Планы семинарских занятий по дисциплине история экономических учений одобрено кафедрой «Экономическая история и история экономических учений»



Скачать 419.28 Kb.
страница1/3
Дата31.07.2016
Размер419.28 Kb.
ТипПланы семинарских занятий
  1   2   3
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования


«ФинансовЫЙ УНИВЕРСИТЕТ при Правительстве

Российской Федерации»
(Финансовый университет)

Кафедра «Экономическая история и история экономических учений»
Я.С. Ядгаров, В.В. Остроумов

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

Одобрено кафедрой «Экономическая история

и история экономических учений»

протокол № 8 от 06 марта 2015 г.



Москва 2015
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
Приступая к изучению истории экономических учений, вам необходимо, прежде всего, внимательно ознакомиться с содержанием программы по данной дисциплине, а также с перечнем рекомендуемой в ней учебной литературы и дополнительных источников. Далее следует заблаговременно получить во временное пользование имеющиеся в библиотеке вуза литературные источники.

Одновременно (также по согласованию с преподавателем) целесообразно продолжить формирование «личной библиотеки экономиста» и по возможности приобрести в книготорговой сети наиболее важные из числа имеющихся в продаже учебно-методических разработок, которые, несомненно, понадобятся вам в вашей будущей научно-практической деятельности.

На изучение дисциплины истории экономических учений объем учебной нагрузки предусматривается в утверждаемых в вузах учебных планах. В пределах утвержденного объема «расчасовка» на аудиторную работу осуществляется соответствующими структурными подразделениями (факультетами и институтами) в составе вуза. Поэтому количество лекционных и семинарских занятий в учебных планах различных подразделений вуза, как правило, варьируется исходя из утвержденных для них перечней специальностей и специализаций и в зависимости от применяемых форм обучения (дневное, вечернее, второе образование и т. п.).

С учетом этих обстоятельств основные разделы и положения настоящих методических указаний излагаются применительно к максимально возможному варианту объема аудиторной работы. В случае меньшей плановой «расчасовки» лекционной и семинарской нагрузки количество и последовательность тем и вопросов, планируемых на лекционные и семинарские занятия, могут быть скорректированы.

В процессе изучения раздела «Экономические учения эпохи дорыночной экономики» основное внимание надо уделить историко-экономической характеристике главных этапов и специфических особенностей натурально-хозяйственной идеологии. Начало этой эпохи знаменует экономическая мысль философов и правителей Древнего Востока и античного мира. Следующий этап очевиден в проявлениях схоластики и догматических постулатах экономических воззрений религиозных лидеров средневековья в исламских арабских регионах и западноевропейских регионах католического христианства. Завершающим этапом эволюции экономической мысли эпохи дорыночной экономики является меркантилизм, ставший первой теоретической концепцией зарождающихся в недрах натурального хозяйства рыночных экономических отношений.

Центральное место в тематике лекционных и семинарских занятий, круглых столов, коллоквиумов и курсовых работ по этому разделу дисциплины занимают такие проблемы, как:



  • приверженность авторов экономических идей древнего мира и средневековья ограниченным масштабам товарно-денежных отношений;

  • преобладание эмпиризма и принципов морально-этической оценки экономических категорий и явлений;

  • главенствующая роль государства и общенациональных интересов в хозяйственной политике;

  • отсутствие целостной методологической базы и теоретической концепции экономической науки.

Раздел дисциплины «Экономические учения эпохи нерегулируемых рыночных отношений» связан с изучением многообразных и порой диаметрально противоположных теоретических положений и концептуальных позиций представителей различных направлений, течений и школ либеральной экономической мысли. Последним – классикам и неоклассикам, безоговорочно разделявшим смитовскую доктрину «невидимой руки» и так называемый «закон рынков Сэя», весьма серьезно противостояли их оппоненты – социалисты-утописты и экономисты-романтики. Причем противники либеральной экономической мысли не только критиковали принципы полного laissez faire, но и выдвигали оригинальные проекты социальных реформ, включая меры нециклического (бескризисного) развития экономики. Однако более взвешенной и аргументированной критикой теоретико-методологических основ либеральной экономической мысли является научное наследие немецких авторов предшественников социально-институционального направления экономической мысли, доказывавших недопустимость исследования проблем экономического роста в отрыве от факторов социальной среды и национально-исторических особенностей.

К числу важнейших при изучении данного раздела дисциплины относятся следующие проблемы:



  • приоритет метода классового анализа экономических процессов;

  • приверженность авторов классической политической экономии и неоклассической экономической теории принципам laissez faire, «чистой» экономической науки и совершенной конкуренции;

  • бескомпромиссность теоретико-методологических позиций и сторонников и противников либеральной экономики;

  • отсутствие системного (комплексного) анализа и учета всей совокупности обеспечивающих экономический рост общественных факторов (факторы экономической и неэкономической среды).

Изучение раздела «Экономические учения эпохи регулируемых рыночных отношений», как и предыдущих двух, неразрывно связано с познаниями в области дисциплин «Экономическая теория» и «История экономики» («экономическая история»). Тематика данного раздела позволит более четко осмыслить сущность и взаимообусловленность экономических процессов XX столетия с учетом возникших накануне и после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. принципиально новых экономических доктрин. В их числе важнейшими являются теории социального контроля общества над экономикой так называемых американских институционалистов, теории рынка с «монополистической» и «несовершенной» конкуренцией и, конечно, альтернативные друг другу кейнсианские и неолиберальные концепции государственного регулирования экономики.

Особое внимание здесь следует обратить на процесс постепенного сближения непримиримых и полярных прежде позиций теоретических школ, течений и направлений экономической мысли, названный П. Самуэльсоном процессом «неоклассического синтеза». Именно в этом ключе очевидна эволюция экономической мысли на современном этапе, о чем убеждают также достижения выдающихся ученых-экономистов в период последней трети XX в., в течение которого осуществляются присуждения Нобелевских премий по экономике.

Основополагающими проблемами при изучении завершающего раздела дисциплины могут быть названы:


  • отказ от ортодоксальных концепций «классового анализа», «чистой» экономической науки и совершенной конкуренции;

  • приоритет социально ориентированных теоретических концепций экономического роста;

  • сближение полярных позиций школ и направлений экономической мысли как следствие процесса «неоклассического синтеза»;

  • популяризация и мировое признание достижений лучших ученых-экономистов современности (награждение Нобелевскими премиями).

Подготовка к семинарским занятиям должна осуществляться в строгом соответствии с планом их проведения. Последовательность и количество тем и вопросов, выносимых на семинар, может корректироваться преподавателем в зависимости от фактически запланированной нагрузки в учебных планах и иных объективных обстоятельств.

К каждому семинарскому занятию рекомендуется краткое конспектирование отдельных разделов (глав) из первоисточников (см. соответствующие библиографические списки). Количество конспектируемых источников и объем такой работы определяются студентом самостоятельно либо согласовываются с преподавателем. Подготовленный таким образом материал может быть использован при выступлении на семинаре, написании курсовой работы и выпускной работы бакалавра экономики по избранной теме. Конспектирование, кроме того, развивает навыки работы с научной литературой, квалифицированного устного и письменного изложения собственных мыслей.

Реферат и выпускная работа бакалавра выполняются по избранной студентом теме из соответствующих перечней тем в машинописном виде и представляются на кафедру. По согласованию с преподавателем тема работы может и не совпадать с предложенными перечнями.
Раздел I

Экономические учения эпохи дорыночной экономики

Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений.

Экономические учения Древнего мира и Средневековья

Предмет изучения истории экономической мысли. Принципы и методы изучения в экономической науке.

Натурально-хозяйственные особенности экономической мысли в странах Древнего Востока и Античности. Отражение экономической мысли древневавилонского царства в законах царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.). Экономическая мысль Древнего Китая (труды Конфуция – V в. до н.э. и трактат «Гуань-цзы» – IV–III вв. до н.э.) и Древней Индии (трактат «Артхашастра» IV–III вв. до н.э.).

Экономические взгляды древнегреческих философов IV в. до н.э. Особенности трактовок разделения труда, сущности и функции денег у Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Учение Аристотеля о соизмеримости – эквивалентности товаров по стоимости при обмене, свойствах товара, принципах распределения. Экономика и хрематистика.

Экономическая мысль Средневековья как часть богословия. Особенности методологии средневековой экономической науки. Взгляды Ф. Аквинского на разделение труда, богатство, деньги, справедливую цену, торговую прибыль, процент. Социально-экономические идеи мусульманского Востока. Хозяйственные предписания Корана. Взгляды Ибн-Хальдуна (XIV в.).

Вопросы к семинарскому занятию

1. Что является предметом изучения истории экономических учений?

2. Охарактеризуйте предпосылки, обусловливающие целесообразность изучения истории экономических учений.

3. Каковы были особенности изучения истории экономических учений в России в советский период?

4. Раскройте логику неклассовоформационной структуризации разделов, этапов, теоретических направлений и школ курса «История экономических учений».

5. Каковы особенности предмета и метода экономической науки на различных этапах эволюции экономической мысли?

6. Приведите аргументы авторов экономических идей и концепций Древнего мира и средневековья, посредством которых ими отстаивался приоритет натурального хозяйства и осуждалось расширение масштабов товарно-денежных отношений. Можно ли с ними согласиться в том, что деньги возникли не стихийно, а в результате соглашения людей между собой?

7. В чем особенности моделей идеального государства в трудах Платона и Аристотеля? Раскройте сущность аристотелевской концепции об экономике и хрематистике.

8. Каковы основные черты средневековой экономической мысли на арабском Востоке? Изложите суть концепции «социальной физики» Ибн-Хальдуна.

9. Какие методологические принципы использовали в своих экономических воззрениях ранние и поздние канонисты? Приведите примеры исторической аналогии в тоталитарных государствах XX столетия.

10. Сравните трактовки основных экономических категорий в периоды раннего и позднего канонизма. Как они формулируются в современной экономической литературе?

Библиографический список

1. Алле М. Современная экономическая наука и факты // THESIS. 1994. Т. I. Вып. 4.

2. Аникин А. В. Путь исканий: социально-экономические идеи России до марксизма. М., 1990.

3. Аникин А. В. Юность науки. М., 1985.

4. Аристотель. Политика. СПб., 1911.

5. Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1975-1983.

6. Артхашастра, или Наука политики. М., 1959.

7. Беккер Г. С. Экономический анализ и человеческое поведение // THESIS. Зима 1993. Т. 1. Вып. 1.

8. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд, 1994.

9. Древнекитайская философия. Собрание текстов: В 2 т. М.; Л., 1959.

10. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 1995.

11. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства //Вестник Древней Истории. 1952. № 3.

12. Законы Ману. СПб., 1913.

13. Игнатенко А. А. Ибн Хальдун. М., 1980.

14. История экономических учений: Учебник / под ред. И.Н. Шапкина, А.С. Квасова. М.: Юрайт, 2012.

15. История экономических учений: Учеб. пособие /под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2012.

16. Ксенофонт. Киропедия. М., 1976.

17. Майбурд Е. Введение в историю экономической мысли. М., 1996.

18. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т. (Сопред. редкол. Г.Г. Фетисов, А.Г. Худокормов. М.: Мысль, 2004.

19. Негиши Т. История экономической теории. М.: АО "Аспект Пресс", 1995.

20. О сельском хозяйстве (Катон, Варрон, Колумелла, Плиний). М., 1957.

21. Платон. Государство. Законы. М., 1971. Т. 1-3.

22. Платон. Соч.: В 3 т. М., 1968-1972.

23. Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS. Зима 1993. Т.1. Вып.1.

24. Самуэльсон П. Экономика. В 2-х т. М.: НПО "Алгон", 1992.

25. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М.: Прогресс, 1968.

26. Тутов Л. А., Шаститко А. Е. Предмет и метод экономической теории. М.: ТЕИС, 1997.

27. Фань Вэнь-лань. Древняя история Китая. М., 1958.

28. Фридмен М. Методология позитивной экономической науки // THESIS.1994. Т. 2. Вып. 4.

29. Хайек Ф. А. Дорога к рабству. М.: Экономика, 1992.

30. Хайлбронер Р. Экономическая наука как универсальная наука // THESIS. Зима 1993. Т. 1. Вып. 1.

31. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М. ЭКСМО, 2007.

32. Шумпетер Й. История экономического анализа. Гл. 1,2 //Истоки. Вып. 1. М., 1989; Вып. 2. М., 1990.

33. Щеголевский В. А. Формирование современных доктрин предмета и метода экономической науки. М.: ГП ЦРП МСП, 1998.

34. Хрестоматия по истории Древнего Востока: В 2 ч. М., 1980.

35. Эволюция теории стоимости: учебное пособие для вузов / под ред. проф. Я.С. Ядгарова. – М.: Современная экономика и право, 2007; ИНФРА-М, 2010.

36. Юм Д. О населенности древних народов. СПб., 1806.

37. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник.– 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2014. (Возможно использование предыдущих изданий.)



Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Economicus.Ru: [Российский общеобразовательный портал]. – URL: http://www.economicus.ru. Доступ свободный.

2. Московский Либертариум: [Сайт]. – URL: http://www.libertarium.ru/libertarium. Доступ свободный.

3. Рубрикон: Энциклопедии. Словари. Справочники: [Сайт]. – URL: www.rubricon.ru.Доступ свободный.

4. Академик: Словари и энциклопедии: [Сайт]. – URL: http://dic.academic.ru.

5. Econline: [Электронная образовательная библиотека]. – URL: http://www.econline.edu.ru. Доступ свободный.

6. ЭСМ: Экономика. Социология. Менеджмент: [Федеральный образовательный портал]. – URL: http://ecsocman.edu.ru. Доступ свободный.

Тема 2. Меркантилизм – первая концепция
рыночной экономической теории

Особенности экономики, политики и культуры эпохи первоначального накопления капитала и их влияние на формирование концепции меркантилизма.

Первый опыт анализа рыночных отношений в трудах меркантилистов. Предмет и метод меркантилизма. Создание учения о богатстве страны и путях его умножения. Два этапа (ранний и поздний) в развитии меркантилизма: монетаризм и теория торгового баланса; их особенности. Протекционизм – концепция государственного участия в экономике.

Проблемы позднего меркантилизма в трудах Т. Мена (Англия). Экономическая программа Ж.Б. Кольбера. Кольбертизм. Вопросы государственного хозяйства в «Трактате политической экономии» А. Монкретьена (Франция).



Вопросы к семинарскому занятию

1. Что такое меркантилизм? Какие исторические предпосылки обусловили его возникновение?

2. Раскройте суть концепции национального богатства и путей его приумножения в воззрениях ранних и поздних меркантилистов.

3. В чем сущность порчи национальной монеты, и к каким последствиям она может привести экономику страны?

4. Сравните трактовки денег и их функций в периоды раннего и позднего меркантилизма.

5. Изложите исторические особенности меркантилизма в Англии и Франции.

6. Особенности меркантилистских воззрений И. Т. Посошкова.

7. Каково историческое значение имеет меркантилизм?



Библиографический список

1. Алле М. Современная экономическая наука и факты // THESIS. 1994. Т. I. Вып. 4.

2. Аникин А. В. Путь исканий: социально-экономические идеи России до марксизма. М., 1990.

3. Аникин А. В. Юность науки. М., 1985.

4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело Лтд, 1994.

5. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М.: Экономика, 1995.

6. История экономических учений: Учебник / под ред. И.Н. Шапкина, А.С. Квасова. М.: Юрайт, 2012.

7. История экономических учений: Учеб. пособие /под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2012.

8. Кондильяк Э. Б. О выгодах свободной торговли. СПб., 1817. Ч. 1-2.

9. Крижанич Ю. Политика. М., 1965.

10. Майбурд Е. Введение в историю экономической мысли. М., 1996.

11. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т. (Сопред. редкол. Г.Г. Фетисов, А.Г. Худокормов. М.: Мысль, 2004.

12. Негиши Т. История экономической теории. М.: АО "Аспект Пресс", 1995.

13. Платонов Д. Н. Иван Посошков. М., 1984.

14. Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1951.

15. Самуэльсон П. Экономика. В 2-х т. М.: НПО "Алгон", 1992.

16. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М. ЭКСМО, 2007.

17. Шумпетер Й. История экономического анализа. Гл. 1,2 //Истоки. Вып. 1. М., 1989; Вып. 2. М., 1990.

18. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.

19. Эволюция теории стоимости: учебное пособие для вузов / под ред. проф. Я.С. Ядгарова. – М.: Современная экономика и право, 2007; ИНФРА-М, 2010.

20. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник.– 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2014. (Возможно использование предыдущих изданий.)

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Economicus.Ru: [Российский общеобразовательный портал]. – URL: http://www.economicus.ru. Доступ свободный.

2. Московский Либертариум: [Сайт]. – URL: http://www.libertarium.ru/libertarium. Доступ свободный.

3. Рубрикон: Энциклопедии. Словари. Справочники: [Сайт]. – URL: www.rubricon.ru.Доступ свободный.

4. Академик: Словари и энциклопедии: [Сайт]. – URL: http://dic.academic.ru.

5. Econline: [Электронная образовательная библиотека]. – URL: http://www.econline.edu.ru. Доступ свободный.

6. ЭСМ: Экономика. Социология. Менеджмент: [Федеральный образовательный портал]. – URL: http://ecsocman.edu.ru. Доступ свободный.

Раздел II

Экономические учения эпохи нерегулируемой

рыночной экономики

Тема 3. Зарождение и становление классической политической экономии

Исторические условия зарождения классической политической экономии и основные этапы ее развития. Возникновение концепции экономического либерализма, основанной на принципах полного невмешательства государства в экономику.

Методология классической политической экономии: признание действия объективных экономических законов, внедрение причинно-следственного метода, методов логической абстракции, индукции, дедукции. У. Петти – первый представитель классической школы в Англии. «Трактат о налогах и сборах». Определение стоимости товара, заработной платы, ренты, процента, цены земли. Сущность и функции денег, определение количества денег в обращении. Принципы налогообложения.

П. Буагильбер – родоначальник французской классической школы. Определение стоимости рабочим временем. Специфическое отношение к роли сельскохозяйственного производства и денег в экономике.

Общая характеристика идей физиократизма. Работы Ф. Кенэ. Учение о «чистом продукте», классах, производительном и «бесплодном» труде. Капитал и его структура. Механизм кругооборота хозяйственной жизни в теории воспроизводства («Экономическая таблица» Ф. Кенэ). Развитие концепции физиократов в трудах А.Р. Тюрго.

Адам Смит – экономист мануфактурного периода развития индустрии. Критика меркантилизма. «Исследование о природе и причинах богатства народов» – главный труд А. Смита. Роль «экономического человека» и «невидимой руки» в достижении общественного интереса. Анализ разделения труда в мануфактурном производстве. Учение о классах. Трактовки стоимости, заработной платы, прибыли, ренты. Теория денег. Характеристика капитала и его структуры. Учение о воспроизводстве. «Догма Смита».

Российские экономисты – последователи экономического учения А. Смита (Н.С. Мордвинов, А.К. Шторх, М.М. Сперанский).

Вопросы к семинарскому занятию

1. Охарактеризуйте противоположную сущность и направленность принципов протекционизма и laissez faire.

2. Почему нельзя рассматривать источник национального богатства либо в сфере обращения, либо в сфере производства?

3. Выделите критерии периодизации этапов эволюции «классической школы». Приведите аргументы К. Маркса о времени завершения «буржуазной классической политической экономии».

4. Приведите аргументы, показывающие несостоятельность затратного принципа определения стоимости товаров и услуг «классиками» по трудовой теории или теории издержек производства.

5. Приведите примеры антимеркантилистских взглядов У. Петти и П. Буагильбера. Соответствует ли их трактовка богатства современному определению данной экономической категории?

6. В чем суть концепции естественного порядка Ф. Кенэ? Раскройте сущность его учения о «чистом продукте».

7. Разъясните, насколько соответствуют либо не соответствуют определениям современной экономической науки трактовки А. Тюрго категорий «богатство», «заработная плата», «общее экономическое равновесие», «деньги», «ссудный процент», «цена».

8. Какие классы выделял в обществе А. Смит? Сравните его позицию по этой проблеме и физиократическую.

9. Покажите противоречивость трактовок А. Смита по поводу категории «стоимость».

10. Прокомментируйте высказывание А. Смита о том, что «деньги – это великое колесо обращения».

11. Охарактеризуйте теоретические позиции А. Смита о заработной плате, прибыли, ренте и капитале.

12. Сравните теории воспроизводства Ф. Кенэ и А. Смита и раскройте суть «Баснословной догмы Смита».

Библиографический список

1. Аникин А. В. Адам Смит. М., 1968.

2. Аникин А. В., Аникин В. А. Уильям Петти. М., 1986.

3. Аникин А. В. Юность науки. М., 1985.

4. Антология экономической классики: В 2 т. М., 1991; 1993.

5. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.

6. Буагильбер П. Рассуждения о природе богатства, денег и налогов. Горький, 1973.

7. Гэлбрейт Дж. К. Экономические теории и цели общества. М.,1979.

8. Дроздов В. В. Франсуа Кенэ. М., 1988.

9. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М., 1995.

10. История экономических учений: Учебник / под ред. И.Н. Шапкина, А.С. Квасова. М.: Юрайт, 2012.

11. История экономических учений: Учеб. пособие /под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2012.

12. Кенэ Ф., Тюрго А.Р.Ж., Дюпон де Немур П.С. Физиократы. Избранные экономические произведения. М.: Эксмо, 2008.

13. Кенэ Ф. Избранные экономические произведения. М., 1960.

14. Кондратьев Н. Д. Основные проблемы экономической статики и динамики //Избранные сочинения. М., 1993.

15. Майбурд Е. Введение в историю экономической мысли. М., 1996.

16. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т. (Сопред. редкол. Г.Г. Фетисов, А.Г. Худокормов. М.: Мысль, 2004.

17. Негиши Т. История экономической теории. М., 1995.

18. Петти У. Трактат о налогах и сборах //Антология экономической классики. М., 1993. Т. 1.

19. Петти У. Экономические и статистические работы. М., 1940.

20. Самуэльсон П. Экономика. М., 1964; 1992.

21. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968.

22. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007.

23. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Кн. 1-2 //Антология экономической классики. М., 1993. Т. 1.

24. Тюрго А. Р. Ж. Избранные экономические произведения. М., 1961.

25. Тюрго А. Р. Ж. Размышления о создании и распределении богатства. Ценности и деньги. Юрьев, 1905.

26. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М. ЭКСМО, 2007.

27. Шумпетер Й. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М., 1982.

28. Эволюция теории стоимости: учебное пособие для вузов / под ред. проф. Я.С. Ядгарова. – М.: Современная экономика и право, 2007; ИНФРА-М, 2010.

29. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник.– 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2014. (Возможно использование предыдущих изданий.)



Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Economicus.Ru: [Российский общеобразовательный портал]. – URL: http://www.economicus.ru. Доступ свободный.

2. Московский Либертариум: [Сайт]. – URL: http://www.libertarium.ru/libertarium. Доступ свободный.

3. Рубрикон: Энциклопедии. Словари. Справочники: [Сайт]. – URL: www.rubricon.ru.Доступ свободный.

4. Академик: Словари и энциклопедии: [Сайт]. – URL: http://dic.academic.ru.

5. Econline: [Электронная образовательная библиотека]. – URL: http://www.econline.edu.ru. Доступ свободный.

6. ЭСМ: Экономика. Социология. Менеджмент: [Федеральный образовательный портал]. – URL: http://ecsocman.edu.ru. Доступ свободный.

Тема 4. Апогей развития классической политической
экономии и ее завершение

Эпоха промышленного переворота и ее отражение в работе Д. Рикардо «Начала политической экономии и налогового обложения». Особенности метода Д. Рикардо. Трудовая теория стоимости. Учение о доходах. Выявление и обоснование тенденции к снижению размеров заработной платы и прибыли. Номинальная и реальная зарплата. Теория дифференциальной ренты. Количественная теория денег.

Работа Ж.Б. Сэя «Трактат политической экономии, или Простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства». Теория услуг. Учение о трех факторах производства. Трактовки стоимости и доходов основных классов общества. «Закон рынков Сэя» – обоснование бескризисного развития экономики.

Т.Р. Мальтус. Анализ диспропорций между возможностями природы и потребностями населения в работе «Опыт о законе народонаселения». Теория издержек производства и доходов в работе «Принципы политической экономии». Решение проблемы реализации общественного продукта с помощью теории «третьих лиц».

Сочетание новых подходов к анализу экономики с традиционными положениями в работе Дж.С. Милля «Основы политический экономии». Предмет и метод. Теория стоимости. Специфика представлений об экономических законах. Проблема кредита, денег. Теория доходов. Отказ Дж.С. Миллем от «доктрины рабочего фонда» и приверженность социально-экономическим реформам как предпосылки завершения «классической школы».

Анализ «капиталистического» производства в «Капитале» К. Маркса. Структура и основные идеи «Капитала». Учение о «базисе и надстройке». Разработка проблем «трудовой стоимости» и «прибавочной стоимости» и их внешних формах. Учение об «органическом строении капитала» «цене производства», «абсолютной ренте», «законе капиталистического накопления», «экстенсивном и интенсивном типах воспроизводства».

Отражение экономических идей смитианцев постмануфактурного периода в трудах А. Бутовского и И.В. Вернадского. Особенности критики марксистского учения в трудах М.И. Туган-Барановского, П.Б. Струве и С.Н. Булгакова.

Вопросы к семинарскому занятию

1. Приведите суждения Д. Рикардо по поводу категорий «стоимость» и «капитал», доходов основных классов общества и денег.

2. Дайте оценку высказываниям Д. Рикардо о тенденции заработной платы и прибыли к понижению в условиях «частной и свободной рыночной конкуренции».

3. Раскройте общие положения в теории трех факторов Ж.Б. Сэя и теории издержек производства Т. Мальтуса.

4. В чем суть и основные положения «закона Сэя»? Что свидетельствует о приверженности к этому «закону» других авторов «классической школы»?

5. Охарактеризуйте суть «теории третьих лиц» Т. Мальтуса.

6. Почему Дж.М. Кейнс считал Т. Мальтуса одним из предшественников своей концепции бескризисного экономического развития?

7. В чем особенности предмета и метода изучения Дж.С. Милля?

8. Каким образом Дж.С. Милль противопоставляет «законы производства» и «законы распределения»?

9. Как трактует Дж.С. Милль категории «стоимость», «производительный труд», «заработная плата», «рента»?

10. Какие выводы вытекают из количественной теории денег в изложении Дж.С. Милля?

11. Какой сценарий реформ выдвигает Дж.С. Милль?

12. Изложите суть выводов К. Маркса из выдвигаемой им концепции базиса и надстройки.

13. Проанализируйте марксистские понятия «органическая структура капитала», «норма эксплуатации», «всеобщий закон капиталистического накопления».

14. Раскройте механизм возникновения прибавочной стоимости в «Капитале» К. Маркса.

Библиографический список

1. Аникин А. В. Юность науки. М., 1985.

2. Антология экономической классики: В 2 т. М., 1991; 1993.

3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.,1992.

4. Афанасьев В. С. Давид Рикардо. М., 1988.

5. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.

6. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. М., 1995.

7. История экономических учений: Учебник / под ред. И.Н. Шапкина, А.С. Квасова. М.: Юрайт, 2012.

8. История экономических учений: Учеб. пособие /под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. М.: ИНФРА-М, 2012.

9. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег //Антология экономической классики. М., 1993. Т. 2.

10. Кэри Г. Ч. Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных Штатов. М., 1860.

11. Кэри Г. Ч. Руководство к социальной науке. СПб., 1866-1869. Вып. 1-2.

12. Майбурд Е. Введение в историю экономической мысли. М., 1996.

13. Мальтус Т. Р. Опыт о законе народонаселения //Антология экономической классики. М., 1993. Т. 2.

14. Мальтус Т. Р. Опыт о законе народонаселения. СПб., 1868. Т. 1-2.

15. Маркс К. Капитал: В 3 т. //Маркс. К, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23-25.

16. Маркс К. К критике политической экономии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 13.

17. Маркс К. Манифест коммунистической партии //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.4.

18. Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1983-1984; 1993. Т. 1-3.

19. Милль Дж. С. Автобиография. СПб., 1874.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница