«Православные святыни города Козлова-Мичуринска» Аннотация Предлагаемый культурно-познавательный туристический маршрут «Православные святыни г. Козлова-Мичуринска»



страница1/8
Дата31.07.2016
Размер1.37 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
«Православные святыни города Козлова-Мичуринска»

Аннотация

Предлагаемый культурно-познавательный туристический маршрут «Православные святыни г. Козлова-Мичуринска» разработан с целью ознакомления с православными храмами (существующими и разрушенными), в городе Мичуринске Тамбовской области. Маршрут предполагает пешеходные экскурсии к объектам показа.



Целевая группа:

Обучающиеся общеобразовательных школ, студенты и другие туристические группы.



Действие туристического маршрута: круглогодично.

Продолжительность маршрута: 10 часов.

Объекты показа на маршруте:

  • Троицкий монастырь

  • Боголюбский собор, Боголюбский женский монастырь

  • Сторожевская церковь

  • Пушкарская церковь

  • Покровский собор, Ильинская церковь, часовня

  • Вознесенская церковь, церковь Томского полка

  • Троицкая церковь

  • Дом, в котором родился митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев)




  • Архангельская церковь, церковь Александро-Невского приюта

  • Тюремная церковь

  • Церковь Николаевской богадельни



  • Крестовоздвиженская кладбищенская церковь



  • Скорбященская кладбищенская церковь




Время

Маршрут


8.00-8.15

Сбор группы у …

8.15-8.20

Встреча с экскурсоводом.

8.20-9.30

Посещение Троицкого монастыря. ЦГЛ

9.40-10.40

Посещение Боголюбского собора. Ул.Герасимова

10.40-11.00

Посещение места, на котором находилась Сторожевская церковь. Ул.Интернациональная

11.20-11.30

Пешая прогулка до места, на котором находилась Пушкарская церковь. ул.Интернациональная

11.30-12.30

Посещение Ильинского храма. Подъем на колокольню храма. Часовня. Ул.Советская

12.30-13.00

Пешая прогулка до места, на котором находилась Вознесенская церковь. Церковь Томского полка. Ул.Революционная-Марата

13.00-14.00

Обед.

14.00-14.15

Пешая прогулка до места, на котором находилась Троицкая церковь. Ул.Советская-Коммунистическая

14.15-14.30

Пешая прогулка до места, на котором находится дом, в котором родился митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев). Ул. Гоголевская 50

14.30-15.00

Пешая прогулка до места, на котором находилась Архангельская церковь и Александро-Невский приют. Ул.Украинская

15.00-16.00

Посещение бывшей Николаевской богадельни (Крестовоздвиженское кладбище и церковь). Ул. Красная

16.00-18.00

Посещение Скорбященской церкви и кладбища. Ул.Липецкое шоссе-Новый квартал

18.00

Завершение туристического маршрута



Троицкий монастырь.

Рассказ о Козловских православных храмах, хотелось бы начать с истока святой веры нашей земли, с места, откуда началось духовное их строительство – Троицкого мужского монастыря. Козловский Троицкий мужской монастырь находится от города Козлова, к югу, на расстоянии двух верст, на берегу реки Лесного Воронежа. Он стоит на некотором возвышении. С восточной и западной сторон окружен дубовою рощею, за которою к западу – городское поле, а к востоку – луг; с южной стороны открытая низменная равнина отделяет монастырь от города Козлова. «Обитель Троицкая несколько древнее города Козлова. Густой лес был на том месте, где теперь стоит монастырь. «В 1627 году пришел сюда, неизвестно откуда, черный поп Иосиф, может быть вдовый и принявший монашество священник. Поселившись в лесу, на берегу реки Воронежа, несколько времени он жил уединенно. Одинокая келья была жилищем и храмом его; порой возносил он молитвы под отверзстым небом, в нерукотворенном храме природы. Но, мало по малу, собралось к нему еще несколько любителей безмолвия; - до нас дошли имена первых трех его сподвижников, старцев Пафнутия, Агафоника и Нифонта. В 1636 году жители новой пустыни испросили у Рязанского Архиепископа Рязанского Антония благословение на сооружение храма во имя Живоначальной Троицы, с приделом во имя Успения Богоматери. Получив благословенную грамоту, пустынники своими трудами и издержками соорудили небольшую деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы, с приделом во имя Успения Богоматери».c:\users\lenovo\desktop\набор открыток цветные\роща у троицкого монастыря.jpg

Однако, сказать, что монастырь послужил какой-либо причиной для основания города Козлова, было бы неверно. Скорее, наоборот, после строительства города Козлова, под его защитой от блуждавших кочевников, жившие здесь отшельники, получили разрешение Рязанского Архиепископа и стали строить церковь во имя Живоначальные Троицы, с приделом во имя Успения Богоматери. После освящения её пустынь получила статус монастыря, а строитель старец Иосиф должность настоятеля и звание Игумена. Во многих архивных документах именно 1636 год является датой основания Козловского Троицкого монастыря.

В 1652 году, при старой деревянной церкви была построена колокольня с колоколами. Вокруг монастыря стояла ограда, и на воротах стоял Деисус. В храме уже было достаточно много церковной утвари: сосудов, книг и икон. Все это устроено было частью на монастырские средства, а частью усердием вкладчиков. Был вклад и царя Алексея Михайловича: два пролога, фелонь и стихарь. В монастыре в девяти кельях жило, вместе с настоятелем,17 человек, десятая келья была для больных. Под монастырем была слободка, в которой жило около двадцати монастырских служителей. В этом же году, после пожара уничтожившего старую церковь, была построена новая деревянная церковь, также во имя Живоначальной Троицы, с приделом во имя Усекновения честные главы Иоанна Предтечи. По благословению Рязанского Архиепископа Мисаила, новая церковь была освящена 4 октября 1652 года.




В 1662 году Сентября 20 дня, отведено монастырю подворье в Козлове «поконец Стрелецкой и Посадской слободы, едучи из слобод к Кузнецкой слободе на Крестце, и при подворьи порозжей земли в длину 49 сажень, а поперег 19 сажень». Документы XVIII века рассказывают нам о том, что на территории монастырского подворья в городе Козлове существовала деревянная церковь. «Оного монастыря в городе Козлове при торгу монастырской двор на нем вновь отстроена деревянная церковь во имя Живоносного Источника Иоанна Воина теплая» (1748 г.). «Оного Троицкого монастыря в помянутом городе Козлове расстоянием от монастыря в трех верстах подворье. На том подворье церковь Живоносного источника деревянная одноглавная. На той церкви крест железной позлащенной, крыта тесом» (1764 г.). В марте 1765 года церковь сгорела. Сегодня, место, где находилось подворье Троицкого монастыря точно не определено.

В 1670 году, Игумен монастыря Кирилл, испросил благословение у Преосвященного Иллариона, Митрополита Рязанского, на сооружение каменной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы. Эта церковь была построена всего за два года и освящена в 1672 году. В нижнем этаже Успенской церкви по благословению Митрополита Илариона от 9 февраля был устроен придел во имя Соловецких Чудотворцев Зосимы и Савватия.




В 1682 году Архимандрит Дорофей начал строительство каменной церкви во имя Живоначальной Троицы. Храм Живоначальной Троицы был окончен строением в 1692 году. В новоустроенный храм, 19 августа 1692 года, Преосвященный Питирим, положил от себя образ Живоначальной Троицы в окладе, «венцы и гривны златые». Его келейник, старец Василий, дал вкладу в обитель Виленский образ Богоматери. Обе эти иконы стояли за левым клиросом у столба в киоте.


В 1794 году в верхнем храме Успения был устроен придел во имя Преподобного Варлаама Хутынскаго,- во имя Ангела Архимандрита Варлаама, по желанию Преосвященного Феофила, бывшего Архимандритом Варлаамова Хутынского монастыря, и так как в Хутынском монастыре установлено праздновать сему Святому в девятую Пятницу после Пасхи с крестным ходом из Новгорода, то и здесь Преосвященный Феофил приказал совершать такой ход из города Козлова в монастырь. Новый праздник и Крестное хождение из города в монастырь пришлось по нраву Козловским горожанам и в феврале 1800 года был поставлен вопрос об утверждении этого крестного хода навсегда.

Одним из замечательных событий начала XIX века в Троицком монастыре было устройство новой каменной колокольни. Устроена она была в западной стороне монастырской ограды о четырех ярусах, вышиною в 70 аршин. Новая колокольня в Троицком монастыре находилась на значительном расстоянии от церквей, в стене монастырской ограды. Прежде этой колокольни была, другая, при Успенской церкви, которая была сломана в 1844 году по тому случаю, что готова была уже новая колокольня. Её строительство было начато 14 июля 1818 года, и окончено 23 октября 1820 года, при Архимандрите Анастасии, на добровольные пожертвования, главным образом, жителей Козлова.




Козловскому Троицкому монастырю принадлежали две часовни: одна находилась к северу на расстоянии ¼ версты от монастыря, а другая на таком же расстоянии от монастыря к востоку. Назначение первой часовни состояло в следующем. Из города Козлова три раза в год совершались в монастырь крестные ходы: первый в день Святой Троицы, второй - в день Успения Пресвятыя Богородицы, третий – в 9 неделю по Святой Пасхе. Ходы эти совершались торжественно. Все священно-церковно-служители города Козлова при колокольном звоне, с иконами и при огромном стечении народа, в означенные дни, из Козловского собора, отправлялись в монастырь в 8 часов утра, чтобы прийти в монастырь к литургии, которая тотчас же, начиналась по совершении крестного хода вокруг монастыря, и совершалась в присутствии всех пришедших с ходом. Но когда ход из Козлова выходил из города, тотчас же, из монастыря при колокольном звоне выходили все монашествующие тоже с иконами и шли навстречу первому ходу; дошедши до этой часовни, останавливались и дожидались хода из Козлова; таким образом, назначение этой часовни состояло только в том, что она служила местом встречи двух крестных ходов – из Козлова и монастыря.

Вторая часовня находилась в роще, на берегу реки Воронежа, и стояла над колодцем. Колодезь этот получил название Капитонова, от имени Капитона, монаха Троицкого монастыря, выкопавшего его своими руками. Сведений о Капитоне совершенно нет, хотя он и пользовался в городе большим уважением. В перечне монахов значилось два Капитона, живших один от другого лет на 50 (первый в 1720, а другой в 1770 году), но который из них вырыл колодезь неизвестно. По словам некоторых, этот Капитон жил не в самом монастыре, а на том месте, где колодезь. Капитон вел жизнь благочестивую и будто бы иногда являлся в монастырь в такое время, когда ворота все бывали заперты. Впрочем, у многих Козловцев можно было услышать название «Капытного колодезя», но объяснений такого названия никто не знает. О происхождении названия колодезя Капитоновым рассказывают следующее: ехал какой то крестьянин на лошади. Вдруг лошадь одною ногою провалилась и из отверстия потекла вода. Скоро обратили на это внимание, вырыли колодезь и слух о новооткрывшемся колодце распространился на далекое пространство; с разных концов стал приходить народ с разными приношениями. В 1869 году, вместо деревянной обветшалой часовни, старанием, купца Николая Епифанова Анисимова, мещан Ивана и Михаила Александровых Деминых, Алексей Дионисьева Иванова, и других жертвователей, была заложена новая каменная часовня «в память события спасения 4 апреля 1866 года от руки злодея драгоценной для блага и счастия России священной жизни Государя Императора Александра Николаевича».




Два раза в год, в главные праздники обители - в Троицын и Успеньев день, многочисленные толпы народа стекались под стены монастыря на ярмарки, которые так и назывались: Троицкая и Успенская.


Монастырские, Троицкий и Успенский, храмы были окружены деревянными решетчатыми оградами, в этих оградах и погребались как монашествующие, так и миряне, в основном благотворителей обители, известных Козловских фамилий: Князей Кугушевых, Рахманиновых, Bырубовых, Колтовских, Сумароковых, купцов Кожевиковых, Баранниковых, Каньшиных, Вороновых, Силантьевых, Богатыревых, Гладышевых, Придорогиных.


1 сентября 1916 года Преосвященным Епископом Козловским Зиновием, в сослужении духовенства города Козлова и Казначея Козловского монастыря было совершено освящение госпиталя для больных и раненых воинов, устроенного в настоятельском доме при Козловском Троицком монастыре. Заведующим госпиталем был священник Ильинской церкви Владимир Андреевич Нечаев (Отец митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима).

Настоятелями монастыря с его основания до 1683 года были Игумены, с 1683 года по 1764 год – Архимандриты, с 1764 года до 1797 года – Игумены, а с 1797 года по 1869 год опять Архимандриты. В 1869 году положено быть настоятелями обители Преосвященным Викариям Епархии, но с 11 февраля 1874 года Святейшим Синодом настоятельство монастыря опять представлено Архимандритам, а с 1904 года опять Тамбовские Викарии, Епископы Козловские.




Настоятелями монастыря были: архимандрит Николай (Соколов) епископ Калужский и Боровский, Агапит (Вознесенский) епископ Томский и Енисейский, Платон (Фивейский) архиепископ Костромской и Галичский, Феофилакт (Праведников) епископ Новгород-Северский викарий Черниговского епархии, Серафим (Аретинский) архиепископ Воронежский и Задонский, Феоктист (Попов) архиепископ Рязанский и Зарайский, Геннадий (Левицкий) епископ Сумской, Иоанникий (Москвин) епископ Козловский, Серафим (Жемчужников) епископ Аксайский, викарий Донской епархии, Владимир (Богоявленский) митрополит Киевский и Галицкий, Феофилакт (Клементьев) епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии, Нафанаил (Троицкий) митрополит Харьковский и Ахтырский, Григорий (Яцковский) архиепископ Екатеринбургский и Ирбитский, Зиновий (Дроздов) архиепископ Тамбовский и Шацкий.


Как и все монастыри в России, Козловский Троицкий был официально закрыт в 1918 году. Однако, обе монастырские церкви после ликвидации Троицкого монастыря, со всем, находящимся в них имуществом были оставлены в пользование группы верующих граждан, проживающих в городе Козлове и частью в окрестных селах. Причем служителями этих церквей остались 3 монаха бывшего монастыря. В 1920 году в Козловском Уисполкоме рассматривался вопрос о занятии Троицкого монастыря под концентрационный лагерь Отделом Управления. Однако, против этого выступила группа творческой интеллигенции, объединенная в секцию по охране памятников старины и искусства. В 1920 году монастырские строения (кроме церквей) были переданы детскому дому «Революция». В августе-сентябре 1923 года все занимаемые детдомом постройки бывшего Троицкого монастыря, были переданы Козловским Коммунотделом Опытно - Гибридизационному рассаднику бывшему «И.В. Мичурина». В 1925 году Козловский Троицкий монастырь, Покровский собор, Ильинская и Сторожевская церкви, были внесены в список архитектурных памятников города Козлова, находящихся под охраной государства. В мае 1925 года обе церкви Троицкого монастыря были закрыты. В сентябре 1925 года помещение бывшей Успенской церкви было передано в распоряжение питомника имени Мичурина. Согласно постановления Тамбовского Губисполкома от 19 октября 1927 года, имеющееся при бывшем Троицком мужском монастыре кладбище было ликвидировано, «почему все граждане, имеющие на нем своих родственников могли в течение 2-х недель со дня настоящего объявления взять останки умерших, а также и надгробные памятники, представив в Уадмотдел надлежащие доказательства». В июне 1928 года вторая (Троицкая церковь) бывшего Троицкого монастыря была передана питомнику им. Мичурина. Постановлением президиума Мичуринского Горсовета от 3 апреля 1936 года было удовлетворено ходатайство ЦГЛ имени Мичурина о разрешении разобрать колокольню, стоящую на территории ЦГЛ и давшую трещины. Два верхних яруса колокольни вместе с крышей, были разобраны. Оставшаяся часть колокольни, постепенно разрушаясь под действием атмосферных явлений, простояла до 1952 года. В соответствии с решением Тамбовского облисполкома № 446 от 28 апреля 1952 года, Мичуринский горисполком принял следующее решение: «Разрешить ЦГЛ имени И.В. Мичурина разобрать находящуюся на территории ЦГЛ, остатки колокольни бывшего Троицкого монастыря. Полученный кирпич и половняк использовать на строительство ЦГЛ, а стоимость его по прейскурантным ценам за вычетом стоимости разборки по единым тарифам, согласно актов оприходования перечислить в доход городского бюджета по окончании разборки». В 1953 году Тамбовский областной совет сделал вывод, что Троицкая церковь «не является памятником архитектуры». На основании акта осмотра церкви Мичуринский горисполком, 31 июля 1957 года вынес решение: «Означенное здание никакой архитектурной, исторической или художественной ценности не имеет», и Троицкая церковь была разобрана. Успенская церковь избежала такой участи, поскольку в ее здании был размещен музей Центральной генетической лаборатории имени Мичурина. В 1960-е годы в верхнем этаже (в церкви Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Варлаама Хутынского) разместился клуб. 5 апреля 1999 года Российская сельхозакадемия наук дала согласие на передачу здания Успенской церкви со своего баланса на баланс Тамбовской епархии. Началось возрождение монастыря. 27 декабря 2007 года Священный Синод благословил открытие Козловского Свято - Троицкого мужского монастыря в городе Мичуринске.


Боголюбский собор.


c:\users\lenovo\documents\каталог открыток г.козлова\церкви (изображения\боголюбская\5551 боголюбская церковь - копия.jpg

«Сооружение Боголюбского храма воспоследовало по двум приговорам городского общества, составленным в октябре 1847 года и в январе 1848 года, в память избавления жителей от холеры, бывшей в Козлове в 1847 году. «Содержа в памяти», сказано во втором приговоре, грозное посещение Божее в минувших сентябре и октябре месяцах 1847 года, поразившее наш город смертоносною язвою холерою, от которой сохранились мы, как веруем, одним только всевышним ходатайством и покровительством Преблагословенныя Богородицы, мы, в духе смирения и сокрушения, прежде всего, каждый от души, просим Небесную Царицу о Ея благопоспешении в преднамереваемом нами деле, то есть, да устроится во имя Ея нашим градским обществом, а равно и доброхотными дателями храм, как памятник Ея милосердия и особенного граду нашему покровительства». Укрепившись в мысли построить храм в честь и славу Заступницы рода христианского, Пресвятой Богородицы, и побуждаемые, как увидим ниже, свежим воспоминанием о благодатной помощи в бедах, явленной через икону Божией Матери, именуемую Боголюбской, - козловцы в том же вышепомянутом приговоре постановили воздвигнуть храм в честь именно этой иконы. Храмовой праздник в честь Боголюбской иконы Божией Матери постановлено было отправлять 3-го ноября, так как в это число, по прекращении в городе Козлове холеры в 1847 году, отправлено было благодарственное молебствие Господу Богу. «И быть в тот день», - читаем мы в том же приговоре, «пред литургиею, крестному ходу из собора и из всех городских церквей в Боголюбский храм, а пред тем праздником посту, т.е. с 1-го по 3-е ноября».


Попечителем при построении этого храма, по тому же приговору, избран был Козловский 2-й гильдии купец Зиновий Герасимович Парфентьев, который представил обществу два плана, скопированные его старанием с двух, находящихся в Санкт-Петербурге церквей: Введенской и Благовещенской. Обществом одобрен и принят был первый, и по оному выстроен Боголюбский храм.

Проект Боголюбской церкви был утвержден Высочайшим одобрением 27 января 1849 года (Синодальный Указ 22 февраля 1849 года).




Козловский собор строился по одному из образцовых проектов, разработанных известным московским архитектором Константином Тоном. В 1834 году Константин Тон разработал проект новой каменной церкви Введения во храм Пресвятыя Богородицы - для лейб-гвардии Семеновского полка, отличившегося в сражении под Кульмом в 1813 году. Проект Введенской церкви был «высочайше утвержден» в январе 1837 года, в том же году началось строительство, оконченное осенью 1842 года. План церкви и ее конструкция были очень хорошо продуманы как в функциональном, так и в техническом отношении. Традиционная крестово - купольная система получила в постройке Тона оригинальное развитие. Благодаря этому удалось увеличить свободное пространство в центральной, подкупольной части здания. В композиции здания Тон сочетал приемы, традиционные для русской архитектуры XV-XVI веков (пятиглавие, луковичные главы, кокошники, тонкие колонки, членящие фасады и т. д.), с отдельными отголосками классицизма - сравнительно большими нерасчлененными плоскостями гладко оштукатуренных стен, колоннами подкупольных барабанов, горизонтальным аттиковым завершением основного куба храма. Архитектурная критика 1840-х годов отзывалась о Введенской церкви в самых восторженных выражениях. Особенно отмечалось конструктивное совершенство постройки. Видный петербургский архитектор-педагог, один из авторитетнейших строителей того времени, И. И. Свиязев писал: «... вас поражает необыкновенная легкость стен, гармония и общая связь в частях, простота и непринужденность линий и всего больше свобода и простор во внутренности церкви, открытой, ничем не загроможденной. Не только на плане, но и в натуре вы не замечаете столбов, поддерживающих купол: их как будто нет - так они ловко слиты со стенами!.... Церковь освещена дневным светом так превосходно, что не осталось ни одной части в тени или мраке».

5 мая 1849 года в Тамбовской строительной комиссии слушали отношение Тамбовского Преосвященного, переданное от господина Начальника губернии 3-го апреля 1949 года, в котором, было пояснено, что Указом Святейшего Правительствующего Синода от 22 февраля сего года за № 839, жителям города Козлова разрешено построить теплый собор во имя Боголюбския Божия Матери на месте красной часовни, по плану Высочайше рассмотренному и утвержденному. Наблюдение за постройкою в городе Козлове теплого собора во имя Боголюбския Божия Матери на месте, где теперь существует красная часовня по Высочайше утвержденному проекту, поручить исправляющему должность губернскому архитектору Гаккелю, с тем, чтобы он при поездках своих в город Козлов по делам службы, имел постоянное наблюдение за исполнением Высочайше утвержденного проекта о чем и Тамбовского Преосвященного от лица господина начальника губернии уведомить




К осени 1853 года Боголюбский собор возведен до купола, но как в это время умер строитель Парфентьев, то городское общество приговором, данным 21 марта 1854 года, избрало преемником ему, брата его, купца Максима Герасимовича Парфентьева, которому и поручило сооружение этого храма в безотчетное его распоряжение».


6 мая 1857 года в заседании Тамбовской губернской строительной и дорожной комиссии слушали рапорт губернского архитектора Гаккеля от 9 апреля за № 178, полученный 2 мая, в коем объясняет: «Имев, вследствие поручения Комиссии наблюдение за производством работ по построению теплого собора во имя Боголюбския Божия Матери, которая постройка в настоящее время вчерне почти до окончания возведена, а остается только довершить до половины высоты возведенного главного купола и окласть 4 боковые (купола) свода».


В 1871 году многие местности в России поражены были холерою. Болезнь свирепствовала по всем уездам Тамбовской губернии, не менее других и Козловском уезде. Уже многие окрестные села поражены были ею, и меч ангела губителя простерт был и над Козловом. В таких обстоятельствах козловцы обратились с усердною молитвою и крепкою надеждою к скорой Помощнице и Заступнице своей, Преблагословенной Матери Божией. В половине июля, в самый сильный разгар холеры в окрестных селах, по общему желанию жителей города Козлова, тогдашний строитель храма Максим Герасимович Парфентьев испросил у Епархиального начальства разрешение на совершение в строющемся и еще не освященном Боголюбском храме трех всенощных бдений с вечера и трех молебных пений утром пред Боголюбской иконой Божией Матери, принесенной в храм из дома купца Гладышева и составляющей ныне нарочитую святыню Боголюбского храма. Громадно было стечение народа во время сих всенощных бдений и молебствий; даже обширный Боголюбский храм не мог вместить всех молящихся. Горяча была молитва козловцев, объятых страхом смерти, но зато непостыдно было и упование их! Царица Небесная явила им свою скорую помощь: холера миновала Козлов, и жители оного, под благим покровом Матери Божией, сохранились от смертоносного ея поражения. Наверное, и теперь еще многие помнят, что в это ужасное лето Козлов отправил в Тамбов значительный транспорт печального товара – гробов, как совершенно не нужных в Козлове и очень нужных в Тамбове …

15 января 1873 года, строитель Боголюбского храма господин Гритчин заявил письменно Управе, что принятый им на себя труд по сооружению в городе Козлове Боголюбского собора после смерти строителя, купца М. Парфентьева, окончен: «храм отстроен и готов к освящению». По докладе о том Управы, городская Дума, в заседании 26 января 1873 года, постановила: «Приступить, по возможности, в непродолжительное время к освящению вновь отстроенного Боголюбского собора, прося строителя господина Гритчина принять на себя труд, как заготовления всего необходимого к освящению, так и распоряжения по церкви во время совершения освящения».

Вновь устроенный трехпрестольный в честь иконы Божией Матери Боголюбской храм в городе Козлове 10, 11 и 13 февраля 1873 года освящен Преосвященнейшим Епископом Феодосием.


Указом Святейшего правительствующего Синода от 20 февраля 1875 года за № 282 согласно представлению Тамбовского Епархиального начальства, вновь отстроенная Боголюбская церковь в городе Козлове, назначена самостоятельною безприходною церковью, с определением к оной причта: двух священников и двух псаломщиков с обеспечением онаго от города в количестве 2000 рублей.


До ноября 1918 года Боголюбская церковь оставалась бесприходной. Указом Тамбовского Епархиального Совета от ноября 1918 года к Боголюбской церкви было приписано 96 человек прихожан из жителей города Козлова, но метрических книг выдано не было.


Церковь закрыта в 1929 году, в связи с распадом церковной двадцатки и отказом последних от пользования Боголюбской церкви, после чего в том же году, по договору с ГОРКО передана Козловскому ЦРК. С 1930 году церковь арендовалась, а в 1936 году была передана Военному ведомству. Во время войны в Боголюбской церкви первый этаж был занят командным пунктом ПВО, второй этаж этой церкви армейским авиаскладом. После войны, в 1946 году подвал церкви был занят овощехранилищем Горторга.


Во исполнение постановления Совета Министров СССР от 25 апреля 1950 г. № 1682 – о мерах по улучшению работы сбытовых организаций Министерства легкой промышленности СССР, распоряжением № 558 от 22 мая 1950 г. Тамбовского облисполкома, Мичуринскому горисполкому разрешено было передать здание бывшего Боголюбского собора (за исключением подвального помещения) в г. Мичуринске «Главлегсбыту» для организации в нем Мичуринской базы «Главлегсбыта» для размещения складов и конторы.


26 октября 1961 года депутаты Мичуринского горисполкома приняли рещение: «В связи с аварийным состоянием деревянных конструкций куполов Боголюбской церкви просить Облисполком: 1. Разрешить разобрать указанные конструкции до кирпичных куполов».


18 июля 1963 года депутаты Мичуринского горисполкома постановили: «В целях обеспечения заготовки и закладки на длительное хранение овощей трестом столовых и ресторанов, Горисполком решил: Предложить ГорФо переоформить договор с Горторгом на частичную аренду подвального помещения под Боголюбской церковью, площадью 158 квм (ранее занимаемое воинской частью 97676) и заключить договор на данную площадь с трестом столовых и ресторанов. В 1962-63 гг. с основного этажа склады ушли, в цоколе же до сих пор остались склады и в том числе неприкосновенный запас слежавшейся соли.

В 1963 году в горисполком пришла делегация жителей города, сообщившая, что повалился главный крест и грозит падением вниз. Мичуринский Исполком немедленно отреагировал, создав бригаду, он распорядился сбросить все конструкции не только куполов, но и наклонной кровли, которая никаким обрушением никому не угрожала. Храм был брошен на полную бесхозность и стал интенсивно разрушаться. В несущих конструкциях стали появляться трещины.




14 апреля 1972 года Мичуринским горисполкомом было принято решение произвести консервацию Боголюбской церкви и заказать проект реконструкции с приспособлением её под библиотеку. 12 декабря 1975 года, Мичуринский горисполком, в своем решении, наметил приспособить Боголюбский собор под клуб молодежи, а в помещении под куполом построить планетарий и установить маятник Фуко. В клубе должны были быть предусмотрены кафе, комнаты для занятий по интересам, зал для официальных встреч и приемов, танцевальный зал и другие помещения. В середине 70-х годов начались реставрационные работы. К 1976 году бригадой местных строителей под руководством архитектора Н.Н. Пряхина были сооружены лестницы и двери собора, произведена очистка крыши от мусора, растительности и земли, накопившейся за годы разорения и бесхозности храма.

В 1979 году строители приступили к восстановлению куполов. К середине 1980-х годов все пять куполов были покрыты оцинкованным железом. В 1990 году Боголюбская церковь была передана Тамбовским облисполкомом второй религиозной общине Русской Православной церкви г. Мичуринска. 30 июня 1990 года состоялось торжественное освящение Боголюбского собора малым чином.





Каталог: files
files -> Чисть I. История. Введение: Предмет философии науки Глава I. Философия науки как прикладная логика: Логический позитивизм
files -> Занятие № Философская проза Ж.=П. Сартра и А. Камю. Философские истоки литературы экзистенциализма
files -> -
files -> Взаимодействие поэзии и прозы в англо-ирландской литературе первой половины XX века
files -> Эрнст Гомбрих История искусства москва 1998
files -> Питер москва Санкт-Петарбург -нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев- харьков • Минск 2003 ббк 88. 1(0)
files -> Антиискусство как социальное явлеНИе
files -> Издательство
files -> Список иностранных песен
files -> Репертуар группы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница