Практикум по анатомии центральной нервной системы для направления 37. 03. 01 Психология подготовки бакалавра



Скачать 306.23 Kb.
Дата31.07.2016
Размер306.23 Kb.
ТипПрактикум
Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет социальных наук



Программа дисциплины «Психологический практикум: практикум по анатомии центральной нервной системы»
для направления 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ подготовки бакалавра

Авторы программы:

Брызгалов Дмитрий Владимирович, преподаватель

Согласована начальником ОСУП

«_____»_________201 г.

Ваза А.М. _____________________

Утверждена академическим руководителем ОП Психология

«_____»_________201 г.

Агадуллина Е.Р. _____________________

Москва, 2015


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения автора программы.

1Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 37.03.01 - «Психология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Психологический практикум: практикум по анатомии центральной нервной системы».

Программа разработана в соответствии с:

Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 37.03.01 «Психология»;

Образовательной программой 37.03.01 «Психология».

2Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Психологический практикум: практикум по анатомии центральной нервной системы» являются:

  • Знакомство с основными отделами центральной нервной системы;

  • Получение практических навыков ориентации в структурах головного мозга;

  • Формирование понимания связей психологических функций с функционированием коры больших полушарий и других отделов головного мозга.



3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать классификацию и строение коры больших полушарий и других отделов мозга;

Знать расположение определенных структур головного мозга относительно других структур головного мозга;

Уметь находить заданные структуры на материальных или виртуальных муляжах головного мозга;

Иметь навыки чтения научной и научно-популярной литературы, использующей анатомическую номенклатуру.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

УК-3

СК-Б4

Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза

Семинары, обучающие программы

ПК-2

ПК-2

Способен в соответствии с поставленной целью осуществлять измерение и оценку развития, психофизиологических параметров и психологических характеристик человека (индивида, личности, индивидуальности) и группы с помощью релевантных методов/методик

Семинары, обучающие программы

ПК-3

ПК-3

Способен в соответствии с поставленной целью определить потребность в психологическом воздействии, подготовить и провести психологическое воздействие, измерить его эффективность.

Семинары, обучающие программы

ПК-4

ПК-4

Способен осуществлять психологическое сопровождение процессов, ведущих к изменениям в психологических состояниях и поведении человека и группы

Семинары, обучающие программы



4Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин программы «Психология», его базовой части.

Дисциплина «Психологический практикум: практикум по анатомии центральной нервной системы» является основой для изучения и закрепления знаний по следующим дисциплинам:

Анатомия и физиология центральной нервной системы

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями (пререквизиты):

Базовое знание биологии

Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:

Психофизиология

Когнитивная нейронаука




5 Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Практические занятия




1

Введение







2

3

2

Сенсорные зоны коры больших полушарий: восприятие










3

3

Высшие зрительные зоны: распознавание лиц и уникальных объектов







1

3

4

Гиппокамп: репрезентация пространства в мозге







1

3

5

Моторные зоны коры больших полушарий







2

3

6

Лимбический мозг: репрезентации эмоций







2

5

7

Теменная кора: пространственное и неспецифическое внимание







2

5

8

Префронтальная кора и гиппокамп: память







4

4

9

Префронтальная кора и базальные ядра: принятие решений







2

4

1

Таламус







2

6

1

Ствол головного мозга







2

3




Практикум на сырых препаратах







8

10

ИТОГО

84




32

52



6Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Промежуточный тест (письменно)

6

X










Итоговый

Финальный тест (письменно)



















6.1Критерии оценки знаний, навыков



Оценка письменных заданий: Письменные задания организованы в виде тестов, включающихся в себя как выбор одного варианта ответов среди нескольких предложенных, так и вопросы без вариантов ответа. Все ответы оцениваются одинаково. Оценка вычисляется как пропорция правильных ответов от общего числа вопросов (в процентах).


Десятибальная оценка

Критерии

0 – не принято

Менее 5%, или неявка

1 – очень плохо

Не менее 15%, но более 5%

2 – плохо

Не менее 25%, но более 15%

3 – неудовлетворительно

Не менее 35%, но более 25%

4 – удовлетворительно

Не менее 45%, но более 35%

5 – удовлетворительно

Не менее 55%, но более 45%

6 – хорошо

Не менее 65%, но более 55%

7 – очень хорошо

Не менее 75%, но более 65%

8 – близко к отлично

Не менее 85%, но более 75%

9 – отлично

Не менее 95%, но более 85%

10 – безукоризненно

Более 95%



6.2Порядок формирования оценок по дисциплине



Преподаватель оценивает активность студентов на семинарских занятиях.

Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем – О аудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: результаты текущих тестов, проводимых на семинарских занятиях.

Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным и итоговым контролем – Опром.тест и Оитог.тест, соответсвенно.


Итоговая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Оитог = 0,1 * О аудиторная + 0,2 * Опром.тест + 0,7 * Оитог.тест

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).


Условия пересдач

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на факультете в виде переписывания итогового теста. Оценка за переписанный тест является оценкой Оитог.тест, и учитывается в итоговой оценке по следующей формуле:



Оитог = 0,1 * О аудиторная + 0,2 * Опром.тест + 0,7 * Оитог.тест
Вторая пересдача проводится в присутствие комиссии, включающей не менее трех преподавателей в виде устного экзамена, включающего в себя вопросы по всей программе курса. Оценка, полученная на пересдаче, является итоговой оценкой (Оитог)

7Содержание дисциплины





  1. Вводный семинар: центральная нервная система. Нейроны. Нейронные сети. Кора больших полушарий. Микро- и макростроение. Терминология. Поля Бродмана. Плоскости срезов.

  2. Зрительная кора. Зрительные пути. Затылочная доля. Первичная, вторичная и третичная зрительные области. Последствия стимуляции и нарушений.

  3. Области восприятия лиц. Occipital face area, fusiform face area, anterior temporal lobe. Их функции.

  4. Слуховая кора. Слуховые пути. Верхняя височная извилина. Первичная, вторичная и третичная слуховые области. Последствия стимуляции и нарушений. Зона Вернике.

  5. Соматосенсорная кора. Соматосенсорные пути. Постцентральная извилина. Первичная, вторичная соматосенсорнае области. Последствия стимуляции и нарушений. Соматосенсорный гомункулюс.

  6. Репрезентация пространства в гиппокампе. Место гиппокампа в мозге. Клетки места.

  7. Моторная кора. Моторные пути. Прецентральная извилина. Первичная моторная кора, премоторная кора. Последствия стимуляции и нарушений. Зона Брока.

  8. Зоны мозга, связанные с обработкой эмоций. Лимбическая система. Парагипокампальная и поясная извилина. Орбитофронтальная кора. Миндалина.

  9. Внимание в мозге. Теменные ассоциативные области. Три системы внимания по Познеру. Фронто-париентальная сеть внимания.

  10. Распределенные сети памяти в мозге. Кратковременная память. Автобиографическая память. Рабочая память. Гиппокамп. Префронтальная кора. Теменная кора.

  11. Принятие решений в мозге. Когнитивный контроль. Медиальная префронтальная кора. Дорзолатеральная префронтальная кора. Базальные ядра. Вентральный и дорзальный стриатум.

  12. Таламус – релейная структура мозга. Специфические и ассоциативные ядра.

  13. Стволовые структуры: движения глаз, нейромодуляторные «горячие точки».

8Образовательные технологии

В учебном процессе будут использованы следующие технологии:


  • Семинарские занятия c использованием мультимедиа-технологий;

  • Тесты;

  • Многокомпонентные муляжи головного мозга;

  • Обучающее программное обеспечение.

9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1Примеры вопросов для оценки качества освоения дисциплины


1. С какими областями коры эфферентно связано ядро VPL таламуса?

А) Премоторная кора Б) Соматосенсорная кора В) Затылочно-теменная кора


2. Какую информацию переключают латеральные коленчатые тела?

А) Зрительную Б) Вкусовую В) Слуховую


3. Правдиво или ложно следующее утверждение:

Орбитофронтальная кора активируется в задачах, включающих в себя распознавание тактльных стимулов.


4. Вставьте название структуры в следующее предложение:

Поясная извилина не видна на ___________________ поверхности головного мозга.



10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Базовый учебник

Фонсова Н.А, Дубынин В.А. Функциональная анатомия нервной системы, М: Экзамен, 2004. — 192 с.



Дополнительная литература

Purves D., Augustine G.J., Fitzpatrick D., Hall W.C., LaMantia A.-S., White L.E. (Eds.). Neuroscience, 5th ed. Sinauer Associates, 2011

Ellis H., Logan B.M., Dixon A.K. (Eds.) Human Sectional Anatomy, 3rd ed. London: Hodder Arnold, 267 + xvii pp.


Nieuwenhuys R., Voogd J., van Huijzen C. (Eds.) The Human Central Nervous System, 4th ed. Steinkopff, 967 p.

10.1Дистанционная поддержка дисциплины


Дистанционная поддержка курса осуществляется в программе LMS

11Материально-техническое обеспечение дисциплины


Во время проведения занятий используется проектор, мультикомпонентные муляжи головного мозга и программное обеспечение, представляющие анатомические особенности головного мозга. Занятия проводятся в компьютерном классе.

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

Факультет социальных наук



Программа дисциплины «Психологический практикум: практикум по наблюдению»
для направления 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ подготовки бакалавра

Авторы программы:

Вечерин Александр Викторович, преподаватель

Согласована начальником ОСУП

«_____»_________201 г.

Ваза А.М. _____________________

Утверждена академическим руководителем ОП Психология

«_____»_________201 г.

Агадуллина Е.Р. _____________________

Москва, 2015


Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения автора программы.

12Область применения и нормативные ссылки


Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 37.03.01 - «Психология» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину «Психологический практикум: практикум по анатомии центральной нервной системы».

Программа разработана в соответствии с:

Оригинальным образовательным стандартом НИУ ВШЭ по направлению 37.03.01 «Психология»;

Образовательной программой 37.03.01 «Психология».

13Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Психологический практикум: практикум по наблюдению» являются:

  • Знакомство с основными методами наблюдения в психологии;

  • Получение практических навыков организации и проведения наблюдения;

  • Формирование аналитических навыков соотнесения наблюдаемых особенностей поведения с особенностями психической регуляции.



14Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знает основные подходы к организации наблюдения в зависимости от поставленных целей;

Знает основные методы фиксации данных наблюдения при решении различных практических и исследовательских задач;

Умеет проводить анализ особенностей наблюдаемого поведения;

Умеет планировать наблюдение (сбор данных, контроль и учет побочных переменных, построение и проверка гипотез).
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:


Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

УК-3

СК-Б4

Способен решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза

Семинары, обучающие программы

ПК-2

ПК-2

Способен в соответствии с поставленной целью осуществлять измерение и оценку развития, психофизиологических параметров и психологических характеристик человека (индивида, личности, индивидуальности) и группы с помощью релевантных методов/методик

Семинары, обучающие программы

ПК-3

ПК-3

Способен в соответствии с поставленной целью определить потребность в психологическом воздействии, подготовить и провести психологическое воздействие, измерить его эффективность.

Семинары, обучающие программы

ПК-4

ПК-4

Способен осуществлять психологическое сопровождение процессов, ведущих к изменениям в психологических состояниях и поведении человека и группы

Семинары, обучающие программы



15Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин программы «Психология», его базовой части.

Дисциплина «Психологический практикум: практикум по наблюдению» формирует компетенции необходимые для освоения следующих дисциплин:

Методы психологического исследования;

Психодиагностика;



Научно-исследовательский семинар;


16 Тематический план учебной дисциплины




Название раздела

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Практические занятия




1

Наблюдение как метод психологического исследования







2

4

2

Объект и предмет наблюдения







3

4

3

Наблюдатель и наблюдаемый в процессе наблюдения







3

5

4

Общая характеристика видов наблюдения







3

5

5

Открытые и скрытые виды наблюдения в психологических исследованиях







3

4

6

Этапы наблюдения







3

4

7

Оценка эмоций с использованием метода наблюдения







3

5

8

Использование метода наблюдения для определения лжи







3

5

9

Наблюдение в оценке личностных черт







3

6

1

Наблюдение за группой







3

4

1

Наблюдение в оценке персонала







3

6

ИТОГО

84




32

52


17Формы контроля знаний студентов


Тип контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1

2

3

4

Текущий

(неделя)


Отчеты по практикуму







5

5




Итоговый

Зачет по результатам выполнения отчетов по практикуму








X

1






17.1Критерии оценки знаний, навыков



Оценка отчетов по практикуму: Оценка выставляется в виде "зачетно"/"не зачтено".


Оценка

Критерии

Зачтено

Работа выполнена в соответствии с предложенными критериями.

Не зачтено

Работа выполнена без учета предложенных критериев.

Работа сдана позже указанного срока.

Работа не сдана.




17.2Порядок формирования оценок по дисциплине



Преподаватель оценивает активность студентов на семинарских занятиях.

Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем – О аудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: результаты текущих тестов, проводимых на семинарских занятиях.

Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным и итоговым контролем – Опром.тест и Оитог.тест, соответсвенно.


Итоговая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Оитог = 0,1 * О аудиторная + 0,2 * Опром.тест + 0,7 * Оитог.тест

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: арифметический (например, оценка 4,4 округляется до 4, а оценка 4,5 до 5).


Условия пересдач

На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. Первая пересдача проводится преподавателем, отвечающим за чтение дисциплины на факультете в виде переписывания итогового теста. Оценка за переписанный тест является оценкой Оитог.тест, и учитывается в итоговой оценке по следующей формуле:



Оитог = 0,1 * О аудиторная + 0,2 * Опром.тест + 0,7 * Оитог.тест
Вторая пересдача проводится в присутствие комиссии, включающей не менее трех преподавателей в виде устного экзамена, включающего в себя вопросы по всей программе курса. Оценка, полученная на пересдаче, является итоговой оценкой (Оитог)

18Содержание дисциплины


Тема: Наблюдение как метод психологического исследования

Достоинства и ограничения метода наблюдения в сравнении с другими методами сбора эмпирических данных. Непроизвольное и произвольное наблюдение. Трудности на различных этапах наблюдения: планирование, получение эмпирических данных (фиксация), интерпретация данных. Особенности научного наблюдения: целенаправленность, систематичность, планомерность, аналитичность, регистрация результатов, четкий понятийный аппарат. Практическая цель наблюдения.


Формы работы со студентами: непроизвольное наблюдение за выполнением заданий субъектом (без предварительных инструкций) с фиксацией отчета в письменной форме;

Вопросы для обсуждения:

  • Какие психологические явления можно изучать при помощи метода наблюдения?

  • В каких исследованиях метод наблюдения может быть единственным методом сбора данных?

  • Что необходимо для психологической интерпретации данных полученных в ходе наблюдения?

  • Какие методы сбора эмпирических данных могут быть использованы параллельно с наблюдением? Как это отразится на интерпретации полученных данных?

  • Какие ограничения надо учитывать при интерпретации данных наблюдения?


Литература:

  1. Айламазьян А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии (хрестоматия), М:УМК «Психология», 2000, с.16-22

  2. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию, Самара: Бахрах-М., 2003, с.3-6.

  3. Гудвин Дж. Исследования в психологии: методы и планирование, СПб: Питер, 2008, с 420-430

  4. Coolican H. Research Methods and Statistic in Psychology, Hodder&Stoughton, 2009, c 93-113



Тема: Объект и предмет наблюдения

Разведение понятий объект и предмет наблюдения. Организация наблюдения в зависимости от особенностей предмета наблюдения. Наблюдение за поведением другого человека как социальная перцепция.


Формы работы студентов: наблюдение за публичным выступлением субъекта.

Вопросы для обсуждения:

  • Какие проблемы возникают при совпадении объекта и предмета наблюдения?

  • В чем была трудность интерпретации внешних особенностей деятельности?

  • Что необходимо для интерпретации данных наблюдения предложенных личностных черт?

  • Почему предметом психологических исследований часто выступает реально наблюдаемое поведение?


Литература:

  1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию, Самара: Бахрах-М., 2003, с.3-6.

  2. Потемкина Н.С. (ред) Психологический практикум Юнита 3: Метод наблюдения в психологической практике, М.: НОУ «СГУ», 1999, с 17-26.


Тема: Наблюдатель и наблюдаемый в процессе наблюдения

Наблюдатель и его культура. Влияние наблюдателя на результаты исследования. Наблюдатель и наблюдаемый, их взаимоотношения. Реактивность наблюдаемого. Привыкание наблюдаемого к процессу наблюдения.


Формы работы студентов:

  • Студенты проводят наблюдение за деятельностью субъектов решающих различные задачи .

  • Сравнительный анализ и групповое обсуждение результатов;


Вопросы для обсуждения:

  • Как присутствие наблюдателя искажает полученные данные? Как учитывать эти искажения при интерпретации полученных данных?

  • Как уменьшить влияние наблюдателя?


Литература:

  1. Айламазьян А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии (хрестоматия), М:УМК «Психология», 2000, с. 22-25, 26-39.

  2. Гудвин Дж. Исследования в психологии: методы и планирование, СПб: Питер, 2008, с 420-430.



Тема: Общая характеристика видов наблюдения

По отношению к объекту наблюдения: скрытое, открытое. В зависимости от объекта наблюдения: внешнее, интроспекция. Относительно времени исследования: однократное, периодическое, лонгитюдное. По процессу: сплошное, выборочное. По типу используемых критериев: знаковые системы, системы категорий, рейтинговые шкалы. По характеру регистрации данных: констатирующее, оценивающее. По степени стандартизованности процедур: свободное (поисковое), структурированное (стандартизированное).


Форма работы студентов: самостоятельная работа с таблицей видов наблюдения.
Вопросы для обсуждения:

  • Какие факторы будут определять выбор тех или иных методов наблюдения в психологическом исследовании? Какие сопутствующие факторы должен учесть исследователь?

  • Какие типы наблюдения с вашей точки зрения могут быть использованы в рамках темы вашей курсовой работы? Ответ аргументируйте.


Литература:

  1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию, Самара: Бахрах-М., 2003, с 6-8.

  2. Coolican H. Research Methods and Statistic in Psychology, Hodder&Stoughton, 2009, c 93-113.



Тема: Открытые и скрытые виды наблюдения в психологических исследованиях

Характеристика открытого наблюдения. Влияние на результаты исследования степени осведомленности наблюдаемого о предмете наблюдения. Этические проблемы скрытого наблюдения (анализ этических кодексов APA, РПО).


Формы работы студентов:

  • Выбор предмета наблюдения, составление списка дескрипторов предмета наблюдения, создание листа наблюдения. Разработка плана открытого и скрытого наблюдения;

  • Сравнительный анализ результатов наблюдений в ситуации открытого и скрытого наблюдения;


Вопросы для обсуждения:

  • Как можно охарактеризовать ситуацию, когда наблюдатель присутствует, но наблюдаемому неизвестна цель наблюдения?

  • Какие недостатки открытого наблюдения компенсируются скрытым наблюдением?

  • В каких случаях допустимо проведение скрытого наблюдения?

  • Как разрешить этические противоречия скрытого наблюдения?


Литература:

  1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию, Самара: Бахрах-М., 2003, с 6-8.

  2. Гудвин Дж. Исследования в психологии: методы и планирование, СПб: Питер, 2008, с 52-89

  3. Этический кодекс психолога Российского психологического общества, принят “14” февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества, с 2-3.

  4. Ethical Principles of Psychologists and Code of Conduct, American Psychological Association’s (APA), 2010, с. 10-15.



Тема: Этапы наблюдения

Определение цели наблюдения. Выбор объекта исследования. Уточнение предмета исследования. Составление схемы наблюдения (включая наблюдаемые дескрипторы); Планирование ситуации наблюдения. Подбор способа наблюдения. Установление продолжительности времени наблюдения и числа общего наблюдений. Выбор способов регистрации исследуемого материала. Прогнозирование возможных ошибок наблюдения. Осуществление предварительного (пробного) наблюдения. Корректировка программы наблюдения. Проведение наблюдения. Обработка и интерпретация полученных данных.


Формы работы студентов: Работа в микрогруппах по разработке программы наблюдения, публичная защита программы наблюдения.
Вопросы для обсуждения:

  1. Какие проблемы возникнут у исследователя при возникновении ошибок на каждом из этапов?

  2. Опишите ограничения в составлении программы наблюдения на каждом из этапов? Какие факторы трудно или невозможно учесть в программе наблюдения?


Литература:

  1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию, Самара: Бахрах-М., 2003, с 9-14.


Тема: Оценка эмоций с использованием метода наблюдения

Выражение эмоций во внешности и деятельности человека. Проявление физиологических особенностей эмоций. Уровень саморегуляции наблюдаемого и проявления эмоций в деятельности. Индивидуальные особенности выражения эмоций. Точность распознавания эмоций по выражению лица. Кодирование мимических выражений –Facial Action Coding System (FACS), Pictures of Facial Affect (PFA), JACFEE.


Формы работы студентов:

  1. Изучение экспрессивного компонента эмоции методом наблюдения эмоциональной экспрессии. В качестве стимульного материала используются фото- и кино- материалы.

  2. Сравнительный анализ методов наблюдения и самонаблюдения при изучении эмоций.

  3. Оценка эмоций по выражению лица;


Вопросы для обсуждения:

  • Почему при диагностике эмоций часто применяются аппаратурные методики, а не метод наблюдения?

  • Какие преимущества и ограничения есть у метода самонаблюдения в изучении эмоций?

  • Почему субъективные оценки степени выраженности эмоций и определение вида эмоции часто сходно у большинства студентов? Чем объясняются возникающие различия в оценках?

  • Является ли выражение эмоций только физиологически обусловленным?

  • Какое влияние оказывает культура на особенности выражения эмоций?


Литература:

  1. Крылов А.А., Маничев С.А. (ред) Практикум по общей, экспериментальной, прикладной психологии. М:2003, с.206-212

  2. Потемкина Н.С. (ред) Психологический практикум Юнита 3: Метод наблюдения в психологической практике, М.: НОУ «СГУ», 1999, с 49-52.

  3. Экпан П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица., СПб:Питер, 2010, -272 с.

  4. Matsumoto and Ekman's Japanese and Caucasian Facial Expressions of Emotion (JACFEE): Reliability Data and Cross-National Differences, Journal of Nonverbal Behavior: Kluwer Academic Publishers-Plenum Publishers, Volume 21, Issue 1 , pp 3-21


Тема: Использование метода наблюдения для определения лжи

Физиологические особенности эмоций в ситуации лжи. Представления Пола Экмана о внешнем проявлении эмоций в ситуации лжи. Анализ мимических и жестовых дескрипторов лжи. Недостатки и ограничения детекции лжи методом наблюдения.


Формы работы студентов:

  • Анализ лжи на основании материала наблюдения за публичным выступлением.


Вопросы для обсуждения:

  • Какие трудности возникли у наблюдателей при проведении наблюдения?

  • Какие существенные недостатки есть у метода наблюдения в детекции лжи?

  • Почему для детекции лжи используют полиграф? Какие недостатки наблюдения он позволяет компенсировать?


Литература:

  1. Наварро Д., Карлинс М. Я вижу о чем Вы думаете, Минск: «Поппури», 2009, -336 с.

  2. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь, СПб:Питер, 2010, -334 с.

  3. Экпан П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица., СПб:Питер, 2010, -272 с.


Тема: Наблюдение в оценке личностных черт

Личностная черта как устойчивая особенность поведения субъекта. Факторы проявления личностных черт в поведении при реализации различных видов деятельности. Благоприятные и неблагоприятные условия диагностики личностных черт методом наблюдения.


Формы работы студентов:

  • Знакомство с типологией темперамента и одной из типологий акцентуаций характера;

  • Составление подробного листа многократного наблюдения за особенностями поведения. Обсуждение возможных ситуаций наблюдения благоприятных для проявления акцентуаций характера и темпераментальных особенностей;

  • Студенты выбирают объект наблюдения и в течение недели проводят многократное наблюдение за поведенческими особенностями с обязательной фиксацией результатов (не менее 10-ти ). По окончании наблюдения проводится измерение особенностей темперамента и акцентуаций характера методом тестирования;



Литература:

  1. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий, СПб: Питер, 2011, с.23-53.

  2. Потемкина Н.С. (ред) Психологический практикум Юнита 3: Метод наблюдения в психологической практике, М.: НОУ «СГУ», 1999, с 55-56.


Тема: Наблюдение за группой

Особенности группы как объекта наблюдения. Наблюдение групповой динамики. Дескрипторы наблюдаемых групподинамических процессов. Поведение отдельных участников группы как предмет наблюдения. Акты внутригрупповой коммуникации как предмет наблюдения.


Формы работы студентов:

  • Обсуждение наблюдаемых дескрипторов групподинамических процессов; Составление бланка наблюдения групподинамических процессов;

  • Просмотр и анализ фильма.


Вопросы для обсуждения:

  1. Какие групподинамические процессы можно изучать методом наблюдения?

  2. Какие ограничения существуют в интерпретации данных наблюдения групподинамических процессов?

  3. Характеристики отдельных членов группы и их влияние на результаты наблюдения?


Литература:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология, М: Аспект Пресс, 1999 - 375 с.

  2. Потемкина Н.С. (ред) Психологический практикум Юнита 3: Метод наблюдения в психологической практике, М.: НОУ «СГУ», 1999, с. 45-49.



Тема: Наблюдение в оценке персонала

Профессионально важные качества. Наблюдение за деятельностью работника как способ оценки профессионально-важных качеств. Симуляция решения профессиональных задач в искусственных (лабораторных условиях).



Деловые игры как технология наблюдения поведения субъекта в группе в ситуации решения профессиональных задач. Проектирование деловых игр. Ошибки в проектировании деловых игр. Организация наблюдения в процессе деловой игры. Особенности анализа видеоматериалов деловых игр.
Формы работы студентов:

  • Анализ видеозаписи.

  • Работа в микрогруппах по разработке сценария деловой игры для оценки лидерских навыков, коммуникативных навыков.


Вопросы для обсуждения:

  • В чем заключается сложность оценки профессионально важных качеств методом наблюдения?

  • Какие ограничения есть у технологии деловой игры в рамках оценки профессионально важных качеств?

  • Какие методы сбора данных совместно с наблюдением эффективно использовать в оценке профессионально-важных качеств?


Литература:

  1. Крылов А.А., Маничев С.А. (ред) Практикум по общей, экспериментальной, прикладной психологии. М:2003, с. 465-471


19Образовательные технологии

В учебном процессе будут использованы следующие технологии:


  • Семинарские занятия c использованием мультимедиа-технологий;

  • Тесты;

  • Многокомпонентные муляжи головного мозга;

  • Обучающее программное обеспечение.

20Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента


Принцип формирования оценки за защиту отчетов по практикуму:




Балл

Наличие отчетов по каждой теме

2

Материал собран самостоятельно

2

есть интерпретации полученных данных

2

учтена специфика условий наблюдения

2

Учтены особенности материала представленого для анализа

2

ИТОГО

10 баллов








21Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Литература по курсу:

  1. Айламазьян А.М. Метод наблюдения и беседы в психологии (хрестоматия), М:УМК «Психология», 2000.

  2. Андреева Г.М. Социальная психология, М: Аспект Пресс, 1999 - 375 с.

  3. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию, Самара: Бахрах-М., 2003, - 273с.

  4. Гудвин Дж. Исследования в психологии: методы и планирование, СПб: Питер, 2008, -558 с.

  5. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий, СПб: Питер, 2011, -701 с.

  6. Крылов А.А., Маничев С.А. (ред) Практикум по общей, экспериментальной, прикладной психологии. М:2003, -560 с.

  7. Наварро Д., Карлинс М. Я вижу о чем Вы думаете, Минск: «Поппури», 2009, -336 с.

  8. Потемкина Н.С. (ред) Психологический практикум Юнита 3: Метод наблюдения в психологической практике, М.: НОУ «СГУ», 1999, - 68 с.

  9. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь, СПб:Питер, 2010, -334 с.

  10. Экпан П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица., СПб:Питер, 2010, -272 с.

  11. Этический кодекс психолога Российского психологического общества, принят “14” февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества, -8 с.

  12. Coolican H. Research Methods and Statistic in Psychology, Hodder&Stoughton, 2009, -736c.

  13. Ethical Principles of Psychologists and Code of Conduct, American Psychological Association’s (APA), 2010, -15с

  14. Matsumoto and Ekman's Japanese and Caucasian Facial Expressions of Emotion (JACFEE): Reliability Data and Cross-National Differences, Journal of Nonverbal Behavior: Kluwer Academic Publishers-Plenum Publishers, Volume 21, Issue 1 , pp 3-21


21.1Дистанционная поддержка дисциплины


Дистанционная поддержка курса осуществляется в программе LMS

22Материально-техническое обеспечение дисциплины


Во время проведения занятий используется проектор, аудио колонки, ноутбук, видеокамеры.
Каталог: data -> 2016
2016 -> Программа дисциплины «Конструкторско-технологическое обеспечение производства»
2016 -> Арендт Х. О насилии
2016 -> График пересдач экзаменов 2-го модуля 2015-2016 уч г. для студентов магистратуры по направлению
2016 -> По ресурсам неорганической химии и материаловедения
2016 -> Организационные формы и стимулы для эффективного осуществления государственных закупок1 Яковлев Андрей Александрович
2016 -> Симонова Галина Ивановна Curriculum Vitae Личные данные
2016 -> Curriculum Vitae Андрей Александрович Кожанов
2016 -> Историю русского правящего рода в период с конца XI до середины XIII столетия невозможно изложить без регулярного упоминания половцев


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница