Отчет генерального директора о ходе реализации повестки дня в области развития подготовлен Секретариатом



страница1/8
Дата05.08.2016
Размер1.16 Mb.
ТипОтчет
  1   2   3   4   5   6   7   8







R

CDIP/11/2

ОРИГИНАЛ: АНГЛИЙСКИЙ

ДАТА: 5 МАРТА 2013 Г.



Комитет по развитию и интеллектуальной собственности (КРИС)

Одиннадцатая сессия

Женева, 13 – 17 мая 2013 г.

ОТЧЕТ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПОВЕСТКИ ДНЯ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ




подготовлен Секретариатом
1 Настоящий документ содержит отчет Генерального директора о ходе реализации Повестки дня в области развития за 2012 г.

2 Настоящий отчет является четвертым ежегодным отчетом, представленным Комитету Генеральным директором. Отчет призван дать высококачественный общий обзор и оценку проделанной ВОИС работы по реализации Повестки дня в области развития. Он призван определить, какой вклад в реализацию Повестки дня в области развития вносит разнообразная деятельность Организации и каким изменениям подвергается эта деятельность для интеграции принципов и рекомендаций, изложенных в Повестке дня в области развития.


3 Отчет представлен в двух частях с приложениями. В части I дается обзор ключевых моментов, касающихся реализации Повестки дня в области развития и ее интеграции в (i) регулярную программную деятельность и (ii) работу различных органов ВОИС. Часть II посвящена основным событиям, которые имели место в ходе реализации проектов, осуществляемых в рамках Повестки дня в области развития. В Приложении I к документу дается общий обзор состояния дел с выполнением рекомендаций Повестки дня в области развития, а в Приложении II – обзор одобренных Комитетом проектов в рамках Повестки дня в области развития1.

ЧАСТЬ I: ИНТЕГРАЦИЯ ПОВЕСТКИ ДНЯ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ

Интеграция Повестки дня в области развития в программную деятельность ВОИС

4 На протяжении 2012 г. ВОИС в своей деятельности по-прежнему уделяла основное внимание эффективной реализации Повестки дня в области развития, как отражено в утвержденных Программе и Бюджете на двухлетний период 2012-2013 гг.2


5 Региональные бюро Сектора развития ВОИС провели подробные консультации с государствами-членами с целью составления страновых планов. Для ввода в действие интегрированного и всестороннего механизма по оказанию помощи в целях развития эти планы были окончательно разработаны по ряду стран каждого региона. Страновые планы служат в качестве отправной точки для дальнейших консультаций с государствами-членами и обеспечивают более высокий уровень транспарентности и горизонтальной координации при оказании ВОИС технической помощи.
6 В своей деятельности Академия ВОИС руководствовалась принципами Повестки дня в области развития. Так, в конце 2012 г. впервые был опубликован Комплексный обзор программ Академии ВОИС в области образования и профессиональной подготовки, в котором ясно и четко представлено содержание всех обучающих программ Академии ВОИС с перечислением их партнеров, а также широкий и все более расширяющийся спектр предложений в рамках таких программ, как Программа профессиональной подготовки, Программа дистанционного обучения, Программа для образовательных учреждений, Программа обучения руководящих работников и Программа проведения летних школ ВОИС. Кроме того, при консультативном участии штатных экспертов, представителей научных кругов и национальных органов в рамках Программы дистанционного обучения были разработаны специальные модули, посвященные Повестке дня в области развития. Вопросы, касающиеся Повестки дня в области развития, официально вошли в общий курс «ИС», изложенный на четырех языках, а также в четыре курса дополнительного обучения на шести языках. Руководители обучения в пределах своей компетенции содействуют изучению текущих вопросов в области ИС и развития и их обсуждению в рамках дискуссионных занятий по программе курса дополнительного обучения. Учащимся магистратуры предлагается представить письменные работы на тему «Содействие достижению справедливого баланса между ИС и интересами общества в развивающихся и наименее развитых странах (НРС)». Помимо этого, при консультативном участии представителей научных кругов, выпускников и штатных экспертов были включены темы, посвященные вопросам ИС и развития. Некоторые курсы Программы профессиональной подготовки специально разработаны с целью укрепления потенциала участников в области разработки конкретных национальных проектов, касающихся вопросов ИС и развития. За последние несколько лет учебные курсы в рамках предлагаемых Академией ВОИС программ подверглись изменениям с целью включения в них такого аспекта, как Повестка дня в области развития, с учетом особенностей каждого курса. Содержание учебных курсов подлежит регулярной оценке и изменениям с использованием более эффективных методик с учетом конкретных потребностей развивающихся стран и НРС.
7 Вся деятельность ВОИС в сфере инноваций по-прежнему была направлена на поддержку развивающихся и наименее развитых стран в создании инновационных технологий, процессов и организаций, а также владении ими и их успешном использовании, что в конечном итоге должно содействовать их культурному, социальному и экономическому развитию и предоставить этим странам возможность партнерского взаимодействия по вопросам ИС, в том числе с развитыми странами. В этой связи ВОИС не прекращает усилий по разработке и предоставлению развивающимся странам и их соответствующим учреждениям специальных материалов в сфере ИС (руководств и учебных пособий, в частности, «Составление заявок на патенты», «Управление ПИС для университетов и государственных научно-исследовательских учреждений», «Практическое руководство по оценке ИС для образовательных учреждений», сборников типовых соглашений о передаче технологий, публикаций для МСП и т.д.), а также программ в сфере укрепления потенциала и специально разработанных проектов (в частности, проект «Сеть НИОКР: стратегия для научно-исследовательских учреждений»).
8 Служба патентной информации ВОИС для развивающихся стран (WPIS) оказывала услуги учреждениям ИС и малым и средним предприятиям (МСП), в частности, в рамках ее регулярной деятельности, направленной на содействие в реализации Рекомендаций 1, 2, 4, 10 и 11 Повестки дня в области развития. По просьбе пользователей Служба осуществляла функции координатора в предоставлении самых современных отчетов о поиске для государственных учреждений и МСП в развивающихся странах. Деятельность WPIS ведется в дополнение к тем услугам, которые предоставляются посредством Центров поддержки технических инноваций (ЦПТИ), поскольку Служба представляет отчеты о поиске патентной информации в странах, где ЦПТИ еще не функционируют или проведение поиска требует специальных экспертных знаний или доступа к ресурсам, которыми персонал ЦПТИ не располагает. Отчеты о поиске подготавливаются главным образом экспертами различных патентных ведомств – доноров, каждое из которых взяло на себя обязательство предоставить ВОИС определенное число отчетов на безвозмездной основе. Предоставляя такой опосредованный доступ к технологиям, WPIS также реагирует на потребности МСП и учреждений в развивающихся странах (Рекомендация 4), использует финансовые взносы доноров и содействует использованию ИС (Рекомендация 2).
9 Платформа ВОИС «Re:Search» обеспечила дальнейшее достижение целей Повестки дня в области развития путем создания благоприятных условий для того, чтобы учреждения развитых стран использовали ИС совместно с учреждениями развивающихся стран, а также в целом путем совершенствования доступа к ИС и знаниям посредством базы данных «Re:Search». Помимо этого, в результате проведения в рамках программы «Re:Search» ежегодного семинара «Знакомство и партнерство», который состоялся в октябре, учреждения развитых стран посетили ученые из развивающихся стран, что способствовало сотрудничеству и взаимообмену, и, следовательно, деятельности по укреплению потенциала развивающихся и наименее развитых стран. Кроме того, эта база данных предоставляет облегченный доступ к знаниям и технологиям для развивающихся стран и НРС с целью содействия творчеству и инновациям, а также для укрепления текущей деятельности такого рода в рамках ВОИС. База данных является примером сотрудничества ВОИС с другими МПО в области консультационных услуг по вопросам получения доступа к связанной с ИС информации о технологиях и использования такой информации, особенно в сферах, представляющих особый интерес для сторон, которые обратились с соответствующей просьбой. В целом база данных «Re:Search» представляет собой новую инициативу, осуществляемую ВОИС для содействия передаче технологий развивающимся странам.
10 На протяжении года Организация продолжала оказывать развивающимся и наименее развитым странам помощь в разработке законодательства. Такие консультационные услуги являлись ориентированными на развитие, сбалансированными и подготовленными специально в ответ на конкретные запросы государств-членов в соответствии с принципами Повестки дня в области развития и с учетом гибких возможностей, применимых к странам, уровень развития которых неодинаков. Эти услуги включали также помощь в выполнении международных обязательств на национальном уровне, в частности, обязательств, возникающих в связи с Соглашением ТРИПС и различными договорами, административные функции которых выполняет ВОИС, в том числе недавно заключенным Пекинским договором по аудиовизуальным исполнениям. В своей деятельности по оказании этих услуг Секретариат ВОИС придерживался принципа нейтралитета и соблюдал конфиденциальность.
11 В Повестке дня в области развития (Рекомендации 16 и 20) подчеркивается важность сохранения устойчивого общественного достояния, особенно в контексте нормативных процессов ВОИС. В ходе восьмой сессии КРИС Комитет обсудил необходимость повышения доступности общественного достояния, особенно посредством сотрудничества с учреждениями, занимающимися сохранением культурного наследия, а также с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). В контексте этой просьбы Секретариат ВОИС принял участие в конференции ЮНЕСКО «Память мира в цифровую эпоху: оцифровывание и сохранение», которая проходила в сентябре 2012 г. в Ванкувере, Канада. По просьбе ЮНЕСКО ВОИС оказала помощь в организации двух мероприятий, посвященных вопросам ИС в связи с оцифровыванием и хранением информации в цифровом формате, а также одного мероприятия, посвященного охране ТЗ и ТВК. В соответствии с просьбой КРИС Секретариат использовал эти понятия общественного достояния и ТЗ и ТВК отдельно друг от друга.

12 В контексте Повестки дня в области развития (Рекомендация 22) и деятельности Секретариата ВОИС в отношении Целей развития тысячелетия (ЦРТ) на девятой и десятой сессиях КРИС государства-члены высказали пожелание и далее получать информацию о вкладе ВОИС в достижение ЦРТ и участии Организации в межучрежденческих процессах, касающихся Рамочной программы в области развития после 2015 года.3 Они обратились к Секретариату с просьбой сделать все необходимое для участия в Целевой группе по устранению пробелов в деятельности, направленной на достижение ЦРТ, а также в Межучрежденческой группе экспертов в области показателей ЦРТ (IAEG). ВОИС выполнила эту просьбу и присоединилась к Целевой группе по устранению пробелов в деятельности, направленной на достижение ЦРТ, приняв участие в совещании Группы 7 февраля 2013 г., на котором, в частности, ВОИС участвовала в обсуждении вопроса, касающегося доступа к жизненно важным и недорогим лекарствам и охраны прав ИС. Секретариат будет и далее принимать активное участие в работе Целевой группы по устранению пробелов в деятельности, направленной на достижение ЦРТ, и вносить соответствующий вклад в деятельность Группы. В настоящее время ВОИС является также организацией – наблюдателем при Целевой группе по ЦРТ в рамках ГООНВР.


13 На протяжении 2012 г. ВОИС прилагала непрерывные усилия, направленные на более активное участие в деятельности Организации Объединенных Наций (ООН) и эффективное выполнение своей роли в качестве специализированного учреждения системы ООН в соответствии с требованиями, изложенными в Повестке дня в области развития (Рекомендации 30 и 40). Помимо долгосрочного сотрудничества с такими партнерскими организациями, как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Всемирная торговая организация (ВТО), ВОИС расширяет сферу сотрудничества и с другими учреждениями системы ООН и межправительственными организациями, принимая участие во всех актуальных конференциях, процессах и инициативах в рамках ООН. В качестве примера следует отметить, что в 2012 г. Секретариат ВОИС принял участие в таких мероприятиях, как: начало межучрежденческого процесса в рамках ООН, касающегося Рамочной программы в области развития после 2015 года; Конференция ООН по устойчивому развитию («Рио+20»); подготовительные мероприятия по проведению в 2013 г. основной сессии Экономического и социального совета Организации Объединенных Наций (ЭКОСОС); Конференция сторон (КОС 18) Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИКООН) в Дохе и совещания Исполнительного Комитета РКИК по вопросам технологии; Форум всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВИО) и Форум по вопросам управления Интернетом.

 

Ниже перечислены основные моменты, касающиеся сотрудничества ВОИС с другими межправительственными организациями (МПО):


(a) в сентябре 2012 г. ВОИС стала членом следующих рабочих групп, учрежденных при учрежденной Генеральным секретарем целевой группе системы Организации Объединенных Наций по программе действий Организации Объединенных Наций в области развития на период после 2015 года (ЦГООН):


  1. Группы по вопросам технической поддержки целей устойчивого развития (ЦУР);




  1. Рабочей группы по вопросам глобального партнерства; и




  1. Рабочей группы по вопросам контроля и показателей.

Особый интерес представляет деятельность Рабочей группы по вопросам глобального партнерства в целях развития, которая сосредоточена на уроках, извлеченных из ЦРТ 8, а также ряде конкретных тем, касающихся дальнейшего развития партнерских отношений в рамках программы действий Организации Объединенных Наций в области развития на период после 2015 года. ВОИС и Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) выступили в качестве ведущих авторов совместного тематического обзорного доклада «Наука, техника и инновации для устойчивого развития в рамках глобального партнерства в целях развития на период после 2015 года» (подготовленного при участии Международного союза электросвязи (МСЭ), Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ), Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП), ЮНЕСКО, РКИКООН, Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и Всемирной метеорологической организации (ВМО)).4 Все тематические обзорные доклады, подготовленные Рабочей группой, будут отражены в отчете, который будет опубликован в марте 2013 г.;


(b) Конференция ООН по устойчивому развитию («Рио+20») стала одним из наиболее важных событий 2012 г. ВОИС участвовала как в подготовительных совещаниях Комитета, на которых она присутствовала в качестве наблюдателя от ООН, так и в собственно Конференции. Роль Секретариата ВОИС состояла в том, чтобы оказывать поддержку в этом процессе в ответ на соответствующую просьбу государств-членов или Секретариата Конференции, Бюро или других партнерских организаций системы ООН, а также по их просьбе предоставлять информацию по вопросам ИС. В Рио ВОИС совместно с НИПС Бразилии организовала справочное бюро для содействия в распространении информации о таких проектах ВОИС, как «WIPO Green», отчеты о патентных ландшафтах, проекты КРИС в отношении ЦПТИ, а также о Повестке дня в области развития. Все перечисленные инициативы были направлены на разъяснение сути ИС и ее взаимосвязи с устойчивым развитием, а также на распространении информации о деятельности ВОИС в этой области. На конференции «Рио +20» ВОИС и НИПС Бразилии организовали параллельное мероприятие на тему: «Зеленые инновации и технологии: практические решения»;  
(c ) одной из ключевых тем, которая получила обсуждение на конференции «Рио +20» и которая фигурирует в Повестке дня в области развития, является тема передачи технологий. Секретариат ВОИС представил материалы для доклада Генерального секретаря на 67-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, где основное внимание уделяется практическим средствам, обеспечивающим передачу технологий. В последующие несколько лет Секретариат ВОИС будет продолжать усилия по развитию отношений с Секретариатом ООН и стремиться к тому, чтобы в качестве координатора по вопросам ИС в системе ООН выступала ВОИС; 
(d) инновации и передача технологий имеют решающее значение также для смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним. Роль прав ИС в этой связи была часто обсуждаемой темой Конференции сторон (КОС) РКИК, в работе которой ВОИС участвовала в качестве наблюдателя. На протяжении последних нескольких лет Секретариат ВОИС выступает в качестве ведущего организатора параллельных мероприятий в рамках системы ООН, посвященных вопросам передачи технологий, которые проводятся в кулуарах совещаний КОС, в том числе последней КОС 18 в Дохе. Эта деятельность осуществляется под эгидой Рабочей группы по вопросам изменения климата, которая входит в Комитет высокого уровня по программам Координационного совета руководителей системы Организации Объединенных Наций;
(e) на протяжении 2012 г. Секретариат ВОИС в соответствии с Повесткой дня в области развития (Рекомендация 24) принимал действенное участие в работе Форума всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВИО). На церемонии открытия заседания ВВИО в мае 2012 г. Генеральный директор обратился к участникам со вступительным словом, в котором четко отражены принципы, заложенные в основу ряда рекомендаций Повестки дня в области развития, в частности, Рекомендаций 10 и 27. Ниже приведены основные мысли, прозвучавшие в этом вступительном слове:


  1. система ИС является механизмом, который обеспечивает баланс и учет всех интересов участников процесса инноваций и творчества: с одной стороны, прав авторов и изобретателей (путем стимулирования творчества и предоставления достойного вознаграждения авторам), а с другой – целей в области общественных интересов (путем распространения культуры и контента и обеспечения доступа к ним общества);




  1. ИС играет ключевую роль в решении такой проблемы, как затраты на производство контента, который воспроизводится практически на бесплатной основе (например, в цифровой среде);




  1. информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) предоставляют колоссальную возможность демократизации знаний – вероятно, самой масштабной со времени изобретения печатного станка; и




  1. на систему ИС и ВОИС возложена важнейшая задача: оказание поддержки государствам-членам в производстве контента (с тем, чтобы они стали «богатыми» благодаря наличию контента), а также в том, чтобы они стали богатыми и благодаря распространению контента, т.е. в стимулировании их участия в рыночных процессах в качестве распространителей контента, что позволит им извлекать выгоды из их контента;

(f) принимая во внимание Повестку дня в области развития (Рекомендацию 30), а также признание в качестве одного из прав человека права на доступ к воде и санитарии5, с 2011 г. Секретариат ВОИС совместно с Международным агентством по возобновляемым источникам энергии (IRENA) и Всемирным институтом водных ресурсов, окружающей среды и здравоохранения (GIWEH) работает над составлением двух отчетов о патентном ландшафте в области водопользования: «Отчет о патентном ландшафте в сфере опреснительных технологий и использования альтернативных источников энергии для опреснения воды» и «Отчет о патентном ландшафте в сфере мембранной фильтрации и обработки воды ультрафиолетовым облучением». По случаю Всемирного дня воды в 2012 г. Секретариат ВОИС совместно с IRENA и GIWEH организовал семинар на тему «Роль патентной информации в обеспечении устойчивого доступа к безопасной питьевой воде». Сотрудничество ВОИС в сфере водопользования вносит вклад в повышение осведомленности общественности о том, какое значение может иметь патентная информация для решения проблем, связанных с использованием водных ресурсов; 


(g) в Повестке дня в области развития особое внимание уделено поддержке малых и средних предприятий (МСП) и предпринимательской деятельности (Рекомендация 4), а также укреплению национального потенциала в области охраны национальных произведений, инноваций и изобретений (Рекомендация 11). Всемирная неделя предпринимательства (ВНП) проводится в честь новаторов и создателей рабочих мест, которые вводят в действие новые предприятия, таким образом претворяя в жизнь идеи, выступая в качестве движущей силы экономического прогресса и роста благосостояния населения. В соответствии с Повесткой дня в области развития (Рекомендация 40) ВОИС организовала проведение ВНП в 2012 г. совместно с ЮНКТАД, Учебным и научно-исследовательским институтом Организации Объединенных Наций (ЮНИТАР), МОТ, Международным торговым центром (МТЦ), Женевским университетом (UNIGE/UNITEC) и Женевским департаментом экономического развития. Участие ВОИС происходило главным образом в области содействия предпринимательству и проведения мероприятий, направленных на укрепление потенциала в сфере ИС и патентной информации.
14 Важнейшей задачей остается обеспечение участия в работе ВОИС гражданского общества (Рекомендация 42). В 2012 г. ВОИС продолжила усилия по привлечению к своей деятельности участников из числа НПО. В апреле 2012 г. Генеральный директор провел первое ежегодное открытое совещание со всеми аккредитованными НПО, что предоставило возможность обсудить с Генеральным директором приоритетные направления и цели деятельности ВОИС в 2012 г., а также вопросы, касающиеся международной системы интеллектуальной собственности. На веб-сайте ВОИС была размещена видеозапись этого мероприятия с целью охвата максимально широкой аудитории. Совещание проводилось на основе других инициатив, в частности, брифингов для НПО, и продемонстрировало большое значение, которое ВОИС придает участию гражданского общества в ее деятельности.
15 Секретариат ВОИС по просьбе государств-членов продолжал деятельность по выполнению рабочей программы, касающейся гибких возможностей, заложенных в систему ИС. По теме гибких возможностей в патентной области Секретариат ВОИС представил КРИС документы6, в которых приведена детальная информация о ходе отражения в национальных нормативных базах десяти гибких возможностей в патентной области, а именно: принудительных лицензий и их использования в правительственном секторе, исчерпания прав, изъятий в интересах научно-исследовательских организаций, исключений, необходимых при анализе нормативных актов, полезных моделей, переходных периодах, патентоспособности веществ, встречающихся в природе, гибких возможностей, касающихся раскрытия, систем проведения экспертизы по существу, и борьбе ведомств ИС, в силу их должности, с ограничениями свободной конкуренции при заключении контрактов. На десятой сессии КРИС Комитет также приступил к рассмотрению документа (CDIP/10/11), содержащего информацию по четырем темам, которые могут быть раскрыты в будущем документе, посвященном гибким возможностям в патентной области: объем исключений из сферы патентования растений, патентоспособность изобретений, связанных с программным обеспечением, или их исключение из сферы патентования, уголовные санкции в защите патентных прав (Статья 61 ТРИПС) и меры в связи с обеспечением национальной безопасности.
16 ВОИС также продолжает осуществлять ряд одобренных государствами-членами мероприятий, призванных повысить уровень осведомленности о возможностях практического применения гибких возможностей на национальном уровне. В этом контексте продолжалась работа по модернизации веб-сайта7, где представлены ресурсы по деятельности в сфере применения гибких возможностей, которая осуществляется силами ВОИС, а также соответствующие ресурсы, которыми располагают другие международные межправительственные организации. Веб-сайт предоставляет в распоряжение пользователей базу данных, позволяющую пользователям вести поиск информации о ходе отражения гибких возможностей ИС в национальных законодательствах. На своей десятой сессии Комитет принял решение о том, чтобы временно включать лишь данные по гибким возможностям в патентной сфере, как изложено в документе CDIP/5/4. Комитет пришел к согласию в отношении параметров будущей базы данных, которая будет создана с целью обмена информацией, представленной государствами-членами, в частности, тематическими исследованиями и материалами судебных дел.
17 Для всех сотрудников Организации, вне зависимости от условий и сроков их контрактов, был начат обязательный инструктаж по вопросам соблюдения этических норм и профессиональной честности. В 2012 г. в программе приняло участие более трехсот сотрудников. Остальные сотрудники пройдут инструктаж в 2013 г. Инструктаж включал разъяснение по таким темам, как подотчетность, урегулирование конфликтов интересов, содействие распространению в рабочей среде норм вежливости, примат насущных интересов Организации при осуществлении рабочих обязанностей, независимость и верность принципам Организации. Кроме того, Секретариат ВОИС опубликовал Принципы защиты сотрудников, сообщающих о нарушениях в Организации (ПЗС), которые применяются ко всем сотрудникам вне зависимости от условий или срока действия их контрактов. В этих Принципах признается обязанность всех сотрудников сообщать об обоснованных опасениях в связи с нарушениями, а также приверженность Организации обеспечению защиты сотрудников, сообщивших о нарушениях, и всех сотрудников, участвующих в деятельности в рамках осуществления надзора, как определено в ПЗС. В ходе принятия новых Положений и правил о персонале Организации, которые вступили в действие с 1 января 2013 г., государства-члены официально включили в нормативную базу Организации нормы поведения международных гражданских служащих, принятые Комиссией по международной гражданской службе (КМГС).
18 В 2012 г. была начата интеграция проектов в рамках Повестки дня в области развития, которые были завершены и по которым были представлены отчеты. В этой связи:


  1. возможности, заложенные в Базу данных по технической помощи в области ИС (IP–TAD)8, активно использовались в самых разных целях (включая составление ежегодных отчетов, получения конкретной информации о деятельности в области оказания технической помощи по регионам, а также связанным с ИС темам для специфических целей), а также для составления поименного перечня консультантов, привлеченных ВОИС для работы в тех или иных сферах ИС. Кроме того, проводилось регулярное обновление Перечня консультантов в сфере ИС (IP-ROC9), который использовался для определения консультантов для выполнения тех или иных задач, связанных с ИС, и работы в разных сферах ИС. Эта база данных также использовалась при планировании деятельности по оказанию технической помощи в определенных странах или регионах для выявления специалистов в различных областях ИС, их языковых навыков, знаний и мест проживания;




  1. в отношении базы данных для поиска партнеров в сфере ИС и развития (IP-DMD)10 ВОИС приступила к определению координационных центров в государствах-членах, которые будут содействовать популяризации и наращиванию потенциала для использования базы данных, а также завязыванию партнерских отношений с донорами. В этой связи был опубликован разъяснительный буклет, который был составлен на нескольких языках для информирования государств-членов о начале работы базы данных IP–DMD;




  1. Организация мобилизовала деятельность по оказанию технической помощи ведомствам ИС в развивающихся странах и НРС с целью усовершенствования их деловых систем на основе ИКТ, ответственных за получение прав ИС, административное управление ими, их изучение, регистрацию и публикацию. В настоящее время шестьдесят два ведомства ИС пользуются системами, которые в рамках этой программы предоставила и обеспечила ВОИС, при этом за 2012 г. эта деятельность осуществлялась в 54 странах всех регионов мира;




  1. была создана группа из числа национальных и международных экспертов, которая стала ценным ресурсом, позволяющим оказывать помощь другим потенциально заинтересованным странам в формулировании стратегии в области ИС;




  1. в сфере ИС и конкурентной политики Секретариат ВОИС подготовил исследование на тему «Отказ от лицензирования прав ИС – сравнительный анализ возможных подходов», который был рассмотрен экспертами – должностными лицами правительств ряда государств-членов. Кроме того, было поручено проведение исследования такой темы, как влияние практики приобретения и использования патентов на сферу производства смартфонов, которое было подготовлено Центром по вопросам права и информационной политики (CLIP) факультета правоведения Университета Фордхэм. Помимо этого, в ряде стран были проведены семинары и практикумы для сотрудников национальных ведомств ИС и конкурентных органов, а в некоторых случаях в них также приняли участие местные судьи и практикующие юристы.



Интеграция вопросов Повестки дня в области развития в работу других Органов ВОИС

19 В документе, посвященном механизмам координации и процедурам мониторинга, оценки и представления отчетности («Координационном механизме»), утвержденном Генеральной Ассамблеей ВОИС на ее тридцать девятой сессии, предусмотрено, что «соответствующие органы ВОИС включают в свои ежегодные отчеты Ассамблеям описание своего вклада в реализацию соответствующих Рекомендаций Повестки дня в области развития». Второй отчет такого рода был представлен на сорок первой сессии Геренальной Ассамблеи в 2012 г. Генеральная Ассамблея приняла соответствующие пункты вышеуказанных отчетов к сведению и передала их Комитету для рассмотрения на его десятой сессии11.


20 При осуществлении своих обязанностей в отношении органов ВОИС Секретариат стремится строго придерживаться соответствующих рекомендаций ПДР, особенно рекомендаций, которые содержатся в кластере В. На протяжении года Секретариат, соблюдая нейтралитет, содействовал процессу переговоров среди государств-членов. Эти процессы всегда носили всеохватывающий характер и проходили на основе подхода, предполагающего участие широкого круга заинтересованных сторон. Нормотворческая деятельность осуществлялась на всесторонней основе и была ориентирована на потребности участников с учетом разного уровня развития и гибких возможностей, заложенных в международные соглашения в области ИС. Кроме того, нормотворческой деятельности предшествовал ряд неофициальных открытых и сбалансированных консультаций, к участию в которых также привлекались эксперты из развивающихся стран и НРС.
21 Ниже приведено резюме событий, которые произошли в рамках различных органов ВОИС в 2012 г., и их вклада в реализацию Повестки дня в области развития.

Межправительственный комитет по интеллектуальной собственности, генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору (МКГР)

22 Межправительственный комитет по интеллектуальной собственности, генетическим ресурсам, традиционным знаниям и фольклору (МКГР) провел свою двадцатую сессию 14 - 22 февраля 2012 г., двадцать первую сессию – 16 - 20 апреля 2012 г., и двадцать вторую сессию – 9 - 13 июля 2012 г. МКГР сосредоточил усилия на обсуждении, сведении воедино и оптимизации проектов текстов по генетическим ресурсам (ГР), традиционным знаниям (ТЗ) и традиционным выражениям культуры (ТВК). В октябре 2012 г. Генеральная Ассамблея согласилась продолжить переговоры и деятельность в духе добросовестности с обеспечением надлежащего числа участников с целью завершения работы над текстом (текстами) международного правового документа (документов), который обеспечит эффективную охрану ГР, ТЗ и ТВК и который будет представлен Генеральной Ассамблее в 2013 г. Было также достигнуто согласие в отношении программы работы МКГР на 2013 г.12


23 Завершение переговоров в рамках МКГР предусмотрено Повесткой дня в области развития (Рекомендация 18), которая содержит настоятельный призыв к Комитету «ускорить процесс установления охраны генетических ресурсов, традиционных знаний и фольклора, без предпочтения какого-либо конкретного результата, включая возможную разработку международного документа или документов». В своей работе МКГР также руководствуется Рекомендациями 12, 14, 15, 16, 17, 20, 21, 22, 40 и 42. Нормотворческая деятельность ориентирована на государства-члены и автоматически обеспечивает всесторонний охват участников процесса, в котором учитываются интересы и приоритеты всех государств-членов, а также мнения других заинтересованных сторон, в том числе аккредитованных межправительственных организаций (МПО) и неправительственных организаций (НПО) (Рекомендации 15 и 42). Нормотворческий процесс в рамках МКГР осуществляется с надлежащим учетом границ, роли и специфики сферы общественного достояния (Рекомендации 16 и 20), а также с учетом гибких возможностей, заложенных в международные соглашения в сфере ИС (в соответствии с рекомендациями ПДР 12, 14 и 17). Переговоры в рамках МКГР основаны на открытых и сбалансированных консультациях (Рекомендация 21) и осуществляются в поддержку целей развития ООН (Рекомендация 22). Работа МКГР по-прежнему вносит вклад в интеграцию аспекта развития в деятельность ВОИС.


Постоянный комитет по патентному праву (ПКПП)

24 Постоянный комитет по патентному праву (ПКПП) провел свою восемнадцатую сессию 21-25 мая 2012 г., на которой были рассмотрены следующие вопросы: i) исключения из патентных прав и ограничения таковых; (ii) качество патентов, включая системы возражения; (iii) патенты и здравоохранение; (iv) передача технологии, и (v) конфиденциальность переписки между патентными поверенными и их клиентами. По теме «Исключения из патентных прав и ограничения таковых» Секретариат ВОИС представил обзор13 на основе 72 ответов на вопросник, которые были получены от государств-членов. В отношении качества патентов ПКПП провел обсуждение ряда предложений, высказанных делегациями, а по вопросу о системах подачи возражения Секретариат представил пересмотренный вариант исследования, включающего другие виды механизмов административного аннулирования или анализа14.


25 ПКПП также рассмотрел вопрос патентов и здравоохранения, в связи с чем Комитет провел обсуждения предложений, представленных Африканской группой и Группой Повестки дня в области развития, а также делегацией Соединенных Штатов Америки. Кроме того, Секретариат подготовил документ15, в котором перечислены проекты и виды деятельности в области патентов и здравоохранения в рамках ВОИС, ВТО и ВОЗ с указанием стадии реализации и конечных результатов. Что касается вопроса передачи технологий, обсуждения проходили на основе двух подготовленных Секретариатом документов: в первом документе16 содержится перечень различных видов деятельности, которые ВОИС осуществляет в сфере передачи технологий, а во втором17 приведены примеры того, какие стимулы и препятствия для передачи технологий могут относиться к патентной сфере, и изложен практический опыт в этой области.

Постоянный комитет по законодательству в области товарных знаков, промышленных образцов и географических указаний (ПКТЗ)

26 Постоянный комитет по законодательству в области товарных знаков, промышленных образцов и географических указаний (ПКТЗ) возобновил и завершил работу своей двадцать шестой сессии, которая состоялась 1 - 3 февраля 2012 г., провел двадцать седьмую сессию 18 - 21 сентября 2012 г., а двадцать восьмую сессию – 10 - 14 декабря 2012 г. По просьбе Комитета Секретариат подготовил исследование, содержащее анализ потенциальных преимущество, сложностей и затрат для членов ПКТЗ, особенно развивающихся стран, наименее развитых стран (НРС) и стран с переходной экономикой, которые сопряжены с применением проекта статей и правил в области законодательства и практики в сфере товарных знаков. В исследовании также содержится анализ наличия гибких возможностей в некоторых странах. Делегации отметили положительные стороны оценки воздействия деятельности по вводу стандартов в ВОИС в соответствии с Повесткой дня в области развития (Рекомендации 15 и 35).


27 Некоторые члены ПКТЗ особо отметили важность кластеров А (техническая помощь и укрепление потенциала) и В (нормотворческая деятельность) Повестки дня в области развития для работы в рамках ПКТЗ в сфере промышленных образцов. Ряд делегаций отметили положительные изменения, которые произошли в рамках ПКТЗ, поскольку нормотворческая деятельность осуществляется с возрастающим вниманием к различным уровням развития, учетом издержек и преимуществ, а также с соблюдением транспарентности и всестороннего охвата в соответствии с Повесткой дня в области развития (Рекомендации 1,2, 15 и 17). В частности, обсуждения, проходившие по вопросам законодательства в сфере промышленных образцов на двадцать шестой сессии ПКТЗ, продемонстрировали положительные изменения в этой связи.

Постоянный комитет по авторскому праву и смежным правам (ПКАП)


    28 Постоянный комитет по авторскому праву и смежным правам (ПКАП) провел двадцать четвертую и двадцать пятую сессии 16 – 25 июля 2012 г. и 19 – 23 ноября 2012 г. Кроме того, 17 – 19 октября 2012 г. в Женеве состоялось межсессионное совещании на тему «Ограничения и исключения в интересах лиц с нарушениями зрения/лиц с ограниченной способностью воспринимать печатную информацию». Помимо этого, 17 и 18 декабря 2012 г. было созвано заседание Подготовительного комитета Дипломатической конференции по заключению договора об облегченном доступе к опубликованным произведениям для лиц с нарушениями зрения и лиц с ограниченной способностью воспринимать печатную информацию.

    29 На протяжении 2012 г. Комитет участвовал в обсуждениях темы ограничений и исключений в интересах образовательных учреждений, библиотек и лиц с нарушениями, а также охраны прав организаций эфирного вещания. Было достигнуто согласие по поводу созыва Подготовительного комитета Дипломатической конференции по заключению договора об облегченном доступе к опубликованным произведениям для лиц с нарушениями зрения и лиц с ограниченной способностью воспринимать печатную информацию.


Консультативный комитет по защите прав (ККЗП)


    30 Консультативный комитет по защите прав (ККЗП) провел восьмую сессию 19 и 20 декабря 2012 г. Работа ККЗП сосредоточена на вопросах оказания технической помощи и сотрудничества с другими организациями и частным сектором в решении проблем контрафакции и нарушений авторского права. В своей работе Комитет придерживается принципов Повестки дня в области развития, в частности, Рекомендации 45, что нашло отражение в следующих пунктах рабочей программы: i) анализ различных видов нарушений и побудительных мотивов к нарушению ПИС с учетом социальных, экономических и технологических факторов, а также различных уровней развития; ii) проведение целевых исследований для выработки аналитических методов количественной оценки социальных, экономических и коммерческих последствий контрафакции и пиратства для общества с учетом многообразия экономических и социальных реалий, а также различий в уровнях развития, и iii) анализ различных усилий, альтернативных моделей и иных вариантов действий, которые могут считаться допустимыми в борьбе с контрафакцией и пиратством с учетом необходимости обеспечения социально-экономического благосостояния.


31 На своей восьмой сессии Комитет вновь подчеркнул руководящую роль Рекомендации 45 Повестки дня в области развития, высоко оценил положительный вклад ККЗП в обсуждение путей обеспечения уважения к ИС, и подтвердил свою приверженность и далее оказывать конструктивную поддержку этой деятельности. Делегации обсудили вклад ККЗП в выполнение соответствующих рекомендаций Повестки дня в области развития в соответствии с Координационным механизмом. Делегации признали прогресс, достигнутый в подготовке подробных сведений по каждому виду деятельности, включая сведения о месте проведения мероприятия, партнерских организациях, странах-участницах, краткое резюме целей деятельности и ссылку на веб-сайт, на котором размещена полная информация о программе. Делегации высказали рекомендацию о предоставлении более подробной информации, в частности, сведений о докладчиках и презентационных слайдов, и Секретариат выступил с заверением, что дополнительная информация будет представлена во всей полноте по мере возможности и при условии согласия соответствующих сторон18.



Рабочая группа по Договору о патентной кооперации

32 Рабочая группа по Договору о патентной кооперации (РСТ) провела пятую сессию 29 мая – 1 июня 2012 г. Рабочая группа приняла к сведению отчет Международного бюро о ходе выполнения рекомендаций, направленных на улучшение функционирования РСТ, в соответствии с рекомендациями Повестки дня в области развития, особенно рекомендациями, содержащимися в кластерах А и С, которые Рабочая группа одобрила на ее третьей сессии.19 Эти меры по улучшению будут осуществляться Секретариатом ВОИС, заявителями, Договаривающимися государствами и национальными ведомствами (действующими как в качестве национальных, так и международных органов) с целью обеспечить более эффективное функционирование системы РСТ в области обработки заявок на патенты и поддержки передачи технологий и оказания технической помощи развивающимся странам.


33 Рабочая группа приняла к сведению исследование, подготовленное Международным бюро по вопросам координации технической помощи и финансирования проектов оказания технической помощи развивающимся странам, предусмотренных Статьей 51 РСТ, а также данные по проектам оказания технической помощи, касающимся РСТ, за двухлетний период 2010-2011 гг.20 Рабочая группа также приняла к сведению содержание исследования, посвященного оценке функционирования системы РСТ с точки зрения реализации его цели по распространению технической информации и облегчения доступа к технологиям, а также организации технической помощи развивающимся странам.21



Каталог: edocs -> mdocs -> mdocs
mdocs -> Отчета документ подготовлен Секретариатом
mdocs -> Решение проблем интеллектуальной собственности посредством альтернативного урегулирования споров* подготовлено Томасом Д. Бартоном, профессором права и содиректором Центра креативных методов решения проблем; и Джеймсом М
mdocs -> Консультативный комитет по защите прав Девятая сессия Женева, 3-5 марта 2014 г
mdocs -> Оригинал: английский
mdocs -> Оригинал: английский
mdocs -> Wipo/IP/grtkf/bra/12/2 оригинал: английский
mdocs -> Первая ежегодная конференция по сотрудничеству Юг-Юг в вопросах интеллектуальной собственности (ИС) и развития Конференция
mdocs -> Комитет по развитию и интеллектуальной собственности (крис) Третья сессия


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница