Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы Методические рекомендации по проведению научно-практических исследований и подготовке публичного выступления



страница1/9
Дата12.07.2016
Размер2.14 Mb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9












ГБОУ СПО «ЗАИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебной дисциплины

ОП.03. Менеджмент

100701 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ)

Составил и:

преподаватели высшей кв. категории

Столярова Г.С.

Макарова Е.Б.

2014 год
СОДЕРЖАНИЕ



  1. Предисловие




  1. Краткое обоснование лекционного материала и заданий к лекциям




  1. Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ на индивидуальные темы




  1. Методические рекомендации по проведению научно-практических исследований и подготовке публичного выступления




  1. Методические рекомендации по подготовке презентационного проекта




  1. Методы обучения при проведении практических занятий




  1. Оценка работы студентов




  1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы




  1. Методические рекомендации к выполнению практических работ




  1. Контрольная работа




  1. Тестовые задачи




  1. Список рекомендуемой литературы





ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебно-методическое обеспечение общепрофессиональной дисциплины «ОП.03. Менеджмент», позволяет получить будущим специалистам знания управленческих основ организацией, лучше познать большой объем и динамику изменений российской системы управления.



Учебная дисциплина – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 100701 КОММЕРЦИЯ (ПО ОТРАСЛЯМ).

Дисциплина способствует формированию профессиональных компетенций (ПК) и общих компетенций:

ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. 

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. 

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. 

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. 

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. 

В УМО включены темы лекционных занятий, практических занятий, темы зачётных тестов, вопросы, темы семинарских занятий, самостоятельная работа, рекомендуемая литература, контрольные вопросы для самопроверки, задачи и тесты.

Планы семинарских и практических занятий являются базовыми (минимальными). Преподаватель может увеличить (уменьшить) количество вопросов, необходимых для изучения по каждой теме, с учетом вида обучения и объема аудиторной нагрузки. Он вправе поручать студентам подготовку докладов, рефератов, устраивать диспуты для более подробного освещения какой-либо проблемы. Студентам как самостоятельно, так и по предложению преподавателя в течение семестра необходимо дополнять список специальной литературы с учетом новых публикаций.

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:



  • применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента; делового и управленческого общения;

  • планировать и организовывать работу подразделения;

  • формировать организационные структуры управления;

  • эффективные решения, используя систему методов управления;

  • учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности;

В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

  • внешнюю и внутреннюю среду организации;

  • цикл менеджмента;

  • процесс и методику принятия и реализации управленческих решений;

  • функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

  • систему методов управления;

  • стили управления, коммуникации, деловое общение



Краткое обоснование лекционного материала и заданий к лекциям
Тема 1.1. Цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм

1.Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности.

2.Функции менеджмента.

3.Практическое занятие (см.перечень практических работ)

Анализ функций управления



Изучив тему, студент должен знать:

а) понятие менеджмента;

б) закономерности менеджмента;

в) принципы менеджмента;

г) основные категории менеджмента.

уметь:

изложить краткую историю менеджмента.



приобрести навыки:

характеристики особенностей российского менеджмента в современных условиях.



При изучении темы необходимо:

Подготовить реферат или эссе по темам:

1. Эволюция концепций менеджмента;

2. История развития практического менеджмента;

3. Особенности российского менеджмента;

4. Сущность новой управленческой парадигмы в мире и России;

5. Значение менеджмента как вида практической деятельности.

1.Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности.

Термин «менеджмент» пришел в Россию вместе с кардинальными изменениями в экономике и жизни общества (8-10лет назад), отразив необходимость создания принципиально новой системы управления в России, адекватной рыночным отношениям. Таким образом, управление в условиях рынка получило название менеджмента.

Слово «менеджмент» (с перевода англ.яз.) означает управление, т.е. вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Несмотря на то, что эти термины обычно принимаются как синонимы, существуют определенные различия в содержании понятий «менеджмент» и «управление».

Управление является более широким, обобщающим понятием по отношению к понятию менеджмент. Управление как целенаправленная деятельность человека включает в себя упорядочение, регулирование взаимодействия и создание условий для функционирования и развития различных объектов и процессов в природе, обществе и технике. Напр., если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин «государственное управление».

Управление:


  • в социальных системах возникает как обособленная функция некоторых членов организации;

  • особый, специфический вид профессиональной деятельности;

  • всегда имеет дело с людьми;

  • с одной стороны — искусство управления, с другой — регулярный технологический процесс;

  • характерно для любой организации, организация невозможна без управления,

Менеджмент — особый тип управления, предполагает управление рыночной организацией, организацией, которая нацелена на получение прибыли. Поэтому отличительными особенностями менеджмента являются: ориентация фирмы на удовлетворение потребностей рынка; ориентация на постоянное повышение эффективности производства; децентрализация и свобода в принятии решений; разработка стратегических целей и программ и их постоянная корректировка в зависимости от состояния рынка.

До сих пор не существует единой точки зрения на определение понятия менеджмента. В настоящее время наиболее распространенной позицией является взгляд на менеджмент как на процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации. Эта точка зрения отражает подход к определению понятия менеджмент как к процессу. Кроме этого подхода в определениях часто подчеркивается, что менеджмент — особый вид деятельности человека, т.е. функция по управлению самостоятельным видом деятельности, которая реализуется через выполнение управленческих действий — функций управления. Наряду с этими подходами наиболее часто используются подходы к определению менеджмента как искусства управления; как науки, т.е. совокупности научных знаний и практического опыта; как аппарата управления и группы людей, управляющих организацией.



2.Функции менеджмента.

Функция управления — это совокупность объективно необходимых, устойчиво повторяющихся действий, объединенных однородностью содержания и целевой направленностью, для решения задач организации.

Функции управления — научная абстракция, поэтому подходов к их классификации достаточно много. Их состав впервые был установлен основателем классической административной школы управления А. Файолем в 1916 г. Это 5 логически связанных между собой видов деятельности: предвидение и разработка политики; построение организационной структуры; распорядительство; координирование; контроль и регулирование.

В процессе дальнейших разработок состав функций управления неоднократно пересматривался представителями разных управленческих школ. Напр., Г. Попов считает, что такой функции, как координация (координирование), нет вообще, но есть еще функции целеполагания, прогнозирования и распорядительства, а известный экономист А.Г. Аганбегян выделяет только 3 функции: организация, планирование и координация.

Но в целом большинство ученых придерживаются процессного подхода, предложенного А. Файолем, Согласно этому подходу выделяется 5 основных функций управления: планирование - определение целей, разработка стратегии, составление планов; организация — группирование заданий, распределение ресурсов, полномочий и ответственности, проектирование структуры; координация — взаимная увязка действий людей и подразделений; руководство — стимулирование подчиненных, направление их действий, разрешение конфликтов в коллективе, выбор эффективных каналов взаимосвязи; контроль — сопоставление результатов с планами, оценка и внесение корректив.

Взаимосвязь между основными функциями управления может быть представлена диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (см. рисунок). Стрелки на диаграмме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса управления и со стимулированием труда работников. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных.



Планирование

Организация

Контроль

Руководство

Координация

Вопросы к изучению темы:

  1. Изложите развёрнутый ответ на следующий вопрос: кого называют менеджером?

  2. Изложите развёрнутый ответ на следующий вопрос: что является глобальной целью менеджмента?

  3. Изложите развёрнутый ответ на следующий вопрос: какого значение менеджмента на современном этапе развития общества?

  4. Изложите развёрнутый ответ на следующий вопрос : в чем особенности российского менеджмента?

Дискуссионные вопросы

  1. Почему знания являются экономическими ресурсами и насколько это актуально для России на современном этапе развития экономики?

  2. Проанализируйте шесть направлений деятельности администрации производственной организации, разработанных Анри Файолем.

  3. Как бы вы охарактеризовали различные трактовки термина «менеджмент», как противоположные или как взаимодополняющие, развивающие? Прокомментируйте Ваш ответ.

  4. В чем заключаются основные особенности российского менеджмента? Поясните Вашу позицию.

  5. Раскройте содержание трех моделей российского менеджмента. У какой модели есть перспектива развития? Обоснуйте Вашу точку зрения.

Тема 1.2. Организация как объект менеджмента. -8 ч.

1. Организации и их основные характеристики

2. Внешняя среда организации и ее элементы

3. Внутренняя среда организации

4.Практическое занятие (см.перечень практических работ)

Разработка структуры управления организации



Изучив тему, студент должен

знать:

а) организация: понятие, признаки, роль организаций в жизни человека, понятие среды организации.;

б) факторы прямого и косвенного воздействия, их характеристика и взаимосвязь;

в) взаимосвязь факторов внутренней среды.



уметь:

различать базовые стратегии и альтернативы стратегии управления организацией.



приобрести навыки:

определения и характеристики формальных и неформальных групп в организации.


При изучении темы необходимо:

Подготовить реферат или эссе по темам:

1. Тенденции циклического развития организации;

2. Стратегическое управление организацией;

3. Формирование и функционирование формальных и неформальных

групп в организации как динамичный процесс и межгрупповое взаимодействие.



1. Организации и их основные характеристики

Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни — экономика, наука, культура, образование, оборона и даже личная жизнь. Организация — сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, организационная культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным цепям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности. Переход к эффективным формам организации и управления, построенным на научных принципах, стал главным условием успеха экономических реформ в России. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкуренцией организаций, используемых форм, методов и мастерства управления.

Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами «сознательно координируемое» понимается управление, под «социальным образованием» — то, что организация состоит из отдельных людей и групп, взаимодействующих между собой.

Эволюция организаций в 20-м веке. 1. Отделение управленческих функций от капитала-собственности превращение управления в профессию, формирование иерархии управления. 2. 20-е годы: появление командно-административных организаций с вертикальной соподчиненностью и высоким уровнем централизации. 3. 80-е-90-е годы: переход к организациям с преобладанием горизонтальных структур и связей.

Традиционная организация (признаки): стабильность, негибкая структура, сосредоточенность на выполнении рабочих заданий, характер работы определяется должностью, ориентированность на отдельного человека, постоянные рабочие задания, ориентированность на команды сверху, решения принимаются только менеджерами, ориентированность на правила и нормы, относительная однородность персонала, рабочий день с 9.00 до 18.00, иерархические взаимоотношения между членами организации.

Новая организация (признаки): динамичность, гибкая структура, сосредоточенность на развитии навыков, характер работы определяется задачами, ориентированность на коллектив, временные рабочие задания, ориентированность на активное участие работников, работники участвуют в принятии решений, ориентированность на конкретный заказ клиента, многообразие персонала, рабочий день не ограничен, взаимоотношения разветвлены и не подчиняются четкой иерархии.

Изменение критериев оценки деятельности организаций.

1. Традиционные критерии: экономические критерии, основанные на измерении эффективности использования ресурсов.

2. Новые «неосязаемые» измерители; интеллектуальный капитал, удовлетворенность потребителя, социальная прибыль, организационная культура.

Законы организации.

1. Закон синергии. Свойства организации больше суммы качеств, ее составляющих. Этот эффект достигается за счет взаимоувязки и согласования действий организационных элементов. Цель и главный результат организации - повышение потенциала системы.

2. Закон формации устанавливает зависимость между конфигурацией связей организации и ее формированием: форма организации определяется строением ее связей.

Проявление закона формации: «форму» организации определяет ее структура. Структуру организации определяет преобладание вертикальных или горизонтальных связей в организации.



  1. Закон онтогенеза отражает безусловную последовательность и объективную неизбежность осуществления жизненного цикла организации по шести основным стадиям: возникновение, становление и развитие организации неизбежно сменяется стагнацией, распадом и ликвидацией, составляющими ее жизненный цикл.

Закон самосохранения. Любая организация объективно и приоритетно стремится к самосохранению. Этот закон рассматривается в качестве объективного условия всех планируемых и складывающихся организационных изменений. Ярче всего он проявляется и реализуется в социальных организациях.

2. Внешняя среда организации и ее элементы

Внешняя среда оказывает разнообразное влияние на организацию, которое может проявляться в различных формах, предоставляя благоприятные условия и возможности для эффективного функционирования либо создавая угрозы для ее существования.

Внешняя среда многочисленна и неоднородна по своему составу. Она включает большое количество компонентов, которые оказывают различное влияние на организацию. Внешняя среда рассматривается как набор реально существующих явлений и процессов, прямо или косвенно влияющих на деятельность организации. Соответственно можно выделить две составляющие внешней среды, по-разному влияющие на организацию:


  • макроокружение (дальнее окружение);

  • непосредственное окружение (ближнее окружение).

То есть внешняя среда любой организации имеет как бы два кольца окружения: ближнее и дальнее.

Дальнее (косвенное) окружение организации иначе называют макроокружением. К нему относятся элементы, находящиеся вне сферы непосредственного влияния организации. Эти элементы, в свою очередь, оказывают косвенное влияние на организацию, в основном через факторы (элементы) непосредственного окружения.

Макроокружение организации можно разделить на следующие составляющие:

  • экономическая составляющая;

  • политическая составляющая;

  • правовая составляющая;

  • социальная составляющая;

  • технологическая составляющая;

  • природно-географические факторы.

Оценить влияние макроокружения на деятельность организации можно, оценив по ряду параметров следующие элементы макроокружения:

  • система ценностей, принятых в данном обществе и их приоритеты;

  • уровень социального и политического развития населения;

  • политическая обстановка в стране и мире;

  • экономическая обстановка в охране, отрасли и мире;

  • социальная и экологическая ответственность за отрицательные последствия реализованных управленческих решений;

  • налоговая система данного государства;

  • институциональные структуры;

  • обычаи местного и международного ведения бизнеса;

  • характерные природные и общественные катаклизмы;

  • криминализация внешних связей организации.



3. Внутренняя среда организации

Внутренняя среда организации формируется в зависимости от ее миссии и целей, которые, в свою очередь, во многом определяются внешней средой.

Внутреннюю среду организации можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, т.е. с точки зрения протекающих в ней процессов. Она включает все основные элементы и подсистемы, которые обеспечивают процесс производства товаров и услуг, процесс управления, состоящий в разработке и реализации управленческих решений, а также экономические, социальные и другие процессы, протекающие в организации.

Внутренняя среда включает: - цели организации;


  • структуру организации (как формальную, так и не формальную);

  • людей, работающих в организации;

  • используемые технологии как способы обработки сырья и получения конкретных продуктов;

  • задачи управления;

  • организационную культуру.

Все внутренние процессы в организации протекают в рамках организационной структуры, которая отражает внутреннее строение организации, сложившееся в ней разделение труда, связи и взаимодействие ее подразделений. Организационная структура закрепляет задачи, функции управления, права и обязанности за каждым структурным подразделением. От выбора типа организационной структуры, умелого ее проектирования и своевременного изменения во многом зависит эффективность деятельности организации в целом.

Организационная культура пронизывает всю внутреннюю среду организации и является интегрированной характеристикой, отражающей систему ценностей, принятых в организации, убеждений, принципов и норм поведения, разделяемых членами организации.

Соотношение этих элементов определяет потенциал организации, ее сильные и слабые стороны, способность противостоять угрозам внешней среды.

В организации можно выделить следующие подсистемы:


  • социальную — совокупность людей, работающих в организации, со сложным комплексом отношений между ними; основу этой подсистемы составляет работа с персоналом;

  • производственно-техническую — комплекс машин, оборудования, сырья, материалов и др., участвующих в процессе переработки входящих ресурсов в готовую продукцию;

  • информационную — совокупность организационно-технических средств, обеспечивающих каналы и сети организации информацией для эффективных коммуникаций;

  • экономическую — совокупность экономических процессов, происходящих в организации, таких как движение денежных средств, соотношение затрат и доходов и др.;

  • маркетинговую — включающую организацию изучения рынка, создания системы сбыта продукции, оптимального ценообразования и т.д.

Вопросы к изучению темы:

  1. Каково взаимодействие организации с окружающей внешней средой?

  2. Дайте классификацию хозяйственных субъектов РФ.

  3. Дайте определение коллектива.

  4. Назовите уровни и сферы деятельности управленческого персонала.

  5. Что такое коммуникативная функция в управлении, в чем сущность коммуникативной функции руководителя?

  6. Что в себя включает организационная структура персонала?

  7. Что в себя включает функциональная структура?

  8. Дайте понятие ролевой структуры.

  9. Дайте понятие социальной структуры.

  10. Что понимается под штатной структурой организации?


Каталог: upload -> 2014
2014 -> «Матрицы и определители» для студентов специальностей
2014 -> Учебно-методическое пособие для бакалавров и специалистов технического вуза Нижний Новгород Издательство фбоу впо «вгавт» 2013 удк п 21
2014 -> Интегрированный урок физика, математика, биология тема урока «Звуковые волны»
2014 -> Контрольные вопросы по освоению курса, терминологический словарь. Для студентам вузов и ссузов, начинающих преподавателей, а также всех интересующихся вопросами культуры
2014 -> 1. Характеристика жанров советской хоровой литературы Массовая песня в 1920-1930 годы ст
2014 -> Урока по дисциплине «Литература (по пьесе А. Н. Островского
2014 -> Краеведение


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница