Пожарные автолестницы и автоподъемники коленчатые



Скачать 476.96 Kb.
страница1/4
Дата03.06.2016
Размер476.96 Kb.
  1   2   3   4


ПОЖАРНЫЕ АВТОЛЕСТНИЦЫ
И АВТОПОДЪЕМНИКИ КОЛЕНЧАТЫЕ

В жилом секторе, общественных зданиях и промышленных сооружениях пожары могут возникать на различных высотах. В соответствии с требованием БУПО подъем на высоту организуется для спасания и защиты людей, имущества, сосредоточения требуемых сил и средств, подачи огнетушащих веществ и выполнения других работ.

Подъем на высоту и спуск осуществляется с использованием путей и средств эвакуации из зданий, а также различных технических средств.

К техническим средствам спасания относятся спасательные рукава, веревки, трап, специальные и ручные пожарные лестницы. К этим средствам относятся и механизированные автолестницы и автоподъемники коленчатые.

11.1. Общие положения

Спасание людей и имущества при пожарах является важнейшим видом боевых действий. Основными способами их являются перемещение людей и имущества, в том числе подъем или спуск с использованием специальных технических средств в безопасное место и защита их от опасных факторов пожара.

При проведении этих боевых действий используются немеханизированные и механизированные средства. К первым относятся стационарные и переносные пожарные лестницы, различные спасательные устройства (спасательные рукава, веревки и др.), надувные и амортизирующие устройства и т.д.

Ко вторым относятся пожарные автолестницы (АЛ) и пожарные автоподъемники коленчатые (АПК).

АЛ – это пожарный автомобиль со стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей.

АПК – пожарный автомобиль со стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой.

АЛ и АПК являются передвижными средствами спасания: ими укомплектовываются пожарные части гарнизонов ГПС.

Первое упоминание о создании механических пожарных лестниц в России изобретателем П. Дальгреном относится к 1778 г. В последующие годы разрабатывались механические чатырехколенчатые лестницы для конной повозки, длина которых не превышала 24 м.

С 1955 г. начат промышленный выпуск АЛ с механическим приводом, а с 1963 г. – производство АЛ с гидравлическим приводом. При этом АЛ-30(ПМ 580) высотой 30 м известны почти в 50 странах мира. К концу второго тысячелетия в стране начато производство серии АЛ высотой от 17 до 62 м на шасси ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, «Татра».

В настоящее время разработаны НПБ с изложением терминов и определений (НПБ 191-2000), а также основных технических требований и методов испытаний АЛ и АПК (НПБ 188-2000).

Принцип работы АЛ и АПК заключается в подаче стрелы или люльки в необходимую точку пространства в пределах рабочей зоны.

В пределах рабочей зоны АЛ и АПК предназначены для:

доставки к месту пожара или проведения спасательных работ боевых расчетов и ПТВ;

подъема боевых расчетов, ПТВ и оборудования на высоту;

обеспечения проведения спасательных и аварийно-спасательных работ на высоте;

подачи огнетушащих веществ для тушения пожаров на высоте;

подъема и перемещения грузов при разборке конструкций.

Кроме того, грузоподъемность шасси и размеры АЛ и АПК должны быть такими, чтобы не ограничивалась их проходимость в условиях городской застройки и было возможным устанавливать и маневрировать АЛ и АПК у объектов, вблизи которых нет асфальтобетонных покрытий. Поэтому они сооружаются на высокопроходимых шасси с колесной формулой 66 или 64 (в зависимости от массы) с двигателями, обеспечивающими их эксплуатацию в транспортном и стационарном режимах.

АЛ и АПК приспособлены для установки на площадках с уклоном не более 6о (у АПК – 3о) и могут безопасно применяться при скорости ветра в любом направлении не более 10 м/с.

Пульты управления АЛ и АПК размещаются на платформе и в люльке, если она предусмотрена в конструкции. Лестницы и автоподъемники оборудуются системами автоматики и сигнализации, позволяющими контролировать и регулировать параметры, влияющие на безопасность их работы.

Автолестницы состоят из несущих сварных металлоконструкций, механических и гидравлических агрегатов, имеющих соединенные между собой неповоротную и поворотную части.

Неповоротная часть включает (рис. 11.1): шасси 1, опорные устройства 2, механизм блокировки рессор 3, а также размещенные под платформой шасси КОМ и гидронасос с гидрокоммуникациями.

Неповоротная и поворотные части соединены роликовым опорно-поворотным кругом 4.



Поворотная часть включает: поворотную раму 5, на которой устанавливаются механизм поворота и подъема колен лестницы и комплект колен лестницы.

1

2

3

4

5

6

2
рис11_1

Рис. 11.1. Общий вид автомобильной лестницы АЛ-30(131)-21Л:



1 – базовое шасси; 2 – опорные устройства; 3 – механизм выключения рессор;
4 – опорно-поворотный круг; 5 – поворотная рама; 6 – комплект колен лестницы
АЛ конструируют в различном исполнении. Так, на рис. 11.1 представлена АЛ в первом исполнении, так как она не имеет дополнительного навесного оборудования. В исполнении 2 АЛ оборудуются съемной люлькой на вершине стрелы. В исполнении 3 они оборудуются лифтом, движущимся по лестнице, а в исполнении 4 – съемной люлькой на вершине и лифтом, движущимся по лестнице (рис. 11. 2).
1

2

3

рис11_2
Рис. 11.2. Автолестница – исполнение 4:

1 – съемная люлька; 2 – комплект колен; 3 – лифт, движущийся по лестнице
На вершине стрелы, а также в люльках предусматривается возможность установки лафетного ствола или пеногенераторов. Рекомендуются лафетные стволы с расходом не менее 20 л/с и давлением до 0,6 МПа или три генератора пены ГПС-600, или один пеногенератор ГПС-2000.

АЛ должны обладать статической и динамической грузоподъемностью и достаточной прочностью для безопасного проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров, в том числе:

при установке их на поверхности с уклоном меньше 6о;

при рекомендованных расходах лафетным стволом и пеногенераторами;

при скорости ветра на уровне вершины лестницы не более 10 м/с.

11.2. Особенности устройства механизмов АЛ

Опорное основание служит для обеспечения устойчивости АЛ и АПК от статических и динамический усилий, возникающих при их работе. В состав опорного основания входят передняя и задние опоры, закрепленные на опорной раме, опорные гидроцилиндры и механизм блокировки рессор.

Опора (рис. 11.3) состоит из двух наружных балок 1, расположенных в горизонтальной плоскости. В каждую из них входит внутренняя балка 3. Балки прямоугольного сечения коробчатого типа. К наружной и внутренним балкам крепятся гидроцилиндры 2 выдвигания опор. На концах внутренних балок закреплены опорные гидроцилиндры 5. Принцип работы опоры заключается в следующем. При подаче гидравлической жидкости в поршневую полость гидроцилиндра 2 штоком 4 внутренние балки 3 будут выдвигаться наружу. После их выдвигания включаются гидроцилиндры 5 опор. Опоры опустятся до грунта. Гидрозамком системы жидкость будет заперта в гидроцилиндрах 5. При этом возможно осуществляеть вывешивание и выравнивание шасси.

1

3

2

3

4

6

5
рис11_3
Рис. 11.3. Опорное основание:

1 – балка наружная; 2 – гидроцилиндр выдвигания; 3 – балка внутренняя; 4 – шток;
5 – гидроцилиндр опоры; 6 – шасси

При постановке АЛ на рабочее место вначале необходимо включать передние опоры, одновременно с ними включаются механизмы выключения рессор.

При сдвигании опор вначале вдвигается до конца шток опорного гидроцилиндра 5, а затем – шток гидроцилиндра 3.

Конструкции выдвижных опор могут быть различными, но принцип их работы одинаков во всех АЛ и АПК.

В зависимости от исполнения, максимальная ширина опорного контура на современных автолестницах изменяется от 3 до 5,5 м.

Механизм выключения рессор. Для увеличения жесткости всей системы и уменьшения колебания лестницы выключают (блокируют) рессоры при установке их для работы. Для этой цели служит блокировка рессор колес.

Механизм выключения рессор (рис. 11.4) состоит из гидравлического цилиндра 4 с гидрозамком и стального каната 3. Канат серьгами 2 крепится к кронштейнам 1 рессор. При выдвигании передних опор рабочая жидкость одновременно подается в поршневую полость гидроцилиндра 4. Шток выдвигается и натягивает стальной канат и блокирует рессору, не позволяя ей распрямляться.
1

2

3

4
рис11_4
Рис. 11.4. Механизм блокировки рессор:

1 – кронштейн; 2 – серьга; 3 – стальной канат; 4 – цилиндр
При сдвигании опор рабочая жидкость подается в штоковую полость гидроцилиндра 4, шток вдвигается, рессора разблокируется. Фиксация штока осуществляется запиранием полостей гидрозамком.

Гидрозамок. Для исключения самопроизвольных движений механизмов все силовые гидроцилиндры оборудованы гидрозамками. Фиксация штока гидроцилиндра в заданном положении осуществляется запиранием жидкости в поршневой и штоковой полостях гидрозамком.

Принцип работы гидрозамка уясним при рассмотрении схемы, представленной на рис. 11.5. При подаче жидкости под давлением по трубопроводу В она переместит поршень 2 гидрозамка влево и откроет клапан 3. Затем по трубопроводу Г она поступит в поршневое пространство 4 гидроцилиндра 8 и будет перемещать поршень 5 со штоком 7 в правую сторону. При этом будет включен исполнительный механизм.

Для выключения исполнительного механизма жидкость подают по трубопроводу Д в штоковую полость 6 гидроцилиндра 8 и одновременно в поршневую полость гидрозамка 1. Поршень 2 выступом а сместит клапан 3. При этом поршень 5 гидроцилиндра 8 будет перемещаться в левую часть, а жидкость из поршневого пространства 4 будет удаляться через трубопроводы Г и В на слив.


1

2

а

3

4

5

6

7

8

Г

Д

В

рис11_5
Рис. 11.5. Гидравлическая схема гидрозамка:

1 – гидрозамок; 2 – поршень гидрозамка; 3 – клапан; 4 – поршневое пространство;
5 – поршень; 6 – штоковое пространство; 7 – шток; 8 – гидроцилиндр
При отсутствии давления в трубопроводах В и Д клапан 3 будет закрыт (под влиянием пружины, на схеме не показано). Рабочая жидкость будет заперта в поршневой полости. Движение штока влево невозможно.

Подъемно-поворотное основание. Подъемно-поворотное устройство предназначено для подъема-опускания комплекта колен в вертикальной плоскости, выдвигания их, поворота вокруг вертикальной оси на 360о и бокового выравнивания колен лестницы.

В зависимости от механизма выдвигания колен лестницы различаются устройства подъемно-поворотного механизма.

При использовании для выдвигания колен лестницы лебедки с приводом от гидромотора подъемно-поворотное устройство имеет вид, показанный на рис. 11.6. На поворотном круге 1 установлен механизм поворота 2 и поворотная рама 3. С нею осью а соединен комплект колен 6. Поворотная рама и поворотный круг соединены цилиндром подъема поворотной рамы 3, на которой крепятся колена АЛ. На поворотной раме крепится также гидропривод 5 механизма выдвигания колен лестницы.

Такого типа подъемно-поворотные устройства применены на АЛ-30(131), АЛ-45(133ГЯ). На современных АЛ-30(4310) и других используется подъемно-поворотное устройство иного типа (рис. 11.7). На этом рисунке приняты те же обозначения, что и на рис. 11.6, только вместо гидропривода выдвигания колен лестницы показан цилиндр 5 полиспаста, обеспечивающий выдвигание и сдвигание колен лестницы.

а

5

4

6

3

1

2
рис11_6
Рис. 11.6. Подъемно-поворотное основание:

1 – поворотный круг; 2 – механизм поворота; 3 – поворотная рама; 4 – гидроцилиндр подъема; 5 – механизм выдвигания колен лестницы; 6 – комплект колен лестницы
Гидроцилиндр подъема 4 (их на АЛ по 2) имеет размеры 160´110´800 мм, а гидроцилиндр выдвигания – 160´110´1200 мм. Эти размеры характеризуют диаметр поршня, штока и ход поршня.
1

2

3

4

5

6

рис11_7

Рис. 11.7. Подъемно-поворотное устройство современных АЛ:



1 – поворотный круг; 2 – механизм поворота; 3 – поворотная рама; 4 – гидроцилиндр подъема (160110800); 5 – гидроцилиндр выдвигания (1601101200);
6 – подъемная рама

Привод поворота (рис. 11.8). Привод предназначен для поворота АЛ или АПК. Он обеспечивается двумя редукторами: червячным (червяк 1 и червячное колесо 2) и зубчатой передачей с внутренним зацеплением (шестерня 3 и зубчатый венец 7). При вращении шестерни 3 она будет перекатываться по зубчатому венцу 7, поворачивая плиту 4 вокруг оси 6.


3

1

2

4

5

6

7

рис11_8
Рис.11.8. Схема механизма поворота:

1 – червяк; 2 – червячное колесо; 3 – шестерня привода поворота; 4 – плита; 5 – ролик; 6 – осевой коллектор; 7 – зубчатый венец
Червяк 1 приводится во вращение аксиально-поршневым гидромотором со скоростью nгм, об/мин. Скорость вращения червячного колеса 2 и шестерни 3 равны n2 = n3 = , об/мин, где u – передаточное число червячной передачи.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница