Презентация и рассказ о жизненном и творческом пути. Песни и исполнители в видеоклипах



Скачать 137.39 Kb.
Дата27.03.2016
Размер137.39 Kb.
ТипПрезентация
Александра Николаевна Пахмутова

К юбилею композитора


Презентация и рассказ о жизненном и творческом пути.

Песни и исполнители в видеоклипах

( Начинается показ презентации. На фоне музыки зачитываются некоторые факты из жизни А.Н.Пахмутовой и перечисляются её награды и звания)

Пахмутова Александра Николаевна. Родилась 9 ноября 1929 года.
Вокальные циклы «Таёжные звёзды», «Обнимая небо», «Песни о Ленине», «Созвездье Гагарина». Циклы песен для детей.
Музыка к кинофильмам: «Семья Ульяновых», «Девчата», «Три тополя на Плющихе», «О, спорт, ты — мир!», «Битва за Москву».
Народная артистка СССР. Лауреат Государственной Премии и Премии Ленинского Комсомола. Награждена двумя орденами Трудового Краснрго Знамени.
Сегодня Пахмутова автор около 400 песен. Среди авторов стихов её песен выдающиеся поэты: Л.Ошанин, М Матусовский, Е.Долматовский, Р..Рождественский, Р. Казакова, С.Гребенников, Н.Добронравов и др.
А.Пахмутова — обладатель Золотого диски фирмы «Мелодия» за грампластинку «Песни Александры Пахмутовой».
В течение многих лет являлась председателем Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров.
Более 20 лет возглавляла жюри международного конкурса песни «Красная гвоздика».
Была секретарём правления Союза композиторов СССР, а с 1973 по 1995год — секретарём правления Союза композиторов России.
В 1969 — 1973 годах была депутатом Моссовета.
С 1980 по 1990 год — депутатом Верховного Совета РСФСР, избиралась членом Президиума Верховного Совета РСФСР.
Общественная деятельность композитора А.Пахмутовой — это никем не подсчитанные сотни, тысячи шефских выступлений и встреч с рабочими, воинами, студентами, школьниками.
(Показ презентации заканчивается )

В посёлке Бекетовка, что под Волгоградом, жила-была дружная семья Пахмутовых. Отец, Николай Андрианович, рабочий на одном из бекетовских заводов, мать, Мария Андреевна, и дети — Михаил, Зоя, Люся и самая младшая Аля.

Мария Андреевна и работала, и вела хозяйство, делила с детьми их заботы. Она на всю жизнь осталась душой семьи, главным советчиком, самым близким в радости и в печали. Для каждого находила она ласковые, сердечные слова.

Про Николая Андриановича все, кто его знал, говорили: золотые руки у этого человека. За что ни возьмётся, всё у него получается. Он сам научился рисовать, писать маслом, фотографировать, играть на домре, балалайке, на пианино. Благодаря усилиям Николая Андриановича в бекетовском клубе появился первы й рояль. Многие увидели и услышали этот инструмент впервые и полюбили эти самодеятельные концерты, на которых Николай Андрианович играл рабочим поселка произведения композиторов-классиков — Чайковского, Шопена, Бетховена.



    • Пойдем, послушаем Пахмутова,- говорили в Бекетовке вечерами. И целыми семьями, с детьми, шли в клуб.

Але не было ещё и четырёх лет, когда она впервые стала подбирать на слух мелодии из фильма, который только что посмотрела с мамой. Отец с большой радостью воспринял эту новость и стал первым учителем своей дочки.

В пять лет Аля сочинила свою первую пьесу «Петухи поют». А когда ей исполнилось семь, она поступила в две школы: в общеобразовательную — в Бекетовке и в музыкальную — в Сталинграде (так тогда назывался Волгоград). Три раза в неделю самый ранний утренний поезд, останавливающийся в Бекетовуке, увозил Алю вместе с Марией Андреевной в Сталинград, в музыкальную школу. Восемнадцать километров туда, восемнадцать обратно. В любую погоду. Пропускать занятия девочка ни за что не соглашалась никогда.

Девятый год шел Але. Готовились к одному из концертов. Подолгу Николай Андрианович и Аля проводили у пианино, играли в четыре руки.


    • Главная тема у Алюшки, я только поддерживаю -смущенно говорил Николай Андрианович жене.

И вот настал этот вечер. Отец и дочь вышли на сцену, девочка тронула клавиши, зазвучала музыка — будто бы по оттаявшей земле побежали быстрые весенние ручьи, и, раздвинув тяжелый волжский лёд, вольно устремилась вперед чистая, сильная вода, была в этой музыке тревожная, певучая красота.
(Звучит фрагмент 1 части Симфонии соль минор №40 Вольфганга Амадея Моцарта)
Такую музыку в Бекетовке слышали впервые. Аля и её отец играли в четыре руки переложение для фортепиано первой части Сороковой симфонии Моцарта.

Не могла знать тогда девочка, что через тридцать восемь лет, на зимних Олимпийских играх в Австрии, её пригласят в Зальцбург, на родину Моцарта, в город, где он родился и где теперь музей.

Зальцбург. Тихий городок в Альпах. Старинный дом. Музей-квартира на втором этаже. Комната, где у окна стоит инструмент, на котором играл Моцарт. Инструмент отгорожен тонким шнурком. Шнурок снимается, Александру Николаевну приглашают поиграть. Она очень взволнована. Коснулась клавиш — какое непривычно легкое звучание! Как невесомы клавиши!

В книге почетных посетителей Александра Николаевна написала: «Когда люди будут на других планетах, и там зазвучит музыка Моцарта».

Не только десятилетия разделяют два дня жизни Пахмутовой, тот давний — в Бекетовке и теперь — в Зальцбурге. Их разделяет война, в которой наш народ спас сокровища человеческой культуры, защитил, сберёг для людей великое достояние — музыку Моцарта.
(Вновь звучит фрагмент музыки Моцарта).
21 июня 1941 года. Последний довоенный день. По сталинградскому радио передавали концерт учащихся музыкальной школы. В нем принимала участие и Аля. На утро следующего дня, в десять часов, в городском театре был назначен концерт победителей музыкальной олимпиады. Аля выступала одной из первых и сыграла своё сочинение — вальс. Внезапно концерт был прерван правительственным сообщением по радио — война!

Пройдут годы. Александра Николаевна приедет из Москвы в Волгоград, чтобы выступить в концерте. Поднимется на ту же сцену в городском театре. И снова вспомнятся те дни. Первая бомбёжка. Потом ещё и ещё... Бомба попала в здание музыкальной школы. Погибла первая Алина учительница музыки Мария Лазаревна Троицкая.

6 августа 1942 года в теплушках Пахмутовы уезжали в Каркганду, в эвакуацию. Потом Александра Николаевна будет вспоминать об этом:

«Наш эшелон миновал переправу и должен был идти дальше. Вдруг мы увидели немецкий бомбардировщик, который стал разворачиваться и заходить на нас. Эшелон остановился. Мы закрыли окна и стали ждать. И вот, как чудо, появились два наших истребителя и сбили бомбардировщик. Мы видели как он горел. Таких эшелонов были, конечно, тысячи, но я никогда не забуду этот день и моих неизвестных спасителей — летчиков».

Долго ехал эшелон. Целый месяц. Ребятишки помогали взрослым, заботились о малышах. В теплушках топили железные печки, варили еду... Наконец прибыли в Караганду, а потом ещё пешком двадцать пять километров добирались до маленького поселка Темир-Тау. Там ходили в школу, учили очень нелегкий казахский язык, играли с местными ребятами в разные игры. Вязали носки и варежки, которые потом отправляли на фронт в посылках.

Весной 1943 года вернулись из эвакуации в Бекетовку. Сталинград лежал весь в развалинах. Люди жили в землянках. О каких занятиях музыкой можно было тут думать!? Но Але каждый день, прожитый без музыкальной школы, казался вечностью.Она выучилась играть на аккордеоне и скоро слух о девочке с аккордеоном разнесся по воинским частям. За ней стали приезжать, приглашать в гости к летчикам, к пехотинцам, в госпиталь к раненым бойцам. Особенно подружилась Аля с летчиками и просила их: «Отвезите меня в Мочкву, мне нуэно учиться...»

Осенью 1943 года отец Али собрался в Москву в командировку. С ним уехала Аля.В Москве девочку приняли в шестой класс Центральной детской музыкальной школы при Московской консерватории. Выдали девочке из Сталинграда рабочуу продовольственную карточку: может быть, и правда станет она музыкантом.

Поверили в Алю и педагоги в школе. Их заключение было такое: «Александра Пахмутова обладает отличным слухом, чувством формы. Отстает она от своих сверстников по технической продвинутости, но должна быть зачислена ввиду отличных перспектив». Отставание было понятным. Два года прошло в эвакуации без занятий, без инструмента.

Отец уехал, а девочку приютили земляки-бекетовцы Спицыны. Жили на Бронной, в одной комнате. Инструмента, понятное дело, не было. Аля отправлялась в свою школу рано-рано, когда ещё трамваи не ходили, чтобы успеть позаниматься до начала уроков. Она носила заштопанную на локотках кофточку, сапоги-бурки, сшитые мамой из старой шинели. Но в классе её всегда видели веселой и жизнерадостной. Аля не притворялась: она была счастлива, потому что музыка стала близкой, музыка звучала вокруг, все дышало ею. Пятерки по всем музыкальным предметам — это Аля Пахмутова.

В 1948 году в школе был прощальный вечер. Классный руководитель написал Але напутственное письмо: «Желаю тебе быть такой по характеру, какой ты была в школе... Я думаю, что мы можем гордиться тобой!»

Оконченная с отличием школа — это тоже Аля Пахмутова.

На «отлично» была окончена и Московская консерватория. В полученном ею дипломе написано: «Александра Николаевна Пахмутова выполнила дипломную работу по сочинению с оценкой «отлично».

Так складывался характер будущего композитора. Вера в мечту, упорство, ответственность за дело, задор, дружелюбие.

Закончив консерваторию, Александра Николаевна поступила в аспитантуру. Ею была написана диссертация об опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила». Консерватория дала Александре Николаевне прочный фундамент знаний. Здесь же она осваивала и богатейшие песенные традиции нашей страны: народные песни, и нашу советскую песню, созданную прославленными мастерами — Дунаевским, Захаровым, Блантером и др. В этом богатом наследии — корни песенного творчества Пахмутовой... Песни она любила с детства. Пришло время, и рядом с именами тех, кто талантливо работал в жанре песни, зазвучало имя Александры Николаевны Пахмутовой. Песни стали её судьбой.


(Смотрим и слушаем фрагмент видеоклипа песни «Как молоды мы были» в исполнении А.Градского)
Песня — как стихи или рассказ — начинается не на бумаге. Она рождается в душе автора, в его сердце. И в его жизни.

… Стихи и музыка. Чистая, напевная мелодия. Оркестр, огромный симфонический оркестр. Или просто гитара. Что нужно песне? Что нужно, чтобы родился её неповторимый, яркий образ?

Александра Николаевна Пахмутова очень многое в своих песнях доверяет оркестру — симфоническому, камерному, эстрадному.

Послушаем песни композитора, попытаемся понять, какими средствами она создает сво музыкальные образы. В них и радость, и нежная лирика, и веселая шутка, и глубокое раздумье. Стоит зазвучать песне Пахмутовой, улыбнешься, прибавишь шагу, почувствуешь, как тебе хочется сделать что-то доброе людям.

Всегда с «полной нагрузкой» работают в её песнях вступление, аккомпанемент — они всегда насыщены мыслью и верны художественному замыслу.

Начинает кларнет. Вступает флейта — звучат инструменты, близкие к пастушьему рожку, народной свирели. Так начинается «Просьба». Ещё не прозвучало ни одного слова песни, только вступление, а мы, слушатели, уже оказались в утреннем росистом лесу в тот час, когда просыпаются птицы.


(Смотрим фрагмент видеоклипа песни «Просьба» в исполнении Большого Детского Хора)
«Известно, что в симфоническом сочинении замысел автора может быть выражен на длительном протяжении времени. В песне же главным образом на все времена остаётся мелодия. Без неё песня невозможна. Она обязана быть и новой, и простой, и запоминающейся...». Эти слова принадлежат Пахмутовой, и она неукоснительно следует им в своем творчестве. Пахмутова говорит о мелодии - «живое существо».

Песни Пахмутовой — неотъемлемая часть нашей жизни, нашей культуры.

Каковы же другие «секреты» популярности этих песен? Ведь песен множество, а остаются жить лишь немногие из них. Взыскательность и строгий отбор — вот «секрет» пахмутовских песен. А также талант композитора, высокое творческое мастерство. И ещё... Песни пахмутовой исполняют многие артисты. Но есть песни, которые она написала для определенного исполнителя. И это всегда безошибочный выбор.

Мы послушаем некоторые наиболее известные песни и я коротко расскажу и об исполнителях.

Итак, песня с которой мы начали, «Как молоды мы были» была написана для певца с уникальным и очень редким мужским голосом тенором-альтино Александра Градского.
(Более подробная информация об исполнителях песен Пахмутовой прилагается ниже)
Песня «Мелодия». Первый и лучший её исполнитель — Муслим Магомаев. Этот выдающийся певец — гордость нашей музыкальной культуры, обладатель удивительной красоты голоса. У него была невероятная популярность, которая и присниться не могла бы всем нашим современным «звездам» поп-музыки. К сожалению, несколько лет назад он умер.
(Смотрим и слушаем клип на песню «Мелодия»)
Все свои песни Александра Николаевна сама аранжирует, т.е., раскладывает для всех инструментов, ищет наиболее эффектное и точное звучание музыкального образа. Это очень кропотлвая работа, особенно при записи в студии. Песня звучит 3-5 минут, а запись длится часами. Вот, например, в студии детский хор. Его руководитель — В.С.Попов. Пахмутова в аппаратной. Идет запись песни «Беловежская пуща». В тишине рождается первый, чистый, как утренняя роса, звук. Детские голоса как бы «рисуют» картину утреннего просыпающегося леса, с перекличкой птиц...
(Смотрим и слушаем песню «Беловежская пуща»)
Очень много песен Пахмутова написала для детей. Эти песни — одни из лучших для детского исполнения. Александра Николаевна дружит с детьми, посещает школы, летние лагеря, сама аккомпанирует детям в концертах и с удовольствием поёт вместе с ребятами.

Песня — это не только хорошая запоминающаяся мелодия, но и стихи, которые так ложатся на эту мелодию, что кажется , по-другому она бы и не зазвучала. Многие поэты работали с Пахмутовой, но дольше всех с ней работает поэт Николай Добронравов. Этот талантливейший человек не только автор большинства песен Александры Николаевны, но и её муж, с которым она прожила уже десятки лет. Пахмутова и Добронравов — это лучший творческий союз в нашей песенной культуре. Чистота и правда — вот их творческое кредо.

Пахмутова написала музыку к нескольким кинофильмам. В их числе и такие известные фильмы как «Три тополя на Плющихе» и «Девчата».
Посмотрим фрагмент из фильма и послушаем песню «Нежность». Теперь несколько слов об исполнительнице песни Майе Кристаллинской.
(Фрагменты и песни из фильма «Девчата»).
Когда готовились к проведению Олимпиады в 1980 году в Москве, был объявлен конкурс на лучшую музыку к проведению Олимпиады. Многие композиторы приняли в нем участие, но выиграла конкурс Александра Николаевна. Она написала целый цикл песен, посвященных спорту. Позже все они вошли в презентационный фильм «О, спорт, ты — мир!».
(Слушаем одну из них: «Птица счастья» в исполнении Николая Гнатюка)

В нашей стране любят А.Н.Пахмутову и с удовольствием поют её песни. Много её песен поём и мы свами на уроках музыки и на музыкальных занятиях.

Девочка из Бекетовки. Композитор, отмеченный самыми высокими наградами правительства, и самой высокой наградой, которую могут дать люди — их доверием и любовью. Она хранит верность всему, чем дорожит человек в жизни,-Родине, доброму имени своей семьи. Она хранит верность делу всей своей жизни.

Пожелаем Александре Николаевне Пахмутовой долгих и плодотворных лет жизни и новых творческих успехов. А главное — здоровья, чтобы успешно реализовать все свои творческие замыслы.


(Слушаем песню «Белоруссия» в исполнении ВИА «Песняры»).

Приложение:
Александр Борисович Градский. Родился 3 ноября 1949 года в г.Копейске Челябинской области. Советский и российский певец, мультиинструменталист, автор песен, композитор. Заслуженный деятель искусств России (1997). Лауреат Государственной премии РФ (1999). Народный артист России.

Родился в семье инженера Бориса Градского и артистки драматического театра Тамары Павловны Градской. В 1957 году семья возвратилась в Москву. Несколько лет до 1961 года жил у бабушки в деревне Расторгуево Бутовского района Московской области.

Основатель третьей по времени создания (после «Братьев» и «Сокола») советской рок-группы «Славяне» (1965) и принёсшей ему наибольшу.ю популярность - «Скоморохи»(1966). Также принимал участие в группах «Тараканы», «Лос Панчос», «Скифы».

В то же время режиссер Андрон Михалков-Кончаловский начинал работу над фильмом «Романс о влюбленных». Композитором фильма должен был стать Мурад Кажлаев, но он отказался. Тогда Андрей Петров предложил кандидатуру Градского. Градский в этом фильме не только сочинил музыку, но и исполнял вокальные партии. Вышедший в 1974 году фильм имел значительный успех и, следовательно, принес известность и создателю музыки к фильму. Музыкальный журнал “Billboard” объявил Градского «Звездой года» (1974) «за выдающийся вклад в мировую музыку».

Выпускник факультета сольного пения ГМПИ им. Гнесиных (1974).

Автор первой советской рок-оперы «Стадион» (памяти Виктора Хары), музыки к первому отечественному рок-балету «Человек».

С 1987 года — член Союза композиторов.

Автор музыки более чем к 40 художественных фильмам, нескольким десяткам документальных и мультипликационных фильмов.

Выпустил 15 долгоиграющих дисков, автор множества песен.

В 1988 году исполнил партию Звездочёта в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок» в спектакле Большого театра.

Голос Градского — средний по тембру между тенором- альтино и характерным тенором.

Муслим Магомаев.Родился в Баку 17 августа 1942 года. Родители — Магомет Магомаев, театральный художник, погиб на фронте за два дня до Победы, и Айшет Магомаева (сценический псевдоним — Кинжалова), драматическая актриса, сталинская стипендиатка. Его дед — Муслим Магомаев, известный азербайджанский композитор, чьё имя носит Азербайджанская филармония, родился в г.Грозном. Сам Муслим Магомаев всегда считал себя азербайджанцем, а про гражданскую принадлежность говорил: «Азербайджан — мой отец, Россия — моя мать».

Мать, лишившись мужа, выбрала театральную карьеру, уехала в Вышний Волочёк, а сына оставила на воспитание дяде. Муслим учился в музыкальной школе при Бакинской консерватории по классу фортепиано и композиции. Талантливого ученика приметил профессор Бакинской консерватории виолончелист Аншелевич, который стал давать ему уроки.

Так как в школе не было вокального отделения, Муслим перешел в Музыкальное училище им.Асафа Зейналлы, где учился у преподавателя А.А.Милованова.

Затем окончил Азербайджанскую консерваторию по классу пения Шовкет Мамедовой. Первое его выступление состоялось в Баку, в доме культуры Бакинских Моряков, куда 15-летний Муслим Магомаев пришел втайне от семьи. В семье были против раннего выступления Муслима из-за риска потерять голос. Однако Муслим решил, что его голос уже сформировался, и потеря голоса ему не грозит.

В1969 году на фестивале в Сопоте Магомаев получает 1 премию, а в Каннах - «Золотую пластинку».

В 1973 году в возрасте31 года ему было присвоено звание Народного артиста СССР, последующее за званием Народного артиста Азербайджанской ССР.

В 1960-е 1970-е популярность Магомаева в СССР была безграничной: мнрготысячные стадионы, бесконечные гастроли по всему Советскому Союзу, частые выступления на телевидении. Пластинки с его песнями выходили огромными тиражами.

Последние годы жизни прожил в Москве, отказываясь от концертных выступлений. Занимался живописью, вел переписку со своими поклонниками через свой персональный веб-сайт в Интернете. По поводу прекращения выступлений Муслим Магомаев говорил: «Каждому голосу, каждому таланту, Бог определил определенное время, и перешагивать его не нужно», хотя с голосом проблем не было никогда.



Майя Кристаллинская. Родилась 24 февраля 1932 года в Москве.

В детстве пела в хоре Центрального дома железнодорожников, котрым руководил И.О.Дунаевский. Позже, когда училась в Московском авиационном институте, активно участвовала в студенческой самодеятельности.

В 1957 году Майя стала лауреатом 6-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве, на котором выступала с самодеятельным ансамблем «Первые шаги» под руководством Юрия Саульского. Несмотря на то, что Кристаллинская уже получила известность в музыкальных кругах, она продолжала совмещать выступления на эстраде с работой в конструкторском бюро.

Лишь после того, как Госконцерт предложил ей гастроли по Закавказью, где публика принимала певицу с восторгом, в столице — она получила предложение стать профессиональной артисткой, и вскоре Майя Крисаллинская выступала как солистка с джаз-оркестрами Олега Лундстрема и Эдди Рознера.

Песни «Нежность», «А снег идёт», «Тишина», «Аист», «Царевна-Несмеяна», «Возможно», «Август», «Ты не печалься» и десятки других в исполнении Кристаллинской полюбили все. А пластинка с песней Эшпая «Два берега» из кинофильма «Жажда» разошлась тиражом в 7 миллионов экземпляров, установив рекорд. Огромный успех выпал на своеобразный музыкальный сериал композитора Аркадия Островского «А у нас во дворе», в исполнении Майи Кристаллинской и Иосифа Кобзона.

Карьера певицы была до обидного коротка — помешала тяжелая болезнь, полностью лишив её голоса. Майя Кристаллинская ушла из жизни 19 июня 1985 года.


В приложение входит диск с презентацией творчества А.Пахмутовой и видеоклипы её песен.
Каталог: DswMedia
DswMedia -> Решение уравнений n-ой степени с параметром
DswMedia -> Педиатрия Организация ухода за детьми при инфекционных заболеваниях
DswMedia -> Аттестационная работа по алгебре. 11 класс
DswMedia -> Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов
DswMedia -> Педиатрия Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка
DswMedia -> «Индустриальная революция»
DswMedia -> Хирургия Инфекционная безопасность в работе медицинской сестры
DswMedia -> Тема: правописание
DswMedia -> Задание А13 егэ по русскому языку правописание суффиксов прилагательных, Н, нн


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница