Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 -2014 годах»



Скачать 228.31 Kb.
Дата10.07.2016
Размер228.31 Kb.



Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Отчет о зарубежной стажировке

в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 -2014 годах»


Образовательная программа:

Управление в сфере образования


Слушатель: Любич Геннадий Рувимович


Страна стажировки: Финляндия


Москва, 2012
Оглавление

Раздел 1. Информационная часть ............................................................................................. 3

Раздел 2. Системный анализ изученной в ходе стажировки зарубежной практики управления…………………………………………………………………………………….. 4

1. Дошкольное образование...................................................................................................... 4

2. Базовое образование ............................................................................................................. 5

Начальная школа ....................................................................................................................... 5

Старшие классы базовой школы ............................................................................................. 7

3. Среднее общее и профессиональное образование............................................................. 7

Лицеи .......................................................................................................................................... 7

Профессиональные школы ....................................................................................................... 8

Выпускные экзамены ................................................................................................................ 9

4. Высшее образование ............................................................................................................ 10

Университеты ........................................................................................................................... 10

Высшие профессиональные учебные заведения ................................................................... 11

5. Система оценки качества образования. ............................................................................. 12

6. Равный доступ к обучению, ориентация на практическое применение полученных знаний и получение профессии. ......................................................................................................... 13

Раздел 3. Предложения по возможным вариантам использования изученного опыта в ходе реализации программ модернизации социальной сферы в регионах Российской Федерации ................................................................................................................................................... 15
Раздел 4. Приложения ............................................................................................................. 18
Раздел 1. Информационная часть

1.1. Наименование образовательной программы:


Управление в сфере образования

1.2. Фамилия, Имя, Отчество слушателя:


Любич Геннадий Рувимович

1.3. Регион, место работы, должность:


Тамбовская область, г. Тамбов, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №14 имени Заслуженного учителя Российской Федерации А.М. Кузьмина, директор

1.4. Наименование выполненного в рамках программы Проекта:


«Использование облачных технологий в образовании»

1.5. Сроки и место проведения зарубежной стажировки:


.09.2012-13.10.2012 Финляндия

1.6. Дополнительная информация:


имею звание «Заслуженный учитель РФ», победитель конкурса лучших учителей РФ 2006г.
Раздел 2. Системный анализ изученной в ходе стажировки зарубежной практики управления.

Финляндия, по признанию экспертов в сфере образования PISA (Programme for International Student Assessment), занимает ведущее место в Европе по качеству обучения. Последние годы финские девятиклассники оставляют позади себя ровесников из 42 развитых стран. Триумф финнов на международной арене заставил призадуматься весь мир над феноменом финского образования.

Основной целью образования в Финляндии является предоставление равных возможностей получения образования для всех граждан, независимо от возраста, места жительства, экономического положения, пола и родного языка.

Система образования Финляндии включает: дошкольную подготовку, обязательное базовое образование, среднее общее и профессиональное образование, высшую школу и обучение взрослых. Схематично финская система образования представлена в приложении №1.




  1. Дошкольное образование.

С рождения до 6 лет дети могут посещать детские сады и небольшие семейные группы дневного ухода в частных домах, каждый из которых взимает небольшую плату, зависящую в т.ч. от доходов родителей. С 2001 г. все шестилетние дети имеют право участвовать в однолетнем дошкольном образовании в детских садах, главным образом обеспеченном социальными властями. Муниципалитет определяет место и ответственного за подготовку ребенка к школе.

Дошкольное образование для 6 летних включает минимум 700 часов. По статистике, данный курс проходят 98% детей, достигших 6 лет. Задачей подготовительного курса является не только развитие навыков, необходимых для учебы в школе, но и повышение самооценки ребенка. Основное внимание в дошкольном обучении уделяется следующим предметам: языку и общению, математике, этике и мировоззрению, природе и окружающей среде, здоровью, физическому и моторному развитию, культуре и искусству. Все занятия проходят в игровой форме.

В соответствии с рекомендациями Министерства образования Финляндии в группе дошкольников с одним преподавателем должно обучаться не более 13 детей. Если учителю помогает еще один взрослый, имеющий специальное образование, то группа может увеличиться до 20 человек.




  1. Базовое образование

Обязательное девятилетнее образование получают дети в возрасте от 7 до 16 лет, десятый класс – по желанию, например, для учащихся, отстающих по медицинским показаниям. Примерно 2% детей начинают учебу с 6 лет (на год раньше), но в этом случае требуется получить справку, подтверждающую готовность ребёнка к посещению школы.

Основное и среднее образование – бесплатное: обучение, забота о здоровье учащихся и школьные обеды бесплатны на всех уровнях, также как и учебники и учебные материалы в основной девятилетней школе. В основной школе доставку учащихся до школы и обратно организует тот же орган, который оплачивает обучение, то есть муниципалитет.

Занятия проводятся по общенациональным программам, однако школы могут самостоятельно разрабатывать план обучения.

Закон об основном образовании Финляндии, который вступил в силу 1 января 1999 года, больше не разделяет среднюю школу на низшую и высшую ступень. Закон гласит, что основное образование продолжается девять лет, и что в течение первых шести лет обучение обычно ведет классный руководитель, а в последние три года учителя-предметники.

Будем придерживаться классификации российской школы:




Начальная школа

С 1-го по 6-й класс дети обучаются по единой программе, большинство предметов ведет классный руководитель. Школы работают по пятидневной неделе, учебная нагрузка составляет 19-24 часов. Все финские школы работают в одну смену.

Учебный год начинается в середине августа и оканчивается в июне, продолжительность 190 дней, делится на 5 периодов с каникулами между ними.

В учебные группы обычно входят учащиеся одного возраста. Однако, в определённых условиях, учащиеся разного возраста могут обучаться вместе, особенно в малокомплектных школах. Основной национальный учебный план составляется Национальным управлением образования и включает критерии оценок и цели. В пределах этой структуры, школы и муниципалитеты формируют свои собственные методы обучения и вправе сами подбирать учебный материал.

Учебные дисциплины начальной школы (см. приложение 4.):

 Родной язык и литература

 А1-язык (первый иностранный язык не позднее 3 класса)

 А2-язык (иностранный язык с 5-го класса, факультатив)

 Математика

 Природоведение

 География

 Биология

 Основы личной гигиены и здорового образа жизни

 Религия/основы этического воспитания

 История

 Изобразительное искусство

 Музыка

 Труд


 Физкультура

 Домоводство


Школьный день, как правило, начинается в 8 часов и продолжается от 4 до 6 часов, продолжительность уроков 40-45 минут, но часто уроки по одному предмету ставят «парами», с пятиминутным перерывом внутри «пары» и 20-30 минутным перерывом между парами. Перемены дети проводят на хорошо оборудованных площадках, где есть все для организации активного, подвижного отдыха. Оборудование площадки одинаковое независимо от типа и месторасположения школы (навес от дождя и снега, шведская стенка, качели, канаты, баскетбольные кольца).

В организации второй половины дня в школах есть некоторые различия, но группа продленного дня в основном для учеников 1-2 классов до 15-17 часов организуется за счет родителей, либо за средства муниципалитета. Родители могут также за счет своих средства привлечь дополнительных учителей для организации кружковой работы во второй половине дня, хотя кружки на базе школы, как правило, бесплатные.

В гарантированную бесплатность образования в Финляндии входит также бесплатность организованного питания в школе. Школьные столовые по оформлению напоминают уютные кафе с линией раздачи по принципу «шведский стол». В меню обязательно есть салат, основное блюдо, десерт, хлеб или хлебцы.

Помимо общего для всех стола существует и диетическое питание для детей, нуждающихся в нем. В школах также предусмотрено питание по принципу «религиозных ограничений», например по употреблению свинины мусульманами. Учителя и администрация школы часто обедают вместе с детьми.


Старшие классы базовой школы

В старших классах (с 7-го по 9-й) каждый предмет преподается отдельным педагогом, учебная неделя увеличивается до 30 часов.

К учебным дисциплинам добавляются:

 Б1-язык (второй государственный язык с 7-го класса)

 Б2-язык (иностранный язык с 8 класса, факультатив)

 Физика

 Химия

 Обществоведение

 Профессиональная ориентация
После окончания основной школы экзамены не сдаются.
3. Среднее общее и профессиональное образование.

В Финляндии существуют два типа средних учебных заведений: лицеи, дающие общее академическое образование, и различные профессиональные школы (училища).

После окончания обязательного девятилетнего образования около 51% поступают в лицеи, 46% – в профессиональные учебные заведения. Существует рейтинг лицеев и для продолжения обучения в выбранном ребенком и родителями лицее необходимо набрать проходной балл.
Лицеи

В лицей учащийся поступает на основании среднего балла полученных оценок в основной школе. Обучение в лицее длится от двух с половиной до трех с половиной лет и делится на курсы. Время учебы и продвижение учащегося во многом зависят от него самого. Форма учебы в лицее – курсовая, время же обучения определяется выбором курсов, поэтому обучение в лицеях ведется без разделения на классы. Процесс учебы в лицеи включает как обязательные, так и углубляющие и прикладные курсы.

Каждый курс соответствует 38 учебным часам. Изучение одного предмета состоит из нескольких следующих друг за другом курсов. Часть предметов в лицее – обязательные, другие можно выбрать по желанию. Учащиеся получают консультации по профориентации. Наиболее одаренные дети могут выбрать специализированные лицеи – музыкальные, художественные, спортивные.
Профессиональные школы

Если подростка после общеобразовательной школы больше привлекает профессиональное обучение, то у него богатый выбор специальностей в различных учебных заведениях.

В профессиональных учебных заведениях, помимо теоретических навыков, учащиеся получают также практические навыки в мастерских своего учебного заведения или на производственной практике. Таких специальностей более, и они охватывают следующие отрасли хозяйства: возобновляемые природные ресурсы, техника и транспорт, торговля и управление, туризм, общественное питание и хозяйственные услуги, социальное обслуживание и здравоохранение, сфера культуры, досуга и спорта. По законодательству профессиональная подготовка должна обеспечить освоение профессиональных навыков, требуемых в трудовой жизни, а также подготовленность к самостоятельной профессиональной деятельности. Подготовка по специальности длится три года и предоставляет также возможность продолжения учебы в высшем учебном заведении.

В учебной программе профессионального учебного заведения по любой специальности присутствуют такие общеобразовательные предметы как родной язык, второй государственный язык, иностранный язык, математика, физика, химия, физкультура, гигиена, обществоведение, основы предпринимательства, правила трудовой жизни, искусство, культура. Выпускник должен также подготовить экзаменационную работу по специальности.

Профессиональная подготовка в Финляндии, помимо освоения теоретических знаний, включает трудовую практику в мастерских самого училища и стажировку по месту работы. Организацией профессионального обучения занимаются муниципалитеты, объединения муниципалитетов, а также частные организации. Обучение для учащихся бесплатное.

Профессиональное обучение по месту работы организуется на основе заключенного на определенный срок специального договора между организатором обучения, работодателем и работником. Обучение, таким образом, осуществляется одновременно с практической работой. Кроме того, профессиональную квалификацию можно получить путем сдачи профессионального экзамена экстерном, на котором независимо от способа освоения специальности можно продемонстрировать свои знания и владение навыками, требуемыми для квалификации. Следовательно, сдавать экзамен экстерном можно и без предварительного обучения, при участии в трудовой жизни.



Выпускные экзамены

Как лицеи, так и училища предоставляют полное среднее образование, открывающее дорогу в высшую школу. Но только после успешной сдачи Ylioppialstutkinto, выпускного экзамена: во время учебы в лицее учащиеся должны сдать студенческие (матрикуляционные) экзамены: обязательно родной язык (финский или шведский), по выбору минимум 3 учебные дисциплины (второй официальный язык, иностранный язык, математика или предметы гуманитарного цикла).

Обязательная проверка знания родного зыка включает два больших теста: работа с текстом и написание эссе. Оценка определяется как средняя сумма баллов, полученных за каждое задание. Учащиеся могут сдавать дополнительные экзаменационные работы. В случае успешной сдачи экзамена и всей программы средней школы, учащемуся выдаётся отдельное свидетельство, в котором указаны проверочные контрольные работы, их уровень и полученные оценки. Учащиеся средних профессионально-технических учебных заведений могут также сдать тот же общегосударственный экзамен, что и учащиеся лицея.

Сдающих государственные письменные выпускные экзамены именуют в Финляндии абитуриентами. Студенческие экзамены (платные) дважды в год, весной и осенью, подготавливаются экзаменационной комиссией, подведомственной Министерству просвещения. Она же и проверяет ответы всех абитуриентов на основе единых критериев. Абитуриенты, сдавшие государственные студенческие экзамены, во время весеннего или осеннего выпускного торжества получают студенческие фуражки.

Сдача студенческих экзаменов дает право поступать в любое высшее учебное заведение. В принципе учеба в лицее и нацелена на ее продолжение в вузе. В 2012 году Ylioppialstutkinto исполнилось 160 лет. Своё начало он берёт с тех давних времён, когда при приёме в Академию Турку проверялись знания латыни и основ христианства. В 1852 году экзамен впервые объединили с проверкой знаний, полученных в лицее. За прошедшие полтора века эта экзаменационная система заняла центральное место в системе школьного образования.

4. Высшее образование

Система высшего образования Финляндии состоит из двух параллельных секторов: университетов (и приравненных к ним вузов) и профессиональных вузов. Университетская система исходит из принципа тесной связи между научными исследованиями и обучением. Основная функция таких вузов – заниматься научными исследованиями и на основе их достижений вести обучение. В университетской системе можно получить как низшую ученую степень бакалавра, так и высшую степень магистра, а затем защитить диссертацию на степень лицензиата и доктора наук. Университеты являются также организаторами дополнительного обучения (для повышения квалификации) и преподавания, открытого для всего населения.

Высшие профессиональные учебные заведения, со своей стороны, в большинстве своем представляют собой многопрофильные региональные вузы, деятельность которых отличается тесной связью с трудовой жизнью. Диплом в таких вузах с большим профессиональным уклоном. Как университеты, так и профессиональные вузы расположены по всей стране для обеспечения всем учащимся, независимо от места проживания, равных возможностей для получения образования.

Университеты

Система университетов имеет наиболее длительные традиции в истории образования Финляндии. Первый из них, Абоская академия, основана в г. Турку в 1640 году. Деятельность университетов зиждется на свободе науки и на автономии вуза. Под автономией подразумевается, что система принятия решений в университетах очень независимая. Решения о правилах получения ученых степеней, об учебных планах, а также о приеме студентов по всем отраслям науки принимаются университетами и их факультетами. Все университеты и приравненные к ним вузы, которых в Финляндии насчитывается 20, являются государственными, и государство несет наибольшую финансовую ответственность за их деятельность. Обучение в университетах доступно всем, ибо никакой платы за учебный семестр не взимается.

Задача университетов, определенная законом, – развитие свободной научно-исследовательской деятельности, научного и художественного образования, а также основанного на научных исследованиях учебного процесса. Университеты должны организовать свою деятельность таким образом, чтобы в научно-исследовательской работе и учебном процессе был достигнут высокий мировой уровень с соблюдением принципов этики и общепринятой научной практики.

Университеты сами за счет организации вступительных экзаменов принимают новых студентов. Мест, выделенных по плану приема, хватает примерно третьей части каждой возрастной группы. Крупнейшие направления обучения – научно-техническое, гуманитарное и естественнонаучное. По итогам учебы в университете можно, в зависимости от сданных экзаменов, получить низшую ученую степень бакалавра и высшую – магистра, а при продолжении образования защитить научную диссертацию на степень лицензиата и доктора наук. Для получения степени бакалавра, как правило, требуется три года (минимум 120 т. н. учебных недель), а для получения степени магистра – около пяти или шести лет (160-180 учебных недель).

В университетах и приравненных к ним вузах Финляндии в 2000 году училось свыше 150 тысяч студентов, среди них 3,7 тысяч граждан других стран. Сеть университетов Финляндии покрывает всю страну, включая наиболее северный регион Лапландии. Среди университетов 10 многопрофильных университетов, 3 технических вуза, 3 экономических (коммерческих) вуза и 4 художественных вуза разного профиля. Кроме того, вне сферы управления Министерства просвещения работает Высшее оборонное учебное заведение, которое обеспечивает высшее военное обучение.


Высшие профессиональные учебные заведения.
Характерная черта учебы в профессиональных вузах – тесная связь с производством, а цель обучения – подготовка студентов к работе в качестве экспертов разных отраслей.

Система высших профессиональных учебных заведений достаточно новая, она была создана в 1990-х годах. Реформа исходила из желания обеспечить рост высшего образования именно за счет профессиональных вузов.

Поступление в профессиональный вуз предусматривает сдачу студенческих экзаменов, т. е. окончание лицея, или получение среднего профессионального образования. В отличие от университетов все профессиональные вузы содержатся муниципалитетами или частными организациями. Государство, однако, обеспечивает их основное финансирование, ибо его доля составляет 57 процентов. Получение диплома требует 3,5 или 4 года учебы (140-160 учебных недель), включая стажировку на местах работы и написание дипломной работы по специальности.

Профессиональные вузы ведут обучение по следующим отраслям: техника и транспорт, управление и торговля, социальные услуги и услуги здравоохранения, сфера культуры, сфера туризма, общественного питания и хозяйственных услуг, возобновляемые природные ресурсы, гуманитарная и педагогическая сфера. Программы обучения для получения диплома утверждаются Министерством просвещения, но решения по учебным планам принимаются учебными заведениями самостоятельно. В 2002 году в виде эксперимента начинается обучение, предусматривающее увеличение объема образования (дополнительно 40-60 учебных недель) в связи с повышением требований в некоторых отраслях. В 29 профессиональных вузах Финляндии в 2000 году училось около 114 тысяч студентов.

В университетах и профессиональных вузах Финляндии мест, выделенных по планам приема, хватает приблизительно 65 процентам каждой возрастной группы. Цель правительства, чтобы высшее образование получала все большая часть населения страны.
5. Система оценки качества образования.
Задачей оценочного процесса является отображение успехов ученика в учебном процессе и стимулирование учебы учащихся. В Финляндии приняты две формы оценивания: качественная и количественная. Качественная оценка (динамика изменения) применяется в первых двух классах начальной школы. Дети получают только качественную оценку учителя, который обязательно дает рекомендации по повышению качества знаний и формированию компетенций ребенка. Начиная с 3 класса ученик получает не менее 3 количественных оценок. Учителя-предметники выставляют оценки, в соответствии с целями, определенными в учебном плане. Один раз за учебный год пишется отчет о каждом ученике. Успеваемость оценивается как постоянно, так и посредством контрольных работ, проводимых преподавателем. Учитель выставляет результаты контрольных работ в электронном дневнике учащегося, который обязательно должны просматривать родители. После успешного окончания основного девятилетнего образования учащийся получает свидетельство, если учащийся не удовлетворен результатами обучения девяти лет, он может продолжить обучение в 10 классе и получить дополнительное свидетельство, позволяющее продолжить обучение в лицее или профессиональном училище. Финские школьники любят читать. Это утверждали ректоры школ, показывая нам школьные библиотеки, свободные для доступа всех учеников. Грамотность чтения – один из критериев, по которому финские школьники опережают своих сверстников. В стране на государственном уровне принята программа «Читающая Финляндия», в которой использован опыт обучения чтению в СССР. Чтение – это не просто скорость чтения, это соревнование по принципу кто прочитает больше, внимательнее, найдет в книге необходимую информацию, сумеет проанализировать текст, интерпретировать его. Эта программа действует и для тех детей, для которых родным является не финский язык. Государство привлекает волонтеров, которые читают на курсах книги, учат детей анализу, а не просто технике чтения.
6. Равный доступ к обучению, ориентация на практическое применение полученных знаний и получение профессии.
В школе создана максимально развивающая среда: спортивные залы с душем, просторная библиотека, класс с музыкальными инструментами, оснащенные кабинеты труда, компьютерные классы, школьные площадки. Это территория общая для учащихся всей школы. Единый уровень оснащенности школы как статусного лицея в центре Хельсинки, так и сельской школы на окраине г. Порвоо или в Лапландии гарантирует высокая стоимость одного ученика, которую для школы обеспечивают государство и муниципалитет. 7300 евро в год - стоимость одного ученика в 2011 г., для сравнения в 2002 г. – 5000 евро.

Государство высоко ценит семейное воспитание, поэтому школы должны располагаться как можно ближе к ученику. Муниципалитет определяет количество, месторасположение и профиль школ. Как правило, стараются сохранить сельские школы. Дети, использующие общественный транспорт для того, чтобы добраться до школы, получают оплату проездного.

Особенностью школ Финляндии являются на деле реализованные принципы индивидуализации и гуманизации обучения. У учащихся существуют индивидуальные образовательные программы, которые помогают им составлять учителя. Есть общие программы, как у нас базовые, и индивидуальные. Учителя помогают осваивать программу на уровне и темпе, доступном для ученика. Стало ясно, что много времени уделяется индивидуальной работе с ребенком по раскрытию его потенциальных возможностей. Если ученик учится с трудом, слабо усваивает общую программу, ему дают дополнительный год в конце курса обучения в школе для того, чтобы он смог подтянуться, сдать необходимые экзамены и перейти на следующую ступень обучения. С теми, кому нужна специальная помощь, занимаются специалисты – психологи, логопеды, спецпедагоги. Впрочем, специально занимаются и с одаренными детьми по 2-3 урока в неделю. Результаты индивидуализации дают свои плоды – эксперты в области образования отмечают также высокий уровень знаний финских школьников по естественным наукам и математике.

В обязанности и ректора и учителя входит оценка успешности каждого ребенка и оказание своевременной помощи в случае затруднений. Интересен опыт Финляндии по введению помощников в группах для детей с особыми возможностями здоровья. Детям с ОВЗ принято оказывать помощь на трех уровнях:

1) дополнительные занятия с учителем;

2) индивидуальные занятия со специальными учителями (дефектологами, психологами);

3) если занятия со специалистами не дали результатов ребенок переводится в специальное учебное учреждение.
Конечно, наши коллеги в Финляндии абсолютно правы, что дополнительная поддержка в первые два года обучения наиболее эффективна.

В первом классе каждый третий ребенок получает помощь специалистов по преодолению трудностей в обучении. Эта помощь гарантируется обучающимся государством, а труд учителя оплачивается в соответствии с затраченным временем.


Раздел 3. Предложения по возможным вариантам использования изученного опыта в ходе реализации программ модернизации социальной сферы в регионах Российской Федерации
1. Изменение отношения в стране к профессии педагога. Повышение заработной платы (реальной, за одну ставку). Бесплатное получение педагогического образования в университетах в качестве дополнительного (по выбору студентов) модуля, включающего психологию, педагогику, методику преподавания предмета.

2. Уменьшение отчетности в школе. В настоящий момент отчеты, мониторинги, планы занимают у педагогов большую часть рабочего времени.

3. Включение инклюзивного образования: для создания безбарьерной среды необходимы очень серьезные средства. На реконструкцию помещений, на введение дополнительных ставок педагогов, приобретение специализированного оборудования. Сейчас Российской школе не хватает психологов, логопедов, дефектологов. В классах, где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья необходимо вводить ставки помощников педагогов. Особо хотелось бы отметить опыт наших финских коллег по организации работы с детьми с тяжелыми формами умственной отсталости. Конечно, обеспеченность таких учреждений выше всяких похвал, но важно, что в этой ситуации педагоги помогают не только детям, но и их родителям. У родителей детей-инвалидов есть возможность оставить ребенка на 1-3 ночи в интернате, а если есть необходимость, то можно отправить ребенка на 2 ночи на выходные в специальную гостиницу. С одной стороны ребенок все-таки живет в семье, с другой стороны родители получают возможность немного отдохнуть и выполнить какие-либо неотложные дела. Думаю в этом гуманизм и по отношению к детям, и по отношению к родителям, возможно, снижающий процент детей-сирот, от которых родители отказываются еще в роддоме.

4. Модульная система учебных курсов, применяемая в лицеях Финляндии, создание индивидуальных программ, а главное разные сроки окончания учебного заведения – опыт, который может быть использован в российских лицеях и гимназиях.

5. При строительстве новых школ можно учитывать опыт наших

финских коллег по организации инфраструктуры школы:

 блочное расположение классов с учетом возрастных особенностей;

 идеальное оснащение спортивных залов, возможность зонирования с помощью раздвижных перегородок-трансформеров;

 создание раздвижных систем со стульями, позволяющих использовать одно и то же помещение как столовую, танцзал или актовый зал;

 создание площадок с навесами для проведения подвижных перемен на воздухе;

6. Оснащенность классов музыки и искусства – оснащение как акустическими и электро- музыкальными инструментами в расчете на 2-3 класса, так и звукозаписывающее, микшерное и компьютерное оборудование для обработки звука.

7. В Финляндии государство гарантирует равные права ребенка на получение образования не зависимо от места проживания, поэтому оснащение школ одинаковое, каждая школа имеет стандартное оснащение. Необходимо чтобы и в России не было такой большой разницы в оснащении сельской и городской школы.

8. В Финляндии аттестация педагогических работников не проводится. Учитель уже получил диплом, и в силу уровня образования он сам отвечает за повышение своей квалификации. Однако, при собеседовании с ректором ежегодно учитель объясняет каких результатов он добился, как повышал квалификацию. От итогов такого собеседования напрямую зависит заработная плата учителя. Заинтересованы обе стороны: администрация – качественно работающим учителем, учитель – повышением или сохранением заработной платы. Никаких многостраничных отчетов, самоанализов учитель не пишет. Важно только представить копии сертификатов, свидетельств и т.п.

9. В Финляндии большинство музеев и картинных галерей бесплатны для молодежи до 18 лет. Это нужно обеспечить и в нашей стране. В крупных европейских городах есть музейные научно-исследовательские центры для детей, в которых ребенок самого разного возраста может для себя найти ответы на многие «почему», а главное безопасно для себя попробовать своими руками провести опыты, исследования. Музеи науки, типа «Эврика» должны быть в каждом областном центре. Что-то из увиденного не требует серьезных материальных затрат и может быть внедрено в нашей школе сразу, что-то требует перераспределения средств и смещения акцентов.

Любич Г.Р.
Раздел 4. Приложения

Приложение № 1

Уровни образования в Финляндии





УНИВЕРСИТЕТ (3,5 - 6 ЛЕТ)


ВЫСШАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА (4 ГОДА)




ЛИЦЕЙ (2,5 -3,5) ГОДА




ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ (3 -3,5 ГОДА) 19



дополнительный 10 класс (1 год)



ОСНОВНАЯ ШКОЛА (9 ЛЕТ)

Старшие классы (7-9 классы)

Начальные классы (1-6 классы)



ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС (1 ГОД)




Приложение № 2
Органы управления образованием в Финляндии



Президент Финляндии





Парламент




Государственный Совет






Министерство образования






Национальное Управление образования


Государственные школы



Муниципальная служба образования



Государственная экзаменационная комиссия




Муниципальные школы




Частные школы

Приложение № 3



Тарифный оклад








Разряд




Тарифный оклад

СОО4


учитель подготовительного класса

2 131,79 €

СОО5


учитель начальных классов

2 288,62 €

СОО6


учитель-предметник

2 585,54 €

СОО8


заместитель директора

3 365,49 €

СО10


директор

4 166,35 €



Тарифная надбавка по итогам аттестации

Кол-во баллов по итогам аттестации

Категория

Процентная надбавка (%)

1

1

0,0

1,5

2

6,0

2

3

12,0

2,5

4

18,0

3

5

24,0

3,5

6

30,0

4

7

36,0

4,5

8

42,0

5

9

48,0

Часовая нагрузка

Часовая нагрузка учитель подготовительного класса

21

учитель начальных классов

24

родной язык и литература

16

иностранный язык

19

математика, физика, химия, рисование, музыка

20

религия, этическое воспитание

21

география, биология, история, домоводство, трудовое обучение

22

физкультура

23



Приложение №4


Каталог: materials -> download.php?src=OtchetPoStag -> Reports 2012
Reports 2012 -> Образовательная программа: Управление в сфере образования Слушатель: Силина Татьяна Леонидовна Страна стажировки: Австрия Москва, 2012
Reports 2012 -> Образовательная программа: «Управление в сфере здравоохранения»
Reports 2012 -> Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011-2014 годах»
Reports 2012 -> Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 -2014 годах»
Reports 2012 -> Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 -2014 годах»
Reports 2012 -> Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 -2014 годах»
Reports 2012 -> Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы
Reports 2012 -> Профессиональное обучение в Австрии Демографические цифры
Reports 2012 -> Отчет о зарубежной стажировке в рамках программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения и образования в 2011 -2014 годах»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница