Основная образовательная программа для детей раннего возраста (1-3 года)



страница1/25
Дата31.07.2016
Размер4.92 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
ооп.jpg


СОДЕРЖАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………………………4

  1. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-3 ГОДА)………………………………………………………………………………7

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………………………………. 7

Пояснительная записка……………………………………………………………………………….. 7



1.1. Цели и задачи Программы……………………………………………………………………... 7

1.2. Педагогические принципы построения Программы……………………………………….. 8

1.3. Планируемые результаты освоения Программы……………………………………………10

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………………………10

2.1.Характеристика раннего возраста…………………………………………………………….. 10

2.1.1. Ситуативность как отличительная особенность ребёнка раннего возраста………………... 10

2.1.2. Развитие предметной деятельности…………………………………………………………… 11

2.1.3. Предметная деятельность и развитие общения ребёнка со взрослым………………………. 14

2.1.4. Предметная деятельность и развитие познавательной сферы ребенка……………………… 16

2.1.5. Развитие речи в раннем возрасте…………………………………………………. ……………17

2.1.6. Становление игровой деятельности…………………………………………………………… 20

2.1.7. Формирование потребности в общении со сверстниками…………………………………… 21

2.1.8. Физическое развитие в раннем детстве……………………………………………. ………….23

2.1.9. Развитие личности ребёнка и кризис трёх лет…………………………………………………25



2.2.Содержание образовательных областей Программы…………………..…………………….27

2.2.1.Познавательное развитие: предметная деятельность и познавательные способности………27

2.2.2.Социально-коммуникативное развитие: общение со взрослыми и сверстниками, социальные навыки, игра……………………………………………………………………………………………..32

2.2.3. Речевое развитие………………………………………………………………………………… 48

2.2.4. Художественно-эстетическое развитие……………………………………………. ………….52

2.2.5. Физическое развитие…………………………………………………………………………….57



2.3. Методическое оснащение Программы…………………………………………………………59

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ …………………………………………………......................60

3.1. Организация режимных моментов……………………………………………………………..60

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды …………………………61

3.2.1. Организация и оформление групповых помещений для детей раннего возраста…………...62

3.2.2.Перечень материалов и оборудования для групп раннего возраста……………………………65

3.3. Планирование педагогической работы…………………………………………………………69

3.4. Организация совместной работы педагогов и родителей…………………………………….70

3.4.1. Задачи совместной работы педагогов и родителей и проблемы в работе с семьей………….70

3.4.2. Выявление запросов родителей…………………………………………………………………..71

3.4.3. Информирование родителей о работе детского учреждения…………………………………..72

3.4.4. Обратная связь…………………………………………………………………………………….73

3.4.5. Консультирование родителей……………………………………………………………………74

3.4.6. Формы участия родителей в жизни детского сада……………………………………………..75

3.5. Организация совместной работы педагогов и родителей в период адаптации ребенка к детскому учреждению …………………………………………………………………………………77

3.5.1. Трудности адаптационного периода…………………………………………………………….77

3.5.2. Факторы, определяющие характер адаптации…………………………………. ……………...79

3.5.3. Как помочь ребенку адаптироваться к яслям……………………………………………………80

3.5.4. Общение воспитателя с ребенком в период адаптации………………………………………...82

3.5.5. Участие матери в процессе адаптации…………………………………………………………...83



3.6. Педагогический мониторинг развития детей в ходе реализации Программы ……………84
II. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3- 7 ЛЕТ)…………………………… …………………………………………………...88

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ……………………………………………………………………………...…88

1.1. Цели и задачи Программы ……………………………………………………………………..89

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы……………………………………….89

1.2.1. Взаимодействие взрослого с ребенком………………………………………………………...89

1.2.2. Содержание образовательной деятельности…………………………………………………...90

1.2.3. Организация предметно-пространственной среды …………………………………………...90

1.2.4. Взаимодействие детского сада с семьей………………………………………………………..91

1.3. Планируемые результаты освоения Программы…………………………………………….91

1.3.1 Содержание основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка…………….91

1.3.2. Особенности оценки основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка….92

1.3.3. Карта развития как средство мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка…………………………………………………………………………….93

1.3.4. Оценка качества реализации образовательной Программы дошкольного образования …..94

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ …………………………………………………………………95

2.1. Сюжетная игра ……………………………………………………………………………………95

2.1.1. Младший дошкольный возраст………………………………………………………………….96

2.1.2. Средний дошкольный возраст (4–5 лет) ………………………………………………………..97

2.1.3. Старший дошкольный возраст ………………………………………………………………….98



2.2. Продуктивная деятельность …………………………………………………………………….99

2.2.1. Младший дошкольный возраст (3–4 года) ……………………………………………………101

2.2.2. Средний дошкольный возраст …………………………………………………………………102

2.2.3. Старший дошкольный возраст …………………………………………………………………103



2.3. Познавательно-исследовательская деятельность …………………………………………...107

2.3.1. Младший дошкольный возраст ………………………………………………………………...108

2.3.2. Средний дошкольный возраст ………………………………………………………………….108

2.3.3. Старший дошкольный возраст …………………………………………………………………110



2.4. Игра с правилами ………………………………………………………………………………..111

2.4.1. Младший дошкольный возраст ………………………………………………………………...112

2.4.2. Средний дошкольный возраст ………………………………………………………………….112

2.4.3. Старший дошкольный возраст …………………………………………………………………113



2.5. Музыка …………………………………………………………………………………………….114

2.6. Чтение художественной литературы ………………………………………………………….115

2.7. Физическая культура ……………………………………………………………………………117

2.7.1. Младший дошкольный возраст ……………………………………………………………...…118

2.7.2. Средний дошкольный возраст …………………………………………………………………119

2.7.3. Старший дошкольный возраст …………………………………………………………………121



3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ………………………………………………………………122

3.1. Описание материально-технического обеспечения программы …………………………..122

3.2.Материалы и оборудование ……………………………………………………………………..123

3.3. Организация режимных моментов ……………………………………………………………145

3.1.1. Режим дня 2-ой младшей группы (3-4 года) …………………………………………………..148

3.1.2. Режим дня средней группы (4-5 лет) …………………………………………………………..150

3.1.3. Режим дня старшей группы (5-6лет) …………………………………………………………...151

3.1.4. Режим дня подготовительной к школе группы (6-7 лет) ……………………………………..152

4. ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ..153

4.1. Национально-региональный компонент программы……………………………………….153

4.2. Содержание коррекционной работы…………………………………………………………..186

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Основная образовательная программа МАДОУ «Детский сад № 408» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально – личностному, познавательно – речевому и художественно – эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.

Основная образовательная программа МАДОУ «Детский сад № 408» разработана в соответствии с:



  • Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ МОиН РФ № 1155 от 17 октября 2013 года).

  • Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – программам дошкольного образования (Приказ МОиН РФ № 1014 от 30.08.2014)

и находится в стадии апробации. Примерный срок апробации Программы МАДОУ № 408 с сентября 2014 года по май 2015 года.


      1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей,

воспитывающихся в ДОУ.

Контингент воспитанников



Сведения о воспитанниках на 2014-15 учебный год

Всего по д/с

Всего мест

260

Общее количество воспитанников

350

Общее количество групп

14

Из них с воспитанием и обучением на двух государственных языках

14

в том числе


I младшие

1

II младшие

2

Средние

4

Старшие

2

Подготовительные к школе

1

С нарушением речи (старшая и подг.к школе)

2

Для детей с туберкулёзной интоксикацией (младшая и старшая)

2

В соответствии со статусом МАДОУ комбинированного вида в детском саду функционируют две коррекционные группы для детей, имеющих нарушения речевого развития, зачисление в которые происходит на основе протоколов районной ПМПК, и две санаторные группы для детей с виражом туберкулиновых проб, комплектующиеся на основании направлений Республиканского клинического противотуберкулёзного диспансера.

Обучение и воспитание во всех группах ведётся на двух государственных языках в равном объёме.
Приоритетные направления деятельности ДОУ по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Основными приоритетными направлениями в деятельности образовательного учреждения являются:



  • Организация педагогического процесса, направленного на формирование культуры межнациональных отношений в многонациональном детском саду, организация педагогического взаимодействия на основе двуязычия.

  • Оздоровление детей, в том числе с туберкулёзной интоксикацией

  • Коррекция речевых нарушений


Особенности образовательного процесса

Образовательный процесс составлен с учетом требований, определенных нормативными документами.



  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).

  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" от 15 мая 2013 года;

  • Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

  • Программой обучения детей с недоразвитием речи (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева)

  • Программой для работы с детьми общего недоразвития речи (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева)

  • Методическими рекомендациями по организации обучения детей татарскому языку в ДОУ №15588/13 от 08.11.2013

  • Другими нормативно-правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровней.

В основу организации образовательного процесса определен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Структура образовательного процесса включает как федеральный, так и региональный компоненты:

- федеральный компонент представлен полностью;

- региональный компонент представлен занятиями по обучению родному языку в I и II возрастных группах, татарскому языку в средней, старшей и подготовительной к школе возрастных группах, а также национально-региональным компонентом содержания образовательных областей.

Учебный план составлен с учетом 5-дневной рабочей недели и режима работы МАДОУ. В нем также предусмотрены изменения в структуре комплектования ДОУ и специфика отдельных групп.



Режим работы образовательного учреждения 12 групп с 10,5-часовым режимом пребывания детей (с 7.00 до 17.30), 2 группы с 12-часовым режимом пребывания детей (с 6.30 до 18.30).
Предельно допустимая недельная учебная нагрузка не превышает установленных норм:





познание

коммуникация

Чтение художественной литературы

Художественное творчество

Физическая культура

музыка

Татарский язык

логопедическое

Дополнительное образование

итого

ПИПД

ФЭМП

ФКЦМ







рисование

лепка

аппликация



















I младшая

-

-

1

1

1

1

1

-

3

2

-

-

-

10

II младшая

-

1

1

1

в режиме дня

1

0,5

0,5

3

2

в режиме дня

-

1

11

средняя

0,5

1

1

1

в режиме дня

1

в режиме дня

0,5

3

2

2+1(в режиме дня)

-

1

12

старшая

1

1

1

1

в режиме дня

1 + 1(в режиме дня)

0,5

0,5

3

2

3

-

1

15

Подготовитель-ная к школе

1

2

1

1

в режиме дня

1 + 1(в режиме дня)

0,5

0,5

3

2

3

-

2

17

старшая логопедическая

-

1

-

-

в режиме дня

1 + 1(в режиме дня)

0,5

0,5

3

2

3

4

-

15

подг.к школе логопедическая

-

2

-

-

в режиме дня

1 + 1(в режиме дня)

0,5

0,5

3

2

3

5

-

17

где ПИПД – Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность

ФЭМП – Формирование элементарных математических представлений

ФКЦМ – Формирование целостной картины мира
Образовательное содержание областей «Познание» (1 занятие раздела «ПИПД», 1 занятие раздела «ФКЦМ»), «Коммуникация» (1 занятие) в логопедических группах интегрируется с образовательным содержанием логопедических занятий.

Целостность педагогического процесса в МАДОУ обеспечивается реализацией примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Приоритет коррекционного речевого развития детей достигается за счет использования Программы обучения детей с недоразвитием речи (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева) и Программы для работы с детьми общего недоразвития речи (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева).

Региональный компонент реализуется использованием Региональной программы дошкольного образования. Төбәкнең мәктәпкәчә белем бирү программасы - автор Р.К.Шаехова., с учебно-методическим комплектом по изучению двух государственных языков, автор Зарипова З.М.



I. ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-3 ГОДА)

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

Программа основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребенка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения со взрослым. Исходными теоретическими позициями программы являются положения концепции о генезисе коммуникативной деятельности, разработанной выдающимся детским психологом М.И.Лисиной.

Программа построена на гуманистических принципах личностно-ориентированной педагогики, предполагающих признание самоценности каждого возрастного периода жизни человека, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала.

Программа охватывает все образовательные области, представленные в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое. Программа адресована воспитателям и специалистам-педагогам, работающим с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях (яслях, группах раннего возраста в детских садах, учреждениях дополнительного образования).




    1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель Программы - развитие целостной личности ребёнка – его активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала.

Исходными теоретическими позициями программы является концепция генезиса общения ребенка М.И.Лисиной, развивающая положения культурно-исторической теории Л.С.Выготского, теория ведущей деятельности А.Н. Леонтьева и периодизации психического развития Д.Б. Эльконина.

В соответствии с этими позициями определяющими факторами психического развития ребенка раннего возраста являются его общение со взрослым и ведущая предметная деятельность. Многочисленные исследования показали, что при адекватном общении ребенка со взрослыми и обеспечении условий для успешного развития предметной деятельности в этом возрасте закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности и личностные качества – познавательные способности, любознательность, творческое воображение, целенаправленность и настойчивость, доверие к другим людям, уверенность в себе и другие.

Однако в современной практике воспитания детей огромные резервы раннего возраста часто не реализуются. До сих пор многие родители и педагоги рассматривают ранние этапы жизни ребенка как период преимущественно физиологического созревания, когда заботы взрослого ограничиваются уходом за малышом (правильным питанием, гигиеническими процедурами, приучением к горшку и пр.). Такой подход не позволяет в полной мере развивать потенциальные способности малыша.

С другой стороны, в последнее десятилетие все большее распространение приобретает мода на «раннее развитие» ребенка. Стремление взрослых как можно раньше подготовить ребенка к школе, обеспечить ему успешность в дальнейшей жизни побуждает их с самого раннего возраста обучать малыша школьным предметам - чтению, счету, письму и др. Большинство игр и занятий, которым приписывается название «развивающих», представляет собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо умений. При таком подходе развитие ребёнка понимается исключительно как усвоение информации и овладение навыками. Эмоциональная и социальная сфера ребенка, его собственная активность не связываются с понятием «развитие», что является глубоким заблуждением. Приобретенные в раннем возрасте умения читать и считать не являются залогом успешного освоения ребенком школьной программы и его умственного развития. Кроме того, опасным последствием психических и физических перегрузок, вызванных неадекватной формой обучения, может стать возникновение у ребенка каких-либо невротических заболеваний (например, заикания, навязчивых страхов, энуреза и др.).

Современные научные данные свидетельствуют о том, что к детям раннего возраста не применимы многие приёмы и методы воспитания, которые используются в работе с дошкольниками. Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают потребностям и возможностям ребёнка и способствуют его полноценному развитию.

В соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста, в Программе ставятся следующие педагогические задачи:


  • Развитие познавательных способностей, которое в раннем возрасте реализуется в предметной деятельности детей

  • Социально-коммуникативное развитие, которое применительно к раннему возрасту предполагает развитие общения со взрослыми и сверстниками, освоение культурных норм поведения

  • Речевое развитие, которое в раннем возрасте реализуется в общении со взрослым

  • Формирование игровой деятельности детей, обеспечивающее преемственность раннего и дошкольного возраста и полноценное становление ведущей деятельности дошкольников

  • Художественно-эстетическое развитие, направленное на приобщение детей к изобразительной, театрализованной деятельности, музыкальное развитие

  • Физическое развитие в ходе освоения детьми основных видов двигательной активности, формирование навыков здорового образа жизни


Каталог: upload -> images -> files
files -> Рабочая программа учебного предмета «Математика»
files -> Обтяжка и отделка схематических моделей
files -> Тематическое планирование по биологии Класс: 7 Учитель: Зарипова Гулюся Гирфанутдиновна
files -> Рабочая программа разработана на основе: Закона РФ «Об образовании»
files -> Задания школьных олимпиад ■математика, русский язык, окружающий мир задания разного уровня сложности
files -> Контрольная работа по математике. 5 класс 1 вариант Уровень а а1 Найдите сумму чисел 34 и 5
files -> Книга для учителя. Москва тц «Сфера», 2004г. Научно-методический журнал «Русский язык в школе»
files -> Шингарёв Дамир Фаридович Учитель технологии п г. т. Алексеевское 2013-2016 уч года
files -> Викторина как назывались первые русские воины? (Дружинники)
files -> Пояснительная записка Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 2 класс составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница