Организация исполнения федерального бюджета по доходам organization of the federal budget income



Дата14.07.2016
Размер97.7 Kb.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПО ДОХОДАМ

ORGANIZATION OF THE FEDERAL BUDGET INCOME


Костикина Е. С.

Студентка Калужского филиала финансового университета при Правительстве РФ

Научный руководитель: к. э. н. доцент Сергиенко Н. С.


Аннотация: В представленной работе рассмотрены основы исполнения федерального бюджета по доходам. Были отражены основные проблемы, возникающие во время этого процесса и предложены их решения.

Abstract: In this article covers the basics of the federal budget revenues. The main problems encountered during this process and proposed solutions.
Исполнить бюджет по доходам - это значит мобилизовать все предусмотренные законодательством ресурсы: налоги, сборы, неналоговые платежи и отчисления и распределить их по уровням бюджетной системы.

Эффективное исполнение бюджета по доходам позволяет обеспечить финансирование всех запланированных бюджетных расходов, что в свою очередь способствует улучшению экономической, социальной и политической ситуации в стране. Это подтверждает актуальность темы в условиях проводимой бюджетной реформы.

В правилах, и в науке финансового права часто используется термин "доходы бюджета". Однако, данное понятие можно рассматривать как в широком, так и более узком смысле.

На основе анализа действующего законодательства, а также литературных источников, можно заключить, что доходы бюджета могут рассматриваться с нескольких точек зрения: материальной, правовой и экономической.

Как материальная категория доходы бюджета являются поступающими в бюджет денежными средствами. При этом возвращаемые из бюджета излишне взысканные, излишне уплаченные или ошибочно зачисленные средства такде относятся к доходам бюджета.

Как правовая категория доходы бюджета - бюджетные показатели, которые определяют прогнозируемые доходы бюджета и нормативные значения показателей распределения доходов между бюджетами.

Как экономическая категория доходы бюджета представляют собой совокупность экономических отношений, связанных с формированием финансовых ресурсов, соответствующего бюджета на безвозвратной основе.

Таким образом, понятие «доходы бюджета» весьма многогранно и может по-разному быть истолковано в различном контексте.

Администраторы доходов в бюджетном процессе являются связующим звеном между плательщиками и органами, которые осуществляют планирование и исполнение бюджетов. Законодательством РФ, нормативно-правовыми актами, а также гражданско-правовыми отношениями между плательщиками и администраторами доходов бюджета устанавливаются размеры и сроки уплаты платежей в бюджет. Для плательщиков администраторы доходов являются органами, которые контролируют исполнение обязательств по уплате этих платежей. В свою очередь, для органов, которые организуют планирование и исполнение бюджетов, администраторы доходов бюджетов служат основными «поставщиков» официальной статистической информации о ходе исполнения бюджета по доходам.

Одной из ключевых функций администраторов доходов бюджета является контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты неналоговых поступлений в бюджет.

Необходимым условием для реализации этой функции является информирование плательщиков о необходимых реквизитах получателя платежа, которые должны указываться в полях соответствующих расчетных документов. Эти реквизиты содержат информацию о соответствующем администраторе доходов, коде бюджетной классификации для данного доходного источника и наименование распределительного счета, открытого в учреждении Банка России территориальному органу Федерального казначейства для учета всех доходов, поступающих в бюджетную систему.

Доведением реквизитов получателя платежа до плательщиков занимаются исключительно администраторы доходов бюджетов. Исходя из этого, ответственность за неверно указанную информацию в платежных документах, также возлагается исключительно на соответствующего администратора поступлений. Таким образом, плательщики, кредитные организации, органы, ответственные за кассовое обслуживание бюджетов, а также другие участники бюджетного процесса не осуществляют функцию контроля наличия и содержания такой информации. На практике это означает, что при возникновении спорных ситуаций, связанных с этими показателями, плательщику необходимо обращаться только к соответствующему администратору доходов бюджетов.

Таким образом, нельзя отрицать, что администраторы доходов занимают особое место среди остальных участников бюджетного процесса. От их работы напрямую зависят полнота и своевременность наполняемости соответствующего бюджета, а следовательно, и состояние основных источников финансирования всех остальных субъектов бюджетной системы.

Рассматривая проблемы исполнения бюджета РФ по доходам, можно выявить ряд проблем. Их можно сгруппировать следующим образом: нормативные, технологические, коммуникационные, организационные.

Наиболее важными являются проблемы нормативного характера, так как для их решения необходимо вносить изменения в правовую базу, на основе которой функционирует система исполнения бюджетов по доходам.

К одной из подобных проблем можно отнести недостатки системы администрирования доходов бюджетов.

Так, одни и те же неналоговые доходы закреплены за рядом администраторов, а также существует обширная группа неналоговых доходов, закрепленных за всеми администраторами доходов бюджета, что является неоправданным и способно привести к нечеткому разграничению полномочий между ними.

Что касается представления финансовому органу местной администрации отчетности, также следует отметить, что и в этом направлении администрирования доходов местных бюджетов есть такие проблемы, как непредставление отчетности либо представление её не в полном объеме. В связи с этим необходимо усилить ответственность главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов бюджетной системы по исполнению бюджетных полномочий.

Еще одна группа проблем связана с технологическим обеспечением исполнения бюджета по доходам. Повышение эффективности взаимодействия Федерального казначейства с администраторами доходов бюджетов является одной из таких задач. Здесь задачей Федерального казначейства является перевод как можно большего числа администраторов доходов на электронный документооборот. Однако, у некоторых администраторов наблюдается недостаточная техническая готовность к учету поступлений в условиях получения информации от УФК в электронном виде, нет квалифицированных специалистов по автоматизации программного обеспечения.

Проблемы коммуникативного характера связаны с некачественным выполнением полномочий администраторов доходов бюджетов. В частности предоставления отчетности главным распорядителям бюджетов и доведения до плательщиков информации о платежных реквизитах. Непредставление или предоставление отчетности не вовремя замедляет бюджетный процесс и является причиной устаревания оперативных данных. А отсутствие эффективной системы информирования плательщиков о соответствующих реквизитах приводит к увеличению «невыясненных» платежей. И ту и другую проблему можно решить путем внедрения различного рода стимулов и поощрений для администраторов доходов работающих наиболее оперативно и осуществляющих активную работу по выяснению «невыясненных платежей».

Одними из самых обсуждаемых на сегодняшний момент являются организационные вопросы исполнения бюджета по доходам. К одним из таких относится внедрение биллинговой системы. Суть биллинга в том, что администратор поступлений, являясь ответственным органом за начисление налогов и пошлин, передает полную базу данных о предстоящих платежах банку, а тот использует ее для автоматического формирования сводных платежных поручений на общую сумму для перечисления в бюджетную систему платежей в адрес каждого конкретного администратора доходов.

Эта система уже внедрена во многих регионах нашей страны, но не повсеместно. Проблема здесь заключается в том, что поставщикам данной услуги приходится брать все затраты по внедрению и управлению технологией биллинга на себя, так как включать эти издержки в стоимость услуг, оплачиваемых таким способом, запрещено законом. Тем не менее, есть кредитные организации готовые принять на себя такие затраты.

Таким образом, решения предложенные для устранения рассмотренных проблем позволят обеспечить эффективное исполнение бюджета по доходам.

Любое государство нуждается в управлении. Российская Федерация не является исключением. Однако ни одна система государственного управления не является идеальной. В том числе и государственный аппарат нашей страны. Отчасти это обусловлено обширной территорией России, отчасти неэффективной организацией самой управленческой системы. Исходя из этого, можно заключить, что любую государственную структуру любой страны можно улучшить. Говоря о Российской Федерации, можно сказать, что некоторые коррективы необходимы во многих сферах организации государственной власти. Принимая во внимание рассмотренные выше проблемы администрирования доходов бюджетов, можно предложить несколько нововведений, способствующих повышению эффективности данного процесса.

Как известно, в соответствии с приказом Министерства Финансов РФ №34н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета» определена организация проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета. Данная процедура позволяет проводить анализ и оценку совокупности процессов и процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств. В мониторинг качества финансового менеджмента входят три составляющие: ежегодный мониторинг, ежеквартальный мониторинг и мониторинг документов, необходимых для составления проекта закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

По результатам мониторинга, естественно, рассчитываются соответствующие показатели, характеризующие качество исполнения главными администраторами своих обязанностей. Здесь учитываются и показатели среднесрочного финансового планирования, и качество исполнения бюджета в части доходов, и даже исполнение судебных актов. Однако, несмотря на столь многогранную процедуру, результаты данной проверки недостаточно сильно влияют на эффективность деятельности главных администраторов поступлений. Для того, чтобы улучшить систему администрирования доходов бюджета мало лишь проводить мониторинги. Необходимо чтобы результаты проводимой контрольной процедуры напрямую влияли на администраторов доходов бюджета. Примером такого влияния может быть составленный по результатам проведенных мониторингов рейтинг администраторов поступлений. Суть данного предложения в том, чтобы на основе, полученных в результате мониторинга, данных составить общероссийский рейтинг администраторов доходов бюджета. При этом можно установить зависимость между местом соответствующей государственной структуры в рейтинге и, например, размером премий ее сотрудников. Такое нововведение не только позволит сравнивать эффективность деятельности администраторов доходов из разных регионов страны, но и станет стимулом для повышения качества деятельности не только администраторов в целом, но и каждого их отдельного сотрудника.

Однако, нельзя забывать о главной проблеме в сфере администрирования доходов – невыясненных поступлениях. Эта категория средств возникает главным образом из-за недостаточной осведомленности плательщиков о реквизитах платежей. Доводить данную информацию до плательщиков – обязанность администраторов доходов бюджета. Однако, эффективнее всего делать это через кредитные организации, осуществляющие платежи. Многие из них довольно неплохо справляются с данной возложенной на них информативной функцией. Но, нельзя не отметить, что несмотря на это и большая часть невыясненных платежей возникает по их вине. Имеющуюся информацию о реквизитах платежей кредитные организации должны размещать на соответствующих стендах в своих офисах или иных общедоступных местах. Однако, при этом необходим и контроль за платежами со стороны сотрудников соответствующей организации. Для этого сами работники также должны быть проинформированы обо всех нюансах заполнения платежных документов. Но и этого может оказаться недостаточно. Очень часто в кредитных организациях просто отсутствует информация о реквизитах соответствующего платежа. В этом случае у плательщика возникает необходимость обратиться к соответствующему администратору поступлений для уточнения нужных ему данных. Подобные случаи приводят к задержкам платежей в бюджет, что, в свою очередь, также способствует возникновению невыясненных поступлений.

В связи с вышеизложенным, стоит предложить ввести мониторинг кредитных организаций на предмет наличия и эффективности доведения до плательщиков соответствующих реквизитов. Данная процедура может проводиться в нескольких направлениях. Во-первых, контроль за самим наличием реквизитов платежа у кредитной организации. Ведь невозможно проинформировать плательщика о том, что самой организации неизвестно. Во-вторых, необходимо регулярно проводить проверку квалификации сотрудников в части проведения платежей. Плательщик, не знающий, как совершить платеж, естественно, обратится к работнику организации, принимающей платежи. И если соответствующий работник недостаточно квалифицирован, то это может привести к появлению ошибок в платеже. В-третьих, стоит обратить внимание на то, какая сумма невыясненных поступлений характерна для каждой конкретной организации. Это позволит оценить результаты деятельности организаций и выявить те, в которых требуются корректировки платежной системы. Эти данные можно размещать в общедоступных для плательщиках местах: на стендах, в газетах, в Интернете. Это позволит плательщикам увидеть какая из кредитных организаций качественнее выполняет свою работу и, соответственно, вызывает большее доверие. Приток плательщиков в эффективно работающую кредитную организацию позволит сократить объем невыясненных платежей, а также способствует созданию конкуренции в этой сфере и, как следствие, повышению качества платежной системы.



Таким образом, можно сделать вывод, что для более эффективной системы администрирования доходов мало лишь проводить контрольные мероприятия. Необходимо увеличить влияние качества деятельности администраторов на каждого сотрудника в отдельности. Также нельзя забывать о том, что для успешного функционирования системы платежей, следует повысить качество функционирования соответствующих кредитных организаций. Только совокупность этих мер сможет привести к повышению качества администрирования бюджетных поступлений.

Подводя итог, можно сказать, что создание эффективной системы администрирования доходов бюджетов требует комплексных мер. Ведь недоработки в одной сфере могут стать существенными ошибками в другой. Поэтому для решения выявленных проблем необходимо проводить совокупность соответствующих мероприятий. Только такой подход будет способствовать более качественному и эффективному функционированию системы администрирования.
Каталог: projects -> mknrsa -> skireports -> %D0%93%D0%9C%D0%A3
skireports -> Роль интеллектуальной собственности в расширении экспорта республики беларусь
skireports -> Деловая репутация: проблемы теории и практики
skireports -> Оптимизация формирования оценок показателей энергоэффективности в россии на основе мирового опыта
%D0%93%D0%9C%D0%A3 -> Проблемы и пути повышения эффективности деятельности государственных служащих
skireports -> Концепт «кризис» the concept of "crisis"
skireports -> Спортивная арена как экономический и социально-культурный объект
skireports -> Развитие инновационной деятельности в российских организациях


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница