Пояснительная записка Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации врачей «Функциональная диагностика»



страница1/4
Дата29.07.2016
Размер0.84 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


Институт дополнительного профессионального образования
Кафедра клинической физиологии, кардиологии с курсом интроскопии

«Утверждаю»

Директор института дополнительного профессионального образования
_______________ А.Я. Сохач
«____»_____2015 г.

Аннотация к рабочей учебной программе

повышения квалификации врачей

по специальности «Функциональная диагностика»

(144 часа)

Ставрополь, 2015 г.



Пояснительная записка

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации врачей «Функциональная диагностика» является учебно-методическим нормативным документом, регламентирующим содержание, организационно-методические формы и трудоемкость обучения.



Актуальность программы «Функциональная диагностика»

Создание теоретического и практического фундамента для постепенного перехода врачей от уровня знания к уровню умения, готовых к самостоятельной работе с учетом потребностей органов практического здравоохранения, ориентированных на работу в условиях рыночной экономики.



Цель дополнительной профессиональной образовательной программы.

Повышение квалификации врачей по функциональной диагностике (сердечно-сосудистой системы, респираторной системы, центральной и периферической нервной системы), а также подготовка врача к сдаче сертификационного экзамена для получения сертификата специалиста по специальности «Функциональная диагностика».



Планируемые результаты обучения. В результате обучения планируется повышение, как общекультурных, так и профессиональных компетенций по функциональным методам исследований и новым диагностическим технологиям.

Структура дополнительной профессиональной образовательной программы «Функциональная диагностика» состоит из требований к результатам освоения программы, требований к итоговой аттестации, учебно-тематического плана, календарного учебного графика, содержания программы, условий обеспечения реализации программы: учебно-методического, материально-технического. В структуру дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации врачей по специальности «Функциональная диагностика» включен перечень основной и дополнительной литературы. В содержании дополнительной профессиональной образовательной программы «Функциональная диагностика» предусмотрены необходимые знания и практические умения, необходимые для изучения электрофизиологической функции сердечно-сосудистой системы, исследования центральной гемодинамики и периферического кровообращения, функции внешнего дыхания, центральной и периферической нервной системы, мышечной системы.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ



«Функциональная диагностика»

У обучающегося должны быть сформированы следующие общепрофессиональные компетенции и (ОПК)

ОПК 1. Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной деятельности врача функциональной диагностики.

ОПК 2. Способность и готовность использовать знания организационной структуры медицинского учреждения, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи, анализировать показатели работы своего структурного подразделения, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам.

ОПК 3. Способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.

У обучающегося должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (ПК):

ПК 1. Способность и готовность к постановке диагноза на основании диагностического исследования в области кардиологии, пульмонологии, неврологии и сердечно-сосудистой системы.

ПК 2. Способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики нозологической группы заболеваний и патологических процессов.

ПК 3. Способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при сердечно-сосудистых, респираторных и неврологических заболеваниях и патологических процессах.

ПК 4. Способность и готовность выполнять основные диагностические мероприятия при обследовании пациентов той или иной группы нозологических форм, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход (знать особенности заболеваний нервной, иммунной, сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови); своевременно выявлять жизнеопасные нарушения.

ПК 5. Способность и готовность использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии сердечно-сосудистых, нервных болезней и органов дыхания, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам.

ПК 7. Способность и готовность использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинского учреждения.

Перечень знаний, умений и владений врача-специалиста по функциональной диагностике по окончанию обучения

Врач-специалист по функциональной диагностике должен знать (ЗН).

ЗН 1. Основы законодательства здравоохранения и директивные документы, которые определяют деятельность органов и учреждений здравоохранения.

ЗН 2. Вопросы организации терапевтической, кардиологической, пульмонологической неврологической служб в стране, работе отделений и кабинетов функциональной диагностики лечебно-профилактических учреждений и центров функциональной диагностики.

ЗН 3. Классификации и метрологические характеристики аппаратуры для функциональной диагностики, медицинскому диагностическому оборудованию на базе электронно-вычислительной техники.

ЗН 4. Клиническую физиологию сердечно-сосудистой системы.

ЗН 5. Клиническую физиологию центральной и периферической нервно-мышечной системы,

ЗН 6. Клиническую физиологию функциональных вегетативных систем.

ЗН 7. Клиническую физиологию взаимодействия коры и подкорковых образований и интегративной деятельности мозга.

ЗН 8. Этиологию, патогенез и клинику основных заболеваний в соответствующей области применения методов функциональной диагностики (кардиологии, ангиологии, неврологии, пульмонологии и др.).

ЗН 9. Основы социальной гигиены и организации здравоохранения РФ.

Теоретические основы социальной гигиены и организация здравоохранения в РФ;

Организацию функциональной диагностики в РФ и пути её развития.

Правовые основы деятельности врача-специалиста по функциональной диагностике;

Вопросы экономики службы функциональной диагностики.

Основы медицинского страхования.



ЗН 10. Теоретические основы оценки функционального состояния органов, систем и целого организма.

Теоретические основы изучения функции органов и систем с методами диагностики;

Основы системного подхода в клинической физиологии;

Основные физиологические процессы в норме и патологии.



ЗН 11. Медицинское оборудование.

Принцип работы и устройства медицинской аппаратуры и медицинского компьютерного оборудования, правила его эксплуатации, технику безопасности.



ЗН 12. Сердечно-сосудистая система.

Электрокардиография.

Теоретические знания по ЭКГ. Теоретические знания по скалярной ЭКГ. Теоретические знания по ВКГ. Теоретические знания по ДЭКАРТО.

Регистрация ЭКГ в стандартном и усиленном однополюсном отведении от конечностей, грудных отведениях (дополнительных отведениях).

Проведение ЭКГ пробы: фармакологической и с дозированной физической нагрузкой.

Оказание неотложной помощи пациенту с острой сердечной недостаточностью.

Методика анализа ЭКГ в норме и при патологических состояниях.

Методика анализа суточного мониторирования ЭКГ и ЭКГ+АД.

Кардиоинтервалография.

Теоретические знания по изучению вариабельности сердечного ритма.

Регистрация ЭКГ с изучением ВСР.

Проведение функциональных проб (фармакологической и с дозированной физической нагрузкой).

Методика анализа ВСР в норме и при патологических состояниях.

Фонокардиография.

Теоретические знания по клинической ФКГ. Регистрация ФКГ. Методика анализа ФКГ в норме и при патологических состояниях.



Реография.

Теоретические знания по РВГ. Регистрация реограммы (РВГ, РЭГ).

Проведение функциональных проб (фармакологической, температурной и др.).

Методика анализа реовазограммы в норме и при патологических состояниях.



Допплеровазография.

Теоретические знания по допплерографии. Регистрация спектрограммы с изучаемого сосудистого региона. Проведение функциональных проб. Методика анализа спектрограммы.



ЗН 13. Дыхательная система.

Спирография и пневмотахометрия.

Теоретические знания по изучению функции внешнего дыхания.

Проведение пневмотахометрии, пульсоксиметрии и регистрация спирографии.

Методика анализа состояния функции внешнего дыхания в норме и при патологических состояниях по данным спирографии и пневмотахометрии (определение газового состава выдыхаемого и альвеолярного воздуха инерционными и малоинерционными анализаторами).

Методы проведения функциональных диагностических проб с физической нагрузкой, с различными газовыми смесями, фармакологические пробы.

Водородный дыхательный тест.

Теоретические знания гастроэнтерологии. Методика проведения водородного дыхательного теста. Методика анализа водородного теста при патологических состояниях.



ЗН 14. Нервная система.

Электроэнцефалография.

Теоретические знания по клинической ЭЭГ. Регистрация ЭЭГ.

Проведение функциональной пробы (световой, звуковой и с гипервентиляцией).

Методика анализа ЭЭГ в норме и при патологических состояниях.

Методика анализа ЭЭГ при трёхмерной локализации источника патологической активности.

Оказание неотложной помощи пациенту с эпилептиформным припадком.



Вызванные потенциалы с центральной нервной системы.

Теоретические знания по изучению вызванных потенциалов мозга на различную стимуляцию. Методика проведения нейрофизиологического исследования головного мозга с использованием: шахматного паттерна; электрического стимулятора периферической нервной системы; аудиостимулятора.

Методика анализа вызванных потенциалов мозга.

Методика анализа электроретинограммы.



Электронейромиография стимуляционная.

Теоретические знания по клинической ЭНМГ.

Методика проведения электронейромиографического исследования с использованием следующих методических приёмов:


  • исследование нервно-мышечной передачи;

  • исследование потенциала действия мышц в ответ на стимуляцию нерва;

  • исследование скорости проведения по моторному нерву;

  • исследование рефлекторных ответов (F-ответа, H-ответа, орбикулярного и бульбокавернозного);

  • исследование потенциала действия чувствительного нерва в ответ на электрическую стимуляцию;

  • исследование скорости проведения по сенсорному нерву;

  • исследование вызванного кожного симпатического потенциала.

Анализ электронейромиографических результатов.

Электромиография.

Теоретические знания по клинической ЭМГ. Методика регистрации электромиограммы с использованием игольчатых и поверхностных электродов.

Анализ миограммы.

Эхоэнцефалография.

Теоретические знания по клинической Эхо-ЭГ. Регистрация эхоэнцефалограммы. Анализ М-эхо сигнала и дополнительных латеральных эхо-сигналов.



ЗН 15. Эхокардиография.

Теоретические знания по клинической Эхо-КГ.

Методика регистрации эхокардиограммы (в одномерном, трехмерном и

допплер режиме). Анализ Эхо-КГ при различных заболеваниях сердца.

Методика проведения стресс-ЭхоКГ и анализ полученных данных.

Врач-специалист по функциональной диагностике должен уметь (УМ)

УМ 1. Применять объективные методы обследования больного, выявить общие и специфические признаки заболевания.

УМ 2. Определить, какие дополнительные методы обследования больного необходимы для уточнения диагноза.

УМ 3. Определить показания для госпитализации или дополнительных консультаций специалистов; решить вопрос о показаниях и противопоказаниях к операции.

УМ 4. Оформить медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению.

Врач-специалист по функциональной диагностике должен владеть следующими практическими навыками (ВПН)

Уметь проводить диагностические исследования. Уметь зарегистрировать физиологические показатели с расшифровкой полученных данных и представлять по ним заключение.



ВПН 1. Электрокардиографию.

ВПН 2. Скалярную ортогональную ЭКГ.

ВПН 3. Векторкардиографию.

ВПН 4. Дипольную электрокардиотопографию.

ВПН 5. Дисперсионное картирование сердца.

ВПН 6. Суточную регистрацию ЭКГ и ЭКГ+АД.

ВПН 7. Вариабельность сердечного ритма.

ВПН 8. Фонокардиографию.

ВПН 9. Реовазографию.

ВПН 10. Реоэнцефалографию;

ВПН 11. Велоэргометрию;

ВПН 12. Спирографию (спирометрию);

ВПН 13. Пневмотахометрию;

ВПН 14. Эхоэнцефалографию;

ВПН 15. Электроэнцефалографию;

ВПН 16. Исследование вызванных потенциалов мозга;

ВПН 17. Электронейромиографию;

ВПН 18. Электромиографию;

ВПН 19. Допплеровазотрафию;

ВПН 20. Водородный дыхательный тест;

ВПН 21. Эхо-КГ.

ВПН 22. Стресс-ЭхоКГ.

По окончании обучения врач должен владеть специальными профессиональными навыками (СПН):

СПН 1. Оценивать клинические анализы крови, мочи, кала, мокроты, плевральной и асцитической жидкости, биохимические анализы крови.

СПН 2. Оказывать экстренную помощь при неотложных состояниях:

Клиническая смерть (искусственное дыхание, непрямой массаж сердца).

Острая дыхательная недостаточность, тромбоэмболия легочной артерии.

Астматический статус при бронхиальной астме.

Острая сердечно - сосудистая недостаточность, обморок, сердечная астма, отек легких.

Гипертонический криз и острое нарушение мозгового кровообращения.

Острые аллергические состояния, в том числе анафилактический шок.

Острая почечная недостаточность, почечная колика.

Кома (диабетическая, гипоглекемическая, гиперосмолярная).

Острые отравления ( снотворыми, алкоголем, грибами )

Ожоги, отморожения, электрошок, удар молнией, тепловой и солнечный удар, утопление.

Внезапная смерть, в том числе проведение трахеостомии.

Переломы, травмы (фиксация позвоночника, конечностей)

Кровотечение (остановка кровотечения)


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «Функциональная диагностика»

Категория обучающихся: Врачи функциональной диагностики.

Срок обучения: 1 месяц (4 недели)

Режим занятий: 6 академических часов в день

Форма обучения: очная с отрывом от работы.


п/п


Наименование разделов дисциплин

Всего часов

В том числе

Форма

контроля


лекции

практические занятия

семинары

1.

Модуль 1. Основы социальной гигиены и организация службы функциональной диагностики

10

9




1

зачет

2.

Модуль 2. Теоретические основы оценки функционального состояния органов, систем и целого организма

10

8




2

зачет

3.

Модуль 3. Аппаратурное обеспечение и методические основы функциональной диагностики

4

2




2

зачет

4.

Модуль 4. Клиническая электрокардиография, суточное мониторирование, стресс-тест и другие методы исследования сердца

30

20

6

4

экзамен

5.

Модуль 5. Клиническая физиология и функциональная диагностика системы дыхания

30

16

6

8

зачет

6.

Модуль 6. Анализ и оценка функционального состояния центральной и периферической нервной системы

18

8

8

2

зачет

7.

Модуль 7. Эхокардиография

16

8

6

2

зачет

8.

Модуль 8. Клиническая физиология и функциональная диагностика сосудистой системы

14

6

8




зачет




Дополнительная программа

6







6







Итоговый контроль

6







6

экзамен




ИТОГО

144

77

34

33





РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА по освоению дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации врачей «Функциональная диагностика»

Основная литература:

«Книга-Фонд» СтГМУ.



Журнал «Ультразвуковая и функциональная диагностика». Издательство: Видар.- ЭБС.

Основная литература:

1. Кушаковский, М.С. Аритмии сердца: Расстройства сердечного ритма и нарушение проводимости. Причины, механизмы. ЭКГ и ФКГ диагностика, клиника, лечение: рук. для врачей/ М.С.Кушаковский. 4-е изд., испр. и доп.– СПб. Фолиант, 2009.- 672 с.

2. Мурашко В.В. Электрокардиография: Учеб пособие для студентов медвузов/ 6-е издание- М. МЕДпресс, 2004. - 311с

3.Орлов В. Н. Руководство по электрокардиографии, 4-е изд, М: МИА, 2004, 528 с.

4. Шиллер Н. Клиническая эхокардиография/ 2-е изд. М: Практика, 2005, 344с.

5 Зенков Л.Р. Функциональная диагностика нервных болезней: рук-во для врачей. 3-е изд. М: МЕДпресс-информ, 2004, 488с.

6. Андреева Е.А. и соавт. Функциональные методы исследования в пульмонологии, методические рекомендации для врачей. Издательский центр СГМУ, 2007, 44 с, 20 шт

Дополнительная литература:

  1. Электрокардиография в педиатрии. Автор: Ю. Середа. Издательство: Фолиант 2011 г.Холтеровское и бифункциональное мониторирование ЭКГ и артериального давления.

  2. Авторы: Галина Рябыкина, Александр Соболев. Издательство: Медпрактика-М 2010 г.

  3. Холтеровское мониторирование ЭКГ. Возможности, трудности, ошибки.

Авторы: Анна Аксельрод, Петр Чомахидзе, Абрам Сыркин. Издательство: Медицинское информационное агентство. 2010 г.

  1. Иванов Л.Б. Неэпилептическая электроэнцефалография. –М.:ООО «Медика»2013 г.-200 с.

  2. Касаткина Л.Ф. Электромиографические методы исследования в диагностике нервно-мышечных заболеваний. Игольчатая электромиография. –М.: Медика, 2010 .-416 с., ил.

  3. Аронов, Д. М. Функциональные пробы в кардиологии/ Д. М. Аронов, В. П. Лупанов. – 2-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2009. - 296 с.

  4. Вагнер, Г.С. Практическая ЭКГ Мариотта: рук./Г. С. Вагнер; пер. с англ. – 2-е изд.- М.:БИНОМ, 2010. – 480 с.

  5. Лутра, Атул ЭКГ понятным языком/ Атул Лутра. Практическая медицина, 2010 г

  6. Нормативные параметры ЭКГ у детей и подростков: рук./под. ред. М.А. Школьниковой, И.М. Миклашевич, Л.А. Калинина. – М., 2010. – 232 с.

  7. Бокерия Л.А., Машина Т.В., Голухова Е.З. Трехмерная эхокардиография. - М.: Н.Ц. ССХ им. Бакулева, РАМН, 2002 г.

  8. Де Луна А.Б. Руководство по клинической электрокардиографии (перев. с анг.). - М.: Медицина, 2003.

  9. Осколкова М.К.. Красина Г.А. Реография в педиатрии. - М.. 2000.

  10. Макаров В.А., Иванов Л.Б., Сахно Ю.Ф. Реовазография. - М.: РМАПО, 2002.

  11. Методы оценки функционального состояния вегетативной нервной системы.// Методы исследования в неврологии и нейрохирургии. Рук-во для врачей. - Москва, 2000. - С. 119-129.

  12. Гехт Б.М., Касаткина Л.Ф., Самойлов М.И., Санадзе А.Г. Электромиография в диагностике нервно-мышечных заболеваний. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005 г.

  13. Эхоэнцефалоскопия. // Методы исследования в неврологии и нейрохирургии. Рук-во для врачей. - М, 2000. - С. 130-137.

  14. Гнездицкий В.В. Вызванные потенциалы мозга в клинической практике. - Таганрог: изд. ТРТУ, 2005. - 257 с.

  15. Гнездицкий В.В. Обратная задача ЭЭГ и клиническая электроэнцефалография. - М: Инфо-Пресс, 2007.

  16. Жирмунская Е.А. Клиническая электроэнцефалография. - М.: Мэйби, 2003.

  17. Жирмунская Е.А., Котовер А.Н. Атлас по электроэнцефалографии и морфологии мозгового инсульта. - М.: Медицина, 2002.

  18. Зенков Л.Р., Ронкин М.А. Функциональная диагностика нервных болезней. - М.: Медицина, 2002.

  19. Зенков Л.Р. Клиническая электроэнцефалография с элементами эпилептологии. - Таганрог: Изд-во гос. радиотехнического университета, 2005.

  20. Кольцуй С.С, Массарыгин В.В. Справочный материал по исследованию внешнего дыхания. Учебное пособие. - М.: МОНИКИ, 2002.

  21. Клиническая интерпретация данных исследования функции внешнего дыхания. Метод, рекоменд / Под ред. Чучалина А.Г. - М., 2000.

  22. Комплекс ингаляционных провокационных проб для выявления скрытой стадии нарушения бронхиальной проводимости. Метод, реком. / Под ред. Чучалина А.Г., 2005.

  23. Клиническое руководство по ультразвуковой диагностике / Под ред. Митькова В.В., Сандрикова В.А. - Т 5. - М.: Видар, 2003.

  24. Клиническая ультразвуковая диагностика, Т1. Руков. для врачей / Под ред. Мухарлямова Н.М.. - М.: Медицина, 2007.

  25. Лелюк В.Г., Лелюк СЭ. Ультразвуковая ангиология. - М.: Реальное время, 2003.

  26. Мухарлямов Н.М., Беленков Ю.Н. Ультразвуковая диагностика в кардиологии. - М.: Медицина, 2003.

  27. Мухарлямов Н.М., Хайне X, Адриан Б., Атьков Ю.Н., Беленков Ю.Н., Поль Л. Практическая

  28. Щетинин В.В., Берестень Н.Ф. Кардиосовместимая допплерография. - М.: Медицина, 2002.

  29. Атлас ЭКГ [Электронный ресурс]: учебное пособие / Ю.В. Щукин, Е.А. Суркова, В.А. Дьячков. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 260 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница