Планировка и застройка городских и сельских поселений



страница1/10
Дата31.07.2016
Размер2.55 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Система нормативных документов в строительстве

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА


РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО.

ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ

Дата введения
РАЗРАБОТАНЫ институтами: Госкомархитектуры - ЦНИИП градостроительства (кандидаты архит. П.Н.Давиденко, В.Р.Крогиус - руководители темы; кандидаты архит. И.В.Бобков, Н.М.Трубникова, В.Я.Хромов, С.Б.Чистякова, Н.Н.Шевердяева; кандидаты техн. наук А.А.Агасьянц, И.А.Толстой, Е.Л.Машина - ответственные исполнители разделов; кандидаты архит. Б.И.Бердник, Н.П.Крайняя, В.П.Ломаченко, Е.П.Меньшикова, Л.И.Соколов; кандидаты техн. наук Н.К.Кирюшина, Н.А.Корнеев, Н.А.Руднева, А.И.Стрельников, В.А.Щеглов; В.А.Гутников, Г.В.Жегалина, Л.Г.Коваленко, Г.Н.Левченко, С.К.Регамэ, Т.Г.Туркадзе, О.Ю.Кривоносова, Н.В.Фугарова, Н.У.Чернобаева), ЛенНИИП градостроительства (канд. экон. наук Т.Н.Чистякова), ЛенЗНИИЭП (Р.М.Попова; канд. архит. И.П.Фащевская), КиевНИИП градостроительства (канд. техн. наук В.Ф.Макухин, д-р архит.Т.Ф.Панченко), ЦНИИЭП жилища (канд. архит. Б.Ю.Бранденбург), ЦНИИЭП учебных зданий (д-р архит. В.И.Степанов, кандидаты архит. Н.С.Шакарян, Н.Н.Щетинина, С.Ф.Наумов, А.М.Гарнец, Г.Н.Цытович, А.М.Базилевич, И.П.Васильева; Г.И.Полякова), ЦНИИЭП им. Б.С.Мезенцева (кандидаты архит. А.А.Высоковский, В.А.Машинский, Г.А.Мурадов, А.Я.Никольская, Е.К.Милашевская), ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов (канд. архит. А.Я.Яценко, Т.Я.Папернова), ЦНИИЭП инженерного оборудования (Ф.М.Гукасова; канд. техн. наук Л.Р.Найфельд), ЦНИИЭП граждансельстроем (д-р архит. С.Б.Моисеева, кандидаты архит. Р.Д.Багиров, Т.Г.Бадалов, М.А.Васильева); Госстроя СССР - ЦНИИпромзданий (д-р архит. Е.С.Матвеев), Промстройпроектом (Н.Т.Остроградский), НИИСФ (канд. техн. наук О.А.Корзин); ГипроНИИ АН СССР (кандидаты архит. Д.А.Метаньев, Н.Р.Фрезинская); ГипроНИИздравом Минздрава СССР (Ю.С.Скворцов); Союзгипролесхозом Госкомлеса СССР (Т.Л.Бондаренко, В.М.Лукьянов); Гипроторгом Минторга СССР (А.С.Пономарев); Московским НИИ гигиены им. Ф.Ф.Эрисмана Минздрава РСФСР (канд. мед. наук И.С.Кирьянова; Г.А.Буняева); Минжилкомхоза РСФСР - Гипрокоммунстроем (В.Н.Антонинов), Гипрокоммундортрансом (И.Н.Клешнина, Ю.Р.Романцов, А.М.Ширинский); АКХ им. К.Д.Памфилова (кандидаты техн. наук В.М.Михайлова, В.И.Михайлов); ГипроНИсельхозом Госагропрома СССР (Э.И.Пищик, Т.Г.Горбунова).
ВНЕСЕНЫ Госкомархитектуры.
ПОДГОТОВЛЕНЫ К УТВЕРЖДЕНИЮ А.С.Кривовым; И.Г.Ивановым, Г.А.Долгих; Т.А.Глухаревой; Ю.В.Полянским.
УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16 мая 1989 г. N 78.
СНиП 2.07.01-89* является переизданием СНиП 2.07.01-89 с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Госстроя СССР от 13 июля 1990 г. N 61, приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 269, постановлением Госстроя России от 25 августа 1993 г. N 18-32.

СНиП 30-01-2008 является актуализацией СНиП 2.07.01-89*, выполненной ЦНИИП градостроительства РААСН с учетом приведения в соответствие с действующим законодательством, обеспечения взаимосвязи с другими действующими на территории Российской Федерации нормативными документами, с учетом развития техники и технологии в области градостроительства.

Разработаны: руководитель темы – П.Н.Давиденко, канд. арх., чл.-корр. РААСН. Л.Я.Герцберг, д.т.н., член-корр. РААСН; Б.В.Черепанов, к.т.н., советник РААСН; Н.С.Краснощекова, к.с/х наук, советник РААСН; С.Б.Чистякова, академик РААСН; Воронова Г.Н, советник РААСН; Э.В.Сарнацкий член-корр. РААСН.; Петрова З.К., канд.арх.

От ОАО «ИОЗ» - Гарнец А.М., канд. арх.; Базилевич А.М., канд. арх.

От ОНИР ГИПРОНИИ – К.И.Сергеев, канд.арх., советник РААСН, Н.Р.Фрезинская, докт. арх.,советник РААСН.

СОДЕРЖАНИЕ



Введение


1. Область применения.

2. Термины и определения.

3. Нормативные ссылки.

4. Концепция развития и общая организация территории городских и сельских поселений.

5.Зоны жилой застройки.

6. Зоны общественно-деловой застройки.

7. Параметры застройки зон жилых, общественно-деловых и смешанных зон.

8. Зоны производственной застройки, транспортной и инженерной инфраструктур

9. Зоны рекреационного назначения. Зоны особо охраняемых природных территорий.

10. Учреждения и предприятия обслуживания.

11. Транспорт и улично-дорожная сеть.

12. Инженерное оборудование.

13. Инженерная подготовка и защита территории.

14. Охрана окружающей среды, памятников истории и культуры.

15. Противопожарные требования.



Приложение 1. Термины и определения.

Приложение 2. Перечень действующих законодательных и нормативных документов.

Приложение 4. Нормативные показатели индивидуальной жилой застройки

Приложение 5. Нормативные показатели плотности застройки территории функциональных зон и плотности застройки земельных участков территориальных зон

Приложение 6. Размеры земельных участков индивидуального жилищного строительства и приквартирных земельных участков



Приложение 6. Площади и размеры земельных участков складов.

Приложение 7. Нормы расчета учреждений и предприятий обслуживания и размеры их земельных участков.

Приложение 8. Категории и параметры автомобильных дорог систем расселения.

Приложение 9. нормы расчета стоянок автомобилей.

Приложение 10. Нормы земельных участков гаражей и парков транспортных средств.

Приложение 11. Нормы накопления бытовых отходов.

Приложение 12. Укрупненные показатели электропотребления.
В В Е Д Е Н И Е

СНиП 30-01 разработан в соот­ветствии с градостроительным законодательством Российской Федерации, входит в систему государственных нормативных документов в строительстве и являются федеральным нормативным документом в области градостроительства, требования которого обязательны для выполнения всеми участниками градостроительной деятельности на территории Российской Федерации.

В составе СНиП 30-01 наряду с обязательными требованиями к планировке и застройке поселений включены и рекомендуемые положения, действующие до принятия территориальных строительных норм субъектами Российской Федерации. Рекомендуемые положения приведены в приложениях и могут уточняться в соответствии с конкретными природно-климатическими, социально-демографическими и иными особенностями градостроительства в субъектах Российской Федерации.


  1. Область применения.

Настоящие нормы и правила распространяются на новые и реконструируемые городские и сельские поселения и включают основные требования к их планировке и застройке. Конкретизацию этих требований следует осуществлять при разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.

Настоящие нормы и правила основаны на принципах, приведенных Градостроительном кодексе Российской Федерации. Приведенные в настоящих нормах и правилах требования к объектам градостроительной деятельности применяются на территории Российской Федерации при разработке, экспертизе и реализации градостроительной и проектной документации, а также используются для принятия решений органами государственной власти и органами местного самоуправления, органами контроля и надзора, правоохранительными органами по вопросам, определенным законодательством Российской Федерации.

Требования настоящих норм и правил с момента их ввода в действие предъявляются к вновь разрабатываемой градостроительной и проектной документации, а также иным видам деятельности, приводящим к изменению сложившегося состояния территории, недвижимости и среды проживания.

Поселки городского типа (городские, рабочие, курортные) следует проектировать по нормам, установленным для малых городов с такой же расчетной численностью населения.

Поселки при находящихся вне городов предприятиях и объектах, не имеющие статуса поселков городского типа, следует проектировать по ведомственным нормативным документам, а при их отсутствии - по нормам, установленным для сельских поселений с такой же расчетной численностью населения.

Для городских и сельских поселений следует предусматривать мероприятия по гражданской обороне в соответствии с требованиями специальных нормативных документов.




  1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Черта городского, сельского населенного пункта – внешняя граница, отделяющая земли городского или сельского населенного пункта от иных категорий земель.

Земельный участок – часть поверхности земли, имеющая фиксированные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражаемые в земельном кадастре и документах государственной регистрации.

Район застройки – застроенная или подлежащая застройке территория, имеющая установленные градостроительной документацией границы и режим (целевого –исключить) функционального назначения.

Жилой район – группа микрорайонов или кварталов, имеющая общий центр, рассчитанный на периодическое обслуживание их населения.

Квартал – основной элемент планировочной структуры населенного пункта, ограниченный красными линиями магистральных или жилых улиц и проездов, а также иными линиями градостроительного регулирования, от иных элементов планировочной структуры города.

Микрорайон – элемент планировочной структуры населенного пункта, включающий один или несколько кварталов преимущественно жилого назначения, в границах которого на основе нормативов градостроительного проектирования осуществляется комплексное обеспечение проживающего и иного населения соответствующей территории социальными и коммунально-бытовыми услугами.

Красные линии – линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).

Территории общего пользования – территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе расположенные вне территории кварталов (микрорайонов) - площади, улицы, набережные, бульвары и на территории кварталов (микрорайонов) – проезды и скверы.

Линия регулирования застройки – граница застройки, устанавливаемая при размещении зданий, строений и сооружений, с отступом от красной линии или от границ земельного участка и предписывающие расположение внешних контуров проектируемых зданий, строений, сооружений.

Объекты индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящие и/или блокированные жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи, расположенные на отдельном земельном участке.

Блокированные жилые дома – индивидуальные жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход с участка на территорию общего пользования.

Многоквартирная застройка - застройка домами с поэтажным размещением квартир и земельным участком, являющимся общим имуществом многоквартирного жилого дома.

Малоэтажная многоквартирная застройка - застройка домами до 4 этажей включительно (включая мансардный).

Среднеэтажная многоквартирная застройка – застройка домами до 8 этажей включительно (включая мансардный).

Многоэтажная многоквартирная застройка – застройка домами от 9 этажей включительно

Зона усадебной застройки - территории, занятая премуществено индивидуальными жилыми домами с правом содержания скота и птицы.

Зона коттеджной застройки - территории, занятая премуществено индивидуальными жилыми домами без права содержания скота и птицы.

Функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования (генеральные планы и схемы территориального планирования) определяются границы, преимущественное функциональное назначение территории, параметры планируемого развития застройки таких зон.

Территориальные зоны – зоны, для которых в документах градостроительного зонирования (правилах землепользования и застройки) устанавливаются границы и градостроительные регламенты, определяющие виды разрешенного использования земельных участков, предельные параметры земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на этих участках.

Подзона территориальной зоны (или подзона) – часть территориальной зоны, для которой определены предельные (минимальные и/или максимальные) размеры земельных участков и/или предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, отличные от соответствующих предельных размеров и параметров иных подзон той же зоны.

Улица, площадь – территория общего пользования, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети города.

Улично-дорожная сеть – система взаимосвязанных территориальных коммуникационных объектов (площадей, улиц, проездов, набережных, бульваров), территории которых являются, как правило, территориями общего пользования.

Территории природного комплекса (ПК) города, сельского населенного пункта – территории с преобладанием растительности и (или) водных объектов, выполняющие преимущественно средозащитные, природоохранные, рекреационные, оздоровительные и ландшафтообразующие функции.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – участки земли, водной поверх-ности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Зоны с особыми условиями использования территорий – охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Озеленённые территории – часть территории природного комплекса, на которой располагаются искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты – парк, сад, сквер, бульвар; территории жилых, общественно-деловых и других территориальных зон, менее 70% поверхности, которых занято зелеными насаждениями и другим растительным покровом.

Градостроительное зонирование - зонирование территорий поселений в целях установления границ территориальных зон и градостроительных регламентов использования земельных участков и объектов капитального строительства в пределах таких зон.

Пешеходная зона – территория, предназначенная для передвижения пешеходов, на ней не допускается движения транспорта за исключением специального, обслуживающего эту территорию.

Хранение – пребывание автотранспортных средств, принадлежащих постоянному населению города, по месту регистрации автотранспортных средств.

Парковка – временное пребывание на стоянках автотранспортных средств, принадлежащих посетителям объектов различного функционального назначения.

Автостоянки – открытые площадки, предназначенные для хранения или парковки автомобилей. Автостоянки для хранения могут быть оборудованы навесами, лёгкими ограждениями боксов, смотровыми эстакадами. Автостоянки могут устраиваться внеуличными (в том числе в виде карманов при расширении проезжей части.), либо уличными (на проезжей части, обозначенными разметкой).

Гостевые стоянки – открытые площадки, предназначенные для парковки легковых автомобилей посетителей жилых зон.

Гаражи-стоянки – здания и сооружения, предназначенные для хранения или парковки автомобилей, не имеющие оборудования для технического обслуживания автомобилей, за исключением простейших устройств – моек, смотровых ям, эстакад. Гаражи-стоянки могут иметь полное или неполное наружное ограждение.

Гаражи – здания, предназначенные для длительного хранения, парковки, технического обслуживания автомобилей.
3.НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
В настоящих нормах и правилах использованы ссылки на законодательные и нормативные документы Российской Федерации, приведенные в приложении 2.
4. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ И ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ


4.1. Городские и сельские поселения необходимо проектировать на основе документов территориального планирования Российской Федерации, документов территориального планирования субъектов Российской федерации, документов территориального планирования муниципальных образований.

При планировке и застройке городских и сельских поселений необходимо руководствоваться законами Российской Федерации, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законодательными и нормативными актами субъектов Российской Федерации.



4.2. Городские и сельские поселения следует проектировать как элементы системы расселения Российской Федерации и входящих в нее субъектов Российской Федерации, муниципальных районов и муниципальных образований. При этом территориальное планирование должно быть направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

4.3. В проектах планировки городских и сельских поселений необходимо предусматривать рациональную очередность их развития. При этом необходимо определять перспективы развития поселений за пределами расчетного срока, включая принципиальные решения по территориальному развитию, функциональному зонированию, планировочной структуре, инженерно-транспортной инфраструктуре, рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды.

Как правило, расчетный срок должен быть до 20 лет, а градостроительный прогноз может охватывать 30-40 лет.

4.4. Городские и сельские поселения в зависимости от проектной численности населения на расчетный срок подразделяются на группы в соответствии с табл.1.


Таблица 1


Группы поселений

Население, тыс. чел.




Города

Сельские поселения



Крупнейшие

Св. 1000

_

Крупные

" 500 до 1000

Св. 5



" 250 " 500

" 3 до 5

Большие

" 100 " 250

" 1 " 3

Средние

" 50 " 100

" 0,2 " 1

Малые*

" 20 " 50

" 0,05 " 0,2



" 10 " 20

До 0,05



До 10





______________

* В группу малых городов включаются поселки городского типа.





4.5. Численность населения на расчетный срок следует определять на основе данных о перспективах развития поселения в системе расселения с учетом демографического прогноза естественного и механического прироста населения и маятниковых миграций.

Перспективы развития сельского поселения должны быть определены на основе схем территориального планирования муниципальных районов в увязке с формированием агропромышленного комплекса, а также с учетом размещения подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений.

4.6. Территорию для развития городских и сельских поселений необходимо выбирать с учетом возможности ее рационального функционального использования на основе сравнения вариантов архитектурно-планировочных решений, технико-экономических, санитарно-гигиенических показателей, топливно-энергетических, водных, территориальных ресурсов, состояния окружающей среды, с учетом прогноза изменения на перспективу природных и других условий. При этом необходимо учитывать предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду на основе определения ее потенциальных возможностей, режима рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населению, недопущения разрушения естественных экологических систем и необратимых изменений в окружающей природной среде.

4.7. При разработке генеральных планов городских и сельских поселений необходимо исходить из оценки их экономико-географического, социального, производственного, историко-архитектурного и природного потенциала. При этом следует:

учитывать административный статус поселений, прогнозируемую численность населения, экономическую базу, местоположение и роль в системе расселения (агломерации), а также природно-климатические, социально-демографические, национально-бытовые и другие местные особенности;

исходить из комплексной оценки и зонирования территории города и пригородной зоны, их рационального использования, имеющихся ресурсов (природных, водных энергетических, трудовых, рекреационных), прогнозов изменения экономической базы, состояния окружающей среды и ее влияния на условия жизни и здоровья населения, социально-демографической ситуации, включая межгосударственную и межрегиональную миграцию населения;

предусматривать улучшение экологического и санитарно-гигиенического состояния окружающей среды поселений и прилегающих к ним территорий, сохранение историко-культурного наследия;

определять рациональные пути развития поселений с выделением первоочередных (приоритетных) и перспективных социальных, экономических и экологических проблем;

учитывать перспективы развития рынка недвижимости, возможность освоения территорий через привлечение негосударственных инвестиций и продажу гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений или права их аренды.

4.8 При разработке генеральных планов городов и сельских поселений необходимо зонировать их территорию по преимущественному функциональному назначению, с установлением планируемых границ функциональных зон и параметров планируемого развития таких зон, а также других ограничений на использование территории для осуществления градостроительной деятельности.

4.9.Перечень функциональных зон документов территориального планирования может включать зоны преимущественно жилой застройки, смешанной жилой и общественно-деловой застройки, общественно-деловой застройки, производственной застройки, смешанной застройки, инженерной и транспортной инфраструктур, зоны зеленых насаждений общего и ограниченного пользования, зеленых насаждений специального назначения, зоны сельскохозяйственного использования, зоны особо охраняемых объектов, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и т.д.

4.10.Перечень территориальных зон, для которых документами правового градостроительного зонирования устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков, определяется в соответствии со ст. 35 ГрК РФ. Состав территориальных зон и виды разрешенного использования земельных участков в границах этих зон определяется документами правового градостроительного зонирования поселений с учетом особенностей градостроительной ситуации.

4.11.Параметры территории устанавливаются в границах функциональных зон, определяемых в градостроительной документации, а параметры участков и объектов капитального строительства на этих участках устанавливаются в границах территориальной зоны, определяемых в документах правового градостроительного зонирования.

4.12.Параметры планируемого развития территорий для каждой функциональной зоны определяются генеральными планами поселений в соответствии с настоящими нормами и правилами

.4.13. При выделении функциональных зон необходимо учитывать также ограничения на градостроительную деятельность, обусловленные установленными зонами особого регулирования. В их числе: зоны исторической застройки, историко-культурных заповедников; зоны охраны памятников истории и культуры; зоны особо охраняемых природных территорий, в том числе округа санитарной и горно-санитарной охраны; санитарно-защитные зоны; зоны санитарной охраны, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы; охранные зоны режимных объектов, зоны залегания полезных ископаемых; зоны, имеющие ограничения для размещения застройки в связи с неблагоприятным воздействием природного и техногенного характера (сейсмика, сход лавин, затопление и подтопление, просадочные грунты, подрабатываемые территории и др.).

4.14. Санитарно-защитные зоны производственных и других объектов, выполняющие средозащитные функции – территория специального назначения, включая зеленые насаждения специального назначения, отделяющая селитебную часть города от промышленного предприятия и иного объекта, для которого в соответствии с действующим законодательством требуется установление санитарно-защитной зоны и организация которой зависит от характера и степени вредного влияния объекта на окружающую среду.

Допустимый режим использования и застройки санитарно-защитных зон необходимо принимать в соответствии с действующим законодательством, настоящими нормами и правилами, санитарными правилами, приведенными в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200, а также по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологического надзора.

В районах, подверженных опасному воздействию природных и техногенных факторов, при зонировании территории поселений необходимо учитывать приведенные в настоящих нормах ограничения на размещение зданий и сооружений, связанных с длительным пребыванием большого количества людей.

В районах сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов зонирование территории поселений следует предусматривать с учетом сейсмического микрорайонирования. При этом под зоны жилой застройки следует использовать земельные участки с меньшей сейсмичностью.

В районах, подверженных радиационному загрязнению территорий поселений, при зонировании необходимо учитывать возможность поэтапного изменения режима использования этих территорий после проведения необходимых мероприятий по дезактивации почвы и объектов недвижимости.

4.15. При составлении баланса существующего и проектного использования территории поселения за основу необходимо принимать зонирование территории, определяемое п. 4.9. настоящих норм и правил,

В составе баланса существующего и проектного использования земель поселений необходимо выделять земли государственной собственности (федерального значения, субъектов Российской Федерации), муниципальной собственности, частной и иной собственности..

4.16. Планировочную структуру городских и сельских поселений следует формировать, предусматривая:

компактное размещение и взаимосвязь функциональных зон с учетом их допустимой совместимости;

зонирование и структурное членение территории в увязке с системой общественных центров, транспортной и инженерной инфраструктурой;

эффективное использование территорий в зависимости от ее градостроительной ценности, допустимой плотности застройки, размеров земельных участков;

комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, историко-культурных, этнографических и других местных особенностей;

эффективное функционирование и развитие систем жизнеобеспечения, экономию топливо-энергетических и водных ресурсов;

охрану окружающей среды, памятников истории и культуры;

охрану недр и рациональное использование природных ресурсов;

условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в соответствии с требованиями нормативных документов.

В районах сейсмичностью 7, 8 и 9 баллов необходимо предусматривать расчлененную планировочную структуру городов, а также рассредоточенное размещение объектов с большой концентрацией населения и имеющих повышенную пожарную и взрывопожарную опасность.

В исторических городах следует обеспечивать сохранение их исторической планировочной структуры и архитектурного облика, предусматривая разработку и осуществление программ и проектов комплексной реконструкции и регенерации исторических зон с учетом требований разд. 14.

Организацию территории сельского поселения необходимо предусматривать в увязке с функциональной и планировочной организацией территории сельских муниципальных образований.

4.17. В крупнейших и крупных городах необходимо предусматривать комплексное использование подземного пространства для размещения в нем сооружений транспорта, предприятий торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания, зрелищных и спортивных сооружений, подсобно-вспомогательных помещений, сооружений инженерного оборудования, производственных и коммунально-складских объектов различного назначения.

Размещение объектов в подземном пространстве допускается во всех территориальных зонах при выполнении санитарно-гигиенических, экологических и противопожарных требований, предъявляемых к данным объектам.
4.18. В районах, подверженных действию опасных и катастрофических природных явлений (землетрясения, цунами, сели, наводнения, оползни и обвалы), зонирование территории поселений следует предусматривать с учетом уменьшения степени риска и обеспечения устойчивости функционирования. В зонах с наибольшей степенью риска следует размещать парки, сады, открытые спортивные площадки и другие свободные от застройки элементы.

В сейсмических районах функциональное зонирование территории следует предусматривать на основе микрорайонирования по условиям сейсмичности. При этом под застройку следует использовать участки с меньшей сейсмичностью в соответствии с требованиями СНиП II-7.

В районах со сложными инженерно-геологическими условиями под застройку необходимо использовать участки, требующие меньших затрат на инженерную подготовку, строительство и эксплуатацию зданий и сооружений.

4.19. Планировочную структуру городских и сельских поселений следует формировать, обеспечивая компактное размещение и взаимосвязь функциональных зон; рациональное районирование территории в увязке с системой общественных центров, инженерно-транспортной инфраструктурой; эффективное использование территории в зависимости от ее градостроительной ценности; комплексный учет архитектурно-градостроительных традиций, природно-климатических, ландшафтных, национально-бытовых и других местных особенностей; охрану окружающей среды, памятников истории и культуры.



Примечания*: 1. В сейсмических районах необходимо предусматривать расчлененную планировочную структуру городов и рассредоточенное размещение объектов с большой концентрацией населения, а также пожаровзрывоопасных.

2. В исторических городах следует обеспечивать всемерное сохранение их исторической планировочной структуры и архитектурного облика, предусматривать разработку и осуществление программ по комплексной реконструкции исторических зон, реставрации памятников истории и культуры.

3. При планировке и застройке городских и сельских поселений необходимо обеспечивать условия для беспрепятственного передвижения инвалидов и других маломобильных групп населения в соответствии с требованиями СНиП 35-01.

4.14. В крупнейших и крупных городах следует обеспечивать комплексное использование подземного пространства для взаимоувязанного размещения в нем сооружений городского транспорта, предприятий торговли, общественного питания и коммунально-бытового обслуживания, отдельных зрелищных и спортивных сооружений, подсобно-вспомогательных помещений административных, общественных и жилых зданий, объектов систем инженерного оборудования, производственных и коммунально-складских объектов различного назначения.

4.15. Участки садоводческих товариществ необходимо размещать с учетом дельностоящие и/или блокированныеперспективного развития городских и сельских поселений за пределами резервных территорий, предусматриваемых для индивидуального жилищного строительства, на расстоянии доступности на общественном транспорте от мест проживания, как правило, не более 1,5 ч, а для крупнейших и крупных городов - не более 2 ч.

5. ЖИЛЫЕ ЗОНЫ


5.1. Зоны жилой застройки необходимо предусматривать в целях создания для населения удобной, здоровой и безопасной среды проживания. Объекты и виды деятельности, несовместимые с требованиями настоящих норм, не допускается размещать в жилых зонах.

В функциональных зонах жилой застройки размещаются жилые дома разных типов (многоквартирные многоэтажные, средней и малой этажности включая индивидуальные жилые дома отдельно стоящие и/или блокированные); отдельно стоящие, встроенные или пристроенные объекты социальнокультурного- и культурно-бытового обслуживания населения с учетом требований разд. 10 настоящих норм и правил; гаражи и автостоянки для легковых автомобилей, принадлежащих гражданам; культовые объекты.

Допускается размещать отдельные объекты общественно-делового и коммунального назначения с площадью участка, как правило, не более 0,5 га, а также минипроизводства, не оказывающие вредного воздействия на окружающую среду (включая шум, вибрацию, магнитные поля, радиационное воздействие, загрязнение почв, воздуха, воды и иные вредные воздействия) за пределами установленных границ участков этих объектов. Размер санитарно-защитных зон для объектов, не являющихся источником загрязнения окружающей среды, должен быть не менее 25 м.

Примечание. К зонам жилой застройки относятся также территории садово-дачной застройки, расположенной в пределах границ (черты) поселений. Развитие социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в отношении этих зон необходимо предусматривать в объемах, обеспечивающих на перспективу возможность постоянного проживания.

5.2. Планировочную структуру зон жилой застройки следует формировать в увязке с зонированием и планировочной структурой поселения в целом с учетом градостроительных и природных особенностей территории. При этом необходимо предусматривать взаимоувязанное размещение жилых домов, общественных зданий и сооружений, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, а также других объектов, размещение которых допускается на территории жилых зон по санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности.

5.3. Для предварительного определения общих размеров зон жилой застройки допускается принимать укрупненные показатели в расчете на 1000 чел.: в городах – при средней этажности жилой застройки до 3 этажей – 10 га для многоквартирной застройки и 20 га – для индивидуальной жилой застройки с участком; от 4 до 8 этажей – 8 га; 9 этажей и выше – 7 га; в сельских поселениях с преимущественно усадебной застройкой – 40 га.

Для районов севернее 580 с.ш., а также климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА (СНиП 23-01) указанные показатели допускается уменьшать, но не более чем на 30 %.

При определении размера территории зон жилой застройки следует исходить из необходимости поэтапной реализации жилищной программы. Объем жилищного фонда и его структура определяются на основе анализа фактических и прогнозных данных о семейном составе населения, уровнях его дохода, существующей и перспективной жилищной обеспеченности, исходя из необходимости обеспечения каждой семьи отдельной квартирой или домом, а также прогнозируемого уровня автомобилизации. Для государственного и муниципального жилищного фонда – с учетом социальной нормы площади жилья, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Примечание. Укрупненные показатели приведены при средней расчетной жилищной обеспеченности 20 м2/чел.

Расчетные нормативы жилищной обеспеченности допускается уточнять в региональных и местных градостроительных нормативах.

5.4. Территории жилой зоны организуются в виде следующих функционально-планировочных жилых образований:

квартал (микрорайон) – основной планировочный элемент застройки в границах красных линий или других границ, размер, территории которого, как правило, от 5 до 60 га. В квартале (микрорайоне) могут выделяться земельные участки жилой застройки для отдельных домов (домовладений) или групп жилых домов в соответствии с планом межевания территории;

жилой район – формируется как группа кварталов (микрорайонов), имеющая общий центр, расчитанный на периодическое обслуживание населения, как правило, в пределах территории, ограниченной городскими магистралями, линиями железных дорог, естественными рубежами (река, лес и др.). Примечания:



  1. Район, квартал (микрорайон) являются объектами документов по планировке территории.

  2. При разработке документов по планировке территории на отдельный участок территории, занимающий часть территории квартала или микрорайона, необходимо обеспечить совместимость размещаемых объектов с окружающей застройкой и требуемый уровень социального и культурно-бытового обслуживания населения для квартала (микрорайона) в целом.

  3. В кварталах и микрорайонах жилых зон не допускается размещение объектов городского значения, а также устройство транзитных проездов на территории групп жилых домов, объединенных общим пространством (двором). Территория групп жилых домов, как правило, не должна превышать 5 га.

5.5. При планировочной организации зон жилой застройки следует предусматривать их дифференциацию по типам застройки, ее этажности и плотности, местоположению с учетом историко-культурных, природно-климатических и других местных особенностей. Тип и этажность жилой застройки определяются в соответствии с социально-демографическими, национально-бытовыми, архитектурно-композиционными, санитарно-гигиеническими и другими требованиями, предъявляемыми к формированию жилой среды, а также возможностью развития инженерной инфраструктуры и обеспечения противопожарной безопасности.

В состав жилых зон могут включаться:

зона застройки многоэтажными многоквартирными жилыми домами (9 этажей и выше);

зона застройка среднеэтажными многоквартирными жилыми домами (5-8 этажей, включая мансардный);

зона застройки малоэтажными многоквартирными жилыми домами (до4-х этажей, включая мансардный) с приквартирными земельными участками;

зона застройки индивидуальными жилыми домами (отдельно стоящими и/или блокированными).В районах компактного проживания малочисленных народностей при формировании зон жилой застройки и выборе типа жилищ необходимо учитывать исторически сложившийся уклад жизни населения.

Примечание. В региональных и местных градостроительных нормативах, правилах землепользования и застройки, а при их отсутствии в градостроительной документации допускается уточнять типологию жилой застройки, а также предусматривать дополнительные ограничения по размещению отдельных объектов в зонах жилой застройки.

5.6. Расчетные показатели объемов и типов жилой застройки должны производиться с учетом сложившейся и прогнозируемой социально-демографической ситуации и доходов населения. При этом рекомендуется предусматривать разнообразные типы жилых домов, дифференцированных по уровню комфорта в соответствии с табл. 2. Средний расчетный показатель жилищной обеспеченности зависит от соотношения жилых домов и квартир различного уровня комфорта и определяется расчетом. В случае отсутствия необходимых данных принимается для жилых домов и квартир 1-го и 2-го типов по уровню комфортности - 20- 30 кв. м площади дома или на человека, а 3-го и 4-го типов по уровню комфортности – 50 кв. м.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница