Образовательная программа «Подготовка детей к школе средствами художественно-прикладной деятельности»



Скачать 489.32 Kb.
страница1/2
Дата29.07.2016
Размер489.32 Kb.
ТипОбразовательная программа
  1   2
Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей станция юных техников Копейского городского округа


Согласованно:

Методистом «МОУ ЦМО УО»

Рубцова О.В.

«____»____________________



Утверждаю:

Директор МОУДОД СЮТ

_______ Тутатчикова Г. Г.

«____» __________ 2015 г.



Образовательная программа

«Подготовка детей к школе средствами

художественно-прикладной деятельности»

Срок реализации: 2 года

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Новосельцева Алена Валерьевна,

педагог дополнительного образования

2015


Информационная карта программы
Тип программы модифицированная

Образовательная область технология

Направление деятельности художественно-эстетическая

Способ освоения содержания образования

репродуктивная, творческая

Уровень освоения содержания образования

общекультурный

Возрастной уровень реализации программы

дошкольное образование

Форма реализации программы

групповая, коллективная, индивидуальная, в парах

Продолжительность реализации программы двухгодичная
Содержание:


  1. Пояснительная записка

  2. Учебно-тематический план. 1 год обучения

  3. Содержание. 1 год обучения

  4. Ожидаемый результат

  5. Учебно-тематический план. 2 год обучения

  6. Содержание. 2 год обучения

  7. Ожидаемый результат

  8. Учебно-методический комплекс

  9. Техника безопасности

  10. Список художественной и познавательной литературы

  11. Список литературы

Приложения:

1. Формы подведения итогов реализации программы и критерии оценки



  1. Воспитательная работа

  2. Образцы дидактического материала

  3. Разработки занятий

Пояснительная записка
Работа будет осуществляться по образовательной программе составленной Турбачевой Татьяной Фёдоровной с внесенными мною изменениями в практическую часть.

Одной из главных задач для детей старшего дошкольного возраста является подготовка к школе. У детей пяти-семи лет необходимо формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы, координацию и мелкую моторику, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, формировать желание учиться в школе.

Полезно развивать у малышей способность к синтезу и анализу, к самоконтролю и самооценке при выполнении работ. Совершенствовать трудовые умения и навыки, развивать трудолюбие. Развивать коммуникативные качества, воображение как основу творческой деятельности, образную, ассоциативную и зрительную память, речь, формировать нестандартное мышление,

Успешно подготовиться к школе детям помогают воспитатели детского сада и родители.

Очень большую помощь в подготовке детей к школе за счет развития интеллектуальных, художественных способностей, мелкой моторики рук, коммуникативных качеств могут оказать занятия с педагогами дополнительного образования.

Данная программа предусматривает занятия с воспитанниками детского сада пяти - семилетнего возраста на базе творческого объединения декоративно-прикладного творчества «Кудесники».

Занятия декоративно-прикладным искусством чрезвычайно полезны для дошкольников, но при этом задания должны отличаться простотой, краткосрочностью исполнения, носить вариативный характер.

Занятия лепкой, вырезыванием, конструированием, аппликацией, декоративным рисованием положительно влияют на развитие мелких мышц рук, делают пальчики более чувствительными и послушными, что особенно полезно для детей данного возраста. Если будут развиваться пальчики, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.

У детей развиваются воображение, внимание, цветовосприятие, усидчивость, терпение. Эффективны для поднятия уровня мотивации и развития воображения у детей нетрадиционные художественные техники, такие, как кляксография, скатывание бумаги в шарики, обрывание бумаги, оттиск пенопластом и т. п.

Большое значение в обучении декоративно-прикладному искусству отводится выполнению заданий по образцу, подражанию взрослому. Но как показывают современные психологические и педагогические исследования, дошкольник рано начинает проявлять способность к самостоятельному поиску, поэтому в программе значительное место имеет развитие самостоятельного мышления. Самостоятельность мышления детей развивается и в игре, и в конструировании и в процессе выполнения художественных практических заданий.

Программа предусматривает формирование правильного представления о предметах, их форме, цвете, величине, по мнению крупнейшего психолога А.В. Запорожца, это имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка. Наличие четких представлений о величине предметов помогает ребенку во многих жизненных ситуациях, облегчает ориентировку в окружающем мире, предотвращает многие не всегда безопасные действия. «Вместе с тем соотнесение величин предметов – это путь перехода от конкретного к абстрактному, от чувственного познания к логическому» («Дошкольное воспитание» № 1, 1989).

Пальчиковые разминки с использованием скороговорок помогают развивать у детей речь. Использование приема фантастических гипотез и сочинения сказочек по заданной схеме развивает воображение.

На занятиях в творческом объединении успешно применяются такие методические приемы этнопедагогики (народной педагогики) как чтение сказок, скороговорок, пословиц, поговорок, чистоговорок. Пословицы и поговорки методом «назидания» воспитывают ребятишек, прививают им понятия нравственности, кроме этого придают занятию особый народный колорит. Через сказки народная педагогика доводила до сознания детей нравственные законы народа. Такой древний вид народного творчества как загадка способствует развитию у детей образного мышления.

С удовольствием дети знакомятся с русским земледельческим старинным календарем праздников, православными праздниками. Но так как мы живем в многонациональной стране необходимо знакомить детей и с культурой других народностей, особенно народностей, проживающих в нашем уральском регионе. Это помогает развивать толерантное отношение детей к людям других национальностей. Так как коренными жителями нашего региона являются башкиры, на занятиях дети знакомятся с татаро-башкирской культурой. Кроме этого дети имеют возможность увидеть работы народных мастеров Польши, Германии, Китая, Дагестана. Это дает им понять, что люди всех национальностей хороши, талантливы и трудолюбивы.

В целях реализации потенциальных возможностей детей и их благополучного развития на занятиях должно присутствовать чувство эмоционального комфорта и защищенности. Атмосфера доброжелательности, постоянного внимания и поддержки является основополагающим условием успеха.

Прекрасно поднимает настроение, мотивацию на творческую работу применение классических и народных музыкальных произведений. Кроме того учеными доказано лечебное, восстанавливающее воздействие на организм человека музыкальных произведений В.А. Моцарта. Шелест листвы, пение птиц, стрекотание кузнечиков, журчание ручейка – натуральные звуки природы - создают идеальную атмосферу для восстановления душевных сил. Поэтому программой предусмотрено применение произведений В.А. Моцарта, П.И. Чайковского, А. Вивальди, народной музыки и натуральных звуков природы на занятиях с детьми. В наши дни детям не помешает восстановление либо сохранение здоровья.

Сотрудничество ребенка со взрослым, оказание педагогом необходимой ему помощи с учетом индивидуальных проблем, помогает ребенку поверить в свои силы, стать уверенным, стимулирует его развитие.

Ребенок всегда должен быть уверен, что как личность он принимается, безусловно, отношение к нему не переменится, не смотря на плохое качество выполненной им работы.

На занятиях необходимо дать ребенку возможность почувствовать свою состоятельность в каком-либо виде деятельности, проявить себя с хорошей стороны, утвердить свое достоинство, завоевать уважение ребят. Коммуникативные качества ребят развиваются при выполнении коллективных работ, работе в парах, на праздниках, экскурсиях.

Уверенность ребенка в безусловном принятии себя как личности независимо от успехов, позитивные отношения с ребятами в конечном итоге будут способствовать формированию положительной «Я - концепции», без которой невозможно успешное обучение в школе и дальнейшее гармоничное личностное развитие.



Цель и задачи программы
Цель: Подготовка детей к школе путем развития творческих, художественных способностей, воображения, мелкой моторики рук.
Задачи:
Научить детей:


  • обводить карандашом шаблоны;

  • вырезать из цветной бумаги несложные элементы;

  • лепить простые фигурки из пластилина, глины, соленого теста;

  • наклеивать вырезанные элементы на фон;

  • конструировать простые изделия из бумаги и картона;

  • рисовать несложные изображения карандашом, фломастером, кистью;

  • сочинять мини-сказки по заданной схеме;

  • сравнивать и находить отличия между двумя и более объектами;

  • различать пространственные ориентировки (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко);

  • различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).


Развивать у детей:


  • мотивацию к познанию и творчеству;

  • воображение как основу творческой деятельности;

  • образную, ассоциативную, зрительную память;

  • самостоятельное мышление;

  • нестандартное мышление;

  • речь;

  • мелкую моторику рук;

  • усидчивость;

  • внимание;

  • воображение;

  • элементарные пространственные и величинные представления;

  • цветовосприятие;

  • коммуникативные качества.


Воспитывать в детях:


  • любовь и уважение к близким людям;

  • толерантность;

  • доброту, отзывчивость;

  • любовь к родному краю, природе, бережное отношение к ней;

  • волевые качества, терпеливость;

  • привычку культурного поведения.

  • интерес к учебе в школе.

Характеристика программы
Данная программа может быть реализована с детьми 5-7 летнего возраста на базе учреждения дополнительного образования или детского сада. Программа рассчитана на 2 года обучения.

В группе могут успешно заниматься как девочки, так и мальчики.

В одной группе может заниматься не более 12 детей, так как детям постоянно необходима индивидуальная помощь педагога.

Продолжительность занятия один академический час.



1 год обучения
Цель: Развитие творческих и художественных способностей, фантазии, сенсомоторики рук.
Учебно-тематический план.

1 год обучения




Название раздела

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

1

0,5

0,5

2.

Вырезывание

10

2

8

3.

Аппликация

15

3,5

11,5

3.

Конструирование из бумаги

15

4

11

4.

Декоративное рисование

12

3

9

5.

Лепка из пластилина и глины

12

2

10

6.

Поделки из природных материалов

6

2

4

7.

Итоговое занятие

1

1







Итого:

72

20

52


Содержание. 1 год обучения.
Тема: Вводное занятие. 1 час.
Ключевые слова и понятия: Декоративно-прикладное искусство.

Теоретическая часть: Знакомство с детьми. Рассказ о декоративно-прикладном искусстве, о видах декоративных работ, которые будут изучаться в течение учебного года.

Практическая работа: Диагностика стартовых возможностей детей.

Наглядность и оборудование: Изделия декоративно-прикладного искусства. Поделки, выполненные старшими детьми.

Знания: Значение ключевых слов и понятий. Правила поведения.
Вырезывание.10 часов.
Ключевые слова и понятия: Вырезывание. Круг. Треугольник. Квадрат. Прямоугольник. Вырезка. Контур. Силуэт. Рисунок. Натюрморт. Пейзаж.

Теоретическая часть: Закрепление знаний о вырезывании, геометрических фигурах, полученных на занятиях в детском саду. Знакомство с понятиями натюрморт, пейзаж. Правила ТБ при работе с ножницами, карандашами, кистями, клеем.

Практическая работа:

Вырезывание геометрических фигур:

- квадрат, прямоугольник, треугольник;

- круг, овал.

Вырезывание по контуру:

- листья;

- ягоды;

- грибы;


- фрукты;

- птицы;


- животные.

Симметричное вырезывание из бумаги, сложенной пополам:

- деревья;

- бабочки.

Оборудование и материалы: Магнитофон. Белая и цветная бумага, карандаши, кисти для клея, клей ПВА.

Зрительный ряд:

Репродукции картин:

- И. Грабарь. «Груши», И.Н. «Букет цветов. Флоксы»;

- А. Куинджи. «Березовая роща»;

- Анри Матисс. «Фрукты и бронза»;

- К. Петров-Водкин. «Яблоки», «Натюрморт»;

- Ф.П. Толстой. «Букет цветов, бабочки и птичка».



Фотоматериалы: с изображением цветов и листьев, овощей и фруктов, птиц и животных, вечерних пейзажей с заходящим солнцем;

Образцы вырезок, выполненные педагогам и старшими обучающимися.



Музыкальный ряд: Диски «Весенний сад» (звуки природы), «Времена года» П.И. Чайковского, «Времена года» Антонио Вивальди.

Знания: Названия геометрических фигур. «Что такое контур», «силуэт», «рисунок». Что такое «вырезывание». Правила ТБ.

Умения: Уметь правильно держать ножницы и действовать с ними. Вырезать геометрические фигуры. Разрезать поперек узкие и широкие полосы, получая новую форму – квадрат, прямоугольник; составлять из них знакомые предметы (дом, флажок). Вырезать фигурки по контуру и из бумаги, сложенной пополам, в четыре раза. Аккуратно наклеивать вырезки на фон. Соблюдать правила ТБ при работе с ножницами.

Тема: Аппликация. 15 часов.
Ключевые слова и понятия: Аппликация. Мозаика. Теплые и холодные цвета. Основные цвета. Цветовой круг.

Теоретическая часть: Закрепление знаний об аппликации, полученных на занятиях в детском саду. Знакомство с понятиями «основные цвета», «теплые и холодные цвета», «цветовой круг». Знакомство с искусством мозаики. Закрепление величинных представлений, полученных в детском саду (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко). Правила ТБ при работе с ножницами, карандашами, кистями, клеем.

Практическая работа:

Аппликация из листьев:

-мордашка лисы;

-человечек из листьев;

-животные из листьев.



Мозаика из цветной бумаги:

- цыплята (на плоскости)

- аппликация способом обрывной мозаики «Бабочка».

Предметная аппликация:

- натюрморт из фруктов, медвежонок, зайчик, лесные ягодки, божья коровка на ромашке;

-объемная аппликация на плоскости воздушный шар.

Аппликация из шариков, скатанных из бумажных салфеток:

- барашек;

- рябинка.

Силуэтная аппликация:

- зоопарк (2 часа).



Аппликация из пуговиц:

-дерево;


-машинка (для мальчиков);

-бабочка (для девочек).



Открытки:

- Поздравляю с Рождеством (елка в снегу);

- Поздравляю папу;

- Поздравляю маму.



Оборудование и материалы: Магнитофон. Белая и цветная бумага, белые и цветные бумажные салфетки, карандаши, ножницы, кисти для клея, клей ПВА, клейстер из муки, салфетки из ткани.

Зрительный ряд:

Репродукции картин:

- Н. Коробов. «Цветы»;

- К. Коровин. «Сирень»;

- М.А. Врубель. «Роза»;

- И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу».

Фотоматериалы:

с изображением цветов и листьев, грибов и ягод, овощей и фруктов, птиц.



Образцы аппликаций, выполненные педагогам и старшими обучающимися.

Музыкальный ряд: Магнитофон. Диски «Весенний сад» (звуки природы), «Времена года» П.И. Чайковского, «Времена года» Антонио Вивальди.

Знания: Теплые и холодные цвета. Основные цвета. Из каких цветов состоит цветовой круг. Названия геометрических фигур. Что такое «аппликация», «мозаика». Элементарные пространственные ориентировки. Правила ТБ.

Умения: Уметь правильно держать ножницы и действовать с ними. Вырезать геометрические фигуры. Вырезать фигурки по контуру и из бумаги, сложенной пополам. Уметь передавать строение предметов (снеговик, птичка, рыбка, грибы, цветы и т. п.). Уметь правильно компоновать элементы аппликации на фоне. Уметь аккуратно наклеивать элементы аппликации на фон. Соблюдать правила Т. Б. при работе с ножницами, карандашами, клеем.
Тема: Конструирование из бумаги. 15 часов.
Ключевые слова и понятия: Оригами. Конструирование. Конструктор. Строитель. Архитектор. Цилиндр. Квадрат. Треугольник. Прямоугольник. Круг. Овал. Выкройка. Шаблон.

Теоретическая часть: Знакомство с искусством «Оригами. Знакомство с профессиями конструктора, архитектора, строителя. Объяснение приемов работы с бумагой. Правила ТБ при работе с ножницами, карандашами и клеем. Знакомство новогодними традициями.

Практическая работа:

Совершенствование умений в работе с бумагой:

- сгибать лист вчетверо в разных направлениях, сглаживать сгибы, делать надрезы по сгибам;

-вырезание снежинок по заготовленному образцу.

Изготовление елочных игрушек с использованием объемной формы:

- цилиндр (зайчик, снеговик);

- конуса (мышка, кукла Маша);

Изготовление елочных игрушек по готовой выкройке:

- елочка;

- фонарик;

- шарик;


- колокольчик из йогуртовой баночки;

- снежинки;

- звездочка.

Изготовление зверюшек:

- улитка;

- зайчик;

- птичка;

- цыпленок;

- петушок.



Оборудование и материалы: Магнитофон. Белая и цветная бумага. Ножницы. Карандаши. Линейки. Клей ПВА. Салфетки.

Зрительный ряд:

Репродукции картин:

- Я. Гроот. «Голуби»;

- А. Матисс. «Красные рыбки».

Фотоматериалы:с изображением архитектурных сооружений, различных видов транспорта, птиц, рыб, зверей, цветов.

Образцы игрушек, выполненных педагогом.



Музыкальный ряд: Диск «Романтическая классика» В.А.Моцарт, кассета «В лесу родилась елочка», «Дети слушают музыку» С. Чешевой (народные мелодии).

Знания: Что такое техника «Оригами». Чем занимаются строитель, архитектор, конструктор. Значение ключевых слов и понятий. Правила ТБ.

Умения: Анализировать поделки, выполненные взрослыми. Сгибать лист вчетверо. Работать по готовой выкройке. Склеивать из прямоугольного листа цилиндр, параллелепипед. Мастерить игрушки на основе цилиндра, параллелепипеда.
Тема: Декоративное рисование. 12 часов.
Ключевые слова и понятия: Декоративный. Лепка. Керамика. Гончар. Кувшин. Дымка. Филимоново. Балхары. Роспись. Узор. Линия. Круг. Овал. Мазок. Точка.

Теоретическая часть: Знакомство с народной игрушкой и керамической посудой Дымки, Балхары, Филимонова.

Практическая работа:

Рисование с помощью шаблонов контурных изображений:

филимоновских игрушек:

- петушок;

- барашек.

Зверюшек:

-ёжик с грибами;

-улитка;

-петушок.



Рисование методом тычка:

-сирень (ватной палочкой);

-утенок (губкой);

-цветы в вазе (смешанная техника: мятая бумага, губка, палочка).



Рисование нетрадиционными способами:

-манкой (божья коровка);

-отпечатки пальчиков (ветка рябины);

-отпечатки листьев (лес).



Оборудование и материалы: Магнитофон. Шаблоны (петушок, барашек, божья коровка, улитка и т. п.). Белая бумага. Карандаши. Цветные фломастеры.

Зрительный ряд:

Репродукции картин художников:

- Б.М. Кустодиев. «Масленица»;

- К.Е. Маковский. «Боярышня у окна»;

- Ю. Сергеев. «Бабушкины сказки».



Фотоматериалы с изображением филимоновских игрушек, различных зверюшек.

Музыкальный ряд: Диск «Романтическая классика» В.А.Моцарт, кассета «Дети слушают музыку» С. Чешевой (народные мелодии), «Колокольный звон».

Знания: Элементы, филимоновского, орнамента. Основные цвета филимоновской росписи. Значение ключевых слов и понятий.

Умения: Аккуратно обводить шаблоны карандашом. Уметь рисовать узоры из полос разного цвета и ширины, колец, точек. Раскрашивать этими узорами контурные изображения игрушек.
Тема: Лепка из пластилина. 12 часов.
Ключевые слова и понятия: Лепка. Гончар. Глина. Керамика. Обжиг. Стека.

Теоретическая часть: Правила ТБ при работе с пластилином, стекой и другими подсобными инструментами. Изучение пластического приема лепки «оттягивание деталей от основной формы».

Практическая работа:

Лепка из пластилина:

оформление мелкими шариками контурных изображений:

- рыбки, птички, домика.



лепка:

- посуды (кружка, чашка и др.), животных (кошка, страус и др.);

- лепка по замыслу (аквариум);

- овощей, фруктов.



Лепка на плоскости:

-кактус в горшочке;

-ёжики;

-божья коровка на ромашке;



- объемный колокольчик;

-солнышко;

-петушок.

Оборудование и материалы: Магнитофон. Пластилин. Глина. Стеки. Пластины для лепки из пластика либо линолеума. Использованные стержни от ручек. Мягкие кисточки. Чашечки для воды. Салфетки из ткани.

Зрительный ряд:

Фотоматериалы с изображением народных керамических игрушек и посуды, птичек, рыбок, животных.

Образцы поделок, выполненных педагогом и старшими детьми.

Музыкальный ряд: Диски «Времена года» П.И. Чайковского, «Весенний сад»; кассета «Дети слушают музыку» С. Чешевой (народные мелодии).

Знания: Правила ТБ. Значение ключевых слов и понятий.

Умения: Лепить из пластилина предметы круглой формы. Лепить форму овоида (шар, слегка раскатанный между ладонями до образования толстого валика, концы которого обработаны пальчиками до получения овала). Лепить фигурки пластическим способом оттягивания деталей от комка пластилина. Уметь выполнять правила ТБ при работе с острыми предметами (стекой и т. п.).


Каталог: DswMedia
DswMedia -> Решение уравнений n-ой степени с параметром
DswMedia -> Педиатрия Организация ухода за детьми при инфекционных заболеваниях
DswMedia -> Аттестационная работа по алгебре. 11 класс
DswMedia -> Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов
DswMedia -> Педиатрия Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка
DswMedia -> «Индустриальная революция»
DswMedia -> Хирургия Инфекционная безопасность в работе медицинской сестры
DswMedia -> Тема: правописание
DswMedia -> Задание А13 егэ по русскому языку правописание суффиксов прилагательных, Н, нн


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница