Методические рекомендации по внедрению российскими университетами-участниками Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди



страница1/13
Дата07.08.2016
Размер2.7 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого


Методические рекомендации по внедрению российскими университетами-участниками Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров одной из моделей сервисов профессиональной и социально-бытовой поддержки и закрепления международных специалистов

(Проект)


Санкт-Петербург

2015


Оглавление

Термины и сокращения……………………………………………………………………………4

Предисловие……………………………………………………………………………………......9

I. Политика (концепция) разработки и предоставления сервисов международным специалистам………………………………………………………………………………………12

II. Цели и задачи создания и внедрения университетом сервисов поддержки международных специалистов………………………………………………………………...................................22

III. Формы организации сервисов поддержки международных специалистов в университете……………………………………………………………………………………….27

IV. Основные требования, показатели и критерии эффективности работы сервисов поддержки международных специалистов………………………………………………….......74

V. Способы оценки университетом результатов и эффективности работы сервисов поддержки………………………………………………………………………………………….85

VI. Схемы управления и финансирования университетом сервисов поддержки международных специалистов………………………………………………………………........92

VII. Направления и формы работы университетских сервисов поддержки международных специалистов……………………………………………………………………………………….99

VIII. Схемы и способы организации взаимодействия сервисов поддержки с другими системами и подразделениями университета………………………………………………......120

IX. Функциональные обязанности сотрудников, оказывающих поддержку международным специалистам……………………………………………………………………………………..125



Заключение……………………………………………………………………………………….138

Приложение 1. Алгоритм разработки и внедрения системы сервисов поддержки международных специалистов в российском университете………………………………….141

Приложение 2. Руководство по оценке кандидатов на бессрочные должности Университета Гронингена, Нидерланды (выдержки)……………………………………………………….…145

Приложение 3. Примерная форма анкеты для опроса менторов……………………………..149

Приложение 4. Примерная форма анкеты для определения возможности быть ментором или необходимости иметь ментора………………………………………………………………….150

Приложение 5. Шаблоны писем иностранным кандидатам на должности НПР……………152

Приложение 6. Примеры вопросов для лиц, рекомендующих иностранных кандидатов на должности НПР………………………………………………………………………………….157

Приложение 7. Контрольный лист посещения университета иностранными кандидатами на должности НПР………………………………………………………………………………….158

Приложение 8. Контрольный лист проведения собеседования с иностранным кандидатом на должность НПР…………………………………………………………………………………..160

Приложение 9. Примерные вопросы для проведения собеседования с иностранными кандидатами………………………………………………………………………………….......162

Приложение 10. Вопросы, которые не рекомендуется задавать иностранному кандидату на собеседовании и их альтернативные варианты………………………………………………..168

Приложение 11. Примерная форма бланка оценки иностранного кандидата в ходе собеседования…………………………………………………………………………………….171

Приложение 12. Примерная форма оценки открытой лекции………….…………………….172

Приложение 13. Примерная форма листа окончательной оценки иностранного кандидата…………………………………………………………………………………………174

Приложение 14. Особенности оферты (предложения заключить договор) в трудовых отношениях……………………………………..……………………………………………......176

Приложение 15. Шаблоны письма-офферты.………………………………………………….178

Термины и сокращения

Бренд-стратегия – стратегия создания, развития, изменения и адаптации к рынку бренда организации, который представляет собой цельный, уникальный и привлекательный образ, присущий этой организации и её продуктам, объединенных общими идентификационными признаками. В контексте настоящего руководства следует иметь в виду, что на начальном этапе с иностранным претендентом могут взаимодействовать сотрудники нескольких университетских структур (центра международного рекрутмента, службы приёма иностранных специалистов, учебно-научных подразделений и т.п.), поэтому важно, чтобы все коммуникации осуществлялись на основе бренд-стратегии и бренд-руководства университета и был отработан порядок оказания поддержки международному специалисту на этом этапе, а также порядок взаимодействия между сотрудниками различных структур университета.

Бренд-руководство – официальный документ организации, в котором описывается концепция бренда, атрибуты бренда, порядок позиционирования компании, полное руководство по фирменному стилю и другие данные, необходимые для развития организации и поддержания её конкурентоспособности, включая порядок осуществления внешних коммуникаций.

ВКС – высококвалифицированный специалист.

Вуз – высшее учебное заведение; несмотря на то что в новом законе «Об образовании» используется термин «образовательная организация высшего образования», термин «высшее учебное заведение» и его сокращённая форма «вуз» пока широко используется в профессиональной литературе, в том числе в официальных документа Министерства образования и науки РФ; учитывая то, что в данной работе речь часто идёт не только о российских учебных заведениях, но и о зарубежных образовательных институтах, в тексте используются различные термины, обозначающие образовательные организации – «вуз», «университет», «образовательное учреждение» и т.п.

ВШЭ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

«Длинный список» иностранных кандидатов – первоначальный список кандидатов на вакантную должность, включающий всех подавших заявление, документы которых отвечают формальным требованиям.

Импакт-фактор – формальный численный показатель важности научного журнала, ежегодно рассчитываемый на основе трёхлетнего периода.

«Короткий список» иностранных кандидатов – список кандидатов, приглашаемых в вуз для проведения собеседования.

Коучер, коуч (англ. coacher/coach) – персональный тренер, помогающий человеку в самореализации, определении и увеличении своего профессионального и личностного потенциала, повышении результативности деятельности.

Культурный шок – эмоциональный дискомфорт или даже стрессовое состояние, которое может появляться у человека, впервые попавшего в иную культурную среду.

Международные специалисты – сотрудники зарубежных университетов, организаций и компаний, а также другие специалисты высокой квалификации, имеющие как иностранное, так и российское гражданство, привлекаемые в российские высшие учебные заведения и научные организации с международного рынка труда.

Ментор – опытный преподаватель / сотрудник, оказывающий всестороннюю профессиональную, эмоциональную и моральную поддержку закреплённому за ним молодому или вновь прибывшему в организацию коллеге; в зарубежных университетах за иностранным сотрудником могут закреплять несколько менторов, в том числе оказывающего социально-бытовую поддержку; менторство – система подготовки и закрепления менторов за сотрудниками, нуждающимися в поддержке.

Мувинговая компания – компания, оказывающая помощь в переезде на новое место жительства.

НИОКР – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

НПР – научно-педагогические работники.

Офферта (англ. Job Offer) – официальное (в письменном виде) предложение работы окончательно отобранному кандидату.

Портфолио (англ. portfolio) – преподавательский или творческий портфолио (Teaching or Artistic Portfolio) – пакет документов или работ претендента на вакантную должность, характеризующий его компетенции и педагогическую или творческую квалификацию.

Постдок (англ. PostDoc) – как правило, молодой научно-педагогический работник, недавно получивший степень доктора наук (PhD); в североамериканских и некоторых европейских университетах постдоки стараются заключить контракт, который после успешного прохождения испытательного срока позволяет занять пожизненную должность в университете.

Рекрутмент, рекрутинг (англ. recruitment, recruiting) – процесс поиска, отбора и найма сотрудников в организацию.

РФ – Российская Федерация.

РЭШ – Российская экономическая школа.

Саббатикал – длительный (до одного года) профессиональный оплачиваемый отпуск, предоставляемый научно-педагогическим работникам зарубежных вузов, как правило, один раз в 5-7 лет для выполнения научной работы или повышения квалификации.

СМИ – средства массовой информации.

«Средний список» иностранных кандидатов – промежуточный список кандидатов; список кандидатов, отобранных после предварительных собеседований.

Спонсор – сотрудник или (и) структура университета или сторонней организации, которые оказывают юридическую, миграционную, административную, организационную и другую поддержку (в том числе финансовую, но не обязательно) кандидатам на различные должности в принимающем университете.

США – Соединённые Штаты Америки.

ТРКИ – Тест по русскому языку как иностранному, международный экзамен по определению уровня владения русским языком.

Тьютор – в данной работе это индивидуальный преподаватель, который помогает иностранному специалисту или небольшой группе иностранных специалистов освоить ту или иную дисциплину, оценивает их успехи; тьюторами также называют преподавателей, которые осуществляют обучение с помощью различных виртуальных образовательных платформ.

Эндаумент – специализированный долговременный фонд университета, создаваемый на благотворительные средства, пожертвованные университету, которые вкладываются в приносящие доход активы (инструменты фондового рынка, тезаврационные авуары, недвижимость, и т.п.)

Credentials (англ.) – документы, подтверждающие уровень образования или профессиональной квалификации.

CV (лат. Curriculum Vitae) – профессиональная биография или развёрнутое резюме; у научно-педагогических работников часто включает список публикаций, выполненных научных проектов, выступлений на конференциях и т.п.

Hidden curriculum (англ.) – «скрытый процесс образования», то есть некоторые особенности образовательного процесса, которые, как правило, не объясняются для иностранцев, поскольку являются само собой разумеющимися для сотрудников и студентов принимающего университета.

Hofstedes Cultural Dimensions (англ.) – совокупность показателей (dimensions), определяющих культурные характеристики различных народов, предложенные нидерландским социологом Гертом Хофстеде на основе исследований, проведённых им в 1960-е 70-е годы; этими показателями являются: социальное неравенство (восприятие власти), взаимоотношения между индивидуумом и группой, гендерные отношения, отношение индивидуума к неопределённости; эти показатели формируют модель, которую можно использовать для оценки и сравнения различных культур, а также понимать и предвидеть поведение представителей разных культур.

Host Professor, Hostпринимающий профессор или сотрудник университета, ответственный за приём иностранного коллеги, прибывающего в университет на относительно короткий период.

Housing Services (англ.) – специальная служба поддержки научно-педагогических работников университета, отвечающая за помощь в обеспечении жильём.

HR Office (англ. Human Resources Office) – служба управления человеческими ресурсами.

Job Opportunities (англ.) – возможности трудоустройства/вакансии; этим термином часто обозначается соответствующий раздел сайта зарубежного вуза.

Job Offers (англ.) – 1) аналог предыдущего термина; 2) официальные (в письменном виде) предложения работы окончательно отобранным кандидатам.

PhD (англ. Philosophy Doctor) – аббревиатура, обозначающая степень доктора наук, присуждаемую в некоторых зарубежных вузах (эквивалентна российской степени кандидата наук); в русскоязычной литературе часто переводится как «доктор философии», что, по всей видимости, не совсем корректно, поскольку Philosophy в английском языке имеет ещё и значение «наука» в высоком смысле, а также – «система знаний»; например, толковый словарь Webster Dictionary приводит следующее значение этого термина: «the course of sciences read in schools» – курс наук, читаемых в учебных заведениях. С использованием термина «доктор философии» трудно дать адекватный перевод полного названия степени (например, PhD in Biology, PhD in Economics и т.п.).

QS (QS World University Rankings) – один из ведущих мировых университетских рейтингов, ежегодно публикуемый британской компанией Quacquarelli Symonds, предоставляющей различные услуги в сфере образования и обучения за рубежом.

References (англ.) – рекомендации на сотрудника от предыдущего работодателя.

RePEc – (англ.) Research Papers in Economics – научные работы в области экономики; децентрализованная база научных работ, препринтов, журнальных статей и программного обеспечения, поддерживаемая волонтёрами и финансируемая Федеральным резервным банком Сант -ШАеральным резервным банком Сант Луи () игоо срокавыхода на пенсию при условии выполнения условий долгосрочного контракта.Луи (США); информация этой базы данных используется для того чтобы ранжировать экономистов, университеты, организации, регионы и страны по значимости работ в области экономики.

Research Statement (англ.) – исследовательская декларация; описание кандидатом на вакантную должность научно-педагогического работника своих научных достижений и профессиональных планов на будущее.

Skype (англ.) – бесплатное программное обеспечение, обеспечивающее голосовую связь и видеосвязь через интернет между компьютерами, а также платные услуги для звонков на мобильные и стационарные телефоны.

Scopus (англ.) – крупнейшая в мире универсальная библиографическая и реферативная база данных и инструмент для отслеживания цитируемости статей, опубликованных в научных изданиях. Разработчиком и владельцем Scopus является издательская корпорация Elsevier.

Tenure (англ.) – система долгосрочного найма научно-педагогических работников в североамериканских и некоторых других университетах мира, предоставляющая гарантии и возможность работы до выхода на пенсию при условии выполнения условий долгосрочного контракта.

Visiting Professor (англ.) – приглашённый профессор, то есть профессор, приглашаемый из другого университета для работы в течение относительно короткого срока.

Web of Science (англ.) – авторитетная реферативная база данных по мировым научным публикациям и инструмент для отслеживания цитируемости статей, опубликованных в научных изданиях. Разрабатывается и предоставляется компанией Thomson Reuters.

Word-of-mouth-marketing (англ.) – устный маркетинг, сарафанное радио – неформальные способы передачи устной информации о товаре, услуге, организации от потребителя к потребителю; своеобразная форма бесплатной рекламы, осуществляемая удовлетворёнными потребителями, которой люди наиболее склонны доверять.

Предисловие

Настоящие методические рекомендации представляют собой пошаговые инструкции создания и внедрения в российском университете одной из моделей сервисов поддержки международных специалистов. На основе проведения аналитического исследования зарубежной и российской практики и опыта привлечения международных специалистов систематизирован российский и зарубежный опыт, предложены пути совершенствования существующих моделей, разработаны типовые методические подходы создания систем поддержки и закрепления международных специалистов.

Методические рекомендации предлагают адаптированный к применению российскими университетами набор методов, решений и инструментов создания сервисов профессиональной и социально-бытовой поддержки международных специалистов, учитывающий возможность его использования разными университетами – участниками Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Актуальность создания и внедрения в российских университетах сервисов профессиональной и социально-бытовой поддержки международных специалистов определяется тем, что без такой поддержки вуз может терять значительные ресурсы, не только кадровые, но и финансовые, а деятельность международных специалистов, работающих в российских вузах, может быть не вполне эффективной.

Многочисленные исследования показывают, что практически любой человек, впервые приезжающий в другую страну, в той или иной степени испытывает так называемый культурный шок. Выражаться он может в неприятных ощущениях отверженности, потери контроля над ситуацией, собственной некомпетентности и неисполнения ожиданий, неприятного удивления и дискомфорта при осознании различий между культурами. Всё это может приводить к общей тревожности, раздражительности, недостатку уверенности в себе, бессоннице, чувству изнеможения и даже к психосоматическим расстройствам, депрессии и т.д.

Академическая среда различных вузов даже в пределах одной страны может значительно отличаться. В любом случае для вновь прибывшего сотрудника это новые люди, другая организация деятельности, другие регламентирующие документы; возможно, другие организационные структуры, негласные правила, обычаи и т.д.

Для специалиста, прибывшего из другой страны, ситуация усугубляется наличием различий в системах образования, подходах к организации исследований и учебного процесса, а также незнанием законодательства и регламентирующих документов, культурных особенностей общения студентов и преподавателей и так называемого «скрытого процесса образования» (hidden curriculum), то есть незнанием некоторых особенностей образовательного процесса, которые нигде и никем не объясняются, поскольку являются само собой разумеющимися для сотрудников и студентов принимающего университета.

Если специалист приезжает на короткий срок, то эти трудности не успевают оказать на него существенного влияния, но если ему приходится работать в зарубежном вузе в течение продолжительного времени, то преодолеть все эти трудности некоторым становится не под силу. В практике зарубежных вузов нередки случаи, когда иностранные преподаватели достаточно быстро оставляют своё новое место работы и возвращаются в свою страну. Это не только срывает научные и образовательные планы учебного заведения, но и приносит значительные финансовые потери, поскольку взыскать потраченные средства с кого-либо не представляется возможным. Поэтому в зарубежных университетах давно введён институт поддержки вновь прибывших научно-педагогических работников. Российские вузы также начинают внедрять те или иные модели сервисов профессиональной и социально-бытовой поддержки и закрепления международных специалистов.

Анализ сервисов поддержки международных специалистов, реализованных в зарубежных и российских вузах, показывает, что все существующие модели поддержки можно разбить на две основные категории: 1) сервисы поддержки, которые реализуются в вузах с помощью создания специализированных структур; 2) сервисы поддержки, которые реализуются в вузах без создания специализированных структур.

Настоящие методические рекомендации представляют собой инструкции по созданию двух таких моделей сервисов, то есть сервисов, которые реализуются в вузах с помощью создания специализированных структур, и сервисов, которые реализуются в вузах без создания специализированных структур. Пользователи по своему усмотрению могут выбрать, какую из моделей (или элементы какой модели) целесообразно внедрять в конкретном высшем учебном заведении. Элементы (а не полностью вся модель) могут внедряться в том случае, если в вузе уже существует та или иная система поддержки международных специалистов, и, по мнению руководства вуза, более целесообразно её постепенно совершенствовать, а не полностью демонтировать и внедрять новую.

Настоящие методические рекомендации имеют несколько разделов (политика, цели и задачи, формы организации сервисов и т.д.), в которых описываются порядок или этапы (шаги) создания и внедрения в российском университете сервисов поддержки международных специалистов. В каждом разделе описывается порядок реализации соответствующего этапа. В приложении 1 приводится пошаговый алгоритм разработки и внедрения системы сервисов поддержки международных специалистов в российском университете.

Для разработки системы сервисов поддержки формируется рабочая группа, которая может включать сотрудников, непосредственно предоставляющих (или тех, кто будет предоставлять) услуги международным специалистам, представителей структурных подразделений университета, вовлечённых (или которые будут вовлечены) в предоставление сервисов, и внешних экспертов. Возглавляться рабочая группа должна представителем руководства вуза.

Начинать создание системы поддержки международных специалистов рекомендуется с описания политики (концепции) разработки и предоставления сервисов международным специалистам.
I. Политика (концепция) разработки и предоставления сервисов

международным специалистам

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова под политикой в широком смысле понимается образ действий, направленных на достижение чего-нибудь, определяющих отношение с людьми. Следует подчеркнуть и всегда помнить, что в случае предоставления сервисов международным специалистам именно отношения с людьми играют определяющую роль.

В руководствах зарубежных университетов по интернационализации начинать осуществление этого процесса в целом или внедрение различных университетских систем, способствующих осуществлению интернационализации, в том числе и создание сервисов поддержки международных специалистов, рекомендуется с разработки соответствующей политики. Под политикой в данном контексте понимается официальный документ, в котором отражается видение и отношение руководства вуза и всех заинтересованных лиц к проблеме сервисов поддержки. В этом документе должны кратко отражаться текущая ситуация с этой проблемой в университете, причины, по которым эту ситуацию необходимо изменить к лучшему, а также то, что необходимо разработать и внедрить, к чему необходимо стремиться, что необходимо сделать. Здесь может быть поставлена основная, стратегическая цель, в общем обозначены основные задачи, кратко описаны некоторые процедуры, ведущие к решению задач и достижению основной цели. Политика должна отвечать на вопрос «Что мы хотим сделать?». Она должна упрощать постановку тактических целей и определение всех конкретных задач. Политика должна способствовать разработке стратегии и плана действий (которые должны отвечать на вопрос «Как мы это хотим сделать?»). По своей сути политика это предписывающий, директивный документ, определяющий, что необходимо сделать, в данном случае для разработки и внедрения эффективных сервисов поддержки.

На основе политики не только разрабатывается план (стратегия) дальнейших действий, показывающий, как следует реализовывать то, что мы хотим сделать; политика как официальный документ служит тем ориентиром или стандартом, к которому должны стремиться все сотрудники, вовлечённые в процесс предоставления сервисов международным специалистам, этот документ должен показывать также логику и содержание этого процесса.

Таким образом, приступая к описанию политики разработки и предоставления сервисов международным специалистам, необходимо сделать следующее.

1. Определить (или ещё раз сформулировать) основные ценности, на которых основывается деятельность сотрудников университета. Руководители ведущих вузов мира подчёркивают (и в публичных выступлениях и при общении с участниками данного проекта), что именно понимание и неукоснительное соблюдение ценностных принципов является краеугольным камнем всей деятельности в университете. Мнение, что всё и так понятно, что надо соблюдать основные заповеди поведения, выработанные человечеством, приводит к тому, как показывает опыт, что в организации (и особенно в такой социально значимой, как вуз) отсутствует морально-этическая платформа, на которой основывается вся деятельность сотрудников организации (или, образно выражаясь, на которой зиждется храм знания и науки, в котором воспитывается молодое поколение). Принципы эти должны постоянно транслироваться сотрудникам в различных документах, выступлениях и т.п. и, самое главное, соблюдаться всеми, в том числе, а вернее в первую очередь, руководителями всех уровней. Без этого вряд ли удастся создать цельную корпоративную культуру, сплотить команду единомышленников, воодушевить людей на трудовой и социальный подвиг.

В реальной жизни придерживаться объявленных ценностных принципов бывает непросто. Поэтому, формулируя их, необходимо продумать, как сделать так, чтобы они действительно всегда соблюдались. Например, у сотрудников российского вуза может возникнуть вопрос, как, при одном из объявленных принципов «Честность», согласуется очень значительная разность в зарплатах российских сотрудников и принимаемых в этот вуз иностранных специалистов. Или почему руководители в вузе способствуют зачислению своих детей или детей своих знакомых в этот вуз вне конкурса и т.п. На эти и подобные вопросы обязательно должны быть найдены ответы или, при невозможности это сделать, нарушения принципов должны быть исключены.

На некоторые деликатные вопросы в ведущих вузах мира уже давно найдены ответы. Например, разная зарплата объясняется значимостью исследований, конкретными показателями и заслугами в научной деятельности сотрудников; при достижении показателей, показываемых иностранным специалистом, российский учёный должен получать такую же зарплату, как и его именитый иностранный коллега, или дополнительное денежное вознаграждение за достижение конкретных результатов. Для зачисления в вуз своих родственников или детей своих знакомых без конкурса, например в американских вузах, для заслуженных работников этих вузов вводится специальная квота, которая открыто объявляется. В очень престижных американских вузах для тех, кто оплачивает дорогое образование сразу и из личных средств, предусматриваются дополнительные места вне конкурса. Для продвижения своих интересов вместо скрытых интриг используется институт лоббирования и т.д.

Формулирование ценностей вуза в политике предоставления сервисов должно сопрягаться с целями и задачами системы сервисов в вузе. Ценности вуза и здесь должны являться теми стимулами, которые вдохновляют и воодушевляют людей работать не только за зарплату. Мировой опыт показывает, что без понимания сотрудниками того, что деятельность их организации основана на справедливости и высоких моральных принципах, без воодушевления сотрудников, без вдохновляющей корпоративной культуры достичь наивысшей производительности труда даже при высоких зарплатах весьма проблематично.

2. Оценить и кратко сформулировать текущее положение дел с проблемой предоставления сервисов в университете. Описывая положение дел с сервисами поддержки международных специалистов, надо понимать, что проблема эта более глубокая, чем может показаться.

Очевидно, что вуз заинтересован в привлечении талантливых работников, которые, как правило, работают в ведущих университетах мира, или получили там степень PhD. В ведущих университетах кадровой политике и развитию персонала придают первостепенное значение. Если в большинстве российских вузов существуют отделы кадров (хотя сейчас называться они могут и по-другому, но часто от этого суть дела не меняется), занимающиеся в основном вопросами найма и увольнения сотрудников в рамках российского законодательства и разработанных на его основе нормативных актов вуза, то в ведущих зарубежных университетах, как правило, существуют не отделы кадров, а офисы управления человеческими ресурсами (Offices of Human Resources), которые отвечают за рациональное и эффективное использование человеческого потенциала университета, разрабатывают перспективные планы, программы работ и регламенты по управлению персоналом с указанием сроков, мероприятий, выделяемых финансовых ресурсов и ответственных исполнителей.

Кадровое планирование осуществляется на основе создания кадрового резерва, выполнения программ развития, проведения эффективного рекрутмента, в том числе иностранных научно-педагогических работников. Такие структуры занимаются разработкой предложений по набору, расстановке и перемещению сотрудников университета, их аттестацией, оценкой эффективности их деятельности, планированием карьеры, активным мониторингом обучения, переподготовки и повышения квалификации сотрудников университета. Представители таких структур активно взаимодействуют с руководителями вуза и структурных подразделений, участвуют в работе различных советов и комиссий, имеющих отношение к набору, обучению и продвижению персонала.

Кадровая политика ведущих зарубежных вузов детально описывается в многочисленных документах и руководствах, которые имеются в открытом доступе на сайтах университетов. Кроме руководств по кадровой политике на сайтах ведущих вузов имеются детально разработанные разделы, описывающие различные профессиональные возможности для сотрудников, порядок действия в той или иной ситуации, а также дающие ссылки на различные программы развития и поддержки, необходимые документы и т.п.

Таким образом, международные специалисты из ведущих университетов, как правило, привыкли к тому, что в вузе существует не только система поддержки вновь прибывших сотрудников, но и достаточно эффективная система профессионального развития персонала и многочисленные сервисы для сотрудников, работающих уже длительное время в вузе (предоставление жилья на кампусе, услуги для родителей с детьми, возможность пользоваться прекрасными спортивными сооружениями и т.п.).

Вполне вероятно, что в российском вузе, куда приглашаются международные специалисты, такой системы поддержки персонала может и не быть. Кроме того, в вузе может не быть сформировавшейся так называемой англоязычной среды, современной лабораторной базы и ещё многого из того, к чему привыкли иностранные специалисты. Понятно, что быстро ситуацию исправить вряд ли удастся. Но и полное игнорирование различий, замалчивание ситуации – не лучший выход. Правильнее будет, кратко обозначить понимание проблемы и показать, к чему будет стремиться вуз в этом плане в кратко- и долгосрочной перспективе. Как раз краткосрочной целью и может быть создание эффективных сервисов поддержки для международных специалистов, которых в дальнейшем можно будет привлекать для разработки и реализации системы развития персонала в вузе (консультирование, редактирование документов на английском языке и т.п.).

3. Показать, почему следует предпринять усилия и потратить определённые ресурсы на разработку и внедрение эффективных сервисов профессиональной и социально-бытовой поддержки международных специалистов. Здесь необходимо показать, зачем необходимо привлекать в вуз иностранных специалистов, прежде всего иностранных научно-педагогических работников.

Привлечение талантливых иностранных научно-педагогических работников со всего мира осуществляется с целью повышения качества научной и образовательной деятельности в вузе, взаимодействия и обмена идеями с ведущими зарубежными научными коллективами с тем, чтобы исключить возможность застоя и отставания, всегда находиться в центре передовой научной деятельности и принимать в ней самое непосредственное участие. Иностранные сотрудники в значительной степени содействуют интернационализации образовательного учреждения, что, кроме всего прочего, помогает выпускникам этого учреждения быстрее адаптироваться к профессиональной среде в условиях глобализации, расширяет их возможности по трудоустройству, способствует быстрому продвижению по карьерной лестнице. Кроме того, ведущие научно-педагогические работники помогают поднять уровень научных исследований, повысить публикационную активность, разрабатывать новые современные образовательные программы, включая программы на английском языке и двойного диплома, внедрять результаты научных исследований в читаемые курсы, улучшать учебно-методическое обеспечение учебного процесса, внедрять новые образовательные технологии, содействовать развитию системы поддержки персонала университета. В конечном итоге всё это способствует повышению качества научно-образовательного процесса, репутации вуза, его позиции в международных университетских рейтингах и конкурентоспособности на мировой арене.

Здесь можно показать, какие конкретно направления планируется развивать в вузе, какого уровня научно-педагогических работников (учёных с мировым именем, высококвалифицированных специалистов, постдоков и т.п.) планируется привлекать на эти направления, какие цели будут стоять перед новыми коллективами, каких результатов они должны добиться.

4. Кратко пояснить, какая кадровая политика реализуется в вузе и прежде всего, какая система карьеры будет предлагаться международным специалистам. Как уже пояснялось выше, от этого может зависеть выбор модели сервисов.

Наиболее привлекательной для международных специалистов является так называемая система пожизненного или бессрочного найма. Эта система под названием Tenure Track System (или Academic Tenure) широко распространена в основном в вузах США и Канады, но в последнее время её стали активно внедрять и в учебных заведениях других стран, в том числе и в России.

Сущность этой системы заключается в том, чтобы предоставить учёным интеллектуальную свободу, оградить от внешнего давления, позволить им генерировать новые идеи и делать выводы, даже если они идут вразрез с общепринятыми взглядами. С теми преподавателями, которые принимаются на должности доцента (Associate Professor) и профессора (Professor) в рамках этой системы, заключается контракт, который позволяет работать до выхода на пенсию. Считается, что уволить человека с такой должности практически невозможно (если только он не нарушил грубо условия контракта, правила вуза или закон), поскольку окончательное решение об увольнении, как правило, принимает попечительский совет вуза и только при наличии веской и обоснованной причины. Эту систему называют основным элементом, обеспечивающим профессиональную независимость учёных, поскольку заключение бессрочного контракта, не позволяющего уволить их по желанию администрации, обеспечивает им не только возможность не соглашаться с общепринятой научной точкой зрения, не давать положительных заключений на сомнительные результаты исследований под давлением администрации вуза, но и даёт учёному возможность самому определять направления своих исследований, делать критические замечания и смелые предложения, не опасаясь последствий. Часто эту систему академической свободы сравнивают с системой независимости судей. Эта система также обеспечивает для научно-педагогического работника большую определённость с точки зрения длительности трудоустройства, даёт уверенность в завтрашнем дне, позволяет спокойно заниматься профессиональной деятельностью, не думая, где найти работу после окончания контракта, как обеспечить семью. Последнее очень важно для иностранных научно-педагогических работников, и особенно в тех случаях, когда стараются привлечь учёных из более развитых стран в менее развитые и из более престижных вузов в менее престижные.

Разрабатывая систему бессрочного найма, следует иметь в виду, что в российском законодательстве для научно-педагогических работников нет понятия бессрочного найма в принципе, поскольку для этой категории работников обязательна процедура конкурсного отбора. Тем не менее, некоторые российские вузы, как уже упоминалось выше, создают такую систему. Например, в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» с иностранным научно-педагогическим работником «заключается договор на неопределенный срок, при этом он все равно должен раз в пять лет проходить через конкурс. В этом случае контракт бессрочного найма − скорее, моральное обязательство университета перед работником, чем какая-то юридическая действительность».

Если предполагается введение в вузе системы пожизненного найма, то необходимо указать в каких структурных подразделениях, по каким дисциплинам и сколько бессрочных должностей планируется ввести, в течение какого времени планируется заполнить эти вакансии. От этого будет зависеть интенсивность работы и загруженность персонала вуза, оказывающего услуги международным специалистам.

Если на начальном этапе планируется вводить относительно небольшое количество бессрочных должностей или вообще не планируется вводить систему бессрочных контрактов, то для внедрения можно выбрать вторую модель сервисов поддержки, то есть модель, не требующую создания в вузе специализированных структур. Если же вуз не стеснён в средствах и (или) в дальнейшем планирует расширение (введение) системы бессрочных контрактов, то с самого начала можно рассматривать и вариант реализации первой модели сервисов поддержки. Причины и логику принятия того или иного решения необходимо отразить в тексте политики.

5. Кратко сформулировать, какие услуги для международных специалистов необходимо и возможно в текущей ситуации предоставлять в вузе. В профессиональной сфере могут предоставляться услуги по ознакомлению с местом работы и коллективом, порядком использования оборудования и ресурсов университета. Необходимо продумать порядок общения иностранных специалистов с представителями промышленности, других вузов и научных организаций. Желательно продумать вопрос реализации исследований и работ совместно с коллегами из зарубежного университета, в котором прежде работал иностранный специалист. Важными являются также вопросы по оказанию содействия в получении дополнительного финансирования для проведения исследований и работ.

Оказание поддержки может быть двусторонним, т.е. оказывая поддержку иностранному специалисту, можно получать поддержку и от него. Например, оказывая ему помощь в освоении университетской платформы дистанционного обучения, можно с его помощью разработать новые курсы, или попросить у опытного иностранного специалиста провести консультации для сотрудников университета по требованиям к оформлению публикаций в зарубежных журналах с высоким рейтингом, а также подготовить ряд совместных публикаций в такие журналы.

Очень важно хорошо продумать порядок оказания поддержки иностранным специалистам и в социально-бытовой сфере. Порядок и содержание поддержки в социализации иностранного специалиста в немалой степени зависит от того, из какой страны прибыл этот специалист или к какому этносу принадлежит. Поэтому при определении политики оказания поддержки в социализации не лишним будет опереться на научные данные в этой сфере. Например, на «Культурные характеристики» Герта Хофстеде (Hofstede’s Cultural Dimensions). Как показывают работы этого и других социологов, личностные характеристики преподавателя и студента, их поведение в классе и взаимные ожидания значительно разнятся в зависимости от той культуры, в которой они воспитывались. Поэтому в политике желательно продекларировать, что работа по социализации иностранных специалистов, то есть введение их в другую культуру, должна проводиться на научной основе, а на практике следовать этому заявлению. В практике зарубежных университетов нередки были случаи, когда иностранные научно-педагогические работники очень быстро теряли работоспособность или получали нервный срыв, если с ними не проводилась работа по ознакомлению с поведенческими характеристиками представителей другой культуры.

Кроме этого, необходимо продумать меры по реализации неформального общения иностранных специалистов с коллегами и студентами своего вуза. В США, например, преподавателям рекомендуется приглашать иностранных коллег, работающих в американском вузе, к себе домой для совместного общения в неформальной обстановке. Альтернативой приглашению домой может быть вечер в кафе или ресторане, пикник на природе. Совместные походы в театры и музеи тоже неплохой способ социализации. Внеклассная работа иностранных специалистов со студентами, участие в работе различных клубов по интересам также приветствуется. В документе, описывающем политику предоставления сервисов поддержки, необходимо в общих чертах предложить возможные направления работы по социализации и должностных лиц, которые могли бы контролировать этот процесс.

Помощь в быту не менее важна для иностранных специалистов. Россия не относится к странам, население которых в основной массе владеет английским языком. Поэтому за стенами университета иностранному специалисту может быть нелегко. Простой поход в магазин или поездка на общественном транспорте могут превратиться в проблему. Не говоря уже о поиске жилья для семьи, устройстве на работу супруги и детей в школу/детский сад, получении медицинской помощи и т.д. Разработчики политики должны обратить внимание тех, кто будет разрабатывать план реализации этой политики и конкретные услуги, на необходимость эффективной поддержки иностранных специалистов в этой области.

6. Обозначить структуры и должностных лиц, которые будут непосредственно разрабатывать и предоставлять услуги международным специалистам. Решения по структуре системы сервисов принимаются на основе понимания текущего положения дел с проблемой предоставления сервисов международным специалистам; понимания, зачем и какие международные специалисты нужны вузу в ближайшее время; на основе понимания кадровой политики вуза и системы карьеры, которая будет предлагаться международным специалистам; а также на основе понимания тех услуг, которые планируется предоставлять международным специалистам, то есть на основе того, что записано в политике по вышеописанным здесь пунктам 2,3,4 и 5.

В этом разделе следует кратко описать форму организации сервисов, то есть какая модель сервисов будет реализовываться в вузе: с созданием специализированных структур или без создания таких структур. А также необходимо в общем определить, какие структуры будут создаваться или задействованы в предоставлении услуг, и за что будет нести ответственность каждая из структур и какие основные функции выполнять; кто из должностных лиц должен создавать необходимые структуры или организовывать деятельность существующих структур по необходимому направлению. При создании новых структур – определить количество сотрудников в них и зону ответственности каждого. При использовании существующих структур, определить, какие структуры будут вовлечены в процесс предоставления сервисов, и за какие направления деятельности они будут отвечать. Определить основных сотрудников этих структур, которые будут задействованы в предоставлении услуг международным специалистам и зону ответственности каждого. Необходимо также определить схему управления сервисами, руководителя координирующей структуры, порядок организации взаимодействия структур, входящих в систему сервисов. Кратко обозначить порядок организации взаимодействия сервисов профессиональной и социально бытовой поддержки международных специалистов с другими системами, органами и структурными подразделениями университета.

Определяется также и порядок поддержки самой системы сервисов, прежде всего определяются структуры и специалисты, которые будут проводить обучение сотрудников, предоставляющих сервисы поддержки, готовить для них учебные и методические материалы и документацию, организовывать анкетирование сотрудников и международных специалистов, осуществлять оценку эффективности деятельности системы сервисов и её сотрудников, вносить предложения по развитию и совершенствованию системы.

7. В этом документе необходимо также кратко охарактеризовать предлагаемые к использованию систему показателей и процедуры оценки эффективности работы подразделений и сотрудников, осуществляющих поддержку международных специалистов.

8. Кроме этого, в этом документе определяются источники и порядок финансирования системы сервисов поддержки. Необходимо показать, что должно финансироваться из бюджетных средств, что – из субсидии Программы повышения конкурентоспособности, что – из внебюджетных средств централизованного фонда вуза, что – из внебюджетных средств структурных подразделений вуза, что – из средств эндаумента; какая деятельность не требует дополнительной материальной поддержки, какие виды деятельности финансируются периодически за высокие показатели и т.п.

Проект этой части документа, описывающего политику вуза в сфере предоставления услуг международным специалистам, может согласовываться с руководством вуза отдельно и раньше, чем согласование всего документа, поскольку от структуры системы, порядка и объёма финансирования серверов может зависеть их количество, содержание и порядок предоставления.

Таким образом, изложение политики вуза в сфере поддержки международных специалистов должно быть неким программным документом, формулирующим основные принципы создания и функционирования системы сервисов поддержки и закрепления международных специалистов в вузе. Здесь показывается насущная необходимость создания такой системы, её важность для повышения престижа и международной конкурентоспособности вуза. В этом документе демонстрируется, каким образом сервисы поддержки будут содействовать реализации стратегии и кадровой политики вуза. Документ важен не только с идеологической, но и с практической точки зрения, поскольку определяет порядок и средства создания системы сервисов поддержки в университете. Документ также определяет, какие сервисы будут предоставляться, какие структуры и сотрудники будут задействованы, как будет осуществляться руководство, взаимодействие, финансирование и т.п. То есть этот документ в определённом смысле представляет собой и некую дорожную карту по созданию системы сервисов в университете.

Но формальное описание политики в области сервисов поддержки важно не только как практическое руководство к действию, оно имеет большое значение и с точки зрения формирования эффективной корпоративной культуры, привлечения внимания к этой проблеме всех сотрудников университета, демонстрации важности и необходимости поддержки этой деятельности всеми сотрудниками вуза.

Учитывая, что в большинстве российских вузов сервисы поддержки международных специалистов находятся на начальном этапе их создания, вузам настоятельно рекомендуется тщательным образом прорабатывать и оформлять в виде официального документа политику (концепцию) вуза по созданию и реализации сервисов поддержки. Такой хорошо проработанный документ в значительной степени облегчает разработку плана действий по созданию и реализации сервисов поддержки международных специалистов.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница