Прав журналистов и сми в армении



Скачать 494.15 Kb.
страница1/2
Дата24.07.2016
Размер494.15 Kb.
  1   2

ԽՈՍՔԻ ԱԶԱՏՈՒԹՅԱՆ

ՊԱՇՏՊԱՆՈՒԹՅԱՆ ԿՈՄԻՏԵ



ԲԱՑ ՀԱՍԱՐԱԿՈՒԹՅԱՆ

ՀԻՄՆԱԴՐԱՄՆԵՐ - ՀԱՅԱՍՏԱՆ





О СОСТОЯНИИ СВОБОДЫ СЛОВА И НАРУШЕНИЯХ

ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ В АРМЕНИИ
Квартальный доклад Комитета по защите свободы слова1

(апрель-июнь 2012)
КРАТКОЕ ОБОБЩЕНИЕ
Комитет по защите свободы слова (КЗСС) отслеживает события и проблемы, касающиеся деятельности армянских медиа, и публикует ежеквартальные и годовые доклады о состоянии свободы слова и нарушениях прав журналистов и СМИ в Армении. В этих документах представляются также инициативы по внесению изменений и дополнений в медиа-законодательство страны, рассматривается воздействие политических и экономических факторов на СМИ.
Во втором квартале 2012 в процессах, касающихся правового поля деятельности СМИ, привлекли внимание два события.

25 апреля Правительство Армении представило председателю Национального Собрания РА свое заключение относительно законопроекта “О телевидении и радио”, разработанного Ереванским пресс-клубом, общественной организацией содействия СМИ “Интерньюс” и Комитетом по защите свободы слова. В связи с этим будут продолжены обсуждения по совершенствованию законопроекта.

27 апреля Кассационный суд РА принял прецедентное решение, регламентирующее применение статьи 1087.1 Гражданского кодекса РА (“Порядок и условия возмещения ущерба, причиненного чести, достоинству или деловой репутации”). Однако некоторые положения этого документа, в частности, связанные с понятием “источник информации”, а также недооценкой возможностей внесудебного решения информационных споров, вызвали обеспокоенность в журналистском сообществе.

Что касается воздействия политической среды на деятельность СМИ, то здесь подтвердилась закономерность, отмеченная КЗСС в предыдущие годы: в период выборов - как общенациональных, так и в органы местного самоуправления - заметно усиливаются атаки на СМИ и журналистов. В день парламентских выборов, 6 мая, было зафиксировано 3 случая физического насилия в отношении журналистов и 4 инцидента, связанных с препятствованием получению и распространению информации. Хотя, по сравнению с выборами 2008, условия работы СМИ были не столь сложными, тем не менее, по сравнению с первым кварталом 2012, ситуация заметно обострилась. В частности, число нарушений прав журналистов и СМИ удвоилось: помимо упомянутых фактов физического насилия, во втором квартале было зафиксировано 10 случаев применения различных форм давления и 10 нарушений права на получение и распространение информации.

Еще одним подтверждением контроля властей страны над вещательными СМИ стало открытое письмо ряда общественных организаций и группы представителей науки и культуры президенту Армении Сержу Саргсяну и отданное им поручение председателю Общественного Совета Вазгену Манукяну относительно выработки предложений по улучшению армянского телевещания. Разделяя обеспокоенность авторов письма, КЗСС, вместе с тем, выражает приниципиальное несогласие с предлагаемыми методами решения проблем и расценивает их как попытку скрытой цензуры.

СРЕДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ
Во втором квартале 2012 в правовом поле, касающемся свободы слова и деятельности СМИ, примечательными были два события.

25 апреля Правительство РА представило председателю Национального Собрания свое заключение относительно законопроекта о внесении изменений и дополнений в Закон РА “О телевидении и радио”, введенного в обращение 19 марта постоянной парламентской комиссией по вопросам науки, образования, культуры, молодежи и спорта. Напомним, что этот законопроект был разработан Ереванским пресс-клубом, общественной организацией содействия СМИ “Интерньюс” и Комитетом по защите свободы слова.

В заключении, в частности, отмечается, что правительство признает необходимость внесения поправок в Закон РА “О телевидении и радио” в связи с внедрением в стране системы цифрового вещания. Вместе с тем было отмечено, что законопроект нуждается в определенных изменениях концептуального и технического характера.

С точки зрения законодательного регулирования деятельности СМИ очень важным стало принятое 27 апреля прецедентное решение Кассационного суда РА по иску бывшего советника председателя Национального Собрания РА Татула Манасеряна против учредителя газеты “Жаманак”. Раньше все жалобы по делам о клевете и оскорблении в СМИ эта судебная инстанция возвращала без рассмотрения. Впервые за последние два года Кассационный суд РА принял в производство такую жалобу и, подчеркнув, что “назрела необходимость единообразного толкования судами статьи 1087.1 Гражданского кодекса РА”, представил свои комментарии со ссылкой на нормы, установленные Европейским судом по правам человека относительно права на свободу слова и его ограничений.

В частности, в контексте данной статьи уточнены понятия “причинивший ущерб”, “пострадавший”, “оскорбление”, “клевета”, “достоверные факты”, “оценочное суждение” и другие, даны рекомендации по вопросам, касающимся определения размеров возмещения ущерба, освобождения от ответственности, критики должностных лиц, срока давности для подачи иска.

Однако два обстоятельства в этом, в целом позитивном, решении вызывают обеспокоенность. Прежде всего, как отметил Совет по информационным спорам в экспертном заключении от 26 июня, ряд правовых оценок, высказанных судом в комментариях к понятию “источник информации”, ограничивает круг источников, которыми могут пользоваться журналисты. Поэтому соответствующие положения документа необходимо пересмотреть.

Соглашаясь с этой точкой зрения, КЗСС в то же время обращает внимание на еще один существенный недостаток. Комментируя норму о сроке давности, суд пришел к спорному выводу, принижающему значение внесудебного удовлетворения требования об опровержении и девальвирующему приоритет внесудебного разрешения информационных споров в целом. В решении Кассационного суда отмечается, что обращение к СМИ для восстановления нарушенных прав во внесудебном порядке не является обязательным условием для подачи иска в суд. Между тем, согласно пункту 9 статьи 8 Закона РА “О массовой информации”, лицо имеет право обратиться в суд с требованием об опровержении и публикации ответа, если СМИ отказывается делать это либо нарушает установленные законом срок и порядок.
Вместе с тем, заслуживает внимания то обстоятельство, что в рассматриваемый период, как и в предыдущем квартале, число исков против СМИ и журналистов, поданных по статье 1087.1 Гражданского кодекса РА, заметно сократилось по сравнению с первым и вторым кварталами 2011. Так, в первом полугодии 2011 Комитетом было зафиксировано 14 судебных дел. А в первом полугодии 2012 началось рассмотрение 6 новых судебных дел, два из которых были приняты в производство в конце 2011.
Второй квартал нынешнего года включал период официальной агитационной кампании по выборам в Национальное Собрание РА. Поэтому в смысле воздействия политических факторов на медиа в центре внимания оказались как предвыборная ситуация в целом, так и связанные со СМИ инциденты, имевшие место в день голосования - 6 мая.

Из опыта предыдущих лет Комитетом отмечена закономерность: избирательные кампании в Армении, как правило, сопровождаются обострением внутриполитической ситуации, что, в свою очередь, приводит к усилению давления на медиа, формированию неблагоприятных условий для их деятельности.

6 мая 2012, в день парламентских выборов, было зарегистрировано 7 инцидентов: 3 из них - случаи физического насилия, к счастью, без тяжелых последствий, и 4 - нарушения права на получение и распространение информации (подробности см. в разделе “Физическое насилие над журналистами” и подразделе “Другие формы препятствования профессиональной деятельности журналистов на выборах в НС РА” настоящего доклада).

Инициированный КЗСС мониторинг освещения в армянском телеэфире пресс-конференций политических сил в предвыборный период преследовал цель исследовать воздействие политической среды на деятельность СМИ. Он был осуществлен с 15 февраля по 4 мая включительно. По результатам мониторинга КЗСС пришел к выводу, что в предвыборный период почти все столичные и общенациональные телекомпании проявили интерес к пресс-конференциям, касающимся выборов. В целом, в ходе избирательной кампании телеэфир был доступен для всех партий, участвовавших в выборах, а условия для общения с избирателями посредством пресс-конференций - в основном, равными. Освещение пресс-конференций на телеканалах по содержанию было преимущественно нейтральным. Большинство отснятых материалов представлено без комментариев - собственных или иных.

Тот факт, что в предвыборный период СМИ, в основном, предоставляли политическим силам равные возможности, подтверждается также мониторингами, осуществленными партнерскими организациями, в частности, Ереванским пресс-клубом и общественной организацией “Журналисты во имя будущего”.

В целом, освещение парламентской избирательной кампании показало, что армянские телекомпании в состоянии обеспечивать плюрализм и беспристрастность. И ответственность за то, что эти качества почти не проявляются вне выборов - в повседневной жизни, полностью лежит на властях, которые держат вещательную сферу под тотальным контролем.

Наличие такого контроля еще раз подтвердилось вскоре после парламентских выборов. 22 июня ряд общественных организаций и представителей интеллигенции обратился к президенту РА Сержу Саргсяну с открытым письмом, озаглавленным “Об

антисоциальной эфирной политике телекомпаний”. Авторы письма сочли армянский телеэфир неприемлемым исключительно из-за “агрессивных, криминальных и потенциально уголовных, антисоциальных” сериалов и так называемых “юмористических” передач. А решение проблемы им видится в установлении новых критериев, ужесточении мер наказания телекомпаний, создании еще одной структуры внутри Национальной комиссии по телевидению и радио.

Примечательно, что президент Армении немедленно отреагировал на это открытое письмо, встретившись с председателем Общественного Совета Вазгеном Манукяном и дав ему соответствующие поручения. Последний обязался до конца сентября предложить механизмы реформирования телевещания на основе общественных обсуждений с заинтересованными сторонами.

Комитет по защите свободы слова, также всерьез обеспокоенный катастрофическим состоянием армянского телеэфира, считает наличие “антисоциальных сериалов” далеко не единственной проблемой этой сферы и решительно выступает против предложенных в письме решений, расценивая их как попытку скрытой цензуры. КЗСС уверен, что для улучшения ситуации необходимо, прежде всего, коренным образом реформировать Закон РА “О телевидении и радио”. Помимо этого, следует обязать Национальную комиссию по телевидению и радио добросовестно исполнять свою миссию - постоянно и беспристрастно отслеживать выполнение телекомпаниями требований закона и условий полученных ими лицензий. А творческие, профессиональные задачи телевидения должны решаться путем содействия саморегулированию телекомпаний, а не осуществлением мер, которые могут привести к цензуре или самоцензуре. Президент Армении или его администрация, как и Общественный Совет, не наделены установленными законом полномочиями в вопросах контроля над телеэфиром или его регулирования.

Кстати, во втором квартале Комитет по защите свободы слова имел повод зафиксировать факт недобросовестного исполнения Национальной комиссией по телевидению и радио своих функций. КЗСС направил запрос НКТР о том, не нарушает ли ООО “ШАРК” условий выданной ему лицензии № 160, перепрофилировав свой телеканал “Лайм” (бывший “12”) в исключительно развлекательный, при том, что 16 декабря 2010 ООО “ШАРК” было признано победителем конкурса № 15 среди телекомпаний общей направленности. В полученном от НКТР ответе от 30 мая 2012 сообщалось, что нарушения условий лицензии комиссией не зафиксировано. Между тем, несоответствие условий лицензии и содержания эфира телекомпании очевидно. Об этом свидетельствуют как наблюдения КЗСС, так и размещенные в Ереване рекламные щиты самого развлекательного телеканала “Лайм”.
Во втором квартале 2012 КЗСС продолжал фиксировать и анализировать нарушения прав журналистов и СМИ. Ниже представляем их по следующей классификации:

1) физическое насилие над журналистами;

2) давление на СМИ и их сотрудников;

3) нарушения права на получение и распространение информации.


Используемая КЗСС классификация видов нарушений прав журналистов и СМИ несколько условна. В частности, бывают инциденты, в которых, к примеру, препятствование получению и распространению информации сопровождается насилием над журналистом. Каждый из таких фактов отнесен к тому виду нарушений, которому, по мнению авторов доклада, он больше соответствует. Тем не менее, несмотря на эту условность, применяемая классификация позволяет более конкретно и наглядно представить общую картину нарушений прав журналистов и СМИ.

НАРУШЕНИЯ ПРАВ ЖУРНАЛИСТОВ И СМИ
Второй квартал 2012 был весьма напряженным периодом для СМИ и журналистов Армении. Прежде всего, это было связано с внутриполитическими событиями, в частности, с избирательной кампанией и самими выборами. Как уже отмечалось, накануне и в день парламентских выборов-2012 произошло 7 инцидентов, 3 из которых связаны с применением физического насилия в отношении журналистов, и 4 являются нарушениями права на получение и распространение информации

Что касается судебных исков против журналистов и СМИ по поводу клеветы и оскорбления (в том числе привлечения медиа в качестве третьей стороны) необходимо отметить, что во втором квартале текущего года началось рассмотрение 5 новых дел, одно из которых было принято в производство в конце 2011. А всего в первом полугодии, как отмечалось в предвдущем разделе, было 6 таких дел, 2 из которых были приняты в производство в конце 2011.


Ниже представлены две таблицы, содержащие сравнительные количественные показатели нарушений прав СМИ и их сотрудников. Обе таблицы свидетельствуют, что во втором квартале число этих правонарушений удвоилось - как по сравнению с тем же периодом 2011, так и с первым кварталом 2012.

Если в первом квартале нынешнего года позитивным было отсутствие фактов физического насилия против журналистов, то во втором квартале было зафиксировано 3 таких инцидента. По сравнению как со вторым кварталом 2011 (6 случаев), так и с первым кварталом 2012 (6 случаев), число зафиксированных фактов давления на СМИ и их сотрудников достигло 10. Многочисленными были и нарушения права на получение и распространение информации, их на 5 больше, чем в предыдущем квартале, и на 8 - чем в тот же период 2011.



Сравнительная таблица данных относительно нарушений прав журналистов и СМИ в первом и втором кварталах 2012 года


Виды нарушений


2012 г.

1-й квартал



2012 г.

2-й квартал



Физическое насилие над журналистами

0

3

Давление на СМИ и их

сотрудников



6

10

Нарушения права на получение и распространение информации

5

10


Сравнительная таблица данных относительно нарушений прав журналистов и СМИ в течение вторых кварталов 2011 и 2012 годов


Виды нарушений


2011 г.

2-й квартал



2012 г.

2-й квартал



Физическое насилие над журналистами

2

3

Давление на СМИ и их

сотрудников



6

10

Нарушения права на получение и распространение информации

2

10

Таким образом, во втором квартале 2012 Комитетом зафиксировано 23 новых нарушения прав журналистов и СМИ.


Как и в прошлые годы, КЗСС отмечает, что приведенные в таблице данные не претендуют на абсолютную точность. Известно, что представители СМИ нередко воздерживаются от предания гласности фактов препятствования их профессиональной деятельности, игнорируют различного рода угрозы в свой адрес или предпочитают самостоятельно преодолевать возникающие проблемы и незаконные ограничения. Поэтому КЗСС уверен, что реальное число нарушений прав журналистов и СМИ намного больше зафиксированного. В настоящем докладе мы представляем наиболее значительные факты таких правонарушений, которые вызвали широкий общественный резонанс.

Физическое насилие над журналистами
Во втором квартале 2012, 5 и 6 мая, накануне и в день выборов в НС РА, было зафиксировано 3 случая физического насилия в отношении журналистов.
6 мая телекомпания “ГАЛА” распространила пресс-релиз о том, что 5 мая, накануне дня парламентских выборов, в комиссии избирательного округа 33, базирующейся в школе № 30 города Гюмри, произошел инцидент между съемочной группой телекомпании и членами окружной избирательной комиссии. Корреспондент телекомпании Наира Налбандян позвонила председателю комиссии Григору Ованнисяну и попросила предоставить сведения об избирательных участках, однако получила отказ. Позже она вместе с оператором Тиграном Гасабяном направилась в здание упомянутой школы, однако им не позволили войти туда. Григор Ованнисян снова отказался предоставить запрошенные сведения. Затем председатель и два других члена окружной комиссии вышли к съемочной группе, в грубой форме потребовали уйти и вступили в потасовку с оператором. Инцидент был прекращен лишь после вмешательства дежурного полицейского.

11 мая Наира Налбандян обратилась в следственный отдел Полиции Ширакской области с заявлением об инциденте. Как сообщили КЗСС в телекомпании “ГАЛА”, 16 мая в возбуждении дела было отказано “ввиду отсутствия преступного деяния”.


6 мая, в день выборов в НС РА, СМИ сообщили о применении силы и воспрепятствовании профессиональной деятельности корреспондента Армянской службы Радио “Свобода”/Радио “Свободная Европа” Элины Чилингарян. Когда журналистка проводила видеосъемку во дворе избирательного участка 12/32, расположенного в школе № 178 Еревана, неизвестный молодой человек, попавший в кадр, подошел и ударил ее по руке, пытаясь отнять видеокамеру. Камера упала на землю, между ними начался спор. Журналистке с трудом удалось отстоять видеокамеру, после чего она покинула участок и обратилась в полицию с заявлением об инциденте. Отделом полиции Эребуни было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 164 УК РА (“Препятствование законной профессиональной деятельности журналиста”). Расследование дела продолжается.
В тот же день, 6 мая, на избирательном участке 34/26, расположенном в школе №1 города Гюмри, четверо неизвестных молодых людей воспрепятствовали профессиональной деятельности корреспондента информационно-аналитического агентства “Максинфо” Карена Алекяна, отодрав с его одежды журналистское удостоверение и вырвав из его рук видеокамеру. Затем эти люди покинули участок, а камера была возвращена спустя два часа в сломанном виде.

Карен Алекян обратился в городской отдел полиции Гюмри с заявлением об инциденте. 8 мая было возбуждено уголовное дело по пунктам 3 и 5 части 2 статьи 149 УК РА (“Препятствование осуществлению избирательного права, работе избирательных комиссий либо осуществлению полномочий участвующих в выборах лиц”). В настоящее время расследование продолжает Особая следственная служба РА. Как сообщили КЗСС из Особой следственной службы, несмотря на предпринятые меры, в связи с этим инцидентом пока никого не задержали.



Другие факты препятствования профессиональной деятельности

журналистов в день выборов в НС РА
Приведенные ниже факты отнесены нами к нарушениям права на получение и распространение информации, однако здесь они выделены в отдельный раздел - с тем, чтобы представить общую картину правонарушений в отношении журналистов и СМИ во время парламентских выборов.
6 мая, в день выборов в НС РА, СМИ сообщили, что на избирательном участке 34/25, расположенном в школе № 6 г. Гюмри, воспрепятствовали работе оператора телекомпании “Кентрон” Вараздата Папикяна. Спартак Гукасян, сын мэра Гюмри Вардана Гукасяна, отобрал у оператора видеокамеру и вынудил его покинуть участок. На основании сигнала, полученного Прокуратурой РА по горячей линии, 8 мая

было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 149 УК РА (“Препятствование осуществлению избирательного права, работе избирательных комиссий либо осуществлению полномочий участвующих в выборах лиц”). В настоящее время расследование продолжается в Особой следственной службе РА.


В тот же день на избирательном участке 34/21, расположенном в гюмрийской школе № 5, группа неизвестных лиц воспрепятствовала профессиональной деятельности корреспондента-оператора телекомпании “Кентрон” Владимира Хачатряна. Они забрали и унесли с собой установленную на участке видеокамеру журналиста. На основании сигнала, полученного Прокуратурой РА по горячей линии, 8 мая было возбуждено уголовное дело по пункту 5 части 2 статьи 149 УК РА (“Препятствование осуществлению избирательного права, работе избирательных комиссий либо осуществлению полномочий участвующих в выборах лиц”). В настоящее время расследование продолжается в Особой следственной службе РА.
В тот же день, примерно в 10.00, по информации интернет-версии газеты “Аравот” - www.aravot.am, на избирательном участке 5/11 столичного административного округа Давидашен произошел инцидент с корреспондентом издания Нелли Бабаян. Когда журналистка производила фотосъемку со своего мобильного телефона, неизвестный молодой человек воспрепятствовал ей, отобрав телефон. Спустя некоторое время телефон был возвращен журналистке.
В тот же день, после 20.00, когда голосование уже закончилось, КЗСС получил из редакции “Hetq.am” сигнал о том, что на избирательном участке 6/01 столичных административных округов Ачапняк и Давидашен воспрепятствовали выполнению профессиональных обязанностей корреспондента этого интернет-издания Кристинэ Агаларян, не позволив ей получить информацию о процессе подсчета голосов. Председатель участковой избирательной комиссии без каких-либо оснований не позволил журналистке производить видеосъемку. Когда она потребовала показать правовой акт, на основании которого налагается подобный запрет, председатель комиссии не нашел возражений. Лишь после настойчивых требований Кристинэ Агаларян получила возможность выполнить свою работу.

Давление на СМИ и их сотрудников
Как уже отмечалось, во втором квартале 2012 количество случаев давления на СМИ и их сотрудников увеличилось по сравнению и с предыдущим кварталом, и со вторым кварталом 2011. В отчетный период КЗСС зафиксировал 10 новых фактов, 5 из которых - судебные дела по статье 1087.1 Гражданского кодекса РА (1 дело было принято в производство в конце 2011, однако слушания начались во втором квартале нынешнего года), остальные - другие формы давления.

В этом разделе доклада отражено также развитие событий в начавшихся в 2010 и 2011 судебных разбирательствах с участием СМИ и журналистов. Из представленных ниже 25 дел 23 касаются применения статьи 1087.1 ГК РА.

Представим зафиксированные во втором квартале 10 новых случаев давления на СМИ и развитие событий в продолжавшихся судебных делах в хронологической последовательности.
13 апреля в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана был оглашен заключительный судебный акт по иску Тиграна Тертеряна (законные представители - Гамлет Тертерян, Сусанна Назарян), несовершеннолетнего сына бывшего директора школы № 2 Эчмиадзина, против учредителя еженедельной газеты “168 жам“ - ООО “168 жам“ и корреспондента издания Маринэ Мартиросян.

Напомним, что истец требовал обязать ответчиков опровергнуть сведения о том, что он поджег школьный архив документов, в качестве возмещения за клевету взыскать в его пользу 2 миллиона драмов, а также в размере требуемой суммы наложить запрет на принадлежащие ООО “168 жам” имущество или денежные средства.

Суд признал иск необоснованным и отклонил его, обязав Тиграна Тертеряна уплатить госпошлину в размере 36 000 драмов.
13 апреля в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш продолжилось рассмотрение иска религиозной организации “Слово жизни” и ее руководителя Артура Симоняна против ООО “Иравунк медиа”, учредителя еженедельного приложения газеты “Иравунк” - “Иравунк-Расследование” и еженедельника “Аргументы недели в Армении”.

Напомним, что истец требует опровергнуть публикации, в которых “Слово жизни” характеризуется как сектантская организация, принести публичные извинения, а также компенсировать судебные расходы. Руководителя организации особенно возмутили сведения, содержащиеся в статье “Тема сектантских порнофотографий “зацвела” обвинением в растлении малолетних”, опубликованной в № 39 “Иравунк- расследование” (19-25 октября 2011) вместе с двумя коллажами. Дело находится в судебном производстве с 23 ноября 2011.

Назначенное на 13 апреля судебное заседание было отложено до 10 мая с тем, чтобы предоставить истцу время для сбора доказательств. 10 мая он представил свои доказательства, в том числе выданное по его инициативе экспертное заключение Совета по информационным спорам. Кроме того, истец выразил готовность обсудить с ответчиком возможность заключения мирового соглашения. Суд отметил, что для этого следует обратиться с письменным предложением, и предоставил истцу время.

На состоявшемся 29 мая заседании предложение о мировом соглашении не было представлено в суд.

21 июня начались слушания дела по существу. Ответчик сообщил суду, что полномочия его адвоката утратили силу, поскольку они были подтверждены руководителем ООО “Иравунк медиа” Айком Бабуханяном, который на выборах 6 мая избран депутатом Национального Собрания РА. Подтвердить полномочия представителя ответчика сможет лишь новый председатель ООО “Иравунк медиа”, который заменит Айка Бабуханяна. Слушания продолжатся 13 июля.
13 апреля в суде общей юрисдикцииТавушской области (канцелярия Иджевана) продолжились слушания по иску дорожно-строительного ЗАО “ДСЭ Иджевана” против ООО “Студия Иджеван” и ее директора Наиры Хачикян.

Напомним, что истец оспаривает репортаж, выпущенный в эфир 21 июня 2011 в информационной программе “Лрабер” Второго армянского телеканала, а также на телеканале “Еркир-медиа”, в котором прозвучала критика деятельности дорожно-строительной компании.

Истец потребовал публично извиниться и возместить ущерб за ущемление деловой репутации в размере 3 264 000 драмов, включая судебные расходы и госпошлину. 7 марта рассмотрение дела было сочтено завершившимся, однако позже, 22 марта, слушания возобновились в связи с необходимостью дополнительного изучения доказательств.

27 апреля суд удовлетворил иск частично, признав надлежащим ответчиком лишь Наиру Хачикян, и обязал ее возместить ущерб за ущемление деловой репутации дорожно-строительного ЗАО “ДСЭ Иджевана” в размере 50 000 драмов. При определении размера возмещения суд принял во внимание, что та же информационная программа “Лрабер” Второго армянского телеканала в выпуске от 27 июня 2011 представила ответ директора и сотрудников “ДСЭ Иджевана” на видеоматериал, ставший предметом спора. Согласно решению суда, с Наиры Хачикян должны быть взысканы также 20 000 драмов в качестве оплаты адвоката и госпошлина в размере 15 000 драмов.

23 мая истец обжаловал решение в вышестоящей судебной инстанции.

Жалоба была рассмотрена Апелляционным гражданским судом 21 июня. Оглашение решения назначено на 4 июля.

Необходимо отметить еще одно обстоятельство дела, о котором КЗСС сообщила Наира Хачикян. По ее словам, в качестве меры по обеспечению иска с августа 2011 наложен запрет не только на банковские счета, но и на ее паспорт. КЗСС отслеживает развитие событий и предпринимает соответствующие шаги для уточнения обстоятельств, получения разъяснений и поиска путей разрешения этой проблемы.
15 апреля, в день церемонии награждения Национальной музыкальной премией, в Национальном академическом театре оперы и балета им. А.Спендиарова произошел инцидент между организаторами и журналистами. Аккредитованным для освещения мероприятия журналистам не было позволено войти в зал и выполнять свою работу.

Как сообщил КЗСС директор фотоагентства “Фотолур” Мелик Багдасарян, его сотруднику запретили также переместиться на другую сторону фойе. Узнав об этом, сам Мелик Багдасарян направился к месту, чтобы выяснить причину. Один из организаторов мероприятия, Григор Назарян, объяснил, что запрет связан с трансляцией церемонии в прямом телеэфире, чему журналисты и фотокорреспонденты, находясь в зале, якобы могут помешать. В свою очередь, директор “Фотолур” разъяснил, что, оставаясь в фойе, фотожурналисты не смогут полноценно осуществлять свою деятельность. Начался спор. Журналисты и фотокорреспонденты лишь в конце мероприятия получили возможность зайти в зал, который уже наполовину опустел.


16 апреля Апелляционный гражданский суд РА вернул жалобу адвоката Артура Григоряна, поданную 5 апреля на решение суда общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана от 7 марта, отклонившего его иск против ООО “Ежедневная газета “Рапарак” как необоснованный.

Напомним, что адвокат расценил как оскорбление и клевету размещенные 10 августа 2011 в электронной версии издания - веб-сайте “Hraparak.am” - комментарии читателей на статью “Граждане - жертвы недобросовестных адвокатов?”. Общая сумма требуемого возмещения ущерба, согласно иску, составила 18 миллионов драмов из следующего расчета: за каждую клевету - по 2 миллиона, а за каждое оскорбление - по 1 миллиону драмов (по мнению истца, каждый из 6 комментариев содержал и оскорбление, и клевету).

Апелляционный гражданский суд вернул жалобу Артура Григоряна на том основании, что не была полностью уплачена госпошлина: вместо 540 000 он заплатил лишь 10 000 драмов. 15 мая Артур Григорян обжаловал это решение в Кассационном суде РА, который 6 июня также вернул жалобу.
19 апреля суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана утвердил мировое соглашение между ООО “Ежедневная газета “Аравот” и ООО “Аритмологический кардиологический центр Армении”, представленное 4 апреля. Таким образом, судебное производство по иску медицинского учреждения прекращено.

Напомним, что истец требовал опровергнуть сведения, содержащиеся в статье “А где осталась клятва Гиппократа?” в газете и на веб-сайте “Аравот” от 1 декабря 2010, опубликовать ответ, а также возместить ущерб за ущемление чести, достоинства и деловой репутации (2 млн драмов) и оплатить услуги адвоката (300 000 драмов). 10 декабря 2011 газета “Аравот” опубликовала ответ истца и опровержение упомянутой выше статьи, согласившись, что приведенные в ней сведения не соответствовали действительности и порочили честь, достоинство и деловую репутацию кардиологического центра.

.

19 апреля в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана должны были начаться предварительные слушания по иску гражданина Гургена Агаджаняна против ООО “Редакция газеты “Жоговурд”.

Напомним, что 30 августа 2011 газета “Жоговурд” опубликовала материал “От сына Галуста требуют”, подготовленный на основе письма, полученного от имени Гургена Агаджаняна, и содержащий негативные сведения о бывшем начальнике Управления по госимуществу РА Каринэ Киракосян и заместителе начальника этого ведомства Ашоте Маркосяне. Истец отрицает, что он является автором упомянутого письма, и требует в том же издании опровергнуть сведения, которые, по его мнению, являются клеветой, и возместить ущерб в размере 804 000 драмов.

Заседание 19 апреля было перенесено, поскольку ни ответчик, ни привлеченные к делу в качестве третьих лиц бывший начальник Управления по госимуществу РА Каринэ Киракосян и замначальника этого ведомства Ашот Маркосян не явились, несмотря на то, что были надлежащим образом извещены. Назначенные на 17 мая, а затем на 19 июня заседания также были отложены, причем последнее - на основании заявлений сторон. Очередное судебное заседание назначено на 20 июля.
20 апреля суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана прекратил производство по иску директора Научно-исследовательского центра курортологии и физической медицины РА, советника министра обороны РА Беника Арутюняна против ООО “Редакция газеты Жоговурд”. Дело было прекращено на основании заявления истца об отказе от иска.

Напомним, что истец оспаривал статью “Приключения доктора, профессора в золотых рудниках”, опубликованную 9 сентября 2011. Он требовал 2 млн драмов в качестве возмещения за оскорбление и клевету и 244 000 драмов для оплаты адвокатских услуг и судебных расходов. 13 марта Беник Арутюнян через тогдашнего пресс-секретаря министра обороны РА Давида Карапетяна представил в суд заявление об отказе от иска против учредителя газеты “Жоговурд”.


21 апреля вечером в редакцию газеты “Жоговурд” позвонил депутат НС РА Самвел Алексанян и, угрожая, потребовал опровергнуть сведения, опубликованные в статье “Поздравительная открытка или взятка для избирателей?” в выпуске издания от 20 апреля 2012. В материале речь шла о родительском собрании в школе № 190 Еревана, которое стало, по сути, предвыборной встречей с кандидатом в депутаты НС РА очередного созыва Самвелом Алексаняном. Во время этой встречи последний передал директору школы 700 000 драмов, а некоторым родителям - конверты, в которых, как выяснилось позже, были 100-долларовые купюры. Он также пообещал провести бесплатное празднование “последнего звонка” в принадлежащем ему ресторане “Парвана”. Разговаривая по телефону с главным редактором газеты Тагуи Товмасян, Самвел Алексанян потребовал опровергнуть сведения о раздаче денег, угрожая, что в

противном случае обратится в суд и что “будут проблемы”, мол, “не представляете, что вас ожидает”. Диалог между кандидатом в депутаты и главным редактором газеты был опубликован в газете на следующий день. По состоянию на 30 июня инцидент не получил развития.


27 апреля Кассационный суд РА рассмотрел жалобу учредителя газеты “Жаманак” - ООО “Скизб Медиа Кентрон”, связанную со спором по иску, поданному против него бывшим советником председателя Национального Собрания РА Татулом Манасеряном.

Напомним, что истец расценил опубликованную в номере от 29 сентября 2010 заметку под заголовком “Уголовное дело против советника председателя НС?” как клевету, ущемляющую его честь и достоинство. Он потребовал напечатать опровержение и возместить ущерб в размере 2,5 млн драмов, из которых 500 000 драмов - на оплату адвокатских услуг, a также уплаченную госпошлину. Дело находилось в судебном производстве с октября 2010. 20 сентября 2011 иск был удовлетворен частично: газета “Жаманак” обязана опубликовать опровержение, а ее учредитель - выплатить истцу 510 000 драмов, из которых 300 000 как возмещение за клевету, 200 000 - оплата адвокатских услуг, а 10 000 - госпошлина за судопроизводство. Учредитель издания обратился с жалобой в вышестоящую инстанцию. 15 декабря 2011 Апелляционный гражданский суд РА отклонил жалобу. 18 января 2012 учредитель “Жаманак” подал кассационную жалобу.

27 апреля Кассационный суд также отклонил жалобу, однако, как уже отмечалось в разделе “Среда деятельности СМИ” настоящего доклада, вынес прецедентное постановление, содержащее комментарии к применению статьи 1087.1 Гражданского кодекса РА.
27 апреля Кассационный суд РА рассмотрел жалобу жителя села Лернапат Бориса Ашрафяна, связанную со спором по иску против него со стороны старосты того же села Вано Егиазаряна. В дело в качестве третьего лица вовлечен учредитель газеты “Жаманак” - ООО “Скизб Медиа Кентрон”.

Напомним, что Вано Егиазарян, подав иски против Бориса Ашрафяна, а также ряда других односельчан в суд общей юрисдикции Лорийской области (канцелярия Ванадзора), оспаривает сведения из статьи “Этого турка уведите от нас подальше”, опубликованной в “Жаманак” 1 сентября 2010 (подробности читайте в Годовом докладе КЗСС за 2011, на www.khosq.am, раздел Доклады”).

Это дело о защите чести, достоинства и деловой репутации находилось в судебном производстве с 22 сентября 2010. Истец требовал публично извиниться, опубликовать опровержение в том же издании и возместить ущерб в размере 3 млн драмов (1 млн - за оскорбление, 2 млн - за клевету), а также судебные расходы. 22 июля 2011 иск был удовлетворен частично: суд обязал Бориса Ашрафяна опубликовать опровержение и принести извинения через газету “Жаманак”, а также возместить моральный ущерб и госпошлину на общую сумму 314 000 драмов.

И истец, и ответчик обжаловали это решение в вышестоящей судебной инстанции. 5 октября Апелляционный гражданский суд РА обе жалобы отклонил, обязав при этом Вано Егиазаряна выплатить пошлину за судопроизводство в размере 91 000 драмов. 7 ноября 2011 Борис Ашрафян подал кассационную жалобу.



27 апреля 2012 Кассационный суд РА частично удовлетворил жалобу Бориса Ашрафяна. Согласно постановлению, иск Вано Егиазаряна полностью отклонен, и он обязан уплатить госпошлины за судопроизводство во второй инстанции в размере 19 000 драмов, а в кассационной инстанции - 20 000 драмов.
7 мая Кассационный суд РА оставил в силе решение Апелляционного гражданского суда от 13 марта 2012, отклонившего жалобу ответственного за выпуск (ныне - главного редактора) газеты “Айкакан жаманак” Айка Геворгяна. Журналист оспаривал законность постановления суда общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана о его аресте. Айк Геворгян высказал намерение обратиться в Европейский суд по правам человека.

Напомним, что 3 февраля, примерно в 11.00, был задержан и перемещен в уголовно-исправительное учреждение “Нубарашен” ответственный за выпуск ежедневной газеты “Айкакан жаманак” Айк Геворгян. Журналисту было предъявлено обвинение в нарушении правил дорожного движения, причинении по неосторожности вреда здоровью, оставлении места дорожного происшествия (часть 1 статьи 242 и статья 244 УК РА). Постановление об аресте журналиста было вынесено судом общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана.

Журналистское сообщество немедленно отреагировало на происшедшее, выразив озабоченность и возмущение. В частности, 4 февраля КЗСС и Ереванский пресс-клуб выступили с заявлением, в котором избрание в качестве меры пресечения ареста Айка Геворгяна было расценено как не имеющее достаточных законных оснований и содержался призыв незамедлительно освободить журналиста и обеспечить беспристрастное, прозрачное расследование инцидента.

6 февраля, по решению Прокуратуры РА, мера пресечения в отношении Айка Геворгяна была изменена на подписку о невыезде. В полдень журналист был выпущен на свободу.


С 8 мая по 12 июня на телекомпании “Раздан” были осуществлены налоговые проверки с участием оперуполномоченных Четвертого оперативно-розыскного управления Комитета по госдоходам при Правительстве РА. 22 июня проводившая проверки комиссия представила проект акта, согласно которому на телекомпанию накладывается 2 300 000 драмов штрафных санкций. С учетом возражений директора ООО “Сирак” - учредителя телекомпании “Раздан” Мнацакана Арутюняна сумма штрафов была снижена до 1 960 000 драмов. Однако директор телекомпании считает составленный акт незаконным и намеревается оспорить его в Административном суде РА.

Напомним, что еще осенью 2011 житель Раздана Гагик Атасян представил в Государственную инспекцию по труду заявление о том, что он с 18 июля по 30 сентября 2011 проработал в телекомпании “Раздан” и не получил зарплаты. 30 ноября 2011 Госинспекция по труду прекратила административное производство, поскольку представленные в заявлении сведения не были доказаны. Вскоре после этого Разданский отдел Полиции РА, в связи с заявлением того же лица, обратился в Налоговую инспекцию РА - с тем, чтобы провести проверку налоговой деятельности телекомпании, начиная с 2005.


21 февраля 2012 Мнацакан Арутюнян, отвергнув направленные против него обвинения и расценив представленные выше события как необоснованное преследование, обратился с заявлением в Прокуратуру РА. Однако в апреле прокурор Котайкской области обратился к председателю Комитета по госдоходам РА с тем, чтобы на телекомпании “Раздан” была дополнительно осуществлена комплексная налоговая проверка с участием сотрудников Четвертого оперативно-розыскного управления Комитета. В январе-марте 2012 директор телекомпании “Раздан” опубликовал статьи в различных СМИ о Гагике Атасяне, в которых рассказывалось, как последний компрометирует людей и посредством дезинформации выставляет себя выдающимся человеком. В дальнейшем эти статьи стали предметом судебных разбирательств (см. страницы 16-17 настоящего доклада).
10 мая в суде общей юрисдикции Лорийской области (канцелярия Ванадзора) продолжились слушания по иску декана факультета педагогики Ванадзорского педагогического института им. О.Туманяна Терезы Шахвердян против корреспондента еженедельной газеты “Этк” (с 2012 ее издание прекращено) и веб-сайта www.hetq.am Адрине Торосян.

Напомним, что истица расценила как клевету ряд адресованных ей выражений, содержащихся в материале “Болезненные страсти в Ванадзорском педагогическом институте”, опубликованном в “Этк” 13 мая 2011. Она требует опровергнуть в том же издании сведения, являющиеся, по ее мнению, клеветой, публично извиниться и возместить ущерб в размере 200 000 драмов за ущемление чести, достоинства и деловой репутации, а также оплатить судебные расходы. Еженедельник “Этк” привлечен к делу в качестве третьего лица (подробности читайте в Годовом докладе КЗСС за 2011, на сайте www.khosq.am, раздел Доклады”).

На заседании 10 мая истица предложила заключить мировое соглашение. По просьбе ответчицы суд предоставил ей время для обдумывания. Следующее судебное заседание назначено на 20 июля.

В связи с некоторыми выражениями, содержащимися в упомянутой публикации, в судебном производстве находится еще одно дело - по иску ректора того же института Гургена Хачатряна (см. страницу 16 настоящего доклада).


11 мая в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана продолжились слушания по иску Ереванского государственного университета и преподавателя ЕГУ Ара Габузяна против ООО “Банадзев” и Сирекана (Сирака) Егиазаряна.

Напомним, что истцы оспаривают сведения, представленные в сюжете “Правовед-правонарушитель” передачи “Аканатес” (“Очевидец”), вышедшей в эфире Общественной телекомпании Армении. Согласно телепередаче, письменная работа студента юридического факультета ЕГУ Сирекана Егиазаряна получила неудовлетворительную оценку без проверки ее содержания, только с учетом объема. Протесты студента привели к тому, что преподаватель Ара Габузян попытался сдать его полиции. В передаче прозвучал вывод Егиазаряна о том, что в этой истории видны коррупционные риски.

Истцы требуют опровергнуть сведения, ущемляющие их честь, достоинство и деловую репутацию, публично извиниться в какой-либо другой передаче Общественной телекомпании Армении, поскольку подготовленные ООО “Банадзев” материалы больше не выпускаются в эфир телекомпании. Помимо этого, истцы требуют разместить заключительный судебный акт на веб-сайте http://akanates.banadzev.com.

Во время судебного процесса был представлен документ, подписанный студентами ЕГУ, в котором подготовленный ООО “Банадзев” цикл передач “Аканатес” расценивается как клеветнический. Однако суд не приобщил документ к делу, поскольку на истцов не было возложено бремя доказывания. Следующее судебное заседание назначено на 13 июля.


16 мая Апелляционный гражданский суд РА рассмотрел жалобу председателя Союза “Конституционное право” Айка Бабуханяна и ООО “Иравунк медиа” на решение суда общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш от 27 февраля, отклонившего их иск против ООО “Хмбагир” и журналиста Эдика Андреасяна.

Напомним, что в этом деле предметом спора стала опубликованная 31 августа 2010 в учрежденном ООО “Хмбагир” интернет-издании “Report.am” статья “Право “Иравунк” на кончике меча Айка Бабуханяна”. Каждый из истцов потребовал от ответчиков опровергнуть посредством того же сайта сведения, опорочившие их честь, достоинство и деловую репутацию, публично извиниться, опубликовать решение суда, возместить ущерб, а также судебные расходы. В общей сложности требуемая сумма составила более 7 миллионов драмов (подробности читайте в Годовом докладе КЗСС за 2011, на сайте www.khosq.am, раздел Доклады”).

31 мая Апелляционный гражданский суд РА отклонил жалобу Айка Бабуханяна и ООО “Иравунк медиа”, обязав их выплатить 390 000 драмов как госпошлину за судопроизводство во второй судебной инстанции. Соответственно этому оставлено в силе решение суда общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана от 27 февраля, согласно которому истцы также должны уплатить госпошлину в размере 236 000 драмов.
21 мая СМИ сообщили, что в этот день, около 17.00, во время шествия, инициированного общественными организациями “Нужды в общественной информации и знаниях” и “Женский ресурсный центр” по случаю Международного дня культурного многообразия, один из противодействующих мероприятию молодых людей обругал корреспондента “Lragir.am” и “1in.am” Сирануйш Папян.

В связи с инцидентом в Центральный отдел Ереванского управления Полиции РА был приглашен в качестве свидетелей ряд журналистов. Ругавшийся молодой человек упрямо утверждал, что оскорблял не девушку, а “одного парня, защищавшего гомосексуалистов”. В полиции приступили к подготовке материалов дела по признакам статьи 258 УК РА (“Хулиганство”). Но в этот период упомянутый молодой человек, Эдмон Петросян, который, как выяснилось, является заместителем директора Аванской комплексной детско-юношеской спортивной школы и руководителем Аванского отделения молодежного крыла Республиканской партии Армении, раскаялся в содеянном. 30 мая стороны конфликта были приглашены в упомянутый отдел полиции, где Эдмон Петросян принес извинения Сирануйш Папян.


29 мая в суде общей юрисдикции Лорийской области (канцелярия Ванадзора) продолжились слушания по иску сельского старосты Лернапата Вано Егиазаряна против корреспондента газеты „Этк” (с 2012 ее издание прекращено) и веб-сайта www.hetq.am Адрине Торосян.

Напомним, что предметом спора стали сведения, содержащиеся в опубликованной 23 августа 2011 в еженедельной газете “Этк” статье “Адресованное сельскому старосте слово “пастись” стоит 1 миллион драмов”. Согласно истцу, эти сведения ущемляют его честь, достоинство и деловую репутацию, поэтому он потребовал в том же СМИ опровергнуть их, принести извинения и взыскать с издания возмещение ущерба в размере 1 млн. драмов. Во время предварительных судебных заседаний Вано Егиазарян изменил финансовое требование иска с 1 млн драмов на 1 луму (одну сотую часть драма).

На стадии судебных разбирательств прошли заседания 23 марта, 14 апреля, 2,4 и 18 мая.

29 мая суд отклонил иск Вано Егиазаряна, обязав его возместить расходы Адрине Торосян на адвокатские услуги в размере 150 000 драмов.


30 мая Апелляционный гражданский суд РА рассмотрел жалобу учредителя газеты “Жаманак” - ООО “Скизб Медиа Кентрон” на решение суда общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана от 30 января 2012, частично удовлетворившего иск строительной компании “Глендейл Хилз”.

Напомним, что дело находится в судебном производстве с 24 сентября 2010. Предметом спора стала публикация “1000 долларов за молчание” (в номере газеты от 26 августа 2010), которая касалась некачественного, по мнению жильцов, строительства зданий квартала Муш-2 в Гюмри, предназначенного для пострадавших от землетрясения горожан. Истец потребовал от учредителя издания возмещения в размере 2,5 млн драмов за ущерб, нанесенный деловой репутации компании посредством публикации не соответствующих действительности сведений. Суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана, частично удовлетворив требования истца, обязал учредителя “Жаманак” выплатить компании “Глендейл Хилз” в качестве возмещения за клевету 200 000 драмов, 300 000 драмов - за адвокатские услуги, а также 10 000 драмов - в качестве госпошлины. Кроме того, газета должна опровергнуть сведения, содержащиеся в статье “1000 долларов за молчание”.

14 июня Апелляционный гражданский суд РА отклонил жалобу “Скизб Медиа Кентрон” и оставил в силе решение суда первой инстанции.
31 мая суд общей юрисдикции Лорийской области (канцелярия Ванадзора) прекратил производство дела по иску сельского старосты Лернапата Вано Егиазаряна против его односельчанина Бориса Ашрафяна, в котором в качестве третьего лица привлечено ООО “Ежедневная газета Аравот”.

Напомним, что истец Вано Егиазарян тремя исками (против односельчан Бориса Ашрафяна, Геворга Мелконяна, Фахрада Восканяна) оспаривал сведения, содержащиеся в статье “Кто на кого клевещет”, опубликованной в газете “Аравот” 19 августа 2011, и потребовал возместить ущерб, причиненный его чести, достоинству и деловой репутации. Статья, ставшая предметом спора, касалась проходившей в августе 2011 у здания правительства РА акции протеста, участвовавшие в которой лернапатцы выразили журналисту недовольство по поводу деятельности сельского старосты Вано Егиазаряна.

6 июня тот же суд прекратил производство дела по иску Вано Егиазаряна против Геворга Мелконяна.

Основанием для прекращения судопроизводства в обоих случаях стал отказ сельского старосты от иска.

Согласно бюллетеню Ереванского пресс-клуба, адвокат ответчиков сообщил, что Вано Егиазарян отказался и от третьего иска - против односельчанина Фахрада Восканяна. Следующее судебное заседание, на котором будет рассматриваться этот вопрос, назначено на 24 июля.

Таким образом, все эти судебные споры, в которые учредитель газеты “Аравот” вовлечен в качестве третьего лица, можно считать завершенными.


31 мая Апелляционный гражданский суд РА приступил к рассмотрению жалобы, представленной 18 апреля ООО “Редакция газеты “Жоговурд”, на решение суда общей юрисдикции Гегаркуникской области (канцелярия Гавара) от 19 марта 2012 по иску бывшего губернатора области Нвера Погосяна.

Напомним, что истец оспаривает статью “Марзпет, представляющий партию “Процветающая Армения”, получил взятку $3000” (7.10.2011). Требование иска - обязать газету “Жоговурд” публично извиниться перед ним и возместить ущерб за клевету в размере 2 млн драмов, а также компенсировать 500 000 драмов для оплаты адвокатских услуг. 30 ноября 2011 учредитель газеты предъявил встречный иск, потребовав от губернатора 1 луму за ущемление чести, достоинства и деловой репутации редактора и редакции (подробности читайте в Годовом докладе КЗСС за 2011, на сайте www.khosq.am, раздел Доклады”).

Согласно решению суда первой инстанции, иск был удовлетворен частично. Суд обязал газету опровергнуть сведения, содержащиеся в статье “Марзпет, представляющий партию “Процветающая Армения”, получил взятку $3000”, взыскать в пользу Нвера Погосяна 200 000 драмов, 100 000 из которых - как возмещение ущерба и 100 000 - на оплату адвокатских услуг. Встречный иск был отклонен.

31 мая Апелляционный гражданский суд РА предложил сторонам заключить мировое соглашение и предоставил им время. На заседании 14 июня представитель истца сообщил суду, что возможностей для примирения с ответчиком не найдено. Следующее заседание назначено на 2 июля.


4 июня в суде общей юрисдикции Лорийской области (канцелярия Спитака) продолжились слушания дела по иску ректора Ванадзорского государственного педагогического института Гургена Хачатряна против бывшей преподавательницы того же вуза Лусинэ Ашугян, в котором в качестве третьей стороны привлечены ежедневная газета “Этк” и телекомпания “АТV”.

Напомним, что причастность упомянутых СМИ к делу, содержащему требование возместить ущерб, причиненный чести, достоинству и деловой репутации, обосновывается тем, что “Этк” 13 мая опубликовала статью “Нездоровые страсти в Ванадзорском педагогическом институте”, а телекомпания “АТV” 15 июня выпустила передачу на эту тему в программе “Полуоткрытые окна”. Дело находится в судебном производстве с 14 июля 2011. Истец требует от ответчика опубликовать опровержение в тех же СМИ и возместить ущерб в размере 2 млн драмов за клевету (подробности читайте в докладе КЗСС за первый квартал 2012, на сайте www.khosq.am, раздел Доклады”).

С 7 марта дело было передано в производство другого судьи. 4 июня слушания возобновились, и выяснилось, что представитель истца Вано Егиазарян на самом деле не имел соответствующей доверенности и ввиду этого не обладал законными полномочиями. По ходатайству последнего, заседание было отложено. Следующее судебное заседание назначено на 16 августа.
5 июня Общественное телевидение Армении в выпуске программы “Первый информационный” (бывший “Айлур”) опровергло сведение о том, что обвиняемый в убийстве своих родителей в Севане Арман Торосян является членом организации “Свидетели Иеговы”. 7 июня эта религиозная организация распространила пресс-релиз, в котором подчеркивалось, что ОТА опровергло не соответствующее действительности сведение во исполнение мирового соглашения, подписанного 15 мая между сторонами судебного конфликта.

Напомним, что это сведение, прозвучавшее 9, 10 и 11 ноября 2010 в передачах “Айлур” и “Тесанкюн” ОТА, было оспорено религиозной организацией “Свидетели Иеговы” в суде общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана. Дело находится в судебном производстве с декабря 2010.

Мировое соглашение должно быть утверждено судом. Оглашение решения назначено на 10 июля.
8 июня суд общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш принял в производство иск кандидата в депутаты на парламентских выборах 2012 Анушавана Никогосяна против учредителя информационного портала “Slaq.am” - ООО “Виртуал медиа”. Истец оспаривает публикацию “Причина обиды Анушавана Никогосяна” и требует принести извинения за оскорбления и клеветнические сведения, опровергнуть их через тот же интернет-сайт и возместить ущерб в размере 3 млн драмов.

Первое судебное заседание назначего на 12 июля.


14 июня директор ООО “Сирак” - учредителя телекомпании “Раздан” Мнацакан Арутюнян сообщил КЗСС, что получил из суда общей юрисдикции Котайкской области копию иска жителя Раздана Гагика Атасяна. Истец считает оскорбительными и клеветническими статьи Мнацакана Арутюняна “Истинное лицо человека года” и “Всемирно известный режиссер?”. Первая из них опубликована на интернет-сайтах “Aravot.am” (18 января 2012) и “Hraparak.am” (20 января 2012), вторая - на “Hetq.am” (29 февраля 2012) и “Mitq.am” (11 марта 2012). Оба материала размещены также на интернет-сайте телекомпании “Раздан”.

Согласно истцу, оскорбительны также комментарии к этим публикациям, в авторстве которых он подозревает Мнацакана Арутюняна. Истец требует обязать ответчика принести публичные извинения, возместить причиненный клеветой и оскорблением ущерб в размере 3 млн драмов и опубликовать судебное решение в тех же СМИ. Иск принят в производство 29 мая.


18 июня редакция “Lurer.com” сообщила КЗСС, что 16 июня в супермаркете “Ереван-сити” на проспекте Тиграна Меца,10 воспрепятствовали профессиональной деятельности ее корреспондента Лилит Лалаян. Когда журналистка с целью подготовки публикации об инфляции записывала в блокнот цены на продукты, к ней подошел менеджер супермаркета и запретил продолжать запись. Лилит Лалаян объяснила, что проводит журналистский мониторинг цен, однако менеджер потребовал, чтобы она получила разрешение директора магазина. Когда журналистка заявила, что выполняет свои профессиональные обязанности, менеджер грубо выставил ее из супермаркета.

По словам Лилит Лалаян, спустя 2 дня после инцидента она снова посетила тот же супермаркет и продолжила свои наблюдения, на сей раз беспрепятственно - так же, как и в других супермаркетах Еревана.


20 июня в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш должно было быть оглашено решение по иску жительницы города Арташата Маргариты Мартиросян. Ответчица - невестка истицы Рипсиме Карапетян, на основе свидетельств которой газета “168 жам” опубликовала статью “Не могу так жить, осужден невинный человек” (04.11.2010), в связи с чем в качестве третьего лица оказалась вовлеченной в судебный процесс.

Напомним, что дело находится в судебном производстве с 3 декабря 2010. Начиная с октября 2010, газета опубликовала цикл статей об убийстве в городе Арташате, одна из которых, упомянутая выше, стала предметом спора. Истица требует опровергнуть сведения, ущемляющие ее честь и достоинство.

20 июня вместо оглашения решения суд объявил, что слушания по делу возобновятся, поскольку на стадии предъявления доказательств истекли полномочия представителя истицы. Возобновление слушаний назначено на 2 июля.
20 июня газета “Аравот” сообщила, что накануне ее корреспондент Нелли Бабаян предприняла попытку побеседовать с Артаком Баядяном, одним из избитых 17 июня в ресторанном комплексе “Арснакар” военных врачей, находящимся на лечении в военно-медицинском госпитале Министерства обороны РА и уже способном рассказать об инциденте, однако ей запретили войти в госпиталь.

Нелли Бабаян заранее получила разрешение на посещение и беседу с Артаком Баядяном от сотрудника Управления информации и по связям с общественностью МО Мушега Агекяна, но на пропускном пункте госпиталя ей сообщили, что начальник медучреждения запретил впускать журналистку. Между тем 18 июня группа представителей молодежной инициативы “Не будем молчать” побывала в госпитале и провела съемку, а 19 июня журналист другого СМИ интервьюировал Артака Баядяна.


21 июня интернет-издание “Hetq.am” сообщило, что в производстве суда общей юрисдикции столичного административного округа Шенгавит находится иск директора школы № 11 Еревана Рузанны Азизян против учредителя информационного портала “7or.am” - ООО “Теванян”.

Истица оспаривает опубликованную 16 апреля 2012 на “7or.am” информацию “Директор-однокурсница Сержа Саргсяна требует с учителей 100 долларов?”, подготовленную на основе сведений, полученных по электронной почте от родителей учеников школы № 11. Несмотря на то, что 17 апреля это интернет-издание под рубрикой “Опровержение” опубликовало ответ за подписью адвоката директора школы № 11, 26 апреля Рузанна Азизян обратилась в суд. Истица требует опровергнуть сведения, ущемляющие ее честь и достоинство, принести извинения через то же СМИ и возместить ее расходы на услуги адвоката в размере 100 000 драмов.

Назначенное на 24 мая предварительное судебное заседание было отложено - с тем, чтобы дать сторонам возможность договориться о мировом соглашении. На следующем заседании 15 июня истица изменила свои финансовые требования, запросив с ответчика уже 300 000 драмов. Следующее заседание назначено на 27 июля.
22 июня в суде общей юрисдикции столичных административных округов Ачапняк и Давидашен состоялось предварительное судебное заседание по иску члена Палаты адвокатов РА Мурада Асряна против учредителя информационно-аналитического агентства “News.am” - ООО “Медиа консалт” (ныне - ООО “Ньюз эй эм”).

Истец оспаривает сведения, содержащиеся в статье “Очередной судебный иск против независимого СМИ - очевидный пример неграмотности”, опубликованной в “News.am” 4 февраля 2011. В статье говорилось о том, что представляющий интересы “Аритмологического кардиологического центра Армении” адвокат Мурад Асрян еще в декабре 2010 предъявил в суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана иск в связи со статьей "В Аритмологическом кардиологическом центре пациента с больным сердцем "надули" и поместили ему другой прибор", опубликованной в “News.am” 23 ноября 2010, в качестве ответчика указал не учредителя сайта, а само СМИ, которое не является юридическим лицом.

Напомним, что аналогичный спор между Мурадом Асряном и ООО “Ежедневная газета “Аравот” завершилась мировым соглашением (подробности читайте в Годовом докладе КЗСС за 2011, на сайте www.khosq.am, раздел Доклады”).

В этом деле, находящемся в судебном производстве с 3 марта 2011, истец требует выплатить ему по 1 млн драмов возмещения за оскорбление и клевету, а также опубликовать в течение трех дней после вступления приговора в законную силу свой ответ.

На заседании 22 июня истец сообщил, какие сведения из статьи расцениваются им как оскорбление и какие как клевета. Ответчик представил свои возражения. Истец попросил время для ознакомления с этими возражениями.

Слушания продолжатся 13 июля.


22 июня суд общей юрисдикции административных округов Кентрон и Норк-Мараш Еревана принял в производство иск руководителя Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи Артура Сакунца против президента Федерации футбола Армении Рубена Айрапетяна. В качестве третьего лица к делу привлечено Общественное телевидение Армении. Истец требует обязать ответчика принести ему публичные извинения и выплатить 10 драмов как возмещение ущерба за ущемление его чести и достоинства.

Поводом для иска стало высказывание президента Федерации футбола Армении Рубена Айрапетяна, прозвучавшее 26 мая во время спортивной передачи “Дополнительное время” на ОТА: “Когда я хотел построить в Ванадзоре футбольную школу на горе, где нет ни дерева, ни листочка, непонятно почему появился какой-то хельсинкский, с какими-то непонятными кольцами сукин сын и подал на нас в суд...”.

Предварительное судебное заседание назначено на 25 июля.
25 июня в суде общей юрисдикции столичных административных округов Кентрон и Норк-Мараш состоялось предварительное заседание по иску гражданина Юрия Мнацаканяна против ГЗАО “Национальный институт здравоохранения им. академика НАН РА С.Авдалбекяна” и руководителя его администрации Вигена Шагиняна. В качестве третьего лица к делу привлечен учредитель информационно-аналитического агентства “News.am” - OOO “Ньюз эй эм”.

Истец оспаривает сведения из публикации “News.am” от 26 декабря 2011 “40-100 сотрудников Национального института здравоохранения пополнят ряды безработных”. Дело принято в производство в тот же день, 26 декабря 2011. Слушания начались 5 апреля и продолжились 27 апреля, 14 и 31 мая. На предварительных заседаниях истец добавил также требование о возмещении ущерба за оскорбление в размере 1 млн драмов. На заседании 25 июня истец выдвинул также требование о компенсации его судебных расходов. Слушания продолжатся 23 июля.


27 июня в суде общей юрисдикции Ширакской области продолжились слушания по иску председателя Совета попечителей благотворительного фонда “Минас Аветисян” Армана Аветисяна против председателя Совета гюмрийского Клуба журналистов “Аспарез” Левона Барсегяна.

Напомним, что истец считает оскорбительными сведения, содержащиеся в опубликованных в июне 2011 на веб-сайте www.asparez.am статьях “Есть вещи, которые не прощаются”, “Арман Аветисян лжет по непонятным причинам” и “Наносили удар по семейному капиталу?”, касающихся перевозки фресок Минаса Аветисяна в Ереван. В иске требуется обязать Левона Барсегяна принести публичные извинения за клевету и оскорбление, опубликовать решение суда на веб-сайте клуба и взыскать с ответчика 2 миллиона драмов (500 000 в качестве возмещения ущерба за оскорбление, 1 500 000 - за клевету), а также 200 000 драмов для компенсации судебных расходов.

Четыре из назначенных в апреле-июне судебных заседаний не состоялись по ходатайству истца. Лишь 23 мая состоялось одно заседание, на котором ответчик представил свою позицию.

7 июня Совет по информационным спорам опубликовал экспертное заключение по этому делу. Согласно документу, иск подлежит отклонению - ввиду истечения предусмотренного законом срока его подачи.

На заседании 27 июня Арман Аветисян отсутствовал. Его адвокат задал ряд вопросов ответчику, после чего еще раз изложил позицию истца. Решение по делу будет оглашено 11 июля.
29 июня директор телекомпании “Студия Иджеван” Наира Хачикян сообщила КЗСС о том, что ею получена копия вынесенного Тавушским областным следственным отделом Главного следственного управления Полиции РА постановления от 22 июня, согласно которому уголовное дело в отношении члена Совета старейшин мэрии Иджевана Вардана Ординяна прекращено.

Напомним, что 21 февраля 2012, когда Наира Хачикян вместе с оператором “Студии Иджеван” Арменом Асатряном прибыли в мэрию для освещения заседания Совета старейшин Иджевана, в приемной к ним подошел член Совета Артак Хачатрян и в грубой форме потребовал опровергнуть сведения, содержащиеся в репортаже, выпущенном в эфир Вторым армянским телеканалом 16 февраля 2012. Упомянутый репортаж Наиры Хачикян касался недобросовестной очистки городских улиц от снега, в частности, отмечалось, что не чистятся тротуары. Затем в спор вмешался еще один член Совета старейшин - Вардан Ординян и, ругаясь нецензурными выражениями, выставил журналиста и оператора из здания мэрии.

В связи с произошедшим КЗСС направил официальное письмо вице-премьеру, министру территориального управления РА Армену Геворгяну. Письмо аналогичного содержания было направлено также Генеральному прокурору РА Агвану Овсепяну, причем здесь содержалась также просьба считать это письмо сообщением о преступлении.

6 марта директор ООО “Студия Иджеван” Наира Хачикян в связи с упомянутым инцидентом обратилась в Иджеванский отдел полиции. 7 марта было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 258 УК РА (“Хулиганство”). 13 марта дело было передано в Тавушский областной следственный отдел.

Оператор Армен Асатрян (предположительно - под воздействием определенного давления) в ходе предварительного расследования не подтвердил информацию об инциденте, вследствие чего Наира Хачикян оказалась под подозрением в ложном доносе.

В постановлении о прекращении уголовного дела отмечается, что в результате оперативно-розыскных мероприятий не были найдены свидетели упомянутого инцидента, не доказаны ни деяние Вардана Ординяна, ни ложность показаний Наиры Хачикян.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница