Муниципальное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств «Гармония» г о. Власиха Московской области



страница1/4
Дата09.08.2016
Размер0.76 Mb.
  1   2   3   4
Муниципальное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств «Гармония» г. о. Власиха Московской области

_____________________________________________________________________________


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Методический совет Директор МУДО МУДО ДШИ ДШИ «Гармония» «Гармония»

Протокол № 8 _______ Э. А. Янковский от 25.08.2015 г. «___»____________ 2015 г.
Рекомендовано

педагогическим советом

МУДО ДШИ «Гармония»

протокол № 26

от 26.08. 2015 г. на 2015-2016 уч. год и на период до 2020 года

РАБОЧАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ


«ИСТОРИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
на 2015-2016 учебный год и на период до 2020 года

(для обучающихся 1-4 классов

художественного отделения школы)
Срок реализации программы – 4 года.

Составитель:

Гилева Л.В.

преподаватель

художественного отделения

г.о. Власиха Московской области 2015 г.

Рабочая программа «История изобразительного искусства» написана на основе программы для детских художественных школ и художественных отделений школ искусств, одобренной Научно-методическим центром по художественному воспитанию Московской области (составитель Ю.Н. Протопопов, Москва, 1986 г.).

Срок реализации программы – 4 года, из расчета 1 часа в неделю. Возраст обучающихся 10 – 14 лет.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Преподавание истории изобразительного искусства в МУДО Детская школа искусств «Гармония» г.о. Власиха Московской области направлено на всестороннее гармоничное разви­тие личности обучающихся, формирование их мировоззрения, нрав­ственного и эстетического идеала, воспитание культуры чувств.

Занятия историей изобразительного искусства способствуют выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формированию сферы их духовных интересов и убеждений. Ученики приобретают уме­ние видеть прекрасное и любоваться им, различать, понимать, чувствовать и оценивать художественные произведения; учатся преобразовывать действительность "по законам красоты".

Программа включает основные разделы из истории западно­европейского, русского искусства и искусства советского периода. История искусства Китая, Японии, Африки, Америки в программу не включена в связи с ограниченным количеством ча­сов, отведенных на предмет. Однако преподавателю рекомен­дуется во время посещения музеев и выставок по­знакомить учащихся с искусством этих стран.

Одна из основных задач курса - постижение обучающемися духовного опыта человечества посредством изучения истории искусства. В связи с этим необходимо знакомство не только с произведениями искусства, но и с биографиями художников, беззаветно преданных своему делу, отстаивающих принципы красоты.

Основой изучения истории изобразительного искусства яв­ляется развитие навыков восприятия художественного образа. Отсюда основная учебная задача - развитие художественного восприятия у обучающихся. Решая эту задачу, преподаватель обя­зан заботиться об общей гуманитарной и художественной эру­диции своих питомцев. Развивая художественное восприятие, преподаватель должен воспитать у них отзывчивость на эстетическое воздействие искусства, на единство содер­жания и формы произведения. Особо следует сформировать оп­тимальный уровень личного отношения к произведению искус­ства, который предполагает понимание общественного значе­ния данного произведения, объективную и самостоятельную оценку авторской позиции, активную связь содержания искус­ства с собственным жизненным опытом.

У обучающихся должны быть выработаны навыки анализа про­изведения искусства. Давая представление о развитии искусст­ва, как на протяжении всей истории, так и в пределах одной эпохи, педагогу необходимо рассматривать каждое явление ис­кусства в связи с конкретной исторической обстановкой, в кото­рой оно возникло.

Методику занятия следует направить на решение основных задач: целенаправленного развития творческих способностей обучающихся, их познавательной и эмоциональной активности. Ос­воению этих задач наиболее соответствует проблемное обуче­ние. Виды занятия могут быть разнообразными (рассказ, лек­ция, беседа, диспут, семинар, киноурок, экскурсия и т.д.), как и формы работы обучающихся (работа с книгой, анализ произведе­ния, исследовательская работа, сочинение, выполнение зада­ния на классификацию произведений и т.д.), но основным прин­ципом подхода к изучению материала должна стать постановка проблемы и поиск путей ее решения.

Большего развития требуют самостоятельные суждения детей об увиденных произведениях. Для этого полезно вводить задания на атрибуцию, на классификацию произведений, тре­нировочные колористические и композиционные упражнения.

Настоящая программа определяет объем и содержание зна­ний, навыков и учебно-воспитательных задач предмета. При этом за преподавателем сохраняется право творческой организации материала: перестановки отдельных тем, сравнения произве­дений из разных разделов, особенностей художественного язы­ка, различных видов изобразительного искусства, рассмотре­ния единой линии развития одного из видов изобразительного искусства.

Большое значение для творческого овладения предметом имеют тетради учеников. В них отражается самостоятельна работа обучающихся как в рамках курса, так и вне его. Тетради должны систематически проверяться преподавателем.

В процессе изучения истории изобразительного искусств большое место отводится внеклассным занятиям: проведению вечеров, викторин, конкурсов, диспутов, выпуску газет, посещению музеев, выставок, экскурсиям, походам и т.д.

Все занятия следует вести в тесной связи с учебными предметами общеобразовательной и школы искусств. Но межпредметные связи должны носить не иллюстративный характер, а отражать внутреннее единство и в то же время качественное своеобразие процессов, происходящих в природе, обществе и искусстве.

При проведении занятий по истории изобразительного искусства необходимо широко использовать технические средства обучения. Они расширяют возможности преподавателя, в частности в создании и раскрытии проблемных ситуаций, осуществлении межпредметных связей (сравнение нескольких произведений полиэкране, сравнение произведений изобразительного искусства с произведениями литературы, музыки, киноискусства и т.д.)



ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения
Часть I. История зарубежного изобразительного искусства


№№ уроков

Наименования разделов и тем

Количество часов




1-2

Раздел 1. Искусство древнего мира.

Введение.



2




3-4

Искусство первобытного общества.

2




5-7

8

9



Искусство Древнего Египта.
Контрольный урок за 1 четверть. Тест.
Искусство Древнего Египта (продолжение).


3

1
1





10-14

Искусство Древней Греции.

5




15

Контрольная работа за 2 четверть.

1




16-18

Искусство Древнего Рима

3




19-20

Раздел 2. Искусство Византии

2







Раздел 3. Искусство Западной Европы X-XIV bb





1

21-22


Романское искусство X - XII вв.


2








23-24

Готическое искусство XII - XIV вв.

2







Раздел 4. Искусство Западной Европы XIV-XX bb.







25

26
27



Искусство эпохи Возрождения в Италии

Устный зачет за 3 четверть.
Искусство эпохи Возрождения в Италии (продолжение)

1

1

1






28

Искусство эпохи Возрождения в Северной Европе

1




29-31

Повторение.

3




32

Переводной экзамен

1




33

Подведение итогов

1







Итого:

33 часа






Второй год обучения
Часть I. История зарубежного изобразительного искусства (продолжение)



№№ уроков

Наименования разделов и тем

Количество часов







1

Искусство Италии XVII в.

1

2

Искусство Испании XVII в.

1

3-4

Искусство Фландрии XVII в.

2

5-7
8

Искусство Голландии XVII в.

Контрольный урок за 1 четверть. Тест


3

1


9

Искусство Голландии XVII в. (продолжение)

1

10

Искусство Франции XVII в.

1

11-12

Искусство Франции XVIII в. Искусство эпохи Великой Французской буржуазной революции

2

13

Искусство Англии XVIII - начала XIX в.

1

14

Искусство Испании конца XVIII - начала XIX в.

1

15

Контрольная работа за 2 четверть.

1

16

Искусство революционного романтизма во Франции

1

17

Искусство реализма во Франции середины XIX в.

1

18-19

Искусство импрессионизма

2

20

Искусство постимпрессионизма

1

21-22

Характеристика основных направлений западноевропейского искусства XX в.


2


Часть II. История русского изобразительного искусства




23-24

Искусство древних славян. Искусство Киевской Руси XI - XII вв.

2


25

Искусство Владимиро-Суздальского княжества ХIIв.


1

26

Устный зачет за 3 четверть.

1

27-28

Искусство Новгорода и Пскова XI - XV вв.

2

29

Искусство Москвы XIV - XV вв.

1

30

Искусство Москвы XV-XVII вв.

1

31

Повторение.

1

32

Переводной экзамен.

1

33

Подведение итогов

1

 

Итого:

33 часа


Третий год обучения
Русское искусство XVIII - начала XX вв.


№№

уроков




Наименования разделов и тем

Количество часов

1-2

Архитектура

первой половины XVIII в.



2

3-4

Скульптура и живопись первой половины XVIII в.



2

5-7

Архитектура и декоративно- прикладное искусство

второй половины XVIII в.



3

8
9-10

Контрольный урок за 1 четверть. Тест.

Скульптура и живопись

второй половины XVIII в.


1
2

11-12

Архитектура первой половины XIX в.

2

13-14

Скульптура и живопись первой половины XIX в.

2

15

Контрольная работа за 2 четверть.


1

16-17

Скульптура и живопись первой половины XIX в.

2

18-19
20-21

Жанровая живопись второй половины XIX в.

Творчество передвижников



2
2

22

Творчество И.Е. Репина

1

23-24

Пейзажная живопись второй половины XIX в.

2

25

Историческая и

батальная живопись

второй половины XIX в.


1

26
27

Устный зачет

Историческая и

батальная живопись

второй половины XIX в. (продолжение)


1
1


28

Творчество В.И. Сурикова

1

29-30

Искусство конца

XIX - начала XX в.



2

31

Повторение

1

32

Переводной экзамен.

1

33

Подведение итогов

1

 

Итого:

33 часа



Четвертый год обучения
Часть III. История изобразительного искусства советского периода



№ №

уроков


Наименования разделов и тем

Количество
часов










1-4

Изобразительное искусство

периода Октябрьской революции и гражданской войны





4




5-7
8

Искусство 20-х годов

Контрольный урок за 1 четверть. Тест.

4




9

Искусство 20-х годов

1




10 -12

Искусство 30-х годов.

Искусство 30-х годов



3




13

Искусство 30-х годов

1




14

Искусство в период Великой Отечественной войны

1




15

Контрольная работа

за 2 четверть.

1




16-17

Искусство в период Великой Отечественной войны

2




18- 19

Искусство конца 40-х – начала 80-х годов

2




20-25
26

Искусство конца 40-х - начала80-х годов

Устный зачет за 3 четверть.

6
1



27-30


Декоративно-прикладное искусство советского периода



4




31

Выпускной экзамен.

1




32

Подготовка к выпускному вечеру.

1




33

Выпускной вечер.

1




 

Итого:

33 часа






Введение

Что такое искусство. Искусство и природа, искусство и обще­ство, искусство и культура, искусство и наука, роль искусства в организации среды. Для чего нужно изучать историю искусст­ва. Специфика изобразительного искусства. Виды и жанры изо­бразительного искусства. Книги об искусстве.

Ученик должен: - знать виды и жанры изобразительного ис­кусства; - иметь представление об искусстве как составной час­ти культурного наследия человечества; - иметь представление о работе с книгой по искусству.



Часть 1

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Раздел 1

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница