«Онлайн-версии российских разговорных радиостанций: соотношение оригинальных решений и зарубежных заимствований»



страница1/10
Дата07.03.2016
Размер0.79 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»



Факультет медиакоммуникаций



Департамент журналистики


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему «Онлайн-версии российских разговорных радиостанций: соотношение оригинальных решений и зарубежных заимствований»


Студент группы № 446ж

Безрукова Юлия Сергеевна

Руководитель ВКР

Телень Л.О.

Профессор


Москва, 2014 г.



Оглавление


Введение 2

Глава 1. Разговорные радиостанции США и их переход в Интернет-пространство 11

§1. Разговорные радиостанции в США: системные особенности и стадии развития 11

§2. Медиаконвергенция в системе радиовещания США: эволюция сайтов разговорных радиостанций и приемов «переупаковки» контента 18

Глава 2. Разговорные радиостанции России и их переход в Интернет-пространство 34

§1. Разговорное радио в России: системные особенности и стадии развития 34

§2. Медиаконвергенция в системе радиовещания России: эволюция версионных сайтов разговорных радиостанций и приемов «переупаковки» контента 40

Глава 3. Практическая часть: сравнительный анализ трансформации сайтов американских и российских разговорных радиостанций 48

§1. Основные критерии и понятия, используемые в практическом анализе 48

§2. Трансформация макетов стартовой страницы сайтов российских и американских радиостанции 55

§3. Оформление текста на сайтах российских и американских разговорных радиостанций 63

§4. Приемы визуализации контента в разных версиях сайтов российских и американских разговорных радиостанций 70

§5. Приемы интерактивного взаимодействия с аудиторией в разных версиях сайтов российских и американских радиостанций 76

§6. Внедрение мультимедийных жанров в разных версиях сайтов российских и американских радиостанций 81

Заключение 86

Список литературы 89

Электронные источники 91


Введение


Появление Интернета и новейших технологий передачи и обработки информации стало катализатором изменений, произошедших в системе СМИ. Журналистика трансформировалась буквально за несколько десятилетий. Развитие технологий обновило принципы распространения, способы доставки и доступ потребителя к информации. Эти процессы стали причиной размывания границ между различными масс-медиа. Текстовая, визуальная и звуковая информация благодаря новым технологиям может доставляться по одному каналу связи. Данный процесс слияния технологий получил название технической конвергенции1.
Понятие конвергенции одним из первых сформулировал Р. Фидлер в своей теории медиаморфозиса (Mediamorphosis) в 1997 году.2 Медиамофозис – это изменение системы медиакоммуникаций, обычно спровоцированное комплексным взаимодействием конкурентного и политического давления, социальных и технологических инноваций.3 Медиаморфозис в своей основе имеет три составляющих – параллельную эволюцию медиа или соразвитие (coevolution), конвергенцию (convergence), многоплановость и комплексность (complexity).
Техническая конвергенция повлекла за собой не только смешение способов организации информации, но и изменения в сфере журналистской деятельности. Для нового типа СМИ уже не существуют отдельно газетная журналистика, радиожурналистика и тележурналистика. В данной работе автор рассматривает понятие медиаконвергенции с точки зрения нового вида подачи информации и «переупаковки» традиционных СМИ для интернет-платформ.4

В отличие от зарубежных тенденций, проблема перехода российских традиционных медиа в интернет-пространство – это вопрос последних десяти лет. Отставание от мировых трендов в сфере медиа можно связать как с экономическими и технологическими факторами (экономические кризисы 1990-х гг., уровень компьютеризации, распространение Интернета), так и с политическими и социальными особенностями развития России.


В качестве дипломной работы была выбрана тема «Онлайн-версии российских разговорных радиостанций: соотношение оригинальных решений и зарубежных заимствований». Изучая на этапе курсовой сайты российских разговорных радиостанций, я пришла к выводу, что для более глубокой оценки их эффективности и оригинальности необходимо рассмотреть их развитие в контексте мировых медийных тенденций. Данное исследование, таким образом, посвящено сравнительному анализу процессов «переупаковки» традиционных разговорных радиостанций в мультимедиа в России и мире (на примере радиостанций США).
Актуальность данной работы обусловлена тем, что эволюция традиционного радио в Интернете является наиболее интересным примером медиаконвергенции. В отличие от других традиционных СМИ (пресса, телевидение), радио изначально располагает только звуковым рядом, а значит, эфирный контент должен быть как-либо «визуализирован» для интернет-пользователя. Кроме того, для современного интернет-потребителя одинаково важны как информационная составляющая медиа, так и его технологичность, доступность. Медиарынок США одним из первых столкнулся со сложностями «переупаковки» традиционных СМИ. Американские медиаменеджеры были первыми, кто сформировал основные принципы существования радио в Интернете. Но американская модель радиовещания существенно отличается от российской, поэтому интересно проследить процесс медиаконвергенции в США и сравнить его с отечественной трансформацией в сфере медиа.
Объект исследования – различные версии сайтов российских и американских разговорных радиостанций.
Предмет исследования - соотношение оригинальных решений и зарубежных заимствований в процессе медиаконвергенции российского радиовещания.
Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы найти различия между сайтами российских и американских разговорных радиостанций в приемах формирования сетевого контента и доказать, что в отечественном разговорном радиовещании появились не только заимствованные, но и оригинальные модели «переупаковки контента».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:


  1. Рассмотреть процесс медиаконвергенции в сфере американского радиовещания на примере выбранных радиостанций;

  2. Изучить принципы программирования сетевого контента зарубежных разговорных радиостанций;

  3. Выявить особенности существования российских разговорных радиостанций в Интернете (наличие сайта, структура сайта, функционирование сайта);

  4. На примере выбранных радиостанций отследить процесс медиаконвергенции российского радиовещания;

  5. Сравнить зарубежные и отечественные трансформации на предмет заимствований и оригинальных решений.

Основной метод исследования – сравнительный анализ. Для отслеживания трансформаций сайтов радиостанций были использованы данные открытого интернет-архива Wayback Machine. Это ресурс, сохраняющий веб-страницы различных сайтов в разные периоды времени. На основе полученных данных можно будет сделать вывод, каково соотношение заимствований и оригинальных решений в программировании сетевого контента на сайтах российских радиостанций. В качестве критериев для сравнения взяты базовые принципы мультимедийности.5
Сравнение будет проводиться по следующим критериям:


  • Соответствие структуры сайта принципам мультимедийности6 (принцип дополнения, принцип иерархии информации, нелинейность восприятия информации, интерактивность);

  • Гипертекстуальность

  • Способы визуализации

  • Интерактивность как способ взаимодействия с аудиторией

  • Наличие мультимедийных жанров

  • Принципы рубрикации

Кроме того, в исследовании используются:

  • Метод исторического анализа

  • Типологический анализ сайтов российских и американских радиостанций

  • Включенное наблюдение за работой редакции над сайтом радиостанции Business FM (практика на радиостанции Business FM в интернет-редакции портала BFM.ru)

  • Анализ данных о посещаемости и активности пользователей на выбранных сайтах

Рабочую гипотезу данной работы можно сформулировать следующим образом. Основные принципы медиаконвергенции в сфере радиовещания в России были сформированы на зарубежных аналогах, однако особенности российской аудитории и медиаиндустрии заставили корректировать заимствованный опыт, вследствие чего появились оригинальные модели «переупаковки» контента в отечественном разговорном радиовещании.
Проблема медиаконвергенции широко изучена как российскими (работы Г.П. Бакулева7, М.М. Лукиной, И.Д. Фомичевой8, А.Г. Качкаевой9 и др.), так и зарубежными исследователями (R. Fidler10, H. Jenkins11, N. Medoff12,). Большинство зарубежных источников представляет собой практические пособия по медиапланированию и программированию контента. Среди них выделяются работы V. Geller13, D. MacFarland14, S. Ahern15. О переходе традиционного вещания в Интернет говорится в работе британского исследователя К. Пристамана.16 Среди отечественных материалов существует также большое количество учебных пособий и научных работ, посвященных современному радиовещанию в целом и его функционированию в Интернете  (И.И. Карпенко17, В.А. Колодкин18, П. Биргер19). Однако в России нет научных работ, посвященных сравнению двух моделей развития. Проблема заимствования и адаптирования приемов программирования сетевого контента для радиовещания является достаточно новой.
Материалом для общего обзора тенденций послужили онлайн-версии российских и американских радиостанций новостных и разговорных форматов (News, News&Talk, Talk). Российские разговорные радиостанции выбирались согласно индексу цитируемости в системе мониторинга СМИ «Медиалогия». В список вошли 7 самых цитируемых радиостанций на конец 2013 г.20


  • «Эхо Москвы»

  • «Русская Служба Новостей»

  • «Радио Свобода»

  • «Коммерсантъ FM»

  • «Business FM»

  • «Вести FM»

  • «Маяк»

Таким образом, в данной работе будут проанализированы семь российских сайтов.
Составление единого списка наиболее популярных американских разговорных радиостанций осложняется особенностями системы радиовещания этой страны. В течение XX века в США сложилась децентрализованная система внутреннего вещания: рейтинги радиостанций привязаны к региональному рекламному рынку. Кроме того, такие медиакорпорации как Clear Channel Communications, Cumulus Media, CBS Radio имеют разветвленную сеть радиостанций в разных штатах страны. В связи с этим, затруднительно выделить отдельные станции с высоким рейтингом, а сайты радиостанций, входящих в сеть зачастую строятся по одному макету.
Поэтому на основе данных системы Arbitron были выбраны шесть городов, с наибольшей аудиторией рекламного рынка.21


  • Нью-Йорк (16,033,100)

  • Лос-Анджелес (11,179,600)

  • Чикаго (7,910,200)

  • Сан-Франциско (6,377,900)

  • Даллас (5, 559,300)

  • Хьюстон (5, 253, 500)

На каждом рекламном рынке были отобраны наиболее популярные радиостанции, принадлежащие разным владельцам. В работе будут рассмотрены не все радиостанции, так как у большинства станций, принадлежащих одной компании, сайты выполнены по одному макету.


  • WABC-AM (Нью-Йорк – Cumulus Media )

  • WOR-AM (Нью-Йорк – Clear Channel Communications)

  • WINS-AM (Нью-Йорк – CBS Radio)

  • WBBR-AM (Нью-Йорк – Bloomberg Business News Radio)

  • KABC-AM (Лос-Анджелес – Cumulus Media)

  • KFI-AM (Лос-Анджелес – Clear Channel Communications)

  • KNX-AM (Лос-Анджелес – CBS Radio)

  • KKSF-AM (Сан-Франциско – Clear Channel Communications)

  • KCBS-AM (Сан-Франциско – CBS Radio)

  • KGO-AM (Сан-Франциско – Cumulus Media)

  • KSFO-АМ (Сан-Франциско – Cumulus Media)

  • WGN-AM (Чикаго – Tribune Broadcasting)

  • WLS-AM (Чикаго – Cumulus Media )

  • WIND-AM (Чикаго – Salem Communications)

  • WBBM-AM (Чикаго – CBS Radio)

  • KLIF-AM (Даллас – Cumulus Media)

  • KRLD-AM (Даллас – CBS Radio)

  • KTRH-AM (Хьюстон – Salem Communications)

  • KNRH-AM (Хьюстон – Clear Channel Communications)

  • KPRC-AM (Хьюстон – Clear Channel Communications)

Работа делится на три части. Первая глава посвящена описанию системы радиовещания и особенностям медиаконвергенции в США. Во второй главе излагаются особенности отечественной системы радиовещания и процесс перехода традиционного радио в Интернет. Третья глава – это практическая часть работы. В ней проводится сравнительный анализ сайтов российских и американских радиостанций на предмет заимствования и поиска оригинальных решений в организаций и подаче контента на интернет-платформах.



Каталог: data -> 2014
2014 -> Кандидат искусствоведения, доцент Е. Ю. Хлопина Примерные темы курсовых работ на 2014-2015 уч гг
2014 -> Учителя по формированию читательской грамотности в начальной школе
2014 -> Особенности машинной арифметики. Представление чисел в ЭВМ
2014 -> «Корпоративные практики по поддержке здорового образа жизни и устранению основных факторов риска хронических заболеваний»
2014 -> Семинар нуга №1. 20. 02. 14 Общие черты перехода
2014 -> «Соответствие организационной структуры компании особенностям отрасли


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница