Методические рекомендации по формированию



Скачать 475.91 Kb.
страница1/3
Дата06.06.2016
Размер475.91 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по формированию

аварийных комплектов документации (АКД)

на объекты повышенного риска

и объекты систем жизнеобеспечения населения

Настоящие методические рекомендации регламентируют порядок проведения комплекса работ по формированию аварийных комплектов документации (далее -АКД) на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения. Методические рекомендации разработаны в соответствии с приказом МЧС России от 17.02.2006 г. № 92.

Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов предприятий и организаций независимо от форм собственности и ведомственной при­надлежности, участвующих в процессе создания страхового фонда документации на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения.

При разработке методических рекомендаций учтены требования Постановлений Правительства Российской Федерации, а также требования государственных стандар­тов в области создания страховых фондов документации.


Москва 2006



СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 5

  2. РАЗРАБОТКА ПЕРЕЧНЕЙ ОБЪЕКТОВ 6




  1. Общие положения 6

  2. Правила использования общероссийских классификаторов 8

2.2.1. Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКНО)
……………………………………………………………………………….8

2.2.2. Общероссийский классификатор органов государственного


управления (ОКОГУ) 8

2.2.3. Общероссийский классификатор административно-территориальных


образований (ОКАТО) 8

2.3. Внесение изменений в перечни объектов 9

3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АКД 10


  1. Создание комиссии (рабочей группы) по СФД 10

  2. Разработка проектов планов предприятия по подготовке АКД к обработке и по
    представлению АКД на обработку 11

  3. Разработка заданий на подготовку АКД 11

  4. Общие рекомендации по составу, объему и качеству АКД . 13

  5. Внесение изменений в АКД 14

4. ОТПРАВКА АКД НА ОБРАБОТКУ . 14

Приложение № 1 16

Приложение № 2 17

Приложение № 3 18

Приложение № 4 20

Приложение № 5 22

Приложение № 6 24

Приложение № 7 27

Приложение № 8 .... 29

ВВЕДЕНИЕ


В соответствии с Федеральным законом от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мо­билизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и постановле­ниями Правительства Российской Федерации от 18 января 1995 г. № 65 «О создании единого российского страхового фонда документации» и от 26 декабря 1995 г. № 1253-68 «Об обеспечении создания единого российского страхового фонда документа­ции», положивших начало процессу создания страхового фонда документации на объ­екты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения, предназна­ченного для проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ (далее - СФД-ЧС), работы в этом направлении приобрели в настоящее время широко­масштабный характер.

СФД-ЧС - это надежно хранимый упорядоченный массив аварийных комплек­тов документации (далее - АКД) на объекты повышенного риска и объекты систем жизнеобеспечения населения зафиксированный на микроформах и других компактных носителях информации, необходимых для проведения аварийно-спасательных и дру­гих неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций в условиях мирного и военного времени.

На перспективу основной целью развития СФД-ЧС является повышение его ро- ли и значения в документальном обеспечении единой государственной системы пре­дупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), создание на его базе интегрированного банка данных, включающего в себя оперативный информаци­онный ресурс по объектам повышенного риска и объектам систем жизнеобеспечения населения.

Вопрос формирования на объектах АКД и подготовки его к микрофильмирова­нию имеет определяющее значение в деле создания СФД-ЧС.

Организация работ по созданию СФД-ЧС осуществляется на основании переч­ней объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспечения населения (да­лее - перечни), разрабатываемых и утверждаемых федеральными органами исполни­тельной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с МЧС России.

В перечни объектов повышенного риска, на которые создается СФД-ЧС, входят существующие, проектируемые и строящиеся (реконструируемые): взрывоопасные объекты; пожароопасные объекты; химически, радиационно и биологически опасные объекты; объекты гидродинамической и другой опасности.

В перечни объектов систем жизнеобеспечения населения, на которые создается СФД-ЧС, входят существующие, проектируемые и строящиеся (реконструируемые): объекты систем водоснабжения и канализации; объекты систем электроснабжения; объекты систем газоснабжения; объекты систем теплоснабжения; объекты систем ме­дицинского обслуживания населения; объекты транспортных систем; объекты систем связи; объекты систем продовольственного обеспечения; важнейшие объекты органов управления.

СФД-ЧС по своей структуре состоит из совокупности АКД на каждый из объек­тов, включенных в перечни.

Основной целью данных методических рекомендаций является систематизация требований руководящих документов и оказание методической помощи руководите­лям и специалистам объектов повышенного риска и объектов систем жизнеобеспече­ния населения, по вопросам организации и проведения работ в области создания СФД-ЧС.

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ



  1. По своему предназначению СФД-ЧС должен обеспечить органы управления
    системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций аварийными ком­плектами документации, необходимыми для принятия управленческих решений и
    проведения аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и других неотложных работ при ликвидации ЧС на объектах территорий субъектов Российской Федера­ции.

  2. АКД представляет собой упорядоченную совокупность проектной, управ­ленческой, конструкторской, технологической и другой документации, действующей
    на объекте на текущий момент и зафиксированной на компактных микрографических
    и электронных носителях информации. В настоящее время единственными докумен­тами, имеющими юридический статус подлинника, закладываемыми в соответствую-
    щие хранилища СФД-ЧС, являются микрографические носители информации, техно-
    логические процессы создания которых, регламентированы отечественными и между­
    народными стандартами. Создаваемые в СФД-ЧС электронные версии АКД, записан­-
    ные на дискеты, оптические диски и другие машиночитаемые носители информации,
    применяются только для оперативного использования.

  3. Основой для создания СФД-ЧС, являются АКД на объекты повышенного
    риска и объекты систем жизнеобеспечения населения. На каждый объект разрабатыва­ется только один АКД, в который входит документация на все подобъекты, здания,
    сооружения и т.д. (исключение составляют только дочерние предприятия, имеющие
    свой код ОКПО. Для них разрабатывается свой АКД).

  4. Подготовка АКД осуществляется с учетом действующих нормативных и
    методических документов, указанных в приложении № 1.

1.5. Основой для организации работ по подготовке АКД являются перечни.
Основные категории предприятий, которые рекомендуется включать в перечни

(в т.ч. проектируемые и строящиеся предприятия), приведены в приложении № 2.



  1. В состав АКД, в общем случае, должны входить: проектная (на здания и со­оружения объекта, с указанием в документации расположения потенциально опасных
    технологических установок; схемы планов основных производственных этажей и др.
    документация) и управленческая (инструкции и наставления по действию персонала
    объектов в чрезвычайных ситуациях; планы действия органов управления по преду-
    преждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и т.п.) документация.
    Генеральные планы и схемы поэтажных планировок могут сопровождаться кино- и
    фотоматериалами.

  2. АКД должны состоять из подлинников и учтенных копий проектных, кон­структорских, эксплуатационных, управленческих и др. документов, выполненных на
    бумажных носителях информации в соответствии с требованиями государственной
    системы стандартов (ГСС), стандартов Единой системы конструкторской документа-
    ции (ЕСКД), стандартов системы разработки и поставки продукции на производство
    (СРПП), стандартов системы проектной документации для строительства (СПДС),
    стандартов системы "Репрография. Микрография", стандартов системы "Страховой
    фонд документации", законодательных актов, нормативных документов и методик,
    рекомендуемых для применения при разработке инженерно-технических мероприятий
    по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также других документов.

  3. Все работы по созданию, сохранению и использованию СФД-ЧС выполняются в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственной тайне».

2. РАЗРАБОТКА ПЕРЕЧНЕЙ ОБЪЕКТОВ

2.1. Общие положения

2.1.1. Перечни объектов повышенного риска (ОПР) и объектов систем жизне-обеспечения населения (ОСЖН) разрабатываются и утверждаются федеральными ор-ганами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации и организациями по согласованию с МЧС России.

2.1.2. Перечни объектов являются основой для планирования работ, определе-ния объемов документации, подлежащей закладке в страховые фонды, объемов фи­нансирования, сроков выполнения работ и их очередности.

В общем случае, разработка и утверждение перечней должна стать первооче­редным мероприятием Программы работ по созданию, хранению и использованию ТСФД.

В перечни объектов по субъектам Российской Федерации включаются объекты (ОПР и ОСЖН), находящиеся на их территории, независимо от форм собственности (кроме объектов, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной вла­сти).

2.1.3. Основанием для включения объектов повышенного риска в перечень яв­ляется:

использование в производственных процессах (в том числе при хранении и захоронении) пожаро-, взрыво-, биологически, химически и радиационно-опасных веществ, а также других материалов, которые в результате чрезвычайных ситуаций могут оказать поражающее воздействие на население и окружающую среду за пределами санитарно-защитных зон данных объектов;

нахождение объектов в зонах возможных стихийных бедствий природного ха­рактера;

расположение объектов в непосредственной близости к потенциально опасным объектам, необходимых для устойчивого жизнеобеспечения населения.

2.1.4. В перечень также включаются важнейшие государственные объекты Российской Федерации (не являющиеся потенциально опасными объектами), утвержден­ные постановлением Правительства Российской федерации от 07.12.1994 г. № 1347-65
«Вопросы охраны важнейших государственных объектов Российской Федерации в условиях военного времени».

Основные критерии включения объектов в перечни ОПР и ОСЖН:

кратность превышения над предельным (Федеральный Закон от 21.07.1997г. .N°l 16-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов») ко­личества обращающихся на ОПО опасных веществ;

количество погибших и пострадавших среди персонала;

количество погибших и пострадавших среди населения;

количество населения, у которого могут быть нарушены условия жизнедеятель­ности с учетом воздействия вторичных факторов поражения и вредного воздействия на окружающую среду;

величина возможного ущерба;

площадь зон действия поражающих факторов при чрезвычайной ситуации;

возможные последствия чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних опасных объектах.

2.1.5. В системе СФД-ЧС МЧС России принята следующая кодировка объектов


повышенного риска по факторам опасности:

  1. - взрывоопасность;

  2. - пожароопасность;

4 - радиационная опасность;

8 - химическая опасность;

16 - гидродинамическая опасность;

32 - биологическая опасность.

В перечень объектов систем жизнеобеспечения населения следует включать объекты крупных (категорированных) городов, находящихся в зонах возможных сти­хийных бедствий природного характера, а также расположенных в непосредственной близости к потенциально опасным объектам, необходимых для устойчивого жизне­обеспечения населения.

В системе СФД-ЧС МЧС России принята следующая кодировка объектов сис­тем жизнеобеспечения населения по категориям ОСЖН:



  1. - объекты систем водоснабжения и канализации;

  2. - объекты систем электроснабжения;
    4 - объекты систем газоснабжения;

8 - объекты систем теплоснабжения;

16 - объекты систем медицинского обслуживания;

32 - объекты транспортных систем;

64 - объекты систем связи;

128 - объекты систем продовольственного обеспечения;

256 - важнейшие объекты органов управления;

512 - объекты проведения мероприятий с массовым участием населения.

При наличии на объекте нескольких факторов опасностей, или если объект от­носится к двум и более категориям ОСЖН, то результирующий код объекта получает­ся сложением соответствующих кодов. Например, для пожаро и радиационно опасно­го объекта результирующий код - 6, а для объекта систем тепло и электроснабжения результирующий код - 10.

2.1.6. Перечень разрабатывается на листах формата А4 по форме, указанной в
приложении № 8. Графы перечня заполняются следующим образом:

в графе 1 проставляется порядковый номер объекта при сквозной нумерации;

в графе 2 указывается полное (официальное) наименование объекта;

в графах 3-5 указываются общероссийские коды;

в графе 6 указывается полный почтовый адрес объекта;

в графе 7 указываются факторы опасности ОПР и категории ОСЖН в виде: хх(###), где

хх - фактор опасности ОПР;

### - категория ОСЖН.

в графе 8 указывается объём документации, подлежащей микрофильмированию, приведенный к формату А4 (тыс. листов).

2.2. Правила использования общероссийских классификаторов

2.2.1. Общероссийский классификатор предприятий и организаций
(ОКПО)

Код ОКГЮ является строго индивидуальным для каждого объекта и по опреде­лению не может повторяться среди других объектов, зарегистрированных на террито­рии Российской Федерации.

Например, в перечень включены два объекта, имеющие один и тот же код
ОКПО:

МППО "Водоканал" Северные очистные сооружения канализации и МППО "Водоканал" Левобережные очистные сооружения водопровода.

Правильная запись этих объектов в перечень будет иметь следующий вид:

в перечень включается только головная организация, которая зарегистрирована под кодом ОКПО 03258756 (МППО "Водоканал"), а остальные организации входящие в ее структуру будут являться подобъектами и должны быть отражены только в ВАКД в графе "объект".

2.2.2. Общероссийский классификатор органов государственного
управления (ОКОГУ)

Использование кода ОКОГУ обусловлено тем, что СФД-ЧС структурно состоит из страхового фонда документации на объекты, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти (федеральный СФД) и страховых фондов документа­ции на объекты, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (территориальные СФД). В перечни, разрабатываемые органа­ми исполнительной власти субъектов Российской Федерации, как правило, должны включаться только объекты, находящиеся в их ведении.

2.2.3. Общероссийский классификатор административно-
территориальных образований (ОКАТО)

Для статистической обработки, поступающей в СФД-ЧС, информации об объ­ектах и аналитической обработки информации о проведенных на объектах аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работах, имеется необходимость клас­сифицировать объекты по территориальному признаку. С этой целью в систему клас­сификации СФД-ЧС вводится общероссийский классификатор ОКАТО.

Классификатор ОКАТО входит в состав Единой системы классификации и ко­дирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК).

ОКАТО разработан взамен Общесоюзного классификатора Система обозначе­ний объектов административно-территориального деления Союза ССР и союзных рес­публик, а также населенных пунктов (СОАТО).

ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и авто­матизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие.

Объектами классификации в ОКАТО являются:

республики

края


области

города федерального значения

автономная область

автономные округа

районы

города


внутригородские районы, округа города

поселки городского типа

сельсоветы

сельские населенные пункты.

В классификаторе принята иерархическая система классификации.

Все множество объектов административно-территориального деления подраз-деляется на группы согласно территориальному делению, и эти группы располагаются по трем уровням классификации в соответствии с административной подчиненностью, причем в каждый уровень включаются объекты, непосредственно подчиненные объектам предыдущего уровня.

Первый уровень классификации включает объекты федерального значения:

республики'

края

области


города федерального значения

автономную область

автономный округ, входящий в состав Российской Федерации

Ко второму уровню классификации относятся:

автономные округа, входящие в состав края или области

районы республики, края, области, автономной области, автономного округа, входящего в состав Российской Федерации, внутригородские районы, округа города федерального значения

города республиканского, краевого, областного подчинения

поселки городского типа краевого, областного подчинения

К третьему уровню классификации относятся:

внутригородские районы, округа города республиканского, краевого, областного подчинения

города районного подчинения

поселки городского типа районного подчинения

сельсоветы

В пределах группировок третьего уровня классификации кодируются сельские населенные пункты.

При сборе и обработке информации на международном уровне, например, в рамках СНГ предусматривается возможность добавления перед кодом объекта классификации по ОКАТО кода 643 Российской Федерации по Общероссийскому классификатору стран мира.

Таким образом, ОКАТО позволяет производить многоаспектный поиск и классификацию объектов по территориям.

2.3. Внесение изменений в перечни объектов

Изменения к перечням объектов разрабатываются при поступлении информа-ции о перепрофилировании объектов, их ликвидации, изменениях в дислокации и на-именованиях, а также при создании новых объектов.

Изменения к перечням разрабатываются вне зависимости от объема накопленных изменений, по форме исходного перечня и содержат три раздела:

«Исключить из перечня» - номенклатура объектов, подлежащих исключению из состава перечней объектов;

«Включить в перечень» - номенклатура объектов, подлежащих включению в состав перечней объектов.

В случае, когда общее количество вносимых в исходные перечни изменений будет достигать более 30% целесообразно осуществить полное переиздание перечней.



3. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АКД

З.1. Создание комиссии (рабочей группы) по СФД

3.1 1. Общее руководство и контроль за формированием АКД объекта и подго­товкой его к микрофильмированию, независимо от форм собственности и подчинен­ности объекта, возлагается на его руководителя.

3.1.2. Для непосредственного выполнения работ по подготовке АКД к микро­фильмированию, приказом руководителя объекта должна создаваться комиссия или рабочая группа, а в отдельных случаях может назначаться ответственный исполнитель (в зависимости от объема работ).

3.1.3. Рекомендуемый состав комиссии (рабочей группы) СФД объекта: председатель комиссии (рабочей группы) - заместитель руководителя объекта

или начальник штаба гражданской обороны объекта;

члены комиссии (рабочей группы) - главные и ведущие специалисты объекта из числа руководящего инженерно-технического персонала.



  1. Члены комиссии (рабочей группы) осуществляют разработку проектов
    "Плана по подготовке АКД объекта к обработке (к микрофильмированию)", "Плана по
    представлению АКД объекта на обработку (на микрофильмирование)", задание (при
    необходимости) на выполнение работ по комплектованию и разработке АКД, а также
    отчетных документов по выполненным работам.

  2. Численность и персональный состав комиссии (рабочей группы) зависит
    от объема и вида работ, выполняемых при подготовке АКД объекта, а также от квалификации привлекаемых специалистов.

  3. Рекомендуемая форма приказа руководителя объекта о создании комиссии
    (рабочей группы) СФД приведена в приложении № 4.

  4. После утверждения планов работ, указанных в п 3.1.4, комиссия (рабочая
    группа) СФД объектов осуществляет:

разработку ведомостей комплектов документации, включаемой в состав АКД;

отбор документации и определение объема имеющейся документации, в т.ч. объема документации, которую требуется восстановить или разработать (при необхо­димости);

оценку физического состояния документации и соответствие ее требованиям го­сударственных стандартов и соответствующих СНиП;

формирование АКД для отправки его на обработку (микрофильмирование) в специальную лабораторию, а также составление сопроводительных документов;

отправку документации и получение ее после обработки;

актуализацию АКД, т.е. внесение в него изменений и дополнений, подготовку и отправку скорректированной документации на обработку.


3.2. Разработка проектов планов предприятия по подготовке АКД к обра­ботке и по представлению АКД на обработку

  1. Непосредственное руководство работами по подготовке АКД к обработке,
    а также оперативное решение организационных и других задач при их выполнении
    осуществляет председатель комиссии (рабочей группы) или лично руководитель пред­приятия (объекта).

  2. В проектах планов обязательно указываются объемы и сроки выполнения
    работ.

  3. Разработанные проекты планов подписываются руководителем объекта и
    направляются в ведомство (вышестоящую организацию), для учета и формирования
    проектов ведомственного (отраслевого) плана работ на планируемый год.

Примечание. Ведомственные (отраслевые) планы работ направляются в Голов­ную Службу территориального СФД-ЧС для формирования сводного плана, который в установленном порядке представляется на согласование в Главное управление МЧС по субъекту Российской Федерации.

3.2.4. Проекты планов работ по подготовке АКД для обработки и по представ­лению АКД на обработку должны разрабатываться на объекте ежегодно в срок, на­пример, до 1 июня года, предшествующего планируемому, и представляться в выше­стоящую организацию (см п. 3.2.3).

Отчетные материалы за выполненный объем работы в текущем году представ­ляются в вышестоящую организацию в срок, например, до 1 февраля года, следующего за отчетным. -


  1. После утверждения плана по микрофильмированию АКД Головная Служ-ба территориального СФД-ЧС доводит план работ, в части касающейся, до руководи­телей объектов через соответствующие ведомства.

  2. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации
    от 26 декабря 1995 г. № 1253-68 затраты:

предприятий и организаций по подготовке, комплектованию и поставке доку­ментации на микрофильмирование, должны включаться в себестоимость продукции (работ, услуг);

на микрофильмирование, сохранение документации территориального фонда и содержание специализированных объектов, находящихся в ведении органов исполни­тельной власти субъекта Российской Федерации, должны финансироваться за счет средств бюджета субъекта по статье "Гражданская оборона".





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница