Пояснительная записка Курс литературы в 7 классе направлен на достижение следующих целей



Скачать 159.19 Kb.
Дата11.07.2016
Размер159.19 Kb.
ТипПояснительная записка
c:\users\user\desktop\все\сканер\скан_20160205.jpgПояснительная записка

Курс литературы в 7 классе направлен на достижение следующих целей:



  • формировать гуманистическое мировоззрение, гражданское сознание, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развивать эмоциональное восприятие художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры;

  • понимать авторские позиции;

  • формировать начальные представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

  • развивать устную и письменную речь учащихся;

  • овладевать умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий;

  • грамотно использовать русский литературный язык при создании собственных устных и письменных высказываний.

Основные задачи программы заключаются в следующем:



  • развивать у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

  • совершенствовать навыки выразительного чтения;

  • формировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

  • расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

Настоящая программа по литературе для 7 класса разработана на основании следующих нормативных правовых документов:



  • Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 №99-ФЗ, от 07.06.2013 №120-ФЗ, от 02.07.2013 №170-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ, от 25.11.2013 №317-ФЗ, от 03.02.2014 №11-ФЗ, от 03.02.2014 №15-ФЗ;

  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69);

  • Письма Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;

  • Приказа Министерства образования РФ от 30.08.2013 № 1015 (в ред. от 13.12.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  • Приказа Министерства образования РФ от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

  • Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной (М. «Просвещение», 2014);

  • Приказа управления образования и науки Липецкой области от 29.04.2015 № 424 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2015-2016 учебный год»;

  • Устава школы

Данная рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе авторской программы по литературе для 5-9 классов под ред. Коровиной В.Я. – М., «Просвещение», 2014 г. Выбор данной программы мотивирован тем, что она рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов; соответствует стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей; построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся.

Программа под редакцией В.Я. Коровиной рассчитана на 70 часов, и рабочая программа составлена на 70 часов, из расчета 2 часа в неделю.

В рабочую программу включены произведения, рекомендованные для изучения в 7 классе: А.С. Пушкин «Полтава» (отрывок), «Медный всадник» (отрывок), «Борис Годунов» (отрывок), Л.Н. Андреев «Кусака», Д.С.Лихачев «Земля родная», песни на слова русских поэтов 20 века.

В соответствии с рекомендациями в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки внеклассного чтения по современной русской литературе.

Особенность изучаемого курса состоит в том, чтобы познакомить учащихся с особенностями труда писателя, его позицией и важнейшей проблемой литературы – изображением человека. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Этим целям посвящены структура, содержание, методика курса литературы. Также особенностями уроков литературы в 7 классе является то, что по форме своей это уроки проблемные. Почти на каждом уроке предлагаются различные виды работ для поиска ответа на поставленный вопрос и для развития устной речи. Большая часть материала по тематике связана с историей, поэтому на уроках литературы предусматривается подготовка сообщений о жизни и быте людей в различные исторические периоды. В качестве обобщения ребятам предлагается готовить презентации по темам уроков или сообщения по материалу сети Интернет.



Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.

Учащиеся должны знать:

  • Текст художественного произведения.

  • Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  • Особенности композиции изученного произведения.

  • Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

Учащиеся должны уметь:

  • Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.

  • Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.

  • Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.

  • Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.

  • Различать эпические и лирические произведения.

  • Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.

  • Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.

  • Составлять план собственного устного или письменного высказывания.

  • Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.

  • Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

  • Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

Основное содержание

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.



УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (6 ч.)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. Теория литературы. Предание (развитие представления). Гипербола (развитие представления). Былина (начальные представления).



Р/р Сочинение по репродукции с картины В.Васнецова «Три богатыря».

Пословицы и поговорки.

Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры). Теория литературы. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представления).

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (2 ч.)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности. Теория литературы. Поучение (начальные представления). «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Теория литературы. Летопись (развитие представлений).



РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (2 ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «Кстатуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престола ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина. Теория литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье... », «На птичку... », «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1-ОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (18 ч.)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. «Полтава» «Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных


волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла ХII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Теория литературы. Баллада (развитие представления). «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представления).



Р/р Домашнее сочинение.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. Сочинение по иллюстрации В.Васнецова «Песня про купца Калашникова…»,«Когда волнуется желтеющая нива... », «Молитва», «Ангел». Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).



Р/р Подготовка к сочинению по иллюстрации В.Васнецова «Песня про купца Калашникова…»

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в повести. Теория литературы. Литературный герой (развитие понятия). Роды литературы: эпос (начальные представления).



Р/р Подготовка к сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-ОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА (12 ч.)

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Для чтения и обсуждения. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Для чтения и обсуждения. Теория литературы. Поэмы (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин».

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести ...).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна»и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова для чтения и обсуждения. Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического.


«Край ты мой, родимый край». Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И. А. Бунин и др.). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (24 ч.)

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы И. А. Бунина (по выбору учителя и учащихся).

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни). Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. Легенда о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.Теория литературы. Понятие об идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Р/р Сочинение-характеристика литературного героя

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на
даче ...». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения. Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка – незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. «В прекрасном и яростном мире»



Р/р Домашнее сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Борис Леонидович Пастернак. Стихотворения «Никого не будет в доме…», «Июль»

На дорогах войны

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Братья», «Спасибо, моя родная...», «Снега потемнеют синие...», «Июль – макушка лета...», «На дне моей жизни...» – воспоминания о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа. Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия). Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны (А.Ахматова. «Клятва», «Песня мира», К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», стихи А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова и др.). Ритмы и образы военной лирики. Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе. Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, без духовности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного поступка.

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. Теория литературы. Публицистика (развитие представления). Воспоминания, мемуары как публицистические жанры (начальные представления).

Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

«Тихая моя родина». Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего(В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.



ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (4 ч.)

Роберт Бернс. Особенности творчества Роберта Бернса. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!...». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу родины.

Японские хокку (трехстишия).

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О.Генри. «Дары волхвов».Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. Слово о писателе. «Каникулы»

ИТОГОВЫЕ УРОКИ (1 ч.)

Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование тем и разделов

Всего часов

В том числе на:

уроки

развитие речи

1

Введение.

1

1




2

Устное народное творчество

6

5

1

3

Древнерусская литература.

2

2




4

Литература 18 века.

2

2




5

Литература первой половины 19 века

Творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя



18

16

2

6

Литература второй половины 19 века

12

12




7

Литература 20 века.

24

23

1

8

Зарубежная литература.

4

4




9

Итоговые уроки.

1

1







ИТОГО:

70

66

4


Литература и средства обучения



Название документа

Автор

Издательство

Год

издания

1

Программа

Программы общеобразовательных учреждений. Литература.

5-11 классы (базовый уровень)


Под редакцией В.Я. Коровиной и др.

М.,:«Просвещение»

2014

2

Учебник (основной)

Литература 7 класс

Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях

В.Я.Коровина

В.П.Журавлев

В.И.Коровин


М.,: «Просвещение»


2011


3

Учебные пособия:

Поурочные разработки по литературе. 7 класс.


«Поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматии «Литература. 7 класс».

И. В. Золотарёва,

Н.В. Егорова
О. Е. Ерёмина

М.: «ВАКО»

М.: «Экзамен»

2012


2010


Каталог: New -> Pedagog -> Ivanova
New -> Закрытое акционерное общество «Группа Кремний Эл»
New -> Закона №223-фз «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»
New -> Задания для проведения заключительного этапа профильной Олимпиады Специальность
Ivanova -> Пояснительная записка Изучение литературы в старшей школе направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница