Отчет по исполнению мероприятий Программы развития за 2013 год



страница1/27
Дата06.06.2016
Размер5.06 Mb.
ТипОтчет
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ОТЧЕТ
по исполнению мероприятий

Программы развития за 2013 год

Ректор федерального университета
«__» _________2014 г. _______________________________Гафуров И.Р.

(подпись, печать)

Руководитель Программы развития федерального университета
____________________________________Сафиуллин М.Р.

(подпись)

«__» __________ 2014 г.

Отчет получен


________________________

(подпись монитора)


СОДЕРЖАНИЕ

стр.




  1. Описание достигнутых результатов за отчетный период

по задачам и мероприятиям Программы развития………………………..


  1. Вовлеченность внешних партнеров в реализацию

Программы развития……………………………………………………………


  1. Опыт университета, предлагаемый к тиражированию

в системе высшего профессионального образования……………………...



  1. Мероприятия по информационному сопровождению

реализации Программы развития…………………………………………….


  1. Проблемы реализации Программы развития федерального

университета, выявленные в отчетном периоде ………………………….


  1. Приложения………………………………………………………………………



Реализация мероприятий Программы развития,

предусмотренных на 2013 год
За 4 года, прошедших с начала запуска Программы развития, Казанский федеральный университет за счет серьезного обновления материально-технической базы (и в образовательной, и в научно-исследовательской сфере), масштабной модернизации академической инфраструктуры, а также развития качества человеческого капитала значительно укрепил свои позиции.

В результате в 2013 году международным экспертным сообществом Министерства образования и науки Российской Федерации «Дорожная карта» повышения конкурентоспособности Казанского федерального университета на 2013-2020 гг. была поддержана, и КФУ был рекомендован к включению в состав участников проекта по вхождению пяти ведущих российских вузов к 2020 году в Топ-100 научно-образовательных центров мира.

Выросли и рейтинги вуза на международной арене. Так, на территории постсоветского пространства (СНГ, Грузия, страны Балтии), согласно рейтингу агентства «Интерфакс» КФУ в 2013 году вошел, по мнению работодателей, в первую тройку высших учебных заведений по уровню подготовки студентов.


  1. Описание достигнутых результатов за отчетный период по задачам и мероприятиям Программы развития

За период 2010–2013 гг. Министерством образования и науки Российской Федерации в соответствии с утвержденной Программой развития было выделено 4 млрд рублей.

К 01.01.2014 г. освоение средств (сумма заключенных обязательств) составило 3,3 млрд рублей, или 82,5 %.
Задача 1. Модернизация образовательного процесса
Мероприятие 1.1. Разработка новых образовательных форм, программ и стандартов
По итогам 2013 года полностью выполнен годовой план по количеству разработанных стандартов по программам бакалавриата – 131, при запланированных на 2013 год 10 (выполнение – 130 %), и по разработке стандартов по магистратуре – 182, из запланированных на 2013 год 15 (выполнение – 120 %).

Основные структурные подразделения университета в соответствии с изменяющимися условиями и предъявляемыми требованиями активно совершенствуют направления и содержание подготовки студентов.

По лицензированию новых направлений подготовки и специальностей в 2013 году Учебно-методическое управление КФУ подготовило пакет документов. Приказом Рособрнадзора от 14.03.2013 № 249 КФУ получил приложение № 1.5 к имеющейся лицензии на право ведения образовательной деятельности (рег. № 2137 от 7 ноября 2011 г.) по 34 новым направлениям подготовки и специальностям высшего профессионального образования. Из них:

– 6 направлений подготовки бакалавриата3;

– 21 направление подготовки магистратуры4;

– 7 направлений подготовки специалитета5.


Также в 2013 году было получено приложение к лицензии № 1.4 на ведение образовательной деятельности по 2 образовательным программам общего образования:

– основное общее образование;

– среднее (полное) общее образование.

После лицензирования новых образовательных программ Казанский федеральный университет переоформил лицензию на право ведения образовательной деятельности (рег. № 0699 от 23 апреля 2013 г.) в связи с присоединением к нему Камской государственной инженерно-экономической академии – ИНЭКА (приказ Минобрнауки России от 23.04.2013 № 1170-06). С присоединением ИНЭКА к филиалу КФУ в г. Набережные Челны обучение дополнилось следующими укрупненными группами специальностей и направлений подготовки:

140000 – Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника;

150000 – Металлургия, машиностроение и материалообработка;

260000 – Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров;

270000 – Архитектура и строительство.

В соответствии с переоформленной лицензией КФУ (рег. № 0699 от 23 апреля 2013 г.) совместно со своей филиальной сетью имеет право на ведение образовательной деятельности по высшему профессиональному образованию по 398 направлениям подготовки и специальностям, в том числе 192 направлениям по федеральным государственным образовательным стандартам 3-го поколения и 206 специальностям и направлениям подготовки по государственным образовательным стандартам 2-го поколения.

Из 192 направлений ФГОС 3-го поколения:

– 94 направления6 бакалавриата;

– 23 специальности7;

– 75 направлений8 магистратуры.

Из 206 специальностей ГОС 2-го поколения:

– 58 направлений бакалавриата;

– 114 специальностей;

– 34 направления магистратуры.

В соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2011 № 184 «Об утверждении положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций», Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 № 800 «Об утверждении положения о государственной аккредитации федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно» в 2013 году в Казанском федеральном университете была проведена государственная аккредитация направления подготовки магистратуры 223200.68 – Техническая физика (Институт физики).

Распоряжением Рособрнадзора от 31.01.2013 № 248-06 «О создании комиссии для проведения аккредитационной экспертизы в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» в период с 4 по 8 февраля 2013 года экспертом федерального агентства В.С. Мелентьевым (заведующим кафедрой информационно-измерительной техники ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет») проводилась экспертиза соответствия качества образования вышеуказанных программ федеральным государственным образовательным стандартам. Эксперт ознакомился с документами (учебными и рабочими планами, программами дисциплин, зачетно-экзаменационными ведомостями, зачетными книжками студентов, отчетами студентов по практикам, курсовыми и дипломными работами, учебно-методическими пособиями, разработанными по данному направлению, иными делами кафедр в соответствии с утвержденной номенклатурой и др.), материально-технической базой, учебно-методической литературой и укомплектованностью штатов и пришел к заключению, что содержание и качество подготовки обучающихся и выпускников образовательного учреждения по образовательным программам высшего профессионального образования, реализуемым в рамках укрупненной группы специальностей, направлений подготовки 220000 – Автоматика и управление (магистратура), соответствует федеральным государственным стандартам.

Согласно приказу Рособрнадзора от 01.04.2013 № 330а ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по заявленным образовательным программам было признано прошедшим государственную аккредитацию по укрупненной группе направлений подготовки, к которой относится заявленная для государственной аккредитации новая основная профессиональная образовательная программа (с учетом уровня образования и присваиваемой квалификации (степени)), на срок действия ранее выданных свидетельств о государственной аккредитации.

Во исполнение приказа Рособрнадзора от 27 апреля 2012 г. № 350 «О реорганизации ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» и ФГБОУ ВПО «Камская государственная инженерно-экономическая академия» была проведена процедура переоформления свидетельства о государственной аккредитации. Руководителем Рособрнадзора Т.А. Бархатовой подписано объединенное свидетельство о государственной аккредитации с филиалами (рег. № 0811 от 16 августа 2013 г.), содержащее сведения о направлениях и специальностях профессионального образования, прошедших государственную аккредитацию, по которым КФУ имеет право выдавать своим выпускникам дипломы государственного образца.

Согласно полученному свидетельству в КФУ вместе с его филиальной сетью аккредитовано 8 укрупненных направлений подготовки и специальностей среднего профессионального образования, 17 укрупненных направлений подготовки высшего профессионального образования по бакалавриату,


18 укрупненных специальностей подготовки высшего профессионального образования, 12 укрупненных направлений подготовки высшего профессионального образования по магистратуре, 26 направлений подготовки послевузовского профессионального образования (аспирантура), 7 укрупненных направлений подготовки по дополнительному профессиональному образованию.

Свидетельство о государственной аккредитации выдано Рособрнадзором университету сроком до 26 апреля 2015 года.

Вторая аккредитационная экспертиза основных образовательных программ в Казанском федеральном университете проходила в декабре 2013 года. Во исполнение распоряжения Рособрнадзора № 2882-06 от 28 ноября 2013 г. КФУ проходил государственную аккредитацию:

а) 4 магистерских программ ВПО:

040100.68 – Социология (Институт массовых коммуникаций и социальных наук);

131000.68 – Нефтегазовое дело (Институт геологии и нефтегазовых технологий);

201000.68 – Биотехнические системы и технологии (Инженерный институт);

030900.68 – Юриспруденция (Набережночелнинский институт);

б) 2 программ СПО:

050130 – Музыкальное образование и искусство (Институт филологии и межкультурной коммуникации);

050146 – Преподавание в начальных классах (Институт психологии и образования);

в) 2 общеобразовательных программ:

– основное общее (общеобразовательная школа-интернат «Лицей имени Н.И. Лобачевского»);

– среднее (полное) общее (общеобразовательная школа-интернат «Лицей имени Н.И. Лобачевского»).

Группа экспертов в лице декана факультета социотехнических систем ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» Н.Ш. Валеевой (председатель), зав. кафедрой «Стандартизация, сертификация и технологический менеджмент» ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева – КАИ» Ф.М. Галимова, профессора кафедры педагогики и развития образования ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» О.В. Кирилловой, начальника учебного отдела ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» А.И. Могучева, профессора кафедры правоведения ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» С.В. Барабановой ознакомилась с документами (учебными и рабочими планами, программами дисциплин, зачетно-экзаменационными ведомостями, зачетными книжками студентов, отчетами студентов по практикам, курсовыми и дипломными работами, учебно-методическими пособиями, разработанными по данному направлению, иными делами кафедр в соответствии с утвержденной номенклатурой и др.), материально-технической базой и укомплектованностью штатов. Председатель экспертной комиссии выдал заключение, что содержание и качество подготовки обучающихся и выпускников КФУ по образовательным программам основного общего, среднего (полного) общего, среднего профессионального и высшего образования, реализуемым в рамках УГСН 040000 – Социальные науки (магистратура), 130000 – Геология, разведка и разработка полезных ископаемых (магистратура), 200000 – Приборостроение и оптотехника (магистратура), 030000 – Гуманитарные науки (магистратура, Набережночелнинский институт (филиал)), 050000 – Образование и педагогика (среднее профессиональное образование), соответствует требованиям ФГОС-3.

В 2013 году Ученым советом КФУ были утверждены 29 новых профилей бакалавриата и 35 новых магистерских программ9. Важно отметить, что разработка и реализация данных программ ведется в тесном контакте с представителями работодателей и с учетом запросов реального сектора экономики.

По-прежнему динамично развиваются процессы внедрения в КФУ новых программ дополнительного образования: их общее количество в 2013 году составило 143 единицы при плановом уровне – 40 (перевыполнение показателя в 3,6 раза)10.

С учетом специфики промышленного сектора Республики Татарстан одними из наиболее востребованных направлений переподготовки являются образовательные программы, связанные с нефтедобычей, нефтепереработкой и нефтехимией.

В 2013 году две программы Центра дополнительного образования, менеджмента качества и маркетинга Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ – «Современные геофизические и геодезические методы и технологии проведения сейсморазведочных работ» и «Современные геодезические, космические и геоинформационные технологии в нефтяной и газовой отрасли» успешно прошли конкурсный отбор дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации инженерных кадров в рамках Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012–2014 годы.

По Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012–2014 годы прошли обучение руководители и сотрудники ООО «ТНГ-Групп» и ЗАО «ГЕОТЕК Холдинг» в количестве 87 человек.

По программе «Петрофизика и геофизика в нефтяной геологии» в 2013 году обучено два иностранных гражданина – сотрудники ООО «КазМунайГазБурение», Казахстан.

В 2013 году Центром дополнительного образования, менеджмента качества и маркетинга Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ организовано и проведено обучение по 17 направлениям, из них 4 программы новые: «Управление проектами», «Введение в «бережливое» производство», «Современные геодезические, космические и геоинформационные технологии в нефтяной и газовой отрасли», «Геодезия».

Всего за 2013 год в указанном Центре обучено 735 человек, из них по предприятиям:

– ООО «ТНГ-Групп» – 287 чел.;

– ОАО «Татнефть» – 284 чел.;

– ООО «Казмунайгаз», Казахстан – 2 чел.;

– ЗАО «ГЕОТЕК Холдинг» – 50 чел.;

– ООО «Лукойл Западная Сибирь» – 7 чел.;

– ЗАО «Лукойл АИК» – 1 чел.;

– ООО «Бурение» – 20 чел.;

– ООО «Башнефть-добыча» – 5 чел.

Помимо указанного, на лидирующие позиции выходит и инфокоммуникационное направление дополнительного образования.

В 2013 году Высшей школой информационных технологий и информационных систем (далее – Высшая школа ИТИС) реализована Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012–2014 годы. Совместно с ООО «Фуджицу Сервисез» было обучено
70 человек по программам «Системный архитектор программного обеспечения», «Системный архитектор программного обеспечения сложных систем», «Бизнес-аналитик разработки программного обеспечения», «Менеджер проектов по разработке программного обеспечения», а также были реализованы программы для ОАО «Сетевая компания»: «Разработка IT-стратегии», «ITIL OSA Операционная поддержка и анализ».

В рамках модернизации образовательного процесса КФУ в последние годы во многом благодаря реализации программных мероприятий наметились позитивные сдвиги в динамике развития аспирантуры.

Так, по итогам 2013 года общая численность лиц, обучающихся в аспирантуре КФУ, несколько выросла по сравнению с прошлым годом и составила 1 150 человек (100 % от установленного планового значения). При этом доля лиц, закончивших в отчетном году аспирантуру и защитивших диссертации, выросла с 35 % (в 2012 году) до 36 %, что также соответствует плановым значениям.

Интенсификация академической мобильности и поступательная интеграция КФУ в глобальную научно-образовательную среду предопределили возникновение и постепенное нарастание процессов вовлечения представителей международного научного сообщества в процедуры защиты диссертаций сотрудников КФУ. Так, в 2013 году к защите диссертаций были привлечены


16 ведущих ученых и специалистов, из числа которых можно, например, отметить:

– научное консультирование и соруководство кандидатской диссертацией М.А. Васильевой профессором Еврейского университета в Иерусалиме Ю.Д. Фельдманом, совместное написание статей для международных изданий. Тема диссертации: «Диэлектрическая релаксация воды в природных слоистых алюмосиликатах»;

– участие К. Коно (РИКЕН) в процедуре защиты диссертационной работы Р.Г. Батулина. Диссертационная работа выполнена в рамках программы совместной аспирантуры КФУ-РИКЕН.

В обсуждаемом контексте уже достигнут ряд принципиальных договоренностей и на 2014 год с ведущими учеными мирового уровня по приоритетным направлениям исследований КФУ. Так, например, получено согласие Али Сюняева (Кельн) стать руководителем аспиранта в области


IТ-систем. В стадии оформления приезд профессора Абу Жаде (Швейцария), который помимо руководства создаваемой зеркальной научно-исследовательской лабораторией КФУ, берет на себя обязательства научного руководителя аспирантов данного профиля. Есть аналогичные договоренности и в отношении аспирантов по лаборатории КФУ-РИКЕН.

Экономическая глобализация влечет за собой изменение требований к содержанию и качеству процесса образования. В этой связи задача проведения независимой общественной аккредитации – это определение и признание статуса образовательного учреждения, подтверждение качества образования на основе профессиональных и иных стандартов, регулирование спроса на образовательные услуги и поддержание добросовестной конкуренции, удовлетворение спроса конечных потребителей (общественности и работодателей) на получение востребованного профессионального образования, соотнесение между собой образовательных программ.

В 2013 году Казанский (Приволжский) федеральный университет во исполнение договора на оказание услуг по общественной аккредитации отдельных образовательных программ с Агентством по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК) провел общественную аккредитацию образовательной программы 100103 – Социально-культурный сервис и туризм. Экспертная оценка проводилась в соответствии со стандартами качества и гарантиями качества образования АККОРК, установленными на основе Европейских стандартов и руководств по гарантиям качества образования Европейской ассоциации гарантий качества в высшем образовании (ESG ENQA), федеральных государственных образовательных стандартов Российской Федерации, профессиональных стандартов Российской Федерации, критериев государственной аккредитации Российской Федерации, стандартов электронного образования Европейского фонда гарантий качества
e-learning (EFQUEL), Стандартов Международной организации по стандартизации (ISO), критериев Европейского фонда менеджмента качества (EFQM) и лучших практик в области качества и гарантий качества высшего образования (бечмаркинг).

Исследованы и оценены следующие параметры образовательного процесса:

– образовательные цели, структура и содержание основных образовательных программ (ООП);

– организационно-методическое и нормативно-методическое обеспечение ООП;

– результативность деятельности работников и структурных подразделений КФУ, осуществляющих образовательную деятельность;

– материально-техническое обеспечение реализации ООП;

– использование технологий электронного обучения (e-learning) при реализации ООП;

– участие работодателей, студентов и представителей общественности в определении содержания и организации учебного процесса;

– уровень компетенций (подготовки) выпускников на основе результатов сессий 2006–2010 гг.;

– результаты итоговых государственных экзаменов и защит дипломных работ в 2006–2010 гг.;

– востребованность выпускников и степень удовлетворенности потребителей образовательных услуг.

Заявленная программа прошла экспертизу АККОРК и рекомендована к аккредитации, что подтверждает неизменно высокий уровень образования в КФУ. В процессе прохождения экспертизы выявлены сильные и слабые стороны реализации образовательной программы. На основании полученных данных специалистами АККОРК были разработаны рекомендации и предложения по повышению качества и гарантий качества образования программы. Прохождение экспертизы АККОРК в свою очередь дало следующие преимущества ООП КФУ:

1. Повышение конкурентоспособности основных образовательных программ университета на российском и международном рынке образовательных услуг.

2. Формирование эффективного механизма для демонстрации гарантий качества образования и ответственности перед заинтересованными сторонами (обществом, государством, работодателями, студентами).

3. Укрепление имиджа университета в целевых группах потребителей образовательных услуг.

4. Совокупность высоких стандартов качества работы и участие европейских экспертов при осуществлении международной аккредитации АККОРК позволит упростить процесс валидации ООП КФУ.

На данный момент ведутся переговоры с международными агентствами FIBAA (Фондом международной аккредитации программ в области бизнес-администрирования) – ведущим европейским аккредитационным агентством, специализирующимся на экспертизе качества высшего образования в области экономики, менеджмента, юриспруденции и социальных наук, и AAC-DEVA – старейшим аккредитационным агентством Испании, аккредитующим образовательные программы в области естественно-научного направления. Оба агентства входят в состав EQAR (Европейского регистра обеспечения качества высшего образования), основной целью которого является увеличение прозрачности в обеспечении качества в высшем образовании Европы.

При организации мониторинга качества в университете используются различные формы аналитико-оценочной работы, среди которых наиболее эффективной является анонимное компьютерное анкетирование. Для этого разработаны анкеты «Учебный процесс глазами студента», «Преподаватель глазами студента», на основе которых проводится опрос студентов о качестве учебных занятий, уровне педагогического мастерства преподавателей, а также о работе сотрудников деканатов и других подразделений, непосредственно взаимодействующих со студентами.

Анкета «Преподаватель глазами студента» дает возможность получить объективную статистическую информацию для определения степени удовлетворенности обучающихся работой преподавателей, а также определить их рейтинг. На ее основе анкетируются студенты всех курсов всех факультетов/институтов КФУ, что служит эффективным стимулом для улучшения работы преподавателей. Анкетирование проводится дважды в год по итогам предыдущего семестра. Оценка преподавателей происходит по
10 критериям по 10-балльной шкале (минимальное значение – 1, максимальное – 10). По результатам анкетирования составляется рейтинг преподавателей университета. Аналитические материалы об итогах социологических опросов используются при проведении внутреннего планового аудита факультетов/институтов и озвучиваются на заседаниях Ученого совета КФУ.

Данные анкеты «Учебный процесс глазами студента» дают возможность определить, насколько ресурсы обучения являются адекватными и уместными для каждой реализуемой программы подготовки студентов в университете; выявить связь качества преподавания с результатами обучения на разных факультетах и у разных преподавателей, проанализировать детерминанты, способствующие устранению неблагоприятных факторов.

Анкетирование «Преподаватель глазами студента» проводится после завершения изучения дисциплины и прохождения промежуточной аттестации с целью изучения степени удовлетворенности обучающихся учебным процессом. Респондентам предлагается ответить на ряд вопросов, отражающих качество преподавания дисциплин.

На основе анкет «Учебный процесс глазами студента» и «Преподаватель глазами студента» ежегодно опрашиваются студенты всех институтов и факультетов. По итогам опросов прошлых лет можно отметить, что наряду с положительной оценкой образовательного процесса в КФУ в анкетах отдельных студентов содержатся предложения о необходимости увеличения числа элективных курсов, более активного внедрения в учебный процесс электронно-информационных образовательных ресурсов и лабораторного оборудования, использования современных методик обучения и т.д.

В 2013/2014 учебном году анкетирования студентов «Учебный процесс глазами студента», «Преподаватель глазами студента» начались 18 ноября 2013 года, продолжаютсяи по сей день. На данный момент опрошено в рамках анкетирования «Учебный процесс глазами студента» более 3 000 студентов 2–3 курсов, «Преподаватель глазами студента» – более 4 000 студентов 2–5 курсов. Анкетирование проводится в оборудованных компьютерных классах в информационно-аналитической системе «Электронный университет» без отрыва студентов от образовательного процесса.

Технология массового анкетирования студентов дает возможность корректировать и совершенствовать образовательный процесс в университете.

Большое внимание в Казанском федеральном университете уделяется оценке и повышению качества знаний обучающихся. В целях проведения входного тестирования студентов первого курса были закуплены соответствующие базы тестов. «Диагностическое интернет-тестирование студентов первого курса» предусматривает проведение диагностики уровня знаний, позволяющей определить реальный уровень знаний и умений студентов-первокурсников для его использования в качестве фундамента при изучении вузовских дисциплин. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, анализ статистических данных, выявление динамики и прогнозирование дальнейшего обучения студентов.

В КФУ диагностика уровня знаний, полученных на базе среднего (полного) общего образования, проводилась с 7 по 29 октября 2013 г. Тестирование проходило по 9 учебным предметам школьного курса из цикла естественно-научных и гуманитарных дисциплин: математика, русский язык, химия, физика, информатика, биология, история, обществознание, английский язык.

Диагностическое тестирование по дисциплине «Математика» прошли 2 279 студентов Высшей школы ИТИС, Института вычислительной математики и информационных технологий, Института геологии и нефтегазовых технологий, Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского, Института управления и территориального развития, Института экологии и географии, Института экономики и финансов. Максимальное количество верных ответов (80–100 %) дали 25 % первокурсников, минимальное (0–40 %) – 20 %. Наилучшие результаты продемонстрировали студенты Института вычислительной математики и информационных технологий, обучающиеся по направлению 010400.62 «Прикладная математика и информатика»: 66 % студентов выполнили все задания на 80–100 %, низший бал (0–40 % выполненных заданий) продемонстрирован не был, средний балл по направлению – 82 %. Наименьшее количество баллов набрали студенты Института управления и территориального развития, направление подготовки 100100.62 «Сервис»: доля студентов, выполнивших задания на 80–100 %, – 0 %, выполнивших задания на 0–40 % – 76 %, средний балл по направлению – 31 %. Средний балл по университету по дисциплине «Математика» составил 60 %. Студенты, обучающиеся по направлениям подготовки 100100.62 «Сервис», 021300.62 «Картография и геоинформатика», 100700.62 «Торговое дело», 080400.62 «Управление персоналом», 021600.62 «Гидрометеорология», 081100.62 «Государственное и муниципальное управление», выполнили задания тестирования с худшим по сравнению со средним баллом ЕГЭ результатом: средний балл более чем на 20 % ниже балла ЕГЭ.

Диагностическое тестирование по дисциплине «Русский язык» прошли


643 студента Института массовых коммуникаций и социальных наук, Института филологии и искусств. Максимальное количество верных ответов (80–100 %) дали 43 % первокурсников, минимальное (0–40 %) – 2 %. Лучшими оказались студенты, обучающиеся по направлению 031700.62 «Филология»: 50 % студентов ответили верно на 80–100 % тестовых заданий, средний балл по направлению – 79 %. Средний балл по университету по дисциплине «Русский язык» составил 76 %. Средние баллы, полученные в ходе диагностического тестирования, превышают средние баллы ЕГЭ более чем на 9 %.

По дисциплине «Химия» тестировались 108 студентов Химического института им. А.М. Бутлерова, по дисциплине «Физика» – 272 студента Института физики. Максимальное количество верных ответов (80–100 %) по дисциплине «Химия» дали 73 % первокурсников Химического института, по дисциплине «Физика» – 9 % первокурсников Института физики, минимальное (0–40%) – 2 и 20 % студентов соответственно. Средний балл по университету по дисциплине «Химия» составил 85 %, по дисциплине «Физика» – 55 %. Средние баллы ЕГЭ по дисциплине «Химия» не превышают средние баллы, полученные в ходе диагностического тестирования, по дисциплине «Физика» средние баллы ЕГЭ выше.

В тестировании по дисциплине «Информатика» приняли участие
256 студентов Института вычислительной математики и информационных технологий. Максимальное количество верных ответов (80–100 %) дали 8 % первокурсников, минимальное (0–40 %) – 16 % студентов. Средний балл по университету по дисциплине «Информатика» составил 55 %. Средний балл диагностического тестирования ниже среднего балла ЕГЭ более чем на 20 %.

По дисциплине «Биология» тестировались 527 студентов Института фундаментальной медицины и биологии, Института педагогики и психологии, Института физической культуры, спорта и восстановительной медицины. Максимальное количество верных ответов (80–100 %) дали 23 % первокурсников, минимальное (0–40 %) – 2 % студентов. Наилучший результат продемонстрировали студенты Института фундаментальной медицины и биологии, обучающиеся по направлению 060101.65 «Лечебное дело», 39 % студентов ответили верно на 80–100 % тестовых заданий, доля студентов, давших правильные ответы на 0–40 % вопросов, – 0 %, средний балл по направлению – 74 %. Наименьшее количество баллов набрали студенты Института физической культуры, спорта и восстановительной медицины, направление подготовки 034300.62 «Физическая культура»: доля студентов, выполнивших задания на 80–100 %, – 0 %, выполнивших задания на 0–40% – 25 %, средний балл по направлению – 47 %. Средний балл по университету по дисциплине «Биология» составил 68 %. Средние баллы, полученные в ходе диагностического тестирования, более чем на 15 % превышают средние баллы ЕГЭ.

В тестировании по дисциплине «История» приняли участие 521 студент Института международных отношений, Института экологии и географии, философского факультета. Максимальное количество верных ответов (80–100 %) дали 30 % первокурсников, минимальное (0–40 %) – 2 % студентов. Наилучший результат продемонстрировали студенты Института международных отношений, обучающиеся по направлению 031900.62 «Международные отношения»: 40 % студентов дали максимальное количество верных ответов, 3 % студентов –
0–40 % верных ответов, средний балл по направлению – 76 %. Средний балл по университету по дисциплине «История» составил 71 %. Средние баллы ЕГЭ и баллы, полученные в ходе тестирования, не различаются более чем на 8 %.

Диагностическое тестирование по дисциплине «Обществознание» прошли 820 студентов юридического факультета, Института массовых коммуникаций и социальных наук, Института педагогики и психологии, Института физической культуры, спорта и восстановительной медицины, Института филологии и искусств, Института экологии и географии и философского факультета. Максимальное количество верных ответов (80–100 %) дали 5 % первокурсников, минимальное (0–40 %) – 12 %. Наилучший результат продемонстрировали студенты юридического факультета: 6 % студентов дали максимальное количество верных ответов, 50 % студентов – 60–80 % верных ответов, 0 % студентов – 0–40 % верных ответов. Средний балл по университету по дисциплине «Обществознание» составил 56 %. Студенты, обучающиеся по направлениям подготовки 040100.62 «Социология» и 050100.62 «Педагогическое образование», выполнили задания тестирования с худшим по сравнению со средним баллом ЕГЭ результатом: средний балл более чем на 20 % ниже балла ЕГЭ.

Диагностическое тестирование по дисциплине «Английский язык» прошли 159 студентов Института международных отношений (направление подготовки 035700.62 «Лингвистика»). Максимальное количество верных ответов (80–100 %) дали 38 % студентов, минимальное (0–40 %) – 1 %. Средний балл по дисциплине «Английский язык» составил 75 %.

Итого в диагностическом тестировании 2013 года приняло участие 5 585 первокурсников.

Во время подготовки к сертификации СМК КФУ в период с 4 по 18 февраля 2013 г. рабочей группой (42 чел.) под руководством проректора по образовательной деятельности Р.Г. Минзарипова проведено самообследование университета.

В рамках самообследования проводилось анкетирование руководителей подразделений КФУ «Квалиметрические шкалы «уровней совершенства», составляющих модели совершенства деятельности образовательного учреждения».

Самообследование проводилось путем анализа всех критериев, подкритериев и составляющих группы модели совершенствования, для чего использовались специальные квалиметрические шкалы, которые вербально описывали 5 упорядоченных уровней совершенства или стадий развития критериев, подкритериев и составляющих. Этим 5 уровням совершенства была поставлена в соответствие 10-балльная числовая шкала, что позволяло перейти от качественной оценки соответствующих критериев, подкритериев и составляющих (видов деятельности, работ) к их количественной оценке.

В основу описания уровней совершенства различных составляющих модели были положены следующие 6 «измерений», соответствующих базовым принципам TQM:

1) степень ориентированности на потребителей и другие заинтересованные стороны (от минимального удовлетворения требованиям ФГОС ВПО и до полного учета интересов всех заинтересованных сторон);

2) степень системности применяемого подхода (от краткосрочных эпизодических мер к планированию долговременной политики и стратегии);

3) степень распространенности в университете применяемого подхода по уровням управления, различным подразделениям и процессам;

4) степень вовлеченности персонала университета в соответствующие процессы;

5) степень документированности процедур процессов (от неформального исполнения к полностью документированным процессам);

6) степень ориентированности на предотвращение несоответствий и постоянное улучшение, а не на исправление возникающих проблем.

По всем 9 критериям модели совершенствования рабочая группа была разбита на 9 подгрупп с назначением ответственных. Члены рабочей группы по самооценке внимательно знакомились с описанием шкал уровней совершенства различных составляющих критериев. Они оценивали по заданной шкале уровень, на котором, по их мнению, находились те или иные составляющие критериев модели. Оценка могла производиться индивидуально или при работе в группах. Если респонденты ощущали недостаток опыта при оценке тех или иных составляющих, особенно когда подобная самооценка применялась в университете впервые, рекомендовалось проводить оценку в группах под руководством опытного эксперта. Тем не менее каждый респондент давал свою собственную оценку составляющих критериев, которые закреплены за ним. В процессе заполнения опросных форм, основанных на квалиметрических шкалах, экспертам рекомендовалось записывать напротив соответствующей составляющей свои аргументы, которые являются основанием для поставленной оценки. Эти комментарии являлись важной информацией при обсуждении оценок в процессе их согласования и выработки консенсуса. Согласование самооценки проводилось в процессе заключительного совещания рабочей группы по самооценке, целью которого являлись анализ выставленных оценок, обсуждение различий между индивидуальными оценками и достижение оценки всех составляющих критериев на основе консенсуса и аргументов в пользу той или иной оценки. В процессе обсуждения каждый член рабочей группы мог поменять собственные оценки, выставленные им ранее, если доводы оппонентов казались ему состоятельными. На основе индивидуальных исходных опросных форм для каждого критерия и его составляющих заполнялись итоговые формы. Рабочей группой выставлены следующие оценки по соответствующим
9 критериям и подкритериям (рис. 1):



Рис. 1. Диаграмма критериев
Результаты самооценки показали, что система качества университета находится на среднем уровне. Среднее значение показателя совершенства
равно 6. Вместе с тем следует отметить некоторые критерии и подкритерии, которые превышают 5 баллов и требуют сосредоточения усилий университета для их роста. К ним относятся:

– подкритерий 3.5 «Повышение качества рабочей среды, обеспечение социальной защиты и повышение благосостояния персонала» – 5;

– подкритерий 4.3 «Управление эффективностью технологий обучения и контроля знаний» – 6;

– подкритерий 4.4 «Управление информационными ресурсами» – 6;

– подкритерий 5.1.5 «Построение, поддержание и развитие системы измерений и мониторинга процессов университета» – 6;

– подкритерий 5.2.2 «Проектирование и разработка образовательных программ (включая учебные планы (УП), рабочие программы (РП) по дисциплинам и учебно-методические комплексы (УМК))» – 5;

– подкритерий 5.3.2 «Кадровое обеспечение» – 6;

– подкритерий 6.1.1 «Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности студентов и выпускников» – 6;

– подкритерий 6.2.1 «Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности работодателей» – 6;

– подкритерий 7.1 «Механизмы сбора и анализа информации об удовлетворенности персонала» – 4.

Несмотря на то, что критерий 5 «Менеджмент процессов» имеет довольно высокий средний балл (7,11), отдельные важные подкритерии превышают лишь 6 баллов, что наглядно отражено на приведенной ниже лепестковой диаграмме (рис. 2). Как видно из диаграммы, наиболее проблемными процессами являются проектирование и разработка образовательных программ.

По завершении работ можно уверенно сказать, что анкетирование руководителей подразделений КФУ «Квалиметрические шкалы «уровней совершенства» показало свою эффективность. Методические рекомендации и регламентирующие документы типовой модели, оказавшие неоценимую помощь в организации и проведении работы, явились хорошим ориентиром в упорядочении существующего перечня процессов и видов деятельности, в уточнении имеющихся и расставлении новых акцентов в основных документированных процедурах, что, в конечном счете, было направлено на совершенствование системы управления КФУ и повышение качества профессионального образования.





Рис. 2. Менеджмент процессов
16 апреля 2013 года Казанский (Приволжский) федеральный университет совместно с Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр» провел семинар «Система менеджмента социальной ответственности в вузах на основе международных стандартов ISO 26000 (рекомендации) и IQNETSR 10».

На сегодняшний день социальная ответственность становится требованием, предъявляемым обществом к организациям всех форм собственности во всем мире. А учитывая тот факт, что высшее образование является важнейшим социальным институтом, функционирующим с целью удовлетворения потребностей общества, проблема социальной ответственности в первую очередь встает перед образовательными учреждениями.

Стандарт ISO 26000, о котором шла речь на семинаре, является руководством по концепциям, определениям, принципам, тенденциям, характеристикам, практикам, основным аспектам и проблемам, а также по интеграции, внедрению, продвижению и поддержанию социальной ответственности организации. Внедрение данного стандарта позволяет организациям подтвердить свою приверженность принципам социальной ответственности.

На семинаре помимо участников из других организаций присутствовали и получили сертификаты участия 14 сотрудников КФУ.

В процессе внедрения системы менеджмента качества была налажена система внутренних аудитов. Анализ системы менеджмента качества базируется на сборе, анализе и использовании необходимой информации для осуществления результативного и эффективного управления рабочими процессами. Основным инструментом в данном случае выступают внутренние аудиты. Аудиты проводятся в соответствии с графиком, утвержденным распоряжением проректора по образовательной деятельности, являющегося представителем руководства по качеству, от 29.05.2013 № 03-04/28. В 2013/2014 учебном году планируется проверить все структурные подразделения КФУ. На данный момент аудит прошел во всех основных структурных подразделениях и частично в управленческих. К 24 февраля 2014 г. запланировано проверить на соответствие требованиям стандарта ГОСТ ISO 9001-2011 все структурные подразделения КФУ, в том числе и филиалы.

В рамках предстоящих внешних проверок проводятся внеплановые аудиты. Внеплановые повторные аудиты также проводятся при обнаружении значительных несоответствий деятельности структурного подразделения требованиям внутренней документации КФУ и стандарту ГОСТ ISO 9001-2011.

Сотрудниками отдела управления и контроля качества образования Учебно-методического управления КФУ за 2013 год разработаны 3 новых регламента, они приняли участие в создании и актуализации 8 регламентирующих документов прочих подразделений КФУ.

Во исполнение распоряжения проректора по административной работе – руководителя аппарата от 27.06.2013 № 05-03/8 «О проведении антикоррупционных мероприятий в вузах Республики Татарстан» совместно с Департаментом по обеспечению внутреннего режима, гражданской обороны и охраны труда КФУ в декабре 2013 года организована работа по проведению анкетирования студентов с целью определения наличия коррупционных проявлений в университете.

В Астрономической обсерватории им. В.П. Энгельгардта КФУ по распоряжению проректора по образовательной деятельности в период с
13 ноября по 25 декабря 2013 года были проведены занятия со студентами КФУ. Проект реализован в рамках изучения студентами дисциплин естественно-научного блока, предусмотренных учебными планами «Физика», «Концепции современного естествознания», «Естественно-научная картина мира» и др.

В мероприятиях приняли участие студенты и магистранты всех курсов Института физики, Института вычислительной математики и информационных технологий, Института управления и территориального развития, Института массовых коммуникаций и социальных наук, Института филологии и межкультурных коммуникаций и Инженерного института. Посещение обсерватории включало в себя ознакомительную экскурсию по комплексу зданий исторической обсерватории, экскурсию по музею-экспозиции Планетария, показ звездного неба и астрономических явлений, небольшую лекцию и занимательный полнокупольный видеофильм.

Возможности планетария уникальны для России: он оборудован самой современной наблюдательной техникой; закуплено программное обеспечение, позволяющее максимально использовать возможности аудиовизуализации; здесь можно проводить интерактивные занятия не только по астрономии и физике, но и по биологии, медицине, геологии, географии и целому ряду других наук. Учебно-методическим советом университета рассматриваются варианты интеграции возможностей обновленной Астрономической обсерватории в учебный процесс, в частности включения занятий в планетарии в следующем учебном году в качестве отдельных модулей по уже имеющимся дисциплинам утвержденных учебных планов и включения в учебные планы ряда новых дисциплин по выбору студентов.


Каталог: portal -> docs
docs -> Статьи, опубликованные в 2014 году в журналах, индексируемых в scopus
docs -> Лекция Межкультурная компетентность педагога в поликультурной образовательной среде: структурная и уровневая характеристики
docs -> План заседаний Ученого совета ифмб на 2015-16 уч г. Утвержден на заседании Ученого совета ифмиБ
docs -> Ономатопея в современном английском, русском и немецком языках
docs -> Информация о сотрудниках института, у которых истекает срок трудового договора или пятилетний срок проведения конкурса на должность научно-педагогического работника
docs -> Методическая разработка по дисциплине «Статистика» для проведения семинарских, практических, лабораторных занятий и самостоятельной работы
docs -> Иосиф волоцкий в отечественной историографии XIX xx вв. 07. 00. 09 Историография, источниковедение и методы исторического исследования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница