Методические рекомендации по проведению практических занятий дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» для специальности 210801 Почтовая связь (код по оксо)



страница1/7
Дата06.06.2016
Размер1.03 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7
c logo шапка2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности»
для специальности 210801 Почтовая связь

(код по ОКСО)

Москва 2014 год





ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой) комиссией преподавателей БЖ, ОТ и физическая культура


Протокол № ______


от «___»______________2014г.


Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования

210801 Почтовая связь






Председатель предметной (цикловой) комиссии
______________ /А.А. Шпильков/

Подпись Ф.И.О.




Заместитель директора по УМР

______________ / И.Г. Бозрова/



Подпись Ф.И.О.



Составитель: Крот Николай Николаевич, преподаватель 1 категории

ГБОУ СПО КС № 54



СОДЕРЖАНИЕ




  1. Пояснительная записка________________________________________4

  2. Перечень практических работ__________________________________7

  3. Практические работы_________________________________________8


Пояснительная записка
Методические указания к практическим работам по курсу «Безопасность жизнедеятельности» для обучающихся по профессии 210801 Почтовая связь (базовая) составлены на основе Рабочей программы учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО. Практические занятия «Безопасность жизнедеятельности» являются одной из форм учебного занятия, составной частью учебного процесса, направленной на приобретения ими умений и навыков:

  1. в разработке и реализации мер защиты человека и среды обитания от

негативных воздействий чрезвычайных ситуаций мирного и военного

времени;


  1. в прогнозировании развития и оценки последствий чрезвычайных

ситуаций;

  1. в принятии решений по защите населения и территорий от возможных

последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения

современных средств поражения, а также принятия мер по

ликвидации их воздействий;


  1. в выполнении конституционного долга и обязанности по защите

Отечества в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации;

  1. в своевременном оказании доврачебной помощи.

В свою очередь, методические указания являются необходимой частью модульного образования и предполагают поэтапное выполнение определенных видов работ, направленных, в конечном итоге, на выполнение практических заданий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» для подготовке специалистов в соответствии с ФГОС в рамках общепрофессиональной учебной дисциплины в объёме - 46 часов. При этом на каждую практическую работу, отводится время, определённое в календарно-тематическом планировании, основанном на рабочей программе и учебном плане колледжа. Методические указания обозначают перед учащимися цели и задачи, содержат материалы для полноценного выполнения заданий и изучения курса, а так же примеры и такие виды отчётности обучающихся, как контрольные вопросы, позволяющие оценить степень овладения навыками, и сама выполненная практическая работа.

В результате освоения дисциплины и выполнения практических заданий на основе требований ФГОС обучающийся должен уметь:

- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

- применять первичные средства пожаротушения;

- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

- оказывать первую помощь пострадавшим.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики,

прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

- основы военной службы и обороны государства;

- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

- способы защиты населения от оружия массового поражения;

- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при

пожарах;

- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и

поступления на неё в добровольном порядке;

- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.



Для проведения практических работ необходимо следующее оборудование:

а) при колледже:

- строевой плац (площадка)

б) в аудитории:

- макет простейшего укрытия в разрезе

- макет убежища в разрезе

- войсковой прибор химической разведки (ВПХР)

- дозиметр

- компас

- визирная линейка

- транспортир

- противогаз, респиратор

- общевойсковой защитный костюм

- макеты огнетушителя, огнетушитель

- аптечка индивидуальная (АИ-2)

- противохимический пакет

- носилки санитарные

- тренажер для оказания первой помощи

- наглядные пособия

- жгут кровоостанавливающий резиновый

- индивидуальный перевязочный пакет

- учебное оружие

- комплекты плакатов

Технические средства обучения:

- телевизор;

- компьютер.

- мультимедийная установка (телевизор, компьютер);

- DVD – проигрыватель.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:


  1. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности. ООО «Дрофа»,

Москва, 2010 г.

2. Смирнов А.Т. и др. Безопасность жизнедеятельности . ООО «Дрофа»,

Москва, 2008 г.

Дополнительные источники:

1. Воробьева Ю.Л. Безопасность жизнедеятельности. ДГЗ МЧС России,

Москва, 2006 г.

2. Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс ООО «Дрофа», Москва, 2011 г.

3. Общевоинские уставы ВС РФ (Утверждены указом Президента

Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. № 1495). С изменениями в

соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 29 июля

2011 г. № 1039 Воениздат, Москва, 2011 г.



Интернет ресурсы:

1. http://www.nntu.sci-nnov.ru/RUS/otd_sl/gochs/attendance/line12.htm

2. http://www.nntu.sci-nnov.ru/RUS/otd_sl/gochs/attendance/line11.htm

Перечень практических работ.

№ занятия

Наименование практической работы



Кол-во часов

Стр.

Тема 1.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

6

8

1.

Отработка практических действий обучаемых при ЧС.

2

8

2.

Отработка способов ориентирования.

2

10

3.

Знакомство с защитными сооружениями.

2

13

Тема 1.2. Организация гражданской обороны

12

16

1.

Назначение и практический подбор СИЗ.

2

16

2.

Практическое пользование СИЗ органов дыхания.

2

19

3.

Практическое пользование СИЗ кожи.

2

21

4.

Проведение санитарной обработки.

2

23

5.

Работа с прибором ДП-5а.

2

28

6.

Работа с ВПХР.

2

33

Тема 1.5. Защита населения и территорий при авариях (катастрофах) на производственных объектах

2

37

1.

Отработка порядка эвакуации.

2

37

Тема 2.3. Строевая подготовка

14

39

1.

Строевая стойка и повороты на месте.

2

39

2.

Движение строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте.

2

43

3.

Повороты в движении.

2

46

4.

Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.

2

49

5.

Выход из строя и постановка в строй, подход к начальнику и отход от него.

2

52

6.

Построение и перестроение в одношереножный и двухшереножный строй, выравнивание, размыкание и смыкание строя, повороты строя на месте.

2

56

7.

Построение и отработка движения походным строем.

2

58

Тема 2.4. Огневая подготовка

6

60

1.

Отработка нормативов по неполной разборке и сборке автомата.

2

60

2.

Отработка нормативов по неполной разборке и сборке автомата.

2

60

3.

Изготовка к стрельбе.

2

64

Тема 2.5. Медико-санитарная подготовка

6

67

1.

Наложение кровоостанавливающего жгута.

2

67

2.

Наложение шины на место перелома, транспортировка поражённого.

2

72

3.

Отработка на тренажёре непрямого массажа сердца.

2

75




Всего:

46




Практическое занятие № 1 (2часа)

Тема 1.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.



Наименование занятия

Отработка практических действий обучаемых при ЧС.

Цель занятия:

  1. Расширить кругозор обучаемых о негативном воздействии на человека и окружающую среду ЧС природного и техногенного характера.

  2. Разъяснить обучаемым порядок действий при угрозе или возникновении ЧС природного и техногенного характера.

  3. Практически отработать отдельные вопросы, связанные с ЧС природного и техногенного характера.

Пояснения

В современном мире существуют ЧС двух видов:



  1. Природные.

  2. Техногенные.

Источниками их возникновения служат различные причины. Способы защиты и минимизации воздействия на человека и окружающую среду определены и разработаны. Понять причину, породившую ЧС, её вредные и опасные факторы, способы защиты и является основной задачей обучаемых.

Задание

Выполнить детализацию (тип ЧС, причина или источник возникновения, поражающее воздействие на людей и окружающую среду, масштаб последствий, факторы выживания) по одной из ЧС природного и техногенного характера



Необходимые принадлежности

  1. Тетрадь.

  2. Ручка.

  3. Справочная литература.

Работа в аудитории

Обучаемый получает задание о выполнении детализации одного из ЧС.

Например:


  1. Детализация ЧС природного характера.

Дать развернутую характеристику метеорологически опасному явлению - урагану.

  1. Детализация ЧС техногенного характера.

Дать развернутую характеристику техногенной аварии - пожару и взрыву.

На практическом занятии рассматриваются:

А) ЧС техногенного характера:

- аварии с выбросом радиоактивных веществ;

- аварии с выбросом химически опасных веществ;

- пожары и взрывы;

- транспортные аварии;

- аварии на энергетических и коммунальных системах;

- обрушение зданий и сооружений.

Б) ЧС природного характера

- геофизические опасные явления;

- геологические опасные явления;

- метеорологические и агрометеорологические опасные явления;

- морские гидрологические опасные явления;

- гидрологические опасные явления;

- природные пожары.

Контрольные вопросы


  1. Что такое ЧС?

  2. Основные причины техногенных ЧС?

  3. Характерные ЧС района проживания?

Литература

  1. Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс ООО «Дрофа», Москва, 2011 г.

  2. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности. ООО «Дрофа»,

Москва, 2010 г.

  1. Смирнов А.Т. и др. Безопасность жизнедеятельности. ООО «Дрофа»,

Москва, 2008 г.

  1. Воробьева Ю.Л. Безопасность жизнедеятельности. ДГЗ МЧС России,

Москва, 2006 г.


Практическое занятие № 2 (2часа)

Тема 1.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.



Наименование занятия

Отработка способов ориентирования.

Цель занятия:

  1. Закрепить знания и навыки, полученные обучаемыми на теоретических занятиях.

  2. Практически отработать вопросы ориентирования на местности без карты.

Пояснения

Ориентироваться на местности – это значит определить свое местоположение и направления на стороны горизонта относительно окружающих местных предметов и форм рельефа, найти указанное направление движения и точно выдержать его в пути. Широко применяются и простейшие способы ориентирования на местности: по компасу, по небесным светилам и по признакам местных предметов.



Задание

Провести определение сторон горизонта по солнцу, часам и солнцу, компасу, по Полярной звезде и местным предметам.



Необходимые принадлежности

  1. Компас.

  2. Часы.

  3. Плакаты.

Работа в аудитории

Работа по плакату или с использованием мультимедийного проектора.

Полярная звезда всегда находится на севере. Ночью на безоблачном небе ее легко найти по созвездию Большой Медведицы. Через две крайние звезды Большой Медведицы нужно мысленно провести прямую линию (рис. 14) и отложить на ней пять раз отрезок, равный расстоянию между крайними звездами. Конец пятого отрезка укажет положение Полярной звезды, которая находится в созвездии Малой Медведицы (конечная звезда малого ковша).

http://www.ikirov.ru/img/articles/orient2.jpg
На практическом занятии рассматриваются:

Занятие проводится на площадке перед колледжем.



А) Определение направлений на стороны горизонта по компасу.

Мушку визирного устройства ставят на нулевое деление шкалы, а компас – в горизонтальное положение. Затем отпускают тормоз магнитной стрелки и поворачивают компас так, чтобы северный ее конец совпал с нулевым отсчетом. После этого, не меняя положения компаса, визированием через целик и мушку замечают удаленный ориентир, который и используется для указания направления на север.



Б) Определение направлений на стороны горизонта по солнцу.

В Северном полушарии Солнце примерно находится в 7.00 на востоке, в 13.00-на юге, в 19.00-на западе. Положение Солнца в эти часы и укажет соответственно направления на восток, юг и запад.



В) Определение направлений на стороны горизонта по часам и солнцу.

Для более точного определения сторон горизонта по Солнцу используются наручные часы. В горизонтальном положении они устанавливаются так, чтобы часовая стрелка была направлена на Солнце. Угол между часовой стрелкой и направлением на цифру 1 на циферблате часов делится пополам прямой линией, которая указывает направление на юг. До полудня надо делить пополам ту дугу (угол), которую стрелка должна пройти до 13.00 (рис. 13, а), а после полудня-ту дугу, которую она прошла после 13.00 (рис. 13,6).



http://worldweapon.ru/images/topograf/orient/orient_05.jpg

Г) Определение сторон горизонта по признакам местных предметов (рис. 15). Если нет компаса и не видно небесных светил, то стороны горизонта могут быть определены по признакам местных предметов:

- мох или лишайник покрывает стволы деревьев, камни и пни с северной стороны; если мох растет по всему стволу дерева, то на северной стороне, особенно у корня, его больше;

- кора деревьев с северной стороны обычно грубее и темнее, чем с южной;

- весной трава на северных окраинах лесных прогалин и полян, а также с южной стороны отдельных деревьев, пней, больших камней растет гуще;

- муравейники, как правило, находятся к югу от ближайших деревьев и пней; южная сторона муравейника более пологая, чем северная;

- на южных склонах весной снег тает быстрее, чем на северных.



http://worldweapon.ru/images/topograf/orient/orient_07.jpg

Контрольные вопросы

  1. Что такое ориентирование?

  2. Виды ориентирования?

  3. Способы ориентирования?

Литература

  1. Латчук В.Н. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс ООО «Дрофа», Москва, 2011 г.

  2. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности. ООО «Дрофа», Москва, 2010 г.

  3. Смирнов А.Т. и др. Безопасность жизнедеятельности. ООО «Дрофа», Москва, 2008 г.

  4. Воробьева Ю.Л. Безопасность жизнедеятельности. ДГЗ МЧС России, Москва, 2006 г.


Практическое занятие № 3 (2часа)

Тема 1.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.



Наименование занятия

Знакомство с защитными сооружениями.

Цель занятия:

  1. Составить спецификацию помещений убежища.

  2. Ознакомиться с правилами заполнения убежища.

  3. Ознакомиться с правилами поведения в убежище.

Пояснения

Защитное сооружение – это инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате аварий и катастроф на потенциально опасных объектах либо опасных природных явлений в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения. К таким сооружениям относят убежища и противорадиационные укрытия.

Убежища обеспечивают наиболее надежную защиту людей от поражающих факторов ОМП, а также от высоких температур и вредных газов в зонах пожаров. 
Современные убежища должны обеспечить требуемые норматиные условия жизнеобеспечения людей в течение расчетного времени.


Каталог: images
images -> Сиамак Сейед Али Философские вопросы абсурдистских драм Сэмюэля Беккета и Эжена Ионеско
images -> Ученица 11 «Б» класса Бурмистрова Светлана Николаевна
images -> Репертуар кавер – группы «holiday» =Список иностранных песен= Abba
images -> 5sta family Зачем 5sta family Вместе мы (rmx)
images -> Рабочая программа учебного предмета «Математика»
images -> А двоичная сс б восьмеричная сс в
images -> Материалы по обоснованию проекта
images -> Обтяжка и отделка схематических моделей
images -> Опознавательные знаки на технике армий стран мира опознавательные знаки на боевой технике и транспортных средствах США
images -> Конкурс «Недаром помнит вся Россия про день Бородина»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница