Образовательный стандарт высшего образования высшее образование первая ступень



Скачать 470.66 Kb.
страница1/3
Дата06.06.2016
Размер470.66 Kb.
ТипОбразовательный стандарт
  1   2   3
ОСВО 1-40 01 01-2013
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 1-40 01 01 ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КВАЛИФИКАЦИЯ ИНЖЕНЕР-ПРОГРАММИСТ
ВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ

ПЕРШАЯ СТУПЕНЬ

СПЕЦЫЯЛЬНАСЦЬ 1-40 01 01 ПРАГРАМНАЕ ЗАБЕСПЯЧЭННЕ IНФАРМАЦЫЙНЫХ ТЭХНАЛОГIЙ

КВАЛIФIКАЦЫЯ IНЖЫНЕР-ПРАГРАМIСТ
HIGHER EDUCATION

FIRST STAGE

SPECIALITY 1-40 01 01 INFORMATION TECHNOLOGY SOFTWARE

QUALIFICATION SOFTWARE ЕNGINEER
Министерство образования Республики Беларусь

Минск
УДК 004.38+004.7


Ключевые слова: высшее образование, первая ступень, образовательная программа, знания, умения, навыки, компетенции, типовой учебный план по специальности, учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине, зачетная единица, итоговая аттестация, качество высшего образования, самостоятельная работа студентов, инженер-программист, информационное обеспечение, программное обеспечение (ПО), аппаратное обеспечение, язык программирования, архитектура вычислительных машин, защита программного обеспечения, интернет-технология, информационная технология, компьютерная система, компьютерная техника, операционная система, программное обеспечение, программное средство, язык программирования.
Предисловие
РАЗРАБОТАН учреждением образования "Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники"

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30 августа 2013 г. N 88

Настоящий образовательный стандарт не может быть тиражирован и распространен без разрешения Министерства образования Республики Беларусь

Издан на русском языке


СОДЕРЖАНИЕ

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Основные термины и определения

4 Общие положения

4.1 Общая характеристика специальности

4.2 Требования к уровню образования лиц, поступающих для получения высшего образования I ступени

4.3 Общие цели подготовки специалиста

4.4 Формы получения высшего образования I ступени

4.5 Сроки получения высшего образования I ступени

5 Характеристика профессиональной деятельности специалиста

5.1 Сфера профессиональной деятельности специалиста

5.2 Объекты профессиональной деятельности специалиста

5.3 Виды профессиональной деятельности специалиста

5.4 Задачи профессиональной деятельности специалиста

5.5 Возможности продолжения образования специалиста

6 Требования к компетентности специалиста

6.1 Состав компетенций специалиста

6.2 Требования к академическим компетенциям специалиста

6.3 Требования к социально-личностным компетенциям специалиста

6.4 Требования к профессиональным компетенциям специалиста

7 Требования к учебно-программной документации

7.1 Состав учебно-программной документации

7.2 Требования к разработке учебно-программной документации

7.3 Требования к составлению графика образовательного процесса

7.4 Требования к структуре типового учебного плана по специальности

7.5 Требования к обязательному минимуму содержания учебных программ и компетенциям по учебным дисциплинам

7.6 Требования к содержанию и организации практик

8 Требования к организации образовательного процесса

8.1 Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса

8.2 Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса

8.3 Требования к научно-методическому обеспечению образовательного процесса

8.4 Требования к организации самостоятельной работы студентов

8.5 Требования к организации идеологической и воспитательной работы

8.6 Общие требования к формам и средствам диагностики компетенций

9 Требования к итоговой аттестации

9.1 Общие требования

9.2 Требования к дипломному проекту (дипломной работе)

Приложение Библиография
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ

Специальность 1-40 01 01 Программное обеспечение информационных технологий

Квалификация Инженер-программист
ВЫШЭЙШАЯ АДУКАЦЫЯ. ПЕРШАЯ СТУПЕНЬ

Спецыяльнасць 1-40 01 01 Праграмнае забеспячэнне iнфармацыйных тэхналогiй

Квалiфiкацыя Iнжынер-праграмiст
HIGHER EDUCATION. FIRST STAGE

Speciality 1-40 01 01 Information Technology Software

Qualification Software Еngineer
Дата введения 2013-09-01
1 Область применения
Стандарт применяется при разработке учебно-программной документации образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием, и образовательной программы высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированной с образовательными программами среднего специального образования, по специальности 1-40 01 01 "Программное обеспечение информационных технологий" (далее, если не установлено иное, - образовательные программы по специальности 1-40 01 01 "Программное обеспечение информационных технологий"), учебно-методической документации, учебных изданий, информационно-аналитических материалов.

Стандарт обязателен для применения во всех учреждениях высшего образования Республики Беларусь, осуществляющих подготовку по образовательным программам по специальности 1-40 01 01 "Программное обеспечение информационных технологий".


2 Нормативные ссылки
В настоящем образовательном стандарте использованы ссылки на следующие правовые акты:

СТБ 22.0.1-96 Система стандартов в сфере образования. Основные положения (далее - СТБ 22.0.1-96)

СТБ ИСО 9000-2006 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь (далее - СТБ ИСО 9000-2006)

ОКРБ 011-2009 Общегосударственный классификатор Республики Беларусь "Специальности и квалификации" (далее - ОКРБ 011-2009)

ОКРБ 005-2011 Общегосударственный классификатор Республики Беларусь "Виды экономической деятельности" (далее - ОКРБ 005-2011)

Кодекс Республики Беларусь об образовании (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., N 13, 2/1795) (далее - Кодекс Республики Беларусь об образовании).


3 Основные термины и определения
В настоящем образовательном стандарте применяются термины, определенные в Кодексе Республики Беларусь об образовании, а также следующие термины с соответствующими определениями:

Аппаратное обеспечение - все оборудование, включая носители данных, предназначенное для автоматизированной обработки данных.

Архитектура вычислительных машин - система основных функциональных средств машин, принципов организации вычислительного процесса и переработки информации в ней.

Зачетная единица - числовой способ выражения трудоемкости учебной работы студента (курсанта, слушателя), основанный на достижении результатов обучения.

Интерфейс - совокупность средств и правил, обеспечивающих взаимодействие устройств вычислительной машины или системы обработки информации и/или программ.

Информационное обеспечение - данные и/или алгоритм обработки, необходимые при решении определенного круга задач в данной предметной области.

Инженер-программист - квалификация специалиста с высшим образованием в области разработки программного обеспечения информационных технологий.

Информационная технология - совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая прикладные программные средства, и регламентированного порядка их применения.

Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, актуализации и предоставления документированной информации пользователю.

Квалификация - знания, умения и навыки, необходимые для той или иной профессии на рынках труда, подтвержденные документом об образовании (СТБ 22.0.1-96).

Компетентность - выраженная способность применять свои знания и умения (СТБ ИСО 9000-2006).

Компетенция - знания, умения, опыт и личностные качества, необходимые для решения теоретических и практических задач.

Обеспечение качества - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией, направленная на создание уверенности, что требования к качеству будут выполнены (СТБ ИСО 9000-2006).

Программа - данные, предназначенные для управления конкретными компонентами системы обработки информации в целях реализации определенного алгоритма.

Программирование - научная и практическая деятельность по созданию программ.

Программное обеспечение информационной технологии - совокупность алгоритмов и программ, используемых при реализации информационного процесса с помощью вычислительной техники.

Специальность - вид профессиональной деятельности, требующий определенных знаний, навыков и компетенций, приобретаемых путем обучения и практического опыта (ОКРБ 011-2009).

Язык программирования - язык, предназначенный для представления программ.
4 Общие положения
4.1 Общая характеристика специальности
Специальность 1-40 01 01 "Программное обеспечение информационных технологий" в соответствии с ОКРБ 011-2009 относится к профилю образования I "Техника и технологии", направлению образования 40 "Информатика и вычислительная техника" и обеспечивает получение квалификации "Инженер-программист".

Согласно ОКРБ 011-2009 по специальности предусмотрены специализации:

- 1-40 01 01 01 "Веб-технологии и программное обеспечение мобильных систем";

- 1-40 01 01 02 "Автоматизированные системы";

- 1-40 01 01 03 "Базы данных и программное обеспечение информационных систем";

- 1-40 01 01 04 "Системы обеспечения безопасности данных";

- 1-40 01 01 05 "Управление качеством и тестирование программного обеспечения";

- 1-40 01 01 06 "Сопровождение программного обеспечения";

- 1-40 01 01 07 "Администрирование компьютерных систем и сетей";

- 1-40 01 01 08 "Управление проектами, бизнес- и системный анализ программного обеспечения";

- 1-40 01 01 09 "Технологии распределенной обработки данных".
4.2 Требования к уровню образования лиц, поступающих для получения высшего образования I ступени

4.2.1 На все формы получения высшего образования могут поступать лица, которые имеют общее среднее образование или профессионально-техническое образование с общим средним образованием либо среднее специальное образование, подтвержденное соответствующим документом об образовании.

4.2.2 Прием лиц для получения высшего образования I ступени осуществляется в соответствии с пунктом 9 статьи 57 Кодекса Республики Беларусь об образовании.
4.3 Общие цели подготовки специалиста
Общие цели подготовки специалиста:

- формирование и развитие социально-профессиональной, практико-ориентированной компетентности, позволяющей сочетать академические, социально-личностные, профессиональные компетенции для решения задач в сфере профессиональной и социальной деятельности;

- формирование профессиональных компетенций для работы в области компьютерного программирования, консультационных и других сопутствующих услуг, а также деятельности в области информационного обслуживания.
4.4 Формы получения высшего образования I ступени
Обучение по специальности предусматривает следующие формы: очная (дневная, вечерняя), заочная (в т.ч. дистанционная).
4.5 Сроки получения высшего образования I ступени
Срок получения высшего образования в дневной форме получения образования по специальности 1-40 01 01 "Программное обеспечение информационных технологий" составляет 4 года.

Срок получения высшего образования в вечерней форме составляет 5 лет.

Срок получения высшего образования в заочной форме составляет 5 лет.

Срок получения высшего образования в дистанционной форме составляет 5 лет.

Срок получения высшего образования по специальности 1-40 01 01 "Программное обеспечение информационных технологий" лицами, обучающимися по образовательной программе высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированной с образовательными программами среднего специального образования, может быть сокращен учреждением высшего образования при условии соблюдения требований настоящего образовательного стандарта.

Срок обучения по образовательной программе высшего образования I ступени, обеспечивающей получение квалификации специалиста с высшим образованием и интегрированной с образовательными программами среднего специального образования, в вечерней и заочной (в т.ч. дистанционной) формах может увеличиваться на 0,5 - 1 год относительно срока обучения по данной образовательной программе в дневной форме.


5 Характеристика профессиональной деятельности специалиста
5.1 Сфера профессиональной деятельности специалиста
Основными сферами профессиональной деятельности специалиста являются:

- 62 Компьютерное программирование, консультационные и другие сопутствующие услуги;

- 63 Деятельность в области информационного обслуживания;

- 72 Научные исследования и разработки;

- 854 Высшее образование;
5.2 Объекты профессиональной деятельности специалиста
Объектами профессиональной деятельности специалиста являются программные и математические средства компьютерной техники, компьютерных систем и сетей.
5.3 Виды профессиональной деятельности специалиста
Специалист должен быть компетентен в следующих видах деятельности:

- проектно-производственной и эксплуатационной;

- научно-исследовательской и образовательной;

- организационно-управленческой;

- инновационной.
5.4 Задачи профессиональной деятельности специалиста
Специалист должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач:

- анализ предметной области и разработка требований к создаваемым программным средствам и системам;

- эскизное проектирование программных средств и систем;

- техническое проектирование программных средств;

- кодирование программных средств;

- тестирование, верификация и аттестация программных средств;

- измерение, оценка качества программных средств;

- эксплуатация программных средств, компьютерных систем и сетей;

- теоретические и экспериментальные исследования, связанные с разработкой, совершенствованием или оценкой программных средств;

- обучение и повышение квалификации персонала;

- документирование программных средств;

- сопровождение программных средств;

- управление программными проектами;

- планирование мероприятий в области инновационной деятельности.


5.5 Возможности продолжения образования специалиста
Специалист может продолжить образование на II ступени высшего образования (магистратура) в соответствии с рекомендациями ОКРБ 011-2009.
6 Требования к компетентности специалиста
6.1 Состав компетенций специалиста
Освоение образовательных программ по специальности 1-40 01 01 "Программное обеспечение информационных технологий" должно обеспечить формирование следующих групп компетенций:

академических компетенций, включающих знания и умения по изученным учебным дисциплинам, умение учиться;

социально-личностных компетенций, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им;

профессиональных компетенций, включающих способность решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.
6.2 Требования к академическим компетенциям специалиста
Специалист должен:

- АК-1. Уметь применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач.

- АК-2. Владеть системным и сравнительным анализом.

- АК-3. Владеть исследовательскими навыками.

- АК-4. Уметь работать самостоятельно.

- АК-5. Быть способным порождать новые идеи (обладать креативностью).

- АК-6. Владеть междисциплинарным подходом при решении проблем.

- АК-7. Иметь навыки, связанные с использованием технических устройств, управлением информацией и работой с компьютером.

- АК-8. Обладать навыками устной и письменной коммуникации.

- АК-9. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни.

- АК-10. Использовать основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности.

- АК-11. Владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации с использованием компьютерной техники.

- АК-12. Владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

- АК-13. Ориентироваться в базовых положениях экономической теории, применять их с учетом рыночной экономики.

- АК-14. На научной основе организовывать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
6.3 Требования к социально-личностным компетенциям специалиста
Специалист должен:

- СЛК-1. Обладать качествами гражданственности.

- СЛК-2. Быть способным к социальному взаимодействию.

- СЛК-3. Обладать способностью к межличностным коммуникациям.

- СЛК-4. Владеть навыками здоровьесбережения.

- СЛК-5. Быть способным к критике и самокритике.

- СЛК-6. Уметь работать в команде.
6.4 Требования к профессиональным компетенциям специалиста
Специалист должен быть способен:

Проектно-производственная и эксплуатационная деятельность

- ПК-1. Владеть современными технологиями анализа предметной области и разработки требований к создаваемым системам и программным средствам.

- ПК-2. Владеть современными технологиями проектирования сложных систем и программных средств.

- ПК-3. Проводить технико-экономическую оценку вариантов проекта.

- ПК-4. Программировать на профессиональном уровне с учетом ресурсов и возможностей конкретного компьютера, требований стандартов, ограничений проекта.

- ПК-5. Использовать автоматизированные средства разработки программных средств.

- ПК-6. Владеть современными технологиями тестирования, отладки, верификации, аттестации и оценки качества программных средств.

- ПК-7. Управлять процессами жизненного цикла программных средств.

- ПК-8. Владеть вопросами информационно-методического и нормативного правового обеспечения процессов развития информатизации общества.

- ПК-9. Владеть вопросами информационной безопасности.

- ПК-10. Владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки информации в сфере своей профессиональной деятельности.

- ПК-11. Владеть методами эффективной эксплуатации программных средств.

- ПК-12. Администрировать компьютерные системы и сети.

- ПК-13. Конфигурировать компьютерные системы и сети для конкретных задач определенного круга пользователей.



Научно-исследовательская и образовательная деятельность

- ПК-14. Принимать участие в научных исследованиях, связанных с разработкой новых или совершенствованием и развитием имеющихся программных средств.

- ПК-15. Выполнять теоретические и экспериментальные исследования, различные виды моделирования автоматизируемых предметных областей.

- ПК-16. Выполнять оценку эффективности программных средств.

- ПК-17. Приобретать новые знания, используя современные информационные технологии.

- ПК-18. Повышать квалификацию своих подчиненных в области программного обеспечения информационных технологий.

- ПК-19. Организовывать и проводить обучение обслуживающего персонала и пользователей.

Организационно-управленческая деятельность

- ПК-20. Работать с юридической литературой и трудовым законодательством.

- ПК-21. Организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей.

- ПК-22. Взаимодействовать со специалистами смежных профилей.

- ПК-23. Анализировать и оценивать собранные данные.

- ПК-24. Вести переговоры с другими заинтересованными участниками.

- ПК-25. Готовить доклады, материалы к презентациям.

- ПК-26. Владеть современными средствами инфокоммуникаций.



Инновационная деятельность

- ПК-27. Разрабатывать бизнес-планы создания новых информационных технологий.

- ПК-28. Оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых информационных технологий.

- ПК-29. Проводить опытно-технологические работы при освоении новых технологий, опытно-промышленную проверку и испытания разрабатываемых программных средств.

- ПК-30. Составлять договора на выполнение научно-исследовательских работ, а также договора о совместной деятельности по освоению новых технологий.

- ПК-31. Готовить проекты лицензионных договоров о передаче прав на использование объектов интеллектуальной собственности.


7 Требования к учебно-программной документации
7.1 Состав учебно-программной документации
Образовательные программы по специальности 1-40 01 01 "Программное обеспечение информационных технологий" включают следующую учебно-программную документацию:

- типовой учебный план по специальности;

- учебный план учреждения высшего образования по специальности (специализации);

- типовые учебные программы по учебным дисциплинам;

- учебные программы учреждения высшего образования по учебным дисциплинам;

- программы практик.


7.2 Требования к разработке учебно-программной документации
7.2.1 Максимальный объем учебной нагрузки студента не должен превышать 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной работы.

7.2.2 Объем обязательных аудиторных занятий, определяемый учреждением высшего образования с учетом специальности, специфики организации образовательного процесса, оснащения учебно-лабораторной базы, информационного, научно-методического обеспечения, устанавливается в пределах 24 - 32 часов в неделю.

7.2.3 В часы, отводимые на самостоятельную работу по учебной дисциплине, включается время, предусмотренное на подготовку к экзамену (экзаменам) по учебной дисциплине.
7.3 Требования к составлению графика образовательного процесса
7.3.1 Примерное количество недель по видам деятельности для дневной формы получения высшего образования определяется в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1




Виды деятельности, устанавливаемые в учебном плане

Количество недель

Количество часов

Теоретическое обучение

123

6642

Экзаменационные сессии

26

1404

Практика

8

432

Дипломное проектирование

8

432

Итоговая аттестация

2

108

Каникулы

32




Итого

199

9018

7.3.2 При разработке учебного плана учреждения высшего образования по специальности (специализации) учреждение высшего образования имеет право вносить изменения в график образовательного процесса при условии соблюдения требований к содержанию образовательной программы, указанных в настоящем образовательном стандарте.

7.3.3 При заочной форме получения высшего образования студенту должна быть обеспечена возможность учебных занятий с лицами из числа профессорско-преподавательского состава в объеме не менее 200 часов в год.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница