Пожароопасным производственным объектам



Скачать 53.07 Kb.
Дата01.08.2016
Размер53.07 Kb.


С П Р А В К А

о правомерности отнесения автозаправочных станций

к "пожароопасным производственным объектам".
Региональные подразделения Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям, основываясь на собственных противоречивых толкованиях нормативных документов, понуждают руководителей фирм-владельцев автозаправочных станций (АЗС) к получению лицензий на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Основанием для предъявления таких требований, по их пониманию, является Постановление Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 года № 595 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности пожароопасных производственных объектов" (далее "Положение…"), под юрисдикцию которого по формальным признакам (наличие в обращении легковоспламеняющихся и горючих жидкостей) якобы подпадает деятельность АЗС. Данное "Положение…" разработано на основании Федеральных законов от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ "опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону" и являющиеся предметом его правового регулирования. Вместе с этим, названным выше "Положением…", являющимся подзаконным актом, введено новое понятие "пожароопасный производственный объект". В соответствии с п.1 этого "Положения…" под пожароопасными производственными объектами понимаются объекты, на которых "используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом".

Однако АЗС, как объект транспортной инфраструктуры, предназначена для продажи горюче-смазочных материалов (бензин, дизтопливо, смазочные масла, эксплуатационные жидкости), являющихся легковоспламеняющимися и горючими жидкостями. На этом основании отнесение АЗС к пожароопасным объектам не подлежит сомнению. Отнесение же данного объекта к "пожароопасным производственным объектам" и расширительное применение в связи с этим обременительных ограничений по условиям эксплуатации неправомерно по приведенным ниже основаниям.

В соответствии с п.1 Главы 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" под произ-водственной деятельностью понимается совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. На АЗС осуществляется только реализация потребителям готовой продукции (моторного топлива, масел, жидкостей), произведенных на нефтеперерабатывающих и иных производственных предприятиях. Уже на этом основании АЗС не является производственным объектом.

Федеральный Закон № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности» предусматривает (ст.15) обязательное страхование за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте. Этим же Федеральным Законом предусматривается ряд других ограничений для опасных производственных объектов в части: регистрации в государственном реестре (ст.2); особого порядка лицензирования и надзора за безопасной эксплуатацией (ст.5,6,9); экспертизы проектной документации и порядка ее утверждения (ст. 8.13); предотвращения проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц (ст.9); наличия декларации промышленной безопасности (ст.14). Ни одно из этих требований к размещению, проектированию, строительству и последующей эксплуатации АЗС в настоящее время не применяется.

В связи со спецификой эксплуатации (размещение непосредственно в городской застройке, свободный доступ на территорию, присутствие помимо обслуживающего персонала посетителей, наличие магазинов, кафе, объектов технического сервиса и т.д.) АЗС является объектом общественного назначения(объектом торговли специфическим товаром), не относится к опасным производственным объектам и не подпадает по этим основаниям под регулирующее действие Федерального закона № 116-ФЗ. Поэтому обеспечение основных мер безопасности на стадии размещения, строительства и приемки в эксплуатацию АЗС в действительности не регулируется Федеральным законом № 116-ФЗ и изданными на его основе нормативными документами. Применительно к определению АЗС как "пожароопасного объекта" меры безопасности осуществляются на основании требований НПБ 111-98* «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности», также не относящих АЗС к «опасным производственным объектам».

Положение «О Федеральном горном и промышленном надзоре России», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2001 года № 841, не включает АЗС в перечень объектов, подконтрольных Госгортехнадзору, являющемуся федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности и осуществляющим функции надзорно-правового регулирования в соответствии с Федеральным Законом № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Включение в указанное "Положение…" в качестве лицензионных следующих требований ( о наличии договоров на обслуживание, заключаемых с формированиями пожарной охраны и аварийно-спасательных служб; обеспечение проведения экспертизы промышленной безопасности; наличие договора страхования риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде; организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований пожарной и промышленной безопасности) отражает идеологию Федерального закона № 116 -ФЗ в области обеспечения безопасности в отношении "опасных производственных объектов" и на этом основании "Положение…" может применяться только к ним.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Применительно к деятельности АЗС вопросы обеспечения безопасности на стадиях размещения, проектирования, строительства, приемки и последующей эксплуатации регулируются теми же подразделениями МЧС РФ на основании Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" через систему Государственного пожарного надзора. Введение системы лицензирования деятельности АЗС на основании вышеуказанного "Положения…" фактически является дублированием уже осуществляемых со стороны МЧС РФ надзорных функций и противоречит ст. 4 Федерального закона " № 128-ФЗ..
ВЫВОДЫ:


  1. Указанное "Положение…" по содержанию лицензионных требований отражает идеологию Федерального закона " № 116-ФЗ и должно применяться только в отношении "опасных производственных объектов", каковым АЗС не является.

  2. Определение "пожароопасный производственный объект" , приведенное в указанном "Положении…", не основано на Федеральном законе и не может применяться в качестве основания для ограничения деятельности хозяйствующих субъектов.

  3. По характеру своей деятельности автозаправочная станция не является производственным объектом и не подпадает под регулирующее действие Федерального закона № 116-ФЗ, а, соответственно, и под изданное в его развитие "Положение…".

  4. Расширительное толкование подразделениями МЧС РФ "Положения…" применительно к деятельности АЗС неправомерно, так как является дублированием уже осуществляемых ими функций Государственного пожарного надзора в соответствии с Федеральным законом " № 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Исполнительный директор МТА Г.П.Сергиенко



6 июня 2003 года.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница