Отчет о ходе реализации



страница1/37
Дата31.07.2016
Размер6.74 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
Приложение

Сводный отчет о ходе реализации

Плана мероприятий Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции по итогам 2012-2014 годов

Краткосрочные меры по устранению коррупционных схем

Таблица 1.1

 

N

Мероприятия

Ответственный орган

Соисполнители

Ожидаемый результат

Дата завершения

Промежуточные результаты

1

Разработать правительственный план мероприятий по снижению и предупреждению коррупционных проявлений в эне

ргетике, недропользовании, при трансформации и выделении земель, продаже земельных участков, распределении гуманитарной помощи государственными органами и органами местного самоуправления




Аппарат Правительства

МЭП, ГРС, ГАГМР, МСР, МВД, ГСБЭП, Генпрокуратура (по согласованию), АКС ГКНБ

Выявление и устранение коррупционных схем. Обеспечение прозрачности и гласности проводимых мероприятий госорганами. Выработка рекомендаций системного и организационного характера, направленных на борьбу с коррупционными правонарушениями в конкретной сфере

Октябрь 2014 г.

Утвержденный Правительством План мероприятий по снижению и предупреждению коррупционных проявлений в энергетике, недропользовании, при трансформации и выделении земель, продаже земельных участков, распределении гуманитарной помощи государственными органами и органами местного самоуправления

Отчет о выполнении

Промежуточные результаты:

МЭП - проект распоряжения об утверждении проекта Плана доработанный с учетом большинства, представленных от министерств и ведомств замечаний и предложений в установленном порядке был в 4-раз внесен на утверждение в Аппарат Правительства КР (далее – АПКР) исх.№ 02-2/1998 от 09.04.2014 г.

ГАГМР - в соответствии с поручением Вице-премьер министра КР Т. Сарпашева от 31.10.2013 года исх.№ 15-33767 Госгеолагентство согласовал проект распоряжения Правительства КР об утверждении Правительственного плана мероприятий по снижению и предупреждению коррупционных проявлений в энергетике, недропользовании, при трансформации и выделении земель, продаже земельных участков, распределении гуманитарной государственными органами и органами местного самоуправления без замечаний и предложений. Заключение по вышеуказанному проекту распоряжения направлено в Министерство энергетики КР (исх.№08-2/3574 от 05.11.2013 г).

ГСБЭП - в соответствии с Распоряжением Премьер-министра КР от 21.01.2013 года №13, образована межведомственная группа по разработке правительственного плана. На основании письма МЭП №02-2/4721 от 13.08.2014г. направлены предложения по антикоррупционным мероприятиям в части выделения земель, для включения в проект Правительственного плана. 19.09.14г. в МЭКР прошло заседание рабочей группы по обсуждению плана.

АКС ГКНБ - в рамках исполнения Указа Президента КР от 12 ноября 2013 года № 215 и решения Совета обороны от 4 ноября 2013 года, в составе экспертных групп Рабочей группы Совета обороны КР с участием 24 сотрудников АКС разработано и утверждено 7 пошаговых планов мероприятий по устранению причин и условий коррупционных проявлений в следующих государственных органах:

1. Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики;

2. ДПС МВД Кыргызской Республики;

3. Энергетическая отрасль (МЭиП КР, ОАО «Национальные электрические сети Кыргызстана», ОАО «Электрические станции», ОАО «Север-Восток-Ош-Жалал-Абад электро»);

4. Министерство финансов Кыргызской Республики;

5. Министерство образования и науки Кыргызской Республики;

6. Министерство здравоохранения Кыргызской Республики;

7. Департамент кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество ГРС при Правительстве Кыргызской Республики.

Наряду с указанным, на постоянной основе осуществляется мониторинг процесса реализации планов ответственными государственными органами.

При этом, АКС проводилась работа по оперативному сопровождению процесса реализации выработанных антикоррупционных мер государственными органами.

В процессе отслеживания было установлено, что реализация пошаговых мероприятий в государственных органах приняла вялотекущий характер. Ответственные руководители не обеспечивают надлежащее качество и соблюдение сроков исполнения плановых мероприятий, вследствие чего, результаты предпринимаемых государственными органами мер, принимают формальный и декларативный характер.

Учитывая данные обстоятельства Секретариатом Совета обороны КР во взаимодействии с АКС, МВД, ГСБЭП Кыргызской Республики и независимыми экспертами в целях оценки работы по демонтажу коррупционных схем, согласно утвержденному графику, в настоящее время проводится мониторинг исполнения разработанных планов во всех министерствах и ведомствах, с дальнейшим принятием соответствующих мер по активизации.

1. Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам - 6 февраля 2014 года утвержден план мероприятия по демонтажу 13 основных коррупционных зон и 13 схем, который состоит из:

- 22 краткосрочных мероприятия по устранению выявленных коррупционных схем;

- 18 долгосрочных мер предупреждения и ликвидации факторов коррупции в сфере недропользования.

В результате мониторинга установлено, что из заложенных 40 мероприятий, включая 46 подпунктов, План мероприятий в целом исполнен на 81%. При этом, следует принять во внимание, что ряд мероприятий подлежит прохождению специальных процедур утверждения Правительством КР и принятия Жогорку Кенешем КР, которые не были учтены при формировании Плана пошаговых мероприятий.

Таким образом, полностью реализованы 15, частично реализованы 4, на стадии реализации находятся 18, нереализованных 8 и 1 мероприятие предложено исключить из Плана. При этом, установлено отклонение от сроков реализации мер. Отсутствует четкий регламент работ и ведение целостного учета рабочих материалов у структур, вовлеченных в реализацию мер. Система учета и хранения материалов требует улучшения. Отмечается нехватка квалифицированных и компетентных кадров. По возникшим проблемам реализации не разработаны и не внесены соответствующие альтернативные предложения. По реализованным мерам не выстроена система оценки и мониторинга эффективности реализации. В ходе изучения материалов и данных мониторинга, группа по мониторингу пришла к заключению, что План мероприятий реализуется эффективно, однако требует активизации взаимодействия с другими государственными органами. Коррупционные риски сокращены, но без решения мер общего характера, большая часть которых находится на стадии исполнения, по-прежнему существуют коррупционные риски.

2. ДПС МВД Кыргызской Республики - 18 февраля 2014 года утвержден план по демонтажу 4 основных зон и 6 коррупционных схем, где заложено 22 мероприятия.

В результате мониторинга установлено, что из 12 краткосрочных мер реализованы только 2, частично реализованы 5, на стадии реализации находятся 2 и нереализованных 3 мероприятия. Из 10 общих мер реализованы 4, частично реализованы 3, на стадии реализации находится 1 и нереализованных 2 мероприятия. Таким образом, из числа предусмотренных мер полностью исполнено только 28%, частично исполнено 36%, находятся на стадии исполнения 14% и не исполнено 22%.

При этом, установленные сроки реализации не соблюдены, отсутствует четкий регламент работ и ведение целостного учета рабочих материалов у структур, вовлеченных в реализацию мер.

Пункты Плана мер требуют конкретизации, так как отмечается дублирование мер краткосрочного и общего характера. Некоторые сферы реализации Плана не четко разграничены, к примеру, функции контроля ПДД и выдачи разграничительных документов, что создает сложности при работе с НПА. Отмечается сложность взаимодействия с другими государственными органами по реализации Плана.

В ходе изучения материалов и данных мониторинга группа по мониторингу пришла к заключению, что в ДПС МВД КР План пошаговых мер реализуется недостаточно эффективно и по-прежнему существуют устойчивые предпосылки для развития коррупционных проявлений.

3. Энергетическая отрасль (МЭиП КР, ОАО «Национальные электрические сети Кыргызстана», ОАО «Электрические станции», ОАО «Север-Восток-Ош-Жалал-Абад электро») - 4 марта 2014 года утвержден детализированный план по демонтажу 6 коррупционных зон и 20 коррупционных схем, состоящий из 35 пунктов мероприятий.

Согласно данным Министерства энергетики и промышленности, во взаимодействии с энергокомпаниями в полной мере исполнено более 30 мероприятий Плана, около 25 находятся на стадии завершения, а более 20 мероприятий на стадии реализации.

Так, 5 июня 2014 года на совещании с руководящим составом Министерства энергетики и промышленности КР, инициированном АКС, обсужден процесс реализации пунктов Детализированного плана мер по противодействию системной коррупции в энергетике КР.

Анализ имеющихся материалов и данных свидетельствует о том, что разработанный Детализированный план по демонтажу системной коррупции в сфере энергетики КР практически не исполнен, вследствии чего ожидаемых положительных результатов получено не было. В настоящее время в Минэнергопроме существуют ряд проблем которые способствуют возникновению и укоренению коррупционных рисков (в частности госзакупки, технические и коммерческие потери э/э, распределение и сбыт э/э, капиталоемкие виды ремонта, тарифная политика и лицензирование, экспорт э/э).

Руководством министерства не в достаточной степени предприняты меры по реализации и исполнению намеченных пунктов плана. В частности, после утверждения плана не была создана рабочая группа по его реализации, каких-либо конкретных предложений по исполнению пунктов плана не рассматривалось.

В настоящее время в связи с загруженностью Министерства энергетики КР по проведению осенне-зимнего отопительного сезона 2014-2015гг. исполнение указанных мер затягивается.

4. Министерство финансов Кыргызской Республики - 17 июня 2014 года утверждён план мероприятий по внедрению антикоррупционной модели управления в Министерстве финансов КР. При этом, сроки исполнения пунктов данного Плана определены в период с июня по ноябрь 2014 года.

Так, экспертной группой были определены основные 5 зон в Министерстве финансов КР, в которые необходимо внести соответствующие изменения для минимизации коррупционных проявлений со стороны Министерства финансов КР, в частности: антикоррупционная модель бюджетного процесса; антикоррупционная модель выдачи стимулирующих (долевых) грантов; преобразование Государственного фонда развития экономики; преобразование системы регулирования рынка драгоценных металлов и ювелирных изделий; антикоррупционная модель системы государственных закупок.

В настоящее время, экспертной группой Совета обороны рассматривается вопрос о продлении сроков исполнения пунктов данного Плана, ввиду большого объема работы по внедрению антикоррупционной модели управления в Министерстве финансов КР.

5. Министерство образования и науки Кыргызской Республики - 23 мая 2014 года утвержден план и передан на исполнение Министерство образования и науки КР.

4 июля 2014 года состоялся предварительный промежуточный отчет об исполнении пунктов плана, состоящий из 159 пунктов краткосрочных и 10 общих долгосрочных мер, с участием работников Министерства и непосредственных кураторов (5ГУ МВД КР), закрепленных за исполнением данного плана. В настоящее время контроль над исполнением антикоррупционных мероприятий, разработанных экспертной группой возложен на 5 ГУ МВД КР.

Проводится анализ работы ВУЗов, имеющих непрофильные направления при организации учебного процесса, по итогам данной работы будет составлен план оптимизации деятельности учебных заведений с сокращением непрофильных направлений, отзыв лицензий у учебных организаций, не имеющих возможности предоставления гражданам необходимых профильных знаний.

Также, проводится анализ на предмет продуктивности и целесообразности привлечения министерств в качестве заказчиков будущих профессиональных кадров с возможностью заключения предварительного контракта для обустройства выпускников в профильных министерствах, ведомствах и организациях.

6. Министерство здравоохранения – объект, закрепленный за МВД КР, в экспертной работе приняли участие сотрудники АКС. План после доработок утвержден 17 июня 2014 года и передан на исполнение в Министерство здравоохранения КР. Выявлено 5 коррупционных зон и 34 коррупционных схем. В настоящее время контроль над исполнением антикоррупционных мероприятий, разработанных экспертной группой возложен на 5 ГУ МВД КР.

Дополнительно в Секретариате Совета обороны КР проведено совещание с участием руководства Министерства здравоохранения КР и всех медицинских учреждений страны. По итогам совещания Министерству здравоохранения и руководителям медучреждений поручено разработать и внести собственные предложения по исключению существующих коррупционных рисков.

7. Государственная регистрационная служба при Правительстве КР - АКС были предоставлены базовые материалы существующих коррупционных рисков в системе ГРС. В связи с тем, что система ГРС, как объект изучения коррупционной ситуации, был определен за МВД КР, АКС не принимало участие в дальнейшей разработке мер по демонтажу коррупционных схем в данной системе.

Первоначальный проект по коррупционным рискам в системе ГРС был рассмотрен 17 апреля 2014 года на заседании Рабочей группы Совета обороны КР, в результате принято решение о доработке указанного проекта. В состав экспертной группы включены представители гражданского сектора, бизнес-сообщества, секретариата Совета обороны КР и 5 ГУ МВД КР. В связи с объемностью самой системы, Советом обороны КР было принято решение дальнейшее изучение коррупционных рисков разделить по департаментам. Так, 26 сентября 2014 года Секретарем Совета обороны КР, Директором АКС и Председателем ГРС при ПКР был утвержден План пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции в Департаменте кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество ГРС при ПКР. Кроме того, изучена деятельность ОАО «Кыргызская агропродовольственная корпорация», согласно рекомендациям АКС, Правительством КР принято решение о ликвидации данного общества. По итогам анализа коррупционных рисков в таможенных органах и внешнеэкономическом секторе выявлено 7 основных механизмов коррупционных проявлений в ГТС при Правительстве КР, материалы по которым переданы в экспертную группу Совета обороны для изучения и выработки мер по их демонтажу.

Также, создана экспертная группа по изучению коррупционных рисков в Министерстве транспорта и коммуникаций. Определены 7 основных зон коррупционной деятельности, по которым начаты соответствующие исследования. В целях анализа состояния коррупциогенной ситуации в ведомстве, а также определения зоны рисков при использовании бюджетных средств направлены запросы в правоохранительные органы и Счетную палату республики. В настоящее время продолжается мероприятия по реализации Указа Президента КР №215 от 12.11.2013 год в рамках рабочей группы Совета обороны КР. Таким образом, сотрудниками Антикоррупционной службы принято участие в работе 8 экспертных групп (ДПС МВД, Госгеология, ОАО «КАК», Минфин, Минэнерго, Минздрав, Минобразования и ГРС). Также, по выявленным коррупционным зонам и схемам для Рабочей группы Совета обороны проведено 16 презентаций (ДПС МВД, Госгеология, Минэнерго, Минфин, ОАО «Кыргызалтын», Минсельхоз, Минздрав, Минобразование, ФУГИ, Госфиннадзор, Минобороны, ГПС КР, Госомиссия по делам религии, ОАО «КАК»). Следует отметить, что на основании заключения экспертной группы ОАО «КАК» по решению Правительства ликвидировано. По нашей инициативе с участием руководящего состава в государственных органах проведено 7 совещаний информационно-агитационного характера в целях формирования здорового правосознания (Минэнерго, Госгелогия, Госфиннадзор, ОАО «Кыргызалтын», ФУГИ, ГПС). Вместе с тем, за отчетный период отмечен определенный рост показателей работы в плане выявления коррупционных преступлений, совершаемых на уровне руководителей государственных учреждений, органов местного самоуправления, государственных предприятий и муниципалитета.



ГРС - Советом обороны КР одобрен согласованный со Службой План пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции в Департаменте кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество при Службе (далее - ДКРПНИ), в том числе по пресечению и предупреждению коррупционных проявлений при трансформации земельных участков.

МСР - Гуманитарный груз: Порядок приема и распределения гуманитарной помощи утвержден п. 15 постановлением Правительства КР от 10 октября 2007 года № 459. Гуманитарная помощь медицинского назначения оказывается донорами после предварительного согласования с Министерством здравоохранения КР и получателями с учетом потребности, наименований и количества предоставляемой гуманитарной помощи. Ответственность за количество и качество получаемой гуманитарной помощи возлагается на доноров и получателей в равной мере в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. За отчетный период выдано 120 заключений о гуманитарном характере груза на общую сумму 732,7 млн. сом (вес 1248759,7 кг.).

Причины неисполнения:

МЭП - в соответствии с пунктом 6 протокола совещания у Премьер-министра КР Дж. К. Оторбаева от 7 мая 2014 гола № 15-36 проект распоряжения об утверждении проекта Правительственного плана был возвращен. Во исполнение пункта 6 Протокольного поручения Премьер-министра КР от 7 мая 2014 года № 15-36, министерством разработан и направлен на утверждение в АПКР (исх.№ 02-2/3977 от 08.07.2014 г.) согласованный с министерствами и ведомствами проект постановления Правительства КР «О внесении изменения в постановление Правительства КР «Об утверждении Программы и Плана мероприятий Правительства КР по противодействию коррупции на 2012-2014 годы» от 30 августа 2012 года № 596 (далее - проект) в части исключения из пункта 1 Плана мероприятий Правительства КР по противодействию коррупции на 2012-2014 годы, поручения о разработке мероприятий по снижению и предупреждению коррупционных проявлений в области энергетики. Однако, 1 августа 2014 года проект был возвращен АПКР без принятия решения на основании Протокола совещания у Вице-премьер-министра КР В. Диля от 31.07.2014 г. № 15-78 (копия прилагается).

ГАГМР - ответственным за согласование проекта распоряжения Правительства КР является Министерство энергетики

и промышленности КР.



ГСБЭП - в соответствии с Распоряжением Премьер-министра КР от 21.01.2013 года №13, образована межведомственная группа по разработке правительственного плана.

Дальнейшие действия по реализации мер:

МЭП - 19 сентября 2014 года в здании Министерства экономики КР было проведено заседание межведомственной рабочей группы, образованной распоряжением Премьер-министра КР от 21 января 2013 года № 13 на котором были обсуждены вопросы межведомственного взаимодействия при исполнении ведомственных Планов пошаговых мероприятий по исключению причин и условий, коррупционных рисков и схем, утвержденных в рамках Секретариата Совета обороны КР. По результатам заседания, участникам межведомственной рабочей группы было поручено выделить и объединить в отдельный план пункты Планов, утвержденных в рамках Секретариата Совета обороны КР, исполнителями которых выступают несколько госорганов и направить в МЭП в электронном варианте. На основе совместных пунктов Детализированного плана по реализации мер по противодействию коррупции в энергетике КР и аналогичных пунктов планов Гос.агентства по геологии и минеральным ресурсам при ПКР и Гос. агентства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при ПКР был сформирован единый план и направлен на электронный адрес отдела политики предупреждения коррупции Министерства экономики КР для рассмотрения и дальнейшей совместной проработки.

ГСБЭП - МЭП- созыв рабочей группы по разработке проекта распоряжения.

ГРС - реализация намеченного Плана пошаговых мероприятий по демонтажу системной коррупции в ДКРПНИ запланирована на первый квартал 2015 года, а также ДКРПНИ прорабатывается вопрос относительно создания рабочей группы по взаимодействию с заинтересованными ведомствами.

ГАГМР - 19 сентября 2014 года в здании Министерства экономики КР было проведено заседание межведомственной рабочей группы, образованной распоряжением Премьер-министра КР от 21 января 2013 года № 13 на котором были обсуждены вопросы межведомственного взаимодействия при исполнении ведомственных Планов пошаговых мероприятий по исключению причин и условий, коррупционных рисков и схем, утвержденных в рамках Секретариата Совета обороны КР. По результатам заседания, участникам межведомственной рабочей группы было поручено выделить и объединить в отдельный план пункты Планов, утвержденных в рамках Секретариата Совета обороны КР, исполнителями которых выступают несколько госорганов и направить в МЭП в электронном варианте. Пункты Плана мероприятий направлены в МЭП в электронном виде.

Резолютивная часть:

Достижение ожидаемых результатов. По исполнению Указа Президента Кыргызской Республики «О мерах по устранению причин политической и системной коррупции в органах власти» от 12 ноября 2013 года № 215, экспертными группами Секретариата Совета обороны КР (с участием сотрудников АКС ГКНБ, ГСБЭП и МВД), разработаны и утверждены пошаговые планы мероприятий по устранению причин и условий коррупционных проявлений в ряде государственных органов.

Со стороны АКС ГКНБ налажен механизм мониторинга процесса сопровождения и реализации планов ответственными государственными органами. По результатам проводимого мониторинга следует, что отмечается низкая исполнительность в реализации пошаговых мероприятий в государственных органах. Ответственные руководители не смогли обеспечить надлежащее качество и соблюдение сроков их исполнения, вследствие чего, результаты предпринимаемых государственными органами мер, принимают формальный и декларативный характер.

В этой связи к концу 2014 года, контроль за исполнением пошаговых планов мероприятий по устранению причин и условий коррупционных проявлений начал осуществляться Правительством Кыргызской Республики (лично Премьер-министром КР).

Значительная работа по исключению причин и условий, создающих коррупциогенные риски, а также демонтажу действующих в отрасли коррупционных схем проведена по следующим государственным органам:

1. Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам - утвержден план мероприятия по демонтажу 13 основных коррупционных зон и 13 схем, который состоит из:

- 22 краткосрочных мероприятия по устранению выявленных коррупционных схем;

- 18 долгосрочных мер предупреждения и ликвидации факторов коррупции в сфере недропользования.

В результате мониторинга установлено, что из заложенных 40 мероприятий, включая 46 подпунктов, План мероприятий в целом исполнен на 81%. При этом, следует принять во внимание, что ряд мероприятий подлежит прохождению специальных процедур утверждения Правительством КР и принятия Жогорку Кенешем КР, которые не были учтены при формировании Плана пошаговых мероприятий.

Таким образом, полностью реализованы 15, частично реализованы 4, на стадии реализации находятся 18, нереализованных 8 и 1 мероприятие предложено исключить из Плана. При этом, установлено отклонение от сроков реализации мер. Отсутствует четкий регламент работ и ведение целостного учета рабочих материалов у структур, вовлеченных в реализацию мер. Отмечается нехватка квалифицированных и компетентных кадров. По возникшим проблемам реализации не разработаны и не внесены соответствующие альтернативные предложения. По реализованным мерам не выстроена система оценки и мониторинга эффективности реализации. В ходе изучения материалов и данных мониторинга, группа по мониторингу пришла к заключению, что План мероприятий требует активизации взаимодействия с другими государственными органами. Коррупционные риски сокращены, но без решения мер общего характера, большая часть которых находится на стадии исполнения, по-прежнему существуют коррупционные риски.

2. ДПС МВД Кыргызской Республики - утвержден план по демонтажу 4 основных зон и 6 коррупционных схем, где заложено 22 мероприятия.

В результате мониторинга установлено, что из 12 краткосрочных мер реализованы только 2, частично реализованы 5, на стадии реализации находятся 2 и нереализованных 3 мероприятия. Из 10 общих мер реализованы 4, частично реализованы 3, на стадии реализации находится 1 и нереализованных 2 мероприятия. Таким образом, из числа предусмотренных мер полностью исполнено только 28%, частично исполнено 36%, находятся на стадии исполнения 14% и не исполнено 22%.

При этом, установленные сроки реализации не соблюдены, отсутствует четкий регламент работ и ведение целостного учета рабочих материалов у структур, вовлеченных в реализацию мер.

Пункты Плана мер требуют конкретизации, так как отмечается дублирование мер краткосрочного и общего характера. Некоторые сферы реализации Плана не четко разграничены, к примеру, функции контроля ПДД и выдачи разграничительных документов, что создает сложности при работе с НПА. Отмечается сложность взаимодействия с другими государственными органами по реализации Плана.

В ходе изучения материалов и данных мониторинга группа по мониторингу пришла к заключению, что в ДПС МВД КР План пошаговых мер реализуется недостаточно эффективно и по-прежнему существуют устойчивые предпосылки для развития коррупционных проявлений.

3. Энергетическая отрасль (МЭиП КР, ОАО «Национальные электрические сети Кыргызстана», ОАО «Электрические станции», ОАО «Север-Восток-Ош-Жалал-Абад электро») - утвержден детализированный план по демонтажу 6 коррупционных зон и 20 коррупционных схем, состоящий из 35 пунктов мероприятий.

Согласно данным Министерства энергетики и промышленности, во взаимодействии с энергокомпаниями в полной мере исполнено более 30 мероприятий Плана, около 25 находятся на стадии завершения, а более 20 мероприятий на стадии реализации.

Анализ имеющихся материалов и данных свидетельствует о том, что разработанный Детализированный план по демонтажу системной коррупции в сфере энергетики КР практически не исполнен, вследствие чего ожидаемых положительных результатов получено не было. В настоящее время, существуют ряд проблем, которые способствуют возникновению и укоренению коррупционных рисков (в частности госзакупки, технические и коммерческие потери э/э, распределение и сбыт э/э, капиталоемкие виды ремонта, тарифная политика и лицензирование, экспорт э/э).

Руководством министерства не в достаточной степени предприняты меры по реализации и исполнению намеченных пунктов плана. В частности, после утверждения плана не была создана рабочая группа по его реализации, каких-либо конкретных предложений по исполнению пунктов плана не рассматривалось.

В настоящее время в связи с загруженностью Министерства энергетики КР по проведению осенне-зимнего отопительного сезона 2014-2015 гг., исполнение указанных мер затягивается.

4. Министерство финансов Кыргызской Республики - утверждён план мероприятий по внедрению антикоррупционной модели управления в Министерстве финансов КР. При этом, сроки исполнения пунктов данного Плана определены в период с июня по ноябрь 2014 года.

Так, экспертной группой были определены основные 5 зон в Министерстве финансов КР, в которые необходимо внести соответствующие изменения для минимизации коррупционных проявлений со стороны Министерства финансов КР, в частности: антикоррупционная модель бюджетного процесса; антикоррупционная модель выдачи стимулирующих (долевых) грантов; преобразование Государственного фонда развития экономики; преобразование системы регулирования рынка драгоценных металлов и ювелирных изделий; антикоррупционная модель системы государственных закупок.

В настоящее время, экспертной группой Совета обороны рассматривается вопрос о продлении сроков исполнения пунктов данного Плана, ввиду большого объема работы по внедрению антикоррупционной модели управления в Министерстве финансов КР.

5. Министерство образования и науки Кыргызской Республики - утвержден план и передан на исполнение Министерство образования и науки КР.

4 июля 2014 года состоялся предварительный промежуточный отчет об исполнении пунктов плана, состоящий из 159 пунктов краткосрочных и 10 общих долгосрочных мер, с участием работников Министерства и непосредственных кураторов (5ГУ МВД КР), закрепленных за исполнением данного плана. В настоящее время контроль над исполнением антикоррупционных мероприятий, разработанных экспертной группой возложен на 5 ГУ МВД КР.

Проводится анализ работы ВУЗов, имеющих непрофильные направления при организации учебного процесса, по итогам данной работы будет составлен план оптимизации деятельности учебных заведений с сокращением непрофильных направлений, отзыв лицензий у учебных организаций, не имеющих возможности предоставления гражданам необходимых профильных знаний.

Также, проводится анализ на предмет продуктивности и целесообразности привлечения министерств в качестве заказчиков будущих профессиональных кадров с возможностью заключения предварительного контракта для обустройства выпускников в профильных министерствах, ведомствах и организациях.

6. Министерство здравоохранения – выявлено 5 коррупционных зон и 34 коррупционных схем. Дополнительно в Секретариате Совета обороны КР проведено совещание с участием руководства Министерства здравоохранения КР и всех медицинских учреждений страны. По итогам совещания Министерству здравоохранения и руководителям медучреждений поручено разработать и внести собственные предложения по исключению существующих коррупционных рисков.

7. Государственная регистрационная служба при Правительстве КР – в Департаменте регистрации населения и актов гражданского состояния (ДРНиАГС) выявлено 29 коррупционных устойчивых рисков в 6 коррупционных зонах: в регистрации, оформлении и выдаче паспортов; при регистрации иностранных граждан в отделе паспортно-визовой регистрационной работы (ОПВРР); в определении гражданства; при продлении виз, при выдаче вида на жительство и приеме в гражданство КР иностранных граждан; при выдаче документов по линии ЗАГС; в управлении кадровыми вопросами.

Коррупционные схемы, причиняющие ущерб национальным интересам, включают схемы по незаконной выдаче паспортов, когда сотрудники ОПВРР, отделов срочного документирования (ОСД), ЗАГС, в сговоре с сотрудниками других государственных и муниципальных ведомств – таких, как Соцфонд, органы МСУ, оформляют подложные документы (вторые ПИНы, справки с места жительства, новые свидетельства о рождении) и на их основе выдают новые паспорта.

По коррупционным схемам органов ЗАГС наиболее резонансными являются схемы по незаконной выдаче свидетельства о рождении и внесение ложных данных в первоначальный документ для дальнейшего получения заявителями материальных выгод (наследства или социальных пособий).

По государственному предприятию «Инфоком» выявлено 4 зоны коррупционных рисков: производство и персонификация паспортов, финансовые нарушения, юридические противоречия в нормативных правовых актах, в части разделения полномочий между ДРНиАГС и ГП «Инфоком», а также в управлении кадровыми вопросами.

Наиболее серьезными коррупционными рисками признаны заключение договоров с банковскими и небанковскими структурами (контрагентами) по приему и обработке платежей от физических лиц за госуслуги, непрозрачное ценообразование и самостоятельное определение цен на госуслуги.

В Департаменте регистрации транспортных средств и водительского состава (ДРТСиВС) эксперты выявили 47 коррупционных рисков в 8 зонах: при выдаче водительских удостоверений; при обучении в автошколах; при регистрации прав собственности на движимое имущество; при регистрации выбракованных машин; в обслуживании населения; в дублирующих институциональных структурах; при государственных закупках товарно-материальных ценностей, в управлении кадровыми вопросами.

В следующем структурном подразделении ГРС - Архивном агентстве - выявлены коррупционные риски, в основном касающиеся возможности внесения ложных данных в архивные документы и неофициальных (посреднических) услуг по ускоренному получению архивных документов.

Коррупционные возможности в центральном аппарате ГРС касаются в основном нарушения требований законодательства о госзакупках, назначения на должности в нарушение законодательства КР и неоптимизированной структуры центрального аппарата ГРС.

Кроме того, изучена деятельность ОАО «Кыргызская агропродовольственная корпорация», согласно рекомендациям АКС, Правительством КР принято решение о ликвидации данного общества. По итогам анализа коррупционных рисков в таможенных органах и внешнеэкономическом секторе выявлено 7 основных механизмов коррупционных проявлений в ГТС при Правительстве КР, материалы по которым переданы в экспертную группу Совета обороны для изучения и выработки мер по их демонтажу.

Также, создана экспертная группа по изучению коррупционных рисков в Министерстве транспорта и коммуникаций. Определены 7 основных зон коррупционной деятельности, по которым начаты соответствующие исследования. В целях анализа состояния коррупциогенной ситуации в ведомстве, а также определения зоны рисков при использовании бюджетных средств направлены запросы в правоохранительные органы и Счетную палату КР.

Аналогичная работа проведена в Министерстве юстиции, Министерстве экономики, НБКР, ФУГИ и др. По выявленным коррупционным зонам и схемам для Рабочей группы Совета обороны проведено 16 презентаций (ДПС МВД, Госгеология, Минэнерго, Минфин, ОАО «Кыргызалтын», Минсельхоз, Минздрав, Минобразование, ФУГИ, Госфиннадзор, Минобороны, ГПС КР, Госкомиссия по делам религии, ОАО «КАК»). Следует отметить, что на основании заключения экспертной группы ОАО «КАК» по решению Правительства ликвидировано.

Разработанный проект «Правительственного плана мероприятий по снижению и предупреждению коррупционных проявлений в энергетике, недропользовании, при трансформации и выделении земель, продаже земельных участков, при распределении гуманитарной помощи государственными органами на 2013-2014 годы» Межведомственной рабочей группой, образованной распоряжением Премьер-министра КР от 21 января 2013 года № 13 до конца 2014 года оставался не принятым.

Выявленные коррупционные схемы были широко освещены в СМИ. Обеспечена прозрачность и гласность проводимых мероприятий.

По выявлению и устранению коррупционных схем в государственных органах образованы вспомогательные институты по предупреждению коррупционных проявлений в виде специализированных комиссий или подразделений. Вместе с тем, исходя из анализа предоставленных отчетов, следует отметить низкую эффективность деятельности данных институтов.

Ожидаемые результаты на предстоящий период. С учетом наработанной практики провести корректировку намеченных мероприятий по выявлению и демонтажу коррупционных схем во всех государственных органах КР. Продолжить широкое освещение итогов деятельности по предпринимаемым мерам и выявленных коррупционным схемам. Провести анализ и оценку результативности итогов работы специализированных антикоррупционных комиссий, подразделений, а также реагирования государственных органов по реализации выработанных рекомендаций, направленных на борьбу с коррупционными правонарушениями. Систематизировать процесс выявления в государственных органах и органах местного самоуправления коррупционных рисков, схем, факторов и условий, препятствующих успешной реализации принятых решений в области противодействия коррупции. Выработать рекомендации системного и организационного характера по разработке антикоррупционных моделей и внедрению эффективных методов борьбы с коррупцией в целом, а также в отдельно взятом государственном органе. Разработать и формализовать рекомендации по устранению факторов и условий, препятствующих успешной реализации принятых решений в области противодействия коррупции.

Статус. Выполнено. Осуществляемые мероприятия носят системный характер и должны проводиться на постоянной основе. Вместе с тем, на престоящий период со стороны государственных органов деятельность по выявлению и устранению коррупционных схем должна быть обновлена и продолжена.

Причины неисполнения или задержки в исполнении. Предоставленные отчеты отдельных государственных органов показывают слабое участие и заинтересованность со стороны руководителей государственных органов (отчеты не соответствуют указанным мероприятиям, отмечается только «намерения» по их реализации). Отсутствие координации, опыта и методик по осуществлению подобных мероприятий, а также неподготовленность специалистов на уровне государственной службы делало декларативным деятельность государственных органов в данном направлении. Отмечается слабое взаимодействие с институтами гражданского общества, закрытость в освещении ведомственной информации.

Рекомендации. С учетом наработанной практики до конца текущего года предстоит разработать и внедрить типологии по выявлению коррупционных схем в государственных органах и курируемых отраслях, исходя их накопленного опыта и материалов Рабочей группы Совета обороны Кыргызской Республики.

Внутри государственных органов предлагается выделять независимые структуры, осуществляющие контроль за деятельностью государственных служащих и ответственных за выявление коррупционных проявлений. Построить всю работу государственного механизма на принципах прозрачности, подотчетности обществу, ответственности перед ним, на основе господства права.

Предусмотреть ответственность уполномоченных лиц государственных органов по контролю над исполнением решений и иных мер, направленных на выявление и устранение коррупционных схем и рисков. Формализовать формы и механизмы взаимодействия с экспертным и гражданским сообществом.

Определить основные направления и приоритеты по устранению коренных причин коррупции, последовательность и пути снижения уровня коррупции.

Разработать и внедрить внутренние механизмы самоочищения, ограничений противодействия коррупции, взаимодействия с гражданским обществом, которые должны быть встраиваться в повседневную работу государственных органов и регулярно выполняться.

Запустить внутреннюю программу профилактики (превенции) коррупции. Ввести и определить процедуры осуществления общественного контроля за деятельностью государственных органов, обеспечения прозрачности принимаемых решений, а также в целом обеспечить открытость деятельности органа, включая сферы распределения бюджетных средств и осуществления закупок продукции для государственных и муниципальных нужд.

Предстоит выстроить систему выявления и оценки коррупционных рисков, на которых будет базироваться система определения коррупционных схем и экспертиза (инвентаризация) нормативных правовых актов.

Определить перечень необходимых мероприятий переходящих на 2015-2017 годы.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница