Народная музыкально-педагогическая культура и современные модели образования



Скачать 71.48 Kb.
Дата23.07.2016
Размер71.48 Kb.
Народная музыкально-педагогическая культура

и современные модели образования

(из опыта работы)



Т. А. Аверкова, преподаватель МБОУ ДОД

«Никифоровская детская школа искусств»
Маленьким детям ещё не доступно в полном объёме понятие Родины, но именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Обращение к традиционной народной культуре и этнопедагогике – это восстановление связи поколений, осознание причастности к судьбе своей Родины. Именно в незатейливых песенках содержатся нравственные доминанты национального характера.

Моя педагогическая концепция базируется на развивающих приёмах народной педагогики и системе музыкально-двигательного воспитания Карла Орфа, которая соединяет игру и обучение, слово и движение, личное и коллективное, традиционное и вариантное. Детский музыкальный фольклор составляет несравненное по своей духовной ценности основание для начального музыкального воспитания. Двудольная метрика, пентатоническая ладовая основа, простейшая повторная структура позволяют всем детям, независимо от возраста, сделать первые шаги в музыкальное искусство, практически освоив «духовно-телесный алфавит» русской народной музыки. Фольклор как комплексная педагогическая система обеспечивает сохранение духовно-нравственной доминанты национального характера.

Это убедительно доказывают следующие факторы:

1. Синкретизм фольклорного музицирования, отражающий триединство слова, музыки и движения. Исследования в области физиологии подтвердили глубинную связь звука и телесного движения, которая является одним из основных свойств элементарного фольклорного музицирования.

2. Креативность народной культуры по своей сути – это самодеятельная, многовариантная и многофункциональная модель, основывающаяся на корреляции понятий «вариант и традиция», «личность и коллектив». Для фольклора характерна вариантность и импровизационность.

3. Игровая природа составляет основу традиционной культуры и является одним из действенных средств освоения системы элементарного музицирования. Детские фольклорные песенки используются не только как произведения для исполнения и слушания, но и как модели для разнообразных музыкальных игр.

4. В традиционной культуре нет разделения на творцов и потребителей. Она предоставляет возможность яркого личностного самовыражения в рамках общего творческого проекта.

5. Ансамбль выступает ведущей формой музицирования, что многократно повышает значимость системы в аспекте социального, коммуникативного воспитания.

В процессе реализации педагогической идеи используются следующие технологии, методы и приёмы:



  • Движение, игра, развитие общей и мелкой моторики. С музыкой движение органично связано, прежде всего, через танец. На уроках дети разучивают орнаментальные и игровые хороводы, пляски в доступной для их возраста форме. Участие в сюжетной музыкальной игре побуждает ребёнка к творчеству, т. к. всегда связано с раскрытием музыкально-поэтического образа. Завязка игры объясняется педагогом, а характерные движения персонажей ищут сами дети, прислушиваясь к музыке и литературному тексту. Для игр с детьми рекомендую сборник Т. Э. Тютюнниковой «Сундучок с бирюльками. Музыкальные игры». Для развития мелкой моторики применяю пальчиковые игры, основанные на малых фольклорных формах – потешках, прибаутках, загадках. Материал по данной теме: Железнова Е.С. «Пальчиковые игры для малышей от 2 до 5 лет».

  • Звучащие жесты, как форма ритмического сопровождения мелодии, есть у всех народов мира, в том числе и в русском фольклоре. Разнообразие тембров, возникающих при ударе ладонями по его различным частям, вполне соотносимо с ансамблем ударных инструментов. Хлопки, шлепки по бёдрам, груди, притопы, щелчки – каждый из этих жестов имеет ещё и свои варианты. Это прекрасный приём развития метроритмических способностей, т. к. воздействие идёт непосредственно на мышцы и включается мышечная память. Дети с интересом включаются в игру и придумывают новые звучащие жесты, подходящие к распевке, потешке. Играйте в звучащие жесты с детьми на каждом занятии, и вы совсем скоро увидите волшебный результат. Это один из природных, биологических законов развития музыкальности. «Лиса», «Лесенка», «Лепёшки», «Скок-скок», «Дятел» – множество произведений малых форм, пригодных для игр в звучащие жесты, содержится в детском фольклоре.

  • Одной из форм работы с детьми дошкольного возраста является активное слушание музыки. Ребёнок 4-5 лет способен сосредоточенно слушать музыку около 20 секунд, дальше он отвлекается. Поэтому детская музыкальная педагогика рекомендует соединять восприятие музыки с каким-либо движением. Это может быть как свободное движение в пространстве, так и различные виды тактирования, метрирования, двигательного моделирования протяжённости фраз, подчёркивание их окончаний.

  • Метод событийного слушания облегчает восприятие музыки. Педагог сочиняет маленькую бытовую историю, которая точно отражает структуру пьесы, что позволяет детскому воображению опереться на неё в процессе слушания. Сказка-история имеет вспомогательное значение, целью является последовательное и внимательное прослушивание музыки. Придёт время, когда ребёнок почувствует, что музыку надо слушать неотрывно, но этому его надо научить. Рассказываю сказку, напеваю, играю на инструментах. Затем предлагаю детям сыграть на воображаемых «инструментах». Такой приём помогает решить одновременно три очень сложные проблемы: организовать учебную ситуацию как радостную и лёгкую игру, вовлечь сразу всех детей в музицирование и исключить саму возможность критических замечаний со стороны педагога на детские ошибки и неточности звучания. В процессе шуточного музицирования дети учатся нужным движениям, запоминают партии инструментов, порядок их вступления, а также ритмические рисунки с речевой поддержкой. Но главная цель этой работы – активное слушание музыки. Для этого выбираю яркие инструментальные народные наигрыши (русская народная песня «Светит месяц») и классические миниатюры преимущественно в оркестровом исполнении («Аквариум» К. Сен-Санса, Полька М. Глинки и др.).

  • Игры с инструментамисамая привлекательная для детей область музыки. Музыка ассоциируется у детей прежде всего с инструментом. После знакомства с двумя-тремя контрастно звучащими шумовыми инструментами, следует «игра в оркестр». Дети с удовольствием играют в ложки, свистульки, трещотки, колокольчики, коробочки. Игры с инструментами органично вытекают из игр со звучащими жестами: за определённым жестом закрепляется определённый инструмент. Инструментальная композиция рождается легко и радостно, что крайне важно для работы с детьми дошкольного возраста.

  • Речевое музицирование ценно прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В основе идеи использования речевых упражнений лежит общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего ритма. Ритм, заключенный в словах, фразах ощущается детьми естественно и извлекается без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты, становится основой различных остинато. Речевые игры могут обыгрываться как маленькие сценки, что особенно нравится детям. Речевая игра – это стихи, с которыми и в которые можно играть. Стихи, в которых есть сюжет и действие. Важно, чтобы было КОГО и ЧТО показывать. В стихах должен быть персонаж, с которым будут происходить те или иные события. Например, это ребята, у которых Баба Яга забрала все бараночки (потешка «Мы сидели на печи»), это солдаты, которые шли на базар за самоваром (потешка «Аты-баты»). Как играть в речевые игры и с чего начинать? Принцип речевой игры прост: о чем говорю, то и показываю. Начните с того, что после прочтения стихотворения детям поговорите о содержании, попросите рассказать, что они поняли. Уточните их ответы, разъясните непонятные или редко употребляемые в современной речи слова. Далее вместе с детьми для каждой строки придумайте удобный и соответствующий тексту жест. Материал для речевого музицирования можно найти в сборнике Т.Э. Тютюнниковой «Речевые игры. Пение с орфовскими инструментами».

  • Использование звуковысотных инструментов позволяет дифференцировано подойти к развитию интонационного слуха. Основу этого инструментария составляют ксилофоны, металлофоны, блок-флейты. Организация игр на звуковысотных инструментах требует от педагога знания их специфики и понимания первоначальных трудностей, поэтому начинать освоение лучше играми с палочками и снятыми пластинами. Обучение начинается с однозвучных и двухзвучных попевок («Андрей-воробей», «Тили-бом»). Постепенно строение мелодии усложняется. Все песенки-попевки предварительно разучиваются со словами, звучащими жестами, распеваются с движениями, затем уже исполняются на инструменте.

  • Посещение краеведческого музея. Освоение традиционной культуры предполагает знакомство с традициями, обрядами и бытом русского народа. Без зрительных образов ребенок не в силах адекватно воспринимать сведения о материальной культуре народа. Такую возможность даёт краеведческий музей, где можно рассмотреть народный костюм, предметы быта, музыкальные инструменты, игрушки.

  • Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма. Фольклорные произведения, песни и стихи о Родине, о природе, труде формируют патриотические чувства. «Как медведь к зиме готовился», «Муха-цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Айболит на новый лад» – эти и другие праздники с использованием фольклорного материала проводятся на отделении раннего эстетического развития. Со сценариями праздников можно познакомиться на сайте школы по адресу http://nikiforovka.ucoz.ru/.


Список использованной литературы

  1. Забурдяева Е. Посвящение Карлу Орфу : учеб. пособие по элементар. музицированию и движению / Е. Забурдяева, Н. Карш, Н. Перунова. – СПб. : Невская нота, 2010.

  2. Забурдяева Е. Посвящение Карлу Орфу : учеб. пособие по элементар. музицированию и движению. Вып 4. Ритм. Просто о сложном / Е. Забурдяева, Н. Карш, Н. Перунова. – СПб. : Невская нота, 2010.

  3. Рокитянская Т. А. Воспитание звуком : музык. занятия с детьми от 3 до 9 лет / Рокитянская Т. А. – Ярославль : Акад. развития, 2006.

  4. Тютюнникова Т. Э. Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1. Игры звуками / Т. Э. Тютюнникова. – М., 2005.

  5. Тютюнникова Т. Э. Весёлая шарманка. Шумовой оркестр для детей / Т. Э. Тютюнникова. – М., 2008.

  6. Тютюнникова Т. Э. Доноткино. Ч. 1. Заводные макароны / Т. Э. Тютюнникова. – М., 2005.

  7. Тютюнникова Т. Э. Доноткино. Ч. 2. Квадратный апельсин / Т. Э. Тютюнникова. – М., 2005.

  8. Тютюнникова Т. Э. «С миру по песенке». Музыкальное ассорти / Т. Э. Тютюнникова. – М., 2008.

  9. Тютюнникова Т. Э. Сундучок с бирюльками. Музыкальные игры / Т. Э. Тютюнникова. – М., 2009.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница