Практическая стилистика



Скачать 95.52 Kb.
Дата19.06.2016
Размер95.52 Kb.
ТипУрок
Шерстобитова И.А.,

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 619

Практическая стилистика (урок развития речи в технологии дебаты)
Здравствуйте, дорогие друзья!
Слова умеют плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать,

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

…Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

(Я.Козловский «Слово»)
Слово учителя
Главным на занятии будет его Величество Слово. Хочешь, чтобы тебя внимательно и с интересом слушали, а не затыкали уши и не морщились, как от зубной боли? Для этого нужно, чтобы твоя речь была ясной и выразительной, логически стройной и убедительной, чистой и живой.

Вот в этом тебе и поможет Стилистика – наука, которая изучает стили речи и употребление в них языковых средств. Вспомните, а какая наука учит нас говорить и писать искусно, умело, успешно? (Риторика.)

Риторика не просто древняя, а древнейшая наука. Своего рассвета она достигла в Древней Греции примерно 2500 лет назад. Как видите, очень давно. Древние греки считали ее очень важной наукой, нужной каждому человеку. Поэтому риторике учили в школе специально, как чтению и письму.

Скажите, а зачем это нужно – уметь говорить? Где и как это может пригодиться в жизни?


Сегодня у нас ораторский турнир. Основная цель турнира – формирование и развитие вашей, дорогие ребята, коммуникативной культуры, способностей к аргументированному рассуждению. Вы спросите меня, а кто же такие ораторы? Это люди, владеющие искусством красноречия, обладатели сильного голоса, прекрасной дикции.

Речь оратора должна быть красивой, богатой, этот человек должен быть безупречно грамотен, должен уметь правильно строить и употреблять в речи слова. Оказывается, стать оратором не так просто, нужно много работать.

История донесла до нас сведения о многих знаменитых ораторах, которые великолепно владели искусством красноречия.

С юных лет Демосфен, один из самых известных афинских ораторов, мечтал о славе, но он был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание и привычку подергивать плечом. Настойчивостью и энергией он победил, однако, все эти недостатки.

Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, упражнялся в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо.

Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы, чтобы избежать соблазна.

Речи Демосфена называют «зеркалом характера». Готовился к выступлениям он очень основательно, нередко целыми ночами. Обличительные речи Демосфена были настолько едкими и желчными, что современники прозвали оратора аргом (в переводе с греческого «змея»).

Абд аль-Кадир - арабский эмир, национальный герой Алжира, полководец, учёный, оратор и поэт. Благодаря своим необыкновенным способностям и искусству красноречия приобрёл широкую известность, избран племенами западного Алжира эмиром и создал независимое государство.

Ещё один прекрасный оратор Авраам Линкольн посещал школу не более года, но сумел выучиться грамоте и полюбил книги.



совершеннолетним, занимался самообразованием, совершенствовал искусство говорения. Выучившись самостоятельно, в 1836 году Линкольн сдал экзамен на звание адвоката. Молодой законодатель и адвокат быстро приобрел авторитет благодаря своим ораторским способностям и безукоризненной репутации. Впоследствии Линкольн стал 16 американским президентом.

Вот такую огромную силу имеет простое слово, вот такую силу имеют люди, которые владеют этим искусством! Мы очень надеемся, что этот конкурс поможет вам стать прекрасными ораторами и успешными людьми. Дерзайте!


Но кроме правил эффективного общения, риторика занимается изучением и других правил. С одним из них нам предстоит сегодня знакомство. Итак, главные слова занятия:
КРАСНОРЕЧИЕ – дар хорошо и красиво говорить.

РИТОРИКА – теория ораторского искусства.

ОРАТОР – тот, кто произносит речь, а так же человек, обладающий даром говорить речи.

ОРАТОРСКИЙ – качество произносимой речи (ораторский дар)

ПАФОС – страстное воодушевление, подъем, энтузиазм.
Как же отличить ораторскую речь от других типов речи? Обратимся к тексту И.С.Тургенева.
Работа с текстом.

Эту речь Иван Сергеевич Тургенев произнес на открытии памятника А.С.Пушкину в Москве. В тексте отражены следующие особенности ораторской речи… Ваша версия:


СРЕДСТВА УСТАНОВКИ КОНТАКТА СО СЛУШАТЕЛЯМИ:

ОБРАЩЕНИЕ К СЛУШАТЕЛЯМ

ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

ГРАЖДАНСКОЕ ЗВУЧАНИЕ

ПАФОС

ЯРКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ


А теперь обратимся к средствам выразительности. Они помогут Вам потом построить свою ораторскую речь. Ваши мнение, какие средства выразительности Вы видите в тексте?
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:

ВОЗВЫШЕННАЯ ЛЕКСИКА (празднование, лучший, признательная любовь, один из самых достойных, сияй, благородный лик, воздвигнутый, в сердце, гласи, грядущий, великий, изваяние, свободный, дань, уста, памятник);

ГЛАГОЛЫ В ПОВЕЛИТЕЛЬНОМ НАКЛОНЕНИИ (сияй, гласи);

СРАВНЕНИЯ (сияй, как он, благородный медный лик; как о Шекспире; подобно Пушкину);

ЭПИТЕТЫ(лучших, признательной, достойных, благородный, великий, свободным, лепечущих);

МЕТАФОРЫ (дань любви, в сердце столицы);

ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННАЯ ЛЕКСИКА (сочувствует, любовь, народ, великий)

ПОВТОРЫ (стал более русским и более образованным, более свободным человеком; будем надеяться; повторы подчинительных конструкций)

РЯДЫ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ (представители земли, правительства, , науки, словесности и искусства);

ОБРАЩЕНИЯ (сияй же, как он, благородный медный лик…);

УСТАРЕВШИЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ (дань любви, лик, гласи грядущим поколениям, изваяние, уста);

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ВОСКЛИЦАТЕЛЬНОЙ ИНТОНАЦИЕЙ.


Какие слова, по-вашему, мнению помогают создать торжественный пафос? (Устаревшие слова и выражения). Для чего? (Чтобы слушатели мысленно объединили себя со своими славными предками, чтобы почувствовали силу единения народа).
Все средства ораторской речи, использованные Тургеневым, придают этому выступлению эмоциональность, яркость, выразительность. Речь Тургенева вызывает гордость за великий народ, давший миру великого Пушкина.
Выявление признаков хорошей публичной речи.

Ораторскую речь еще называют публичной. Почему? (выступление перед публикой)


Среди исследователей русского языка ярко выделяется личность Дмитрия Сергеевича Лихачева. Особое внимание Дмитрий Сергеевич уделял речи человека. Он считал, что по речи человека можно судить о его культуре, образованности.
В одной из своих статей он называет признаки хорошей публичной речи. Давайте попробуем их выделить из текста Д.С.Лихачева.

Признаки хорошей публичной речи:

Правильность

Точность

Экономность

Краткость

Интерес самого выступающего

Одна главная мысль
Сегодня ораторский турнир будет проходить как дебаты.
Дебаты — вид дискуссии, интеллектуальная игра, в которой команды отстаивают противоположные утверждения по некоторой сложной проблеме, чтобы убедить членов жюри в своей правоте. Существуют определённые правила ведения дебатов, которые, прежде всего, помогают обучаться культуре конструктивного общения. Кроме того, дебаты содействуют развитию логического мышления, способствуют формированию уверенности и убеждённости в отстаивании своей позиции, помогают приобрести навыки командной работы. Главная цель игры «Дебаты» — научиться культуре ведения публичной дискуссии.
Основой «Дебатов» является спорный тезис-утверждение (или тема игры), которое и определяет позиции двух соревнующихся команд. Дебаты могут принимать различные формы. У нас на дебатах участникам разрешается произносить как свои речи (спичи), так и участвовать в перекрёстных вопросах.
Сегодня мы с вами будем говорить о «формальных» дебатах — особой форме дискуссии, интеллектуальной игре, которая ведётся по определённым правилам. В игре участвуют три команды, у каждой свой тезис. Тезис достается методом жеребьевки. Каждая команда внутри делится на две команды. Одна доказывает справедливость тезиса, предложенного для обсуждения, другая опровергает этот тезис. Выступают два представителя, которые ведут между собой дебаты. Остальные команды тоже могут участвовать. Представители команд выступают по очереди; последовательность и время выступлений определено заранее и, как правило, жёстко ограничено. У нас – это 3-5 минут. «Мне глубоко враждебно ваше мнение, но за ваше право высказать его я готов пожертвовать собственной жизнью». В этих словах Вольтера содержится ведущая идея технологии дебатов.
Правила проведения дебатов

Каждый участник имеет право выступить только один раз. Эксперты оценивают аргументы, но не участников. Спикеры команд ведут разработку кейса (понятия, аргументы, контраргументы) на основе ранее проделанной работы.


Проведение ролевой игры «Дебаты»

Действующие лица


Команды (состоят из игроков-«спикеров») — утверждающие защищают тему, отрицающие — опровергают.

Судьи — решают, какая из команд оказалась более убедительной в доказательстве своей позиции; ведут протокол игры, в котором отмечают области столкновения позиций; указывают сильные и слабые стороны выступления спикеров.

Таймкипер — следит за соблюдением регламента и правил игры.

Тренер (тьютор) — обычно учитель.

Определяем стиль речи стихотворения «Давай посплетничаем»:
Поделиться впечатленьем

Если с другом захочу,

То ему, без промедленья,

По мобиле позвоню:

«Ну, привет!..Я тут скучаю.

Приходи-ка на чаёк!

Поболтать с тобой мечтаю.

Дивный нынче вечерок!

Нет, не болен,- просто скука!

Если хочешь, то хандра!

Мне молчать - ох, это мука!

Сплетен хватит до утра!»


Это текст …. разговорного стиля! А как вы определили, что это текст именно разговорного стиля? По каким признакам?

Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику (чаёк, поболтать, мобила). Для этого стиля характерны эмоциональность, образность («Сплетен хватит до утра!» - это гипербола).

Попробуйте определить, о каком стиле речи говорится в приведенном тексте:
Стиль логичный, объективный,

В нём – прямое слов значенье.

Применять нам эффективно

В описании явленья.


Образности в стиле нет,

Тропы – не в участии.

В центре не один предмет,

А общее понятие.


Можем мы всегда узнать

Стиль сухой, немного скучный.

«Термин!» - стоит лишь сказать, -
Перед нами стиль - …. научный! Логичность, объективность, использование слов в прямом значении, отсутствие образности (тропов и фигур), неэмоциональность текста – это характерные черты научного стиля. Для описания общего понятия или явления используются термины.

В какой сфере употребляется данный стиль?: В учебниках, словарях, научных работах и докладах.

Кроме терминологической лексики, научный стиль обслуживают профессионализмы.

Итак, наш турнир начинается. Мы к нему полностью готовы!
Этапы работы в технологии «Дебаты»

Построение сюжета доказательств. Подбор аргументов. Собственно дебаты. Оглашение позиций (дискуссия). Раунд перекрёстных вопросов. Судейство.



1 Тема для дебатов. Портится ли русский язык? Процессы в современном языке ведут к его совершенствованию или деградации? (Сплетня- научный доклад)

2 Тема для дебатов. Удобна ли русская орфография для пишущего и читающего человека? В актуальности темы сейчас, кажется, не сомневается никто. Миллионы школьников путаются в пре-и при-, не - и ни-, н и нн, вместо того, чтобы посвятить своё время и силы чему-то более содержательному. Кажется, какая разница, как написать: куриный суп или куринный суп, лишь бы суп был вкусным! (Научный доклад- сплетня)

Тема 3 для дебатов «Засорение русского языка американскими фразами, жаргонами; «Что движет людьми? Мода на новые иностранные слова, боязнь казаться “несовременными” или “нецивилизованными”?» (Научный доклад со сплетней)
Комментарий к проведению дебатов
Выступают поочерёдно защитники и противники тезиса. Аргументы ЗА. Аргументы ПРОТИВ. (3-5 мин.) Первый выступающий выдвигает тезис, называет ключевые понятия и аспекты. После него выступает главный оратор от оппозиции и формулирует антитезис, а также понятия и аспекты. Далее вторые участники от команд приводят аргументы в пользу утверждений своих команд… Последние из участников подытоживают то, что было сказано командой. Ведущий может задавать наводящие вопросы, прерывать выступления. «Зрители» слушают и делают записи по ходу выступлений; задают вопросы и дают информацию. Выступающий принимает помощь или отклоняет её. Каждая команда имеет право взять время на консультацию друг с другом.
Критерии оценивания выступлений.

  1. Содержание: соответствие изложения заданной теме.

  2. Лаконичность, доступность изложения.

  3. Доказательность суждений.

  4. Красота речи: использование различных форм выразительности.

  5. Культура речевого поведения (спокойный, доброжелательный тон, попытки найти общее во мнениях).


Примерное рекомендуемое построение спича.

  1. Тезис (его можно утверждать, можно опровергать).

  2. Система аргументов (на основе собственного жизненного опыта, из литературных произведений, из передач, художественных фильмов и другие, но не менее двух).

  3. Вывод по теме.

Выступление экспертов



Комментарий

учителя
После дебатов проводится голосование в пользу выбранной позиции. Должен оцениваться не тезис, а аргументы, представленные сторонами. «Эксперты» ведут протокол деятельности «спикеров» (оценивается содержание выступления, содержательность ответов на вопросы, культура общения).


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница