Оао «снпс актобемунайгаз», тоо «Казахойл», тоо «Казахтуркмунай», умг «Актобе», предприятия горнорудной и химической промышленности, Донской гок и актюбинский завод ферросплавов ао «тнк казхром», ао «азхс», а также зао «Актобе тэц»



Скачать 161.66 Kb.
Дата06.06.2016
Размер161.66 Kb.
Тенденция повышения загрязненности атмосферного воздуха приобретает все более масштабный характер, что особенно заметно в городах, где сконцентрированы так называемые грязные производства. Одним из таких городов является г.Актобе. В связи с развитием экономики, производственных сил, вводом в действие новых производственных мощностей и благодаря недостаточному вниманию природоохранным проблемам, экологическая обстановка остается сложной. Важной экологической проблемой г.Актобе является критическое состояние атмосферного воздуха. Загрязнение атмосферы происходит от стационарных и передвижных источников, к которым относится горящие факела нефтяных скважин, печи, котельные, автомобильный транспорт. Загрязнение атмосферы вредными веществами сопровождается прямым или косвенным вредным воздействием на жизнь и здоровье человека, на флору и фауну города и области в целом. Наиболее крупными загрязнителями ОС яв-ся предприятия нефтегазодобывающего комплекса: ОАО «СНПС Актобемунайгаз», ТОО «Казахойл», ТОО «Казахтуркмунай», УМГ «Актобе», предприятия горнорудной и химической промышленности, Донской ГОК И Актюбинский завод ферросплавов АО «ТНК Казхром», АО «АЗХС», а также ЗАО «Актобе ТЭЦ». Значительный вред ОС наносят выбросы в атмосферу от сжигания нефтяного попутного газа на предприятиях ОАО «СНПС Актобемунайгаз», доля предприятия составляет 60% от валовых выбросов стационарных источников. Антропогенное воздействие на ОС в первую очередь сказывается на состоянии воздушного бассейна. Загрязнение приземного слоя атмосферы влияет на состояние всей экосистемы в целом. Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью Единой государственной системы мониторинга ОС и природных ресурсов и осуществляется в соответствии с законодательством РК в области охраны ОС. Общеизвестно, что наиболее сильно загрязняет воздух промышленное производство. Источники загрязнений: теплоэлектростанции, которые вместе с дымом выбрасывают в воздух сернистый и углекислый газ; металлургический предприятия, особенно цветной металлургии, которые выбрасывают в воздух окислы азота, сероводород, хлор, фтор, аммиак, соединения фосфора, частицы и соединения ртути и мышьяка; химические и цементные заводы. Вредные газы попадают в воздух в результате сжигания топлива и переработки бытовых и промышленных отходов. Атмосферные загрязнители разделяют на первичные, поступающие непосредственно в атмосферу и вторичные, являющиеся результатом превращения последних. Размещение основных загрязнителей г.Актобе представлены на рис 1.

Таблица 1



Информация о загрязнении

За 2008 год

За 2009 год

Всего выброшено загрязняющих веществ в атмосферу, тыс. т от стационарных источников

121,5

109,47

Объем выбросов в результате сжигания газа, тыс. т

97,2

87,5

Объем промышленных выбросов в атмосферный воздух без очистки, тыс. т

116,64

95,49

В том числе аварийных выбросов

-

-

Объем выбросов сернистого ангидрида, тыс. т

45,980

39,124

Объем выбросов диоксида азота в атмосферный воздух, тыс. т

9,679

5,456

Объем выбросов твердых частиц в атмосферный воздух, тыс. т

14,452

8,098

Объем выбросов угарного газа в атмосферный воздух, тыс. т

28,212

22,202

Территориальные подразделения центрального исполнительного органа РК в области охраны ОС устанавливают перечень организаций, которые должны осуществлять производственный мониторинг атмосферного воздуха. За состоянием атмосферного воздуха в г.Актобе ведутся наблюдения на 3 постах, расположенных по адресам: №1 Авиагородок, №2 Железнодорожный вокзал, №3 Промзона. Наблюдения ведутся по 7 ингредиентам трехкратно (в 7, 13,19 час.) на постах наблюдения №2, №3 четырехкратно (в 1,7,13,19 час.)

Наиболее распространенными загрязняющими веществами г.Актобе поступающими в атмосферный воздух от техногенных источников, яв-ся: оксид углерода, сероводород, диоксид серы, оксид азота, взвешенные вещества, свинец. Оксид углерода – самая распространенная и наиболее значительная примесь атмосферы, называемая в быту угарным газом. Основная масса выбросов оксида углерода образуется в процессе сжигания органического топлива, прежде всего в двигателях внутреннего сгорания. Наиболее высокая концентрация наблюдается на улицах и площадях городов с интенсивным движением, особенно у перекрестков. Диоксид серы – бесцветный газ с острым запахом. На его долю приходится до 95% от общего объема сернистых соединений, поступающих в атмосферу от антропогенных источников (автотранспорта), большое количество диоксида серы выбрасывают котельные. Основной техногенный источник выбросов углеводородов – автотранспорт. При неполном сгорании топлива происходит также выброс циклических углеводородов, обладающих канцерогенными свойствами. Особенно много канцерогенных веществ содержится в саже, выбрасываемой дизельными двигателями. Оксиды азота образуются в процессе горения при высокой температуре путем окисления части азота, находящегося в атмосферном воздухе. Основные источники выбросов: двигатели внутреннего сгорания, топки промышленных котлов, печи. По данным таблицы можно судить впервые за 6 лет отмечается не значительное снижение выбросов в атмосферу от стационарных источников. Снижение выбросов связано со снижением объемов производства, в связи с мировым экономическим кризисом. Так Актюбинский завод ферросплавов и Донской горно-обогатительный комбинат отработали на 80%. Актюбинский завод хромовых соединений на 80% от своей производственной мощности, предприятия строительной индустрии на 60% мощности. Сокращены объемы добычи нефти и попутного газа в АО «Каспий нефть ТМЕ». ТОО «Арал Петролеум Кэпитал», и ряде других нефтяных компаниях. Увеличение добычи попутного газа произвело АО «СНПС «Актобемунайгаз». Между отчетным периодом 2009г. и соответствующим периодом 2008г. возросло добыча попутного газа на 163,84 млн. м3 и утилизация попутного газа до 303,97 млн. м3. Что привело к уменьшению сжигания попутного газа на 120 млн. м -1. Свою долю в загрязнение атмосферного воздуха (42%)вносит автотранспорт за счет увеличения его количества. На 2009г. количество автотранспорта по области составило 146,9 тыс. ед. против 136,1 тыс. ед. на 2008г. или увеличилось на 10,8 тыс. ед. От автотранспорта выбросы за 1 полугодие 2009 г. составило 42,5 тыс. тонн. выбросы в атмосферу от стационарных источников на 2009 г. Составили 109,471 тыс. тонн против аналогично периода 2008 г. 121,5 тыс. тонн, т.е. меньше на 12,03 тыс. тонн. В целом в г. Актобе за 2008 и 2009 г. Больше всего в атмосферу было выброшено сернистого ангидрида, затем по показателям идут угарный газ, твердые частицы, диоксид азота. Среди областных центров по уровню загрязнения атмосферного воздуха г. Актобе в 2005г. Являлся одним из самых загрязненных городов республики. Индекс загрязнения атмосферы г.Актобе составлял 10,5 единицы при норме 5 единиц. Основные загрязняющие вещества диоксид азота формальдегид. Среднесуточная концентрация диоксид азота составляла 1,25 предельно-допустимой концентрации, среднесуточная концентрация формальдегида 4,7 ПДК. В 2006г. Показатель ИЗА уже составил 9,9 единицы. В 2007 этот показатель был равен 8,56 единиц и 2009г. - 7,65 единиц. На сегодняшний день существенный вклад в загрязнение атмосферы вносит автомобильный транспорт ( передвижные источники), в выхлопных газах которого содержится свыше 200 вредных компонентов. В их составе и вещества 1+2 класса опасности. Среди хим. веществ, попадающих в почву в процессе взаимодействия транспортных средств и автомобильной дороги, наиболее опасны тяжелые металлы. Это кадмий, свинец, цинк, относящиеся к высокоопасным, а также медь, никель, кобальт, хром. Наиболее загрязненными в городе считаются районы железнодорожного вокзала, центрального колхозного рынка, жилгородка, проспект Абулхаир-хана, где проходят основные потоки городского транспорта. Большое скопление автомобилей создает нездоровую экологическую обстановку. Особую тревогу вызывает район, привокзальной площади, где положение усугубляется выбросами от тепловозов. Анализ результатов ежегодных операций «Чистый воздух» а также результаты проводимых проверок автотранспортных предприятий показывают, что общее техническое состояние городского транспорта далеко не отвечает экологическим требованиям. Ежегодно актюбинский автотранспорт выбрасывает на каждого горожанина около 100 кг всякой заразы. Длительное воздействие загрязненной атмосферы приводит к повышению у горожан чувствительности к острым респираторным заболеваниям это выражается в кашле, затрудненном дыхании, общем ухудшении самочувствия. В некоторых наиболее неблагоприятных местах страдают до 88%. Если бы Актюбинские автобусы и троллейбусы ходили бесперебойно, то очень многие горожане предпочли бы их личным автомобилям. В Европе, например, для городского транспорта включая такси, выделены отдельные полосы движения. В результате – меньше пробок, а пассажиры могут четко рассчитать время до прибытия в пункт назначения. А ведь именно в пробках когда машины не тормозят, то снова ускоряются, бензиновые и дизельные двигатели наиболее опасны. За последние 2 года положение в г.Актобе улучшилось, благодаря содействию Акиматов области и города вместо старых «Газелей» появилось много новых автобусов большей вместимости.

Сравнительная таблица выбросов по крупным предприятиям за 2008 и 2009 гг.





Наименование

предприятия



Объемы выбросов, тыс.тн

2008 г.

2009г.

всего

из них:

всего




Диок

сид


серы

Диок

сид азота



Окись

углеро


да

Тверд

части


цы




Диок

сид


серы

Диок

сид


азота

Окись углерода

Тверд

части


цы




Всего по области из них:

121.5

41.9

6.3

29.4

7.9

109.4

74


38.45

4.46

33.52

4.3

1

АО «СНПС - Актобемунайгаз»

78.685

31.6

2.9

19.6

0.85

72.96

29.21

3.42

25.65

0.45

2

ТОО «Казахойл Актобе»

19.3

9.1

0.96

3.85

0.25

18.35

8.32

0.86

4.12

0.21

3

АО « АЗХС»

0.48

0.04

0.32

0.08

0.34

0.36

0.03

0.03

0.04

0.224

4

АЗФ ф-п АО

ТНК «Казхром»



2.83

0.11

0.42

0.36

3.61

1.97

0.123

0.44

0.13

1.52

5

ДГОК ф-л АО ТНК «Казхром»

0.85

0.04

0.22

0.24

0.55

0.67

0.031

0.041

0.126

0.472

6

Коми. Маерск

Ойл Казахстан



0.202

0.03

0.08

0.091

0.005

0.193

0.004

0.032

0.0861

0.006

7

ТОО «Казактурк

мунай»


0.165

0.001

0.03

0.09

0.01

0.188

0.002

0.031

0.111

0.01

8

ТОО ККБК

«» Великая стена



0.45

0.06

0.102

0.29

0.07

0.42

0.054

0.098

0.18

0.06

9

УМГ «Актобе АО ИЦА»

12.3

0.6

0.8

1.6

0.15

1.64

0.58

0.75

1.36

0.12

10

АО «Каспий Нефть ТМЕ»

0.43

0.14

0.04

0.24

0.012

0.14

0.07

0.01

0.11

0.009

11

Прочие предприятия

5.808

0.179

0.428

2.959

2.053

2.579

0.054

0.026

1.606

1.219

Каталог: sites -> default -> files -> publications
publications -> Международный учет и международные стандарты финансовой отчетности: перспективы развития и сотрудничества
publications -> Конкурентоспособность и качество продукции: теоретический аспект
publications -> Серия публикаций: Концепция стратегии устойчивого развития: формирование казахстанской модели
publications -> Определение географической долготы по кульминационной высоте Луны
publications -> Фантастика как отражение основных тенденций развития культуры
publications -> "утратить благопристойность" от своего "богатства" !!!»- прочитав монографию «Код Евразии»
publications -> Довгаль Наталья Николаевна
publications -> Развитие стратегического партнерства в Алматинской академии экономики и статистики Под стратегическим партнерством
publications -> Наблюдение больных после операции аортокоронарного шунтирования и стентирования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница