Оценка состояния конкуренции в приоритетных сферах



страница1/11
Дата12.08.2016
Размер1.59 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Приложение 1

к Программе


Оценка состояния конкуренции в приоритетных сферах
1. Общие положения
В соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.07.2009 № 12067-АП/Д22 для проведения оценки конкурентной среды на товарных рынках в рамках Программы выбраны следующие приоритетные сферы:

- агропродовольственный комплекс;

- розничная торговля;

- реализация нефтепродуктов;

- рынок фармацевтической и медицинской продукции;

- здравоохранение;

- информационно-коммуникационные технологии и связь;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- пассажирские перевозки;

- туризм;

- строительство.

Оценка состояния конкурентной среды на товарных рынках осуществлялась в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 25 апреля 2006 г. № 108 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», на основе информации, получаемой от продавцов, покупателей, конкурентов, в том числе государственных, общественных, научных организаций, коммерческих и некоммерческих организаций, экспертов.

В качестве источников исходной информации о товарных рынках использовались:

- данные государственной статистической отчетности, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;

- информация налоговых органов, банковских структур, инвестиционных фондов;

- сведения об объёмах производства и реализации видов продукции (работ, услуг), полученные антимонопольными органами непосредственно от хозяйствующих субъектов;

- данные выборочных опросов покупателей, характеризующие покупательские предпочтения, критерии взаимозаменяемости товаров, критерии определения географических границ товарного рынка;

- данные товароведческой экспертизы, подтверждающие или отрицающие взаимозаменяемость товаров при формировании товарных групп;

- данные ведомственных и независимых информационных центров и служб о состоянии, структуре и объемах товарных рынков, участии в товарообороте отдельных производителей и покупателей продукции.

Для определения уровня концентрации товарного рынка используются следующие показатели:

- коэффициент рыночной концентрации (CRn) – сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа (n) крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:



n

CRn= ∑ Di,

i=1


где:


Di- выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

n - число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке (для проведения оценки конкурентной среды на товарных рынках в рамках Программы n=3);

- индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) - сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:


N

HHI=∑ Di2,

i=1

где:


Di - выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке;

N - общее количество хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

По результатам проведенного анализа сделаны выводы о развитости или неразвитости конкуренции на товарном рынке.
2. Оценка состояния конкуренции в агропродовольственном комплексе
2.1. Продуктовые границы товарного рынка агропродовольственного комплекса.

Агропродовольственный комплекс - это система экономических отношений в сфере агропродовольственного сектора, с помощью которых осуществляется производство, распределение и потребление сельскохозяйственной продукции, а также взаимодействие производителей, потребителей, продавцов и покупателей.

Агропродовольственный рынок охватывает отношения, возникающие при распределении и потреблении сельскохозяйственной продукции, имеет многоотраслевой характер, обладает большим разнообразием традиционных видов товарной продукции сельского хозяйства.

Рассматриваемый рынок включает в себя три сектора: рынок сельскохозяйственной продукции, рынок сельскохозяйственного сырья и продовольственный рынок.

На рынке сельскохозяйственной продукции осуществляется сбыт продукции, потребляемой в свежем виде (например, фрукты, овощи и т.д.). Причем рынки могут быть специализированными (плодово-ягодный, овощной и т.д.) и универсальными, на которых реализуются многие виды сельскохозяйственной продукции.

На рынке сельскохозяйственного сырья реализуется продукция, предназначенная для промышленной переработки (например, зерно для мукомольного производства).

Продовольственный рынок охватывает все экономические отношения, связанные со сбытом пищевой продукции, полученной от переработки сельскохозяйственного и другого сырья.

Каждый из этих трех рынков имеет определенный состав контрагентов, свою специфику, технологию, схему товародвижения и инфраструктуру. Они взаимосвязаны друг с другом. Особенно тесно переплетаются интересы участников рынка сельскохозяйственного сырья и продовольственного рынка.

В целях оценки конкуренции на агропродовольственном рынке области продуктовые границы определены в соответствии с действующим Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК029-2007, подразделом DA - производство пищевых продуктов.

2.2. Географические границы товарного рынка агропродовольственного комплекса.

Географические границы данного рынка определены в административных границах Ярославской области.

2.3. Анализ состояния товарного рынка агропродовольственного комплекса.

На территории Ярославской области находятся 70 крупных и средних пищевых перерабатывающих предприятий.

Таблица 1

Отраслевая структура предприятий агропромышленного комплекса Ярославской области

п/п


Тип предприятия

Количество

предприятий



1

2

3

1.

Коллективные сельскохозяйственные предприятия

371

2.

Крестьянские (фермерские) хозяйства

2036

3.

Молокоперерабатывающие предприятия

14

4.

Мясоперерабатывающие предприятия

7

5.

Хлебопекарные предприятия

15

1

2

3

6.

Льноперерабатывающие предприятия

10

7.

Мукомольные и комбикормовые предприятия

7

8.

Пиво-безалкогольные предприятия

5

9.

Рыбоперерабатывающие предприятия

3

10.

Кондитерские предприятия

3

11.

Ликеро-водочные предприятия

2

12.

Предприятия по материально-техническому обеспечению, агрохимическому обслуживанию и ремонту техники

17

13.

Сельскохозяйственные учебные заведения

5

14.

Научные учреждения

1

15.

Прочие

5



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница