Основные направления развития туризма в Республике Коми на период до 2020 года Введение: мировые и общероссийские тенденции развития туризма



страница1/3
Дата31.07.2016
Размер0.6 Mb.
  1   2   3


ПРИЛОЖЕНИЕ

к проекту

распоряжения

Правительства Республики Коми

от __ ______________ г. N _____

Основные направления развития туризма в Республике Коми

на период до 2020 года
Введение: мировые и общероссийские тенденции развития туризма
Туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей в мире. Согласно информации годового отчета Всемирной туристской организации (далее – UNWTO), несмотря на продолжающиеся экономические трудности в мире и геополитические изменения, в 2013 году результаты международного туризма были выше ожидаемого и выше долгосрочных прогнозов развития отрасли. Показатель числа обслуженных международных туристов, достигнув в 2012 году рекордного значения 1 млрд.человек и к концу года составив 1,035 млн.туристов, продолжил свой рост в 2013 году и увеличился на 5%. Количество международных туристов увеличилось на 52 млн. туристов, а общий объем международного турпотока составил 1,087 млн. туристов. При этом на страны Европейского Союза приходится 52% международного турпотока, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона – 23%, доля стран Америки составляет 15% и по 5% приходится на страны Африки и Среднего Востока. По темпам роста в 2013 году лидируют страны Азиатско-Тихоокеанского региона (+6%), Африки (+6%) и Европы (+5%). На уровне субрегионов мира по темпам роста в 2013 году лидируют Юго-Восточная Азия (+10%), Центральная и Восточная Европа (+7%), куда в соответствии с классификацией UNWTO входит и Российская Федерация, Южная и Средиземноморская Европа (+6%) и Северная Африка (+6%).

Российская Федерация сегодня занимает прочное положение на рынке международного туризма. По данным UNWTO, в Российской Федерации рост числа прибытий иностранных граждан в 2012 году составил 13%, и по этому показателю Россия вошла в десятку стран – лидеров. Доля России в общем объеме мирового турпотока в 2012 году составила 4,8%. Объем поступлений от туризма в 2012 году составил 10,759 млрд. долл. США. При этом граждане Российской Федерации по-прежнему формируют активный выездной туристский поток: в 2013 году Россия заняла пятую строку в списке крупнейших выездных рынков мира (43 млрд. долл. США).

Состав 10 самых популярных направлений выезда россиян остается неизменным последние 5 лет. Рейтинг по-прежнему возглавляет Турция (2516,1 тыс. туристских прибытий из России в 2012 году), однако динамика туристского потока из России в эту страну ухудшается с каждым годом: в 2010 году рост въездного туристского потока составил 20,5%, в 2011 году – 13,3%, а в 2012 году въезд в Турцию снизился на 6,2%. Основной причиной является рост цен и то, что это направление уже все меньше удивляет российских туристов новизной впечатлений. Сегодня Греция и Испания наиболее напряженно конкурируют между собой за туристский поток из России.

Традиционно вторым по популярности направлением среди российских туристов является Египет. По итогам 2012 года поток российских туристов в Египет составил 1906,6 тыс. поездок, что на 31,2% больше показателей 2011 года, когда в результате политических катаклизмов это направление потеряло 34% туристского потока из России. Однако возобновившиеся беспорядки в 2013 году значительно сокращают количество россиян, готовых поехать в эту страну на отдых. Потеря традиционного бюджетного направления отдыха россиян в Египте усилила мощность туристского потока в Турцию, несмотря на рост цен.

Тунис несколько лет активно восстанавливал туристский поток, однако также пострадал в результате политической нестабильности.

Японии в 2012 году удалось вернуть российский туристский поток. После трагических событий в марте 2011 г. въезд в эту страну из России упал на 50%. В 2012 году россияне совершили в Японию почти 25 тыс. поездок, это чуть меньше показателя 2010 года, рост составил 89%.

Вырос туристский поток в Таиланд (4-е место по популярности среди российских туристов).

Также позитивные сдвиги показала Испания, в том числе за счет лояльной визовой политики, Германия (рост 1,5%), Греция (12,7%), Объединенные Арабские Эмираты (39,2%), Италия (на уровне 2011 года). Традиционно активно россияне посещают Финляндию и Прибалтику.

На российском рынке, по данным Росстата на 2012 год, работает 10773 туристских фирмы, из которых 4337 компаний состоят в едином федеральном реестре туроператоров. Доля туроператоров, работающих на внутреннем рынке, составляет 40%, немногим более 12% – доля туроператоров по международному въездному направлению, остальное большинство ведут свою деятельность в сегменте международного выездного туризма.

Наибольший рост показателя въезда в Россию с туристскими целями в 2012 году показал Китай: в связи с проведением года российского туризма в Китайской Народной Республике и года китайского туризма в Российской Федерации рост туристского потока из Китая составил 47%. По причине упрощения визовых формальностей отмечается рост на 25% въезда на территорию России турецких граждан с туристскими целями. Япония также демонстрирует значительный рост туристского потока в Россию (18% или 44,67 тыс. прибытий). Франция, Германия и Великобритания демонстрируют умеренный прирост количества туристских прибытий на уровне 5 – 8%%. И напротив, члены Европейского союза, которых затронул экономический кризис, существенно сократили туристские поездки. Так, Испания демонстрирует спад туристского потока на 30%, Италия – на 5%, Греция – на 15% и Кипр – на 47%. Также сократился туристский поток из стран Северной Европы.

Что касается географии въездного туризма, то бесспорными лидерами остаются традиционные туристские центры: гг. Москва, Санкт-Петербург, Казань и города Золотого кольца. Наряду с привычными и традиционно популярными направлениями стали более доступными для туристов такие перспективные с точки зрения развития туризма районы как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, гг. Нижний Новгород, Самара, другие территории; регулярно проводятся международные отраслевые выставки, форумы по различным перспективным для России видам туризма, созданы профессиональные образовательные стандарты, идет работа по формированию положительного имиджа страны в сфере туризма.

Республика Коми в настоящий момент не является заметным на глобальном уровне игроком туристского рынка, однако с учетом имеющегося природно-ресурсного потенциала, наличия объектов аттракции туристов, транспортной доступности региона от основных точек въезда иностранных туристов и хорошей интеграции региона в общероссийскую транспортную сеть у Республики Коми имеется возможность за счёт профессионального позиционирования и брэндинга территории, опережающего развития туристкой инфраструктуры и формирования качественных туристских продуктов «встроиться» в мировой и общероссийский тренды.

Настоящие Основные направления развития туризма в Республике Коми на период до 2020 года (далее – Основные направления) ориентированы на интеграцию Республики Коми как во внутрироссийский, так и в международный туристский рынок, а также на консолидированное участие в этом процессе органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, субъектов туристской индустрии Республики Коми, инвесторов, иных заинтересованных сторон; на создание правовой и организационной среды для развития туристской индустрии в Республике Коми; содействие развитию материально-технической базы туризма.

Основные направления развития туризма в Республике Коми разработаны с учетом положений следующих стратегических документов развития Российской Федерации и Республики Коми:

Федеральный закон от 24 ноября 1996г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011г. №644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 – 2018 годы)»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014г. №317 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014г. №941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года»;

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014г. №2246-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года»;

Закон Республики Коми от 25 декабря 2012г. №116-РЗ «О некоторых вопросах в области туризма на территории Республики Коми»;

Постановление Правительства Республики Коми 27.03.2006 г. №45 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года»;

Постановление Правительства Республики Коми от 28 сентября 2012г. №418 «Об утверждении Государственной программы Республики Коми «Развитие экономики»




  1. Туристский потенциал Республики Коми


1.1. Характеристика туристских ресурсов Республики Коми.

Республика Коми, занимая в настоящее время достаточно скромное положение на рынке туристских услуг, тем не менее, обладает большим туристским потенциалом для развития въездного и внутреннего туризма.

Определяющими факторами для развития туризма в Республике Коми являются наличие на территории уникальных природных объектов и ландшафтов, благоприятной экологии, большого количества памятников культурно - исторического наследия.

Общая площадь, занимаемая особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) в Республике Коми, составляет свыше 6 млн. га или 15% от общей площади Республики Коми, что превышает общемировые показатели. По состоянию на 1 января 2014 г. в Республике Коми функционируют 240 ООПТ, в том числе 2 ООПТ федерального значения (Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник и национальный парк «Югыд ва»), и 238 ООПТ регионального (республиканского) значения (164 государственных природных заказника, 73 памятника природы и 1 охраняемый природный ландшафт).

Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник и Национальный парк "Югыд Ва"– это уникальная территория девственных лесов, не подвергавшихся влиянию человеческой деятельности и техногенному воздействию, разнообразные ландшафты, редкие виды флоры и фауны. В 1995 году по решению ЮНЕСКО Печоро-Илычский заповедник с охранной и буферной зонами и Национальный парк "Югыд Ва", объединенные под общим названием "Девственные леса Коми", стали первым природным объектом России, внесенным в перечень объектов Всемирного природного и культурного наследия. Сегодня этот объект общей площадью 3,3 млн. га – самый крупный из оставшихся в Европе массивов первичных лесов.

Уникальным туристским ресурсом Республики Коми являются ландшафты Приполярного и Полярного Урала.

Также Республику Коми по праву можно назвать озёрным краем: на территории находится 78 тысяч озер, из них самые крупные – Ямозеро, Синдорское, Косминское. Также на территории – большое количество рек, которые относятся к бассейнам Белого, Баренцева, Карского и Каспийского морей. Самые крупные реки – Печора, Вычегда и Мезень. Множество малых рек образует густую речную сеть. Водоемы богаты рыбой, представленной 36 видами. Наиболее ценными являются семга, сиг, пелядь, ряпушка, омуль, нельма и хариус. Промысловое значение имеют также карповые (язь, лещ, плотва, карась).

Более трех миллионов гектар территории республики занимают болота. На северных болотах республики в изобилии растут клюква, морошка, черника.

Историко-культурный потенциал республики представлен различными историческими памятниками, музеями, зданиями и сооружениями.

Интерес для туристов представляют музеи под открытым небом в селе Усть-Вымь, Куратово, архитектурные ансамбли Ульяновского и Кылтовского монастырей. Объектами туристского показа являются такие самобытные села как Ыб, Пажга, Усть-Цильма, Ижма.

Количество объектов культурного наследия Республики Коми составляет 1345 единиц, из них 397 объектов охраняются государством.

Большой популярностью у туристов и посетителей пользуются проводимые в республике событийные мероприятия, в основе которых – традиционные культура, история, быт и уклад жизни населения, старинные обряды, песни, танцы. Количество посетителей, по оценкам, составляет от 3000 до 30000 человек ежегодно в зависимости от масштабности мероприятия и транспортной доступности места аттракции.


1.2. Характеристика современного состояния развития въездного и внутреннего туризма на территории Республики Коми.

Современное состояние развития на территории Республики Коми въездного и внутреннего туризма возможно представить с помощью ряда показателей.

Инфраструктура коллективных средств размещения туристов в Республике Коми представлена 86 объектами (65 гостиниц и аналогичных средств размещения и 21 санаторно-курортная организация с суммарной единовременной вместимостью в 5506 мест).

В 2013 году большинство гостиниц Республики Коми не имели категорийности. Гостиниц, которым присвоена наивысшая категория («5 звезд»), в республике нет, и только одна гостиница, которая находятся в г.Сыктывкар, имеет категорию «3 звезды».

Единовременная вместимость санаторно-курортных учреждений Республики Коми по состоянию на 2013 год составляет 1779 мест, из них 5 детских санаториев с единовременной вместимостью 493 места, 10 санаториев-профилакториев с единовременной вместимостью 841 место. Наиболее известные санаторно-курортные учреждения Республики Коми – санаторий «Серёгово» (МОМР «Княжпогостский»), санаторий-профилакторий «Заполярье» (МОГО «Воркута») и санаторий «Лозым» (МОМР «Сыктывдинский»).

За 2013 год коэффициент использования номерного фонда был довольно низким (0,41% при норме – не менее 0,65%), количество коллективных средств размещения за период с 2009 года по 2013 год увеличилось с 84 до 86 единиц. Количество номеров высшей и первой категорий в коллективных средствах размещения республики остается невысоким и находится на уровне 5% и 32% соответственно. Большая часть объектов, принимающих туристов, это небольшие гостиницы (в среднем – 32 номера).

В 2013 году коллективными средствами размещения региона было обслужено 204,1 тыс. человек, из них 197,6 тыс. чел. российских граждан, 6,5 тыс. чел. иностранных граждан. Доходы коллективных средств размещения в 2013 году составили 1508,6 млн. руб.

Количество иностранных граждан, посетивших Республику Коми в 2013 году, по данным Управления федеральной миграционной службы России составило 24680 человек.

Следует отметить, что средства размещения сконцентрированы в основном в столице Республики Коми и в городах, связанных с нефтегазовым комплексом (Усинск, Ухта), в то время как основные объекты туристского показа находятся на значительном удалении от объектов размещения.

Объем оказанных населению платных туристских услуг в 2013 году в Республике Коми составил 1377,4 млн. руб., санаторно-оздоровительных – 220,3 млн. руб., услуг гостиниц и аналогичных средств размещения – 740 млн. руб. Индексы физического объема оказанных населению платных туристских услуг в 2013 году составили соответственно 102,6%, 89,7% и 95,1% к предыдущему году. Доля туристских услуг в общем объеме оказанных населению платных услуг в 2013 году составила 3,5% (в среднем по России – 2,0%), санаторно-оздоровительных – 0,6% (Россия – 1,3%), услуг гостиниц и других средств размещения – 1,9% (Россия – 2,3%).

Сфера общественного питания в регионе представлена различными типами предприятий: столовыми, закусочными, кафе, барами, ресторанами. Количество общедоступных столовых, закусочных в Республике Коми составляет 241 единицу; ресторанов, кафе, баров – 321 единица. Общий годовой оборот от деятельности объектов общественного питания в 2013 году составил 7365,8 млн. рублей.

Торговое обслуживание в Республике Коми осуществляют 6707 магазинов (без торговых центров) с общей площадью торгового зала 497 тыс. кв.м. Оборот розничной торговли в 2013 году составил 146,8 млрд. рублей, из него более половины приходится на продовольственные товары. В последние годы получили большое развитие системы безналичного расчета в сфере торговли, повысилось качество обслуживания в большинстве торговых предприятий. Товарный ассортимент имеет значительную дифференциацию по районам и населенным пунктам Республики Коми.

На сегодняшний день транспортная сеть Республики Коми включает 1,7 тыс. километров железнодорожных, 4,1 тыс. километров внутренних водных судоходных путей общего пользования, 6,3 тыс. километров автомобильных дорог общего пользования, из которых 85 процентов – с твердым покрытием. Всего в 2013 году перевезено 80,1 млн. человек пассажиров (из них ж/д транспортом – 3,0 млн. чел., автобусами – 76,1 млн.чел., внутренним водным транспортом – 532,7 млн. чел.).

Все районы республики связаны железнодорожным или автомобильным сообщением. Автодороги связывают столицу республики с 14 муниципальными образованиями, железнодорожное сообщение имеется с 17 муниципальными образованиями.

Основу железнодорожной сети общего пользования на территории Республики Коми образует железнодорожная магистраль Котлас – Воркута общей протяженностью 1,7 тыс. км, а также 3 железнодорожные линии («Микунь – Кослан – Вендинга», «Сосногорск – Троицко-Печорск», «Сыня – Усинск»).

На территории Республики Коми действуют 10 аэропортов («Сыктывкар», «Воркута», «Ухта», «Печора», «Усинск», «Инта», «Усть-Цильма», «Троицко-Печорск», «Вуктыл», «Кослан») и 32 вертолетные посадочные площадки федерального государственного унитарного предприятия «Комиавиатранс». Авиасообщение имеется с 9 муниципальными образованиями Республики Коми (МОГО «Усинск», «Воркута», «Инта», «Ухта», МОМР «Печора», «Усть-Цилемский», «Троицко-Печорский», «Вуктыл», «Удорский»), также осуществляется межрегиональное авиасообщение с городами Пермь, Челябинск, Казань, Нижний Новгород, Котлас и Архангельск.

Система образования Республики Коми в сфере туризма представлена высшими учебными заведениями, средними специальными учебными заведениями, осуществляющими подготовку кадров в сфере туризма.

В сравнении с другими регионами Северо-Западного федерального округа Республика Коми по ряду показателей, характеризующих развитие туризма, находится примерно на одинаковом уровне.

Так, по данным Росстата, в 2013 году объем оказанных населению платных услуг в Республике Коми составил 1564,1 млн.руб. Не считая значения данного показателя, сложившегося у признанного лидера в развитии въездного и внутреннего туризма – г.Санкт-Петербург (9266,9 млн.руб.), Республика Коми занимает второе место, уступая лишь Архангельской области (1755,2 млн.руб.).

По числу ночевок в гостиницах и аналогичных средствах размещения Республика Коми по итогам 2013 года занимает 4 место (480,3 тыс.), уступая лишь лидерам г. Санкт-Петербург (6406,2 тыс.), Калининградской области (633,7 тыс.) и Республике Карелия (552,8 тыс.).

По данным оперативного мониторинга туристских потоков Республики Коми, проводимого Агентством Республики Коми по туризму и основанного на анализе первичной информации субъектов туристской индустрии Республики Коми, за 9 месяцев 2014 года численность граждан, прибывших в Республику Коми с целью туризма, составляет 11260 чел., из них 9313 чел. – жители Республики Коми, 1740 чел. – жители других регионов России, 121 чел. – иностранные туристы. Основными местами посещения туристов в 2014 году были ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» (посетило 5795 человек) и ФГБУ «Печоро-Илычский государственный природный биосферный заповедник» (посетило 574 человека), при этом отмечается всё возрастающий интерес туристов к столбам выветривания на плато Маньпупёр, ставшими по результатам общенародного голосования одним из семи чудес России.

Также из общего количества туристов 2500 человек приходится на ООО «Асъядор» (база отдыха «Шишкин лес», МОМР «Корткеросский»), 965 туристов – на ГАУ РК «Финно-угорский этнокультурный парк» (МОМР Сыктывдинский) и 906 –на ООО "Лыжный клуб "Зеленецкие Альпы" (МОМР «Сыктывдинский»).

Наблюдается положительная тенденция развития активных видов туризма на основе использования природных туристских ресурсов: экологические туры, сплавы по рекам, пешие походы, рыболовные и охотничьи туры. Наиболее активными субъектами туриндустрии в этом сегменте рынка являются ООО «Активный отдых» (МОГО «Сыктывкар»), ООО «Подорожник» (МОГО «Сыктывкар»), ООО «Эко Туризм Коми» (МОГО «Ухта»).
1.3. Основные проблемы и ограничения развития туризма в Республике Коми

В настоящее время развитие въездного и внутреннего туризма в Республике Коми существенно ограничивается рядом проблем различного характера:

1) комплекс инфраструктурных проблем:

а) высокая степень износа основных фондов гостиниц (по данным Комистата, по состоянию на 2013 год степень износа основных фондов гостиниц и ресторанов составила 38,8%), вследствие чего – низкое качество объектов гостиничной инфраструктуры региона;

б) недостаточное число коллективных средств размещения (далее – КСР) туристов вблизи основных достопримечательностей республики, вследствие чего – высокая стоимость проживания в гостиницах, отсутствие конкуренции, мотивации к повышению качества услуг, что в итоге значительно повышает стоимость туров;

в) отсутствие предложения по размещению туристов от сетевых КСР;

г) концентрация КСР в городах региона и, в частности, в столице (г.Сыктывкар);

д) отсутствие единой информационной базы по гостиницам, расположенным в Республике Коми, с возможностью их он-лайн бронирования;

2) проблемы рыночного характера:

а) недостаточное развитие рынка внутреннего туризма, связанное, в первую очередь, с невысоким уровнем развития рекреационного туризма (в том числе туризма выходного дня) и соответствующих инфраструктур;

б) недостаточный уровень капитализации потока деловых туристов;

в) разрозненность субъектов туристской индустрии, работающих в сфере внутреннего туризма, отсутствие механизмов взаимодействия между участниками рынка туристских услуг;

г) слабое развитие регионального рынка туроператорских услуг;

д) высокая стоимость конечного турпродукта;

е) недостаточное развитие творческих индустрий в сфере туризма;

3) проблемы позиционирования и продвижения:

а) низкая узнаваемость региона за его пределами, недостаточная представленность Республики Коми в информационном пространстве, «закрытость» территории, отсутствие потребительской туристической репутации и истории;

б) отсутствие полноценного, комплексного туристского предложения на территории Республики Коми (как для потенциальных потребителей, так и для потенциальных инвесторов) и связанное с ним отсутствие «серийного предпринимательства» (потока новых проектов) в сфере туризма;

4) другие проблемы:

а) сезонность развития туризма на территории Республики Коми: в весенние и осенние периоды наблюдается значительное уменьшение турпотока в связи с климатическими и природными условиями;

б) удаленность достопримечательностей от основных транспортных магистралей.

Большая часть проблем, связанных с развитием туризма в Республике Коми, носит унаследованный и системный характер, вследствие чего они не могут быть решены за короткий период и, соответственно, требуют комплексного подхода.


1.4. SWOT – анализ развития туризма в Республике Коми.

В целях оценки степени влияния внутренних и внешних факторов на ситуацию с развитием в Республике Коми въездного и внутреннего туризма выделены сильные и слабые стороны региона, а также возможности и угрозы внешней среды на основе метода SWOT – анализа.

Основными сильными сторонами Республики Коми, опираясь на которые, возможно развитие на территории въездного и внутреннего туризма, являются:

1) уникальные природные ресурсы;

2) большое количество памятников исторического и культурного наследия;

3) относительно выгодное географическое положение (близость к г.Санкт-Петербург, г.Москва);

4) наличие устоявшихся международных связей с финно-угорскими странами и репутации Республики Коми в финно-угорском мире;

5) относительно развитая транспортная инфраструктура;

6) имеющийся образовательный и научный потенциал в области туризма;

7) наличие механизмов государственной поддержки развития сферы туризма, малого бизнеса, инвесторов в Республике Коми.

Тем не менее, имеется ряд слабых сторон территории, и основными среди них являются:

1) отсутствие туристской репутации Республики Коми и туристских продуктов региона на российском и международном рынках;

2) удаленность наиболее уникальных достопримечательностей территории от основных транспортных магистралей;

3) недостаток и низкое качество туристской инфраструктуры;

4) ярко выраженная сезонность большинства туров по территории;

5) недостаток сетевых, комплексных и межрегиональных турпродуктов;

6) дефицит квалифицированных кадров в области въездного и внутреннего туризма (менеджеров по внутреннему туризму, гидов, проводников, специалистов гостиничного бизнеса);

7) слабое развитие регионального рынка туроператорских услуг;

8) высокая стоимость конечного турпродукта.

Возможности внешней среды, которые уже сейчас имеются и на которые необходимо обращать внимание, следующие:

1) наличие спроса на природный и экологический туризм;

2) наличие международных соглашений и проектов по сотрудничеству в области развития туризма;

3) заинтересованность соседних регионов Республики Коми, других регионов страны в разработке, развитии и продвижении межрегиональных туристских продуктов;

4) наличие российских и международных программ обучения для субъектов туриндустрии;

5) наличие программ поддержки Ростуризма, Министерства культуры Российской Федерации, других органов исполнительной власти Российской Федерации;

6) рост числа международных туристских прибытий;

7) рост уровня доходов туристов.

Однако во внешней среде существует также ряд угроз, которые могут повлиять на развитие туризма в Республике Коми:

1) рост тарифов на авиа- и железнодорожную перевозки;

2) изменение геополитической ситуации в мире;

3) изменение внешней рыночной конъюнктуры, экономической ситуации в стране, мире;

4) уменьшение уровня доходов иностранных туристов;

5) конкуренция со стороны других туристских регионов на мировом рынке туристских услуг;

6) последствия кризиса в странах Евросоюза.

На основе анализа сильных и слабых сторон территории, а также возможностей и угроз во внешней среде, возможно сделать следующие выводы, на основании которых базируются дальнейшие положения настоящих Основных направлений.

1. Возможности, за счет которых можно будет усилить сильные стороны:

1) наличие спроса в мире на экологический и природный туризм позволяет в более полной мере использовать при сохранении экологической стабильности и соблюдении требований экологической нагрузки существующие уникальные природные ресурсы Республики Коми, вследствие чего увеличить объем въездного турпотока на территорию;

2) относительно выгодное географическое положение Республики Коми (близость к г.Санкт-Петербург, г.Москва), дает возможность разработки, развития и продвижения межрегиональных туристских продуктов на общероссийский и мировой рынки;

3) наличие устоявшихся международных связей с финно-угорскими странами и репутации Республики Коми в финно-угорском мире может оказать положительное воздействие на рост числа международных туристских прибытий в регион;

4) имеющийся образовательный и научный потенциал в области туризма в Республике Коми можно повысить, направляя представителей субъектов туриндустрии на российские и международные программы обучения в сфере менеджмента туризма, индустрии гостеприимства;

5) благодаря программам поддержки органов исполнительной власти Российской Федерации возможно усилить софинансирование отрасли в Республике Коми.

2. Возможности, за счет которых можно будет нивелировать слабые стороны территории:

1) наличие спроса на экологический и природный туризм позволит повысить степень узнаваемости и осведомленности потенциальных туристов о Республике Коми, позиционирующей себя на туристском рынке как «Эко Республика Коми»;

2) наличие международных соглашений и проектов по сотрудничеству в области развития туризма даст возможность для разработки сетевых, комплексных и межрегиональных турпродуктов;

3) рост уровня доходов туристов делает менее актуальной проблему высокой стоимости турпродукта Республики Коми;

4) наличие российских и международных программ обучения для субъектов туриндустрии позволит решить проблему дефицита квалифицированных кадров туристской индустрии в регионе;

5) наличие программ поддержки органов исполнительной власти Российской Федерации позволит повысить качество туристской инфраструктуры в регионе;

3. Сильные стороны, за счет которых возможно попытаться нивелировать угрозы внешней среды:

1) относительно выгодное географическое положение (близость к г.Санкт-Петербург, г.Москва) снижает негативный эффект от роста тарифов на авиа- и железнодорожную перевозку пассажиров;

2) наличие устоявшихся международных связей с финно-угорскими странами и репутации Республики Коми в финно-угорском мире позволит Республике Коми выгодно конкурировать с другими туристскими регионами на рынке туристских услуг;

3) наличие механизмов государственной поддержки развития малого бизнеса в Республике Коми позволит развивать рынок внутреннего и въездного туризма на территории, снижать в условиях конкуренции субъектов туриндустрии стоимость турпродукта региона, и как, следствие, конкурировать с другими туристскими регионами на мировом рынке туристских услуг.

4. Слабые стороны, на которые необходимо обратить внимание с учетом внешних угроз:

1) в условиях роста тарифов на авиа- и железнодорожную перевозку пассажиров необходимо проработать вопрос о транспортной доступности основных достопримечательностей региона;

2) с учетом изменения геополитической ситуации в мире необходимо больше внимания уделить вопросам развития туристской репутации Республики Коми, продвижения турпродуктов региона на внешние рынки;

3) в условиях уменьшения уровня доходов иностранных туристов необходимо проработать вопрос высокой стоимости турпродуктов региона;

4) в условиях конкуренции со стороны других туристских регионов на мировом рынке туристских услуг необходимо разработать комплексные межрегиональные турпродукты, чтобы не конкурировать за туриста, а действовать сообща, объединяя ресурсы.

5) в условиях изменения внешней рыночной конъюнктуры, экономической ситуации в мире необходимо больше внимания уделить вопросу межмуниципального сотрудничества региона с целью объединения финансово-материальных ресурсов для эффективного решения вопросов развития туристкой инфраструктуры на территориях муниципалитетов.

Матрица SWOT – анализа представлена в приложении.


2. Цели и задачи развития туризма в Республике Коми

С учетом имеющихся на территории ресурсов для развития въездного и внутреннего туризма, основываясь на результатах SWOT – анализа, а также принимая во внимание достигнутые на предыдущих этапах результаты развития стратегической целью развития въездного и внутреннего туризма в Республике Коми является формирование на территории республики и развитие современной конкурентоспособной туриндустрии, являющейся одним из существенных факторов регионального развития, обеспечивающей широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристско-рекреационных услугах, а также весомый вклад в социально-экономическое развитие Республики Коми.

Выполнение поставленной цели требует решения следующего комплекса задач:

развитие туристской инфраструктуры Республики Коми;

обеспечение взаимодействия в области развития туризма, в том числе межрегионального, для консолидации ресурсов различного типа, направленных на развитие туризма, выстраивание эффективной системы взаимодействия между органами государственной власти, органами местного самоуправления, инвесторами, субъектами туриндустрии, образовательными учреждениями, общественными организациями, потребителями туристических услуг, а также для расширения потенциальной аудитории туристов, заинтересованных в посещении Республики Коми;

позиционирование и продвижение территории Республики Коми и туристского продукта региона на российском и международном туристских рынках;

реализация и усиление социальной роли туризма, в том числе развитие социального, лечебно-оздоровительного, детского, юношеского и молодежного туризма;

развитие творческих индустрий в сфере туризма;

развитие системы подготовки кадров для туристической отрасли Республики Коми;

формирование доступной и комфортной туристской среды.

При этом приоритетными видами туризма в Республике Коми определены:

природный туризм (включая этно- и экотуризм) – активно развивающийся в России и в мире вид туризма с ежегодным ростом порядка 10% в год; в настоящее время в природном туризме активно развивается ниша экологического туризма (специфического вида природного туризма, связанного с природными достопримечательностями);

деловой туризм – стремительно развивающийся сегмент рынка, который в России в настоящее время сконцентрирован в городах Москва и Санкт-Петербург за счет большого количества проходящих там конференций, выставок, корпоративных встреч;

туризм выходного дня – это путешествия и туры на выходные, праздничные дни, организуемые субъектами туриндустрии для жителей региона;

детско-юношеский, молодёжный туризм – вид социального туризма, имеющий важное значение в целях патриотического воспитания детей и молодёжи, оздоровления, получения новых знаний о регионе.

Основными принципами развития туризма в Республике Коми являются:

использование комплексного подхода к развитию туризма;

стимулирование предпринимательских инициатив участников туристского бизнеса;

сбалансированность интересов всех участников процесса развития туризма (потребители, бизнес, некоммерческие организации, органы государственного управления, местные жители);

ориентация на показатели качества жизни населения при оценке влияния туризма на социально-экономическое развитие Республики Коми;

устойчивость развития туризма, учет экологических и социокультурных рисков, ориентация на неистощимое использование туристских ресурсов.

Выполнение поставленных задач будет осуществляться при помощи применения и реализации кластерного подхода к развитию в Республике Коми въездного и внутреннего туризма. Такой подход позволит увеличить вклад туризма в социально-экономическое развитие региона, сделать его одним из видов экономической деятельности, обеспечивающим существенный вклад в развитие региона, особенно в сельских местностях, вывести туризм на качественно новый уровень развития, обеспечить занятость населения, повысить его уровень и качество жизни.


3. Формирование и развитие туристских кластеров в Республике Коми
Под туристским кластером понимается группа определенных зон (территорий, районов), сформированных по территориальному принципу с учетом специфики и особенностей каждой из них, включая культурные, исторические, природные особенности, транспортную логистику и доступность территории, наличие материально-технической базы туризма и субъектов туриндустрии, в целях комплексного и системного их использования для обеспечения эффекта синергии.

Выбор территорий для размещения кластеров в Республике Коми определен экспертным путем на основании проведенных маркетинговых исследований с последующим обсуждением на проектом семинаре с органами местного самоуправления и субъектами туриндустрии возможностей и перспектив развития территорий Республики Коми.

При определении территорий также учитывались возможности софинансирования проектов, заложенные в федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» государственной программы «Культура».

Формируемые кластеры также разделены на несколько уровней: федеральные, региональные и муниципальные.

Основой формирования федеральных туристских кластеров является наличие на сегодняшний момент крупных проектов и уже существующего туристского потока. Их цель – создать инструменты выхода туристских продуктов Республики Коми на федеральный рынок туризма, ускорить развитие межрегиональных туристских потоков. Среди таковых рассматриваются кластер «Финно-угорский этнокультурный парк» и кластер по развитию водного туризма на реке Печора.

Кластер «Финно-угорский этнокультурный парк» включает в себя как уже существующие этнографические и историко-культурные объекты села Ыб, так и вновь создаваемые в настоящее время объекты широкого функционального назначения, в том числе средства размещения, гостевые сельские дома, объекты общественного питания, центр научно-технического творчества, кино-концертный зал, этнодеревню, а также вовлекает в зону притяжения с.Визинга Сысольского района.

Опорными населенными пунктами кластера по развитию водного туризма представляются, в первую очередь, населенные пункты, расположенные вдоль реки Печора, пролегающей практически по всей территории Республики Коми, начиная с её юго-восточной части и далее на север – г.Печора, сёла Ижма и Усть-Цильма. Работа по формированию данного кластера будет заключаться в создании транспортной инфраструктуры, сети гостевых домов в опорных населенных пунктах, обеспечении качественного предложения от объектов общественного питания, производителей сувенирной продукции в данных населенных пунктах, насыщении маршрута следования локальными событийными мероприятиями, под которыми в первую очередь понимаются республиканские праздники «Луд» в с.Ижма и «Усть-Цилемская Горка» в с.Усть-Цильма.

Региональные туристские кластерные зоны нацелены на обслуживание внутренних туристских потоков Республики Коми, вовлечение местного населения в сферу туризма, в создание и развитие собственного бизнеса как в туризме, так и в связанных областях. Таковыми обозначены туристские кластеры города Сыктывкар с прилегающими территориями, «Таёжное кольцо» и кластер природного туризма «Югыд ва».

Туристский кластер города Сыктывкар (включая прилегающие территории) формируется в целях обеспечения развития в городе туристско-рекреационной деятельности в контексте развития города как крупного финансового, культурного и научного центра, а также туристского центра. Ядром кластера выступает набор многофункциональных общественно-торговых и рекреационных (парковая зона) городских пространств. На прилегающих территориях предполагается формирование современных объектов семейного и корпоративного отдыха.

Туристский кластер «Таёжное кольцо» представляется очень функциональным, поскольку формируется в зоне вдоль транспортного кольца г.Сыктывкар – с.Усть-Вымь – г.Емва – г.Ухта – с.Усть-Кулом – с.Корткерос – г.Сыктывкар. В рамках кластера предполагается развитие транспортной инфраструктуры, создание ориентирующей для туристов информации по маршруту следования, сети гостевых домов, объектов общественного питания, развитие производства качественной сувенирной продукции.

Кластер природного и активного туризма «Югыд ва» выстраивается в Национальном парке «Югыд ва», на территориях тех муниципальных образований, в которых он расположен (г.Инта – г.Вуктыл – г.Печора), и направлен на развитие современного природного туризма.

Муниципальные туристские кластерные зоны выступают, в первую очередь, как инструмент развития территорий муниципальных образований в Республике Коми. Ряд муниципальных районов республики уже сегодня располагает туристской базой и важно сконцентрировать усилия на формирование спроса на туристские продукты муниципальных образований и обеспечение роста туристских потоков. Среди таковых рассматриваются кластер делового туризма «Ухта», экологического туризма «Печоро-Илычский», природного туризма по маршруту «Ожерелье Удоры», кластер развития арктического туризма и автокластер «Южный».

Кластер делового туризма «Ухта» создается вокруг существующего потока делового туризма, который обеспечен имеющимися в городе предприятиями нефте-газового комплекса, и будет включать в себя объекты промышленного туризма, технологические выставки и площадки, научные конференции и семинары, а также конгрессную и гостиничную инфраструктуру.

Кластер экологического туризма «Печоро-Илычский» создается в буферной зоне Печоро-Илычского государственного природного биосферного заповедника с центром в пгт.Троицко-Печорск и будет включать в себя маршруты по территории заповедника и Троицко-Печорского района. В рамках кластера предполагается инфраструктурное обустройство, обустройство маршрутов, развитие туров до лосефермы в п.Якша, создание и обустройство мест стоянок.

Кластер природного туризма по маршруту «Ожерелье Удоры» формируется в Удорском районе по реке Мезень с привязкой к населенным пунктам (с.Нижний Выльыб, с.Чернутьево, с.Мучкас, д.Патраково, с.Пысса), в которых предполагается обустройство гостевых домов, а также наполнение маршрута следования событийными мероприятиями.

Кластер развития арктического туризма формируется на территории МОГО «Воркута» и призван закрепить статус приполярного города как одной из территорий российской зоны Арктики. Основа кластера – уникальные природные явления (северное сияние) и природные ландшафты приполярного города. В рамках кластера предполагается обустройство смотровых площадок, мест стоянок, развитие туристских маршрутов, как летних, так и зимних, интеграция в данное направление развития территории ежегодно проводимых событийных мероприятий, формирование турпродуктов.

Автомобильный кластер «Южный» формируется на территории Прилузского района по населенным пунктам с.Прокопьевка, с.Слудка, с.Ношуль, с.Объячево, с.Занулье, с.Спаспоруб и с.Лойма в зоне федеральной трассы «Вятка». Поскольку в данном районе в настоящее время наблюдается большая концентрация транзитных фур, другого транспорта, следующего по этой трассе, то в рамках кластера предполагается обустройство вдоль следования автомобильной дороги мест стоянок, гостевых домов, другой инфраструктуры с возможностью предоставления мест ночевок, отдыха, размещения объектов общественного питания.

Подробное описание кластеров представлено в приложении к настоящим Основным направлениям.

Кластеры создаются в течение 2015 – 2020 годов, точкой начала работ по формированию кластеров считается 2015 год. Учитывая существующие в настоящее время риски и угрозы внешней среды, а также многовариантность развития событий, принятие решения о развитии в конкретном текущем году того или иного кластера будет основываться с использованием метода моделирования ситуации с последующими анализом ситуации, проверкой адекватности модели, внесением требуемых корректировок и оптимизацией модели. При этом фактическая работа по созданию того или иного кластера будет построена последовательно, шаг за шагом, с учетом всех ресурсов и возможностей, системно и комплексно. Такой подход позволит учитывать все потенциальные возможности, сконцентрировать усилия и ресурсы, действовать в сотрудничестве с заинтересованными лицами, быть гибкими в принятии решений и быстро реагировать на изменения внешней среды.

При этом оценка сроков формирования кластеров разбита на этапы. Первые результаты ожидаются на этапе 2015 – 2016 годы, далее – 2017 – 2018 годы и 2019 – 2020 годы.

Кроме того, в процесс формирования на территории Республики Коми заложен еще один принцип: федеральные кластеры в связи с изменением ситуации могут становиться региональными и, наоборот, региональные кластеры могут рассматриваться в качестве федеральных при условии их правильного позиционирования на уровне органов государственной власти Российской Федерации и получения возможности софинансирования за счет средств федерального бюджета. Также муниципальные кластеры могут со временем изменить свой статус и стать региональными.
4. Позиционирование и продвижение Республики Коми на внутреннем и международном туристских рынках
Республика Коми как туристская дестинация позиционируется в качестве привлекательной для туристов территории с опорой на «культурный код» региона. Для этого сформирован соответствующий действительности территориальный образ (бренд), стимулирующий лояльность к территории со стороны потребителей, в качестве которого предлагается использовать бренд «Эко Республика Коми». Смысловое и ценностное содержание бренда состоит из двух ключевых посланий:


  1. уникальная природа, богатая лесами и водными ресурсами;

  2. высокая приверженность коренного населения республики экологическим принципам.

В логотипе бренда используется цвет воды (синий) и цвет леса (зеленый), эти же цвета являются цветами государственного флага Республики Коми.

Бренд рассчитан на привлечение современных и активных людей, несет экологическую эстетику и одновременно отличается высокой легкостью воспроизведения на разных носителях и материалах.

Результатом позиционирования Республики Коми на туристских рынках станет приобретение «своего» туриста и положительная динамика поступательного роста индекса его «возвратности» на территорию.

Продвижение Республики Коми как туристской дестинации строится с опорой на сформированный бренд территории и преследует цель побудить туристическую активность жителей крупных мегаполисов, обеспечить их привлечение на территорию республики, используя значимость сакральной ценности здоровья и здорового образа жизни. Для этого туристский потенциал Республики Коми представляется на международных туристских выставках, фестивалях, проводятся мероприятия по маркетингу территории, определяются целевые группы и для каждой из них формируется свой набор туристского предложения территории.


Каталог: content
content -> 5sta family Зачем 5sta family Вместе мы (rmx)
content -> Учебной работе проф. Гасанов М. М. «25» 08 2015 г. \ \ занятий для студентов по направлению «Журналистика»
content -> Ядерный контроль: информация выпуск # 29, 2004 18 августа 25 августа
content -> Техническое задание на ремонт действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения
content -> В московской области продолжается очистка лесов вдоль автомагистралей
content -> Банк тестов для самообследования по специальности «Лечебное дело»
content -> Подписка для игэу на 2-е полугодие 2015 года. Библиотека


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница