Председатель Управляющего Совета / Е. Н. Кудрявцева/ Утверждено Приказ № от Директор мбоу сош №4 / Звонарева Е. Г./ Основная общеобразовательная программа



страница1/39
Дата14.06.2016
Размер4.95 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


Муниципальное учреждение Отдел образования

администрации муниципального образования «Родниковский муниципальный район»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №4


Принято на заседании

педагогического совета

МБОУ СОШ № 4

Протокол № 1 от 28.08.2012




Согласовано на заседании

Управляющего совета МБОУ СОШ № 4

Протокол № __ от ___.08.2012г.

Председатель Управляющего Совета

________ / Е.Н.Кудрявцева/


Утверждено

Приказ № ____от ________

Директор МБОУ СОШ №4

___________/ Звонарева Е.Г./



Основная общеобразовательная программа

основного общего образования

Муниципального бюджетного

образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №4

г. Родники Ивановской области

на 2012-2017 учебный год

( 5-9 классы)

г. Родники

2012


Оглавление

Раздел 1.

Общие положения ………………………………………………………… 3-5





Раздел 2.

Описание «модели» выпускника основной школы МБОУ СОШ №4…. 6-7




Раздел 3.

Учебный план основной школы и его обоснование ………………….. 8-10



Раздел 4.

Федеральный компонент государственного стандарта по предметам учебного плана в основной школе……………………………….……………….. 11-198










Раздел 5.

Особенности организации образовательного процесса……………… 199






Раздел 6.

Критерии и показатели реализации Общеобразовательной программы …. 200






Раздел 7.

Ресурсное обеспечение образовательного процесса………………….. 201-216






Раздел I. Общие положения


  1. Основное общее образование – вторая ступень общего образования.




  1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации основное общее образование является обязательным и общедоступным.




  1. Задачей основного общего образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению.




  1. Образовательная программа основного общего образования направлена на реализацию следующих целей:

    • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

    • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

    • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.




  1. Основное общее образование завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников.




  1. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

  2. Общие учебные умения, навыки и способы деятельности, которыми овладеют выпускники в результате освоения содержания основного общего образования:

    • Познавательная деятельность

      • Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.

      • Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

      • Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.

      • Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.

      • Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

    • Информационно-коммуникативная деятельность

      • Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

      • Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

      • Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана, тезисов, конспекта. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

      • Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

      • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.

    • Рефлексивная деятельность

      • Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

      • Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

      • Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.




  1. Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №4 является преемственной по отношению к основным идеям организации образовательного процесса до 2012 года и учитывает результаты, полученные за предыдущий период.




  1. Основная общеобразовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №4 строится на основе:

  • Конституции РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.);

  • Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 в действующей редакции;

  • Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61)

  • Плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»);

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»;

  • Типового положения об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196);

  • Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ивановской области, утвержденный приказом Департамента образования Ивановской области от 31.05.2012 № 988-о;

  • Устава МБОУ СОШ №4 (в действующей редакции).


Раздел 2. Описание «модели» выпускника основной школы МБОУ СОШ №4
Выпускник основной школы – это человек:

  • осознающий:

        • необходимость самостоятельного принятия решений и ответственности за свои действия;

        • свои гражданские права и свою социальную ответственность;

        • собственную индивидуальность;

  • обладающий:

        • аналитико-синтетическим восприятием мира, наблюдательностью;

        • регулируемой памятью;

        • абстрактным мышлением;

        • креативным мышлением и способностью к творчеству;

  • умеющий:

        • рассуждать и аргументировано доказывать истинность своих суждений;

        • адаптироваться к меняющимся социальным условиям;

        • находить нестандартные решения в нестандартных ситуациях;

        • планировать свои действия;

  • имеющий:

        • социальные и нравственные убеждения, основанные на принципах гуманизма, сотрудничества, милосердия, патриотизма, толерантности;

        • мотивацию общественно-полезной деятельности;

        • стремление к самоутверждению и потребность в общественном саморазвитии;

        • развитое самосознание и адекватную самооценку;

        • чувство психологической защищенности.

Учащиеся, получившие основное общее образование, должны освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана и овладеть системой общеучебных умений:

  • Учебно-управленческие умения

        • определять индивидуально и коллективно учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности;

        • определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному и коллективному выполнению учебной задачи;

        • владеть различными средствами самоконтроля с учетом специфики изучаемого предмета;

        • самостоятельно оценивать свою учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников с собственной деятельностью в прошлом, с установленными нормами;

        • оценивать деятельность одноклассников посредством сравнения с установленными нормами, с их деятельностью в прошлом;

        • определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины;

        • адаптировать основные правила гигиены учебного труда под собственные индивидуальные особенности.

  • Учебно-информационные умения

        • бегло, сознательно, правильно читать с соблюдением необходимой меры выразительности читать тексты разных стилей. Темп чтения вслух соответствует утвержденным нормам;

        • использовать в соответствии с учебной задачей следующие виды чтения: сплошное, выборочное, беглое, аналитическое, комментированное, по ролям, предварительное, повторное;

        • составлять сложный план текста;

        • составлять на основании письменного текста таблицы, схемы, графики;

        • составлять тезисы, конспекты, аннотацию, рецензию, реферат письменного текста;

        • осуществлять библиографическое описание книги, статьи, многотомного издания;

        • грамотно, индивидуальным почерком, не противоречащим общепринятому написанию букв, списывать и писать под диктовку тексты в соответствии с утвержденными нормами;

        • создавать тексты разных типов;

        • владеть различными видами изложения текста;

        • догадываться о значении незнакомых слов или оборотов речи по контексту;

        • взаимодействовать в различных формах диалога, дискуссии и полемики;

        • самостоятельно осуществлять наблюдение в соответствии с алгоритмом;

        • определять исходя из учебной задачи необходимость использования наблюдения и эксперимента;

        • самостоятельно формировать программу эксперимента, оформлять отчет, включающий описание экспериментальной работа, ее результаты и выводы;



  • Учебно-логические умения

        • осуществлять качественное и количественное описание компонентов объекта;

        • определять пространственные, временные, функциональные отношения компонентов объекта;

        • определять субординационные, координационные, причинно-следственные отношения компонентов объекта;

        • выполнять полное однолинейное и полное комплексное сравнение, т.е. одновременно устанавливать сходство и различие объектов по одному или нескольким аспектам;

        • выполнять сравнение по аналогии, т.е. из сходства объектов в нескольких признаках делать предположение об их сходстве в других признаках;

        • осуществлять индуктивное и дедуктивное обобщение (от единичного к общему и от общего к единичному);

        • осуществлять классификацию;

        • различать родовое и видовое понятия (родовое понятие – понятие, объем которого содержит объем другого понятия; видовое понятие – понятие, объем которого содержится в объеме другого понятия);

        • различать компоненты доказательства: тезис, аргументы, форму доказательства;

        • осуществлять разные виды доказательств (доказательство «от противоречащего», метод исключения, метод «сведения к абсурду» и др.);

        • определять проблемы, т.е. устанавливать несоответствие между желаемым и действительным;

        • осуществлять перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем;

        • формулировать гипотезу по решению проблемы.

Раздел 3. Учебный план и его обоснование

Учебный план на 2012-2013 учебный год

Основное общее образование
Основное общее образование


Образователь-

ные компоненты

Предметы

5 кл. (2)

6 кл. (2)

7 кл. (2)

8 кл. (2)

9 кл. (3)

5-ти дневная

учебная неделя

6-ти дневная

учебная неделя

Федеральный компонент

Русский язык

6

6

4

3

2

Литература

2

2

2

2

3

Иностранный язык (английский язык, немецкий язык, французский язык)

3

3

3

3

3

Математика

5

5










Математика. Алгебра







3

3

3

Математика. Алгебра и начала математического анализа
















Математика. Геометрия







2

2

2

Информатика и ИКТ










1

2

История

2

2

2

2

2

Обществознание




1

1

1

1

География




1

2

2

2

Физика







2

2

2

Химия










2

2

Природоведение

2












Биология




1

2

2

2

Искусство. Музыка

1

1

1

0,5

0,5

Искусство. Изобразительное искусство

1

1

1

0,5

0,5

Технология

2

2

2

1




Основы безопасности жизнедеятельности










1




Физическая культура

3

3

3

3

3

Итого




27

28

30

31

30

Региональный компонент и компонент ОУ




2

2

2

5

6

Русский язык










1ШК




Математика. Алгебра










1ШК

1ШК

Информатика и ИКТ

1РК

1РК

1РК







Основы безопасности жизнедеятельности

1РК

1РК

1РК







Историческое краеведение













0,5 + 0,5

РК+ШК


Экология










1 РК




Физика
















Литературное краеведение










0,5+0,5

РК





Химия










1ШК

1ШК

Элективные курсы













3

2РК рус, мат +1ШК



Всего




29

30

32

36

36


Пояснительная записка

к учебному плану

МБОУ СОШ № 4 г. Родники

на 2012-2013 учебный год
5-9 классы

Учебный план 5-9 классов школы составлен на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 № 1994), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004, регионального базисного учебного плана для 3-11 классов ОУ Ивановской области, реализующих программы общего образования (приказ Департамента образования Ивановской области от 31.05.2012 г. № 988-о).

Школьный учебный план 5 -7 классов рассчитан на пятидневную рабочую неделю. Школьный учебный план 8-9 классов рассчитан на шестидневную рабочую неделю. Обязательная недельная нагрузка не превышает предельно допустимых норм.

Часы регионального компонента и компонента образовательного учреждения в 9-х классах отводятся на организацию предпрофильной и профильной подготовки учащихся.



Филология

На русский язык отводится по 6 ч в 5-6 классах, по 4 ч в 7 классах, 3 ч - в 8 кл., 2 ч – в 9 классах. Для выполнения рабочей программы по русскому языку из часов школьного компонента добавляется по 1 ч в 8 классах. В 9-х кл. добавлен 1 ч элективного курса.

На литературу в 5-8 классах отводится по 2 ч в неделю, в 9-х кл. – по 3 часа. В 8 классах вводится учебный предмет «Литературное краеведение» в качестве учебного модуля к предмету «Литература» (1 час), как региональный компонент.

В школе изучаются иностранные языки: английский, французский, немецкий. В 5, 6, 7, 9-х кл. - английский и немецкий языки, в 8-х - английский и французский языки. Максимальное количество часов в неделю – 3 ч. Курс иностранного языка в 5-9 классах продолжает курс, начатый в начальном звене.



Обществознание, история

Учебный предмет «Обществознание» (включая экономику и право) ведется в 6 – 9 классах по 1 ч в неделю. История в 5-9 классах - 2 ч в неделю. В 9 классе ведется историческое краеведение – 1 ч (региональный и школьный компонент: 0,5 ч + 0,5 ч).



Естествознание

В 5 классе вводится предмет «Природоведение» -2 ч в неделю. Предмет «Биология» изучается с 6 по 9 класс. В 6 кл. -1 час, в 7-9 кл. – по 2 ч.

В 8-9 классах по химии добавлен 1 час из компонента ОУ. В 8 классах введен курс экологии «Экология человека» (1 ч) как региональный компонент для более глубокого изучения учащимися своего организма. По химии и биологии в 10-11 классах ведутся элективные курсы.

География ведется в 6-9 классах. В 6 классе - 1 ч, в 7 - 9 классах – по 2 ч.



Информатика, математика, физика

Сетка часов по математике охватывает все темы курса: 5 - 9 классы -5 ч в неделю. Для выполнения рабочей программы по математике из часов компонента ОУ добавляется по 1 ч в 8-9 классах. В 9 - х кл. добавляется по 1 ч (элективные курсы).

Физика изучается с 7 класса. В 7-9 классах – по 2 ч в неделю.

Для обеспечения всеобщей компьютерной грамотности в 5 – 8 классах изучается информатика и ИКТ – 1 ч в неделю (в 5, 6, 7 классах – за счет часов регионального компонента). В 8-9-х кл. – по 1 и 2 ч соответственно (часы федерального компонента).



Искусство

Образовательная область «Искусство» включает в себя разделы: «Музыка», «Изобразительное искусство», которые, начинаясь в 1 классе, продолжаются в 5-9 классах. Музыка и ИЗО в 5-7 классах - по 1 ч в неделю, в 8-9 кл. – по 0,5 ч.



Технология

Трудовое обучение для девочек 5-8 классов проводится в школьных мастерских и кабинетах (в 5-7 кл. по 2 ч в неделю, в 8 кл. – по 1 ч).



Физическая культура и ОБЖ

ОБЖ изучается по 1 ч в неделю в 8- х классах (федеральный компонент). В 5-7 классах введен курс ОБЖ по 1 ч за счет часов регионального компонента.

Физическая культура – по 3 ч в неделю в 5-11 классах. В параллелях предусмотрено раздельное обучение физической культуре мальчиков и девочек, т.к. 2 спортивных зала позволяют планировать такие занятия.

Федеральный компонент учебного плана выдержан в соответствии с БУП. Нагрузка на учащихся соответствует рекомендациям.

Региональный компонент и компонент ОУ учебного плана составлен с учетом образовательных запросов учащихся и родителей, возможностей и традиций школы и соответствует требованиям БУП.

Часы регионального компонента (2 ч) в 5-7 классах распределены следующим образом: информатика и ИКТ (1 ч), ОБЖ (1 ч).

Часы регионального компонента (2 ч) и компонента ОУ (3 ч) в 8 классах распределены следующим образом: экология и литературное краеведение – по 1 ч, русский язык, математика (алгебра), химия – по 1 ч.

Часы регионального компонента и компонента ОУ (6 ч) в 9 классе распределены следующим образом: русский язык (1 ч), химия (1 ч), историческое краеведение (0,5 ч + 0,5 ч), элективные курсы по выбору (3 ч: 2 ч –региональный компонент и 1 ч - компонент ОУ).

В 9 классах вводится предпрофильное обучение.

В 9 классе вводятся элективные курсы (3 ч): «Лингвистическая работа с текстом» - 1 ч, «Решение стандартных задач и задач повышенной сложности по математике» - 1 ч, «Основы неорганической химии и решение расчетных задач», «Трудные вопросы биологии», «Решение стандартных задач по физике».






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   39


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница