информационных материалов;

  • составление пресс-пакета, включающего в себя: ключевые факты про бизнес в КР, ответы на сложные вопросы, список спикеров по вопросам частного сектора;

  • неформальные мероприятия для частного сектора и представителей ведомств (футбольный/спортивный турнир, конкурс среди бизнеса – лучший работодатель, налогоплательщик, инвестор и т.д.).

Для улучшения межведомственного диалога по вопросам частного сектора:



  • регулярная электронная рассылка по вопросам ЧС между ведомствами;

  • регулярные встречи соответствующих ведомств по вопросам частного сектора;

Для улучшения веб сайта:



  • запуск английской версии с основными документами про инвестиционную привлекательность КР;

  • продвижение рубрики с вопросами и ответами (например в социальных сетях – Задайте вопрос о ТС);

  • расширение раздела статистики (включая по отдельным странам);

  • добавление ссылок на страницы в социальных сетях;

  • оценка посещаемости сайта (какие страницы и поиск по каким словам чаще всего осуществляется) и улучшение по результатам анализа.




  1. Методы оценки эффективности и результатов коммуникаций. Анализ регулятивного воздействия.

  • Опрос среди представителей частного бизнеса, партнеров про эффективность коммуникаций с Правительством;

  • Количество и анализ запросов в пресс службу и горячую линию;

  • Количество, качество и тональность статей в СМИ;

  • Количество посещений сайта и анализ динамики посещения (какие страницы посещают, откуда попадают на сайт, время, проведенное на сайте) и социальных сетей;

  • Фокус группы, которые дают оценку информационным материалам;

  • Количество и оценка качества информационных материалов;

  • Анкетирование в ведомствах, где происходит оформление каких-либо разрешительных документов для оценки эффективности процедур.



  1. План информационных мероприятий, бюджет и исполнители (для последующих консультаций и доработки в зависимости от комментарий к Плану по коммуникациям)





Задача коммуникационной работы

Целевая группа

Мероприятия на 2015 – 2017 гг.

Описание

Ресурсы (бюджет, ответственный отдел)1



Обеспечение всеобъемлющей и практичной информации о правилах, изменениях и процедурах ведения бизнеса при вступлении в Таможенный Союз;

Частный сектор КР

СМИ


Подготовка краткого обзора/буклета/пособия об основных изменениях в связи с вступление в ТС и распространение его среди частного сектора, бизнес ассоциаций и СМИ









Частный сектор КР

Создание специального раздела на сайте о ТС Министерства и его продвижение









СМИ

Рубрика в ведущих СМИ с ответами на самые частные и сложные вопросы относительно ТС









Частный сектор КР

Запуск call центра/онлайн консультаций при участии соответствующих ведомств для консультаций относительно ТС










Укрепление инвестиционного имиджа Кыргызской Республики ;

Инвесторы стран-членов ТС

Подготовка/обновление на русском языке инвестиционного портрета КР с отличительными чертами введения бизнеса в КР









Иностранные инвесторы других стран

Подготовка на английском (а также других языках) инвестиционного портрета, а также плана распространения среди потенциальных инвесторов разных стран









Иностранные СМИ и партнеры

Организация пресс тура иностранных журналистов ближнего и дальнего зарубежья на успешные предприятия КР









Иностранные СМИ и партнеры

Информационная кампания по продвижению КР за рубежом через ключевые мировые СМИ и инфо мероприятия (после завершения части реформ).












Укрепление диалога и обмена информацией между частным бизнесом и Правительством КР.

СМИ

Создание пресс-клуба, на заседаниях которого журналисты смогут встречаться с экспертами и ведущими специалистами в экономической области









Бизнес ассоциации

Улучшение распространения информации в регионах через местных партнеров










Частный сектор

Регулярные тематические встречи с представителями частного сектора на базе МЭ










Частный сектор, СМИ

Составление пресс-пакета, включающего в себя: ключевые факты про бизнес в КР, ответы на сложные вопросы, список спикеров по вопросам частного сектора










Частный сектор, СМИ

Неформальные мероприятия для частного сектора и представителей ведомств (футбольный/спортивный турнир, конкурс среди бизнеса – лучший работодатель, налогоплательщик, инвестор и т.д.).









СМИ, регионы

Пресс туры Министра и руководства МЭ в регионы для встречи с частным сектором, ознакомления журналистов с успешными проектами.










СМИ, частный сектор

Улучшение информации по вопросам частного сектора на страницах веб-сайта МЭ, информационного бюллетеня и других информационных материалов.









Улучшение межведомственной координации по вопросам частного сектора

Ведомства, задействованные по вопросам частного сектора

Регулярная электронная рассылка по вопросам ЧС между ведомствами








Ведомства, задействованные по вопросам частного сектора

Регулярные встречи соответствующих ведомств по вопросам частного сектора










1 Для определения МЭ в зависимости от существующего бюджета и ресурсов




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница