Правила устройства АЎтамабiльныя дарогі правiлы ўстройвання Издание официальное Департамент «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций



страница1/10
Дата31.07.2016
Размер1.82 Mb.
ТипПравила
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС ТКП 059-2007 (02191)

УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ


АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

Правила устройства

АЎТАМАБIЛЬНЫЯ ДАРОГІ

Правiлы ўстройвання
Издание официальное



Департамент «Белавтодор»

Министерства транспорта и коммуникаций

Республики Беларусь

Минск


УДК [625.731+624.131] МКС 93.080.01 КП 01

Ключевые слова: земляное полотно, грунты, дорожная одежда, технология и механизация работ, элементы обустройства дороги, контроль качества работ

Предисловие

Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».


  1. РАЗРАБОТАН филиалом «Институт дорожных исследований» республиканского унитарного предприятия «Белдорцентр»

ВНЕСЕН научно-техническим отделом Департамента «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

  1. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Департаментом «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, приказ от 27 марта 2007 г. № 55

  2. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ (с отменой на территории Республики Беларусь СНиП 3.06.03-85)

  3. СОГЛАСОВАН Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь, письмо от 26 января 2007 г. № 06-2-04/351

С учетом ПОПРАВКИ (ИУ ТНПА № 5 2007)




Настоящий технический кодекс установившейся практики не может быть тиражирован и распространен без разрешения Департамента «Белавтодор» Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

Издан на русском языке

Содержание

1

Область применения…………………………………………………………………………

1

2

Нормативные ссылки………………………………………………………………………..

1

3

Термины и определения……………………………………………………….….………..

4

4

Общие положения……………………………………………………………….….….…….

6

5

Организация строительства…………………………………………………….…………

9

6

Производственные базы…………………………………………………………….……..

10

7

Подготовительные работы………………………………………………………….……..

11

8

Сооружение земляного полотна………………………………………………….……….

12

8.1

Общие положения……………………………………………………………………………...

12

8.2

Подготовка основания земляного полотна………………………………………………...

15

8.3

Строительство сооружений для регулирования водно-теплового режима земляного полотна……………………………………………………………………………………….

17

8.4

Разработка выемок и возведение насыпей………………………………………..………

19

8.5

Планировочные, укрепительные и отделочные работы……………………….………..

22

8.6

Земляные работы в зимних условиях…………………………………………………….…


25

8.7

Производство земляных работ в условиях повышенной влажности грунтов………...


26

8.8

Возведение земляного полотна на болотах………………………………………………..

30

8.9

Контроль качества работ………………………………………………………………………


32

9

Устройство дорожных одежд……………………………………………………..………..

36

9.1

Общие положения………………………………………………………………………..……..

36

9.2

Дополнительные слои оснований…………………………………………………….………

37

9.3

Щебеночные, гравийные, шлаковые основания и покрытия…………………………….

40

9.4

Основания и покрытия из грунтов и отходов промышленности, укрепленных неорганическими вяжущими материалами……………………………………………..……….

46

9.5

Основания и покрытия из щебеночных, гравийных и песчаных материалов, укрепленных неорганическими вяжущими……………………………………………..…………

52

9.6

Основания и покрытия из щебня и щебеночных смесей, обработанных органическими вяжущими…………………………………………………………………….………....

55

9.7

Асфальтобетонные основания и покрытия………………………………………………..

61

9.8

Цементобетонные основания и покрытия…………………………………….……………

70

9.9

Слои износа и защитные слои дорожных одежд………………………………………….

75

10

Элементы обустройства дороги………………………………………………………….

83

11

Приемка выполненных работ…………………………………………………………….

84




Библиография………………………………………………………………………….………

94

ТЕХНИЧЕСКИЙ КОДЕКС УСТАНОВИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ

АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ
Правила устройства


АЎТАМАБIЛЬНЫЯ ДАРОГІ
Правiлы ўстройвання


Highway
Construction


Дата введения 2007-07-01



  1. Область применения

Настоящий технический кодекс установившейся практики (далее – технический кодекс) распространяется на правила производства и приемки работ при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте (далее – строительстве) автомобильных дорог общего пользования и подъездных дорог к промышленным предприятиям, а также дорог необщего пользования, за исключением временных дорог и испытательных дорог промышленных предприятий.

Технический кодекс устанавливает основные требования и технологию производства работ, а также правила приемки и методы контроля качества работ при строительстве автомобильных дорог.



Требования разделов 4-11 настоящего технического кодекса являются обязательными.

  1. Нормативные ссылки

В настоящем техническом кодексе использованы ссылки на следующие технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации (далее - ТНПА) :

ТКП 45-1.03-26-2006 (02250)

Геодезические работы в строительстве. Правила проведения

ТКП 45-3.03-19-2006 (02250)

Автомобильные дороги. Нормы проектирования

ТКП 035-2006 (02191)

Приемка в эксплуатацию автомобильных дорог и искусственных сооружений, законченных строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом

СТБ 943-93

Грунты. Классификация

СТБ 1030-96

Материал нетканый синтетический с семенами многолетних трав. Технические условия

СТБ 1033-2004

Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия

СТБ 1062-97

Битумы нефтяные для верхнего слоя дорожного покрытия. Технические условия

СТБ 1104-98

Полотно иглопробивное геотекстильное для транспортного строительства. Технические условия.

СТБ 1112-98

Добавки для бетонов. Общие технические условия

СТБ 1115-2004

Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Методы испытаний

СТБ 1140-99

Знаки дорожные. Общие технические условия

СТБ 1220-2000

Битумы модифицированные дорожные. Технические условия

СТБ 1231-2000

Разметка дорожная. Общие технические условия

СТБ 1245-2000

Эмульсии битумные катионные. Технические условия

СТБ 1300-2002

Технические средства организации дорожного движения. Правила применения

СТБ 1311-2002

Щебень кубовидный из плотных горных пород. Технические условия

СТБ 1501-2006

Автомобильные дороги. Метод статического определения модуля упругости грунтов земляного полотна и материалов оснований дорожных одежд

СТБ 1521-2005

Материалы, укрепленные неорганическими вяжущими, для покрытий и оснований автомобильных дорог

СТБ П 1536-2005

Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Экспресс-методы испытаний

СТБ 1545-2005

Смеси бетонные. Методы испытаний

СТБ 1566-2005

Дороги автомобильные. Методы испытаний

СТБ 1635-2006

Элементы обустройства автомобильных дорог и улиц. Термины и определения. Классификация

СТБ 1705-2006

Асфальтогранулят для транспортного строительства. Технические условия

ГОСТ 5180-84

Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик

ГОСТ 7392-2002

Щебень из плотных горных пород для балластного слоя железнодорожного пути. Технические условия

ГОСТ 8267-93

Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8269.0-97

Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний

ГОСТ 8735-88

Песок для строительных работ. Методы испытаний

ГОСТ 8736-93

Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 10060.0-95

Бетоны. Методы определения морозостойкости. Общие требования

ГОСТ 10060.2-95

Бетоны. Ускоренные методы определения морозостойкости при многократном замораживании и оттаивании

ГОСТ 10178-85

Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия

ГОСТ 10180-90

Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам

ГОСТ 11501-78

Битумы нефтяные. Метод определения глубины проникания иглы

ГОСТ 11503-74

Битумы нефтяные. Метод определения условной вязкости

ГОСТ 11506-73

Битумы нефтяные. Метод определения температуры размягчения по кольцу и шару

ГОСТ 12536-79

Грунты. Методы лабораторного определения гранулометрического (зернового) и микроагрегатного состава

ГОСТ 18105-86

Бетоны. Правила контроля прочности

ГОСТ 22245-90

Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ 22733-2002

Грунты. Метод лабораторного определения максимальной

плотности



ГОСТ 25584-90

Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации

ГОСТ 25607-94

Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

ГОСТ 26633-91

Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 28514-90
(СТ СЭВ 6016)

Строительная геотехника. Определение плотности грунтов методом замещения объема

ГОСТ 30413-96

Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием

ГОСТ 30491-97

Смеси органо-минеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия

СНБ 1.01.04-99

Всеобщее руководство качеством в строительстве. Основные положения

СНБ 1.03.01-99

Технический надзор в строительстве. Основные положения

СНБ 1.03.03-2000

Авторский надзор за строительством зданий и сооружений

СНБ 1.03.04-2000

Приемка законченных строительством объектов. Основные положения

СНиП 3.01.01-85* изд. 1990 г.

Организация строительного производства

СНиП 3.02.01-87

Земляные сооружения, основания и фундаменты

Пособие П2-01
к СНиП 2.05.02-85

Проектирование земляного полотна автомобильных дорог

Пособие П1-98
к СНиП 3.06.03-85

Строительство цементобетонных оснований и покрытий автомобильных дорог

Пособие П2-02
к СНиП 3.06.03-85

Устройство земляного полотна автомобильных дорог

Пособие П12-2000
к СНБ 5.01.01-99

Контроль степени уплотнения грунтов при возведении земляных сооружений

Примечание – При пользовании настоящим техническим кодексом целесообразно проверять действие ТНПА по каталогу, составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочные ТНПА заменены (изменены), то при пользовании настоящим техническим кодексом следует пользоваться замененными (измененными) ТНПА. Если ссылочные ТНПА отменены без замены, то положение, в котором дана ссылка на них, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.


  1. Термины и определения

В настоящем техническом кодексе применяют следующие термины с соответствующими определениями:

    1. автомобильная дорога: (по ТКП 45-3.03-19).

    2. временная автомобильная дорога: Дорога, сооружаемая на срок службы менее 5 лет.

    3. дополнительные слои дорожной одежды: (по ТКП 45-3.03-19).

    4. дорожная конструкция: Система, включающая дорожную одежду и земляное полотно.

    5. дорожная одежда: Многослойная конструкция, предназначенная для перераспределения давления на грунт от действия транспортных нагрузок, обеспечивающая повышение сроков службы и транспортно-эксплуатационных показателей автомобильной дороги.

    6. дорожное основание: Несущая часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием распределение и передачу нагрузок на грунт земляного полотна.

    7. дренирующий слой: Конструктивный слой дорожной одежды, обеспечивающий осушение верхнего слоя земляного полотна в период избыточного увлажнения, что способствует повышению прочности и надежности дорожной одежды. Функции дренирующего слоя выполняет также подстилающий слой. Формируют дренирующий слой из фильтрующих материалов с коэффициентом фильтрации не менее 1 м/сут.

    8. защитный слой, слой износа: Тонкий слой из битумоминерального материала, устраиваемый с целью повышения шероховатости и водонепроницаемости, а также для восстановления и предупреждения разрушения верхнего слоя покрытия.

    9. земляное полотно: (по ТКП 45-3.03-19).

    10. инженерное оборудование дорог: (по СТБ 1635).

    11. капиллярное движение: Перемещение влаги в грунтах или основаниях дорожных одежд, происходящее по капиллярным порам снизу вверх или в стороны под воздействием капиллярных сил, возникающих на границе раздела фаз, входящих в состав грунта.

    12. капитальный ремонт: Ремонт, связанный с восстановлением физико-технических, эстетических и потребительских свойств автомобильной дороги или ее участков и дорожных сооружений, утраченных в процессе эксплуатации.

    13. обустройство дороги: Комплекс дорожных сооружений, устройств и элементов дороги, предназначенных для обеспечения нормальной работы дорожной службы, безопасного и удобного движения по дороге (СТБ 1635).

Примечание – К ним относят инженерное оборудование дорог (дорожные инженерные устройства) и элементы обстановки дороги.

    1. покрытие дорожное: (по ТКП 45-3.03-19).

    2. покрытие дорожное асфальтобетонное: Однослойная или многослойная конструкция, устроенная из различных типов асфальтобетонных смесей с защитным слоем или без него.

Примечание – Может относиться к усовершенствованным дорожным покрытиям капитального типа (горячий асфальтобетон) или к облегченным дорожным покрытиям (теплый и холодный асфальтобетон).

    1. покрытие дорожное цементобетонное: Усовершенствованное капитальное покрытие, одно- или двухслойное монолитное или сборное.

Примечание – Монолитное покрытие может быть армированным и неармированным.

    1. освидетельствование скрытых работ: Промежуточная приемка представителем технического надзора работ, которые в дальнейшем будут полностью или частично скрыты другими частями сооружения или дополнительными и конструктивными слоями земляного полотна и дорожной одежды, для получения строителями разрешения на производство последующих работ.

Примечание – По результатам освидетельствования скрытых работ составляют акт установленной формы.

    1. проектная документация: Система взаимоувязанных документов, разработанных в соответствии с техническими нормативными правовыми актами (ТНПА), служащих основой строительства объектов.

    2. проект организации строительства (ПОС): (по СНиП 3.01.01).

    3. проект производства работ (ППР): (по СНиП 3.01.01).

    4. производственный контроль качества строительно-монтажных работ:

Комплекс мероприятий подрядчика при производстве работ, направленный на обеспечение соответствия проектной документации требованиям действующих ТНПА, оборудования и материалов, технологий и правил производства строительных работ, на обеспечение требований безопасности.

Примечание – Включает входной контроль проектной документации, материалов, конструкций, операционный контроль отдельных строительных процессов или производственных операций и приемочный контроль строительно-монтажных работ.



    1. реконструкция дорог: Совокупность работ и мероприятий, направленных на повышение потребительских свойств существующей автомобильной дороги или отдельных ее участков и дорожных сооружений.

Примечание – При реконструкции дорога, как правило, переводится в более высокую категорию.

    1. технический надзор: Часть строительного процесса, включающего контроль и надзор заказчика за соответствием строительно-монтажных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования ТНПА и утвержденной проектной документации, а также освидетельствование, приёмку и учет выполненных работ.

    2. элементы обустройства дорог: Комплекс, включающий технические средства организации дорожного движения; устройства для обслуживания пешеходов и пассажиров; инженерное оборудование по контролю, информационному обеспечению и управлению дорожным движением и состоянием дорог; устройства для освещения дорог; инженерные сооружения для обеспечения непрерывности и безопасности движения; устройства для установки и крепления элементов обстановки на дороге.

  1. Общие положения

    1. При строительстве автомобильных дорог кроме требований настоящего технического кодекса следует соблюдать требования, содержащиеся в других технических нормативных правовых актах и утвержденной в установленном порядке проектной документации.

При применении новых машин, технологий и материалов следует руководствоваться соответствующими техническими нормативными правовыми актами, утвержденными в установленном порядке.

    1. При строительстве автомобильных дорог необходимо принимать меры по охране окружающей среды. Технологические решения должны предусматривать недопущение причинения ущерба окружающей природной среде и сохранение устойчивого природного баланса при выполнении работ.

    2. Не допускается повреждение дерново-растительного покрова, выполнение планировочных и дренажно-осушительных работ за пределами территорий, отведенных для строительства дороги. Повреждения, нанесенные окружающей среде в зоне временного отвода в результате строительства временных сооружений и дорог, проезда строительного транспорта, стоянки машин, складирования материалов, должны быть устранены к моменту сдачи дороги в эксплуатацию.

    3. При выборе методов производства работ и средств механизации следует учитывать необходимость соблюдения соответствующих санитарных норм, норм предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водные объекты, а также необходимость устранения или максимального уменьшения других видов вредных воздействий на природную среду и прилегающие земельные угодья.

    4. Работы по устройству слоев дорожной одежды следует производить только на готовом и принятом в установленном порядке непереувлажненном и недеформированном земляном полотне.

Покрытие и основание с использованием вяжущих материалов следует устраивать на сухом и чистом нижележащем слое, а при использовании органических вяжущих материалов, кроме того, – на непромерзшем слое.

    1. До начала устройства каждого слоя основания и покрытия следует производить разбивочные работы по закреплению положения бровок и высотных отметок слоев. При применении машин, оборудованных автоматическими следящими системами, закрепление бровок и высотных отметок осуществляется путем установки копирных струн с одной или двух сторон укладываемого слоя. Разбивочные работы и их контроль следует выполнять с использованием геодезических инструментов и средств измерений, поверенных в установленном порядке.

    2. Применение машин без автоматизированных систем управления при устройстве покрытий допускается только при наличии технико-экономического обоснования и с согласия заказчика.

    3. Устройство слоев дорожной одежды в зимнее время разрешается только по полностью законченному и принятому до наступления отрицательных температур земляному полотну, за исключением двухстадийного строительства и земляного полотна, возведенного из крупнообломочных и песчаных непылеватых грунтов.

    4. Для защиты земляного полотна от переувлажнения и разрушения, а также для возможности пропуска построечного транспорта с целью доуплотнения и формирования более плотной структуры грунта непосредственно после окончания работ и приемки земляного полотна рекомендуется устраивать технологический слой из песчано-гравийной или щебеночно-гравийно-песчаной смеси, используемый в дальнейшем в качестве нижнего слоя основания.

    5. Устройство нижнего слоя основания после продолжительных дождей, а также при переувлажнении земляного полотна не допускается. Работы в этих случаях приостанавливаются и возобновляются после того, как грунт земляного полотна достигнет оптимальной влажности, позволяющей довести его до требуемой плотности.

Сохранение оптимальной влажности грунта обеспечивается за счет непрерывности процесса возведения земляного полотна, своевременного профилирования и уплотнения, а также с помощью специальных мер: отсыпки защитного слоя из грунта или укрытия отдельных участков пленками, устройства основания дорожной одежды.

    1. Перед началом работ по устройству слоев дорожной одежды в зимнее время земляное полотно или нижележащий слой должны быть очищены от снега и льда на участке сменной захватки. В снегопад и метель работы по устройству дорожной одежды не допускаются.

    2. Подборы составов смесей для устройства оснований и покрытий проводятся в соответствии с требованиями действующих на эти материалы ТНПА и согласовываются в соответствии с [1].

    3. Уплотнение катками слоев земляного полотна, оснований и покрытий необходимо осуществлять от краев к середине, при этом каждый след от предыдущего прохода катка должен перекрываться при последующем проходе не менее чем на 1/3.

Скорость движения катка, при отсутствии специальных указаний в настоящем техническом кодексе, следует принимать равной от 1,5 до 2 км/ч на первых 2-3 проходах и доводить к концу укатки до максимальной рабочей скорости, указанной в паспорте механизма.

Число проходов катка и толщину уплотняемого слоя с учетом коэффициента запаса на уплотнение материалов следует устанавливать по результатам пробного уплотнения. Результаты пробного уплотнения необходимо заносить в журнал работ и специальные журналы.



    1. При устройстве дорожной одежды проводится операционный контроль качества каждого укладываемого слоя, при котором через каждые 100 метров следует контролировать:

  • высотные отметки по оси дороги;

  • ширину;

  • толщину слоя неуплотненного материала по его оси;

  • поперечный уклон;

  • ровность (просвет под рейкой длиной 3 м на расстоянии 0,5-1 м от каждой кромки покрытия (основания) в пяти контрольных точках, расположенных на расстоянии 0,5 м от концов рейки и друг от друга) .

Перечень других контролируемых параметров и порядок их контроля приведены в соответствующих разделах настоящего технического кодекса.

При выполнении контрольных измерений с учетом требований [2] разрешается применять новые быстродействующие приборы, аттестованные в установленном порядке, показания которых сопоставимы с показаниями традиционных стандартных приборов.


    1. При уширении проезжей части автомобильных дорог в случае их реконструкции и капитального ремонта следует обеспечивать плотное и ровное сопряжение укладываемых слоев с существующей дорожной одеждой.

    2. По завершении строительства все земельные участки, которые предоставлены для временного пользования на период строительства, должны быть рекультивированы в соответствии с требованиями проектной документации и возвращены собственникам земли, землепользователям, в том числе арендаторам.

  1. Организация строительства

    1. Организация и планирование дорожно-строительных работ осуществляется на основе проектов организации строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР).

Содержание, порядок разработки и утверждения ПОС и ППР определены СНиП 3.01.01.

    1. ПОС разрабатываются генеральной проектной организацией или по ее заказу проектной организацией, имеющей лицензию. В ПОС должны быть решены следующие основные вопросы: оптимальный срок строительства, характер распределения капиталовложений по годам и кварталам, определены сроки, объемы и последовательность работ, потребность в материальных, трудовых, энергетических ресурсах; решены вопросы организации производственной базы строительства и разработаны мероприятия по обеспечению надлежащих условий труда.

    2. ППР составляются генеральными подрядчиками или проектными организациями в соответствии со СНиП 3.01.01. ППР является основанием для организации выполнения работ, а также для оперативного контроля и учета.

    3. Поточный метод строительства следует применять как на строительстве всей дороги, так и на отдельных ее участках или при выполнении отдельных видов дорожно-строительных работ.

В условиях строительства группы рассредоточенных объектов небольшой протяженности для выполнения одинаковых видов работ рекомендуется предусматривать организацию специализированных потоков, последовательно перемещающихся с одного объекта на другой в составе, как правило, одного комплексного потока.

Скорости потоков, величина организационных и технологических перерывов между выполнением отдельных видов работ должны устанавливаться на основе технико-экономического сравнения вариантов организации строительства с учетом оптимальной скорости выполнения наиболее сложных и трудоемких строительных процессов и других организационных и экономических факторов (уровня использования и степени готовности технических ресурсов, возможности оперативного маневрирования ресурсами, использования конструкций и материалов, позволяющих механизировать строительные процессы, использования местных материалов, побочных продуктов, отходов производства).



    1. Сроки выполнения сосредоточенных работ должны обеспечить принятую скорость и ритмичность комплексного потока по строительству автомобильной дороги.

К сосредоточенным работам могут относиться работы по строительству больших мостов, сложных регуляционных сооружений, а также земляного полотна на отдельных участках с объемом земляных работ на 1 км, превышающим средний покилометровый объем земляных работ в три и более раз или резко отличающимся повышенной сложностью производства и трудоемкостью от работ на смежных участках (переходы через болота, высокие насыпи, слабые грунты, глубокие выемки).

    1. Организация контроля качества строительства автомобильных дорог и ведения производственно-технической документации осуществляется в соответствии с СНБ 1.01.04 и [1].

    2. Организация дорожного движения и обеспечение безопасности на период производства работ должны осуществляться в соответствии с [3].

  1. Производственные базы

    1. К производственным базам дорожного строительства относятся притрассовые карьеры, асфальто- и цементобетонные заводы (АБЗ и ЦБЗ), притрассовые склады минеральных материалов (щебня, песка, гравия), органических и минеральных вяжущих, прочие предприятия.

    2. Размещение новых АБЗ и ЦБЗ вдоль дороги и протяженность обслуживаемых ими участков, а также возможность использования действующих заводов устанавливаются проектом организации строительства исходя из скорости строительного потока.

Асфальтобетонные и цементобетонные заводы должны соответствовать действующим экологическим нормам в части охраны окружающей среды.

    1. Склады органических вяжущих материалов должны иметь систему подогрева и быть оборудованы таким образом, чтобы исключить загрязнение почвы и вод (открытых и подземных).

    2. На площадках складирования минеральных материалов на территории асфальтобетонных и цементобетонных заводов, смесительных установок, прирельсовых баз необходимо устраивать твердое покрытие с обеспечением водоотвода.

    3. При производстве щебня в притрассовых карьерах следует предусматривать отбор и, в необходимых случаях, обогащение отходов измельчения (дробления), а при наличии неоднородных горных пород – обогащение более прочными каменными материалами.

При использовании камнедробильных установок целесообразно работу дробилки на последней стадии предусматривать в замкнутом цикле.

При круглогодичном режиме работы карьеров необходимо предусматривать мероприятия по предупреждению промерзания пород в массиве и горной массы в процессе ее добычи и переработки с дальнейшим складированием щебеночных материалов.



    1. Экологические и санитарные требования и нормы по размещению производственных баз должны отвечать требованиям ТКП 45-3.03-19, СНБ 1.03.04, [4].

  1. Подготовительные работы

    1. Подготовка к строительству каждого объекта должна предусматривать:

  • изучение инженерно-техническим персоналом проектной документации и детальное ознакомление с условиями строительства, реконструкции или ремонта;

  • разработку проектов производства работ;

  • получение разрешения на производство работ;

  • выполнение работ подготовительного периода (с соблюдением природоохранных требований, требований охраны труда, техники безопасности и пожарной безопасности).

При проведении подготовительных работ должен прорабатываться комплекс вопросов по организации работ и согласованию объемов и сроков их выполнения.

    1. Подготовительные работы включают:

  • проведение геодезических разбивочных работ;

  • расчистку полосы отвода;

  • закрепление на местности границ отвода земельных участков под элементы дороги, карьеры и резервы;

  • переустройство коммуникаций и устройство поверхностного водоотвода;

  • устройство временных дорог и объездов;

  • проведение работ по сносу или переносу строений и сооружений;

  • снятие и складирование плодородного слоя грунта.

    1. Состав и объем геодезической разбивочной основы при выполнении работ в процессе строительства должны отвечать требованиям ТКП 45-1.03-26.

    2. Отходы от расчистки полосы отвода необходимо полностью вывезти в специально отведенные места до начала земляных работ.

    3. В случаях, когда строящаяся автомобильная дорога пересекает подземные коммуникации, следует по согласованию с заинтересованными организациями предусмотреть предварительную укладку кожухов или других устройств с последующей прокладкой (переустройством) коммуникаций без нарушения целостности земляного полотна.

  1. Сооружение земляного полотна

    1. Общие положения

      1. Сооружение земляного полотна должно осуществляться без разрывов. Разрывы в земляном полотне допускаются только на участках с особыми грунтовыми условиями, где работы выполняют по индивидуальным проектам, которые предусматривают технологические или сезонные перерывы (глубокие болота, оползневые участки, глубокие выемки ).

      2. Земляное полотно следует возводить с опережением последующих работ (заделом), величина которого должна определяться ПОС и обеспечивать непрерывное и равномерное устройство дорожных оснований и покрытий.

Величину задела земляного полотна следует определять в каждом конкретном случае в зависимости от годовых объемов устройства покрытий в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1

Виды земляных работ

Готовность земляного полотна (задел), %,
при годовом объеме устройства покрытий, км

До 20

От 20 до 50

Св. 50

Сосредоточенные работы (по объему)

От 25 до 75

От 50 до 100

От 75 до 100

Линейные работы (по протяженности)

От 25 до 50

От 25 до 75

От 50 до 100

      1. На участках задела земляное полотно должно быть выполнено до проектной отметки, поверхность его, включая откосы, спланирована, откосы укреплены, обеспечена надежная работа водоотводных сооружений.

      2. Насыпи высотой более 3 м из пылеватых и тяжелых пылевато-глинистых грунтов должны быть закончены, как правило, за год до устройства асфальто- и цементобетонных покрытий, а также покрытий и оснований, устраиваемых с применением вязких битумов, или из материалов, укрепленных минеральными вяжущими.

      3. При невозможности обеспечения задела земляного полотна требуемой протяженности, а также выполнения требований 8.1.4 допускается сокращать сроки начала устройства монолитных слоев дорожной одежды при соответствии степени и однородности (равномерности) его уплотнения требованиям таблицы 2.

      4. Монолитные слои дорожной одежды допускается устраивать непосредственно после возведения земляного полотна, если по результатам приемочного контроля выполняются требования к степени и однородности уплотнения грунтов, приведенные в графах 2 и 4 таблицы 2.

      5. Если фактические значения плотности и однородности уплотнения грунтов соответствуют нормам, приведенным в графах 3 и 4 таблицы 2, то монолитные слои дорожной одежды следует устраивать по истечении технологического перерыва, необходимого для завершения осадок и стабилизации насыпей. При этом не менее одного месяца перед устройством дорожной одежды земляное полотно должно находиться под действием движения построечного транспорта.

      6. При строительстве насыпей на слабых основаниях, использовании в земляном полотне переувлажненных или заторфованных грунтов, оттаивающих мерзлых грунтов, а также при сооружении земляного полотна полностью в зимнее время, до устройства покрытий и оснований, указанных в 8.1.4, должен быть установлен технологический перерыв для стабилизации земляного полотна в соответствии с таблицей 3.

Таблица 2 – Требования к степени и однородности уплотнения насыпей

Глубина
расположения
слоя от низа
дорожной
одежды, м

Степень уплотнения

Однородность
уплотнения

Наименьший коэффициент уплотнения грунта
при устройстве монолитных слоев дорожной одежды

Среднее
квадратическое
отклонение
коэффициента
уплотнения

непосредственно после
возведения земляного
полотна

после завершения
технологического
перерыва

1

2

3

4

До 0,5

1,02

1,0

0,0033

Св. 0,5 до 1,5

1,0

0,98

0,01

Св. 1,5 до 6,0

0,98

0,96

0,01

Св. 6,0

0,98

0,98

0,01

Таблица 3 – Продолжительность технологического перерыва

Высота
насыпи, м

Продолжительность технологического перерыва (в месяцах) для грунтов

песчаных

глинистых

Тип дорожной одежды

I

II

I

II

До 2

1

1

2

2

От 2 до 4

2

2

3

3

Св. 4 до 7

3

3

4

4

Св. 10 до 15

4

5

6

12

Примечание – К  типу дорожной одежды относятся дорожные одежды с асфальтобетонным покрытием на нежестком основании; ко  типу - дорожные одежды с цементобетонным покрытием и асфальтобетонным покрытием на жестком основании.

После окончания технологического перерыва поверхность земляного полотна должна быть спланирована и, при необходимости, произведены досыпка и уплотнение грунта.

      1. Для насыпей, сооружаемых зимой, дорожную одежду следует устраивать после полного оттаивания грунтов и стабилизации насыпей, что устанавливают на основе анализа плотности и влажности грунта по высоте насыпи, а также данных систематического (не реже одного раза в неделю) нивелирования поперечного профиля на контрольных поперечниках, устраиваемых на расстоянии от 50 до 100 м. Продолжительность технологического перерыва в этом случае следует исчислять с момента полного оттаивания грунтов.

      2. Для насыпей, возводимых на болотах (с выторфовыванием или без него), при установлении сроков устройства дорожной одежды следует учитывать влияние деформаций ползучести слабых грунтов на степень стабилизации насыпи в соответствии с Пособием П2-01 к СНиП 2.05.02 и Пособием П2-02 к СНиП 3.06.03.

      3. Для ускорения посадки насыпи на минеральное дно болота и стабилизации деформаций за счет доуплотнения оставшихся после выторфовывания прослоек слабых грунтов на болотах глубиной более 3 м или меньшей глубины, если общая толщина насыпного слоя менее 4 м, необходимо предусматривать применение временной пригрузки. Толщина слоя временной пригрузки определяется расчетом по Пособию П2-01 к СНиП 2.05.02, но во всех случаях должна быть не менее 1/3 проектной толщины насыпи.

      4. В процессе работ должен быть обеспечен временный водоотвод, предотвращающий застой воды и переувлажнение грунтов отсыпаемого земляного полотна.

Разработку выемок и боковых резервов следует начинать с пониженных мест рельефа. Заглубления в резервах и выемках не допускаются. Перемычки в резервах и выемках при траншейной разработке, расположенные поперек уклона и препятствующие водоотводу, необходимо своевременно убирать.



    1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница